Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
docx
04.03.2020
Рабочая программа
ОДНК НР 5-6 класс.docx

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

    В  соответствии  с  федеральным  государственным  стандартом  основного  общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных  и  предметных  результатов  освоения  основной  образовательной программы.

Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

·         Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.

·         Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

·         Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

·         Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.

·         Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

            Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.

Метапредметные  результаты  определяют  круг  универсальных  учебных действий  разного  типа  (познавательные,  коммуникативные,  рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

•  владение  коммуникативной  деятельностью,  активное  и  адекватное использование  речевых  средств  для  решения  задач  общения  с  учетом особенностей  собеседников  и  ситуации  общения  (готовность  слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения,  оценивать  события,  изложенные  в  текстах  разных  видов  и жанров);

•  овладение  навыками  смыслового  чтения  текстов  различных  стилей  и жанров,  в  том  числе  религиозного  характера;  способность  работать  с  информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

•  овладение  методами  познания,  логическими  действиями  и  операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

•  освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового характера;

•  умение  строить  совместную  деятельность  в  соответствии  с  учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные  результаты  обучения  нацелены  на  решение,  прежде  всего, образовательных задач: 

•  осознание  целостности  окружающего  мира,  расширение  знаний  о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

•  использование  полученных  знаний  в  продуктивной  и  преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

•  расширение  кругозора  и  культурного  опыта  школьника,  формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

5 класс

Личностным результатом изучения курса ОДНК НР является формирование следующих умений и качеств:

• осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;

• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;

• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;

• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;

• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);

• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);

• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;

• зарождение элементов гражданской, патриотической

позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;

• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;

• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

Познавательные универсальные учебные действия:

• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;

• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;

• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;

• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;

•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;

• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;

• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;

• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;

• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).

 

6 класс

            Личностным результатом изучения курса ОДНК НР является формирование следующих умений и качеств:

• осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;

• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;

• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;

• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;

• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);

• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);

• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;

• зарождение элементов гражданской, патриотической

позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;

• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;

• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

Познавательные универсальные учебные действия:

• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;

• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;

• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;

• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;

•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;

• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;

• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;

• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;

• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).

 

7 класс

 

        Личностные результаты:

-   осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

-   понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

-   проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

-   стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

-   владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров); 

-   овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

-   овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений); 

-   освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 

-   умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты :

-   воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

-   знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

-   формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

-   понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

-   формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

 

 

 

Познавательные универсальные учебные действия:  

-   характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

-   сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

-   различать культовые сооружения разных религий;

-   формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные  универсальные учебные действия:

-   рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

-   кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие, уважение и др.).

Рефлексивные:

-   оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

-   анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

-   анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).  К концу обучения учащиеся научатся:

           воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;

           сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.

           проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

           участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

           Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

           Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

           Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

           Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

           Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

           Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

  •        Работать с историческими источниками и документами.

 

 

 

 

 

2. Содержание учебного предмета

5 класс

Раздел 1. В мире культуры ( 5 часов )

Величие  российской  культуры.  Российская  культура  –  плод  усилий  разных народов.  Деятели  науки  и  культуры  –  представителей  разных  национальностей  (К. Брюллов,  И.  Репин,  К.  Станиславский,  Ш.  Алейхем,  Г.  Уланова,  Д.  Шостакович,  Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).  Человек  –  творец  и  носитель  культуры.  Вне  культуры  жизнь  человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей,  упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа ( 16 часов )

«Береги  землю  родимую,  как  мать  любимую».  Представления  о  патриотизме  в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь  ратными  подвигами  полна.  Реальные  примеры  выражения патриотических  чувств  в  истории  России  (Дмитрий  Донской,  Кузьма  Минин,  Иван Сусанин,  Надежда  Дурова  и  др.).  Деятели  разных  конфессий  –  патриоты  (Сергий Радонежский,  Рабби  Шнеур-Залман  и  др.).  Вклад  народов  нашей  страны  в  победу  над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод  добрых  трудов  славен…».  Буддизм,  ислам,  христианство  о  труде  и трудолюбии. Люди  труда.  Примеры  самоотверженного  труда  людей  разной  национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками.  Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.  Семья – хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность,  симпатия,  взаимопомощь  и  поддержка  –  главные  семейные  ценности.  О

юбви  и  милосердии  в  разных  религиях.  Семейные  ценности  в  православии, 

буддизме, исламе,  иудаизме.  Взаимоотношения  членов семьи.  Отражение  ценностей  семьи  в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура ( 6 часов )

Роль  религии  в  развитии  культуры.  Вклад  религии  в  развитие  материальной и духовной культуры общества.  Культурное  наследие  христианской  Руси.  Принятие  христианства  на  Руси, влияние  Византии.  Христианская  вера  и  образование  в  Древней  Руси.  Великие  князья Древней  Руси  и  их  влияние  на  развитие  образования.  Православный  храм  (внешние особенности,  внутреннее  убранство). Духовная  музыка.  Богослужебное  песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры.

Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы  в  сокровищницу  мировой  культуры.    Декоративно-прикладное  искусство народов,  исповедующих  ислам.  Мечеть  –  часть  исламской культуры.  Исламский календарь. Иудаизм  и  культура.  Возникновение  иудаизма.  Тора  –  Пятикнижие  Моисея. Синагога  –  молельный  дом иудеев.  Особенности  внутреннего  убранства  синагоги. Священная история иудеев  в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные  традиции  буддизма.  Распространение  буддизма  в  России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности ( 4 часа )

Забота  государства  о  сохранении  духовных  ценностей.  Конституционные гарантии  права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные  меценаты России. 

Раздел 5. Твой духовный мир. ( 3 часа )

Что  составляет  твой  духовный  мир.  Образованность  человека,  его  интересы, увлечения,  симпатии,  радости,  нравственные  качества  личности  –  составляющие духовного  мира.  Культура  поведения  человека.  Этикет  в  разных  жизненных  ситуациях. Нравственные качества человека.  

К концу обучения учащиеся научатся:

•  Воспроизводить  полученную  информацию,  приводить  примеры  из прочитанных  текстов;  оценивать  главную  мысль  прочитанных  текстов  и прослушанных объяснений учителя.

•  Сравнивать  главную  мысль  литературных,  фольклорных  и  религиозных текстов.  Проводить  аналогии  между  героями,  сопоставлять  их  поведение  с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

•  Участвовать  в  диалоге:  высказывать  свои  суждения,  анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

•  Создавать  по  изображениям  (художественным  полотнам,  иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

•  Оценивать  поступки  реальных  лиц,  героев  произведений,  высказывания

известных личностей.

•  Работать  с  исторической  картой:  находить  объекты  в  соответствии  с учебной задачей.

•  Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

•  Высказывать  предположения  о  последствиях  неправильного

 (безнравственного) поведения человека.

•  Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития; работать с историческими источниками и документами.

6 класс

Раздел 1. Духовный мир древних жителей нашей страны. ( 9 часов)

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности. Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)  Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси»

Раздел 2. Люди нашей страны в IX– XII веках, в эпоху раннего феодального государства.

 ( 12 часов)

Переход восточных славян и их ближайших соседей на ступень цивилизации: складывание соседских общин и возникновение городов, князья, дружины, вече, дань. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности вдоль торгового пути «из варяг в греки». Проблема призвания варягов Рюрика. Образование Древнерусского государства (862 г., 882 г.), объединение севера и юга великим князем Олегом, упорядочение управления. Международные связи Руси (походы и договоры князей). Владимир I (980-1015): личность в зеркале легенд, правление. Крещение Руси (988 г.): причины, ход, значение, становление Русской православной церкви. Сохранение двоеверия. Вхождение Руси в круг цивилизации православного мира. Образование древнерусской народности. Общественный строй: бояре-вотчинники, зависимые люди, свободные общинники, горожане: быт разных слоев населения. Расцвет Руси при Ярославе Мудром (1019-1054): усобицы и канонизация Бориса и Глеба, культурное развитие, укрепление международного положения. Принятие «Русской правды» Ярославом и его сыновьями (1072 г.): замена первобытных обычаев (кровной мести) государственными законами.  Проблема начала распада Древнерусского государства на уделы. Отношение Руси и жителей Степи (половцы). Личность Владимира Мономаха и Любечский съезд князей 1097 года. Вопрос о соотношении христианства и язычества в древнерусской культуре: фольклор (былины), влияние Византии (православная литература и идеи, кириллица, правила изобразительного искусства). Письменность: летописи, «Повесть временных лет» Нестора. Живопись (иконы, мозаики, фрески) и зодчество (София Киевская и София Новгородская).

