1. Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 10 класса общеобразовательной школы составлена на основе примерной программы и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования.
Рабочая программа для 10 класса рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю).
Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 10 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение.
Программа составлена к учебникам:
· История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.Л.Андреев, И.Н.Данилевский, В.В.Кириллов; под ред. И.Н.Данилевского, О.В.Волобуева. – М.: Мнемозина, 2007.
· Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Л.Н.Алексашкина, В.А.Головина. – М.:Мнемозина, 2008.
Изучение истории на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание
гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих
убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных,
религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок,
идеологических доктрин;
• развитие способности понимать историческую обусловленность
явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по
отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с
исторически возникшими мировоззренческими системами;
• освоение систематизированных знаний об истории человечества,
формирование целостного представления о месте и роли России во
всемирно-историческом процессе;
• овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
• формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
2. Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе на: |
|
практические работы |
контрольные работы |
|||
История России (41 ч.) |
||||
1. |
История России – часть всемирной истории |
1 |
|
|
2 |
Народы и древнейшие государства на территории России |
2 |
|
|
3. |
Русь в IX-XII вв. |
4 |
|
1 |
4. |
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. |
8 |
1 |
|
5. |
Российское государство во второй половине XV – XVII вв |
11 |
|
1
|
6. |
Россия в XVIII веке |
8 |
|
1 |
7 |
Россия в начале XIX века |
7 |
|
|
Всеобщая история (27 ч.) |
||||
8. |
История как наука |
1 |
|
|
9. |
Древнейшая история человечества |
1 |
|
|
10. |
Цивилизации Древнего мира |
7 |
|
1 |
11. |
Средневековье |
8 |
|
1 |
12 |
Новое время: эпоха модернизации |
9 |
1
|
|
13 |
Итоговое повторение по курсу |
1 |
|
1 |
|
Итого: |
68 ч |
2 |
6 |
Контроль обученности по предмету на учебный год
№ п/п |
Запланированный контроль |
I полугодие |
II полугодие |
Год |
1 |
Контрольная работа по теме: «Древнерусское государство в IX-XIII вв.» |
ноябрь |
|
|
2 |
Контрольное тестирование по теме: «Россия в XVI-XVII вв.» |
|
февраль |
|
3 |
Контрольная работа по теме: «Россия XVIII века» |
|
март |
|
4 |
Контрольная работа по теме: «Цивилизации Древ-него мира» |
октябрь |
|
|
5 |
Контрольная работа по теме: «Мир в эпоху Средневековья» |
декабрь |
|
|
6 |
Контрольное тестирование по курсу |
|
май |
|
|
Итог |
3 |
3 |
6 |
Распределение количества часов учебного предмета на учебный год
Количество часов в неделю |
Всего в год |
I полугодие |
II полугодие |
Год |
2 |
68 |
34 |
34 |
68 |
3. Содержание тем учебного курса
История как наука (1 ч)
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации.
Древнейшая история человечества (1 ч)
Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.
Цивилизации Древнего мира (7 ч)
Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.
История России – часть всемирной истории (1 ч)
Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.
Народы и древнейшие государства на территории России (2 ч)
Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.
Русь в IX – начале XII вв. (4 ч)
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Контрольная работа
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (8 ч)
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Контрольная работа
Средневековье (8 ч)
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально- политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.
Контрольная работа (1 ч)
Российское государство во второй половине XV – XVII вв. (11 ч)
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Контрольная работа (1 ч)
Новое время в Европе (9 ч)
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.
Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Повторение (1 ч)
Россия в XVIII (8 ч)
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических
отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.
Контрольная работа (1 ч)
Россия вначале XIX века (8 ч)
Вопрос о месте России в системе мировых цивилизаций. Уровень модернизации России к нач. XIX в. и сдерживающие факторы (крестьянство, крестьянская община, сословный строй, привилегии дворян-помещиков и т.д.).
Внутренняя политика Александра I (1801-1825 гг.): попытка либеральной модернизации (указ о вольных хлебопашцах, ослабление цензуры, проект Конституции). Роль М.М.Сперанского особенности личности и взглядов).
Основные направления и цели внешней политики России в XIX в.
Отечественная война 1812 г.: причины, основные события, Бородинское сражение, роль М.И.Кутузова и героизм простого народа, результаты и значение. Заграничный поход русской армии. Россия и образование Священного союза.
Постепенный отказ Александр I от либеральных планов (Аракчеев, военные поселения). Зарождение движения декабристов, их цели и средства.
Восстание декабристов 14 декабря 1812 г.: цели, средства, результаты. Вопрос об оценке выступления декабристов.
Крепостнический характер экономики (рост оброков и барщины) и зарождение буржуазных отношений (втягивание помещичьих хозяйств в рынок, развитие промышленности и торговли). Начало промышленного переворота: 1830-1840-е гг., первые русские фабрики, железная дорога Москва-Санкт-Петербург (1851 г.)
Внутренняя политика Николая I (1825-55 гг.): русский консерватизм, укрепление абсолютной монархии (III Отделение, «Свод законов»). Вопрос об оценке курса Николая I.
Общественная мысль во второй четверти XIX в.: официальная государственная идеология: консервативная «теория официальной народности», западники и славянофилы (варианты либеральной оппозиции – общее и различия), утопический социализм: идеи А.И.Герцена.
Светский, рациональный характер культуры: наука (мировое значение открытий Н.И.Лобачевского), образование (увеличение числа университетов и школ, сдерживание этого процесса). Золотой век русской литература и искусство: значение А.С.Пушкина, национальные достижения русской ампир, романтизм, реализм). Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры.
Великодержавная внешняя политика Николая I. Присоединение Кавказа: причины, ход, начало Кавказской войны (1817-1864 гг.), имам Шамиль.
Контрольное тестирование по курсу
4.Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной
программе
В результате изучения истории на базовом уровне ученик
должен
знать/понимать:
• основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность
отечественной и всемирной истории;
• периодизацию всемирной и отечественной истории;
• современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
•
историческую обусловленность современных общественных процессов;
• особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
Уметь:
• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
• критически анализировать источник исторической информации (характеризовать
авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
• анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых
системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
• различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
•
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и
временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
• участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную
позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические
сведения;
• представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
• использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
• соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
• осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
итература и искусстваких колоний за независимость.
5. Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
|
план. |
факт. |
||||
I полугодие (34 ч) |
|||||
Введение (1 ч) |
|||||
1 |
История как наука |
1 |
02.09 |
|
|
Древнейшая история человечества (1 ч) |
|||||
2 |
Первобытное общество |
1 |
03.09 |
|
|
Цивилизации Древнего мира (7 ч) |
|||||
3(1) |
Древний Восток: Египет, Месопотамия, Восточное Средиземноморье |
1 |
07.09 |
|
|
4(2) |
Древний Восток: Иран, Ирак, Китай |
1 |
10.09 |
|
|
5(3) |
Древняя Греция: от ранних цивилизаций до расцвета полиса |
1 |
14.09 |
|
|
6(4) |
Древняя Греция: от полиса к эллинистическим монархиям |
1 |
17.09 |
|
|
7(5) |
Древний Рим: от основания города до падения республики |
1 |
21.09 |
|
|
8(6) |
Римская империя |
1 |
24.09 |
|
|
9(7) |
Контрольная работа №1 по теме «Цивилизации Древнего мира» |
1 |
28.09 |
|
|
История России – часть всемирной истории (1 ч) |
|||||
10 |
Особенности становления и развития российской цивилизации. |
1 |
01.10 |
|
|
Народы и древнейшие государства на территории России (2 ч) |
|||||
11(1) |
Этапы заселения территории нашей страны |
1 |
05.10 |
|
|
12(2) |
Ранняя история народов Восточной Европы |
1 |
08.10 |
|
|
Русь в IX – начале XII вв. (4 ч) |
|||||
13(1) |
Образование Древнерусского государства |
1 |
12.10 |
|
|
14(2) |
Киевская Русь |
1 |
15.10 |
|
|
15(3) |
Культура Древней Руси |
1 |
19.10 |
|
|
16(4) |
Повторение: Русь в IX – начале XII в. |
1 |
22.10 |
|
|
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (8 ч) |
|||||
17(1) |
Земли и княжества удельной Руси |
1 |
26.10 |
|
|
18(2) |
Установление ордынского владычества |
1 |
29.10 |
|
|
19(3) |
Особенности развития западных русских земель |
1 |
09.11 |
|
|
20(4) |
Возвышение Москвы |
1 |
12.11 |
|
|
21(5) |
Объединение государства вокруг Московского княжества |
1 |
16.11 |
|
|
22(6) |
Культура Руси в период ордынского владычества |
1 |
19.11 |
|
|
23(7) |
Повторение: Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. |
1 |
23.11 |
|
|
24(8) |
Контрольная работа№2 по теме: «Древнерусское государство в IX-XIII вв.» |
1 |
26.11 |
|
|
Средневековье (8 ч) |
|||||
25(1) |
Начало Средних веков. Раннее Средневековье |
1 |
30.11 |
|
|
26(2) |
Перекресток цивилизаций на Востоке: Византия, арабы, турки |
1 |
03.12 |
|
|
27(3) |
Средневековое европейское общество. Социальные группы и движения |
1 |
07.12 |
|
|
28(4) |
Власть и сословия. Образование централизованных монархий в Европе |
1 |
10.12 |
|
|
29(5) |
Культура средневековой Европы |
1 |
14.12 |
|
|
30(6) |
Народы Центральной и Юго-Восточной Азии в период Средневековья: Монгольские завоевания, Индия |
1 |
17.12 |
|
|
31(7) |
Народы Центральной и Юго-Восточной Азии в период Средневековья: Китай, Япония |
1 |
21.12 |
|
|
32(8) |
Контрольная работа №3по теме: «Мир в эпоху Средневековья» |
1 |
24.12 |
|
|
Россия XV-XVII века (11 ч) |
|||||
33(1) |
Реформы Ивана IV середины XVI века |
1 |
28.12 |
|
|
34(2) |
Внешняя политика Ивана Грозного |
1 |
31.12 |
|
|
II полугодие (34 ч) |
|||||
35(3) |
Ливонская война и опричнина |
1 |
11.01 |
|
|
36(4) |
Россия в конце XVI века |
1 |
14.01 |
|
|
37(5) |
Смутное время в начале XVII века |
1 |
18.01 |
|
|
38(6) |
Апогей Смуты |
1 |
21.01 |
|
|
39(7) |
Социально-экономическое развитие России в 17 веке |
1 |
25.01 |
|
|
40(8) |
Политическое развитие России в 17 веке. |
1 |
28.01 |
|
|
41(9) |
17 век -Век потрясений |
1 |
01.02 |
|
|
42(10) |
Внешняя политика России в 17 в. |
1 |
04.02 |
|
|
43(11) |
Русская культура XVI-XVII веков
|
1 |
08.02 |
|
|
44(12) |
Контрольная работа №4по теме: «Россия в XVI-XVII вв.»
|
1 |
11.02 |
|
|
Россия в XVIII веке (8 ч) |
|||||
45(1) |
Реформы Петра I |
1 |
15.02 |
|
|
46(2) |
Российская империя |
1 |
25.02 |
|
|
47(3) |
Россия после Петра I |
1 |
29.02 |
|
|
48(4) |
Российская империя в середине – второй половине XVIII в |
1 |
03.03 |
|
|
49(5) |
Внутренняя политика российского са-модержавия во второй половине XVIII века |
1 |
07.03 |
|
|
50(6) |
Внешняя политика во второй половине XVIII века |
1 |
10.03 |
|
|
51(7) |
Русская культура в XVIII веке |
1 |
14.03 |
|
|
52(8) |
Контрольная работа №5 по теме: «Россия XVIII века» |
1 |
17.03 |
|
|
Новое время в Европе (9 ч) |
|||||
53(1) |
На пути к Новому времени |
1 |
21.03 |
|
|
54(2) |
Страны Европы и Северной Америки в XVII-XVIII вв.: между абсолютизмом и Просвещением |
1 |
24.03 |
|
|
55(3) |
Великая Французская революция XVIII века |
1 |
28.03 |
|
|
56(4) |
Страны Европы и США в первой половине XIX века |
1 |
31.03 |
|
|
57(5) |
Страны Европы и Северной Америки во второй половине XIX века |
1 |
11.04 |
|
|
58(6) |
Страны Азии, Латинской Америки, Африки в XVI-XIX веках |
1 |
14.04 |
|
|
59(7) |
Культура Нового времени |
1 |
18.04 |
|
|
60(8) |
Международные отношения в Новое время |
1 |
21.04 |
|
|
Россия в начале XIX века (8 ч) |
|||||
61(1) |
Правление Александра I |
1 |
25.04 |
|
|
62(2) |
Внешняя политика России в начале XIX века и Отечественная война 1812 года |
1 |
28.04 |
|
|
63(3) |
Движение декабристов |
1 |
02.05 |
|
|
64(4) |
Россия при Николае I |
1 |
12.05 |
|
|
65(5) |
Общественная мысль и общественное движение в 30-50-е гг. XIX века |
1 |
16.05 |
|
|
66(6) |
Культура России в первой половине XIX века |
1 |
19.05 |
|
|
67(7) |
Повторение |
1 |
23.05 |
|
|
68(8) |
Контрольное тестирование по курсу |
1 |
26.05 |
|
|
|
Итого часов: |
68 часов |
6. Учебно-методическое обеспечение. Список литературы (основной и дополнительной)
Список литературы
Основная:
· История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.Л.Андреев, И.Н.Данилевский, В.В.Кириллов; под ред. И.Н.Данилевского, О.В.Волобуева. – М.: Мнемозина, 2007.
· Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / Л.Н.Алексашкина, В.А.Головина. – М.:Мнемозина, 2008.
Дополнительная литература по истории России
· Андреев И.Л. Алексей Михайлович. – М., 2003.
· Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. – М., 1986.
· Борисов Н.С. Иван Калита. – М., 1995.
· Боханов А.Н. Император Александр III. - М., 1998.
· Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков. IX – XII вв. – М., 1998.
· Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков. XII-XIV вв. – М., 2000.
· Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. – М., 1999.
· Карпов А.Ю. Владимир Святой. – М., 2003.
· Кобрин В.Б. Иван Грозный. – М., 1989.
· Козляков В. Михаил Федорович. – М., 2004.
· Морозова Л.Е. Смута: ее герои, участники, жертвы. – М., 2004.
· Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерина II. – М.,1993.
· Павленко Н.И. Петр Великий. – М., 1994.
· Павленко Н.И. Екатерина Великая. – М., 1999.
· Павленко Н.И. Елизавета Петровна. – М., 2005.
· Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. – М., 1988.
· Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. – М., 1981.
· Скрынников Р.Г. Василий Шуйский. – М., 2002.
· Федоров В.А. Декабристы и их время. – М., 1992.
Дополнительная литература по Всеобщей истории
· Всемирная история. Энциклопедия. – М., 2003.
· Всемирный биографический энциклопедический словарь. – М., 2000.
· Искусство Средних веков и Возрождения. Энциклопедия. – М., 2001.
· Мифы народов мира. Энциклопедия. – М., 1991 – 1992. Т. 1 – 2.
· Трухина Н.Н., Смышляев А.Л. Хрестоматия по истории Древней Греции. – М., 2000.
· Древние цивилизации / Под ред. В.П.Будановой. – М.,2006.
· История Древнего мира: Восток, Греция, Рим. – М., 2004.
· Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции – М, 2009.
· Фролов Э.Д. Греция в эпоху поздней классики: общество, личность, власть. – СПб, 2001.
· Шимов Я. Австро-Венгерская империя. – М., 2003.
· Алаев Л.Б. Средневековая Индия. – М., СПб, 2003.
· Басовская Н.И. Столетняя война: Леопард против Лилии. – М., 2002.
· Грановский А. История короля Ричарда I Львиное сердце. – М., 2007.
· Доманин А.А. Монгольская империя Чингизидов. Чингизхан и его преемники. – М., 2005.
· История Орденов Средневековья. – Минск, 2007.
· История США. Хрестоматия / Сост. Э.А.Иванян. – М., 2005.
Электронные пособия и материалы
· 5555 шедевров мировой живописи («Кирилл и Мефодий»)
· Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия («Кирилл и Мефодий»)
· Иллюстрированный энциклопедический словарь (разраб. «Аутопан», Лукойл – Информ),
· Уроки Всемирной истории. Древний мир («Кирилл и Мефодий»)
· Уроки всемирной истории. Новая история («Кирилл и Мефодий»)
· Уроки Всемирной истории. Новейшее время («Кирилл и Мефодий»)
· Уроки Всемирной истории. Средние века («Кирилл и Мефодий»)
· Шедевры архитектуры («New Media generation»)
Интернет – ресурсы
· Всемирная история в лицах – http://rulers/narod.ru
· Геосинхрония (Атлас всемирной истории) – http://www.ostu.ru
· Древний мир – http://ancient.gerodot.ru
· История на RIN.ru – http://history.rin.ru
· История. Ру (хронология, карты) - http://www.istorya.ru
· Российский электронный журнал «Мир истории» - http://www/historia.ru
· Хронос (хронологические таблицы) - http://www.hrono.ru
· Электронная библиотека исторического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова - http://www.hist.msu.ru
Контрольно- измерительные материалы
Контрольная работа по теме «Древнерусское государство в IX- XIII вв.»
1.вариант
1. Зарождение государственности у восточных славян относится к
1) VI-VII вв. 2) IX-X вв. 3) X-XI вв .4) XI-XII вв.
2. Наиболее известный Галицко- Волынский князь носил имя
1) Владимир 2) Андрей 3) Даниил 4) Александр
3.В результате походов князя Святослава Хазарский каганат
1.Был присоединен к Киевскому государству
2.Перестал существовать как государство
3.Попал в зависимость от Ирана
4.Подвергся насильственной христианизации
4.В создании сводов законов Древней Руси принимали участие
1.Рюрик и его братья 3.Олег и Игорь
2.Ярослав Мудрый и Владимир Мономах 4.Святослав и Святополк
5.Монголо- татарское нашествие на Русь происходило в
1.1113- 1125 гг. 2.1223-1225 гг. 3.1237-1241 гг. 4.1251-1263 гг.
6.Убийство древлянами князя Игоря произошло в
1.911 г. 2.945 г .3.971 г. 4.980 г.
7.Расположите в хронологической последовательности правления русских князей. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
1.Даниил Александровский Московский 3.Владимир Мономах
2.Всеволод Большое Гнездо 4.Андрей Боголюбский
6.Интересы развивающегося Древнерусского государства требовали отказа от язычества и введения монотеистической религии. Владимир Святославич встретился с представителями разных религий и говорил с ними о сущности их верований. В итоге Русь была крещена по Византийскому обряду.
Что послужило причиной такого выбора? Какие последствия это имело для дальнейшего развития Русского государства?
7.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1- С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение знаний по курсу истории соответствующего периода.
ДОГОВОР ИГОРЯ С ГРЕКАМИ (945 г. )
В лето 6453 (945 г.) прислали Роман, и Константин, и Стефан послов к Игорю возобновить прежний мир (911 г.) …Привели русских послов и велели говорить и писать речи обеих сторон на грамоте (пергаменте):
«…Если кто из русских замыслит разрушить эту дружбу, то крещеные их них да примут за то месть от Бога вседержателя, и осуждение на погибель вечную, а некрещеные да не примут помощи от Бога и от Перуна, да не защитятся они щитами своими и иным свои оружием, и да будут они рабами навеки в будущей жизни.
