программа
Основного общего образования
По ПРАВУ
10 класс
(68 часОВ, 2 часА в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа по праву 10 класс составлена на основе основной образовательной программы среднего общего образования МОАУ « Лицей №1 г.Новотроицк», и на основе авторской программы курса право 10 класс (сост.: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев) и рассчитана на изучение курса права учащимися 10 класса в течении 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю.
Форма организации образовательного процесса:
Основные формы организации образовательного процесса: классно-урочная система и дистанционная.
Дистанционные уроки вводятся с целью корректировки программы, при введении карантинных мер и при потере часов в праздничные дни.
Уроки, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных работ, коллоквиумов и т.д. На уроке истории используются следующие формы учебной работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Реализация рабочей программы рассчитана на использовании в учебном процесс элементов таких современных технологий как: интерактивное обучение, метод проектов, личностно-ориентированные, деятельностные, проблемно-ориентированные. Технологии, используемые в обучении: проблемное обучение, исследовательские методы в обучении, проектные методы обучения, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии личностно-ориентированного обучения.
Формы контроля.
Виды контроля:
Входной контроль: проводится на 2-3 неделе учебных занятий и осуществляется в форме контрольных работ.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса или с помощью практических и лабораторных работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольных работ или тестовых заданий, а также самостоятельных работ.
Промежуточный контроль осуществляется в конце года. Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Основные виды деятельности
· Слушание объяснений учителя.
· Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
· Самостоятельная работа с учебником.
· Работа с научно-популярной литературой;
· Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
· Написание рефератов и докладов.
· Выполнение заданий по разграничению понятий.
· Систематизация учебного материала.
· Наблюдение за демонстрациями учителя.
· Просмотр учебных фильмов.
· Анализ графиков, таблиц, схем.
· Анализ проблемных ситуаций.
· Составление плана ответа по теме.
· Работа с раздаточным материалом
Основное содержание
Глава I. Введение. Из истории государства и права.
Введение. Актуальность правовых знаний в современном мире. Теории происхождения государства и права. Право древнего мира. Право средневековой Европы. Становление права нового времени в США. Развитие права в России (IX- начало XIX в). Российское право в XIX – XX вв. Советское право 1917-1953гг. Советское право в 1954-1991 гг. Современное российское право.
Глава II. Вопросы теории государства и права.
Формы государства. Понятие права. Система норм. Источники права. Отрасли права. Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Право и другие сферы общественной жизни. О российской философии права.
Глава III. Конституционное право.
Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. Конституционное право. Конституционализм. История конституции в России. История принятия и общая характеристика Конституции РФ. Основы конституционного строя. Гражданство в РФ. Федеративное устройство. Президент РФ. Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума (российский парламент). Законотворческий процесс в России. Правительство РФ. Судебная власть. Судебная система. Прокуратура. Местное самоуправление.
Глава IV. Права человека.
Права и свободы человека и гражданина. Всеобщая декларация прав человека. Международные договоры о правах человека. Гражданские права. Политические права. Экономические, социальные и культурные права. Право на благоприятную окружающую среду. Права и свободы человека и гражданина. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Права ребенка. Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время. Международная защита прав человека в условиях военного времени.
Глава V. Избирательное право. Избирательный процесс.
Избирательное право. Избирательные системы. Избирательный процесс.
Итоговое повторение.
