Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Талдинская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом приказом № 180
Протокол №__5 от_20 июля 2019
от_5 июня 2019 Директор школы:
Председатель МС: ________/Комдошева Д.Ч./
________/Шаманаева Е.А./
Рабочая программа
по МХК
10-11 класс
Составила:
Шаманаева Е.А.
учитель русского языка и литературы,
IКК
2019
с.Талда
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы:
· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.:
· Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03. 2004 г.№ 1089;
· Учебный план МБОУ «Талдинская СОШ» на 2018-2019 учебный год, утвержденный приказом №175 от 20 июля 2018;
· Примерные программы по предметам составлена основе данной рабочей программы использована программа общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 10-11 класс Г.И. Данилова, 6-е издание стереотипное,
Приоритетными целями изучения МХК вообще являются: приобщение к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества через общение с искусством во всем комплексе его видов и развитие активно «мыслящего мировоззрения», формирование на основе знакомства с артефактами мировой художественной культуры умения свободно ориентироваться в ее пространстве от истоков (первобытное искусство) - Новейшего времени (вторая половина XX в.); акцентирование внимания при анализе художественно-образного содержания памятников мировой художественной культуры на общечеловеческих ценностных ориентациях, составляющих основу для формирования личностных индивидуальных мировоззренческих позиций; формирование внутренней открытости и лояльности к незнакомому и новому в сочетании с устойчивыми индивидуальными мировоззренческими позициями.
Изучение мировой художественной культуры на уровне среднего общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Цель данной рабочей программы – на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в
образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её
развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.
Задачи:
повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;
воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;
раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.
Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;
формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.
Построение программы «Мировая художественная культура» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
-принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;
- принцип историзма;
- принцип опоры на творческий метод (стиль);
- принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;
- принцип художественно-педагогической драматургии урока.
В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.
Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования.
1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
Ø основные виды и жанры искусства;
Ø изученные направления и стили мировой художественной культуры;
Ø шедевры мировой художественной культуры;
Ø особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
Ø узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
Ø устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
Ø пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
Ø выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
Ø выбора путей своего культурного развития;
Ø организации личного и коллективного досуга;
Ø выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
Ø самостоятельного художественного творчества.
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требованиям к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельного и прикладного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.
Таким образом, предметными результатами программы по образовательной области «Искусство» являются:
· в сфере познавательной деятельности – понимание смысла (концепции) художественного произведения, особенностей языка искусства (разных видов искусства), художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства; (Важно сформировать представление о том, что такое художественный образ)
· в сфере ценностно-ориентационной деятельности – формирование потребности в общении с искусством и способности воспринимать эстетические ценности; формирование художественного вкуса как системы ценностных ориентаций личности в мире искусства; представление основных закономерностей истории культуры и системы общечеловеческих ценностей; осознание ценности художественной культуры разных народов и места в ней отечественного искусства; (уважение к культуре другого народа, освоение духовно-нравственного потенциала, аккумулированного в произведениях искусства, выявление идеалов эпохи, передаваемых через явления художественной культуры)
· в сфере эстетической деятельности – эстетическое восприятие, способность воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства; видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности, умение понимать условность изображения и механизм визуализации, говорить языком изобразительных форм, создавать условные изображения, символы; (понимать особенности разных видов искусства)
· в сфере коммуникативной деятельности – формирование коммуникативной, информационной и социально-эстетической компетентности; культура презентаций своих творческих работ в различных формах и с помощью технических средств; (диалоговые формы общения с произведениями искусства, умение выстроить диалог с художественными явлениями прошлого для понимания их значимости для современности)
· в сфере физической деятельности – умение определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла; реализация творческого потенциала, проявление индивидуальности мышления в процессе поиска оригинальных и нестандартных решений различных художественных задач.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
Раздел I Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций (8 часов)
Искусство первобытного человека. Причины возникновения художественного творчества. Первые художники Земли. Эволюция пещерной живописи. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Зарождение архитектуры: дольмены, менгиры, кромлехи. Причины возникновения музыкального творчества. Предпосылки возникновения танца.
Искусство Древней Передней Азии. Возникновение письменности. Библиотека царя Ашшурбанипала. Зиккураты как символическое воплощение устройства мира. Рельефы и мозаики, их основная тематика и назначение. Популярные музыкальные инструменты.
Архитектура Древнего Египта. Возведение пирамид — главное архитектурное достижение эпохи Древнего царства. Архитектурные комплексы эпохи Среднего и Нового царств в Карнаке и Луксоре.
