Рабочая адаптированная прогрпмма
Оценка 4.8

Рабочая адаптированная прогрпмма

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл—4 кл
12.07.2023
Рабочая адаптированная прогрпмма
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 6.2
программа логопеда 6.2.docx

 

 

 

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 57

 

 

        СОГЛАСОВАНО                                        УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                            директор МАОУ СОШ № 57

протокол №____ от ____

                                                                         _____________ Э.А. Симонова

                                                                         Приказ № ______ от _________

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекции речевых нарушений у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

(вариант 6.2)

ДЛЯ 1 - 4 КЛАССОВ

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Яблокова Валерия Валерьевна  

учитель-логопед

 

 

 

Калининград

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программа коррекционной работы для обучающихся, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2), осуществляет образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ОВЗ, и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям вариантов 6.2 с НОДА. Данная программа разработана и утверждена МБОУ - школой №51 г. Орла, направлена на детей,  имеющих отклонения в развитии устной и письменной речи вторичного характера, в освоении основной образовательной программы начального общего образования, особенно по родному языку, коррекции недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальной адаптации. Речь является средством выражения состояний, желаний и, следовательно, средством общения с людьми. У обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) формирование речевой функции не соотносимо с возрастной нормой.

Логопедическая программа разработана с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с НОДА (вариант 6.2), а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Нормативно-правовую базу данной разработки для обучающихся с НОДА (вариант 6.2) составляют: 1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.06.2016г). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); № 1598от 19.12.2014г. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 4.Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования АООП НОО ОВЗ разработаны с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с НОДА, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. 5. Должностная инструкция учителя-логопеда.

 

 

 

Цель курса:

Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи обучающихся в единстве с развитием их мышления и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям варианта 6.2 с НОДА, а также коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся при освоении основной образовательной программы начального общего образования, формировать личность обучающего, развивать познавательные интересы, активность, самостоятельность для дальнейшей успешной социализации обучающихся.

Задачи курса:

  • выявление речевого недоразвития обучающихся;
  • развитие фонетико-фонематических процессов с целью формирования представлений о звуковом составе слова, навыков звуко–слогового анализа и синтеза;
  • развитие лексического запаса;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • формирование связной речи;
  • коррекция просодической стороны речи;
  • развитие артикуляционной, ручной и общей моторики;
  • формирование психологической базы речи и совершенствование предпосылок к обучению;
  • развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания;
  • расширение объёма зрительной и слуховой памяти;
  • коррекция чтения и письма;
  • воспитание навыков и приёмов самоконтроля;
  • развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
  • формирование коммуникативных ЗУН, адекватных ситуаций учебной деятельности.

Основной задачей является — правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушений устной и письменной речи у обучающихся варианта 6.2  с  НОДА, проведение необходимой коррекции в данном направлении и определение продолжительности обучения.

Сам процесс коррекции тесно связан с обучением и взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению материала как по родному языку, так и по русскому языку в целом. Поэтому, учитывая комплекс речевых нарушений у детей, перерастающих в нарушение чтения (дислексию) и письма (дисграфию), говорит о необходимости введения ранней коррекции в данном направлении, с учётом знания патологии и факторов влияющих на дальнейшую компенсацию и реабилитацию обучающихся.

Результаты освоения логопедической программы обучающимися с НОДА (вариант 6.2) оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение данной программы созданной на основе варианта 6.2 обеспечивает достижение обучающимися с НОДА трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные компетенции включающие: овладение жизненной компетенцией, обеспечивающей готовность к вхождению обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.

Личностные результаты логопедической программы должны отражать:

1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

2)  овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального

взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий;

3) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

4) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,

принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и

развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем ООП основного общего образования, которые отражают:

 1) использование речевых средств и некоторых средств информационных и

коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и

познавательных задач;

2) овладение способностью принимать и сохранять цели решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

3) освоение способов решения проблем репродуктивного и продуктивного

характера и с элементами творчества;

4) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

5) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной

деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Логопедическая характеристика обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2)

Группу обучающихся по варианту 6.2. составляют дети с  дефицитом

познавательных и социальных способностей, передвигающиеся при помощи

ортопедических средств или лишенные возможности самостоятельного

передвижения, имеющие нейросенсорные нарушения в сочетании с ограничениями манипулятивной деятельности и дизартрическими расстройствами разной степени выраженности. Задержку психического развития при НОДА чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но  несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-развивающей работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии. Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения речевого развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА (вариант6.2):

-  специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной

коммуникации;

- коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций;

- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

-  максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,

реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

- необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и нетрадиционных технологий).

- наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение

системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

Для данной группы обучающихся: учет особенностей и возможностей

обучающихся реализуется через образовательные условия (специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий).

 

Общая характеристика коррекционной программы

 Рабочая  программа по коррекции речевых нарушений у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) обеспечивает решение задач ФГОС начального образования, и  направлена на создание специальных условий не только для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, но и на обеспечение специальных условий для индивидуальной логопедической коррекции всех обучающихся, в особенности курс рассчитан на своевременное предупреждение, выявление и максимальное устранение имеющихся нарушений в речевом развитии у обучающихся. В процессе реализации коррекционного курса используются диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий.

Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой, логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки по Фотековой Т.А. Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта, получить речевой профиль, выстроить систему индивидуальной коррекционной работы, скомплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи и даёт возможность отследить и оценить динамику речевого развития ребёнка и эффективность коррекционного воздействия.

Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:

  • преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);
  • создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;
  • коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).

Эффективным результатом логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно- компьютерных технологий (ИКТ). А также использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий (камешки «Марблс», кинетический песок, акватерапия). Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (вербально-логического мышления, зрительно-моторной координации).

.

 

Содержательный компонент программы

Логопедическая программа предназначена для индивидуальной или групповой логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, вариант 6.2  с 1-го по 4 классы, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи.  Программа рассчитана на 1 час в неделю для первых классов и 2 часа в неделю – для 2-4 классов. Результативность и эффективность курса выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года.

Задачами коррекционно-развивающих занятий являются:

- предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка;

- исправление нарушений психофизического развития медицинскими, психологическими, педагогическими средствами;

- формирование у учащихся средств компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению.

При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося. Групповые коррекционно-развивающие занятия могут быть включены в программы внеурочной деятельности. Проведение индивидуальных коррекционно- развивающих занятий (их место в режиме образовательной организации) определяется организацией самостоятельно, в соответствии с существующими нормативными документами и локальными актами образовательной организации.

         Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с НОДА (вариант 6.2) предусматривают следующие направления:

 - Обучение произношению.

 Коррекция звукопроизношения, выработка умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении, как в произношении своих товарищей, так и своем собственном и исправлять их.

- Речевое дыхание.

Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов, слов, словосочетаний и фраз, выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах). Правильное синтагм при помощи дыхательных пауз в процессе чтения, при воспроизведении текста, выученного наизусть, в самостоятельной речи.

 - Голос.

 Изменение силы голоса в связи со словесным ударением,  в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряжено и отраженно).

Изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шепотом), в связи с побудительной  (повелительной) и восклицательной интонацией, в связи с логическим ударением сопряжено и отраженно).

Выделение более громким голосом логического ударения в вопросах и ответах (по подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя, подчёркиванием в вопросах и ответах главного слова).

Соблюдение логического ударения в диалоге, в текстах, заучиваемых наизусть. Соблюдение подвижности ударения при изменении формы слова (рука – руки).

- Звуки и их сочетания.

 Усвоение, закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э; звукосочетаний йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); к, с, ш; я, е, ю, ё после разделительных ь, ъ (обезьяна, съел); р, ф, х, б, д; мягкие согласные т, н, х, п, м, ф в конце слов (пить, день).

Правильное произношение в словах звуков и их сочетаний: ы, э, ж, г, ц, ч.

Дифференцированное произношение в слогах и словах звуков: и-ы, с-ш, с-з, ш-ж, б-п, д-т, ц-с, ч-ш, ц-ч.

Произношение мягких звуков по подражанию и самостоятельно (пять, няня, сядь, несёт, пюре) и т.д. Дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.

- Работа по коррекции усвоенных звуков.

Дифференцированное произношение гласных звуков в слова: а-о, а-э, о-у, э-и, и- ы, и-у.

Дифференцированное произношение согласных звуков, родственных по артикуляции:

 носовых и ротовых: м—п, м—б, н—т, в—д, н-д( и их мягкие пары);

 слитных и щелевых: ц—с, ч—ш;

 слитных и смычных: ц—т, ч—т;

 свистящих и шипящих: с-ш, з-ж, с-щ,

 глухих и звонких: ф—в, п—б, т—д, к—г, с—з, ш—ж;

 аффрикат: ц-ч;

 звонких и глухих: б-п, д-т, г-к, з-с, в-ф, ж-ш

 твёрдых и мягких: ф-фь,п-пь, т-ть и др.