Предметные результаты
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения право в 10 классе отражают:
Выпускник научится:
— знание содержания различных теорий происхождения государства;
— сравнение различных форм государства;
—умение приводить примеры различных элементов государственного механизма и их места в общей структуре;
— соотношение основных черт гражданского общества и правового государства;
—применение знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной реализации своих прав и законных интересов;
— оценка роли и значения права как важного социального регулятора и элемента культуры общества;
— сравнение и выделение особенностей и достоинств различных правовых систем (семей);
—умение проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
— характеристика особенностей системы российского права;
— различение форм реализации права;
— выявление зависимости уровня правосознания от уровня правовой культуры;
— оценка собственного возможного вклада в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;
— способность различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
— выявление общественной опасности коррупции для гражданина, общества и государства;
— умение целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридиче-ских лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации;
— сравнение воинской обязанности и альтернативной гражданской службы;
—оценка роли Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
—характеристика системы органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и системном взаимодействии;
—способность характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
— умение дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации;
— умение характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской Федерации;
—способность характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской Федерации;
— характеристика этапов законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы;
—выделение особенностей избирательного процесса в Российской Федерации;
—характеристика системы органов местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации;
— определение места международного права в отраслевой системе права; характеристика субъектов международного права;
— умение различать способы мирного разрешения споров;
—способность оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
—с равнение механизмов универсального и регионального сотрудничества и контроля в области международной защиты прав человека; — дифференцирование участников вооруженных конфликтов;
— различение защиты жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей; умение называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
—выделение структурных элементов системы российского законодательства;
— анализ различных гражданско-правовых явлений, юридических фактов и правоотношений в сфере гражданского права;
—умение проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки
— способность целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
— умение различать формы наследования;
— различение видов и форм сделок в Российской Федерации;
—выявление способов защиты гражданских прав; характеристика особенностей защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;
— анализ условий вступления в брак, характеристика порядка и условий регистрации и расторжения брака;
— умение различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
— способность выделять права и обязанности членов семьи;
— характеристика трудового права как одной из ведущих отраслей российского права, определение правового статуса участников трудовых правоотношений;
—проведение сравнительного анализа гражданско-правового и трудового договоров;
— способность различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;
— дифференцирование уголовных и административных правонарушений и наказаний за них;
— умение проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной ответственности несовершеннолетних;
— целостное описание структуры банковской системы Российской Федерации;
— в практических ситуациях определение применимости налогового права Российской Федерации; выделение объектов и субъектов налоговых правоотношений;
— соотнесение видов налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;
—применение норм жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище;
— дифференцирование прав и обязанностей участников образовательного процесса;
—проведение сравнительного анализа конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотное применение правовых норм для разрешения конфликтов правовыми способа-ми;
—способность давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права правоотношений;
—умение применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
— возможность выявлять особенности и специфику различных юридических профессий;
— сравнительный анализ различных теорий государства и права;
— дифференциация теорий сущности государства по источнику государственной власти;
— оценка тенденции развития государства и права на современном этапе;
— понимание необходимости правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;
— классификация видов конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия и изменения;
— толкование государственно-правовых явлений и процессов;
—сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых систем других государств;
— умение различать принципы и виды правотворчества;