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Ритуальное назначение скульптуры. Особенности изображения богов, фараонов и людей. Назначение рельефных и фресковых композиций. Сокровища гробницы Тутанхамона. Роль музыки в жизни общества. Популярные музыкальные инструменты.
Искусство Мезоамерики. Важнейшие культурные достижения цивилизации ольмеков (ступенчатые пирамиды, каменная скульптура). Дворцы ацтекских правителей. Ювелирное искусство. Искусство майя. Искусство инков.
Раздел II Искусство Античности (5 часов).
Эгейское искусство.Кносский дворец — выдающийся памятник мирового зодчества. Львиные ворота в Микенах. Фрески Кносского дворца. Вазопись стиля Камарес.
Архитектурный облик Древней Эллады.Архитектура архаики: греческая ордерная система. Дорический, ионический, коринфский ордеры. Афинский Акрополь. Театр Диониса. Назначение и особенность композиции Большого алтаря Зевса в Пергаме.
Изобразительное искусство Древней Греции.Шедевры и мастера вазописи. Геометрический орнамент. Чернофигурная и краснофигурная вазопись. Идеал физической силы и духовной красоты. Обостренный интерес к внутреннему миру человека.
Архитектурные достижения Древнего Рима.Римский Форум. Инженерные сооружение. Архитектурный облик Колизея и Пантеона. Триумфальные арки. Термы.
Изобразительное искусство Древнего Рима.Римский скульптурный портрет. Мастерство в передаче портретного сходства, внутреннего мира человека. Фресковые и мозаичные композиции.
Театр и музыка Античности.Трагики и комедиографы греческого театра: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан. Искусство актеров пантомимы. Странствующие певцы — сказители эпических преданий. Римская музыка и поэзия.
Раздел III Искусство Средних веков 10 часов).
Мир византийского искусства. Сочетание элементов античного и восточного зодчества. Базилика, ее назначение, устройство, характерные черты. Понятие о крестово-купольном типе храма. Собор Святой Софии в Константинополе. Основные темы и сюжеты византийских мозаик. Происхождение икон. Шедевры византийской иконописи. Церковная музыка. Основные виды церковного пения. Нотное письмо. Светская музыка.
Архитектура западноевропейского Средневековья. Романский стиль архитектуры. Характерные особенности архитектурных сооружений. Типы построек: базилики, феодальные замки, городские укрепления. Архитектура готики. Готические соборы — центры общественной и духовной жизни средневекового города. Шедевры готики.
Изобразительное искусство Средних веков. Скульптура романского стиля. Основные сюжеты и образы. Изображения диковинных существ. Скульптура готики. Преобладание религиозной тематики. Развитие искусства скульптурного портрета. Техника витражной живописи. Излюбленные орнаменты витражных окон.
Театр и музыка Средних веков. Литургическая драма. Основные сюжеты и их иносказательный смысл. Средневековый фарс. Остроумное комедийное начало и поучительный смысл театрального жанра. Высокая духовность музыки. Понятие о григорианском хорале. Католическая месса. Появление и развитие многоголосия. Вокальная лирика трубадуров, труверов, миннезингеров. Разнообразие жанров песенного творчества и их главная тематика.
Искусство Киевской Руси. Связь художественной культуры с язычеством и важнейшими историческими событиями. Творческое переосмысление художественных традиций Византии. Характерные черты архитектуры. Зодчество Великого Новгорода. Мозаики и фрески Софии Киевской. Искусство иконописи. Следование византийскому канону, выработка собственного стиля.
Развитие русского регионального искусства. Искусство Великого Новгорода. Творчество Феофана Грека. Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире. Консолидирующая роль Москвы в развитии русской культуры. Творчество Андрея Рублева.
Искусство единого Российского государства. Создание архитектурного ансамбля Московского Кремля. Новизна архитектурного решения при возведении Успенского собора. Храмы и светские постройки Соборной площади Московского Кремля. Шедевры творчества Дионисия. Москва — «Третий Рим» как центр христианского мира и общерусской культуры. Покровский собор (храм Василия Блаженного) — архитектурная жемчужина Москвы. Создание нового типа каменного шатрового храма (церковь Вознесения в Коломенском). Характерные особенности архитектуры 17 века. Мастерство деревянного зодчества. Творчество Симона Ушакова.
