КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД
КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 57
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете директор МАОУ СОШ № 57
протокол №____ от ____
_____________ Э.А. Симонова
Приказ № ______ от _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекции речевых нарушений у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
(вариант 6.2)
ДЛЯ 1 - 4 КЛАССОВ
Разработчик: Яблокова Валерия Валерьевна
учитель-логопед
Калининград
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы для обучающихся, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2), осуществляет образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ОВЗ, и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям вариантов 6.2 с НОДА. Данная программа разработана и утверждена МБОУ - школой №51 г. Орла, направлена на детей, имеющих отклонения в развитии устной и письменной речи вторичного характера, в освоении основной образовательной программы начального общего образования, особенно по родному языку, коррекции недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальной адаптации. Речь является средством выражения состояний, желаний и, следовательно, средством общения с людьми. У обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) формирование речевой функции не соотносимо с возрастной нормой.
Логопедическая программа разработана с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с НОДА (вариант 6.2), а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Нормативно-правовую базу данной разработки для обучающихся с НОДА (вариант 6.2) составляют: 1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.06.2016г). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); № 1598от 19.12.2014г. 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 4.Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования АООП НОО ОВЗ разработаны с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с НОДА, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. 5. Должностная инструкция учителя-логопеда.
Цель курса:
Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи обучающихся в единстве с развитием их мышления и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям варианта 6.2 с НОДА, а также коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся при освоении основной образовательной программы начального общего образования, формировать личность обучающего, развивать познавательные интересы, активность, самостоятельность для дальнейшей успешной социализации обучающихся.
Задачи курса:
Основной задачей является — правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушений устной и письменной речи у обучающихся варианта 6.2 с НОДА, проведение необходимой коррекции в данном направлении и определение продолжительности обучения.
Сам процесс коррекции тесно связан с обучением и взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению материала как по родному языку, так и по русскому языку в целом. Поэтому, учитывая комплекс речевых нарушений у детей, перерастающих в нарушение чтения (дислексию) и письма (дисграфию), говорит о необходимости введения ранней коррекции в данном направлении, с учётом знания патологии и факторов влияющих на дальнейшую компенсацию и реабилитацию обучающихся.
Результаты освоения логопедической программы обучающимися с НОДА (вариант 6.2) оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение данной программы созданной на основе варианта 6.2 обеспечивает достижение обучающимися с НОДА трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные компетенции включающие: овладение жизненной компетенцией, обеспечивающей готовность к вхождению обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.
Личностные результаты логопедической программы должны отражать:
1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
2) овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий;
3) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
4) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем ООП основного общего образования, которые отражают:
1) использование речевых средств и некоторых средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
2) овладение способностью принимать и сохранять цели решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
3) освоение способов решения проблем репродуктивного и продуктивного
характера и с элементами творчества;
4) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
5) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Логопедическая характеристика обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2)
Группу обучающихся по варианту 6.2. составляют дети с дефицитом
познавательных и социальных способностей, передвигающиеся при помощи
ортопедических средств или лишенные возможности самостоятельного
передвижения, имеющие нейросенсорные нарушения в сочетании с ограничениями манипулятивной деятельности и дизартрическими расстройствами разной степени выраженности. Задержку психического развития при НОДА чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-развивающей работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии. Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения речевого развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА (вариант6.2):
- специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной
коммуникации;
- коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
- максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и нетрадиционных технологий).
- наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение
системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
Для данной группы обучающихся: учет особенностей и возможностей
обучающихся реализуется через образовательные условия (специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий).
Общая характеристика коррекционной программы
Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) обеспечивает решение задач ФГОС начального образования, и направлена на создание специальных условий не только для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, но и на обеспечение специальных условий для индивидуальной логопедической коррекции всех обучающихся, в особенности курс рассчитан на своевременное предупреждение, выявление и максимальное устранение имеющихся нарушений в речевом развитии у обучающихся. В процессе реализации коррекционного курса используются диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий.
Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой, логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки по Фотековой Т.А. Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта, получить речевой профиль, выстроить систему индивидуальной коррекционной работы, скомплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи и даёт возможность отследить и оценить динамику речевого развития ребёнка и эффективность коррекционного воздействия.
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:
Эффективным результатом логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно- компьютерных технологий (ИКТ). А также использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий (камешки «Марблс», кинетический песок, акватерапия). Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (вербально-логического мышления, зрительно-моторной координации).
.
Содержательный компонент программы
Логопедическая программа предназначена для индивидуальной или групповой логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, вариант 6.2 с 1-го по 4 классы, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи. Программа рассчитана на 1 час в неделю для первых классов и 2 часа в неделю – для 2-4 классов. Результативность и эффективность курса выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года.
Задачами коррекционно-развивающих занятий являются:
- предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка;
- исправление нарушений психофизического развития медицинскими, психологическими, педагогическими средствами;
- формирование у учащихся средств компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению.
При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося. Групповые коррекционно-развивающие занятия могут быть включены в программы внеурочной деятельности. Проведение индивидуальных коррекционно- развивающих занятий (их место в режиме образовательной организации) определяется организацией самостоятельно, в соответствии с существующими нормативными документами и локальными актами образовательной организации.
Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися с НОДА (вариант 6.2) предусматривают следующие направления:
- Обучение произношению.
Коррекция звукопроизношения, выработка умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении, как в произношении своих товарищей, так и своем собственном и исправлять их.
- Речевое дыхание.
Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов, слов, словосочетаний и фраз, выделяя дыхательными паузами необходимые синтагмы (по подражанию, по графическому знаку, самостоятельно в знакомых фразах). Правильное синтагм при помощи дыхательных пауз в процессе чтения, при воспроизведении текста, выученного наизусть, в самостоятельной речи.
- Голос.
Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряжено и отраженно).
Изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шепотом), в связи с побудительной (повелительной) и восклицательной интонацией, в связи с логическим ударением сопряжено и отраженно).
Выделение более громким голосом логического ударения в вопросах и ответах (по подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя, подчёркиванием в вопросах и ответах главного слова).
Соблюдение логического ударения в диалоге, в текстах, заучиваемых наизусть. Соблюдение подвижности ударения при изменении формы слова (рука – руки).
- Звуки и их сочетания.
Усвоение, закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э; звукосочетаний йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); к, с, ш; я, е, ю, ё после разделительных ь, ъ (обезьяна, съел); р, ф, х, б, д; мягкие согласные т, н, х, п, м, ф в конце слов (пить, день).
Правильное произношение в словах звуков и их сочетаний: ы, э, ж, г, ц, ч.
Дифференцированное произношение в слогах и словах звуков: и-ы, с-ш, с-з, ш-ж, б-п, д-т, ц-с, ч-ш, ц-ч.
Произношение мягких звуков по подражанию и самостоятельно (пять, няня, сядь, несёт, пюре) и т.д. Дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.
- Работа по коррекции усвоенных звуков.
Дифференцированное произношение гласных звуков в слова: а-о, а-э, о-у, э-и, и- ы, и-у.
Дифференцированное произношение согласных звуков, родственных по артикуляции:
носовых и ротовых: м—п, м—б, н—т, в—д, н-д( и их мягкие пары);
слитных и щелевых: ц—с, ч—ш;
слитных и смычных: ц—т, ч—т;
свистящих и шипящих: с-ш, з-ж, с-щ,
глухих и звонких: ф—в, п—б, т—д, к—г, с—з, ш—ж;
аффрикат: ц-ч;
звонких и глухих: б-п, д-т, г-к, з-с, в-ф, ж-ш
твёрдых и мягких: ф-фь,п-пь, т-ть и др.
- Слово.
Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, темпа, силы, с соблюдением звукового состава, с использованием допустимых звуковых замен, со стечением согласных, соблюдением словесного ударения, изображением ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру.
Воспроизведение четырёх-, пятисложных знакомых слов с соблюдением их
звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии, слитное произношение слов со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами).
