Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
docx
04.03.2020
Рабочая программа
история 6 класс.docx

1.             Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

¾    воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;

¾    осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

¾    усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;

¾    осмысление социально- нравственного  опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

¾    понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к  другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.

Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

¾    способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

¾    владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);

¾    использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернетресурсов;

¾    способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);

¾    готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

¾    владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

¾    формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;

¾    формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;

¾    овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;

¾    формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;

¾    развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;

¾    расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

¾    приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие.

 

 

 

6 класс

 

Требования к результатам обучения  курса по истории.

Предметные результаты изучения истории учащимися включают:

·         овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

·         способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

·         умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

·         готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Учащиеся должны знать:

·         хронологию, работу с хронологией;

·         исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

·         Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике

·         Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.

·         Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  

Уметь:

·         указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; - 

·         работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; 

·         использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,

·         показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий

·         рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,

·         объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории

Метапредметные результаты 

Регулятивные

Учащийся научится:

·        самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·        соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

·        оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

·        основам самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные

Учащийся научится:

·        определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

·        создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные

Учащийся научится:

·        организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

·        смысловому чтению;

·        осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

 

Личностные результаты

·         осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

·         освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,

·         осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

·         понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Учащиеся должны владеть:

·         способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - 

·         чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.

 

 

 

 

 

2. Содержание учебного предмета

Всеобщая история. Рождение средневековых цивилизаций.

Вводная. Рубеж древности и Средневековья. (2 час)

Что такое Средние века, чем они интересны современным людям?

Античная цивилизация и мир варваров – различия общественного устройства и взгляда на мир. Великое переселение народов (IV-VI века, гунны, готы и другие). Перерождение античной цивилизации в христианский мир. Распад Римской империи (395 г.). Европейский Запад - крушение империи (410 г., 476 г.), основ цивилизации, создание варварских королевств и особая роль Папы Римского в сохранении культурного единства Западной Европы. Сохранение империи на Востоке – начало образования двух ветвей христианства. Складывание средневековой европейской картины мира (представление о Боге и человеке, пространстве и времени, отношения государства и церкви). Идея аскетизма и монашество.

Раздел 1. Запад христианского мира. V-X века.(4 часа)

Восхождение жителей варварских королевств на ступень цивилизации, христианизация. Объединение большей части западноевропейского христианского мира в империю Карла Великого (800 г.): восстановление общественного порядка, возрождение культуры, разделение верховной власти на светскую (император) и духовную (Папа Римский).

Рождение феодализма, феодальных отношений: 1) между феодалами (условными землевладельцами) и зависимыми от них крестьянами (феодальные повинности); 2) внутри сословия феодалов между сеньорами и вассалами. Сословный строй Западной Европы, три основных сословия: рыцари (светские феодалы), духовенство (духовные феодалы), крестьяне и горожане.

Политическая раздробленность после распада империи Карла Великого на Францию, Германию и Италию. Установление феодальной раздробленности. Провозглашение Священной Римской империи. Набеги викингов: причины и последствия.

Раздел 2. Восток христианского мира. V-XII века. (3 часа)

Расцвет Византийской империи как наследницы Рима при Юстиниане: государственная власть и культурное наследие (иконы, храм Святой Софии). Вторжение славян и тюрок, образование их государств в Восточной Европе. Христианизация Восточной Европы, Кирилл и Мефодий, славянская азбука. Окончательный раскол христианской церкви на православных и католиков: причины, события 1054 года, отличительные особенности двух ветвей христианства. Разделение христианского мира на католическую и православную цивилизации (основные отличия).

Раздел 3. Пророки и завоеватели Востока. VII-XIII века (6 часов)

Арабские племена и возникновение ислама: личность и судьба Мухаммеда, начало мусульманской эры – 622 год, Коран и исламское вероучение (представление о Боге и человеке, времени и пространстве). Арабские завоевания и образование Арабского халифата: причины и последствия. Создание исламской цивилизации  и ее культурное наследие: арабская письменность и литература (Омар Хайям), архитектура (мечеть Купол Скалы), своеобразие изобразительного искусства, научные открытия (Авиценна), торговые связи между различными цивилизациями Средневековья.

Крестовые походы: причины и последствия для Востока и Европы. Первый поход 1096-1099 гг. Возникновение духовно-рыцарских орденов. Обострение отношений католиков и православных в эпоху Крестовых походов. Проблема взаимоотношений разных цивилизаций.

Монгольские завоевания: причины, личность Чингисхана, последствия для всего мира.

Раздел 4.Особенности католической Европы. XXV века. (4 часа)

Экономическое развитие Западной Европы: улучшение сельского хозяйства (трехполье, рост урожаев), развитие ремесла и торговли (ярмарки, банки). Развитие средневековых городов Европы: ремесленные цеха и купеческие гильдии, защита частной собственности (римские законы), борьба за самоуправление и появление городов-республик.

Быт основных сословий. Крестьянская (соседская) община. Развитие феодальных отношений: борьба крестьян за ограничение повинностей

Положение католической церкви в Европе. Борьба Папы и императора за светскую и духовную власть. Ереси: причины популярности и борьба церкви с ними, инквизиции (признак кризиса европейского средневекового общества). Особенность странствующих монашеских орденов. Франциск Ассизский.

Духовный мир европейского средневекового человека и культурное наследие Средневековья: простонародная культура, поэзия трубадуров, появление университетов, появление экспериментальной науки, изобретение книгопечатания (ок.1455 г., И. Гутенберг); смена художественных стилей – романское искусство и готика (парижский собор Нотр-Дам).

Раздел 5. Страны католической Европы. XIXV века. (5 часов)

Преодоление раздробленности в Англии и во Франции, формирование сословно-представительных монархий («Великая хартия вольностей» - 1215 г., парламент, Генеральные штаты).  Столетняя война (1337-1453): причины, влияние на рост национального сознания, личность Жанны д’Арк, крестьянские восстания («жакерия» и УотаТайлера) – признак кризиса европейского средневекового общества. Образование централизованных государств в Англии и Франции.

Итальянское Возрождение: причины, основные черты, замена идей аскетизма на идеи гуманизма. Раздробленность в Священной Римской империи и гуситские войны.

Раздел 6. Судьбы средневековых цивилизаций. (6 часа)

Образование Османской империи и судьба православного мира (1453 г.). Культурное наследие позднесредневековой православной и исламской культуры. Формирование мира средневековой индийской цивилизации (страны, где соперничали и дополняли друг друга традиции индуизма, буддизма и ислама), ее культурное наследие. Формирование мира средневековой дальневосточной цивилизации (страны, где переплетались традиции конфуцианства, даосизма и буддизма), ее культурное наследие. Проблема рубежа окончания Средневековья: поиск европейцами пути на Восток, «доколумбова Америка» и ее открытие в 1492 году.

Российская история. Восхождение народов России на ступень цивилизации.

Раздел 7. Народы и государства на территории нашей страны в древности.(5часа)

Что изучает история России? История России – часть всемирной истории.