Театр и музыка Древней Руси. Народное творчество, праздники и обрядовые действа — истоки русского театра. Характер первых придворных постановок. Языческие и христианские традиции музыкальной культуры. Колокольные звоны. Пение как составная часть церковного богослужения. Знаменный распев. Многораспевность. Светская музыка и наиболее популярные инструменты.
Раздел IV Искусство средневекового Востока (4 часа).
Искусство Индии. Ступа — один из древнейших типов культовых сооружений буддизма. Пещерные храмы для моления (чайтьи). Богатство и роскошь скульптурного убранства. Проникновение к архитектуру мусульманских традиций. Росписи в пещерных храмах Аджанты. Миниатюрная живопись Индии. Истоки индийской музыки. Спектакль как единство музыки, пения и танца.
Искусство Китая. Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с природой. Китайская стена, ее назначение. Особенности китайской скульптуры и ее связь с буддийской религией. Характерные черты китайской живописи и графики.
Искусство Страны восходящего солнца. Выработка собственного архитектурного стиля. Иероглифическая каллиграфия. Садово-парковое искусство. Сад камней в Киото. Цветная гравюра на дереве. Скульптура нэцкэ.
Искусство исламских стран. Использование в мусульманском зодчестве достижений древних цивилизаций. Типичные архитектурные сооружения исламских стран. Основные виды изобразительного искусства. Арабеска. Любовная лирика народов Востока и ее мировое значение. Рубаи Омара Хайяма. Своеобразие традиционной музыкальной культуры.
Раздел V Искусство Возрождения (7 часов).
Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения. Характерные особенности и значение творчества Джотто. Построение пространства по законам перспективы на примере произведений Мазаччо. Значение творчества Боттичелли. Художественные достоинства произведений на библейские и мифологические сюжеты. Скульптурные шедевры Донателло.
Архитектура итальянского Возрождения. Собор Санта-Мария дель Фьоре — архитектурный символ Флоренции. Оригинальность и новизна творчества Брунеллески. Браманте как основоположник архитектуры Высокого Возрождения. Возведение собора Святого Петра — главного католического храма. Архитектурный облик Венеции.
Титаны Высокого Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи. Бунтующий гений Микеланджело. Рафаэль — «первый среди великих».
Мастера венецианской живописи. Беллини как основоположник венецианской школы живописи. Художественное мастерство Джорджоне. Художественный мир Тициана. Богатство тематики и жанровое разнообразие в творчестве. Веронезе — певец праздничной Венеции. Трагический гуманизм Позднего Возрождения. Характерные черты маньеризма и его мастера.
Искусство Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Живопись нидерландских и немецких мастеров. Братья Хуберт и Ян ван Эйк. Многогранность и оригинальность творческого дарования Босха. Творческие искания Брейгеля. Творчество Дюрера. Искусство портрета в творчестве художника. Интерес к изображению мира живой природы.
Музыка и театр эпохи Возрождения. Основные жанры духовной и светской музыки. Разработка новых правил полифонического исполнения. Начало профессионального композиторского творчества. Возникновение новых музыкальных жанров. Первые оперные представления. Итальянская комедия дель арте. Синтез актерского слова, акробатики, танцев, пантомимы, музыки и пения. Актерская импровизация — основа сценического искусства. Театр Шекспира — синтез античного и средневекового искусства. Мир человеческих чувств и сильных страстей в пьесах Шекспира. Значение шекспировского театра.
11 класс
I. Художественная культура XVII – XVIII веков – (11ч.)
Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII веков. Архитектура барокко. Изобразительное искусство барокко. Классицизм в архитектуре Западной Европы. Шедевры классицизма в архитектуре России. Изобразительное искусство классицизма и рококо. Реалистическая живопись Голландии. Русский портрет XVIII века. Музыкальная культура барокко. Композиторы Венской классической школы. Театральное искусство XVII – XVIII веков.
II.Художественная культура XIX века – (10ч.)
Романтизм. Изобразительное искусство романтизма. Реализм – художественный стиль эпохи. Изобразительное искусство реализма. «Живописцы счастья»: художники – импрессионисты. Многообразие стилей зарубежной музыки. Русская музыкальная культура. Пути развития западноевропейского театра. Русский драматический театр. Художественная культура XIX века (обобщающий урок).
III.Искусство XX века – (13ч.)