Великий князь русский и бояре его пусть посылают в Грецию к великим царям греческим сколько хотят кораблей с послами и купцами, как установлено для них…
Если убежит раб от Руси, то раба следует поймать, поскольку Русь пришла в страну нашего царства. Если же убежавшего не обнаружат, то пусть наши христиане дадут присягу Руси по своей вере, а нехристиане по своему закону, и пусть Русь берет на нас (греках) цену раба, как установлено прежде, по 2 шелковых за раба…»
С1. Какова была цель договора 945 г.?
С2. Каковы были условия договора для Руси?
С3.Можно ли по тексту договора делать выводы об экономическом развитии Руси?
2.вариант
1.Первая русская летопись называлась
1.«Повесть временных лет» 2.«Слово о полку Игореве»
3.«Слово о погибели земли русской» 4. «Задонщина»
2.Первый письменный договор Руси с Византией был заключен в
1.882 г. 2.907 г. 3.944 г. 4.988 г.
3.Теория, согласно которой государственность на Русь была принесена варягами, называется
1.Славянофильской 2.Западнической
3.Норманнской 4.Антинорманнской
4.Согласно «Повести временных лет», Рюрик во второй половине IX века правил в (во)
1.Новгороде 2.Смоленске 3.Киеве 4.Владимире
5.Итогом первого похода Батыя на Русь был (-о)
1.Разорение Великого Новгорода
2.Разгром Киева
3.Разорение большей части Северо- Восточной Руси
4.Разгром городов Галицко- Волынского княжества
6.Лично свободные земледельцы – общинники в Древней Руси назывались
1.Рядовичами 2.Смердами 3.Закупами 4.Холопами
7.Расположите в хронологической последовательности правления русских князей. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу.
1.Даниил Александровский Московский 3.Владимир Мономах
2.Всеволод Большое Гнездо 4.Андрей Боголюбский
8.Сравните положение Владимиро- Суздальского княжества и Новгородской земли в XIII- XIV вв. Укажите общие черты и различия.
Запишите ответ в форме таблицы.
Общее: Различия
9 .Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1- С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение знаний по курсу истории соответствующего периода.
ДОГОВОР ИГОРЯ С ГРЕКАМИ (945 г. )
В лето 6453 (945 г.) прислали Роман, и Константин, и Стефан послов к Игорю возобновить прежний мир (911 г.) …Привели русских послов и велели говорить и писать речи обеих сторон на грамоте (пергаменте):
«…Если кто из русских замыслит разрушить эту дружбу, то крещеные их них да примут за то месть от Бога вседержателя, и осуждение на погибель вечную, а некрещеные да не примут помощи от Бога и от Перуна, да не защитятся они щитами своими и иным свои оружием, и да будут они рабами навеки в будущей жизни.
Великий князь русский и бояре его пусть посылают в Грецию к великим царям греческим сколько хотят кораблей с послами и купцами, как установлено для них…
Если убежит раб от Руси, то раба следует поймать, поскольку Русь пришла в страну нашего царства. Если же убежавшего не обнаружат, то пусть наши христиане дадут присягу Руси по своей вере, а нехристиане по своему закону, и пусть Русь берет на нас (греках) цену раба, как установлено прежде, по 2 шелковых за раба…»
С1. Какова была цель договора 945 г.?
С2. Каковы были условия договора для Руси?
С3.Можно ли по тексту договора делать выводы об экономическом развитии Руси?
Тестирование Россия в XIV – XVI вв
1 вариант (А)
1.Как в Древней Руси назывался вид крупной земельной собственности, переходившей по наследству?
2.Кто из русских князей получил откуп на сбор дани для Орды?
3. Иван Калита 4. Дмитрий Донской
3. Иван III являлся
4.Изображение двуглавого орла на гербе Российского государства было заимствовано из
5.На рубеже XV-XVI вв. высшая власть на Руси принадлежала
6.Типично российский институт служебно-родового старшинства, по которому назначения зависели от знатности человека и его предков, получил название
7.Неофициальное правительство Русского государства в конце 40-50-х гг. XVI в.-это
I вариант (В)
«И побежали полки татарские, а русские за ними погнались, били и секли… Русь под московским знаменем одержала первую победу над татарами у впадения в Дон реки Непрядвы».
2. Прочтите отрывок из исторического сочинения и назовите автора и название
данной концепции
«… Все христианские царства пришли в конец и сошлись в единое царство нашего государя. По пророческим книгам это есть Римское царство. Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать».
Ответ:_________________________________________________________________
3. Определите хронологическую последовательность событий
а) «Стояние на Угре»;
б) начало правления Ивана III;
в) присоединение Новгорода к Московскому княжеству;
г) битва на реке Шелони.
4. Соотнесите термины и определения
1) опричнина; а) служилые люди, составлявшие постоянное войско,
набиравшееся из свободного сельского и городского
населения;
2) приказы; б) личное владение царя, где существовало особое
управление и войско;
3) дворяне; в) центральные органы управления, ведавшие отдельными
отраслями жизни государства ;
4) стрельцы г) представители военно-служилого сословия, получавшие
за службу землю;
д) представители высшего слоя аристократии, владели
значительными землями – вотчинами.
5.Соотнесите имена московских князей и даты их правления.
1) Иван Калита а) 1359 – 1389 гг.
2) Дмитрий Донской б) 1462 – 1505 гг.
3) Василий III в) 1325 – 1340 гг.
4) Иван III Васильевич г) 1389 – 1425 гг.
д) 1505 – 1533 гг.
I вариант (С)
1.Укажите, какие реформы были проведены в 50-е гг. XVI в. Избранной радой :
1) назовите не менее трех преобразований; 2) определите значение этих реформ.
2. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1327 г. В Тверь прибыл ордынский баскак Чол – хан с большим отрядом. Притеснения и насилия, творимые ими, вызвали восстание горожан. Ордынцы были перебиты. В ответ хан Узбек организовал карательную экспедицию против Твери, в которой принял участие московский князь Иван Калита.
1) Укажите причины, которыми можно объяснить выступление Ивана
Калиты на стороне ордынцев (не менее двух причин).
2) Каковы были последствия восстания в Твери для московских князей и для всей
Руси?
3) Назовите не менее двух последствий.
II вариант (А)
1. Какой стол был самым престижным в начале XIV в.?
2.Кто из перечисленных московских князей правил позже остальных?