Раздел 3. Люди нашей страны и региона в XIII-XV веках. ( 13 часов)

Башкиры в составе Золотой Орды. Последствия татаро-монгольского завоевания для них. Распад Золотой Орды. Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Условия и этапы присоединения, его историческое значение. Переселение русских крестьян и народов среднего Поволжья на земли Башкортостана. Феодальное башкирское общество, его структура. Господство общинной формы собственности на землю. Повинности башкир государству. Территория и административное устройство края. Основание г. Уфы. Колонизация края. Рост налогов и повинностей башкир, попытка их христианизации. Строительство заводов на Урале. Участие башкир в военных походах России. Башкирские восстания в XVIIXVIII веках. Известные предводители  народных движений: Алдар Исянгильдин, Кусюм Тюлекеев, Карасакал, Батырша.

Башкирские сэсэны – духовные вожди в борьбе за национальную независимость.

К концу обучения учащиеся научатся:

• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей.

• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

• Работать с историческими источниками и документами.

 

 

 

7 класс.

 

Раздел 1. Духовность народов в эпоху создания и развития Московского царства. – 12 ч.

   Значение объединения Русских земель вокруг Москвы для развития духовности и самосознания населения. Объединение русских земель вокруг Москвы. Политическое противоречие в московской жизни XVI века. Московское государство: между Европой и Азией. Русская православная церковь в XVI веке. Ее роль в объединении русских земель и укреплении духовности народа. Появление на Руси выдающихся церковных деятелей, светочей нравственности и патриотизма. Поддержка церковью великокняжеской власти, как прочной защиты православия и лидера в борьбе с ненавистной Ордой. Роль русской православной церкви в политической жизни Руси в XIV – XV веках. Столкновения между светской и духовной властью в период образования единого государства. Православная церковь как вдохновитель в борьбе за независимость Руси.

Историческое значение добровольного и поэтапного вхождения башкирских племен в состав Русского государства в 1553 – 1557 гг.  Падение Казанских и Астраханских ханств. Вхождение западной Башкирии в состав Русского государства. Присоединение племен центральной и южной Башкирии. Принятие русского подданства (северо-восточного) башкирами. Начало многовековой дружбы между русским и башкирским народами. Иван Грозный – «Ак патша». Отношение к нему со стороны башкир. Генезис тесного взаимодействия культур русского и башкирского народов.

Задачи башкирам по защите восточных рубежей страны и их значение для признания башкир как военной силы и уважение к ним. Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Условия и этапы присоединения, его историческое значение. Переселение русских крестьян и народов среднего Поволжья на земли Башкортостана. Феодальное башкирское общество, его структура. Господство общинной формы собственности на землю. Повинности башкир государству. Территория и административное устройство края. Основание г. Уфы. Колонизация края. Рост налогов и повинностей башкир, попытка их христианизации. Строительство заводов на Урале. Участие башкир в военных походах России. Башкирские восстания в XVIIXVIII веках. Известные предводители  народных движений: Алдар Исянгильдин, Кусюм Тюлекеев, Карасакал, Батырша. Башкирские сэсэны – духовные вожди в борьбе за национальную независимость.

 Русская культура, живопись, архитектура и литература в XVI веке. Начало книгопечатания в России. Наука и техника в XVI веке. Московский Кремль. Внутренний мир, духовность человека в XVI веке.

Раздел 2. Культура России в XVII-XVIII веках. – 13 ч.

Смута начала XVII в: причины, участники, основные вехи (1604 г., 1610 г., 1612 г.). Самозванцы (Лжедмитрий I). Внешняя экспансия Польши и Швеции (1609–1618 гг.): цели и результаты. Объединение разнородных сил для спасения страны. Ополчение К. Минина и Д.М. Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 года и избрание династии Романовых.

Ликвидация последствий Смуты (восстановление хозяйства, государственного управления, международного положения). Развитие торговых связей (ярмарки и другие признаки формирования всероссийского рынка). Мануфактуры.  Активизация связей с Западной Европой. Вопрос об отставании России от Запада. 

 Правление первых Романовых – Михаила Федоровича (1613–1645) и Алексея Михайловича (1645–1676) – от сословно-представительной монархии к самодержавию (прекращение созыва Земских соборов, рост значения приказов, ростки регулярной армии).Соборное уложение 1649 г.: цели, выработка, значение, юридическое оформление крепостного права.  Народные движения второй половины XVII века: причины и последствия Соляного бунта 1648 г., Медного бунта 1662 г.