 - Слово.

 Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, темпа, силы, с соблюдением звукового состава, с использованием допустимых звуковых замен, со стечением согласных, соблюдением словесного ударения, изображением ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру.

Воспроизведение четырёх-, пятисложных знакомых слов с соблюдением их

звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии, слитное произношение слов со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами).

Понятие «слог», «ударение». Определение количества слогов в дву-, трех-,

четырех-, пятисложных слова, ударного и безударного слога; определение места ударного слога. Разделение звуков речи на гласные и согласные; согласных звуков на звонкие и глухие.

Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряжено и отражённо, по надстрочному знаку): безударный о произносится как а; звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются; удвоенные согласные произносятся как один долгий; слова что, чтобы произносятся как што, штобы; кого, чего и окончания –ого, - его – как каво, чево, -ова, -ева; непроизносимые согласные в словах не произносятся (чу(в)ствуют, со)л)нце); соблюдение в речи правильного произношения следующих звукосочетаний (по надстрочному знаку): тс— дс (детство, Братск), стн — здн (чес(т)но, поз(д)но); произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными (в саду, из сада, под стулом); гласный и после согласных ш, ж, ц произносятся как ы (живот); согласные (кроме ш, ж, ц) перед гласными э, и

произносятся мягко (перо, писать, Петя); предлог с существительным типа с братом, с дедушкой произносится как збратом, здедушкой; звук г перед к, т произносится как х (лехко); сочетания сч, зч, жч произносятся как щ (щипать); окончания –тся, -ться произносятся как цца; свистящие с, з употребляются следующим за ним шипящим шшил, ижжарил); соблюдение в речи правильного произношения следующих  (звукосочетаний (по надстрочному знаку): тс-дс (детство, Братск), стн-здн (чесно, позно).

- Фраза.

Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному; изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно; воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряжено и отражённо).

Воспроизведение повествовательной, вопросительной, побудительной и вопросительной интонации при чтении текста. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отраженно и самостоятельно).

- Воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога.

Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи. Выразительное чтение

наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы. Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы).

 

 

 

Календарно-тематическое планирование  с обучающимися первых классов по варианту 6.2 с НОДА

(1 час в неделю, 33 часа)

Распределение учебных часов обучающихся с НОДА варианта 6.2

Разделы

Кол – во

часов

1.

Диагностика

4

2.

Коррекция устной и письменной речи

29

  3.

 Итого:

33

 

Темы логопедических занятий

Количество часов

Дата проведения

I четверть

 

1

Обследование сенсомоторного уровня речи, фонетико – фонематических процессов.

1 ч.

 

2

Обследование лексики и грамматического строя, связной речи, выявление предпосылок  формирования процессов чтения  и письма.

1 ч.

 

3

Речь. Предложение.

1 ч.

 

4

Слова, обозначающие предмет. 

1 ч.

 

5

Слова, обозначающие действие предмета.

1 ч.

 

6

Дифференциация слов обозначающих предметы и слов обозначающих действия предметов.

1ч.

 

7

Простое двусоставное нераспространенное предложение.

1ч.

 

8

Односложные, двусложные, трёхсложные слова.

1ч.

 

Итого:

8 ч.

 

II четверть

 

1

Интонация предложений.

1ч.

 

2

Слова, обозначающие признак предметов.

1ч.

 

3

Распространение и грамматическое оформление предложений.

1ч.

 

4

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.

1ч.

 

5

Согласование слов-признаков и слов-предметов в родительном падеже.

1ч.

 

6

Согласование слов-признаков и слов-предметов в дательном падеже.

1ч.

 

7

Согласование слов-признаков и слов-предметов в винительном падеже.

1ч.

 

8

Согласование слов-признаков и слов-предметов в творительном падеже.

1ч.

 

Итого:

8 ч.

 

III четверть

 

1

Составление предложений по сюжетной картинке.

1ч.

 

2

Повторение темы предложение.

1ч.

 

3

Слоговой состав слова. Понятие слога. Деление слова на слоги.

1ч.

 

4

Выделение предлогов из предложений (в, из, на, с)

1ч.

 

5

Выделение предлогов из предложений (у, к, от)

1ч.

 

  6

Выделение предлогов из предложений (в, за) 

1ч.