3.Иван III окончательно подчинил
4.Система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения на Руси получила название
5.На верхней ступеньке социальной лестницы среди знати находились
6.Как называли сторонников взглядов Нила Сорского
7.Главной целью опричнины было
II вариант (В)
1. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, как называется тип войска, о котором идет речь.
«Иван IV впервые на Руси начал формировать новый тип войска – постоянного, и ядром этого войска послужили отряды пищальщиков. Они набирались из свободных людей и должны были служить всю жизнь, а военное их занятие становится наследственным. К 1584 году число [их] составляло примерно 12 тысяч, из них семь с половиной тысяч находилось в Москве».
1) казаки; 2) стрельцы; 3) рекруты; 4) драгуны
2.Прочтите отрывок из источника и укажите, о ком идет речь:
«Эта царевна, известная тогда в Европе своей редкой полнотой, привезла в Москву очень тонкий ум и получила здесь весьма важное значение… Её влиянию приписывали даже решимость… сбросить с себя татарское иго. Её брак с великим князем московским, который стал именовать себя «Государь всея Руси», получал значение политической демонстрации, которую заявляли всему свету…»
Ответ:_________________________________________________________________
3.Расставьте события в хронологической последовательности:
4.Соотнесите термины и определения:
1) вотчина; а) крупная наследственная земельная собственность;
2) усадьба; б) административно – территориальная единица;
3) поместье; в) земельное владение, даваемое за службу;
4) посад; г) комплекс жилых, хозяйственных и других построек;
д) торгово – ремесленная, первоначально неукрепленная часть русского города.
5.Установите соответствие между именами деятелей российской истории XIV – XVI вв. и их деятельностью:
1) Иван Калита; а) великий князь московский, завершивший
процесс создания единого Российского государства;
2) Сергий Радонежский; б) великий князь московский, добившийся от Орды
ярлыка на великое Владимирское княжение;
3) Иван III; в) князь, бежавший в Литву и состоявший в
переписке с Иваном Грозным;
4) Андрей Курбский г) князь, выступивший как защитник
православной Руси от католического запада;
д) настоятель Троице – Сергиева монастыря,
благословивший войско Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
II вариант (С)
1.Укажите основные итоги деятельности великого князя Ивана III в области государственного строительства (не менее трех).
Назовите территории, присоединенные к Московскому княжеству в конце XV- начале XVI вв. (не менее трех).
2. В нашей отечественной истории был период, когда репрессивная политика Ивана Грозного оценивалась положительно. В годы сталинского режима войско опричников определялось как «прогрессивное».
Контрольная работа по истории России XVIII вв.
1 вариант.
Часть 1.
1. Б. Годунов стал русским царем, потому, что:
2. Организатор второго ополчения:
3. Разоренное состояние России в начале XVII в. связано:
4. В каком веке в основном сложилось единое централизованное Российское
государство?
1) XIV в. 2) XV в. 3) XVII в. 4) XVIII в.
5. В результате церковных реформ Никона в XVII в. в России
1) было ликвидировано патриаршество
2) был учреждён Святейший Синод
3) была проведена секуляризация церковных земель
4) возник церковный раскол
6. Главной причиной народный движений второй половины 17 в. стало (-и)
1. усиление народного гнета
2. попытки ограничения казачьих вольностей
3. закрепощение крестьян
4. все перечисленное
7. Результатом реформаторской деятельности Петра I считается:
8. Бурный рост мануфактур при Петре I был связан в первую очередь с:
Указ о единонаследии был обнародован в:
1. 1714 г. 2. 1719 г. 3. 1722 г. 4.1724 г.
Часть 2.
1. Установите соответствие между именами исторических лиц и их
деятельностью.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию
второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
буквами.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЦА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
A) Василий Голицын 1) руководитель народного восстания
Б) Алексей Адашев 2) один из вождей народного
ополчения в период Смуты
В) Степан Разин 3) сподвижник царевны Софьи,
участник Крымских походов
Г) Дмитрий. Пожарский 4) сподвижник Петра I
5) деятель Избранной Рады
2. Прочтите отрывок и назовите известного политического деятелял17 в., о котором идет речь.
Сын мордовского крестьянина. Митрополит, патриарх. Один из главных реформаторов церкви. Требовал отбирать и истреблять народные музыкальные инструменты. Открыто выступил с идеей превосходства духовной власти над светской, за что был лишен чина патриарха и сослан в монастырь.
Ответ: ________________________________________________________.
3. Укажите даты:
1. правлении Алексея Михайловича Романова
2. принятия Соборного уложения
3 Соляного бунта
2 вариант.
Часть 1.
1. «Семибоярщина» - это:
2. Первый русский патриарх:
3. Основным явлением в экономической жизни России 17 в. считается:
1. начало промышленного переворота
2. формирование всероссийского рынка
3. расцвет мануфактурного производства
4. Как назывались учреждения, ведавшие отдельными отраслями
государственной жизни в Московском царстве?
1) земства 2) приказы 3) коллегии 4) министерства
5. Протопоп Аввакум был:
6. Главной причиной народный движений второй половины 17 в. стало (-и)
1. усиление народного гнета
2. попытки ограничения казачьих вольностей
3. закрепощение крестьян
4. все перечисленное
7. В каком веке Россия стала великой морской державой?
1) XVI в. 2) XVII в. 3) XVIII в. 4) XIX в.
8. Главной целью «Великого посольства» в Европе было:
Часть 2.
1. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию
второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
буквами.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЦА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
A) Василий Голицын 1) сподвижник царевны Софьи,
участник Крымских походов
Б) Алексей Адашев 2) один из вождей народного
ополчения в период Смуты
В) Борис Морозов 3) боярин, воспитатель царя Алексея Михайловича
Г) Козьма Минин 4) сподвижник Петра I
5) деятель Избранной Рады
2. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и назовите царя, о котором идет речь.
«…Его избрали на царство, потому что он доводился племянником последнему царю старой династии Федору… Собор присягал не только избранному им царю, но и его будущей царице и их будущим детям, видя в своем избраннике если не наследственного, то потомственного государя… Служилые люди обет давали быть без прекословия во всяких государевых делах».
Ответ: ____________________
3. Укажите даты:
1. правлении Михаила Федоровича Романова
2. восстания Степана Разина
3. вхождения Левобережной Украины в состав России
Контрольная работа «Древний мир».
Вариант 1.
1. Человек современного вида появился
а) 2—1,5 млрд
лет назад
б) 4—3 млн
лет назад
в) 100—40 тыс.
лет назад
г) 6—5 тыс.