Рост самосознания людей. Борьба против внешней экспансии. К. Минин и Д. Пожарский – народные вожди. Сторожевая служба башкир, ее значение для роста менталитета народа.

Роль царя Михаила Федоровича Романова и патриарха Филарета в укреплении государственности и духовного единства народов. Шаги к абсолютизму.

  Народные восстания в Башкирии в XVII веке и их духовные и другие основы. Возникновение горнозаводской промышленности на Южном Урале. Ее значение для развития местного населения. Внешняя политика России в XVII в.: борьба за статус европейской великой державы, вхождение в состав России Левобережной Украины на правах автономии (гетман Б. Хмельницкий, решения и договоры 1653–1654, 1667 гг.), присоединение и освоение Сибири. Положение различных народов в многонациональном Российском государстве.

З начение православия в жизни страны. Церковный раскол (середины XVII в.): реформы в церкви и причины раскола, позиции Никона и Аввакума, возникновение старообрядчества, последствия раскола. Конфликт Никона и царя. Восстание под предводительством Степана Разина: причины, участники и итоги.

  Соотношение традиций и новых европейских элементов в культуре России XVII в.: развитие образования (школы и Славяно-греко-латинская академия) и научных знаний, усиление светских элементов в литературе, архитектуре, живописи. Единство и особенности быта и нравов знати и простых сословий допетровской Руси. Формирование самобытной культуры Российского государства (шатровый стиль, книжная культура, бытовые правила и «Домострой»). Иван Федоров и начало книгопечатания (1564 г. – «Апостол»). Славяно-греко-латинская академия.

Новые жанры в литературе и зодчестве. Московское барокко в XVII веке.

 Освоение Сибири и Дальнего Востока, изменение пространственных взглядов людей и открытие новых возможностей для всестороннего развития.

Раздел 3. Духовное развитие страны в эпоху Петра Великого. Российский народ в XVIII веке. – 9 ч.

Первые европейские реформы: календарь, внешний вид подданных, правила этикета. 

Северная война (1700–1721 гг.): причины, участники, основные события (1700 г. – Нарва, 1703 г. – Санкт-Петербург, 1709 г. – Полтава, 1714 г. – Гангут). Создание регулярной армии и флота: цели и средства, рекрутские наборы. Заводское строительство. Положение простого народа: рост повинностей, подушная подать. Ништадский мир 1721 г. и образование Российской империи. Укрепление международного положения.

Абсолютизм Петра Великого: положение императора, Сенат, коллегии, губернаторы. Табель о рангах как реформа дворянства и чиновничества. Подчинение церкви государству.

Светский, рациональный характер культуры: европеизация науки (Академия наук, первый музей, первая библиотека), образования (система школ, учебники) и искусства (регулярное градостротельство, Петропавловский собор, светский портрет).

Участие башкир и других народов края в Крестьянской войне 1773-1775 гг.   Манифесты Е. Пугачева. Деятельность Кинзи Арсланова по вовлечению башкир в борьбу за свободу. Кинзя Арсланов как выдающаяся историческая личность, сподвижник Е. Пугачева, передовой представитель своего народа.

Переход отряда Салавата Юлаева  на сторону повстанцев. Ход восстания: I, II и III этапы. Мероприятия Русского государства по подавлению восстания. Поимка, суд и наказание его предводителей. Итоги и историческое значение Крестьянской войны.

 

К концу обучения учащиеся научатся:

• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания

известных личностей.

• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

• Работать с историческими источниками и документами.

 

 

 

 

 

3.      Тематическое планирование

 

 

Наименование разделов и тем

5 класс

6 класс

7 класс

1

В мире культуры

5

 

 

2

Нравственные ценности

16

 

 

3

Религия и культура

6

 

 

4

Как сохранить духовные ценности

4

 

 

5

Твой духовный мир

3

 

 

7

Духовный мир древних жителей нашей страны.

 

9

 

8

Люди нашей страны в IX– XII веках, в эпоху раннего

феодального государства

 

12

 

9

Люди нашей страны и региона в XIII-XV веках.

 

13

 

10

Духовность народов в эпоху создания и развития Московского царства

 

 

12

11

Культура России в XVII-XVIII веках

 

 

13

12

Духовное развитие страны в эпоху Петра Великого. Российский народ в XVIII веке.

