Рабочая программа 12 класс "Графика и письмо"
Оценка 4.6

Рабочая программа 12 класс "Графика и письмо"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
Детсад—1 кл
26.05.2023
Рабочая программа 12 класс "Графика и письмо"
Учебный предмет имеет практическую направленность и максимально индивидуализирован. При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности учащихся. Предмет «Графика и письмо» предпо¬лагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»: - рисованию контурных и цветных изображений по трафа¬ретам; - рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, изображающих пятна (черно-белые и цветные), на фоне листа бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (обычно манки, светлого песка, насыпанных на поднос), с которыми изоб¬ражение образует контрастное или нюансное соотношение;.....
Графика и письмо.docx

1.Пояснительная записка

Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с умеренной умственной от­сталостью. Этот вид речи оказывается чаще всего недоступным для учащихся с тяжелой умственной отсталостью.

Рабочая программа  по предмету «Графика и письмо» для учащихся 12 класса с тяжёлой умственной отсталостью разработана  на основе  следующих документов:

- Приказа  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2)  ГКОУ « Котовская школа-интернат», 2020;

- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Санитарно-эпидемиологических правил   и нормативов  СанПиН   2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28).;

- Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.-С.-П: ЦДК: проф. Л.Б.Баряевой,2016                                         

- Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучениие детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития»  / под.ред. И.М. Бгажноковой/;

- Положения о порядке  разработки и утверждения рабочих программ в  ГКОУ  «Котовская школа-интернат»;

- Учебного плана для обучающихся с ТМНР (Вариант II)  на 2022-2023 учебный год;

- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

- Устава  ГКОУ «Котовская школа-интернат».

 

Учебный предмет имеет практическую направленность и максимально индивидуализирован. При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались   психофизические особенности учащихся.

                                                        

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет имеет практическую направленность и максимально индивидуализирован. При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности учащихся.

Предмет «Графика и письмо» предпо­лагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:

-     рисованию контурных и цветных изображений по трафа­ретам;

-        рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, изображающих пятна (черно-белые и цветные), на фоне листа бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (обычно манки, светлого песка, насыпанных на поднос), с которыми изоб­ражение образует контрастное или нюансное соотношение;

-        рисованию простых эстампов (с помощью педагога), от­ражающих смысловые единицы;

-        обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыва­нию  частей изображения с целью создания целого (двухмерное изображение предмета);

-        написанию печатных букв («печатанию» букв);

-        написанию письменных букв по трафаретам;

-        составлению с помощью пиктограмм текста — книжки пиктограмм (вместе с педагогом);

-        рисованию с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности (рисова­ние, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);

-        списыванию букв, слогов, слов с печатного или письмен­ного текста;

-        написанию букв, слогов, слов и коротких предложений.

В рамках предмета «Графика и письмо» процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. Прежде,  чем дети начинают осваивать доступные для них навыки письменной речи, они овладевают графическими навыками.

Графика (греч.γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий  рисунок и печатные художественные изображения, основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

Цель курса обучения: Основной целью обучения грамоте детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости является умение устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, формирование у детей различных видов хватания,  умения оперировать каждой рукой, кистью руки, согласованности действий обеих рук, выделения  каждого пальца в отдельности;

учить  письму  по  обводке  элементов букв, букв, слогов, слов; формировать  у  учащегося  предметные и предметно-игровые действия.

Задачи курса обучения:

- привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте листа бумаги, тетради и пользования карандашом, ручкой;

-подготовка учащегося к овладению зрительным образам букв, предметов, а так же их начертаниям;

-формирование у учащегося графических навыков, умений соотносить звуки и буквы;

- развитие и коррекция моторики мелких мышц руки;

- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;

- совершенствование графических навыков.

При обучении письму важно научить учащегося  правильному начертанию букв и соединению их в слоги короткие слова. Упражнения в написании слогов, слов  опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной  азбуки.

Таким образом, учащиеся получают лишь элементарные основы графики и письма. Если они овладевают письмом на основе традиционной системы, то порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом особенностей восприятия, запоминания, познавательной деятельности детей.