— способность описывать этапы становления парламентаризма в России;
— сравнение различных видов избирательных систем;
— анализ с точки зрения международного права проблем, возникающих в современных международных отношениях;
— выделение основных международно-правовых актов, регулирующих отношения государств в рамках международного гуманитарного права;
— оценка роли неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях военного времени;
— способность формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды страхования;
— умение различать опеку и попечительство; — умение характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой отчетности.
Выпускник получит возможность научится:
—классификация государства по их признакам, функциям и формам;
—выявление элементов системы права и дифференциация источников права;
— характеристика нормативно-правового акта как основы законодательства;
— различение видов социальных и правовых норм, выявление особенностей правовых норм как вида социальных норм;
— различение субъектов и объектов правоотношений;
— дифференциация правоспособности и дееспособности;
— оценка возможных последствий правомерного и неправомерного поведения человека, умение делать соответствующие выводы;
— оценка собственного возможного вклада в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;
— характеристика Конституции Российской Федерации как основного закона государства, определяющего государственное устройство Российской Федерации;
— осознанное содействие соблюдению Конституции Российской Федерации, уважение прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;
—способность указывать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между государством и человеком;
— умение устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской Федерации;
—знание элементов системы органов государственной власти в Российской Федерации; различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации;
— выявление особенностей судебной системы и системы правоохранительных органов в Российской Федерации;
— описание законодательного процесса как целостного государственного механизма;
— характеристика избирательного процесса в Российской Феде-рации;
—способность объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления в Российской Федерации;
—умение характеризовать и классифицировать права человека;
— объяснение основных идей международных документов, направленных на защиту прав человека;
— характеристика гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, налогового права как ведущих отраслей российского права; — умение характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; —способность иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;
— возможность иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора;
— умение иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;
— характеристика прав и обязанностей членов семьи
; — способность объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;
— характеристика трудовых правоотношений и дифференциация участников этих правоотношений;
— умение раскрывать содержание трудового договора;
—разъяснение на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
—способность иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к дисциплинарной ответственности;
— умение различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к административной ответственности;
— дифференциация видов административных наказаний;
— дифференциация видов преступлений и наказания за них;
—выявление специфики уголовной ответственности несовершеннолетних;
— способность различать права и обязанности налогоплательщика;
— умение анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения;
— способность различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
—умение высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права;
— способность различать виды юридических профессий;
— различение предмета и методов правового регулирования;
— выявление общественной опасности коррупции для гражданина, общества и государства;
—различение прав и обязанностей, гарантируемых Конституцией Российской Федерации и в рамках других отраслей права;
— выявление особенностей референдума;
—различение основных принципов международного гуманитарного права
—характеристика основных категорий обязательственного права;
— способность целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
— умение выявлять способы защиты гражданских прав;
— определение ответственности родителей по воспитанию своих детей;
— различение рабочего времени и времени отдыха, умение разрешать трудовые споры правовыми способами;
— способность описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;
—соотнесение налоговых правонарушений и ответственности за их совершение;
— применение правовых знаний для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
Учебно-тематический план
№ |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Глава I. Введение. Из истории государства и права |
15 |
2 |
Глава II. Вопросы теории государства и права |
10 |
3 |
Глава III. Конституционное право. |
22 |
4 |
Глава IV. Права человека. |
13 |
5 |
Глава V. Избирательное право. Избирательный процесс. |
8 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Право (68 ч.)
10 в класс
|
№ |
Тема |
Дата 10 А |
|
|
План |
Факт |
|
|||
Глава I. Введение. Из истории государства и права. (15 часов) |
|||||
1. |
1. |
Введение. Актуальность правовых знаний в современном мире. |
|
|
|
2 |
2 |