Заселение территории нашей страны: древнейшие люди (500 тыс. л.н.), охотники и собиратели ледниковой эпохи (40–35 тыс. л.н.).Потепление климата и формирование современных природных зон (тундры, леса, степи). Переход к оседлому земледелию и кочевому скотоводству. Народы, проживавшие на территории России до середины I тысячелетия до н.э.: племена индоевропейской языковой семьи, финно-угорской языковой группы, тюркской языковой группы. Первые очаги цивилизации на территории нашей страны: города-государства Северного Причерноморья, Скифское царство и другие.

Великое переселение народов и начало восхождения народов нашей страны на ступень цивилизации. Кочевые народы Степи и их государства: Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария. Распространение на территории современной России христианства, ислама, иудаизма.

Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество.

Раздел 8. Русь в IX–начало XII века.            (10 часов)

Переход восточных славян и их ближайших соседей на ступень цивилизации: складывание соседских общин и возникновение городов, князья, дружины, вече, дань. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности вдоль торгового пути «из варяг в греки». Проблема призвания варягов Рюрика. Образование Древнерусского государства (862 г., 882 г.), объединение севера и юга великим князем Олегом, упорядочение управления. Международные связи Руси (походы и договоры князей).

Владимир I (980-1015): личность в зеркале легенд, правление. Крещение Руси (988 г.): причины, ход, значение, становление Русской православной церкви. Сохранение двоеверия. Вхождение Руси в круг цивилизации православного мира.

Образование древнерусской народности. Общественный строй: бояре-вотчинники, зависимые люди, свободные общинники, горожане: быт разных слоев населения.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром (1019-1054): усобицы и канонизация Бориса и Глеба, культурное развитие, укрепление международного положения. Принятие «Русской правды» Ярославом и его сыновьями (1072 г.): замена первобытных обычаев (кровной мести) государственными законами. 

Проблема начала распада Древнерусского государства на уделы. Отношение Руси и жителей Степи (половцы). Личность Владимира Мономаха и Любечский съезд князей 1097 года.

Вопрос о соотношении христианства и язычества в древнерусской культуре: фольклор (былины), влияние Византии (православная литература и идеи, кириллица, правила изобразительного искусства). Письменность: летописи, «Повесть временных лет» Нестора. Живопись (иконы, мозаики, фрески) и зодчество (София Киевская и София Новгородская).

Раздел 9. Русь в середине XII–XIII веков.. (5 часов).

Государственная раздробленность Руси с начала XII века: причины, черты, последствия.  Выделение нескольких культурно-политических центров: Южная Русь, Юго-Западная Русь, Северо-Западная Русь, Северо-Восточная Русь. Культурный подъем в XII – начале XIII веков в разных русских землях: рост городов, каменное зодчество,изобразительное искусство, расцвет литературы («Слово о полку Игореве»).

Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская вечевая республика: особенности хозяйства, управления и культуры.

Раздел 10. Русские земли в середине XIII–XIV века. (7 часов)

Борьба против внешней агрессии в XIII веке и монгольское завоевание: империя Чингисхана, битва на Калке, поход Батыя на Русь 1237–1242 (причины поражения, последствия). Экспансия с Запада (причины). Александр Невский: личность в свете источников, Невская битва 1240 г. и Ледовое побоище 1242 г. Русь и Орда: установление зависимости (ханские ярлыки, уплата дани и т.д.).

Золотая Орда: укрепление государства, принятие ислама, культурный расцвет.Русь и Орда: торговое и культурное влияние.

Русь и Великое княжество Литовское: объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси. Разделение древнерусской народности на предков русских, украинцев и белорусов.

Пик раздробленности Северо-Восточной Руси. Восстановление хозяйства: крестьянский труд, вотчинные хозяйства князей, бояр и монастырей, восстановление городов. Начало объединения русских земель: борьба Москвы и Твери. Иван Калита (1325–1340): противоречивость поступков и значение для возвышения Москвы.

Роль церкви в общественной жизни Руси и Сергий Радонежский: основание Троицкого монастыря и значение духовного подвига. Дмитрий Донской (1359–1389 гг.): особенности личности, вклад в объединение Руси. Куликовская битва (1380 г.): причины, ход, значение для Руси и русского народа. 

Возрождение русской культуры в XIVXV веках: памятники литературы времен борьбы с Ордой, каменное зодчество, идеи творчества Феофана Грека и Андрея Рублева (икона «Троица»).

Раздел 11. Формирование единого  Русского государства. XV– начало XVI века.

 (11 часов).

Противостояние Руси и Орды: распри в Московском княжестве, распад Золотой Орды (с 1420-х годов) и образование самостоятельных татарских ханств – Крымского, Казанского и т.д. 

Иван III (1462–1505): черты личности и значение правления для судьбы страны.  Свержение золотоордынского ига: 1480 г. – Стояние на реке Угре. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: причины, значение присоединения Новгорода (1478 г.), завершение процесса при Василии III.

Вопрос о месте России среди средневековых цивилизаций Востока и Запада. Становление органов власти и государственных порядков Российского государства: Судебник 1497 года, власть государя, Боярская дума, зарождение приказов, местничество, государево тягло, роль православной церкви. Теория «Москва – третий Рим».Государственная символика России (герб,Московский Кремль)

Формы землевладения: вотчины и поместья. Оброки и барщина, Юрьев день. Слои населения (бояре, дворяне, крестьяне и другие).

Формирование культуры Российского государства: проблема переплетения русских и византийских, европейских и восточных традиций.

 

 

 

 

 

 

3. Тематическое планирование

Название разделов

6 класс

Вводная. Рубеж Древности и Средневековья.

2

Раздел 1. Запад христианского мира. V–X века.

4

Раздел 2. Восток христианского мира. V-XII века.

3

Раздел 3. Пророки и завоеватели Востока. VII-XIII века

6

Раздел 4.Особенности католической Европы. XXV века.

4

Раздел 5. Страны католической Европы. XIXV века.

5

Раздел 6. Судьбы средневековых цивилизаций.

6

Раздел 7.  Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

Раздел 8.  Русь в IX–начало XII века .

10

Раздел 9.  Русь в середине XII–XIII веков .

5

Раздел10 Русские земли в середине XIII–XIV века.

7

Раздел 11.  Формирование единого  Русского государства. XV– начало XVI в.

11

Итого

68

 

 

 

 

Приложение №1 к рабочей программе.

 Календарно-тематический план по истории на 2016 – 2017 уч. год.

Наименование разделов и тем

 

примечание

Дата проведеня

План

Факт

 

I триместр

 

 

 

1

Введение: что такое история Средних веков.

 

02.09

 

2

Рубеж древности и средневековья.

 

06.09

 

 Раздел 1    Запад христианского мира V–X века. (4 часа)

3

От варварских королевств к империи Карла Великого

 

09.09

 

4

Рождение феодальной Европы

 

13.09

 

5

Феодальная раздробленность

 

16.09

 

6

Практическая работа №1: Времена викингов

 

20.09

 

 Раздел 2.Восток христианского мира. V–XII века. (3 часа)

7

Византийская империя

 

23.09

 

8

Государства славян и кочевников

 

27.09

 

9

Раскол христианского мира

 

30.09

 

 Раздел 3.Пророки и завоеватели Востока. VII–XIII века    ( 6 часов)

10

Свет ислама

 

04.10

 

11

Рождение исламского мира

 

07.10

 

12

Практическая работа №2:«Общий взгляд на возникновение средневековых цивилизаций».

