Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А «Русский родной язык» 9 класс
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
9 кл
13.09.2019
Рабочая программа по русскому родному языку для 9 класса составлена на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» 9 класс для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. Авторы: О. М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, И. П. Васильевых. Москва. Издательство «Учебная литература», 2019
Учебник: Александрова О. М., Загоровская О. В., Богданов С. И., Вербицкая Л. А., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Нарушевич А. Г., Казакова Е. И., Васильевых И. П. Русский родной язык. 9 класс. Москва. Издательство «Учебная литература», 2019
9 кл. РОДНОЙ русский ЯЗЫК.docx
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
Учебный предмет «Русский родной язык»
Класс: 9
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Срок реализации программы 2019 /2020 гг.
Количество часов по учебному плану:
9 класс всего – 34 ч/год; 1 ч/неделю
Планирование составлено на основе:
Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» 9 класс для
общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
Авторы: О. М. Александрова, О. В. Загоровская, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, И.
П. Васильевых. Москва. Издательство «Учебная литература», 2019; основной образовательной
программы основного общего образования ГОАУ АО «Амурский кадетский корпус».
Учебник: Александрова О. М., Загоровская О. В., Богданов С. И., Вербицкая Л. А., Гостева Ю. Н.,
Добротина И. Н., Нарушевич А. Г., Казакова Е. И., Васильевых И. П. Русский родной язык. 9 класс.
Москва. Издательство «Учебная литература», 2019 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
• осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, основ
культурного наследия народов России и человечества; осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам; сформированность ответственного отношения к учению;
• сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
• осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести
самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
• способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне;
• овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного
общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и
реальных жизненных условиях.
В конце пятого года изучения курса русского родного языка в основной школе выпускник при
реализации содержательной линии «Язык и культура» научится:
• объяснять изменения в русском языке как объективный процесс;
• понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
• приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать
историю и культуру страны;
• понимать и истолковывать значения русских слов с национальнокультурным компонентом,
правильно употреблять их в речи;
выявлять единицы языка с национальнокультурным компонентом значения в исторических текстах;
• приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного
языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
• понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национальнокультурным
компонентом; анализировать и комментировать историю происхождения фразеологических оборотов;
уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
• распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
• правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в современных
ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
• понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
• характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения;
• понимать процессы заимствования лексики как результат взаимодействия национальных культур;
• характеризовать заимствованные слова по языкуисточнику (из славянских и неславянских языков),
времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного);
• комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;
• понимать особенности освоения иноязычной лексики;
• определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать
неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять
иноязычные слова;
• распознавать и корректно употреблять названия русских городов; объяснять происхождение
названий русских городов (в рамках изученного);
• регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении
конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари
иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и
выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
«Культура речи» научится:
• осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного
человека;
• осознавать свою ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
• соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имен существительных, имен
прилагательных; глаголов (в рамках изученного);
• различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учетом
произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
• употреблять слова с учетом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
• понимать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;
• правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению
реальной действительности;
• соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической
сочетаемости;
• корректно употреблять термины в учебнонаучном стиле речи (в рамках изученного);
• опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
• различать слова с различной стилистической окраской; употреблять имена существительные, имена
прилагательные, глаголы с учетом стилистических норм современного русского языка;
• анализировать и различать типичные речевые ошибки;
• редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
• выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
• объяснять управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с
в составе словосочетания‚ употребление предлога по с количественными числительными в
словосочетаниях с распределительным значением; построение простых предложений с причастными и
деепричастными оборотами‚ предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;
• распознавать типичные ошибки в построении сложных предложений; редактировать предложения с
целью исправления синтаксических и грамматических ошибок;
• анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую
и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного
литературного языка;
• редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности
родительного и творительного падежей; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную
манеру общения;
• использовать при общении в электронной среде этикетные формы и устойчивые
формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого
этикета;
• соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
• использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой
агрессии;
• понимать активные процессы в современном русском речевом этикете;
• использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического
значения слова и особенностей его употребления;
• использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для
определения нормативных вариантов произношения и правописания;
• использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов,
подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования
текста;
• использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования,
словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов
грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
• использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения
нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
«Речь. Речевая деятельность. Текст» научится:
• использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое
интерактивное) монологической речи, учебнонаучных, художественных, публицистических текстов
различных функциональносмысловых типов речи; • пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим,
поисковым) учебнонаучных, художественных, публицистических текстов различных функционально
смысловых типов речи;
• владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение,
комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.;
• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;
• владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;
основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации
(аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
• анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно
использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
• анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать деловые
письма;
• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в
письменной форме и представлять его в устной форме;
• строить устные учебнонаучные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на
проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебнонаучной дискуссии;
• анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк).