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1 к рабочей программе по ОДНК НР 5 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

 

Дата проведения

Примечание

план

факт

 

1 триместр

5 а, б

 

 

 

Раздел 1                                              В мире культуры ( 5 часов )

1        

Введение в ОДНК

 

 

 

 

2

 Величие многонациональной            российской культуры

 

 

 

 

3

Многонациональная культура народов РБ.

 

 

 

 

4

 Человек – творец и носитель культуры

 

 

 

 

5

Классик башкирской литературы М. Гафури

 

 

 

 

Раздел 2 . Нравственные ценности ( 16 часов )

6

«Береги   землю родимую, как мать любимую»

 

 

 

 

7

Батыры – предводители народа.

 

 

 

 

8

Жизнь ратными подвигами полна

 

 

 

 

9

Вклад народов Башкортостана в защите Отечества.

 

 

 

 

2 триместр

10

Проектная работа №1: Правнуки Победы о своих прадедах.

 

 

 

 

11

В труде – красота человека

 

 

 

 

12

Тема труда в творчестве башкирских писателей.

 

 

 

 

13

«Плод добрых трудов славен»

 

 

 

 

14

Люди труда.

 

 

 

 

15

Проектная работа №2: Герои космоса.

 

 

 

 

16

Бережное отношение к природе

 

 

 

 

17

Заповедники Башкортостана.

 

 

 

 

18

Семья – хранитель духовных ценностей

 

 

 

 

19

Семейное хозяйство

 

 

 

 

20

Шежере моей семьи

 

 

 

 

21

Проектная работа №3: Семейный альбом.

 

 

 

 

 

3 триместр

 

 

 

 

Раздел 3.                                             Религия и культура ( 6 часов )

22

Роль религии в развитии культуры

 

 

 

 

23

Культурное наследие христианской Руси.

 

 

 

 

24

Культура ислама

 

 

 

 

25

Иудаизм и культура

 

 

 

 

26

Культурные традиции буддизма

 

 

 

 

27

Материальная и духовная культура города.

 

 

 

 

Раздел 4.       Как сохранить духовные ценности ( 4 часов )

28

Забота государства о сохранении духовных ценностей

 

 

 

 

29

Хранить память предков

 

 

 

 

30

Сокровища нравственности

 

 

 

 

31

Духовно – нравственные ценности в творчестве башкирских поэтов и писателей

 

 

 

 

Раздел 5.          Твой духовный мир ( 3 часа )

32

Доброе слово и дело

 

 

 

 

33

Образцы мужского и женского поведения

 

 

 

 

34

Твой духовный мир

 

 

 

 

 

Приложение №2 к рабочей программе ОДНК НР 6 класс

Календарно – тематическое планирование.

 

№ п/п

Тема урока

 

Дата проведения

Примечание

план

факт

 

1 триместр

6 а, б, в

 

 

 

Раздел 1. Духовный мир древних жителей нашей страны. - 9 ч.

1

Первобытный человек – каким он был? Как он отражал время, пространство и движение? 

 

 

 

 

2

Как относился первобытный человек к самому себе?

 

 

 

 

3

Внутренний мир первобытного человека, его духовность.

 

 

 

 

4

Восточные славяне в древности и виды их деятельности. Культура земледелия, скотоводства, охоты, рыболовства и собирательства.

 

 

 

 

5

Жители нашего края в древности. Их занятия, взаимоотношения и стремления. 

 

 

 

 

6

Памятники первобытности и их значение для понимания духовного мира первобытных людей.

 

 

 

 

7

Андроновская и сарматская культуры на территории нашего края, их сущность и особенности. 

 

 

 

 

8

Ананьевская и пьяноборская культуры. Жизнь и быт кушнаренковских и бахмутинских племен – предков башкир.

 

 

 

 

9

Повторение по теме: Духовный мир древних жителей нашей страны

 

 

 

 

2 триместр

Раздел 2. Люди нашей страны в IX– XII веках, в эпоху раннего

феодального государства. – 12 ч.

10

Человек эпохи перехода от первобытности к феодальным отношениям. Его духовный мир.

 

 

 

 

11

Образование государства Русь и его влияние на духовное развитие людей.

 

 

 

 

12

Крещение Руси как историческая необходимость и условие перехода от первобытности к феодальным отношениям. 

 

 

 

 

13

Значение крещения Руси для духовного развития населения.

 

 

 

 

14

Князь Владимир Святославович и его роль в развитии духовности Киевской Руси.

 

 

 

 

15

Возникновение и развитие городов и их значение для духовного развития людей.