Понятие «слог», «ударение». Определение количества слогов в дву-, трех-,
четырех-, пятисложных слова, ударного и безударного слога; определение места ударного слога. Разделение звуков речи на гласные и согласные; согласных звуков на звонкие и глухие.
Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряжено и отражённо, по надстрочному знаку): безударный о произносится как а; звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются; удвоенные согласные произносятся как один долгий; слова что, чтобы произносятся как што, штобы; кого, чего и окончания –ого, - его – как каво, чево, -ова, -ева; непроизносимые согласные в словах не произносятся (чу(в)ствуют, со)л)нце); соблюдение в речи правильного произношения следующих звукосочетаний (по надстрочному знаку): тс— дс (детство, Братск), стн — здн (чес(т)но, поз(д)но); произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными (в саду, из сада, под стулом); гласный и после согласных ш, ж, ц произносятся как ы (живот); согласные (кроме ш, ж, ц) перед гласными э, и
произносятся мягко (перо, писать, Петя); предлог с существительным типа с братом, с дедушкой произносится как збратом, здедушкой; звук г перед к, т произносится как х (лехко); сочетания сч, зч, жч произносятся как щ (щипать); окончания –тся, -ться произносятся как цца; свистящие с, з употребляются следующим за ним шипящим шшил, ижжарил); соблюдение в речи правильного произношения следующих (звукосочетаний (по надстрочному знаку): тс-дс (детство, Братск), стн-здн (чесно, позно).
- Фраза.
Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному; изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно; воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряжено и отражённо).
Воспроизведение повествовательной, вопросительной, побудительной и вопросительной интонации при чтении текста. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отраженно и самостоятельно).
- Воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога.
Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи. Выразительное чтение
наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы. Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы).
Календарно-тематическое планирование с обучающимися первых классов по варианту 6.2 с НОДА
(1 час в неделю, 33 часа)
Распределение учебных часов обучающихся с НОДА варианта 6.2
№ |
Разделы |
Кол – во часов |
1. |
Диагностика |
4 |
2. |
Коррекция устной и письменной речи |
29 |
3. |
Итого: |
33 |
№ |
Темы логопедических занятий |
Количество часов |
Дата проведения |
I четверть |
|
||
1 |
Обследование сенсомоторного уровня речи, фонетико – фонематических процессов. |
1 ч. |
|
2 |
Обследование лексики и грамматического строя, связной речи, выявление предпосылок формирования процессов чтения и письма. |
1 ч. |
|
3 |
Речь. Предложение. |
1 ч. |
|
4 |
Слова, обозначающие предмет. |
1 ч. |
|
5 |
Слова, обозначающие действие предмета. |
1 ч. |
|
6 |
Дифференциация слов обозначающих предметы и слов обозначающих действия предметов. |
1ч. |
|
7 |
Простое двусоставное нераспространенное предложение. |
1ч. |
|
8 |
Односложные, двусложные, трёхсложные слова. |
1ч. |
|
Итого: |
8 ч. |
|
|
II четверть |
|
||
1 |
Интонация предложений. |
1ч. |
|
2 |
Слова, обозначающие признак предметов. |
1ч. |
|
3 |
Распространение и грамматическое оформление предложений. |
1ч. |
|
4 |
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. |
1ч. |
|
5 |
Согласование слов-признаков и слов-предметов в родительном падеже. |
1ч. |
|
6 |
Согласование слов-признаков и слов-предметов в дательном падеже. |
1ч. |
|
7 |
Согласование слов-признаков и слов-предметов в винительном падеже. |
1ч. |
|
8 |
Согласование слов-признаков и слов-предметов в творительном падеже. |
1ч. |
|
Итого: |
8 ч. |
|
|
III четверть |
|
||
1 |
Составление предложений по сюжетной картинке. |
1ч. |
|
2 |
Повторение темы предложение. |
1ч. |
|
3 |
Слоговой состав слова. Понятие слога. Деление слова на слоги. |
1ч. |
|
4 |
Выделение предлогов из предложений (в, из, на, с) |
1ч. |
|
5 |
Выделение предлогов из предложений (у, к, от) |
1ч. |
|
6 |
Выделение предлогов из предложений (в, за) |
1ч. |
|
7 |
Выделение предлогов из предложений (под, по) |
1ч. |
|
8 |
Выделение предлогов из предложений (на, над) |
1ч. |
|
9 |
Звуковой состав и анализ слов. |
1ч. |
|
Итого: |
9 ч. |
|
|
IV четверть |
|
||
1 |
Выделение гласных I и II ряда. |
1ч. |
|
2 |
Типы слогов. |
|
|
3 |
Односложные, двусложные, трехсложные слова. |
1ч. |
|
4 |
Ударение. |
1ч. |
|
5 |
Дифференциация твердых и мягких согласных. |