Обучение  письму обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.   

 

 3. Место учебного предмета

Учебный предмет «Графика и письмо», образовательная область- «Язык и речевая практика».

Срок изучения учебного предмета по данной программе - 1 год.

Количество часов на изучение предмета – 3 часа в неделю, 102 часа в год;

Количество учебных недель - 34.

 

4.Содержание учебного предмета

Предмет "Письмо и графика" представлен следующими разделами:

 

№ п/п

Название раздела

Содержание раздела

Количество часов

1

 Звуки и буквы

Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы

Гласные звуки и буквы: а, у, о, ы, и, е.

Согласные звуки и буквы: м, с, х. н, л, в, ш, п, т. Мягкий знак. Слова с «ь» в конце слова.

Мягкий знак в середине слова.

Согласные звуки и буквы: к, з, р, й, ж, б, д, г.

Звук и буква: «Я,я», «Ю,ю», «Ё,ё»,  «Ч,ч», «Ф,ф»,  «Цц», «Ээ», «Щщ». Твёрдый знак (ъ).

71

2

Слоги, слова, предложения

Слоги, слова и предложения.

 

22

3

Работа по картинкам

Работа по картинкам

8

 

ВСЕГО

 

101

В качестве комплекса артикулярной гимнастики можно рекомендовать следующие:

«Вкусное варенье» - движения широким языком по верхней губе вверх и вниз. Губы и нижняя челюсть неподвижны.

«Прятки» - не закрывая рот, язык отодвинут назад, кончик языка находится внизу.

«Закрытые ворота» - язык между зубами.

«Маятник» - медленное с постепенным ускорением движение языка вправо и влево, как маятник и др.

       Для развития речевого дыхания и выработки плавного выдоха при произношении звуков речи следует проводить дыхательные упражнения без речевого сопровождения, например:

 - поддувание  листиков, бумажных ленточек;

 - раздувание углей в костре, дутье на чай, больное место, надувание шарика;

 - дыхательные  упражнения  с произношением звука.

Содержание данной рабочей программы выстроено в следующих направлениях:

1.Тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук и выработку графических навыков: с мелом, карандашами, ручкой, красками.

2.Проведение прямых, наклонных линий по обводке, по опорным линиям, по точкам, самостоятельно.

3.Штриховка изображений: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, умение раскрасить предмет, не выходя за его контур.

4.Письмо элементов печатных и рукописных букв, бордюров из элементов букв.

5.Упражнения в правильном удержании карандаша, ручки, расположения листа бумаги, тетради на столе. Формирование правильной осанки во время письма.

6.Формирование пространственных представлений,  умение ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, право, лево, выше, ниже.

7.Игры на развитие мелкой моторики: «Мозаика».

8.Работа по обводке шаблонов, трафаретов геометрических фигур и знакомых учащемуся предметов. Соединение точек: получение прямой, различных фигур.

9. «Пальчиковая» гимнастика.

При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в уровне развития учащихся и индивидуальный характер восприятия ими образовательных знаний и умений. Таким образом я разделила класс на 2 группы:

 

  5. Требования к уровню подготовки  обучающихся.

Программа  «Графика и письмо» обеспечивает достижение учащимися следующих результатов.

Планируемые результаты освоения предмета:

К концу  учебного года учащийся  1 группы должен знать и уметь:

- буквы  русского алфавита – называть(с помощью педагога), писать по обводке;

- понятие гласные и согласные буквы, их отличие (с помощью педагога);

- различать гласные и согласные буквы (с помощью педагога);                                                                                                                    

- писать  изученные буквы и слоги по обводке, соблюдая рабочую строку.

 

К концу учебного года учащиеся  2 группы должны знать и уметь:

-рисовать прямые линии, «клубочки» губкой, фломастером с помощью  педагога:

- выполнять практические упражнения с трафаретами (обводка) с помощью педагога;

- составлять узоры из готовых элементов, мозаики с помощью педагога 

-воспринимать и понимать выразительные движения, естественные жесты, мимику и эмоциональное состояние человека;                                                                                        

-показывать  изображения предметов в соответствии с заданием (с помощью педагога) ;                                               

-пользоваться изобразительными средствами и приспособлениями: карандашами, красками,  фломастерами, мелками, губкой для доски, подставкой для кисточки  и т.д. (некоторые с помощью педагога);                                                                                                                            

-пользоваться трафаретами (с помощью педагога).              

