Рабочая образовательная программа ( 8.4) по внеурочной деятельности
надомного обучения обучающегося 3 класса
Учитель Новичкова Е.В.
2022-2023 г
Пояснительная записка
Данная адаптированная программа «Внеурочная деятельность» в 3 классе разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Приказ МО РФ № 1599 от 19.12.2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС УО (ИН) Вариант 2; СИПР.
- Утвержденного Учебного плана ФГОС УО (ИН) Вариант 2 на 2022 -2023 уч. год;
- Утвержденной школьной Программы Воспитания.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся воспитанников.
Разработанный курс рассчитан на 1 год реализации в 3 классе с часовой нагрузкой согласно учебного плана 2 часа в неделю( 0,5 учитель и 1,5 родители) и 63 часов в год. Программа будет реализована в очной системе с возможным применением дистанционных технологий.
Краткая характеристика ученика
Программа реализуется в надомном обучении. СИПР, Возраст ребенка: 11 лет
Заключение ПМПК: Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с расстройством аутистического спектра
Цель:
Создание условий для формирования учебной мотивации и коррекции недостатков психофизиологической основы основных школьных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через доступные виды продуктивной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
Штриховать в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо.
Раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставляя не закрашенных мест.
Использовать различные виды сгибания (оригами), приемы работы с пластилином, приемы работы ножницами.
Выполнять узор в соответствии со словесной инструкцией.
Развивающие:
Умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
Способности координированной работы рук со зрительным восприятием. Кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий.
Воспитательные:
Воспитание аккуратности, усидчивости, добросовестного отношения к работе. Воспитание уважительное отношение к своему и чужому труду.
Согласно Программе Воспитания, во время проведения уроков реализуются воспитательные задачи, основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие данному возрастному уровню:
Цель: создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут:
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания.
Содержание программы:
Программа включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика
- лепка и рисование
- графические упражнения
- игры и действия с предметами
- работа с бумагой
- рисование по точкам
- работа с трафаретами
- работа с ножницами
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стихи помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Лепка и рисование” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре (нанизывание пуговиц на шнурок, выкладывание горизонтальных и вертикальных дорожек, простых узоров, рисунков из мелкой мозаики по образцу). В разделе «Работа с бумагой» используются приёмы овладения различными видами декоративно-прикладного творчества (аппликация, оригами, смешанная техника).
В разделе «Рисование по точкам» применяется соединение рисунков по точкам, обведение рисунков по контуру, дорисовывание изображений (упражнения «Веселые человечки», «Путешествие по волнам»).
В разделе «Работа с трафаретами» предусматривается обводка по контуру, штриховка. Рисование внутри большой фигуры, постепенно уменьшающегося или наоборот увеличивающегося узора (не отрывая карандаш от бумаги).
В разделе «Работа с ножницами» применяется вырезание ножницами по намеченному контуру.
Ожидаемые результаты.
Обучающийся научится:
- Выполнять упражнения, дающие пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность.
- Использовать в своей деятельности приемы работы с пластилином.
- Использовать в игре предметы, различные по размеру, цвету, материалу, фактуре, структуре.
- Обводить по трафарету, штриховать.
- Рисовать внутри большой фигуры
- Собирать рисунки из пазлов.
- Развить координацию кисти, логическое мышление, пространственное воображение.
- Резать по прямой и кривой линиям
- Соблюдать правила безопасности при работе с ножницами
Обучающийся получит возможность:
- Познакомиться с «активными точками» на руке, массаж которых положительно сказывается на самочувствии.
- Развить свои изобразительные и технические умения, интерес к художественной творческой деятельности.
- Улучшить координацию движений пальцев рук,
- Развить мускульную и тактильную память, внимание.
- Усовершенствовать двигательные навыки;
- Развить моторную координацию
- Развить координацию кисти, пространственное воображение.
УМК
1. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
2. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.
4. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием (1-4 классы) Уроки труда. – М.: “АСТ - ПРЕСС”, 2000. 140 с.
5. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.
6. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. - СПб., 2009.
Тематическое планирование «Умелые ручки»
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
1. |
Игра «Собери портфель». |
|
|
2. |
Пальчиковая гимнастика «Овощи». |
|
|
3. |
«Волшебный мешочек». |
|
|
4. |
«Сушка фруктов». |
|
|
5. |
«Как у нас семья большая». |
|
|
6. |
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». «Листопад». |
|
|
7. |
Пальчиковая гимнастика «На ладошку села кошка». |
|
|
8. |
Игра «Кто где живёт?». |
|
|
9. |
Бусы для Осени. |
|
|
10. |
Динамическая игра «Светофор». |
|
|
11. |
Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять». |
|
|
12. |
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй». |
|
|
13. |
Поделка «Цыпленок». |
|
|
14. |
Пальчиковая гимнастика «За ягодами». |
|
|
15. |
Аппликация из листьев. |
|
|
16. |
Пальчиковая гимнастика «Дружба». |
|
|
17. |
Графическое упражнение «Художник». |
|
|
18. |
Пальчиковая гимнастика «Цветок». Поделка из бумаги. |
|
|
19. |
Дорисовать по точкам– фрукты, овощи. |
|
|
20. |
Пальчиковая гимнастика «Снежок», «Зима». |
|
|
21. |
Изготовление кормушек. |
|
|
22. |
Пальчиковая гимнастика «Зайчата». |
|
|
23. |
Графическое упражнение «Волшебный клубочек». |
|
|
24. |
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять». |
|
|
25. |
Упражнение «Конфеты к чаю». |
|
|
26. |
Поделка «Фанти - солнце». |
|
|
27. |
«Трудные виражи». |
|
|
28. |
Елочка из пробок. |
|
|
29. |
Пальчиковая гимнастика «Снежок». Графическое |
|
|
30. |
упражнение «Снежинки». |
|
|
31. |
Пальчиковая гимнастика «Тесто». Выложить из пшена, риса узор на силуэте чайника. |
|
|
32. |
«Праздничное платье куклы». |
|
|
33. |
Пальчиковая гимнастика «Как на горке снег». |
|
|
34. |
Пальчиковая гимнастика «Прятки». Графическое упражнение «Незнайка». |
|
|
35. |
Дорисовать вторые половинки ковриков. |
|
|
36. |
Игра «Веселые ладошки». |
|
|
37. |
Пальчиковая гимнастика «Солдаты. |
|
|
38. |
Оригами «Кораблик». |
|
|
39. |
Пластилинография «Праздничный торт». |
|
|
40. |
Открытка для мамы. |
|
|
41. |
Пальчиковая гимнастика «Дом». |
|
|
42. |
Пластилинография «Цветы для мамы». |
|
|
43. |
Пальчиковая гимнастика «Рыбки». Оригами - «Рыбка». |
|
|
44. |
Пластилинография «Радуга-дуга». |
|
|
45. |
Узоры из мозаики. |
|
|
46. |
«В гостях у сказки». |
|
|
47. |
Графические диктанты (пространственные представления: влево, вправо, вверх, вниз). |
|
|
48. |
Пластилиновые буквы. |
|
|
49. |
Обрывная аппликация «Цветок в горшке». |
|
|
50. |
Пальчиковая гимнастика «Пчелки». |
|
|
51. |
Рисование по трафаретам. |
|
|
52. |
«Салют над городом». |
|
|
53. |
«Укрась платочек». |
|
|
54. |
«Георгиевская ленточка». |
|
|
55. |
Узоры из пуговиц. |
|
|
56. |
Пластилинография «Одуванчики». |
|
|
57. |
Аппликация из ватных дисков «Мышонок». |
|
|
58. |
Графический диктант (пространственные представления: влево, вправо, вверх, вниз). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.