1.Пояснительная записка
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с умеренной умственной отсталостью. Этот вид речи оказывается чаще всего недоступным для учащихся с тяжелой умственной отсталостью.
Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» для учащихся 12 класса с тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе следующих документов:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2) ГКОУ « Котовская школа-интернат», 2020;
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28).;
- Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.-С.-П: ЦДК: проф. Л.Б.Баряевой,2016
- Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучениие детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» / под.ред. И.М. Бгажноковой/;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
- Учебного плана для обучающихся с ТМНР (Вариант II) на 2022-2023 учебный год;
- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Учебный предмет имеет практическую направленность и максимально индивидуализирован. При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались психофизические особенности учащихся.
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет имеет практическую направленность и максимально индивидуализирован. При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности учащихся.
Предмет «Графика и письмо» предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:
- рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
- рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, изображающих пятна (черно-белые и цветные), на фоне листа бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (обычно манки, светлого песка, насыпанных на поднос), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;
- рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;
- обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого (двухмерное изображение предмета);
- написанию печатных букв («печатанию» букв);
- написанию письменных букв по трафаретам;
- составлению с помощью пиктограмм текста — книжки пиктограмм (вместе с педагогом);
- рисованию с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);
- списыванию букв, слогов, слов с печатного или письменного текста;
- написанию букв, слогов, слов и коротких предложений.
В рамках предмета «Графика и письмо» процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. Прежде, чем дети начинают осваивать доступные для них навыки письменной речи, они овладевают графическими навыками.
Графика (греч.γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения, основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
Цель курса обучения: Основной целью обучения грамоте детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости является умение устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, формирование у детей различных видов хватания, умения оперировать каждой рукой, кистью руки, согласованности действий обеих рук, выделения каждого пальца в отдельности;
учить письму по обводке элементов букв, букв, слогов, слов; формировать у учащегося предметные и предметно-игровые действия.
Задачи курса обучения:
- привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте листа бумаги, тетради и пользования карандашом, ручкой;
-подготовка учащегося к овладению зрительным образам букв, предметов, а так же их начертаниям;
-формирование у учащегося графических навыков, умений соотносить звуки и буквы;
- развитие и коррекция моторики мелких мышц руки;
- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
- совершенствование графических навыков.
При обучении письму важно научить учащегося правильному начертанию букв и соединению их в слоги короткие слова. Упражнения в написании слогов, слов опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки.
Таким образом, учащиеся получают лишь элементарные основы графики и письма. Если они овладевают письмом на основе традиционной системы, то порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом особенностей восприятия, запоминания, познавательной деятельности детей.
Обучение письму обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
3. Место учебного предмета
Учебный предмет «Графика и письмо», образовательная область- «Язык и речевая практика».
Срок изучения учебного предмета по данной программе - 1 год.
Количество часов на изучение предмета – 3 часа в неделю, 102 часа в год;
Количество учебных недель - 34.
4.Содержание учебного предмета
Предмет "Письмо и графика" представлен следующими разделами:
№ п/п |
Название раздела |
Содержание раздела |
Количество часов |
1 |
Звуки и буквы |
Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы Гласные звуки и буквы: а, у, о, ы, и, е. Согласные звуки и буквы: м, с, х. н, л, в, ш, п, т. Мягкий знак. Слова с «ь» в конце слова. Мягкий знак в середине слова. Согласные звуки и буквы: к, з, р, й, ж, б, д, г. Звук и буква: «Я,я», «Ю,ю», «Ё,ё», «Ч,ч», «Ф,ф», «Цц», «Ээ», «Щщ». Твёрдый знак (ъ). |
71 |
2 |
Слоги, слова, предложения |
Слоги, слова и предложения.
|
22 |
3 |
Работа по картинкам |
Работа по картинкам |
8 |
|
ВСЕГО |
|
101 |
В качестве комплекса артикулярной гимнастики можно рекомендовать следующие:
«Вкусное варенье» - движения широким языком по верхней губе вверх и вниз. Губы и нижняя челюсть неподвижны.
«Прятки» - не закрывая рот, язык отодвинут назад, кончик языка находится внизу.
«Закрытые ворота» - язык между зубами.
«Маятник» - медленное с постепенным ускорением движение языка вправо и влево, как маятник и др.
Для развития речевого дыхания и выработки плавного выдоха при произношении звуков речи следует проводить дыхательные упражнения без речевого сопровождения, например:
- поддувание листиков, бумажных ленточек;
- раздувание углей в костре, дутье на чай, больное место, надувание шарика;
- дыхательные упражнения с произношением звука.
Содержание данной рабочей программы выстроено в следующих направлениях:
1.Тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук и выработку графических навыков: с мелом, карандашами, ручкой, красками.
