1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:
· Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
· Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
· Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
· Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
· Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
• владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
• овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
5 класс
Личностным результатом изучения курса ОДНК НР является формирование следующих умений и качеств:
• осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;
• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;
• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;
• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;
• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;
• зарождение элементов гражданской, патриотической
позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;
• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
Познавательные универсальные учебные действия:
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;
• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;
• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).
6 класс
Личностным результатом изучения курса ОДНК НР является формирование следующих умений и качеств:
• осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;
• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;
• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;
• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;
• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;
• зарождение элементов гражданской, патриотической
позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;
• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
Познавательные универсальные учебные действия:
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;
• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;
• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).
7 класс
Личностные результаты:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты :
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Познавательные универсальные учебные действия:
- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные универсальные учебные действия:
- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие, уважение и др.).
Рефлексивные:
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся:
• воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;
• сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
• проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
• участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.
2. Содержание учебного предмета
5 класс
Раздел 1. В мире культуры ( 5 часов )
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа ( 16 часов )
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О
юбви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии,
буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура ( 6 часов )
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры.
Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности ( 4 часа )
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир. ( 3 часа )
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
К концу обучения учащиеся научатся:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
• Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития; работать с историческими источниками и документами.
6 класс
Раздел 1. Духовный мир древних жителей нашей страны. ( 9 часов)
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности. Восточные славяне в древности (VI-IX вв.) Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси»
Раздел 2. Люди нашей страны в IX– XII веках, в эпоху раннего феодального государства.
( 12 часов)
Переход восточных славян и их ближайших соседей на ступень цивилизации: складывание соседских общин и возникновение городов, князья, дружины, вече, дань. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности вдоль торгового пути «из варяг в греки». Проблема призвания варягов Рюрика. Образование Древнерусского государства (862 г., 882 г.), объединение севера и юга великим князем Олегом, упорядочение управления. Международные связи Руси (походы и договоры князей). Владимир I (980-1015): личность в зеркале легенд, правление. Крещение Руси (988 г.): причины, ход, значение, становление Русской православной церкви. Сохранение двоеверия. Вхождение Руси в круг цивилизации православного мира. Образование древнерусской народности. Общественный строй: бояре-вотчинники, зависимые люди, свободные общинники, горожане: быт разных слоев населения. Расцвет Руси при Ярославе Мудром (1019-1054): усобицы и канонизация Бориса и Глеба, культурное развитие, укрепление международного положения. Принятие «Русской правды» Ярославом и его сыновьями (1072 г.): замена первобытных обычаев (кровной мести) государственными законами. Проблема начала распада Древнерусского государства на уделы. Отношение Руси и жителей Степи (половцы). Личность Владимира Мономаха и Любечский съезд князей 1097 года. Вопрос о соотношении христианства и язычества в древнерусской культуре: фольклор (былины), влияние Византии (православная литература и идеи, кириллица, правила изобразительного искусства). Письменность: летописи, «Повесть временных лет» Нестора. Живопись (иконы, мозаики, фрески) и зодчество (София Киевская и София Новгородская).
Раздел 3. Люди нашей страны и региона в XIII-XV веках. ( 13 часов)
Башкиры в составе Золотой Орды. Последствия татаро-монгольского завоевания для них. Распад Золотой Орды. Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Условия и этапы присоединения, его историческое значение. Переселение русских крестьян и народов среднего Поволжья на земли Башкортостана. Феодальное башкирское общество, его структура. Господство общинной формы собственности на землю. Повинности башкир государству. Территория и административное устройство края. Основание г. Уфы. Колонизация края. Рост налогов и повинностей башкир, попытка их христианизации. Строительство заводов на Урале. Участие башкир в военных походах России. Башкирские восстания в XVII – XVIII веках. Известные предводители народных движений: Алдар Исянгильдин, Кусюм Тюлекеев, Карасакал, Батырша.
Башкирские сэсэны – духовные вожди в борьбе за национальную независимость.
К концу обучения учащиеся научатся:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.
7 класс.
Раздел 1. Духовность народов в эпоху создания и развития Московского царства. – 12 ч.
Значение объединения Русских земель вокруг Москвы для развития духовности и самосознания населения. Объединение русских земель вокруг Москвы. Политическое противоречие в московской жизни XVI века. Московское государство: между Европой и Азией. Русская православная церковь в XVI веке. Ее роль в объединении русских земель и укреплении духовности народа. Появление на Руси выдающихся церковных деятелей, светочей нравственности и патриотизма. Поддержка церковью великокняжеской власти, как прочной защиты православия и лидера в борьбе с ненавистной Ордой. Роль русской православной церкви в политической жизни Руси в XIV – XV веках. Столкновения между светской и духовной властью в период образования единого государства. Православная церковь как вдохновитель в борьбе за независимость Руси.
Историческое значение добровольного и поэтапного вхождения башкирских племен в состав Русского государства в 1553 – 1557 гг. Падение Казанских и Астраханских ханств. Вхождение западной Башкирии в состав Русского государства. Присоединение племен центральной и южной Башкирии. Принятие русского подданства (северо-восточного) башкирами. Начало многовековой дружбы между русским и башкирским народами. Иван Грозный – «Ак патша». Отношение к нему со стороны башкир. Генезис тесного взаимодействия культур русского и башкирского народов.