 

7

Выделение предлогов из предложений (под, по) 

1ч.

 

8

Выделение предлогов из предложений (на, над)

1ч.

 

9

Звуковой состав и анализ  слов. 

1ч.

 

Итого:

9 ч.

 

IV четверть

 

1

Выделение гласных I и II ряда.

1ч.

 

2

Типы слогов.

 

3

Односложные, двусложные, трехсложные слова.

1ч.

 

4

Ударение.

1ч.

 

5

Дифференциация твердых и мягких согласных.

1ч.

 

6

Парные звонкие и глухие согласные.

1ч.

 

7

Проведение итоговых, срезовых, проверочных работ.

1ч.

 

8

Проведение итоговых, срезовых, проверочных работ.

1ч.

 

Итого:

8 ч.

 

Всего:

33 ч.

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование для обучающихся вторых классов  по варианту 6.2 с НОДА

 ( часа в неделю, 34 часа)

 

Тема

Количество часов

Коррекционная цель

Предложение и слово

6 часов

 

1.Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения.

1

Активизировать мыслительную деятельность

2.Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения.

1

Формировать коммуникативные навыки

3.Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов

1

Развивать логическое мышление.

Слогообразующая роль гласного. Ударение.

1

 

4.Слоги. Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов.

2

Развивать устойчивость внимание, способность к переключению

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы.

5

 

5.Мягкий знак на конце слова и в середине слова.

Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова.

1

Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность

6.Разделительный мягкий знак.

1

Развивать зрительное восприятие

7.Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

1

Развивать фонематический слух

8.Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

1

Развивать фонематический слух

9.Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

1

Развивать фонематический слух

Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные.

4

 

10.Дифференциация

[б-п] в устной и письменной речи.

1

Развивать фонематический слух

11.Дифференциация

 [г-к] в устной и письменной речи.

1

Развивать фонематический слух

12.Дифференциация

[з-с] в устной и письменной речи

1

Развивать зрительное восприятие

13.Дифференциация

[ш-ж] в устной и письменной речи.

1

Развивать устойчивость внимания

Согласные звуки, имеющие артикуляционно- акустические сходства.

 

3

 

14.Дифференциация

 [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [з-ж] в связной речи.

1

Развивать устойчивость внимания, способность к пекреключению

15.Дифференциация

 [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-ть] в связной речи.

1

Развивать фонематический слух

16.Дифференциация

[щ-ч] в слогах, словах и предложениях.

Дифференциация [щ-ч] в связной речи.

1

Развивать фонематический слух

Образование слов при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.

10

 

17.Учимся писать суффиксы:-ик,-чик

1

Развивать слуховую, зрительную память.

18.Суффиксы: -енк, онк, -инк,-ин,-к,-ец.

1

Активизировать мыслительную деятельность

19.Суффиксы профессий.

1

Развивать логическое мышление.

20.Суффиксы в образовании детёнышей животных:- ат, -ят.

1

Развивать зрительное восприятие

21.Суффиксы прилагательных: -ин,-ач,-ич,-ов.

Притяжательные прилагательные. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

 

1

Активизировать мыслительную деятельность

22.Суффиксы наречий.

1

Развивать слуховую, зрительную память.

23.Закрепление. Суффиксы глаголов. Согласование.

1

Развитие слухового внимания

24.Значение приставок.

1

Развивать зрительное восприятие

25.Учимся писать приставки.

1

Развивать зрительное восприятие

26.Закрепление. Образование слов при помощи приставок.

1

Формировать коммуникативные навыки

Предлоги

8 часов

 

27.Предлоги: от, к, до.

1

Развивать зрительное восприятие

28.Предлоги: за, из-за.

1

Развивать устойчивость внимание

29.Предлоги: через, сквозь, между

1

Развивать зрительное восприятие

30.Предлоги: про, о, об (обо)

1

Активизировать мыслительную деятельность

31.Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами.

1

Развивать логическое мышление.

32.Составление предложений из заданных слов с предлогами.

1

Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность

33.Дифференциация предлогов и приставок.

2

Формировать коммуникативные навыки

34.Проверочная работа по теме «Предлоги».

1

Развитие слухового внимания

Всего:

34 часа

 

 

 

Календарно - тематическое планирование для обучающихся третьих классов  по варианту 6.2 с НОДА

 (2 часа в неделю, 68 часов)

 

 

Тема

Количество часов

Коррекционная цель

Предложение и слово

      2 часа

 

1. Речь и предложение. Предложение и слово.