 

 

 

 

16

Литература и искусство древней Руси и их влияние на духовность людей.

 

 

 

 

17

Жители Южного Урала в IX-XII веках, их быт, деятельность, культура и религия. 

 

 

 

 

18

Хозяйство, быт, культура и религия башкир в IX-XII веках

 

 

 

 

19

Сказки, предания и мифы о древних башкирах, их значение для понимания роли и места человека, жившего в IX-XII веках. 

 

 

 

 

20

Распространение ислама среди башкир.

 

 

 

 

21

Итоговый или повторение по теме: Люди нашей страны в IX– XII веках, в эпоху раннего

феодального государства

 

 

 

 

3 триместр

Раздел 3. Люди нашей страны и региона в XIII-XV веках. – 13 ч.

22

Образование самостоятельных русских земель и их значение для развития самосознания и духовности людей. Люди в условиях феодальной раздробленности. 

 

 

 

 

23

Монгольское нашествие и Золотоордынское иго и борьба населения страны в условиях гнета. Развитие самосознания у людей.

 

 

 

 

24

Население Южного Урала в условиях Золотоордынского ига. Методы и формы борьбы против гнета. 

 

 

 

 

25

Развитие самосознания людей, их духовность в завершающем периоде феодальной раздробленности на Руси. 

 

 

 

 

26

Русская православная церковь и ее роль в развитии духовности в обществе в XIII-XV веках.

 

 

 

 

27

Литература и искусство, их влияние на развитие духовного мира населения страны. 

 

 

 

 

28

Культура населения Южного Урала.

 

 

 

 

29

Духовный мир человека периода XIII-XV веков. 

 

 

 

 

30

Основные исторические предания башкир.

 

 

 

 

31

Сказки,  мифы и фольклор о жизни и деятельности людей XIIIXVвеков. 

 

 

 

 

32

Источники и литература о жизни и деятельности  людей нашего края  XIII-XV веков.

 

 

 

 

33

Словарь терминов, связанных с духовностью и культурой людей, проживавших в нашей стране  в целом и на Южном Урале в древности и в начале средних веков. 

 

 

 

 

34

Повторение  по теме: Люди нашей страны и региона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3 к рабочей программе ОДНК НР 7 класс

 

Календарно – тематическое планирование.

 

№ п/п

Тема урока

 

Дата проведения

Примечание

план

факт

 

 

 

7а,б,в

 

 

Раздел.1 Духовность народов в эпоху создания и развития Московского царства. – 12 ч.

1

1.        Значение объединения Русских земель вокруг

2.        Москвы для развития духовности и самосознания населения.

 

 

 

2

3.        Русская православная церковь в XVI веке. Ее роль в объединении русских земель и укреплении духовности народа. 

 

 

 

3

4.        Историческое значение добровольного и поэтапного вхождения башкирских племен в состав Русского государства в 1553 – 1557 гг.

 

 

 

4

5.        Начало многовековой дружбы между русским и башкирским народами. 

 

 

 

5

6.        Иван Грозный – «Ак патша». Отношение к нему со стороны башкир. 

 

 

 

6

7.        Генезис тесного взаимодействия культур русского и башкирского народов. 

 

 

 

7

8.        Задачи башкирам по защите восточных рубежей страны и их значение для признания башкир как военной силы и уважение к ним.

 

 

 

8

9.        Русская культура, живопись, архитектура и литература в XVI веке. Начало книгопечатания в России. 

 

 

 

9

10.   Наука и техника в XVI веке. Московский Кремль. 

 

 

 

10

11.   Внутренний мир, духовность человека в XVI веке.

 

 

 

11

12.   Основание города Уфы, его социально-экономическое, политическое , военное и духовное значение.

 

 

 

12

13.   Итоговый или повторение по разделу: Духовность народов в эпоху создания и развития Московского царства

 

 

 

Раздел.2 Культура России в XVII-XVIII веках. – 13 ч.

13

1.     Смута  - как сложный и противоречивый период в истории страны. Ее влияние на духовную сферу.

 

 

 

14

2.     Династические, социальные, международные, экономические и другие причины смуты. Влияние смуты на внутренний мир человека.  

 

 

 

15

3.     Причины и условия возникновения восстания под предводительством Ивана Болотникова. Понятие «гулящие люди».  