лет назад
2. В основе развития китайской государственности и
цивилизации лежали идеи
а) буддизма
б) даосизма
в) ведизма
г) конфуцианства
3. Древневосточный правитель
а) имел
неограниченную власть над подданными
б) выбирался
высшей знатью
в) имел
лишь религиозные функции
г) не
имел никакой собственности
4. Для древневосточной деспотии характерно
а) участие
народа в управлении государством
б) всеохватывающее
господство государства над подданными
в) отсутствие
налоговой системы
г) отсутствие
письменных законов
5. Началом Античности историки считают
а) рубеж
IV—III тыс. до н. э.
б) рубеж
III—II тыс. до н. э.
в) середину
II тыс. до н. э.
г) начало
I тыс. до н. э.
6. Для греческой религии и мифологии были характерны
а) систематизированный
характер мифологии
б) единобожие
в) оформление
единого греческого пантеона
г) отсутствие
храмов и культа
д) существование
в каждом полисе своего пантеона богов
7. В римском праве было сформулировано
а) понятие
собственности, в том числе частной
б) право
только римских граждан
в) обоснование
обязательности рабства
г) право
на свободу слова
8. Факторы, способствующие созданию особой формы
государства – деспотии:
а) иерархическая система
б) необходимость организации коллективного труда
в) разветвленная административная система
г) необходимость жесткой организации, сильной центральной власти
9. Религиозно-философское учение буддизм зародилось:
а) в Китае
б) в Индии
в) в Вавилоне
г) в Египте
10. Особенность древнеиндийского общества:
а) социальное неравенство
б) кастовый строй
в) имущественное расслоение
г) патриархальная семья
11. Для греческой цивилизации характерна:
а) колонизация
б) традиционность
в) иерархичность
г) кастовость
12. В древнегреческом обществе ценились:
а) культ личности
б) умение подчинять свои интересы государственным
в) принцип соревновательности
г) чувство коллективизма
13. Историки называют Римскую республику:
а) демократической
б) аристократической
в) олигархической
г) имперской
14. К пантеону богов Древнего Рима относятся:
а) Зевс и Гера
б) Юпитер и Юнона
в) Афина и Аполлон
г) Марс и Венера
15. Дайте определения понятиям:
Неолитическая революция, деспотия, полис, эллинизм, миф.
Вариант 2.
1. Признаки неолитической революции
а) возделывание
злаков и выращивание животных
б) отсутствие
частной собственности
в) преимущественно
кочевой образ жизни
г) существование
соседской общины
д) возникновение
племенных богов
е) преобладание
собирательства
2. На рубеже IV—III тыс. до н. э.
а) возникли
первые цивилизации
б) началась
неолитическая революция
в) появился
человек современного вида
г) зародилась
религия
3. Переход человечества от первобытности к
цивилизации свершился
а) 40 тыс.
лет назад
б) в
IX тыс. до н. э.
в) во
II тыс. до н. э.
г) на
рубеже IV—III тыс. до н. э.
4. Древнейший очаг греческой цивилизации
а) Афины
б) Спарта
в) Иония
г) Крит
5. Гражданин греческого полиса имел право
а) заниматься
ремеслом и торговлей
б) продать
своего сына в рабство
в) участвовать
в управлении государством
г) отказаться
от участия в военном походе
д) защищать
свой полис от врага
6. Октавиан Август
а) стал
первым римским императором
б) впервые
установил бессрочную диктатуру в Риме
в) был
знаменитым римским поэтом
г) прославился
созданием кодекса римского права
7. Особенностью восточных обществ была их строгая:
а) иерархичность
б) кастовость
в) религиозность
г) замкнутость
8. Основной производственной ячейкой в древних обществах являлась:
а) патриархальная семья
б) сельская община
в) корпорация торговцев
г) соседская община
9. Самые привилегированные слои населения восточного общества:
а) родовая и военная аристократия
б) ремесленники и купцы
в) цари и жрецы
г) чиновники и солдаты
10. В древних восточных государствах сложилась особая форма государства:
а) деспотия
б) монархия
в) тирания
г) диктатура
11. Главный орган Римской республики:
а) Форум
б) Консульство
в) Сенат
г) Капитолий
12. Греческий полис называется:
а) гражданской общиной
б) сельской общиной
в) патриархальной общиной
г) городской общиной
13. Основные категории населения Древнего Рима
а) патриции
б) демос
в) аристократы
г) плебеи
14. К пантеону богов Древней Греции относятся:
а) Зевс и Гера
б) Юпитер и Юнона
в) Афина и Аполлон
г) Марс и Венера
15. Дайте определения понятиям:
цивилизация, метрополия, тирания, республика, античное рабство.
Тест «Мир в эпоху Средневековья».
1. Продолжи предложение. Первым варварским государством на территории Западной Римской империи стало королевство…
А) остготов Б) вестготов В) франков Г) каролингов
2. Столетняя война(1337-1453 гг.)- это война…
А) Англии и Франции Б) Дании и Франции В) Швеции и Англии
Г) Скандинавии и Германии Д) Индии и Китая
3. Английский правитель (1189-1199), участвовал в 3 крестовом походе, во время которого захватил остров Кипр и крепость Акру. Англичане воспринимали его как «рыцарского» короля, жизнь которого проходит в бесконечных странствиях. Кто это?
А) Король Иоанн Б) Генрих Плантагенет В) Альфред Великий
Г) Ричард Львиное сердце Д) Король Гарольд
4. Булла-это…
А) крепость Б) денежная единица В) правила рыцарского поведения
Г) королевский указ Д) послание
5. Какой религии не было в Китае?
А) буддизм Б) даосизм В) индуизм Г) конфуцианство
6. Каковы причины возникновения средневекового города:
А) прекращение набегов на Европу Б) развитие ремесел в деревне
В) рост населения в поместье, его перенаселение Д) верно Б), В)
7. В каких местах чаще всего возникали средневековые города:
А) на перекрестках дорог Б) возле переправ через реки
В) в густых лесах, защищающих от врагов Д) верно А), Б)
8. Как назывался документ, регулирующий жизнь ремесленников-членов цеха:
А) хартия Б) устав В) договор Г) закон
9. Что такое шедевр:
А) картина Б) драгоценная ваза В) лучшее изделие ремесленника Г) монета
10. Как называется хозяйство феодала, где работают зависимые крестьяне?
А) городская усадьба Б) феодальная вотчина В) феодальный замок
11. Что называется натуральным хозяйством?
А) хозяйство, в котором все изготовлялось не для продажи, а для собственного потребления
Б) большое хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне
В) хозяйство, принадлежащее крестьянской общине
12. Что такое барщина?