2

Развивать мыслительные операции

Слоговой анализ и синтез слова

6

 

2. Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове.

2

Развитие слухового внимания

3. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове.

2

Развивать устойчивость внимание

3. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове.

2

Развивать устойчивость внимание

4. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги.

2

Развивать зрительное восприятие

Звуки и буквы

4

 

5.Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

2

Развивать логическое мышление.

6.Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные.

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы.

2

Развивать устойчивость внимание

Обозначение мягкости с помощью мягкого знака.

4

 

7.Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова.

2

Развивать логическое мышление.

8.Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению.

2

Развитие слухового внимания

Обозначение мягкости с помощью гласных.

10

 

9. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я.

2

Развивать фонематический слух

10. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё.

2

Развивать мыслительные операции

11. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю.

2

Развивать фонематический слух

12. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И.

2

Активизировать мыслительную деятельность

13. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е.

2

Активизировать мыслительную деятельность

Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные.

6

 

14. Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ.

2

Развивать зрительное восприятие

15. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н.

2

Развивать зрительное восприятие

16. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слов.

2

Развивать слухового внимания

Предложения

6

 

17. Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных.

2

Активизировать мыслительную деятельность

18. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных.

2

Развитие слухового внимания

19. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных.

2

Развивать фонематический слух

Морфологический состав слова

8

 

20. Корень как главная часть слова. Родственные слова. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов.

2

Развивать мыслительные операции

21 . Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова.

2

Развивать мыслительные операции

22. Приставка. Префиксальный способ образования слов.

2

Развивать мыслительные операции

23. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание.

2

Развивать функции самоконтроля

Безударный гласный

6

 

24.Безударные гласные в корне.

2

Развивать зрительное восприятие

25.Безударные гласные в корне. Антонимы.

2

Развивать функции самоконтроля

26.Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.

2

Развивать зрительное восприятие

Предлоги и приставки

6

Развивать мыслительные операции

27.Соотнесение предлогов и глагольных приставок .Слова-синонимы.

2

Развивать мыслительные операции

28.Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами. Дифференциация предлогов и приставок.

2

Развивать логическое мышление

29.Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами.

2

Развивать мыслительные операции

Связная речь

10

 

30.Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок.

2

Формировать коммуникативные навыки

31. Пересказ с опорой на сюжетную картинку.

2

Развивать зрительное восприятие

32. Пересказ по вопросам.

2

Формировать коммуникативные навыки

33. Пересказ текста по опорным словам.

2

Развивать логическое мышление

34. Пересказ текста по предметным картинкам.

Проверочная работа.

2

Формировать коммуникативные навыки

Всего:

68 часов

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование для  обучающихся

четвертых классов   по варианту 6.2 с НОДА

 (2 часа в неделю, 68 часов)

 

Тема

Количество часов

Коррекционная цель

Состав слова

       10

 

1. Состав слова. Корень как главная часть слова.

2

Развивать зрительное восприятие

2.Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

2

Развивать мыслительные операции

3. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных.

2

Развивать слухового внимания

4. Приставки пространственного и временного значения.

2

Развивать зрительное восприятие

5. Окончания.

2

Развивать фонематический слух

Безударные гласные

4

 

6.Определение безударного гласного в корне, требующего проверки.

2

Развивать функции самоконтроля

7.Выделение слов с безударными гласными. Слова-антонимы.

2

Развивать зрительное восприятие

Согласные звуки и буквы

4

 

8.Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце слова.

2

Развитие слухового внимания

9.Оглушение звонких согласных в середине слова.

2

Развивать фонематический слух

Словосочетания и предложения

4

 

10.Выделение словосочетаний из предложений.

2

Развивать мыслительные операции

11.Составление предложений из словосочетаний.

2

Формировать коммуникативные навыки

Согласование

4

 

12.Согласование слов в числе.

 

2

Формировать коммуникативные навыки

13. Согласование слов в роде.

2

Развивать мыслительные операции

Словоизменение прилагательных

4

 

14. Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде.

2

Развивать функции самоконтроля

15. Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам.

2

Формировать коммуникативные навыки

Словоизменение глаголов

4

 

16.Согласование глаголов с именами существительными в числе.

2

Развивать фонематический слух

17. Согласование глаголов с именами существительными в роде.

2

Развитие слухового внимания

Предлоги и приставки

4

 

18. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками.

