Урок русского языка по теме "Сложные предложения"
Оценка 5

Урок русского языка по теме "Сложные предложения"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
25.07.2017
Урок русского языка по теме "Сложные предложения"
Методическая разработка урока русского языка «Сложные предложения» предназначена для учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений. Автор предлагает в конце изучения каждого раздела языкознания проводить смотры знаний (уроки обобщения и контроля). На примере одного из таких уроков учитель предлагает свои формы и методы работы, позволяющие сделать сложную работу по повторению и обобщению пройденного материала максимально полезной и интересной.
конспект урока.docx
Конспект урока  русского языка  по теме : «Сложные предложения»  АННОТАЦИЯ Методическая разработка урока русского языка «Сложные предложения» предназначена для учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений. Автор предлагает в конце изучения каждого раздела языкознания проводить смотры знаний (уроки обобщения и контроля). На примере одного из таких уроков учитель предлагает свои формы и методы работы, позволяющие сделать сложную работу по повторению и обобщению пройденного материала максимально полезной и интересной. Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний и их контроль) Вид урока: смешанный Цель урока: закрепить и обобщить знания о структуре сложных предложений с разными видами связи, вспомнить структурные  особенности простых предложений; развивать умение схематически представлять предложение; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; выработать умение заменять одни синтаксические конструкции  на другие; продолжить работу над совершенствованием устной речи; вовлечь в работу каждого ученика, использовав при этом коллективную и самостоятельную работу; построить почти весь урок на самоконтроле и доверии к проверке заданий товарищами, вырабатывать ответственность за свою работу; постоянно работать над мотивацией выполнения того  или иного задания; воспитывать у учеников любовь к родному языку и  бережное отношение к нему. Оборудование: интерактивная доска, индивидуальные карты учёта знаний, (все задания выполняются на листах, которые приготовлены заранее), распечатка для каждого ученика задания № 6, карточки с  индивидуальным заданием. ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Объявление темы и цели урока Учитель объявляет тему урока и определяет объём заданий, с которыми учащиеся должны справиться. Сразу ставит задачу перед учащимися. Ни один из учеников не будет оставлен без внимания. III. Лингвистическая разминка 1) Найти и исправить речевые ошибки в предложениях, (предложения на доске) 1. Не рассмотрев образ автора в «Евгении Онегине», мой анализ будет односторонним. (Мой анализ будет односторонним, так как я не рассмотрел образ автора в «Евгении Онегине») 2. На нас чуть не обрушилась каменистая глыба, да мы успели отбежать в сторону. (На нас чуть не обрушилась каменная глыба, да мы успели отбежать в сторону) 3. Ольгу согревали мемуары о летнем отдыхе в спортивном лагере. (Ольгу согревали воспоминания о летнем отдыхе в спортивном лагере) 4. Толстой очень верно подметил о роли прошлого в жизни общества. (Толстой очень верно подметил роль прошлого в жизни общества) 5. Я каждое утро проветриваю форточку в своей комнате. (Я каждое утро проветриваю свою комнату) 6. Причёски создаются с помощью рук и других предметов повседневного пользования. (Причёски создаются руками при помощи предметов повседневного пользования) 2) Есть ли различия в значении словосочетаний ОДЕЛИТЬ УМОМ и ОБДЕЛИТЬ УМОМ. ПРЕДОСТАВИТЬ ОТПУСК и ПРЕДСТАВИТЬ ОТПУСК? 3) Работа со стихотворением ­ Что так испугало героя стихотворения? Проснувшись на работе Вздрогнул, паникой объятый: Сон ­ страшней видал едва ли ­ Вместо заработной платы Заработанную дали. (С. Пивоваров) (Очевидно, для спящего на работе заработанная плата страшнее, чем заработная.) ­ Что общего и различного в словах: заработная и заработанная? (Заработная ­ имя прилагательное, обозначает постоянный признак и пишется с Н; заработанная — причастие, обозначает непостоянный  признак и пишется с НН; общее: обозначают признак предмета, изменяются по числам, родам, падежам.) IV. Творческое устное задание Заменить один вид предложения на другой (условия замены указаны, всё выведено на доску, знаки препинания не расставлены). Учащиеся работают самостоятельно, кроме первого предложения, оно разбирается коллективно. Потом проверяется выполненная работа. ( в опросе участвует человек 6 ­ 7 ) 1) Обособленное обстоятельство (определить, чем выражено) заменить на СПП с придаточным условия. Человек может узнать свои способности только попытавшись применить их на деле. (Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом) (Человек может узнать свои способности, если только попытается применить их на деле). 