Теории происхождения государства и права. |
|
|
|
3 |
3 |
Теории происхождения государства и права. |
|
|
|
4 |
4 |
Право древнего мира. Древний Восток. |
|
|
|
5 |
5 |
Право древнего мира. Древний Рим. |
|
|
|
6 |
6 |
Право средневековой Европы. |
|
|
|
7 |
7 |
Становление права нового времени в США. |
|
|
|
8 |
8 |
Семинар: Развитие права в России (IX- начало XIX в). |
|
|
|
9 |
9 |
Семинар: Развитие права в России (IX- начало XIX в). |
|
|
|
10 |
10 |
Российское право в XIX – XX вв. |
|
|
|
11 |
11 |
Практикум: Советское право 1917-1953гг. |
|
|
|
12 |
12 |
Практикум: Советское право в 1954-1991 гг. |
|
|
|
13 |
13 |
Современное российское право. |
|
|
|
14 |
14 |
Современное российское право. |
|
|
|
15 |
15 |
Повторительно - обобщающий урок «История государства и права» |
|
|
|
Глава II. Вопросы теории государства и права (10 часов) |
|||||
16 |
1 |
Государство и его признаки |
|
|
|
17 |
2 |
Формы государства |
|
|
|
18 |
3 |
Понятие права. Система норм. Источники права. |
|
|
|
19 |
4 |
Семинар: Отрасли права. |
|
|
|
20 |
5 |
Понятие и признаки правового государства |
|
|
|
21 |
6 |
Верховенство закона. Законность и правопорядок. |
|
|
|
22 |
7 |
Практикум: Разделение властей. |
|
|
|
23 |
8 |
Право и другие сферы общественной жизни. |
|
|
|
24 |
9 |
О российской философии права |
|
|
|
25 |
10 |
Повторительно - обобщающий урок «Вопросы теории государства и права» |
|
|
|
Глава III. Конституционное право. (22 час) |
|||||
26 |
1 |
Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. |
|
|
|
27 |
2 |
Конституционное право. Конституционализм. |
|
|
|
28 |
3 |
Семинар: История конституции в России. |
|
|
|
29 |
4 |
История принятия и общая характеристика Конституции РФ. |
|
|
|
30 |
5 |
История принятия и общая характеристика Конституции РФ. |
|
|
|
31 |
6 |
Основы конституционного строя. |
|
|
|
32 |
7 |
Основы конституционного строя. |
|
|
|
33 |
8 |
Практикум: Гражданство в РФ |
|
|
|
34 |
9 |
Федеративное устройство. |
|
|
|
35 |
10 |
Федеративное устройство. |
|
|
|
36 |
11 |
Семинар: Президент РФ. |
|
|
|
37 |
12 |
Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума (российский парламент). |
|
|
|
38 |
13 |
Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума (российский парламент). |
|
|
|
39 |
14 |
Законотворческий процесс в России. |
|
|
|
40 |
15 |
Правительство РФ |
|
|
|
41 |
16 |
Правительство РФ |
|
|
|
42 |
17 |
Судебная власть. Судебная система. Прокуратура |
|
|
|
43 |
18 |
Судебная власть. Судебная система. Прокуратура |
|
|
|
44 |
19 |
Практикум: Местное самоуправление. |
|
|
|
45 |
20 |
Местное самоуправление на территории города Новотроицка. |
|
|
|
46 |
21 |
Повторительно-обобщающий урок «Конституционное право». |
|
|
|
47 |
22 |
Повторительно-обобщающий урок «Конституционное право: проблемы и перспективы в России». |
|
|
|
Глава IV. Права человека. (13 час) |
|||||
48 |
1 |
Международные договоры о правах человека. |
|
|
|
49 |
2 |
Гражданские права. |
|
|
|
50 |
3 |
Политические права. |
|
|
|
51 |
4 |
Экономические, социальные и культурные права. |
|
|
|
52 |
5 |
Право на благоприятную окружающую среду. |
|
|
|
53 |
6 |
Дискуссия или «круглый стол» по теме: Права и свободы человека и гражданина. |
|
|
|
54 |
7 |
Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. |
|
|
|
55 |
8 |
Семинар: Права ребенка. |
|
|
|
56 |
9 |
Нарушения прав человека. |
|
|
|
57 |
10 |
Защита прав человека в мирное время. |
|
|
|
58 |
11 |
Международная защита прав человека в условиях военного времени |
|
|
|
59 |
12 |
Решение правовых задач . |
|
|
|
60 |
13 |
Повторительно - обобщающий урок «Права человека» |
|
|
|
Глава V. Избирательное право. Избирательный процесс. (8 часов) |
|||||
61 |
1 |
Избирательное право. |
|
|
|
62 |
2 |
Избирательное право. |
|
|
|
63 |
3 |
Избирательные системы. Избирательный процесс. |
|
|
|
64 |
4 |
Избирательные системы. Избирательный процесс. |
|
|
|
65 |
5 |
Деловая игра – практикум: «Выборы». |
|
|
|
66 |
6 |
Деловая игра – практикум: «Выборы». |
|
|
|
67 |
7 |
Повторительно-обобщающий урок Избирательное право. Избирательный процесс. |
|
|
|
68 |
8 |
Итоговое повторение за курс 10 класса. |
|
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методический комплекс:
1. А.Ф. Никитин. Рабочая программа. Основы государства и права. 10-11 класс. М.: Дрофа, 2007 г.
2. Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 класс. М.: Дрофа, 2007 г.
3. Никитин А.Ф. Основы государства и права. Методическое пособие к учебнику. М.: Дрофа, 2007 г.
4. Никитин А.Ф. Основы государства и права. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа 2006 год.
Литература для учителя
1. Коваленко А. И. Правоведение: 10–11 кл. М., 1998.
2. Кругликов Л. Л. Смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства в уголовном праве. Воронеж, 1985.
3. Мушинский Б. О. Основы правоведения: 10–11 кл. М., 1994.
4. Суворова Н.Г. Основы правовых знаний. 10-11 кл. Пособие для учителей. Серия «Основы правовых знаний». - 2-е изд. перераб. / Н.Г.Суворова. - М.: ЗАО изд-во «Вече», 2003.
5. Кодексы РФ.
Литература для учащихся
1. Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. Для учащихся 9 - 11 классов. М., 1998.
2. Кашанин А.В. Основы государства и права. 9 - 11 кл.: Краткий справочник школьника. М. 1998.
3. Основы государства и права / Под ред. Кутафина О.Е. М., 1998.
4. Основы государства и права / Под ред. Марченко М.Н., Лунгу П.Ф. М. 1997.
5. Кодексы РФ.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.