 

11.10

 

13

Крестовые походы

 

14.10

 

14

Монгольские завоевания

 

18.10

 

15

Контрольная работа №1 по теме: «Рождение средневековых цивилизаций»

 

21.10

 

 Раздел 4.Особенности Католической Европы. X–XV века. (4 часа)

16

Города Европы

 

25.10

 

17

Практическая работа №3: Культура католического мира

 

28.10

 

18

Сила католической церкви

 

08.11

 

 

II триместр

 

 

 

19

Феодальный мир

 

11.11

 

 Раздел 5.Страны Католической Европы. XI–XV века  ( 5 часов)

20

Раздробленность в Англии и Франции

 

15.11

 

21

Столетняя война

 

18.11

 

22

Централизация Англии и Франции

 

22.11

 

23

Итальянское Возрождение

 

25.11

 

24

Практическая работа №4: Границы Священной империи

 

29.11

 

 Раздел 6.Судьбы средневековых цивилизаций     ( 6 часов)

25

Рубежи православия и ислама

 

02.12

 

26

Индийская средневековая цивилизация

 

06.12

 

27

Контрольная работа №2 по теме:   Судьбы средневековых цивилизаций

 

09.12

 

28

Дальневосточный мир Китая и Японии

 

13.12

 

29

Где закончилось Средневековье?

 

16.12

 

30

Практическая работа №5: Обобщение   курсавсеобщей истории средних веков

 

20.12

 

   Раздел 7. Народы и государства на территории нашей страны в древности. (5 часов)

31

Введение. Наша родина – Россия.

 

23.12

 

32

Этапы развития человеческой цивилизации

 

27.12

 

33

Древние люди и их стоянки на территории современной России.

 

30.12

 

34

Образование первых государств

 

10.01

 

35

Восточные славяне и их соседи.

 

13.01

 

Раздел 8    Русь в IX–начало XII века  ( 10 часов )

36

Первые известия о Руси.

 

17.01

 

37

 Управление славянским племенем.

 

20.01

 

38

Становление Древнерусского государства

 

24.01

 

39

 Древнерусское государство при первых князьях

 

27.01

 

40

Князь Владимир и крещение Руси

 

31.01

 

41

Жители Древнерусского государства

 

03.02

 

42

Расцвет Руси при Ярославе Мудром

 

07.02

 

43

Русь при наследниках Ярослава Мудрого.

 

10.02

 

44

Практическая работа №6:  Культура Древней Руси

 

14.02

 

 

III триместр

 

 

 

45

Начало распада Древнерусского государства

 

24.02

 

Раздел 9.Русь в середине XII–XIII веков. ( 5 часов )

46

Раздробленность русских земель

 

28.02

 

47

Владимиро-Суздальское княжество

 

03.03

 

48

Господин Великий Новгород

 

07.03

 

49

Повторение по теме: «Общий взгляд на начало российской истории»

 

10.03

 

50

Контрольная работа №3 по теме: «Общий взгляд на начало российской истории»

 

14.03

 

Раздел 10. Русские земли в середине XIII–XIV века.     ( 7 часов )

51

Монгольская империя и изменение политической карты мира.

 

17.03

 

52

Батыево нашествие на Русь

 

21.03

 

53

Золотая Орда

 

24.03

 

54

Великое княжество Литовское и Русское

 

28.03

 

55

Усиление Московского княжества

 

31.03

 

56

Собирание Руси вокруг Москвы

 

11.04

 

57

Практическая работа №7:Возрождение Русской культуры

 

14.04

 

 Раздел 11. Формирование единого  Русского государства. XV– начало XVI века. ( 11 часов ).

58

Русские земли на политичской карте Европы и мира в начале 15 века.

 

18.04

 

59

Московское княжество в первой половине 15 века.

 

21.04

 

60

Распад Золотой Орды

 

25.04

 

61

Московское государство и его соседи.

 

28.04

 

62

Практическая работа №8: Общественный строй России 15-16 вв

 

02.05

 

63

Жители Российского государства

 

05.05

 

64

Практическая работа №9: Культура Российского государства.

 

12.05

 

65

Повторение по теме: «Общий взгляд на российское Средневековье»

 

16.05

 

66

Контрольная работа №4 по теме: «Общий взгляд на российское Средневековье»

 

19.05

 

67

Формирование культурного пространства единого Российского государства.

 

23.05

 

68

 Общий взгляд на историю Средневековья.

 

26.05

 

                                                                 

 

 

 

 

 

Приложение №2 к рабочей программе.

Название разделов

Количество

часов

Контрольные работы

Практические работы

Вводная. Рубеж Древности и Средневековья.

2

 

 

Раздел 1. Запад христианского мира. V–X века.

4

 

1

Раздел 2. Восток христианского мира. V-XII века.

3

 

 

Раздел 3. Пророки и завоеватели Востока. VII-XIII века

6

1

1

Раздел 4.Особенности католической Европы. XXV века.

4

 

1

Раздел 5. Страны католической Европы. XIXV века.

5

 

1

Раздел 6. Судьбы средневековых цивилизаций.

6

1

1

Раздел 7.  Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

 

 

Раздел 8.  Русь в IX–начало XII века .

10

 

1

Раздел 9.  Русь в середине XII–XIII веков .

5

1

 

Раздел10 Русские земли в середине XIII–XIV века.

7

 

1

Раздел 11.  Формирование единого  Русского государства. XV– начало XVI в.

11

1

2

Итого

68

4

9

 

 

Контроль обученности по предмету.

 

 

Запланированный контроль

1 тр.

 

2 тр.

 

3 тр.

 

год

1

 

Контрольная работа

1

 

1

 

2

 

4

2

 

Практическая работа

3

 

3

 

3

 

9

 

Распределение часов на учебный год.

Кол – во часов в неделю

Всего в год

1 тр.

2 тр.

3 тр.

2

68

18

26

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3 к рабочей программе по истории 6 класс.

 Контрольная работа № 3 Общий взгляд на начало древнерусской истории

 «Древнерусское государство в IX-первой половине XII в.»

1Вариант

А1. Кто правил в Древнерусском государстве позже других?

1.        Святослав                        Игорь                              Олег       4.Владимир Мономах                          

А2. Какой князь считается родоначальником династии русских князей?

1.        Аскольд                           Кий                                Дир      4.Рюрик                      

А3. Что свидетельствовало о появлении Древнерусского государства у  славян?

        1. появление законодательства  2. усиление роли старейшин 3. создание "Повести временных лет"  4. появление религиозных верований

А4. Какая задача стояла перед Древнерусским государством?

        1. прекращение контактов с другими странами 2. предоставление всем крестьянам-общинникам земельных наделов

        3. усиление власти старейшин 4. обеспечение первенства Руси на важнейших торговых путях

А5. О чем свидетельствовало появление в Древнерусском государстве вотчинного землевладения?

        1. о сохранении родоплеменных отношени  2. о складывании феодальных отношений

        3. о переходе славян к земледелию и скотоводству 4. о распространении христианства

А6. Стремление укрепить государственную власть заставило князя Владимира Святославовича:

        1. учредить погосты и урок 2. принять христианство  3. создать Русскую Правду  4. убить киевских князей Аскольда и Дира

А7. Когда произошли события, описанные в отрывке из летописи?