А) работа на поле и в хозяйстве сеньора
Б) выплата сеньору части урожая, собранного на собственном поле
В) обязанность покупать определенные продукты у сеньора Г) одно из названий рыцарского турнира
13. Объединение крестьян села или деревни - это:
А) союз Б) община В) цех Г) гильдия
14. Как называлось восстание крестьян во Франции?
А) восстание Уота Тайлора Б) Жакерия В) восстание гуситов
15. Какая территория осталась во владении английского короля после окончания Столетней войны?
А) Аквитания Б) Бургундия В) Фландрия Г) г.Кале
Итоговый тест по истории
Вариант 1
А1. В каком веке Россия стала великой морской державой?
1) XVI в. 2) XVII в. 3) XVIII в. 4) XIX в.
А2. Важнейшая историческая заслуга князя Ивана Калиты состояла в
1) принятии первого свода законов «Русская правда»
2) освобождении Руси от ордынской зависимости
3) создании первого общерусского Судебника
4) усилении роли Москвы как центра объединения русских земель
А3. Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:
1) 1649; 2) 1645; 3) 1654; 4) 1613.
А4. Что из названного относится к результатам политики Петра I в области образования?
1) появление светских учебных заведений
2) введение всеобщего начального образования
3) учреждение женских школ и училищ
4) создание сети университетов в крупных городах
А5. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?
1) Дмитрий Донской; 2) Александр Невский; 3) Иван Калита; 4) Иван III.
А6. Что из названного произошло в XIX веке?
1) упразднение патриаршества
2) учреждение коллегий
3) провозглашение России империей
4) отмена крепостного права
А7. «Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе
1) славянофилы 2) марксисты 3) декабристы 4) народовольцы
А8. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?
1) Государственный Совет 2) Государственная Дума
3) Высочайший Сенат 4) Святейший Синод
А9. ."Соборное уложение" царя Алексея Михайловича было принято в
1) 1649 г. 2) 1645 г. 3) 1646 г. 4) 1647 г.
А10. Прочтите отрывок из воспоминаний публициста Ю.Ф.Самарина и укажите имя императора, о начале царствования которого идет речь.
«Прошлое царствование началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения. В развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв».
1) Павел Петрович 2) Александр Павлович
3) Константин Павлович 4) Николай Павлович
А11. Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо – Восточной Руси было(а):
1) Рязанское княжество; 2) Тверское княжество;
3) Суздальско-Нижегородское княжество; 4) Новгородская земля.
А12. Какой из перечисленных ниже органов власти был создан во время правления
Петра I?
1) Государственный Совет; 2) Государственная Дума;
3) Верховный тайный Совет; 4) Сенат.
А13. Завершивший Русско-турецкую войну Берлинский конгресс, на котором России удалось отстоять независимость Черногории, добиться автономии для Северной Болгарии, состоялся в:
1) 1815 г.; 2) 1856 г.; 3) 1878 г.; 4) 1905 г.
А14. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, установленное судебником 1497 года, носило название:
1) пожилое 2) погост
3) отходничество 4) Юрьев день
А15. Титул «государя всея Руси» принял:
1) Иван Калита 2) Василий II 3) Василий Темный 4) Иван III
А16. Продвижение русских в Сибирь в XVII в. связано с именем
1) Ермака Тимофеевича 2) Семена Дежнева
3) Степана Разина 4) Витуса Беринга
А17. Манифест 19 февраля 1861 г. подписал:
1) Александр I; 2) Николай I; 3) Александр II; 4. Николай II.
А18. К истории Крымской войны относятся:
1) Синопская битва, оборона Севастополя;
2) Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр;
3) битва под Аустерлицем, оборона Севастополя;
4) битва под Нарвой, Лейпцигская битва.
А19. Даты 1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г. относятся к:
1) процессу освобождения крестьян;
2) началу царствований российских императоров;
3) реформам государственного управления;
4) этапам промышленного переворота в России.
А20. Какое решение принял М.И. Кутузов в 1812 г. в деревне Фили:
1) дать сражение у реки Березины;
2) вывести войска из Москвы без боя;
3) заключить мирное соглашение с Наполеоном;
4) дать сражение при Бородине.
Часть 2
В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) стояние на реке Угре Б) Куликовская битва
В) Ледовое побоище Г) Полтавская битва
В2. Прочтите отрывки из трудов историков и назовите правительницу, к которой относятся эти характеристики:
Н.М. Карамзин: «Европа с удивлением читает ее переписку с философами, и не им, а ей удивляется. Какое богатство мыслей и знаний, какое проницание, какая тонкость разума, чувства и выражений».
П.А. Вяземский: «Европейская пресса была ее смиренной и покорной служанкой. Все выдающиеся политические и литературные деятели ее эпохи были ей преданы. Вольтер, Д-Аламбер и многие другие писали как бы под ее диктовку и были глашатаями ее политических воззрений, ее побед и ее завоеваний».
В3. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) Бородинское сражение 2) начало Отечественной войны
3) Восстание декабристов 4) Учреждение министерств
В4. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и напишите имя императора, о смерти которого рассказывается.
«Воскресенье, 1 марта 1881 года мой отец поехал, по своему обыкновению, на парад в половине второго. Мы же, мальчики, решили отправиться…кататься на коньках.
Ровно в три часа раздался звук сильнейшего взрыва.
- Это бомба! – сказал мой брат Георгий.
В тот же момент еще более сильный взрыв потряс стекла окон в нашей комнате… Через минуту в комнату вбежал запыхавшийся лакей.
- Государь убит! – крикнул он.
В5. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идет речь:
«Сей святой старец… предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу… окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю…»
В6. Прочтите отрывок из дневниковых записей очевидца со¬бытий и напишите название войны, о которой идет речь в при¬веденном документе:
«Доверие ко всем начальствующим лицам сильно подорвано. Однако Скобелева все единогласно восхваляют... Несомненно, что атака Плевны была ведена замечательно неискусно... Скобелев со своим маленьким отрядом действовал... отдельно и самостоятельно. Резервов не было. Тридцать шесть эскадронов кавалерии в бездействии стояла на флангах вместо того, чтобы захватить пути сообщения Плевны с Видином и Софиею».
В7. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и укажите князя, о котором идет речь в приведенном отрывке.
«...Ибо никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как он, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов... Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее победы над Мамаем, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»
1) Иван Третий 2) Дмитрий Донской
3) Дмитрий Пожарский 4) Юрий Долгорукий
Вариант 2
А1. Как называлась первая русская летопись?