2.Проведение прямых, наклонных линий по обводке, по опорным линиям, по точкам, самостоятельно.
3.Штриховка изображений: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, умение раскрасить предмет, не выходя за его контур.
4.Письмо элементов печатных и рукописных букв, бордюров из элементов букв.
5.Упражнения в правильном удержании карандаша, ручки, расположения листа бумаги, тетради на столе. Формирование правильной осанки во время письма.
6.Формирование пространственных представлений, умение ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, право, лево, выше, ниже.
7.Игры на развитие мелкой моторики: «Мозаика».
8.Работа по обводке шаблонов, трафаретов геометрических фигур и знакомых учащемуся предметов. Соединение точек: получение прямой, различных фигур.
9. «Пальчиковая» гимнастика.
При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в уровне развития учащихся и индивидуальный характер восприятия ими образовательных знаний и умений. Таким образом я разделила класс на 2 группы:
5. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Программа «Графика и письмо» обеспечивает достижение учащимися следующих результатов.
Планируемые результаты освоения предмета:
К концу учебного года учащийся 1 группы должен знать и уметь:
- буквы русского алфавита – называть(с помощью педагога), писать по обводке;
- понятие гласные и согласные буквы, их отличие (с помощью педагога);
- различать гласные и согласные буквы (с помощью педагога);
- писать изученные буквы и слоги по обводке, соблюдая рабочую строку.
К концу учебного года учащиеся 2 группы должны знать и уметь:
-рисовать прямые линии, «клубочки» губкой, фломастером с помощью педагога:
- выполнять практические упражнения с трафаретами (обводка) с помощью педагога;
- составлять узоры из готовых элементов, мозаики с помощью педагога
-воспринимать и понимать выразительные движения, естественные жесты, мимику и эмоциональное состояние человека;
-показывать изображения предметов в соответствии с заданием (с помощью педагога) ;
-пользоваться изобразительными средствами и приспособлениями: карандашами, красками, фломастерами, мелками, губкой для доски, подставкой для кисточки и т.д. (некоторые с помощью педагога);
-пользоваться трафаретами (с помощью педагога).
6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
Оценка знаний и умений обучающихся будет проводиться по пятибальной системе с помощью проверочных работ или тестов, в которые будут включаться вопросы (задания) по основным темам программы предмета. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный контроль (проверочные и контрольные работы) - 4 часа.
По своему содержанию письменные проверочные работы будут: однородные (штриховка, письмо цифр по обводке, счет предметов), а также комбинированные.
7. Календарно-тематическое планирование по предмету «Графика и письмо» 102 часа.
№ п/п |
Дата |
Тематические блоки. Тема |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
I четверть 24 ч |
|||||
1 |
02.09 |
Вводный урок. Инструктаж по ТБ и правилам поведения. |
1 |
|
Аксёнова А.К. Букварь, 1 класс, 2 часть.
Электронная библиотека учебников и методических материаловhttp://window.edu.ru |
2-3 |
06,07.09 |
Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы |
2 |
Индивидуально-дифференцированная деятельность с целью вовлечения учащихся в учебный процесс |
|
4-5 |
09, 13.09 |
Гласные звуки и буквы: а, у, о, ы, и, е. |
2 |
||
6-8 |
14, 16, 20.09 |
Согласные звуки и буквы: м, с, х. Слоги, слова и предложения. |
3 |
||
9 |
21.09 |
Входной контроль уровня знаний. |
1 |
||
10-12 |
23, 27, 28.09 |
Согласные звуки и буквы: н, л, в. Слоги, слова и предложения. |
3 |
||
13-15 |
30.09 04,05.10 |
Согласные звуки и буквы: ш, п, т. Слоги, слова и предложения. |
3 |
||
16-17 |
07, 11.10 |
Мягкий знак. Слова с «ь» в конце слова. |
2 |
||
18-19 |
12, 14.10 |
Мягкий знак в середине слова. |
2 |
||
20-21 |
18, 19.10 |
Контрольное списывание. Анализ контрольного списывания. |
2 |
||
22-24 |
21, 25, 26.10 |
Закрепление пройденного. |
3 |
|
|
II четверть 23 ч |
|||||
1-2 |
08,09.11 |
Повторение пройденного. |
2 |
Индивидуально-дифференцированная деятельность с целью адекватного управления ходом развития возможностей учащихся.