1ч. |
|
6 |
Парные звонкие и глухие согласные. |
1ч. |
|
7 |
Проведение итоговых, срезовых, проверочных работ. |
1ч. |
|
8 |
Проведение итоговых, срезовых, проверочных работ. |
1ч. |
|
Итого: |
8 ч. |
|
|
Всего: |
33 ч. |
|
Календарно - тематическое планирование для обучающихся вторых классов по варианту 6.2 с НОДА
( часа в неделю, 34 часа)
Тема |
Количество часов |
Коррекционная цель |
Предложение и слово |
6 часов |
|
1.Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения. |
1 |
Активизировать мыслительную деятельность |
2.Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения. |
1 |
Формировать коммуникативные навыки |
3.Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов |
1 |
Развивать логическое мышление. |
Слогообразующая роль гласного. Ударение. |
1 |
|
4.Слоги. Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. |
2 |
Развивать устойчивость внимание, способность к переключению |
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы. |
5 |
|
5.Мягкий знак на конце слова и в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. |
1 |
Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность |
6.Разделительный мягкий знак. |
1 |
Развивать зрительное восприятие |
7.Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. |
1 |
Развивать фонематический слух |
8.Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. |
1 |
Развивать фонематический слух |
9.Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. |
1 |
Развивать фонематический слух |
Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные. |
4 |
|
10.Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. |
1 |
Развивать фонематический слух |
11.Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. |
1 |
Развивать фонематический слух |
12.Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи |
1 |
Развивать зрительное восприятие |
13.Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи. |
1 |
Развивать устойчивость внимания |
Согласные звуки, имеющие артикуляционно- акустические сходства.
|
3 |
|
14.Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [з-ж] в связной речи. |
1 |
Развивать устойчивость внимания, способность к пекреключению |
15.Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-ть] в связной речи. |
1 |
Развивать фонематический слух |
16.Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [щ-ч] в связной речи. |
1 |
Развивать фонематический слух |
Образование слов при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов. |
10 |
|
17.Учимся писать суффиксы:-ик,-чик |
1 |
Развивать слуховую, зрительную память. |
18.Суффиксы: -енк, онк, -инк,-ин,-к,-ец. |
1 |
Активизировать мыслительную деятельность |
19.Суффиксы профессий. |
1 |
Развивать логическое мышление. |
20.Суффиксы в образовании детёнышей животных:- ат, -ят. |
1 |
Развивать зрительное восприятие |
21.Суффиксы прилагательных: -ин,-ач,-ич,-ов. Притяжательные прилагательные. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
|
1 |
Активизировать мыслительную деятельность |
22.Суффиксы наречий. |
1 |
Развивать слуховую, зрительную память. |
23.Закрепление. Суффиксы глаголов. Согласование. |
1 |
Развитие слухового внимания |
24.Значение приставок. |
1 |
Развивать зрительное восприятие |
25.Учимся писать приставки. |
1 |
Развивать зрительное восприятие |
26.Закрепление. Образование слов при помощи приставок. |
1 |
Формировать коммуникативные навыки |
Предлоги |
8 часов |
|
27.Предлоги: от, к, до. |
1 |
Развивать зрительное восприятие |
28.Предлоги: за, из-за. |
1 |
Развивать устойчивость внимание |
29.Предлоги: через, сквозь, между |
1 |
Развивать зрительное восприятие |
30.Предлоги: про, о, об (обо) |
1 |
Активизировать мыслительную деятельность |
31.Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами. |
1 |
Развивать логическое мышление. |
32.Составление предложений из заданных слов с предлогами. |
1 |
Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность |
33.Дифференциация предлогов и приставок. |
2 |
Формировать коммуникативные навыки |
34.Проверочная работа по теме «Предлоги». |
1 |
Развитие слухового внимания |
Всего: |
34 часа |
|
Календарно - тематическое планирование для обучающихся третьих классов по варианту 6.2 с НОДА
(2 часа в неделю, 68 часов)
Тема |
Количество часов |
Коррекционная цель |
Предложение и слово |
2 часа |
|
1. Речь и предложение. Предложение и слово. |
2 |
Развивать мыслительные операции |
Слоговой анализ и синтез слова |
6 |
|
2. Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове. |
2 |
Развитие слухового внимания |
3. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. |
2 |
Развивать устойчивость внимание |
3. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. |
2 |
Развивать устойчивость внимание |
4. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. |
2 |
Развивать зрительное восприятие |
Звуки и буквы |
4 |
|
5.Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. |
2 |
Развивать логическое мышление. |
6.Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы. |
2 |
Развивать устойчивость внимание |
Обозначение мягкости с помощью мягкого знака. |
4 |
|
7.Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. |
2 |
Развивать логическое мышление. |
8.Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению. |
2 |
Развитие слухового внимания |
Обозначение мягкости с помощью гласных. |
10 |
|
9. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я. |
2 |
Развивать фонематический слух |
10. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё. |
2 |
Развивать мыслительные операции |
11. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю. |
2 |
Развивать фонематический слух |
12. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И. |
2 |
Активизировать мыслительную деятельность |
13. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. |
2 |
Активизировать мыслительную деятельность |
Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные. |
6 |
|
14. Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ. |
2 |
Развивать зрительное восприятие |
15. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. |
2 |
Развивать зрительное восприятие |
16. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слов. |
2 |
Развивать слухового внимания |
Предложения |
6 |
|
17. Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. |
2 |
Активизировать мыслительную деятельность |
18. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. |
2 |
Развитие слухового внимания |
19. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных. |
2 |
Развивать фонематический слух |
Морфологический состав слова |
8 |
|
20. Корень как главная часть слова. Родственные слова. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов. |
2 |
Развивать мыслительные операции |
21 . Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова. |
2 |
Развивать мыслительные операции |
22. Приставка. Префиксальный способ образования слов. |
2 |
Развивать мыслительные операции |
23. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание. |
2 |
Развивать функции самоконтроля |
Безударный гласный |
6 |
|
24.Безударные гласные в корне. |
2 |
Развивать зрительное восприятие |
25.Безударные гласные в корне. Антонимы. |
2 |
Развивать функции самоконтроля |
26.Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. |
2 |
Развивать зрительное восприятие |
Предлоги и приставки |
6 |
Развивать мыслительные операции |
27.Соотнесение предлогов и глагольных приставок .Слова-синонимы. |
2 |
Развивать мыслительные операции |
28.Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами. Дифференциация предлогов и приставок. |
2 |
Развивать логическое мышление |
29.Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами. |
2 |
Развивать мыслительные операции |
Связная речь |
10 |
|
30.Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. |
2 |
Формировать коммуникативные навыки |
31. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. |
2 |
Развивать зрительное восприятие |
32. Пересказ по вопросам. |
2 |
Формировать коммуникативные навыки |
33. Пересказ текста по опорным словам. |
2 |
Развивать логическое мышление |
34. Пересказ текста по предметным картинкам. Проверочная работа. |
2 |
Формировать коммуникативные навыки |
Всего: |
68 часов |
|
|
Календарно - тематическое планирование для обучающихся
четвертых классов по варианту 6.2 с НОДА
(2 часа в неделю, 68 часов)
Тема |
Количество часов |
Коррекционная цель |
Состав слова |
10 |
|
1. Состав слова. Корень как главная часть слова. |
2 |
Развивать зрительное восприятие |
2.Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. |
2 |
Развивать мыслительные операции |
3. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. |
2 |
Развивать слухового внимания |
4. Приставки пространственного и временного значения. |
2 |
Развивать зрительное восприятие |
5. Окончания. |
2 |
Развивать фонематический слух |
Безударные гласные |
4 |
|
6.Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. |
2 |
Развивать функции самоконтроля |
7.Выделение слов с безударными гласными. Слова-антонимы. |
2 |
Развивать зрительное восприятие |
Согласные звуки и буквы |
4 |