                                                                            

 

6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.

            Оценка знаний и умений обучающихся будет проводиться по пятибальной системе с помощью   проверочных работ или тестов, в которые будут включаться вопросы (задания) по основным темам программы предмета.  Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный  контроль (проверочные  и контрольные работы) - 4 часа.

По своему содержанию письменные проверочные работы будут:  однородные (штриховка, письмо цифр по обводке, счет предметов), а также комбинированные.

7. Календарно-тематическое планирование по предмету «Графика и письмо» 102 часа.

 

п/п

Дата

Тематические блоки. Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

I четверть 24 ч

1

02.09

Вводный урок. Инструктаж по ТБ и правилам поведения.

1

 

 Аксёнова А.К. Букварь, 1 класс, 2 часть.

 

Электронная библиотека учебников и методических материаловhttp://window.edu.ru

2-3

06,07.09

Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы

2

 

 

Индивидуально-дифференцированная деятельность с целью вовлечения учащихся в учебный процесс

4-5

09, 13.09

Гласные звуки и буквы: а, у, о, ы, и, е.

2

6-8

14, 16, 20.09

Согласные звуки и буквы: м, с, х. Слоги, слова и предложения.

3

9

21.09

Входной контроль уровня знаний.

1

10-12

23, 27, 28.09

Согласные звуки и буквы: н, л, в. Слоги, слова и предложения.

3

13-15

30.09

04,05.10

Согласные звуки и буквы: ш, п, т. Слоги, слова и предложения.

3

16-17

07, 11.10

Мягкий знак. Слова с «ь» в конце слова.

2

18-19

12, 14.10

Мягкий знак в середине слова.

2

20-21

18, 19.10

Контрольное списывание. Анализ контрольного списывания.

2

22-24

21, 25, 26.10

Закрепление пройденного.

3

 

II четверть 23 ч

1-2

08,09.11

Повторение пройденного.

2

 

 

 

Индивидуально-дифференцированная деятельность с целью адекватного управления ходом развития возможностей учащихся.

 

 

Самостоятельная работа с целью проверить знания и умения.

 

 

Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики  http://moi-sat.ru

 

 

3-6

11,15,16, 18.11

Согласные звуки и буквы: к, з, р. Слоги, слова и предложения.

4

7-10

22,23,25, 29.11

Согласные звуки и буквы: й, ж, б. Слоги, слова и предложения.

4

11-13

30.11;

02,06.12

Согласные звуки и буквы: д, г. Слоги, слова и предложения.

3

14-16

07,09,13.12

Закрепление пройденного. Самостоятельная работа.

3

17-19

14,16,20.12

Звук и буква: «Я,я». Слоги, слова и предложения.

3

20-21

21,23.12

Промежуточный контроль уровня знаний. Контрольное списывание.

2

22-23

27,28.12

Закрепление изученного.

2

III четверть 30 ч

1-3

10,11,13.01

ТБ и правила поведения на уроках. Повторение пройденного.

3

 

 

 

Индивидуально-дифференцированная деятельность с целью создания благоприятного психологического климата на уроке.

 

Самостоятельная работа с целью   проверить знания и умения.

 

Учительский портал  http://www.uchportal.ru

 

 

 

 

 

4-7

17,18,20,24..01

Звук и буква: «Ю,ю». Слоги, слова, предложения. Работа по картинкам.

4

8-11

25,27,31.01

01.02

Звук и буква: «Ё,ё». Слоги, слова, предложения. Работа по картинкам.

4

12-15

03,07,08,10.02

Звук и буква: «Ч,ч». Слоги, слова, предложения. Работа по картинкам.

4

16-18

14,15,17.02

Закрепление пройденного

3

19-21

21,22,28.02

Звук и буква: «Ф,ф». Слоги, слова, предложения.