2) Обособленное обстоятельство (определить, чем выражено) заменить на СПП с придаточным уступительным. Сегодня несмотря на крайнюю усталость Григорий Александрович не хотел возвращаться домой без добычи. (Обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом) (Хотя Григорий Александрович крайне устал, сегодня он не хотел возвращаться домой без добычи). 3) Сложное предложение с союзом (определить его вид) заменить бессоюзным (назвать смысловые отношения) Сергей промолчал потому что он не любил словесных клятв и заверений. (СПП с придаточным причины) (Сергей промолчал: он не любил словесных клятв и заверений.) (второе предложение указывает на причину первого) 4) Сложное предложение с союзом (определить его вид) заменить бессоюзным (назвать смысловые отношения) Я знаю что вы терпеливо преодолеваете трудности. (СПП с придаточным изъяснительным) (Я знаю: вы терпеливо преодолеваете трудности.) (второе предложение дополняет содержание первого) 5) Сложное предложение с союзом (определить его вид) заменить бессоюзным (назвать смысловые отношения) Им каждому давно надо было свернуть своей дорогой а они идут рядом. (ССП) (Им каждому давно надо было свернуть своей дорогой ­ они идут рядом.) (факты первого предложения противопоставляются фактам второго) ­ Что мы повторили, выполняя это задание? Зачем выполняли именно это задание? ( Повторили: виды сложных предложений, обособление и способы их выражения, знаки препинания при них. Это делали для развития речи устной и письменной, развития логического мышления.) V. Индивидуальное задание. Один ученик выступает с сообщением «Виды односоставных предложений». Вся информация оформлена в виде презентации. VI. Задание поискового характера. 1) Для каждого ученика напечатаны предложения на листочках. Их номера надо соотнести с определённым видом предложений. I двусоставные II назывные III безличные IV определённо ­ личные V неопределённо­личные VI обобщённо ­ личные 1) Весной и счастливых тянет вдаль. 2) а) Зима... б) Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. 3) Люблю Украину, Байкальские воды, Кавказские горы в снегу. 4) В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств. 5) Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. 6) Снежные сибирские белые поля. 7) Вскачь землю не пашут. 8) Уходим завтра в море. 9) Дорогу осилит идущий. 10) Кому­то принесли от мастера ларец. 11) а) Славная осень! б) Здоровый, ядрёный воздух усталые силы бодрит. 12) Ямщик, не гони лошадей... 13) Скоро опять завьюжится в нашем окне. 14) Правду цепями не скрутишь. 15) Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно. 16) Потом его без чувств нашли и вновь в обитель принесли. 17) И шагнули в грозные бои чуть ли не со школьного урока славные ровесники мои, рыцари без страха и упрёка. 2) Ученики обмениваются листами контроля и производят взаимопроверку по ключу. самостоятельно оценивают работу товарища по критерию (ключи выведены на доску) Ключ А. 1 — 2 ошибки ­ «5»; ­ Что мы повторили, выполняя это задание? Какую роль играют односоставные предложения в нашей речи? (Виды односоставных предложений. Они делают нашу речь лаконичной, точной) VII. Самостоятельная работа ( На доске записаны предложения без знаков препинания) Спишите предложения. расставьте знаки препинания и объясните их постановку, начертите схемы, дайте устную характеристику предложениям. (Работа для всех, кроме тех, кто выбрал задание со средним уровнем сложности, они работают по одинаковым карточкам. Сначала работа проводится самостоятельно, затем проверяется у доски) I 26, 9, 116, 17 Б. 3 ­ 4 ошибки ­ «4»; В. 5 ­ 8 ошибок ­ «3»; Г. 9 и более ­ «2». II 2а, 6, 11а III 1, 4, 13, 15 IV 3, 5, 8, 12, V 7, 10, 16 VI14 A) Хоть перенесите меня в Швейцарию, в Индию и окружите роскошной природой, я всё­таки везде найду милые мне серенькие тоны моей родины, потому что я всюду и везде ношу их в моём сердце, потому что душа моя хранит их, как лучшее своё достояние. (сложное