2

Формировать коммуникативные навыки

19. Дифференциация предлогов и приставок.

2

Развивать мыслительные операции

Управление. Словоизменение имён существительных по падежам

14

 

20. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж).

2

Развивать функции самоконтроля

21 . Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж).

2

Развивать мыслительные операции

22. Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж).

2

Формировать коммуникативные навыки

23. Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж).

2

Развивать мыслительные операции

24. Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж).

2

Развивать мыслительные операции

25. Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж).

2

Развивать мыслительные операции

26. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

2

Развивать функции самоконтроля

Части речи

4

 

27. Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям.

2

Развивать мыслительные операции

28. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам.

2

Формировать коммуникативные навыки

Связь слов в словосочетаниях и предложениях

 

4

 

29. Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения.

2

Развивать зрительное восприятие

30. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста.

2

Развивать мыслительные операции

Связная речь

8

 

31. Составление рассказа из предложений, данных вразбивку.

2

Развивать функции самоконтроля

32. Составление рассказа по его началу.

2

Формировать коммуникативные навыки

33. Составление рассказа по данному концу.

2

Формировать коммуникативные навыки

34. Составление рассказа по данному плану.

 

                    2

Формировать коммуникативные навыки

Всего:

68 часов

 

 

По окончании периода обучения (учебный год) производится оценка достижений обучающегося - динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка учебного плана на следующий учебный период.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006.

2. Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Школьный логопед. – 2007.

3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие [Текст] / Л.Н. Блинова – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

4. Вильшанская, А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006.

5. Ефименкова О.В.Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: пособие для логопеда. М.,1991.

6. Жуков, В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях [Текст] / В.И. Жуков – М. : Изд-во РГСУ, 2009.

7.  Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет : практикум для психологов и логопедов С.В. Коноваленко – М. : Гном-Пресс : Новая школа, 1998.

8. Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО НПК, 2008 г.

9. Лубовский, В.И. Современные логопедические подходы в диагностике // Школьный логопед. – 2008. - №3

10. Практическая психология и логопедия: журнал, - 2008. - №1.

11. Разживина, Н.В. Сравнительная характеристика устойчивости внимания у младших школьников с дисграфией и без нарушений письма// Школьный логопед. – 2007. - №1

12. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М. : ВЛАДОС, 1999.

 

 

 


 

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ

Пояснительная записка Программа коррекционной работы для обучающихся, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (вариант 6

Пояснительная записка Программа коррекционной работы для обучающихся, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (вариант 6

Цель курса: Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи обучающихся в единстве с развитием их мышления и направлена на реализацию системы логопедической…

Цель курса: Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи обучающихся в единстве с развитием их мышления и направлена на реализацию системы логопедической…

Результаты освоения логопедической программы обучающимися с

Результаты освоения логопедической программы обучающимися с

Логопедическая характеристика обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6

Логопедическая характеристика обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6

Общая характеристика коррекционной программы

Общая характеристика коррекционной программы

Содержательный компонент программы

Содержательный компонент программы

Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряжено и отраженно)

Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряжено и отраженно)

Понятие «слог», «ударение». Определение количества слогов в дву-, трех-, четырех-, пятисложных слова, ударного и безударного слога; определение места ударного слога

Понятие «слог», «ударение». Определение количества слогов в дву-, трех-, четырех-, пятисложных слова, ударного и безударного слога; определение места ударного слога

Календарно-тематическое планирование с обучающимися первых классов по варианту 6

Календарно-тематическое планирование с обучающимися первых классов по варианту 6

Согласование слов-признаков и слов-предметов в дательном падеже

Согласование слов-признаков и слов-предметов в дательном падеже

Календарно - тематическое планирование для обучающихся вторых классов по варианту 6

Календарно - тематическое планирование для обучающихся вторых классов по варианту 6

Развивать фонематический слух 9

Развивать фонематический слух 9

Учимся писать суффиксы:-ик,-чик 1

Учимся писать суффиксы:-ик,-чик 1

Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами

Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами

Составление слов из слогов. Деление слов на слоги

Составление слов из слогов. Деление слов на слоги

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными

Развивать мыслительные операции 21

Развивать мыслительные операции 21

Пересказ с опорой на сюжетную картинку

Пересказ с опорой на сюжетную картинку

Согласные звуки и буквы 4 8

Согласные звуки и буквы 4 8

Развитие слухового внимания

Развитие слухового внимания

Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи

Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи

Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения

Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения

Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение :

Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение :
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2023