И собрались в Любече для устроения мира. И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою…» и на этом целовали крест: «если кто пойдет на кого (войной), то на того будем все…» и принеся клятву, разошлись восвояси.

          1. в 862 г.                      2. в 882 г.                   3. в 988 г. 4. в 1097 г.

А9. Как назывались крупные племенные союзы восточных славян?

         1. варяги                         4. Древлян  2. поляне                        5. Вятичи    3. печенеги

А10. Кто относится к категории зависимого населения Древнерусского государства?

          1. вотчинники               4. закупы 2. холопы                        5. рядовичи 3. дружинники

В1. Продолжите логический ряд и укажите недостающее имя.

         «Поучение детям» - Владимир Мономах «Слово о законе и благодати» - Илларион

         «Повесть временных лет» - _______________________

В2. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.

Имя князя

Характеристика

1. Олег

 

2. Игорь

3. Владимир Мономах

А. Нанес половцам сокрушительное поражение, принял новый свод законов «Устав», который облегчил положение зависимого населения на Руси

Б. Объединил Киев и Новгород под своей властью, совершил несколько успешных походов против Византии

В. Совершил неудачный поход против Византии, убит древлянами

В3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.                      

Термин

Определение

1. бортничество

2. погост

3. полюдье

А. Сбор дани

Б. Сбор меда диких пчел

В. Место сбора дани

  Вариант 2

 

1. В период формирования Древнерусского государства в VI-VIII в.:

1)        Восточные славяне были язычниками  2. Главным занятием восточных славян были охота и собирательство

3          Восточные славяне  жили родовыми общинами 4. Племена восточных славян жили по берегам рек Волги и Дона

А2. Что стало результатом приглашения на княжение варяжского князя?

1)        В Новгороде началось правление династии Рюриковиче 2. На Русь пришло христианство

2)        Завершилось образование Древнерусского государства

3)        У славян появилось первое письменное законодательство

А3. С именем какого князя связаны разгром Хазарского каганата и организация военных походов на Балканы:

1)        Святослава   Владимира Мономаха      Владимира Святого      4.Ярослава Мудрого

А4. Каково было последствие принятия христианства?

1.Ослабление княжеской власти              2.Создание государства у  восточных славян

3.Укрепление международного авторитета Руси 4.Возникновение феодальной раздробленности

А5. О деятельности какого князя идет речь в отрывке из документа?

Заложил … город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и … монастыри появляться.

1)        Игоря    Рюрика    Ярослава Мудрого            4.Святослава

А6. Когда состоялся съезд князей  в Любече, постановивший «каждый держит вотчину свою»?

Каково было последствие принятия христианства?

1)        в 882 г.        в 988 г.      в 1097 г.                 4.в 1147 г.

А7. Почему росло число княжеств на Руси XII-начале XIII вв.?

1)        в результате освоения новых земель увеличилась территория2. на княжеский престол стало претендовать местное боярство

2)        наступил период феодальной раздробленности          4. участились набеги половцев

А8. Об устройстве какой земли говорится в отрывке из сочинения русского историка?

Вопросы, подлежащие обсуждению веча, предлагались ему князем или высшими сановниками, степенным посадником либо тысяцким. Вече ведало всю область законодательства, все вопросы внешней политики и внутреннего устройства, а также суд по политическим и другим важнейшим преступлениям… Вече постановляло новые законы, приглашало князя или изгоняло его… решало вопрос о войне и мире.

1)        Киевской         Московской         Новгородской                 4.Владимиро-Суздальской

В1. Продолжите логический ряд и укажите недостающее имя.

         «Поучение детям» -     «Слово о законе и благодати» - Илларион  «Повесть временных лет» -  Нестор

В2. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.

Имя князя

Характеристика

1.   Игорь

2.   Олег

3. Владимир Мономах

4. Святослав

А. Нанес половцам сокрушительное поражение, принял новый свод законов «Устав», который облегчил положение зависимого населения на Руси

Б. Объединил Киев и Новгород под своей властью, совершил несколько успешных походов против Византии

В. Совершил неудачный поход против Византии, убит древлянами

 

 

контрольная работа №4

Общий взгляд на российское  средневековье

А1. К В период формирования Древнерусского государства в VI-VIII в.:

4          Восточные славяне были язычниками Главным занятием восточных славян были охота и собирательство

5          Восточные славяне  жили родовыми общинами Племена восточных славян жили по берегам рек Волги и Дона

А2. Что стало результатом приглашения на княжение варяжского князя?

4)        В Новгороде началось правление династии Рюриковичей        На Русь пришло христианство

5)        Завершилось образование Древнерусского государства У славян появилось первое письменное законодательство

А3. С именем какого князя связаны разгром Хазарского каганата и организация военных походов на Балканы:

2)        Святослава       Владимира Мономаха       Владимира Святого                4.Ярослава Мудрого

А4. Каково было последствие принятия христианства?

1)        Ослабление княжеской власти    Создание государства у  восточных славян

2)        Укрепление международного авторитета Руси   Возникновение феодальной раздробленности

А5. О деятельности какого князя идет речь в отрывке из документа?

Заложил … город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и … монастыри появляться.

2)        Игоря        Рюрика        Ярослава Мудрого                4.Святослава

А6. Когда состоялся съезд князей  в Любече, постановивший «каждый держит вотчину свою»?

Каково было последствие принятия христианства?

2)        в 882 г.    988 г.                  в 1097 г.                  4. в 1147 г.

А7. Почему росло число княжеств на Руси XII-начале XIII вв.?

3)        в результате освоения новых земель увеличилась территория на княжеский престол стало претендовать местное боярство

4)        наступил период феодальной раздробленности  участились набеги половцев

А8. Об устройстве какой земли говорится в отрывке из сочинения русского историка?

Вопросы, подлежащие обсуждению веча, предлагались ему князем или высшими сановниками, степенным посадником либо тысяцким. Вече ведало всю область законодательства, все вопросы внешней политики и внутреннего устройства, а также суд по политическим и другим важнейшим преступлениям… Вече постановляло новые законы, приглашало князя или изгоняло его… решало вопрос о войне и мире.

2)        Киевской     Московской       Новгородской               4.Владимиро-Суздальской

А9. В Куликовской битве, в отличие от Ледового побоища, русское войско:

1)        одержало победу    3. сражалось с монголо-татарами      4.  возглавлял Иван III

2)        сражалось с войсками Великого княжества Литовского

А10. Как называли ордынских сборщиков дани в русских княжествах?

1)        баскаками  2. смердами     3.наместниками        4.тысяцкими

А11. В чем состояло значение правления Ивана Калиты?

1)        он уничтожил зависимость русских земель от Золотой Орды

2)        он завершил процесс объединения русских земель

3)        он обезопасил Московское княжество от набегов ордынцев

4)        он построил белокаменный Московский Кремль

А12. Что произошло в результате объединения русских земель?