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (10 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры
«Русский родной язык» в 9м классе
ключевых слов (концептов) русской культуры, их национальноисторическая значимость. Крылатые
слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы,
кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних
факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные
тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический
бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их
стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (10 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные
процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в
современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая
сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные
ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. типичные ошибки‚ связанные с речевой
избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных
словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные
грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога
по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш — по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге —
рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚
по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала). Нагромождение одних
и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных
союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с
союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и
справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Этикет интернетпереписки.
Этические нормы, правила этикета интернетдискуссии, интернетполемики. Этикетное речевое
поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных
сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. использование графиков, диаграмм, схем
для представления информации.
Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официальноделовой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности.
Учебнонаучный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и
интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Календарнотематическое планирование
№
урока
1
23
4
5
6
7
8
9
10
Название раздела, тема урока
Раздел 1. Язык и культура
Отражение в русском языке культуры и истории русского
народа
Ключевые слова русской культуры
Крылатые слова и выражения в русском языке
Развитие русского языка как закономерный процесс.
Основные тенденции развития современного русского языка.
Новые иноязычные заимствования в современном русском
языке.
Словообразовательные неологизмы в современном русском
языке.
Переосмысление значений слов в современном русском
языке.
Проверочная работа №1 (представление проектов,
результатов исследовательской работы)
Раздел 2. Культура речи
11,12
Основные орфоэпические нормы современного русского
литературного языка.
Количество
часов
Дата
10
1
2
1
1
1
1
1
1
1
11
2 Основные лексические нормы современного русского
литературного языка. Паронимы и точность речи.
Основные грамматические нормы современного русского
литературного языка.
Речевой этикет в деловом общении
Правила сетевого этикета
Проверочная
результатов исследовательской работы)
работа № 2(представление проектов,
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
13,14
1518
19
20
21
22,23
24,25
26
27
28
29
30,31
3233
Русский язык в Интернете.
Виды преобразования текстов.
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официальноделовой стиль. Деловое письмо.
Научноучебный подстиль. Доклад, сообщение
Публицистический стиль. Проблемный очерк
Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.
Проверочная работа №3(представление проектов,
результатов исследовательской работы)
Заключительный урок
34
Примерная тематика проектных и исследовательских работ
2
4
1
1
1
11
2
2
1
1
1
1
2
1
1
Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.
Образ человека в языке: словаконцепты дух и душа.
Из этимологии фразеологизмов.
Карта «Интересные названия городов моего края/России».
Названия денежных единиц в русском языке.
Интернетсленг.
Межнациональные различия невербального общения.
Анализ типов заголовков в современных СМИ.
Сетевой знак @ в разных языках.
Язык и юмор.
Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.
Подготовка сборника стилизаций, разработка личной странички для школьного портала и др.
Разработка рекомендаций «Правила информационной безопасности при общении в социальных
сетях» и др.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А «Русский родной язык» 9 класс
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А «Русский родной язык» 9 класс
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А «Русский родной язык» 9 класс
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А «Русский родной язык» 9 класс
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А «Русский родной язык» 9 класс
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А «Русский родной язык» 9 класс
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А «Русский родной язык» 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.