ПАЗЛЫ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОВЛЕКАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ
Составила: учитель-дефектолог Осипова Наталья Александровна,
МОУ «СОШ №28» г. Вологда
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПАЗЛАМИ И ХОД ЗАНЯТИЯ
В ваших руках методическая копилка элементов (пазлов) современного занятия. Она содержит 13 методик для проектирования вовлекающего группового занятия с детьми с 1 по 4 класс.
Копилка помогает подобрать комбинации методик для выстраивания занятия и развития компетенций по ФГОС (личностных, предметных, метапредметных) и компетенций будущего: критического мышления, навыков коммуникации и проектной работы в команде.
В методичке 4 вида пазлов – в зависимости от этапа занятия:
- начало занятия
- середина занятия
- заключительная часть занятия
- дополнительные элементы занятия
Используйте дополнительные элементы занятия на любом этапе для повышения вовлеченности класса и достижения поставленных вами целей.
Деятельность по каждому пазлу не должна превышать 10 минут для начальной школы.
Для сохранения вовлеченности рекомендуют: в среднем, на начало отвести 20% времени занятия, на середину – 70%, на заключительную часть занятия – 10%.
В зависимости от динамики занятия, особенностей детей, конкретных целей занятий, время работы с каждым пазлом может варьироваться.
Как использовать
1. Выбираете для каждой части занятия любой пазл из подходящей группы.
2. Вносите данные в «Ход занятия»
3. Проводите занятие по плану.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Характеристика класса |
Впишите дату |
Впишите класс |
|
Впишите количество учеников |
|
Тема занятия |
Впишите тему занятия |
Цели занятия |
Впишите цель занятия |
Время занятия |
Впишите временной период |
Ход занятия |
Время |
Характеристика пазла |
Доп. ресурсы |
Начало занятия |
Впишите временной период |
Впишите название методики |
Укажите, какие дополнительные ресурсы потребуются для проведения методики. |
Впишите, какие компетенции развивает |
|||
Впишите инструкцию |
|||
Дополнительный пазл |
|
Впишите название методики |
|
Впишите, какие компетенции развивает |
|||
Впишите инструкцию |
|||
Середина занятия |
|
Впишите название методики |
|
Впишите, какие компетенции развивает |
|||
Впишите инструкцию |
|||
Дополнительный пазл |
|
Впишите название методики |
|
Впишите, какие компетенции развивает |
|||
Впишите инструкцию |
|||
Заключительная часть занятия |
|
Впишите название методики |
|
Впишите, какие компетенции развивает |
|||
Впишите инструкцию |
|||
Дополнительный пазл |
|
Впишите название методики |
|
Впишите, какие компетенции развивает |
|||
Впишите инструкцию |
ПАЗЛЫ
Начало занятия |
Начало занятия |
Начало занятия |
||||||
Научная загадка |
Входной билет |
Игра навылет |
||||||
4 класс |
10 мин |
работа в группах |
4 класс |
10 мин |
работа в группах |
1-4 класс |
5-10 мин |
работа в группах |
? ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, ОТРАБОТКА НАВЫКОВ |
? КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ |
? ПОНИМАНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА |
||||||
критическое мышление, межличностное общение
|
критическое мышление, воспроизводство и передача информации
|
критическое мышление |
||||||
1 Подготовьте листочки с терминами, понятиями по пройденному материалу: один листочек-одно понятие. Сложите их в коробку. 2 Разделите группу на 3 команды с равным количеством участников. Каждый ученик должен вытянуть по листочку не показывая остальным детям, что написано на листике. 3 В каждой команде ребята по очереди должны объяснить остальным членам понятие, которое они вытянули. Остальные должны отгадать. 4 Побеждает команда, отгадавшая больше всего понятий.
Миксуйте пазлы-составляйте интересное авторское занятие |
1 Напишите простые вопросы по пройденному материалу на листочках. 2 Разложите листочки при входе в кабинет тыльной стороной вверх. 3 Входя, каждый ученик должен взять листок и в начале занятия написать краткий ответ на этом же листке. 4 Проверьте ответы вместе со всей группой.
Миксуйте пазлы-составляйте интересное авторское занятие |
1 Подготовьте список блиц-вопросов по пройденному материалу. 2 Пригласите двух учеников. Предупредите, что вы сейчас зададите вопрос, задача учеников – ответить на вопрос правильно и быстрее, чем партнер. 3 Ученик, ответивший правильно первым, остается стоять. Второй выбывает. 4 Затем к «победителю» приглашают следующего ученика, ребятам задается новый вопрос, условия соревнования те же. 5 Желательно, чтобы в соревновательном блиц-опросе поучаствовали все.
Миксуйте пазлы-составляйте интересное авторское занятие! |
||||||
ПАЗЛЫ
Середина занятия |
Середина занятия |
Середина занятия |
||||||
Снайпер |
Ложь во благо |
Уточняйка |
||||||
4 класс |
10 мин |
работа в группах
|
4 класс |
10 мин |
работа в группах |
4 класс |
15мин |
работа в группах |
? ПОНИМАНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА |
? ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, ОТРАБОТКА НАВЫКОВ |
? ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ |
||||||
критическое мышление, воспроизводство и передача информации
|
критическое мышление
|
критическое мышление, межличностное общение, работа в команде |
||||||
1 Предупредите учеников, что вы будете повторять пройденный материал и намеренно допускать ошибки. 2 Задача учеников, если они заметят ошибку, поднять руку и поправить. 3 Окончив повторение, обсудите, какие ошибки ученики не заметили, кто был самым активным, а кому следует повторить материал и проявлять больше активности в следующий раз.
