Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 р.п.Приютово
муниципального района Белебеевский район РБ
Рассмотрено на заседании ШМО учителей истории и английского языка Руководитель ШМО _______Нафикова Р.М. |
Согласовано зам.директора по УВР ___________Полещук В.В. |
Утверждаю Директор МАОУ СОШ № 7 ________ Л.В.Иванова Приказ №____от__________ |
Рабочая программа
по обществознанию
8 класс
2012-2013 уч.г.
Учитель: Л.Ф. Зарипова
Категория: высшая
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, программой основного общего образования по обществознанию. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2008)
Курс «Обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.
Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционными формами организации образовательного процесса: проблемные уроки, дискуссии, круглые столы, презентации, аукционы, брейн - ринги, КВН, уроки-путешествия и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.
Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой; видов и приёмов контроля: письменный, устный, практический, составление планов, таблиц, схем, сочинения, исторические диктанты, беседы, рассказы, устное тестирование и др.
Тематическое планирование
№ темы |
Название темы |
Кол-во часов |
Повторительно-обобщающие уроки |
Глава I. |
Личность и общество |
4 |
1 |
Глава II. |
Сфера духовной культуры |
8 |
1 |
Глава III. |
Экономика |
13 |
1 |
Глава IV. |
Социальная сфера |
5 |
1 |
|
Резерв |
4 |
|
|
Итого |
34 |
4 |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение (1 час)Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество.
Тема 1. Личность и общество (4 часа)
Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учёт – условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность – степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер – устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре – необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: Кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов)
Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь – сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства – интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность – пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?
Тема 3. Экономика (13 часов)
Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Рыночная экономика. Деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Предприятие. Роль государства в экономике. Потребление. Собственность.
Тема 4. Социальная сфера (5 часов)
Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения.
Критерии оценки знаний учащихся
Предполагается проведение тестирования; письменные контрольные работы по итогам полугодия; письменные проверочные работы, рефераты. Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.
Система оценки достижений учащихся.
Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей,
речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.
Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.
Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.
Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определённого типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.),
- различать в социальной информации факты и мнения;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.
Литература:
1. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой;– М.: Просвещение, 2010.
2. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова;– М.: Просвещение, 2011.
3. Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений (О.А. Котова, Т.Е. Лискова),. – М.: Просвещение, 2010
Количество часов на год- 34 |
на 1 полугодие - |
на 2 полугодие - |
Контрольные работы Практические работы |
2 2 |
3 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока |
час |
Домашнее задание |
Дата |
|
Глава I. Личность и общество (4 ч.) |
|
||||
1 |
Быть личностью [§1] |
1 |
§1, 6-13. вопросы, задания рубрики |
|
|
2 |
Общество как форма жизнедеятельности людей |
1 |
§2, 14-20, задания рубрики «В классе и дома» |
|
|
3 |
Развитие общества [§3] |
1 |
§3, 20-28Выводы и вопросы |
|
|
4 |
Повторительно-обобщающий урок |
1 |
Вопросы перед §4 с.29 |
|
|
Глава II. Сфера духовной культуры (8 ч.) |
|
||||
5 |
Сфера духовной жизни [§4] |
1 |
§4, 29-37, подготовить сообщения, проектные работы |
|
|
6 |
Мораль [§5] |
1 |
§5, 37-45 вопросы, задания рубрики |
|
|
7 |
Долг и совесть [§6] |
1 |
§6, 45-52 вопросы, задания рубрики |
|
|
8 |
Моральный выбор – это ответственность [§7] |
1 |
§7, 53-59 вопросы, задания рубрики |
|
|
9 |
Образование [§8] |
1 |
§8, 59-67 вопросы, задания рубрики |
|
|
10 |
Наука в современном обществе |
1 |
§9, 67-75 вопросы, задания |
|
|
11 |
Религия как одна из форм культуры |
1 |
§10, 75-83 вопросы, задания |
|
|
12 |
Контрольная работа |
1 |
Задания, вопросы перед §11, с.84 |
|
|
Глава III. Экономика (13 ч.) |
|
||||
13 |
Экономика и её роль в жизни общества [§11] |
1 |
§11, 84-91 вопросы, задания, дополнить графы таблицы |
|
|
14 |
Главные вопросы экономики |
1 |
§12, 92-100 вопросы, задания |
|
|
15 |
Собственность [§13] |
1 |
§13, 101-107 вопросы, задания |
|
|
16 |
Рыночная экономика [§14] |
1 |
§14, 107-114, задание 5 из рубрики |
|
|
17 |
Производство – основа экономики |
1 |
§15, 115-123 задание 1 и 3 из |
|
|
18 |
Предпринимательская деятельность |
1 |
§16, 123-132 задание 1 из рубрики |
|
|
19 |
Роль государства в экономике |
1 |
§17, 132-140 вопросы, задания |
|
|
20 |
Распределение доходов [§18] |
1 |
§18, 140-147 задания рубрики |
|
|
21 |
Потребление [§19] |
1 |
§19, 147-154 работа с текстом |
|
|
22 |
Инфляция и семейная экономика |
1 |
§20, 155-163 задание 1 и 3 |
|
|
23 |
Безработица, её причины и последствия [§21] |
1 |
§21, 163- «Профессии, которые нас привлекают» (презентация) |
|
|
24 |
Мировое хозяйство и международная торговля |
1 |
§22, 171-180Выводы и вопросы для повторения |
|
|
25 |
Повторительно-обобщающий урок |
1 |
Вопросы перед §23 |
|
|
Глава IV. Социальная сфера (5 ч.) |
|
||||
26 |
Социальная структура общества |
1 |
§23, 181-190 задания рубрики |
|
|
27 |
Социальные статусы и роли [§24] |
1 |
§24, 190-198 задания рубрики |
|
|
28 |
Нации и межнациональные отношения [§25] |
1 |
§25, 198-206 задания рубрики «В классе и дома», «Говорят мудрые |
|
|
29 |
Отклоняющееся поведение [§26] |
1 |
§26, 206-215Выводы и вопросы |
|
|
30 |
Повторительно-обобщающий урок |
1 |
|
|
|
3134 |
Резерв |
4 |
ЦОР |
|
|
|
ИТОГО |
34 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.