1) “Слово о полку Игореве 2) “Повесть временных лет” Нестора
3) “Поучение детям" Владимира Мономаха 4) “Слово о законе и благодати
А2. Что такое вотчина?
1) землевладение дворян
2) землевладение опричников, выдаваемое за заслугу
3) землевладение бояр и князей, передаваемое по наследству
4) землевладение воевод
А3. Первое столкновение русских с монголо-татарами произошло в районе реки:
1) Сити; 2) Оки; 3) Угры; 4) Калки; 5) Вожи.
А4. Укажите имя предводителя крестьянской войны, произошедшей во второй половине XVII в?
1) Иван Болотников 2) Емельян Пугачёв
3) Кондратий Булавин 4) Степан Разин
А5. При Иоанне IV Грозном в России:
1) складывается система приказов 2) проводится министерская реформа
3) вводится “Табель о рангах» 4) происходит присоединение к России средней Азии
А6. Какое историческое лицо сыграло значительную роль в период “смутного времени”?
1) Малюта Скуратов 2) Александр Меньшиков
3) Козьма Минин 4) Ермак Тимофеевич
А7. Какая черта характерна для абсолютной монархии, существовавшей в России в XVIII веке?
1) неограниченная власть монарха
2) самостоятельность местной власти
3) четкое распределение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную
4) большая роль патриарха в государственном управлении
А8. Понятие «церковный раскол» возникло в царствование
1) Федора Алексеевича 2) Алексея Михайловича
3) Петра I 4) Екатерины II
А9. Зарождение “политики просвещенного абсолютизма” в России связывают с эпохой управления:
1) Петра I 2) Елизаветы Петровны 3) Екатерины II 4) Александра I
А10. Когда Россия завоевала выход к Черному морю?
1) в результате войны с Крымским ханством в 1661 году
2) в результате присоединения украинских земель в 1654 году
3) в результате войны с Турцией в 1768-1774 годах
4) в результате войны с Турцией в 1806-1812 годах
А11. Когда и кто в России впервые принял царский титул?
1) 1505-Иван III 2) 1547-Иван IV 3) 1721-Петр I 4) 1762-Петр III
А12. В начале царствования он мечтал дать народу конституцию; при нем был принят указ о вольных хлебопашцах, открывались новые университеты, лицеи. Имя этого царя:
1) Петр I 2) Павел I 3) Александр I 4) Николай I
А13. Принятая в годы правления Николая I в качестве официальной идеологии система взглядов основывалась на положении:
1) «сила власти - царю, сила мнения - народу!»
2) «Москва - третий Рим, а четвертому не бывать»
3) «православие, самодержавие, народность»
4) «сначала успокоение, потом реформы»
А14. Выступление Северного общества дворянства началось:
1) 25 ноября 1926 г.; 2)14 декабря 1825 г.; 3) 25 декабря 1825 г. 4) 19 февраля 1825г.
А15. Оборона Севастополя относилась к событиям войны, проходившей в:
1) 1812 – 1815 гг.; 2) 1813 – 1814 гг.; 3) 1853 – 1856 гг.; 4) 1877 – 1878 гг.
А16. Кто такие западники?
1) религиозная секта
2) сторонники особого исторического пути России
3) Представители западноевропейских стран-инвесторов в экономику России
4) сторонники западноевропейского пути развития России
А17. Основателем Московского княжества был:
1) Дмитрий Донской; 2) Юрий Долгорукий;
3) Даниил Александрович; 4) Александр Невский.
А18. Это НЕ относится к мероприятиям Петра I:
1) учреждение Сената; 2) создание Навигцкой школы;
3) отмена местничества; 4) реформа алфавита.
А19. Существовавшая в России с XV до конца XVII в. Система распределения служебных мест в соответствии со знатностью рода носила название
1)местничества 2 ) кормления 3) земщины 4) рекрутчины
А20. В Болгарии в районе Шипки был воздвигнут обелиск в память о русско-болгарском содружестве в годы:
1) Русско-турецкой войны 1806 – 1812 гг.; 2) Крымской войны;
3) Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.; 4) Первой мировой войны.
Часть 2
В1.Какое событие произошло позже всех других?
1) создание Сената; 2) учреждение московского университета;
3) основание Санкт-Петербурга; 4) Полтавская битва.
В2. Установите правильное соответствие:
1) 1462 г. 2) 1480 г. 3) 1236 г. 4) 1497 г. 5) 1147 г.
а) начало монголо-татарского нашествия б) первое упоминание о Москве
в) начало правления Ивана III г) стояние на реке Угре
д) Судебник Ивана III
В3. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, к кому относится эта характеристика.
«При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь».
1) Алексею Михайловичу 2) Петру Алексеевичу
3) Михаилу Фёдоровичу 4) Петру Федоровичу
В4. Почтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, кому была открыта дорога к престолу после описываемого заговора:
«Однако главная причина падения Лжедмитрия I была другая. На собрании заговорщиков накануне восстания бояре откровенно заявили, что признали Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а потом низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Они так и сделали».
В5. Прочтите отрывок из дневника современника и назовите императора о правлении которого идет речь:
«Какие невероятные успехи сделала Россия в нынешнее царствование!...Тут вот публичное судопроизводство, гласные, присяжные, адвокатура…и все это – создание того государя, которого упрекают в слабости. Если между нашими правительственными лицами есть кто-нибудь, желающий блага России, то это государь»
В6. Прочтите отрывок из записок современника и напишите название войны XIX века, о которой в нем говорится:
«Грустно…я болен Севастополем…Мученик – Севастополь!...Что стало с нашими морями?...Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях. Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега…Друзей и союзников у нас нет»
В7. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как назывались в древней Руси сборы, о которых идет речь:
«Большую часть зимы князья и дружина ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города…»
Ответы:
Вариант 1: А1-3, А2-3, А3-4, А4-1, А5-2, А6-4, А7-3, А8-1, А9-1, А10-4, А11-2, А12-4, А13-3, А14-4, А15-4, А16-1, А17-3, А18-1, А19-2, А20-2.
В1-ВБАГ, В2- Екатерина II, В3-4213, В4- Александр II, В5- Сергий Радонежский, В6- Русско-турецкая война 1877-1878гг., В7-2.
Вариант 2: А1-2, А2-3, А3-4, А4-4, А5-1, А6-3, А7-1, А8-2, А9-3, А10-3, А11-2, А12-3, А13-3, А14-2, А15-3, А16-4, А17-2, А18-3, А19-1, А20-3.
В1-2, В2 -1в2г3а4д5б, В3-1, В4- Василий Шуйский, В5- Александр II, В6 –Крымская (восточная) война 1853-1856гг., В7- полюдье.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.