3

22-23

01,03.03

Работа по картинкам.

2

24-26

07,10,14.03

Слоги, слова, предложения.

2

27-28

15,17.03

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта.

2

29-30

21, 22.03

Закрепление пройденного.

2

 

 IV  четверть 24 ч

1-3

04,05, 07.04

Повторение изученного.

3

 

Индивидуально-дифференцированная деятельность с целью учёта особенностей каждого ребёнка.

 

 

Самостоятельная работа с целью  проверить знания и умения.

 

 Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

 

4-6

11,12, 14.04

Звук и буква «Цц». Слоги, слова, предложения. Работа по картинкам.

3

7-9

18,19,21.04

Звук и буква «Ээ». Слоги, слова, предложения.

3

10-12

25,26,28.04

Звук и буква «Щщ». Слоги, слова, предложения.

3

13-15

02,03,05.05

Закрепление пройденного.

3

16-18

10,12,16.05

Твёрдый знак (ъ). Чтение слов, предложений.

3

19-20

17,19.05

Работа по картинкам.

2

21-22

23,24.05

Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта.

2

23-24

26, 30.05

Закрепление и обобщение изученного.

2

 

 

9. График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ.

 

Тема

Дата

1.

Вводная проверочная работа

21.09.22

2.

Контрольная работа за 1 четверть.

18.10.22

3.

Проверочная работа за 2 четверть.

«Письмо изученных букв и слогов, штриховка геометрических фигур».

21.12.22

4.

Проверочная работа за 3 четверть.

«Письмо изученных букв и их элементов, слогов с ними».

15.03.23

6.

Проверочная работа за 4 четверть.

«Письмо изученных букв и их элементов, слогов с ними».

23.05.22

 

10.  Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебники:                                                                                                                       

 Аксёнова А.К. Букварь, 1 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват.программы. В 2ч. Ч.1/ А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. – М.: Прсвещение, 2017. – 112с.; Ч.2/ А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. – 3-е изд. - М.: Прсвещение, 2019. – 111с.  

Программно – методическое обеспечение:

  - Л.Н.Ефименкова. «Коррекция письменной и устной речи» М.  Владос,    1999 г.

-  «Занимательное азбуковедение». Книга для учителя. Составитель: В.В.Волина. М. Просвещение. 1991 г.

-  «Занимательное азбуковедение». Материалы для занятий с детьми. Составители: Г.Г.Попова, В.И.Усачёва. Волгоград. 2005 г.

- «И учёба, и игра: русский язык». Пособие для педагогов. Т.И.Тарабарина,   Е.И.Соколова. Ярославль. Академия развития. 2001 г.

-​ А.К.Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» М.Владос, 1999 г.

Демонстрационный материал для подготовки детей к обучению грамоте  «Весёлая азбука.».

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. (Стандарты второго поколения.)

Учебно – практическое оборудование:

  • Артикуляционной гимнастики
  • Гимнастики для глаз      Пальчиковых игр
  • Графические игры и упражнения для детей.
  • Дидактические игры, настенная магнитная касса букв
  • Дыхательной гимнастики
  • Индивидуальные разрезные «Касса букв и слогов»
  • Картотеки:
  • Магнитный алфавит
  • Манка, наждачный тренажер и др.
  • Мои волшебные пальчики: Готовим руку к письму, обводим, рисуем, раскрашиваем.
  • Прописи
  • Разрезной демонстрационный материал для     индивидуальной работы
  • Сюжетные картинки

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с умеренной умственной от­ сталостью

Пояснительная записка Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с умеренной умственной от­ сталостью

В рамках предмета «Графика и письмо» процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании

В рамках предмета «Графика и письмо» процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании

Название раздела Содержание раздела

Название раздела Содержание раздела

При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в уровне развития учащихся и индивидуальный характер восприятия ими образовательных знаний и умений

При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в уровне развития учащихся и индивидуальный характер восприятия ими образовательных знаний и умений

Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window

Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window

ТБ и правила поведения на уроках

ТБ и правила поведения на уроках

Занимательное азбуковедение». Книга для учителя

Занимательное азбуковедение». Книга для учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2023