1)        расширение торговых связей между областями

2)        увеличение числа удельных княжеств

3)        развитие натурального хозяйства

4)        переход от присваивающего к производящему хозяйству

А13. Судебник Ивана III, в отличие от Русской  Правды:

1)        вводил за наиболее тяжкие преступления кровную месть

2)        ограничивал право перехода крестьян Юрьевым днем

3)        устанавливал республиканскую форму правления

4)        закреплял неравенство

А14. Иконописцам были:

1)        Нестор и Илларион  Афанасий Никитин и Аристотель Фиорованти

2)        Андрей Рублев и Феофан Гре      Пересвет и Ослабю

В1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Категория населения

Определение

1.                                        рядовичи

  2. дружинники

3. дворцовые крестьяне

А. зависимые крестьяне, проживающие на землях великого князя

Б. воины вооруженных отрядов князей

В. лица в Древнерусском государстве, служившие феодалам по договору

В2. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Понятие

Определение

2.                                        вотчина

  2. поместье

3. слобода

А. часть города, населенная людьми сходных профессий

Б. земельное владение, даваемое за военную и государственную службу, без права продажи, обмена и наследования

В. наследственное земельное владение феодала

В3. Продолжите логический ряд и укажите недостающее название

       Александр Ярославович – река Нева Дмитрий Иванович – река Дон           Иван III  - река ______________

В4. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.

Исторический период

событие

1.                                            1. становление и расцвет Древнерусского государства

2. период феодальной раздробленности

3. становление централизованного государства

А. призвание варягов на Русь

Б. учреждение пожилого

В. нашествие хана Батыя

В5. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Учтите, что одно из понятий лишнее.

А. Вече Б. Киевская Русь В. Князь Г. Первобытно-общинный Д. Российское централизованное государство Е. Феодальная раздробленность Ж. Феодальная республика З. Феодальный

К IX в. на Руси сформировался (1) ______ строй. Богатых людей уже не удовлетворял сложившийся в племенах порядок управления, так как он не мог обеспечить охрану их имущества и создать условия для его приумножения. Первое государство восточных славян получило название (2) ______. Верховная власть в нем принадлежала (3) __________ .

В начале XII в. прозвучал и был узаконен новый лозунг: «каждый держит вотчину свою». Это знаменовало начало (4) __________ . Формы политического устройства в русских землях в этот период были самыми разнообразными: от феодальной монархии до существующего в Новгороде и Пскове (5) ___________ . Верховная власть в этих городах принадлежала (6) ____________.

Позднее ведущее место среди городов Руси заняла Москва. Она возглавила борьбу за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. В результате активной политики московских князей в XVI в. завершился процесс образования (7) ____________ .

 

 

ъКонтрольная работа № 2

Судьбы средневековых цивилизаций

I вариант 

1. Объединение ремесленников в средневековых городах Европы называлось:


а) гильдией;

б) орденом;

в) цехом.


2. Карл Великий был:

а) императором Франкского государства;             б) королём Англии;

в) императором Западной Римской империи.

3.Храм Святой Софии в Константинополе был построен по приказу:

        а) Прокопия Кесарийского  б) Юстиниана    в)Велисария   г)Феодоры

4. Феод в средневековой Европе - это:

а) земельное владение, которое давалось за военную службу;

б) натуральный оброк, отдаваемый крестьянином феодалу;

в) обязанность крестьянина работать на поле феодала.

5. Братья Кирилл и Мефодий         были:

а) легендарными основателями Рима;     б) болгарскими князьями-мучениками;

в) первыми славянскими просветителями.

6. Пророк, возвестивший арабам о существовании единого бога Аллаха:

       а)Моисей     б) Мухаммед      в)Джабраил

7.  Путешествие к святым местам с целью поклонения  святыням:

         а) шариат   б) Коран   в) паломничество   г) мечеть

8. В крестовые походы отправлялись:

а) римские священники для обращения германцев-язычников в христианство;

б) первые христиане для распространения своей веры в Римской империи;

в) европейские рыцари и простолюдины для освобождения Святой земли.

9. Жакерия - это:

а) Столетняя война между Англией и Францией;       б) восстание УотаТайлера;

в) восстание французских крестьян в ходе Столетней войны;  г) война Алой и Белой Розы.

10. Верденский договор (843 г.) закрепил:

а) принятие франками христианства;       б) создание Франкской империи;

в) распад Франкской империи.

11. Соотнесите событие и исторических деятелей:

а) Ян Гус;

1. Папа Римский, призвавший близ  г. Клермона верующих  в поход, чтобы освободить от мусульман Святую землю;

б) Людовик XI;

2. Король Англии, победитель битвы при Гастингсе, при нем королевская власть усилилась;

в)Вильгельм Завоеватель;

3. Чешский  священник-проповедник, выступавший против засилья католической церкви

г) Урбан II.

4. Король Франции, объединивший под своей властью страну, сумел подчинить себе  владения крупных сеньоров

12. Кому принадлежат слова? С каким историческим событием они связаны?

 «Если вы, король Англии, не сделаете так, то я беру на себя руководство войной и, где бы ни настигла ваших людей во Франции, я заставлю их уйти волею или неволею… Я послана сюда Богом, небесным королем… чтобы выгнать вас из всей Франции…» __________________

13. Соотнесите понятие и определение:

а) барщина;

1. Группа людей, обладающих закреплёнными  законом  и предаваемыми по наследству правами и обязанностями

б) натуральное хозяйство

2. Человек, который был противником господствующего  вероучения  церкви

в) сословие

3. Принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала;

г) еретик

4. Централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.

д)сословная монархия.

5. Хозяйство, в котором продукты и вещи производятся  не для продажи, а для собственного потребления

14. Соотнесите даты и события:

1. Жакерия во Франции

а)863 г.                       

2. Возникновеник английского парламента

б)800 г

3.Провозглашение Карла Великого императором

в)1054 г.                     

4.Создание Кириллом и  Мефодием  славянской письменности

г)1265г

5. Окончание Столетней войны

д)1358г                       

6. Восстание УотаТайлера

е)1381г                

7.Разделение христианской церкви на западную и восточную

ж)1453

15. Соотнесите термин и его определение:

а)Генеральные штаты

1. Орган сословно-представительной монархии, впервые созванный в 1265 году

б) Парламент

2.Королевский документ, где были записаны результаты переписи населения

в) «Великая хартия вольностей»

3.Форма правления при которой власть передаётся по наследству

г)«Книга страшного суда»

4.Орган сословно-представительной монархии, созванный в 1302 г и состоящий из трёх палат

д) монархия

5. Подписанный в 1215 году королём Иоанном Безземельным документ, ограничивающий произвол королей.

16. Прочитайте два отрывка из "Капитулярия о поместьях"- феодального указа, составленного, по мнению ряда историков, в эпоху Карла Великого и  определите, какой из фрагментов имеет отношение  к:                    1.барщине                                     2. оброку

а) Из постного ежегодно посылать для нашего стола: овощи, рыбу, сыр, масло, мёд, горчицу,  уксус, пшено, просо, зелень, сушёную и свежую, редьку и ещё репу, воск, мыло и прочую мелочь...

б) Чтобы давильни в поместьях наших хорошо были устроены, и о том должны заботиться     управляющие, чтобы виноград наш никто давить  ногами не смел, но всё должно быть опрятно и по чести

   17.Прочитайте историю и напишите  о ком или о чём идёт речь: « На своей земле, которой я владею по праву, я требую выполнять все мои распоряжения!- гневно воскрикнул  Ричард. Староста деревни Томас  низко поклонился: «Сегодня же всё будет отремонтировано, господин!»»