Миксуйте пазлы-составляйте интересное авторское занятие |
1 Назовите два истинных и один ложный факт об изучаемом предмете. Предупредите об этом учеников. 2 Предложите ученикам определить, какой из фактов ложный, и обосновать свой ответ. 3 Обсудите, что получилось, и почему многие допустили ошибки.
Миксуйте пазлы-составляйте интересное авторское занятие |
1 До начала занятия разделите учеников на небольшие группы. 2 Для закрепления части пройденного материала прервитесь и попросите учеников в своих группах коротко повторить материал и задать друг другу вопросы. 3 Спросите, есть ли сложные вопросы, которые надо объяснить. 4 Повторите процедуру после каждой смысловой части, которую хотите закрепить.
Миксуйте пазлы-составляйте интересное авторское занятие |
||||||
ПАЗЛЫ
Середина занятия |
Середина занятия |
Конец занятия Немое кино |
||||||
Термин-определение |
Звездное интервью |
|||||||
3-4 класс |
7 мин |
работа в группах |
4 класс |
5-15 мин |
работа в группах |
1-4 класс |
10-20мин |
работа в группах индивид. работа |
? ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, ОТРАБОТКА НАВЫКОВ |
? ПОНИМАНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА |
? ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ |
||||||
критическое мышление, нестандартное мышление, воспроизводство и передача информации, работа в команде
|
критическое мышление, межличностное общение
|
нестандартное мышление
|
||||||
1 Заготовьте определения терминов, разрежьте их на слова. 2 Разделите группу на команды. Каждой команде раздайте по набору слов для одного определения. Задача команды - составить определение. 3 Команды презентуют получившиеся определения и отгадывают термин всем классом.
Миксуйте пазлы-составляйте интересное авторское занятие |
1 Задайте группе дискуссионный вопрос по пройденному материалу. 2 Предложите высказать свою точку зрения. 3 Передавайте в группе предмет, похожий на микрофон: отвечать должен тот, кто получит «микрофон».
Миксуйте пазлы-составляйте интересное авторское занятие |
1 Предложите каждому ученику нарисовать дома 5 картинок по пройденному материалу. 2 Картинки должны объединяться сюжетом. 3 Необходимо составить рассказ по получившимся картинкам.
Миксуйте пазлы-составляйте интересное авторское занятие |
||||||
ПАЗЛЫ
Дополнительно |
Дополнительно |
Дополнительно |
Дополнительно |
||||||||
Мозаика |
Резюме |
Креативная считалка |
Эмодзи |
||||||||
1-4 класс |
3-5 мин |
работа в группах
|
3-4 класс |
10 мин |
работа в группах |
1-4 класс |
1-3мин |
работа в группах
|
1-4 класс |
5 мин |
работа в
группах |
? ГРУППОВАЯ РАБОТА
|
? ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ |
? ГРУППОВАЯ РАБОТА межличностное общение |
? ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ, СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ межличностное общение, |
||||||||
работа в команде
|
межличностное общение |
1 Если вам требуется случайным образом разделить класс на группы, сделайте это креативно! |
способность концентрироваться
1 Используйте эту технику при наступлении утомления внимания |
||||||||
1 Используйте эту методику, чтобы случайно разделить класс на команды. 2 Заготовьте картинки по числу команд, каждую картинку разрежьте на детали (по максимально возможному количеству учеников в команде). 3 Раздайте ученикам детали: ученики с фрагментами одной картинки попадают в одну команду.
Миксуйте пазлы-составляйте интересное авторское занятие |
1 Заготовьте шаблоны с вопросами для знакомства учеников, которые позволят узнать интересные факты друг о друге. 2 Раздайте ученикам листики с вопросами. За 5 минут ученики должны пообщаться с максимальным количеством учеников, задав каждому как можно больше вопросов. 3 Через 5 минут в формате блиц-опроса попросите учеников вспомнить по одному факту про каждого.
Миксуйте пазлы-составляйте интересное авторское занятие |
2 Прежде, чем делить класс на команды, выберите ценность, которую хотите транслировать ребятам, определите, на какое количество групп вам надо разделить класс. 3 Составьте любую фразу, содержащую эту ценность, с таким же количеством слов. например, вам нужны 3 группы. Придумываем фразу из 3 слов: «Занятия спортом полезны». 4 Попросите ребят произносить поочередно слова из этой фразы (по аналогии «рассчитайся на первый, второй…»). Ученики, назвавшие одинаковые слова, объединяются в команды. Миксуйте пазлы-составляйте интересное авторское занятие |
большей части класса. К тому же эта техника поможет ребятам развивать свою эмоциональную сферу, избавляться от «зажимов». 2 Заранее приготовьте карточки с изображением человеческих эмоций в виде смайликов или с названиями эмоций. 3 В начале урока договоритесь с классом, что при поднятии карточки ребята должны изобразить соответствующую эмоцию. 4 В течении урока, при необходимости, поднимайте карточки. Миксуйте пазлы-составляйте интересное авторское занятие |
||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.