предложение с несколькими придаточными: уступки и причины, с параллельным соподчинением, первое придаточное осложнено однородными членами предложения, односоставное ­ определённо­личное, третье придаточное осложнено сравнительным оборотом) Б) Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания противна здравому смыслу и вкусу, но она вредит не русскому языку, не русской литературе, а только тем, кто одержим ею. (сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, первое придаточное изъяснительное осложнено однородными членами предложения, двусоставное, главное предложение безличное) B) Воображение может поднять нас выше колокольни, тогда вновь раздадутся горизонты, и село, которое только было вокруг нас, покажется как бы из игрушечных домиков, сбившихся в небольшую стайку посреди земли, имеющей заметную кривизну. (сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью, придаточное предложение определительное, двусоставное, ССП осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами) Карточка со средней сложностью задания (ученики по желанию выбирают этот вид работы): 1. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Укажите количество грамматических основ. А) Ил, (1) поднятый со дна троллейбусом, (2) ещё не сел, (3) но ему удалось рассмотреть корпус, (4) положение троллейбуса. Б) Я смотрел, (1) смотрел, (2) и мне казалось, (3) что она живая, (4) что дымка то надвигается, (5) то сходит с её молодого, (6) милого лица. 2. Выпишите цифры. обозначающие запятые между частями сложного предложения. связанными подчинительной связью. Укажите количество грамматических основ. А) На следующий день я, (1) хоть были каникулы, (2) поднялся в семь утра, (3) включил радио и стал делать гимнастику. ­ Отцу тоже не мешало бы этим заняться, (4) ­ сказала мама, (5) не глядя на папу. Б) Обаяние, (1) овладевшее слушателями и уносившее их далеко за эти скромные стены, (2) разрушилось, (3) и маленькая комната сдвигалась вокруг них, (4) и ночь глядела к ним в тёмные окна, (5) пока, (6) собравшись силами, (7) музыкант не ударял вновь по клавишам. Ответ: 1. А) 3 ­ 2 , Б) 2 ­ 4 ; 2. А) 1 ­4 , Б) 5 ­4 . VIII. Развитие устной и письменной речи На экране текст без пунктуационных знаков и с пробелами на месте орфограмм С светлой гл.. .вой на тяжких свинц.. .вых ногах между нами Ходит судьба! Человек прямо и смело иди! Если её повстр...чав (не) п...тупиш(?) очей и спокойным Оком ей взглян.. .ш(?) в лицо сам поев.. .тле.. .ш(?) лицом; Если ж испуга(н,нн)ый ею пред нею падёш(?) ты наступит Тяжкой н.. .гой на тебя буд.. .ш(?) затоптан в гр.. .зи! В. Жуковский \) Беседа: Что вы знаете об авторе данных слов? 2) Коллективная работа: объяснить орфограммы, расставить знаки препинания и определить виды предложений по наличию грамматических основ, указать вид односоставных предложений, (ученики по очереди выполняют эту работу, пока не восстановится весь текст) 3) Выразительно прочитать текст. 4) Запись текста под диктовку. 5) Самопроверка, самооценка. С светлой главой, на тяжких свинцовых ногах между нами Ходит судьба! Человек, прямо и смело иди! Если, её повстречав, не потупишь очей и спокойным Оком ей взглянешь в лицо ­ сам посветлеешь лицом; Если ж, испуганный ею, пред нею падёшь ты ­ наступит Тяжкой ногой на тебя, будешь затоптан в грязи! IX. Сочинение ­ миниатюра. Объяснить смысл стихотворения Жуковского X. 2 ­ 3 сочинения прослушать и собрать листы контроля у всего класса XI. Подведение итогов ­ Что на уроке мы повторили, над чем работали? ­ Какой вид задания был самым сложным? Почему? ­ С чем справились очень легко? Почему? X . Комментирование отметок за устную работу учащихся__

Урок русского языка по теме "Сложные предложения"

Урок русского языка по теме "Сложные предложения"

Урок русского языка по теме "Сложные предложения"

Урок русского языка по теме "Сложные предложения"

Урок русского языка по теме "Сложные предложения"

Урок русского языка по теме "Сложные предложения"

Урок русского языка по теме "Сложные предложения"

Урок русского языка по теме "Сложные предложения"

Урок русского языка по теме "Сложные предложения"

Урок русского языка по теме "Сложные предложения"

Урок русского языка по теме "Сложные предложения"

Урок русского языка по теме "Сложные предложения"

Урок русского языка по теме "Сложные предложения"

Урок русского языка по теме "Сложные предложения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.07.2017