Самостоятельная работа с целью проверить знания и умения. |
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
|
3-6 |
11,15,16, 18.11 |
Согласные звуки и буквы: к, з, р. Слоги, слова и предложения. |
4 |
||
7-10 |
22,23,25, 29.11 |
Согласные звуки и буквы: й, ж, б. Слоги, слова и предложения. |
4 |
||
11-13 |
30.11; 02,06.12 |
Согласные звуки и буквы: д, г. Слоги, слова и предложения. |
3 |
||
14-16 |
07,09,13.12 |
Закрепление пройденного. Самостоятельная работа. |
3 |
||
17-19 |
14,16,20.12 |
Звук и буква: «Я,я». Слоги, слова и предложения. |
3 |
||
20-21 |
21,23.12 |
Промежуточный контроль уровня знаний. Контрольное списывание. |
2 |
||
22-23 |
27,28.12 |
Закрепление изученного. |
2 |
||
III четверть 30 ч |
|||||
1-3 |
10,11,13.01 |
ТБ и правила поведения на уроках. Повторение пройденного. |
3 |
Индивидуально-дифференцированная деятельность с целью создания благоприятного психологического климата на уроке.
Самостоятельная работа с целью проверить знания и умения. |
Учительский портал http://www.uchportal.ru
|
4-7 |
17,18,20,24..01 |
Звук и буква: «Ю,ю». Слоги, слова, предложения. Работа по картинкам. |
4 |
||
8-11 |
25,27,31.01 01.02 |
Звук и буква: «Ё,ё». Слоги, слова, предложения. Работа по картинкам. |
4 |
||
12-15 |
03,07,08,10.02 |
Звук и буква: «Ч,ч». Слоги, слова, предложения. Работа по картинкам. |
4 |
||
16-18 |
14,15,17.02 |
Закрепление пройденного |
3 |
||
19-21 |
21,22,28.02 |
Звук и буква: «Ф,ф». Слоги, слова, предложения. |
3 |
||
22-23 |
01,03.03 |
Работа по картинкам. |
2 |
||
24-26 |
07,10,14.03 |
Слоги, слова, предложения. |
2 |
||
27-28 |
15,17.03 |
Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. |
2 |
||
29-30 |
21, 22.03 |
Закрепление пройденного. |
2 |
|
|
IV четверть 24 ч |
|||||
1-3 |
04,05, 07.04 |
Повторение изученного. |
3 |
Индивидуально-дифференцированная деятельность с целью учёта особенностей каждого ребёнка.
Самостоятельная работа с целью проверить знания и умения. |
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
|
4-6 |
11,12, 14.04 |
Звук и буква «Цц». Слоги, слова, предложения. Работа по картинкам. |
3 |
||
7-9 |
18,19,21.04 |
Звук и буква «Ээ». Слоги, слова, предложения. |
3 |
||
10-12 |
25,26,28.04 |
Звук и буква «Щщ». Слоги, слова, предложения. |
3 |
||
13-15 |
02,03,05.05 |
Закрепление пройденного. |
3 |
||
16-18 |
10,12,16.05 |
Твёрдый знак (ъ). Чтение слов, предложений. |
3 |
||
19-20 |
17,19.05 |
Работа по картинкам. |
2 |
||
21-22 |
23,24.05 |
Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. |
2 |
||
23-24 |
26, 30.05 |
Закрепление и обобщение изученного. |
2 |
9. График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ.
№ |
Тема |
Дата |
1. |
Вводная проверочная работа |
21.09.22 |
2. |
Контрольная работа за 1 четверть. |
18.10.22 |
3. |
Проверочная работа за 2 четверть. «Письмо изученных букв и слогов, штриховка геометрических фигур». |
21.12.22 |
4. |
Проверочная работа за 3 четверть. «Письмо изученных букв и их элементов, слогов с ними». |
15.03.23 |
6. |
Проверочная работа за 4 четверть. «Письмо изученных букв и их элементов, слогов с ними». |
23.05.22 |
10. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебники:
Аксёнова А.К. Букварь, 1 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват.программы. В 2ч. Ч.1/ А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. – М.: Прсвещение, 2017. – 112с.; Ч.2/ А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. – 3-е изд. - М.: Прсвещение, 2019. – 111с.
Программно – методическое обеспечение:
- Л.Н.Ефименкова. «Коррекция письменной и устной речи» М. Владос, 1999 г.
- «Занимательное азбуковедение». Книга для учителя. Составитель: В.В.Волина. М. Просвещение. 1991 г.
- «Занимательное азбуковедение». Материалы для занятий с детьми. Составители: Г.Г.Попова, В.И.Усачёва. Волгоград. 2005 г.
- «И учёба, и игра: русский язык». Пособие для педагогов. Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова. Ярославль. Академия развития. 2001 г.
- А.К.Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» М.Владос, 1999 г.
Демонстрационный материал для подготовки детей к обучению грамоте «Весёлая азбука.».
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. (Стандарты второго поколения.)
Учебно – практическое оборудование:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.