Урок русского языка в 7 классе № 18
Тема: Р.Р. Сжатое изложение по упр. 72
Форма работы: урок-практикум.
Цель: формировать умения, необходимые для написания сжатого изложения.
Задачи урока:
· Образовательная: сформировать навыки, необходимые для написания сжатого изложения, научить понимать устную речь, воспроизводить её в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы;
· Развивающая: содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся; развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию.
· Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Целеполагание
М.Горький в своё время говорил о роли и назначении языка: «Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть».
– Хорошее владение языком необходимо для решения многих задач, в том числе для успешной сдачи экзамена по русскому языку. Одно из заданий ОГЭ – написание сжатого изложения – требует умения понимать текст, запомнить его и грамотно изложить.
III. Актуализация знаний
– Что такое изложение? (изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора)
– Какое может быть изложение? (подробное и сжатое (содержание передается сжато, кратко, обобщенно).
– Какие приемы сжатия текста вы знаете? (повторение памятки)
– После применения приёмов сжатия, что должно остаться в тексте? (авторский замысел, ключевые слова и микротемы)
Прежде чем мы приступим к работе с текстом, давайте вспомним, что такое сжатое изложение? (сжатое изложение предполагает отбор существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений).
Какие способы сжатия текста вы знаете? (исключение, обобщение и упрощение)
Что представляет собой каждый из этих способов?
1. Исключение:
• исключение повторов;
• исключение одного или нескольких из синонимов;
• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких предложений.
2. Обобщение:
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
3. Упрощение:
• слияние нескольких предложений в одно;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена сложноподчинённого предложения простым;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Какой способ сжатия мы будем использовать – ответ на этот вопрос всегда будет зависеть от предложенного текста.
Напоминаю вам, что текст читается 2 раза. После первого прочтения вы должны будете ответить на следующие вопросы:
· Тема предложенного текста. Как озаглавим текст?
· Какие микротемы выделяются в тексте? Предложите варианты заголовков каждого абзаца.
· На какие ключевые слова вы будете опираться при пересказе каждого из абзацев?
· Какие способы сжатия вы будете использовать?
После того, как мы обсудим все эти вопросы, я вам зачитаю текст еще раз.
После второго прочтения вы приступите к написанию изложения.
IV. Практическая работа
- Перед вами текст из детской энциклопедии искусств о художнике Шишкине (упр.72).
Давайте его прочитаем.
О чем текст?
Как мы можем его озаглавить?
Какие микротемы вы можете выделить в услышанном тексте? Давайте составим план, озаглавив каждый из абзацев.
Составление плана текста.
Выполнение заданий упражнения 72.
Написание сжатого изложения.
VI. Рефлексия
– Что должно быть отражено в сжатом изложении?
– Какие способы сжатия текста вы знаете?
– По каким критериям оценивается сжатое изложение?
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.