    Ричард ____________ (выберите из списка: монарх, сеньор, феодал,  вассал, Папа римский, зависимый крестьянин)

    Томас______________(выберите из списка: монарх, сеньор, феодал,  вассал, Папа римский, зависимый крестьянин)

18. Прочитайте историю и напишите  о ком или о чём идёт речь: «В минуты затишья слышались громкие восклицания герольдов: « Сражайтесь, храбрые рыцари, наилучшая награда ожидает вас, ибо прекрасные очи дам взирают на ваши подвиги!»» ___________________________________________________________________


II вариант 

1. Земельное владение, которое давалось за военную службу, называлось:


          а) гильдией;

б) феод;         в) цех;         г) оброк    


2. Юстиниан   был:

а) императором Франкского государства;           б) королём Англии;

в) императором Византийской империи.

3. Цех  в средневековой Европе - это:

а) объединение ремесленников в средневековых городах Европы;

б) натуральный оброк, отдаваемый крестьянином феодалу;

в) обязанность крестьянина работать на поле феодала.

4. Кто создал славянскую азбуку?

А) Симеон             б) Кирилл                 в) Болеслав

5. Ислам возник: а) в 5 веке     б) в 7 веке      в) в 11 веке        г) в 6 веке

6. Священная книга мусульман:

      а) Кааба      б) Коран        в) Мекка       г)имам

7. Датой образования империи Карла Великого считается:   а) 751г     б) 756г    в) 800г

8. В крестовые походы отправлялись:

а) римские священники для обращения германцев-язычников в христианство;

б) первые христиане для распространения своей веры в Римской империи;

в) европейские рыцари и простолюдины для освобождения Святой земли.

9. Жакерия - это:

а) Столетняя война между Англией и Францией;          б) восстание УотаТайлера;

в) восстание французских крестьян в ходе Столетней войны;  

г) война Алой и Белой Розы.

10. Верденский договор (843 г.) закрепил:

а) принятие франками христианства;      б) создание Франкской империи;

в) распад Франкской империи.

11. Соотнесите событие и исторических деятелей:

а) Жанна д Арк;

1. Король Англии, завершивший 30-летнюю междоусобную династическую войну Белой и Алой розы.

б) Людовик XI;

2. Имя Орлеанской девы, поднявшей народ на войну за освобождение своей родины.

в) Генрих VII Тюдор

3. Жена двух королей: Франции и Англии

г) АлиенораАквитанская

4. Король Франции, объединивший под своей властью страну, сумел подчинить себе  владения крупных сеньоров


12.Кому принадлежат слова? С каким историческим событием они связаны?

 «Предпримите путь ко Гробу Святому; исторгните ту землю у нечестного народа и подчините ее себе…  Пусть вступят в справедливый бой, который даст в изобилии добычу... В случае кончины на сухом пути, или на море, или в бою, да будет отпущение грехов!» ____________________________

13. Соотнесите понятие и определение:

а) раздробленность

1. Передававшаяся по наследству должность королевского слуги, ведавшего казной и управляющего Франкским государством при последних Меровингах;

б) майордом

2.Период в истории средневекового  государства, когда оно делилось на разобщённые владения, а стоящие во главе их сеньоры мало считались с королём;

В) сословие

3.Платеж зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами

Г) инквизиция

4. Группа людей, обладающих закреплёнными  законом  и предаваемыми по наследству правами и обязанностями

Д) оброк

5. Суд католической церкви, занимавшейся преследованием еретиков

14. Соотнесите даты и события:

1.Окончание Столетней войны

а)863 г.                       

2.Восстание УотаТайлера

б)800 г

3.Провозглашение Карла Великого императором

в)1054 г.                     

4.Создание Кириллом и  Мефодием  славянской письменности

г)1265г

5.Жакерия во Франции

д)1358г                       

6.Возникновеник английского парламента

е)1381г                

7.Разделение христианской церкви на западную и восточную

ж)1453

15. Соотнесите термин и его определение:

а)Генеральные штаты

1. Орган сословно-представительной монархии, впервые созванный в 1265 году

б) Парламент

2.Королевский документ, где были записаны результаты переписи населения

в) «Великая хартия вольностей»

3.Форма правления при которой власть передаётся по наследству

г) «Книга страшного суда»

4.Орган сословно-представительной монархии, созванный в 1302 г и состоящий из трёх палат

д) монархия

5. Подписанный в 1215 году королём Иоанном Безземельным документ, ограничивающий произвол королей.

16. Определите,  к какому сословию относятся люди:

1.«Молящиеся»

а) аббат          б) герцог         в)деревенский кузнец 

г) Папа римский    д)епископ   е)рыцарь    ж) монах    з)свободная крестьянка  и) граф 

к) лично зависимый крестьянин       л) ремесленник

2.«Воюющие»

3.«Работающие»

17. Прочитайте историю и напишите, о ком или о чём идет речь:

«Барон Карл принял ветвь  дерева и сказал: «С этого времени я буду служить  графу Вильгельму и никому более….»»

Карл _________________ (выберите из списка: монарх, сеньор, вассал, Папа римский, зависимый крестьянин).

Вильгельм ____________________(выберите из списка: монарх, сеньор, вассал, Папа римский, зависимый крестьянин).

18. Прочитайте историю и напишите, о ком или о чём идет речь: «Раздался в церкви голос Ланселота: «В присутствии господа моего и государя клянусь, что будет мой меч прибежищем слабого  и не стану я поднимать его за неправду…»  подвели рыцари Ланселота к Артуру,  и опустился Ланселот на колени. Артур  вынул свой меч  и ударил его по плечу плашмя»  ____________________________

 


Итоговый тест по курсу истории средних веков.

1 вариант.

1. Когда происходило Великое переселение народов?

а) IV-VIIвв.                б) III-IVвв.        в) 1-IIвв.

2. Каковы причины Великого переселения народов?

а)        вторжение кочевников из глубины Азии     в) истощение земли

б)       завоевания римлян                             г) перенаселение

3.  В каком году Карл Великий был провозглашен императором?

а) в 800 году    б) в 500 году       в) в 395 году       г) в 732 году

4. Какие территории входили в состав Византии?

а)       Балканский полуостров. Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, часть Закавказья

б)       Балканский полуостров, Северная Африка, Испания

в)       Северная и Южная Америка

5. На каком полуострове издавна жили арабы?

а)      Апеннинскомб) Балканскомв) Аравийском

6.   В каком веке в Европе происходит активное появление новых городов?

a) IX-X                          б) X-XI                    в) XI-XII

7. Где появлялись города?

а)       на пересечении торговых путей

б)       у мостов и морских гаваней

в)        у стен больших монастырей и замков феодала

г)        верно все, ч го указано под а), б), в)

8. Почему начались Крестовые походы?

а)    стремление участников походов освободить Святую Землю

б)    стремление участников познакомиться с традициями стран Востока

в)    стремление открыть новые торговые пути

9. Кто участвовал в Крестовых походах?

а) крестьяне и горожане               б) крупные феодалы

в) рыцари                                       г) духовенство

д) все, что перечислено под а), б), в), г)

10.       Когда крестоносцы взяли Иерусалим?