 

 

 

16

4.     Рост самосознания людей. Борьба против внешней экспансии. К. Минин и Д. Пожарский – народные вожди

 

 

 

17

5.     Сторожевая служба башкир, ее значение для роста менталитета народа.

 

 

 

18

6.     Роль царя Михаила Федоровича Романова и патриарха Филарета в укреплении государственности и духовного единства народов. Шаги к абсолютизму. 

 

 

 

19

7.     Народные восстания в Башкирии в XVII веке и их духовные и другие основы. 

 

 

 

20

8.     Возникновение горнозаводской промышленности на Южном Урале. Ее значение для развития местного населения. 

 

 

 

21

9.     Почему современники назвали XVII век «бунташным»?

 

 

 

22

Восстание Степана Разина, его причины и последствия, влияние на сознание людей. 

 

 

 

23

Быт и нравы допетровской России. Расширение культурных связей. Славяно-греко-латинская академия. 

 

 

 

24

Новые жанры в литературе и зодчестве. Московское барокко в XVII веке 

 

 

 

25

Итоговый или повторение по разделу:  Культура России в XVII-XVIII веках

 

 

 

Раздел.3 Духовное развитие страны в эпоху Петра Великого. Российский народ в XVIII веке. 9ч.

26

Реформы Петра I и их роль в развитии населения страны.

 

 

 

27

Северная война и ее значение для укрепления государственности и духовного единства народа.

 

 

 

28

Участие башкир и других народов Южного Урала в Северной войне. 

 

 

 

29

Феодальные отношения в башкирском обществе. Восстания народов Южного Урала в XVIII веке. Их причины и значение. 

 

 

 

30

Просвещенный абсолютизм – «золотой век» русского дворянства. 

 

 

 

31

Социальное движение на Южном Урале. Е.И. Пугачев. 

 

 

 

32

Пушкин А.С. - «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный…».

 

 

 

33

Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа. 

 

 

 

34

Итоговый или повторение по разделу: Духовное развитие страны в эпоху Петра Великого. Российский народ в XVIII веке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3 к рабочей программе ОДНК НР 5 класс

 

Наименование разделов и тем

Всего часов

Проектные работы

1

Раздел 1. В мире культуры

5

 

2

Раздел 2. Нравственные ценности

16

3

3

Раздел 3. Религия и культура

6

 

4

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

4

 

5

Раздел 5. Твой духовный мир

3

 

 

итого

34

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   6 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

 Уроки повторение

1

Раздел 1. Духовный мир древних жителей нашей страны.

 9

1

2

Раздел 2. Люди нашей страны в IX– XII веках, в эпоху раннего

феодального государства

12

1

3

Раздел 3. Люди нашей страны и региона в XIII-XV веках.

13

1

 

итого

34

3

 

 

 

 

 

 

 

 

7 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

 Уроки повторение

1

Духовность народов в эпоху создания и развития Московского царства.

 

  12

1

2

Культура России в XVII-XVIII веках.

13  

1

3

Духовное развитие страны в эпоху Петра Великого. Российский народ в XVIII веке.

9

1

 

итого

34

3

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности; • зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении…

России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности; • зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении…

России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё

России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё

Личностные результаты: - осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё

Личностные результаты: - осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё

Коммуникативные универсальные учебные действия: - рассказывать о роли религий в развитии образования на

Коммуникативные универсальные учебные действия: - рассказывать о роли религий в развитии образования на

Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности

Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности

Предпосылки образования государства

Предпосылки образования государства

Раздел 1. Духовность народов в эпоху создания и развития

Раздел 1. Духовность народов в эпоху создания и развития

Соотношение традиций и новых европейских элементов в культуре

Соотношение традиций и новых европейских элементов в культуре

Наименование разделов и тем 5 класс 6 класс 7 класс 1

Наименование разделов и тем 5 класс 6 класс 7 класс 1

В труде – красота человека 12

В труде – красота человека 12

Памятники первобытности и их значение для понимания духовного мира первобытных людей

Памятники первобытности и их значение для понимания духовного мира первобытных людей

Русская православная церковь и ее роль в развитии духовности в обществе в

Русская православная церковь и ее роль в развитии духовности в обществе в

Иван Грозный – «Ак патша». Отношение к нему со стороны башкир

Иван Грозный – «Ак патша». Отношение к нему со стороны башкир

Раздел.3 Духовное развитие страны в эпоху

Раздел.3 Духовное развитие страны в эпоху

Наименование разделов и тем

Наименование разделов и тем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020