Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)
Оценка 4.8

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Оценка 4.8
Научные работы
docx
русский язык
9 кл
14.07.2017
Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)
В статье говорится о формах работы, которые помогают развивать творческие способности ребёнка, побуждают его к поиску нестандартных решений, формируют собственную позицию. Статья содержит конкретные примеры творческих заданий как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, носит практический характер.
Статья Развитие творчества.docx
Частное общеобразовательное учреждение         «Школа­интернат № 9 среднего общего образования   Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»                                                                                        Статья «Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы»                                                                                                                                                                      Автор                                                                   учитель русского языка и литературы                                                                   высшей категории                                                                  Алпатова Тамара Николаевна Творчество – это постоянный поиск. Это удивительные открытия. Это   ощущение   полноты   жизни.   В   современном   процессе   образования творчество учащихся занимает огромное место. Психологи, педагоги, ученые приходят к выводу о том, что необходим поиск принципов построения такого пространства, жизнетворчества» [3].     в   котором   возможно   найти   «механизм   адаптации, Исследуя данную проблему, многие ученые считают, что необходимо организовывать   психолого­педагогическое   сопровождение   учащихся, способствовать   развитию   творческого   потенциала   личности   ребенка, создавать условия для «формирования внутренней мотивации деятельности, направленности   личности   и   системы   ценностей,   которые   создают   основу становления духовности личности» [2].                               Проблема   творческого   мышления   современными   учеными рассматривается в контексте проблемы личностного развития. И в свете этого огромное   значение   имеет   внутренняя   мотивация   деятельности   учащихся. Внутренней   мотивацией   познавательной   деятельности   является   осознание учащимся того, что он становится на одну ступеньку выше в своем развитии, узнавая на уроке много нового, пополняя свой словарный запас. Знакомясь с жизненными исканиями героев произведения, оценивая их поступки, вступая в дискуссию     с   товарищами,   вырабатывая   свой   взгляд   на   ту   или   иную жизненную ситуацию, ученик формирует себя как личность.  Развитие личности ребенка невозможно без развития его творческих способностей.  Безусловно, важно и нужно в процессе обучения дать ученику возможность   овладеть   определенной   суммой   знаний,   но   не   менее   важно предоставить ребенку возможность проявить себя, свои таланты, способности и в процессе обучения. На уроках русского языка и литературы необходимо не просто знакомить учеников с новыми словами, языковыми средствами, но и учить их использовать новые слова в своей речи, учить «разукрашивать» свою речь   выразительными   языковыми   средствами.   Следует   давать   возможность детям на уроке почувствовать себя открывателями, исследователями, давать возможность   выражать   свои   мысли,   чувства,   спорить,   выдвигать   свои гипотезы.  Творческая способность – это способность понять необходимость и возможность   создания   чего­то   нового.   Это   способность   формулировать проблему,   мобилизовать   необходимые   знания   для   выдвижения   гипотезы, подтвердить эту гипотезу теоретически и практически или совсем отказаться от нее, искать и найти решение проблемы, чтобы в результате создать новый оригинальный продукт (научное изобретение, рациональное решение задачи, авторское стихотворение, рассказ, исследовательскую работу…).  Для   этого   существует   множество   заданий   творческого   характера, которые можно использовать непосредственно на уроках. Огромное значение для   развития   творческих   способностей   имеет   уровень   развития   внимания, памяти,  воображения.  Можно предложить   детям задания,  направленные  на развитие памяти, внимания, воображения. Типы творческих заданий на уроках русского зыка Развивают Репродуктивный  уровень Сообщение: «Рассказ о слове» Устную речь, память Кроссворды Путешествие в «историю» слова  (этимология слов). Страничка  исторической грамматики на уроке Игры «термины­ понятие» Мышление, память, внимание,  развитие речи Устная речь, внимание, память,  ассоциативное мышление. Память, внимание. Ассоциативное  мышление. Частично­поисковый Текст с ошибками Внимание, память «Узнай слово» Внимание, память, мышление Выведение правила на основе примеров с  выделенной орфограммой и условиями к  ней.  Внимание, логическое мышление Творческий уровень Работа над текстом с ошибками Внимание, память, мышление Составление своего задания Написание сочинений, изложений и  других видов творческих работ Внимание, память, мышление,  воображение, логическое мышление. Внимание, память, мышление,  воображение, логическое мышление, память. Составление схем, таблиц на основе  правил Внимание, логическое мышление,  память. В  распоряжении учителя большое разнообразие развивающих заданий: ­ подобрать слова, сходные или противоположные по смыслу;  ­  продолжить рассказ;  ­ составить памятку;  ­ придумать рассказ, составить словосочетания;  ­ составить рассказ о слове;  ­ распространить предложение;  ­   составить   рассказ   по   вопросам,   по   содержанию   текста,   по   картинке,   на основе собственных впечатлений;  ­ нарисовать словесную картинку к рассказу;  ­ озаглавить рассказ, части рассказа, стихотворения и т.