|
8.Парные согласные. Оглушение звонких согласных в конце слова. |
2 |
Развитие слухового внимания |
9.Оглушение звонких согласных в середине слова. |
2 |
Развивать фонематический слух |
Словосочетания и предложения |
4 |
|
10.Выделение словосочетаний из предложений. |
2 |
Развивать мыслительные операции |
11.Составление предложений из словосочетаний. |
2 |
Формировать коммуникативные навыки |
Согласование |
4 |
|
12.Согласование слов в числе. |
2 |
Формировать коммуникативные навыки |
13. Согласование слов в роде. |
2 |
Развивать мыслительные операции |
Словоизменение прилагательных |
4 |
|
14. Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. |
2 |
Развивать функции самоконтроля |
15. Согласование имён прилагательных с именами существительными по падежам. |
2 |
Формировать коммуникативные навыки |
Словоизменение глаголов |
4 |
|
16.Согласование глаголов с именами существительными в числе. |
2 |
Развивать фонематический слух |
17. Согласование глаголов с именами существительными в роде. |
2 |
Развитие слухового внимания |
Предлоги и приставки |
4 |
|
18. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. |
2 |
Формировать коммуникативные навыки |
19. Дифференциация предлогов и приставок. |
2 |
Развивать мыслительные операции |
Управление. Словоизменение имён существительных по падежам |
14 |
|
20. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж). |
2 |
Развивать функции самоконтроля |
21 . Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж). |
2 |
Развивать мыслительные операции |
22. Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж). |
2 |
Формировать коммуникативные навыки |
23. Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж). |
2 |
Развивать мыслительные операции |
24. Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж). |
2 |
Развивать мыслительные операции |
25. Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж). |
2 |
Развивать мыслительные операции |
26. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. |
2 |
Развивать функции самоконтроля |
Части речи |
4 |
|
27. Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. |
2 |
Развивать мыслительные операции |
28. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам. |
2 |
Формировать коммуникативные навыки |
Связь слов в словосочетаниях и предложениях |
4 |
|
29. Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения. |
2 |
Развивать зрительное восприятие |
30. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста. |
2 |
Развивать мыслительные операции |
Связная речь |
8 |
|
31. Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. |
2 |
Развивать функции самоконтроля |
32. Составление рассказа по его началу. |
2 |
Формировать коммуникативные навыки |
33. Составление рассказа по данному концу. |
2 |
Формировать коммуникативные навыки |
34. Составление рассказа по данному плану. |
2 |
Формировать коммуникативные навыки |
Всего: |
68 часов |
|
По окончании периода обучения (учебный год) производится оценка достижений обучающегося - динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка учебного плана на следующий учебный период.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006.
2. Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Школьный логопед. – 2007.
3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие [Текст] / Л.Н. Блинова – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
4. Вильшанская, А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения [Текст] / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006.
5. Ефименкова О.В.Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: пособие для логопеда. М.,1991.
6. Жуков, В.И. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях [Текст] / В.И. Жуков – М. : Изд-во РГСУ, 2009.
7. Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет : практикум для психологов и логопедов С.В. Коноваленко – М. : Гном-Пресс : Новая школа, 1998.
8. Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО НПК, 2008 г.
9. Лубовский, В.И. Современные логопедические подходы в диагностике // Школьный логопед. – 2008. - №3
10. Практическая психология и логопедия: журнал, - 2008. - №1.
11. Разживина, Н.В. Сравнительная характеристика устойчивости внимания у младших школьников с дисграфией и без нарушений письма// Школьный логопед. – 2007. - №1
12. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение : Организационно-педагогические аспекты : метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г. Шевченко– М. : ВЛАДОС, 1999.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.