Рекомендации учителя-дефектолога
для учителей 1-х классов
1. Формирование целенаправленной деятельности:
- предварительная ориентировка в задании, анализ инструкции к заданию;
- давать задания в соответствии с темпом деятельности и возможностями ученика;
- учитывать индивидуальные особенности вхождения ребёнка в деятельность;
- изменять тактику руководства деятельностью ребёнка в связи с динамическими изменениями (при утомлении, пресыщении деятельностью);
- коррекция импульсивности: строгий запрет необдуманных ответов и мало результативных действий, поощрение ребенка в случае результативного ответа.
2. Не предъявлять для выполнения сразу более одного задания:
- сложное задание предъявлять частями;
- контролировать ход выполнения каждой части, внося коррективы.
3. Формирование пространственно-временных представлений:
- планирование дополнительного времени и разъяснительная работа при ориентации на листе бумаге, доске;
- использование физкультминуток для формирования ориентации в схеме собственного тела, пространства;
- использование на уроках математики организационного момента для уточнения временных представлений (какое сейчас время года, месяц, день недели).
4. Усиление регулирующей функции слова, формирование способности к речевому обобщению:
- сопровождение речью выполняемых действий (ребёнок повторяет образец речевого сопровождения за учителем, впоследствии даёт словесный ответ самостоятельно);
- формулирование вывода ребёнком.
5. Использовать в процессе обучения игровые приёмы, элементы соревнования, дидактические игры.
6. Создавать ситуации успеха, в которых ученик мог бы проявить свои сильные стороны. Хвалить ребёнка, даже если он справился с небольшим заданием или его частью. Поддерживать и поощрять любые проявления инициативы и самостоятельности ребёнка на уроке. Избегать предъявления завышенных и заниженных требований к ученику.
7. Опираться на жизненный опыт ребёнка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.