д.  Например,   задание     «Рассказ   о   слове»   может   быть   предложен   на начальных   этапах   детям   с   выраженной   познавательной   активностью. Составление   развернутого   рассказа   о   конкретном   слове   способствует развитию речи учащихся, выработки  навыков «добывания» нового материала, развитию воображения, т.к. слово необходимо включить в контекст, составив небольшой   текст   (4­5   предложений).   Затем   подобные   задания   могут выполнять практически все учащиеся.  План: • Правописание • Лексическое значение слова • Морфемный состав • Словообразовательный анализ (если слово производное) • Формы слова • Однокоренные слова • Синонимы • Антонимы • Омонимы (если есть) • Употребление слова во фразеологизме (если возможно) • Употребление слова в контексте (составить небольшой текст из 4­5  предложений, включив в него данное слово)                    Задание «Составление кроссвордов по темам уроков» предполагает решение детьми кроссвордов, предложенных учителем. А затем составляют кроссворды самостоятельно. Их можно использовать на уроках закрепления и повторения   пройденного.  Составление   кроссвордов   способствует   развитию творческих способностей учеников, так как при данной работе развивается мышление, память, внимание. Пример: • Подберите к данным именам прилагательным антонимы с парными  согласными в корне – и прочтете в столбике ключевое слово: 1. Прочный. 2. Смелый. 3. Твердый. 4. Широкий. 5. Высокий. 6. Горький. 7. Далекий. • Ответы. 1. Хрупкий. 2. Робкий. 3. Мягкий. 4. Узкий. 5. Низкий. 6.  Сладкий. 7. Близкий. • Ключевое слово: признак. Интересным   является   исследовательское   задание,   связанное   с путешествием  в «историю» слова, знакомство  со страничкой исторической грамматики   на   уроках   русского   языка.   Такое   задание   побуждает   детей работать со словарями, дополнительной литературой, развивает  устную речь, внимание, память учащихся. Сначала учитель сам рассказывает об этимологии того или иного слова, явления   в   языке.  Затем   предлагает   провести   подобную   исследовательскую работу наиболее способным детям. Постепенно в эту работу вовлекается всё большее количество учащихся.  Вот таким может быть алгоритм знакомства с возвратными глаголами. •        Возвратные глаголы История возникновения постфикса – СЯ. Это древнерусское местоимение, стоящее после глаголов  Купать СЯ (купать себя).  Буквы «Я» тогда не было, писалась эта буква по­другому, и путешествие   в   историю   помогает   учащимся   осознать,   почему   глаголы получили название возвратные.  •        Объяснение правописания слова с помощью этимологии. •        Являются ли однокоренными слова «гора» и «горница»?  Игра «термин­понятие» или игра «найди слово» способствуют развитию  памяти и внимания. • Причастие • Прилагательное • Краткое причастие • Причастный оборот • Определяемое слово • Зависимые от причастия      слова • Часть речи, обозначающая признак  предмета и отвечающая на вопросы какой? чей? • Причастие с зависимыми от него словами. • Слово, к которому относится причастный  оборот. • Часть речи, обозначающая признак  предмета по действию и отвечающая на  вопросы какой? что делающий? что  сделавший? • Часть речи, обозначающая признак  предмета по действию и отвечающая на  вопрос каков? • Слова, к которым задаётся вопрос от  причастия. • Искоса • Вороньё • Подголосок Корень­суффикс­окончание Приставка­ корень­суффикс Приставка ­корень­суффикс­окончание При   проведении   уроков     учителя   часто   рекомендуют   ученикам выполнение   работы   по   инструкции,   по   правилу,   и   многим   детям   это неинтересно.  Совсем   другое  отношение  к  себе  вызывает  задание, когда  надо догадаться, как сделать,  как получить результат.  Важны   такие     задания,   которые     развивают   творческие   способности учащихся, поэтому необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы поставить   школьника   в   положение   первооткрывателя  того,   что   учителю   уже давно известно, но ново для ученика. Например,   не   следует   ученикам   рассказывать   правило   о   том,     как   и пишется   слово   и   почему,   а   надо   предложить   им   самим   вывести   сформулировать правило, опираясь на схему или пример. Учеников   предварительно   нужно   подготовить   к   такому   заданию. Ученик должен знать, что такое орфограмма, что орфограмма подчеркивается одной чертой, условие – двумя чертами, орфограммы «прячутся» в морфемах. Внимательно   анализируя   пример,   схему,   ученики   самостоятельно   выводят правило. Затем, осознав это правило, они сами могут в списке слов найти слова, которые   пишутся   иначе,   чем   сказано   в   правиле.   Таким   образом,   выявить исключения. • Корни с чередованием О//А • ­рос­  //   ­раст­      ­ращ­ Пример: растёт, вырос, выращивать. •          Найди исключения:  Вырастить, ростовщик,  сращение, росток, Ростислав, подрос, поросль,  отрасль, водоросли, нарастание. Выводя таким образом правило самостоятельно, ученик чувствует себя первооткрывателем. Он не просто выучил новое правило, он сам его вывел из   данного   учителем. материала, наблюдательность, логику.   