Искусство символизма. Триумф модернизма. Архитектура: от модерна до конструктивизма. Основные направления развития зарубежной живописи. Мастера русского авангарда. Зарубежная музыка XX века. Музыка России XX столетия. Зарубежный театр XX . Российский театр XX века. Становление и расцвет мирового кинематографа.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
|
||
п.п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Раздел 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (8 часов) Первые художники Земли. |
1 |
2-3 |
Архитектура страны фараонов. |
2 |
4 |
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. |
1 |
5 |
Художественная культура Древней и Передней Азии. |
1 |
6 |
Искусство доколумбовой Америки. |
1 |
7 |
Эгейское искусство. |
1 |
8 |
Обобщающий урок по теме «Древние цивилизации» |
1 |
9 |
Раздел 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ (5 часов) Золотой век Афин. |
1 |
10 |
Выдающиеся скульпторы Древней Эллады. |
1 |
11 |
Архитектура императорского Рима. |
1 |
12 |
Изобразительное искусство Римской империи. |
1 |
13 |
Театральное и музыкальное искусство античности |
1 |
14 |
Раздел 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (10 часов) Мир византийской культуры. |
1 |
15 |
Архитектурный облик Древней Руси. |
1 |
16 - 17 18 – 19 |
Изобразительное искусство Древней Руси Архитектура западноевропейского средневековья. |
2 2 |
20-21 |
Древнерусская литература. Устное народное творчество. Музыка. |
2 |
22 |
Театральное искусство и музыка средних веков |
1 |
23 |
Обобщающий урок по теме «Культура Средних веков» |
1 |
24 |
Раздел 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОКА (4 часа) Индия — «страна чудес». |
1 |
25 |
Художественная культура Китая. |
1 |
26 |
Искусство Страны восходящего солнца (Япония). |
1 |
27 |
Художественная культура ислама |
1 |
28 – 29 |
Раздел 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ (7 часов) Флоренция - «колыбель» итальянского Возрождения. |
2 |
30 |
Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения |
1 |
31 |
«Золотой век» Возрождения. |
1 |
32 |
Северное Возрождение. |
1 |
33 |
Музыка и театр эпохи Возрождения. |
1 |
34 |
Повторение. |
1 |
Итого |
34 |
11 класс
№ п/п |
Разделы и темы |
Кол – во часов |
||
|
||||
|
Художественная культура XVII – XVIII веков |
11часов |
|
|
1. |
Стилевое многообразие искусства XVII – XVIIIвеков |
|
1 |
|
2. |
Архитектура барокко |
|
1 |
|
3. |
Изобразительное искусство барокко |
|
1 |
|
4. |
Классицизм в архитектуре Западной Европы |
|
1 |
|
5. |
Шедевры классицизма в архитектуре России |
|
1 |
|
6. |
Изобразительное искусство классицизма и рококо |
|
1 |
|
7. |
Реалистическая живопись Голландии |
|
1 |
|
8. |
Русский портрет XVIII века |
|
1 |
|
9. |
Музыкальная культура барокко |
|
1 |
|
10. |
Композиторы Венской классической школы |
|
1 |
|
11. |
Театральное искусство XVII – XVIII веков |
|
1 |
|
|
Художественная культура XIX века |
10часов |
|
|
12. |
Романтизм |
|
1 |
|
13. |
Изобразительное искусство романтизма |
|
1 |
|
14. |
Реализм – художественный стиль эпохи |
|
1 |
|
15. |
Изобразительное искусство реализма |
|
1 |
|
16. |
«Живописцы счастья» : художники - импрессионисты |
|
1 |
|
17. |
Многообразие стилей зарубежной музыки |
|
1 |
|
18. |
Русская музыкальная культура |
|
1 |
|
19. |
Пути развития западноевропейского театра |
|
1 |
|
20. |
Русский драматический театр |
|
1 |
|
21. |
Художественная культура XIX века ( обобщающий урок) |
|
1 |
|
|
Искусство XX века |
13часов |
|
|
22. |
Искусство символизма |
|
1 |
|
23. |
Триумф модернизма |
|
1 |
|
24. |
Архитектура: от модерна до конструктивизма |
|
1 |
|
25. |
Основные направления развития зарубежной живописи |
|
1 |
|
26. |
Мастера русского авангарда |
|
1 |
|
27,28. |
Зарубежная музыка XX века |
|
2 |
|
29. |
Музыка России XX столетия |
|
1 |
|
30. |
Зарубежный театр XX века |
|
1 |
|
31.32. |
Российский театр XX века |
|
2 |
|
33. |
Становление и расцвет мирового кинематографа |
|
1 |
|
|
|
33 |
33 |
|
|
Итого за год |
часа |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.