а) 1147 г.                  б) 1099 г.          в) 1242 г

11. Как называется государство, имеющее: единую власть короля, еди­ные законы, налоги, армию?

а)  объединенное

б)       централизованное

в)       демократическое

12.      Когда началась Столетняя война?

а) в 1337 г                      б) в 1300 г.                 в) в 1303 г.

13.        Кто возглавил восставших крестьян во время «Жакерии»?

а) ГильомКаль               б) Жак-простак         в) Эдуард Исповедник

14.        Как назывался орган сословного представительства во Франции?

а) Парламент    б) Генеральные штаты     в) Сейм      г) Кортес

15. Каков главный итог Столетней войны?

а)       было подавлено восстание крестьян под названием «Жакерия»

б)       была остановлена война Алой и Белой розы

в)       Франция отстояла свою независимость

16. Кто такой патриот?

а)       человек, любящий свою Родину

б)      человек, борющийся с деятельностью церкви

в)      человек, не отказывающийся от  своих идей

17.        Где изначально образовалось Османское государство?

а)      на северо-западе Малой Азии

б)      на юге Малой Азии

в)       на востоке Балканского полуострова

18.  Когда появилась первая печатная книга, сделанная Иоганном Гу­тенбергом?

а) в 1430 г                  б) в 1450 г            в) в 1440 г

19. Знаменитый поэт, деятель раннего Возрождения в Италии:

а)      Данте Алигьериб)Джордано Бруно

в)      Леонардо да Винчи   г)Франческо Петрарка

20.        Какие две реки соединил Великий канал?

а) Инд и Ганг   б) Янцзы и Хуанхэ    в) Тигр и Евфрат

 

 

 

 

 

 

Итоговый тест по курсу истории средних веков.

2 вариант.

1. Что называется Великим переселением народов?

а)       завоевания германцев под напором гуннов

б)      походы в «святую землю»

в)       переселение европейцев в Америку

2. Какие народы участвовали в Великом переселении?

а)        вандалы, вестготы, остготы, франки, англы, саксы

б)       римляне, греки, славяне         в) готы, славяне, турки

3. Какой город был столицей Византии?

а) Константинополь                 б) Рим                в) Иерусалим

4. Как называлась священная книга мусульман?

а)Библия                      б) Кааба               в) Коран

5.   Какова причина появления новых городов?

а)        ремесло отделилось от сельского хозяйства, развитие торговли

б)       укрепление феодального землевладения

в)       войны между государствами

6. Когда проходил первый Крестовый поход?

а) 1095-1098 гг.            б) 1094-1097 гг.        в) 1096-1099 гг.

7.Как называлось главное государство крестоносцев, созданное на по­бережье Сирии и Палестины?

а)    Иерусалимское королевствоб) Тевтонское государствов)    Тамплиерское королевство

8. Каковы итоги Крестовых походов?

а)      погибло много людейб)         разрушено много городов и насеченных пунктов

в)      оживилась торговля между Западом и Востокомг) верно все, что указано под а), б), в)

9. Что такое Реконкиста?

а)       движение за освобождение Иерусалима;

б)       движение за освобождение Византии,

в)       движение за освобождение Пиренейского полуострова,

г)       движение за создание Итальянского королевства.

10.     Что такое парламент?

а)      собрание представителей сословий: феодалов, чиновников, горожан

б)      собрание представителей сословий- феодалов, крестьян и ремесленников

в)      союз короля и церкви

11.        Когда началось восстание крестьян под названием Жакерия?

а) в 1358 г.                     б) в 1402 г.                 в) в 1357 i.

12.       Почему восставшие крестьяне Жакерии  потерпели поражение

а)      восстание не было подготовлено

б)      крестьяне не имели единой, четко обозначенной цели

в)      крестьяне были неорганизованны

г)       верно все, что указано под а), б), в)

13. Когда закончилась Столетняя война?

а) в 1453 г.                     б) в 1335 г               в) в 1385 г

14. Выберите признаки централизованного государства:

а)       подчинение всей страны единой централизованной власти – власти короля

б)       наличие постоянного войска

в)       установление единых налогов и законов

г)        верно только то, что указано под а) и б)

д)         верно а), б) и в)

15.        Когда началось восстание гуситов в Праге?

а)      в 1414 гб)          в 1400 гв)       в 1419 г

16.       В чем причины успехов турок-османов в XIV-XV вв.?

а)      у турок-османов была дисциплинированная и сильная армия

б)      армия турок-османов численно превышала армии европейских стран I

в)      их армия состояла из хорошо обученных наемников

г)       верно а) и б)

17. Как называли деятелей культуры Возрождения, которые верили в человека и его дела?

а)гуманистами             б)гуманоидами           в)гурманами

18.        Какие научные открытия были сделаны математиками Индии?

а)      вычисление площади фигурб)          вычисление объемов тел

в)       действия с дробямиг)  верно а), б), в)

19. Какие народы жили на территории доколумбовой Америки?

а)       инки, майя, англичанеб)         майя, ольмеки, папуасы

в)      ацтеки, майя, инки            г)американцы

20.        В каком веке на севере Индии образовался Делийский султанат?

а) в начале XIII века    б) в начале XII века    в) в начале XV век

Контрольный тест

 «Русь в начале XII-XIII вв.»

 

А1. Что означало выражение «Пусть каждый держит отчину свою»?

    1. прекращение междоусобиц

    2. право князей определять вероисповедание своих подданных

    3. прекращение совместных военных действий против половцев

    4. начало периода феодальной раздробленности

А2.  Когда начался период феодальной раздробленности на Руси?

1.      в X в.                 2.  в XI в.               3.  в XII в.                4. в XIII в.

А3. Что было характерно для  Владимиро-Суздальского княжества?

     1. сильная княжеская власть                          

     2. большая роль веча     

     3. национальная однородность населения

     4. зависимость от киевского княжества

А4.  В Новгородской земле, в отличие от Владимиро-Суздальской:

1.      существовала постоянная угроза вторжения половцев

2.      большинство населения было неграмотным

3.      природные условия благоприятствовали земледелию

4.      большую роль в политической жизни играло боярство

А5.  Каково было высшее должностное лицо в Новгороде?

1.      князь                    2. Владыка                3. Наместник                4. посадник

А6.  Где произошла первая встреча русских дружин с монголо-татарами?

1.      на реке Калке                              3. на реке Сити

2.      на реке Волге                              4. на берегах озера Ильмень

А7.  Какой город не был взят во время нашествия монголо-татар на Русь?

1.      Козельск                                      3. Рязань

2.      Новгород Великий                     4. Владимир

А8.  Что произошло в результате похода Батыя на Русь?

1.      русские земли вновь объединились под властью киевских князей

2.      границы Монгольской державы достигли берегов Адриатического моря

3.      русские земли были разорены

4.      на Руси начался период феодальной раздробленности

А9.  Какова была цель крестовых походов XII-XIII вв. в Прибалтику и Северо-Западную Русь?

1.      Освобождение Новгородской и Псковской земель от монголо-татар

2.      Завоевание новых земель и распространение католицизма

3.      Знакомство жителей Прибалтики с передовыми методами ведения хозяйства

4.      Восстановление торгового пути «из варяг в греки»

А10.  О каком сражении идет речь в отрывке из книги русского историка?