А   для   этого   следовало   проявить При   изучении   словарных   слов  на   уроках   русского   языка   следует обращать   внимание   на   правописание   слова,   определять   его   лексическое значение,   вводить   слово   в   контекст.   Можно   предложить   детям   составить четверостишие   с   данным   словом.   Это   поможет   не   только   запомнить,   как пишется слово и что оно обозначает, но и развить речь, воображение. Например,   со   словом   «трасса»   дети   составляют   вот   такое стихотворение: А на ней машинок масса, Потому что это трасса. Бойко мчатся здесь  они И теряются вдали. Широко можно применять творческие задания и на уроках литературы: Типы творческих заданий на уроках  литературы Развивают Репродуктивный  уровень Сообщение Кроссворды Устная речь, память, мышление Мышление, память, внимание,  развитие речи Иллюстрации с литературной  защитой Воображение, мышление, развитие  речи, воображения. Творческий уровень Игры «термины­ понятие» Путешествие по местам  писателей и поэтов. Составление своего задания «Укрась слово» (придумать  эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения к данному  слову) Память, внимание, ассоциативное  мышление Внимание, память, мышление,  воображение, развитие речи. Внимание, память, мышление,  воображение, логика. Мышление, воображение. Память Система вопросов Мышление, воображение Сопоставление героев,  ситуаций, образов в разных  произведениях Мышление, память, логика, развитие речи. На уроках необходимо ставить перед учениками такие вопросы, которые дают   возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения, ученик должен аргументировать свой ответ.  Этому   же   способствует   такое   задание,   как   нарисуй  иллюстрацию  и составь к ней литературную защиту.  План: • К какому произведению нарисована иллюстрация? • Какой момент произведения изображен и почему выбран именно этот момент? • О чем говорят поза, мимика, жесты героев? • Какие   краски   выбраны,   какое   настроение   пытался     передать выбранными красками? Эти задания развивают воображение, мышление.    Подобно тому, как составляются  кроссворды  к урокам русского языка, так же возможно составить кроссворды и к урокам литературы.  • • • • • • • 1.Имя Пушкина.            2.Стихотворение.           3. Стихотворение.            4.Кто убил  великого  поэта?        5. …Миронов из  "Капитанской дочки».     6.Няня Пушкина.            7. Главный герой из произ.  Пушкина «Капитанская  дочка".   1.                                                                                                          2.                                         3.       4.                 5.                            6.                       7.                                                                                                   Мышление,   воображение,   память   развивает   и   такое   задание,   как «укрась»   слово.  Смысл   его   заключается   в   том,   чтобы   подобрать   различные тропы к данному слову. Развитию   внимания,   памяти,   воображения   способствует   задание «Путешествие по местам писателей и поэтов».  На основе живого путешествия или   на   основе   открыток   составить   рассказ   о   местах,   связанных   с   именем писателя или поэта.   Сопоставительный   анализ  образов,    героев,  ситуаций,  конфликтов   на уроках находит свое продолжение во внеурочной деятельности, где учащиеся пробуют   себя   в   качестве   исследователей   художественных   текстов,   авторов научно­исследовательских   работ.   Например:   «Изображение   Кавказа   в одноименных   стихотворениях   А.   Пушкина   и   М.   Лермонтова   «Кавказ». «Сопоставительный   анализ   образов   Петра  I  в   поэме   М.   Ломоносова   «Петр Великий» и в поэме А. Пушкина «Полтава». «Образ Иуды Искариота в Библии и в повести Л. Андреева «Иуда Искариот».   Одним из важных аспектов в преподавании литературы является диалог «учитель­ученик».   Общение   с   сознанием   учеников   предполагает   выход   на личность   и   требует   от   учащихся   творческой   активности,   выражения   личных переживаний, личной точки зрения.  Задача  учителя  заключается в том, чтобы создать   в   процессе   анализа   произведения   такие   учебные   ситуации,   когда учащиеся   размышляют   о   смысле   существования   человека   в   обществе,   о   его активной жизненной и творческой позиции [1]. Работая   с   учащимися,   необходимо   учитывать   их   интересы   с   целью развития эмоциональной сферы личности, развития творческих способностей, созидательных качеств в личности, воспитания человека высокой гуманитарной культуры. Задача развития познавательных и творческих способностей учащихся не  может  быть  полностью  решена  на  уроках. Для   её  реализации  могут  быть использованы   различные   формы   внеурочной   работы   –   это   интеллектуальные соревнования, олимпиады, спецкурсы, факультативы, турниры.  Таким   образом,   развитие   творческих   способностей     ученика целесообразно   рассматривать   как   развитие   его   внутреннего,   деятельностного потенциала,   способности   быть   автором,  творцом,  уметь   ставить   цель,  искать способы достижения цели. Литература 1. Айзерман Л. Статья «Никакой моей вины?»: Какие ценности формируются на уроках литературы // Учительская газета,1997.   Учебное 2.Богоявленская   Д.Б. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр   Психология творческих способностей: «Академия», 2002.­320 с. 3.Бондаревская   Е.В.  Педагогика:   личность   в   гуманистических   теориях и системах воспитания. – М.: Просвещение, 2001. ­ 560 с.

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

Статья "Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2017