Была злая сеча, говорит летописец, льда на озере стало не видно, все покрылось кровию; русские гнали немцев по льду до берега на расстоянии семи верст, убили у них 500 человек, а чуди бесчисленное множество, взяли в плен 50 рыцарей.

1.      на реке Калке                   3. на Чудском озере

2.      на реке Неве                     4. на реке Сити

А11.  Каков был результат битв на реке Неве и Чудском озере?

1.      Русь захватила все побережье Балтийского моря

2.      было положено начало объединению русских земель

3.      было остановлено наступление монголо-татар

4.      было предотвращено распространение католицизма в русских землях

А12.  В чем проявилась политическая зависимость Руси от Золотой Орды?

1.      в участии русских князей в курултае

2.      в обязательном изучении монгольского языка

3.      в выдаче ордынцами русским князьям ярлыков на княжение

4.      в обязательном принятии ислама русскими людьми

А13.  Какое событие связано с именем Феофана Грека?

1.      строительство церкви Покрова на Нерли

2.      создание «Повести о Мамаевом побоище»

3.      строительство белокаменного Кремля

4.      написание Донской иконы Божьей Матери

 

В1. Крупное земельное владение, передаваемое по наследству, называлось ____________________

 

В2. Представитель Золотой Орды, который контролировал сбор дани, назывался _____________

 

В3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого

Понятие

Определение

1.      выход

2.      полюдье

3.      иго

А. вассальная зависимость Руси от хана Золотой Орды

Б. сбор князем дани

В. ежегодный платеж Орде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1  по теме:  Рождение средневековых цивилизации

Вариант 1

1. Когда происходило Великое переселение народов?а) IV-VIIвв.     б) III-IVвв.        в) I-Vвв.

2. Что называется Великим переселением народов?

а) завоевания германцев под напором гунновб) походы в «святую землю»

в)переселение европейцев в Америку

3. Каковы причины Великого переселения народов?

а) вторжение кочевников из глубины Азии     в) истощение земли

б) завоевания римлян                                      г) перенаселение

4.В каком году возникло государство у франков?

а) в 500 году                 б) в 395 году      в) в 410 году      г) в 486 году

5.Какое значение имело появление у франков писаных законов?

а) это способствовало укреплению порядка в государстве

б) это облегчило проведение военных смотров

в) это способствовало новым завоеваниям римлян

6. Кого называли «духовенством»?

а)язычниковб)служителей христианской церквив)племена франков

7.  В каком году Карл Великий был провозглашен императором?

а) в 800 году    б) в 500 году       в) в 395 году       г) в 732 году

8. В каком году перестала существовать империя Карла Великого?

а) в 843 году     б) в 800 году     в) в 962 году     г) в 500 году                                                            

9. Выберите один из признаков феодальной раздробленности:

а)   знать поддерживает короляб)       король обладает очень сильной властью

в)   феодалы не подчиняются королю

10.Кого называли норманнами?

а)северных германцевб) саксовв) южных германцевг)славян

11Чем знамениты братья Кирилл и Мефодий?

12. Кто такой Юстиниан?                                  13. Что произошло в 395 году?

 

Вариант 2

11. Где жили норманны?а)на Балканском полуостровеб) на Аппенинском полуострове   

в) в Скандинавииг) в Германии

12. Кого в средние века называли рыцарем?

а) владельцев поместий, несших военную службу

б) королевских приближенныхв) крупных феодалов

13. Чем занимались рыцари?

а)земледелиемб)военным деломв)постигали научные знанияг)ремеслом и торговлей

14. Для чего феодалы строили замки?

а) устраивать турнирыб) обороняться от враговв)заниматься соколиной охотой

15. Чем был вооружен рыцарь?

а) мечом, копьем, палицей, топоромб) косой, кольчугой, латами, забралом, конемг)верно а) и б)

  16. Как называется хозяйство феодала, где работают зависимые кре­стьяне?

а) городская усадьба     б) феодальная вотчина     в) феодальный замок

17.Как назывались принудительные обязанности крестьян?

а) повинностиб) налогив) штрафы                      г) взносы.

18.Чьи культурные достижения унаследовала Византия?

а) античного мира и стран Востокаб)древних римлян и гунновв)славян и скифов

19. На каком полуострове издавна жили арабы?а) Апеннинскомб)Балканскомв)Аравийском

20.Как называлась новая религия, которая объединила арабские пле­мена?

а)исламб)христианствов)буддизм

21.Кто стал основателем ислама?а) Иисус Христос  б) Моисей       в) Мухаммед

22.Как называлась священная книга мусульман?а)Библияб) Кааба   в) Коран

23. Что такое барщина?

24. Как представляли Землю жители средневековья?

25. Какой город был столицей Византии?

 

 

 

 

 

 


 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования к результатам обучения курса по истории

Требования к результатам обучения курса по истории

Познавательные Учащийся научится: · определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение…

Познавательные Учащийся научится: · определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение…

Папа Римский). Рождение феодализма, феодальных отношений: 1) между феодалами (условными землевладельцами) и зависимыми от них крестьянами (феодальные повинности); 2) внутри сословия феодалов между сеньорами и…

Папа Римский). Рождение феодализма, феодальных отношений: 1) между феодалами (условными землевладельцами) и зависимыми от них крестьянами (феодальные повинности); 2) внутри сословия феодалов между сеньорами и…

Проблема рубежа окончания Средневековья: поиск европейцами пути на

Проблема рубежа окончания Средневековья: поиск европейцами пути на

Русь и Великое княжество Литовское: объединение литовскими князьями западных и южных земель

Русь и Великое княжество Литовское: объединение литовскими князьями западных и южных земель

Приложение №1 к рабочей программе

Приложение №1 к рабочей программе

Раздел 8 Русь в IX–начало

Раздел 8 Русь в IX–начало

Приложение №2 к рабочей программе

Приложение №2 к рабочей программе

Приложение №3 к рабочей программе по истории 6 класс

Приложение №3 к рабочей программе по истории 6 класс

Игорь 2. Олег 3. Владимир

Игорь 2. Олег 3. Владимир

Пскове (5) ___________ . Верховная власть в этих городах принадлежала (6) ____________

Пскове (5) ___________ . Верховная власть в этих городах принадлежала (6) ____________

Хозяйство, в котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления 14

Хозяйство, в котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления 14

II вариант 1. Земельное владение, которое давалось за военную службу, называлось: а) гильдией; б) феод; в) цех; г) оброк 2

II вариант 1. Земельное владение, которое давалось за военную службу, называлось: а) гильдией; б) феод; в) цех; г) оброк 2

Жакерия во Франции д)1358г 6

Жакерия во Франции д)1358г 6

Итоговый тест по курсу истории средних веков

Итоговый тест по курсу истории средних веков

Данте Алигьери б) Джордано Бруно в)

Данте Алигьери б) Джордано Бруно в)

Когда началось восстание гуситов в

Когда началось восстание гуситов в

Завоевание новых земель и распространение католицизма 2

Завоевание новых земель и распространение католицизма 2

Контрольная работа №1 по теме:

Контрольная работа №1 по теме:

Рабочая программа

Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020