Задачи башкирам по защите восточных рубежей страны и их значение для признания башкир как военной силы и уважение к ним. Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Условия и этапы присоединения, его историческое значение. Переселение русских крестьян и народов среднего Поволжья на земли Башкортостана. Феодальное башкирское общество, его структура. Господство общинной формы собственности на землю. Повинности башкир государству. Территория и административное устройство края. Основание г. Уфы. Колонизация края. Рост налогов и повинностей башкир, попытка их христианизации. Строительство заводов на Урале. Участие башкир в военных походах России. Башкирские восстания в XVII – XVIII веках. Известные предводители народных движений: Алдар Исянгильдин, Кусюм Тюлекеев, Карасакал, Батырша. Башкирские сэсэны – духовные вожди в борьбе за национальную независимость.
Русская культура, живопись, архитектура и литература в XVI веке. Начало книгопечатания в России. Наука и техника в XVI веке. Московский Кремль. Внутренний мир, духовность человека в XVI веке.
Раздел 2. Культура России в XVII-XVIII веках. – 13 ч.
Смута начала XVII в: причины, участники, основные вехи (1604 г., 1610 г., 1612 г.). Самозванцы (Лжедмитрий I). Внешняя экспансия Польши и Швеции (1609–1618 гг.): цели и результаты. Объединение разнородных сил для спасения страны. Ополчение К. Минина и Д.М. Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 года и избрание династии Романовых.
Ликвидация последствий Смуты (восстановление хозяйства, государственного управления, международного положения). Развитие торговых связей (ярмарки и другие признаки формирования всероссийского рынка). Мануфактуры. Активизация связей с Западной Европой. Вопрос об отставании России от Запада.
Правление первых Романовых – Михаила Федоровича (1613–1645) и Алексея Михайловича (1645–1676) – от сословно-представительной монархии к самодержавию (прекращение созыва Земских соборов, рост значения приказов, ростки регулярной армии).Соборное уложение 1649 г.: цели, выработка, значение, юридическое оформление крепостного права. Народные движения второй половины XVII века: причины и последствия Соляного бунта 1648 г., Медного бунта 1662 г.
Рост самосознания людей. Борьба против внешней экспансии. К. Минин и Д. Пожарский – народные вожди. Сторожевая служба башкир, ее значение для роста менталитета народа.
Роль царя Михаила Федоровича Романова и патриарха Филарета в укреплении государственности и духовного единства народов. Шаги к абсолютизму.
Народные восстания в Башкирии в XVII веке и их духовные и другие основы. Возникновение горнозаводской промышленности на Южном Урале. Ее значение для развития местного населения. Внешняя политика России в XVII в.: борьба за статус европейской великой державы, вхождение в состав России Левобережной Украины на правах автономии (гетман Б. Хмельницкий, решения и договоры 1653–1654, 1667 гг.), присоединение и освоение Сибири. Положение различных народов в многонациональном Российском государстве.
З начение православия в жизни страны. Церковный раскол (середины XVII в.): реформы в церкви и причины раскола, позиции Никона и Аввакума, возникновение старообрядчества, последствия раскола. Конфликт Никона и царя. Восстание под предводительством Степана Разина: причины, участники и итоги.
Соотношение традиций и новых европейских элементов в культуре России XVII в.: развитие образования (школы и Славяно-греко-латинская академия) и научных знаний, усиление светских элементов в литературе, архитектуре, живописи. Единство и особенности быта и нравов знати и простых сословий допетровской Руси. Формирование самобытной культуры Российского государства (шатровый стиль, книжная культура, бытовые правила и «Домострой»). Иван Федоров и начало книгопечатания (1564 г. – «Апостол»). Славяно-греко-латинская академия.
Новые жанры в литературе и зодчестве. Московское барокко в XVII веке.
Освоение Сибири и Дальнего Востока, изменение пространственных взглядов людей и открытие новых возможностей для всестороннего развития.
Раздел 3. Духовное развитие страны в эпоху Петра Великого. Российский народ в XVIII веке. – 9 ч.
Первые европейские реформы: календарь, внешний вид подданных, правила этикета.
Северная война (1700–1721 гг.): причины, участники, основные события (1700 г. – Нарва, 1703 г. – Санкт-Петербург, 1709 г. – Полтава, 1714 г. – Гангут). Создание регулярной армии и флота: цели и средства, рекрутские наборы. Заводское строительство. Положение простого народа: рост повинностей, подушная подать. Ништадский мир 1721 г. и образование Российской империи. Укрепление международного положения.
Абсолютизм Петра Великого: положение императора, Сенат, коллегии, губернаторы. Табель о рангах как реформа дворянства и чиновничества. Подчинение церкви государству.
Светский, рациональный характер культуры: европеизация науки (Академия наук, первый музей, первая библиотека), образования (система школ, учебники) и искусства (регулярное градостротельство, Петропавловский собор, светский портрет).
Участие башкир и других народов края в Крестьянской войне 1773-1775 гг. Манифесты Е. Пугачева. Деятельность Кинзи Арсланова по вовлечению башкир в борьбу за свободу. Кинзя Арсланов как выдающаяся историческая личность, сподвижник Е. Пугачева, передовой представитель своего народа.
Переход отряда Салавата Юлаева на сторону повстанцев. Ход восстания: I, II и III этапы. Мероприятия Русского государства по подавлению восстания. Поимка, суд и наказание его предводителей. Итоги и историческое значение Крестьянской войны.
К концу обучения учащиеся научатся:
• Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
• Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
• Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.
3. Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем |
5 класс |
6 класс |
7 класс |
1 |
В мире культуры |
5 |
|
|
2 |
Нравственные ценности |
16 |
|
|
3 |
Религия и культура |
6 |
|
|
4 |
Как сохранить духовные ценности |
4 |
|
|
5 |
Твой духовный мир |
3 |
|
|
7 |
Духовный мир древних жителей нашей страны. |
|
9 |
|
8 |
Люди нашей страны в IX– XII веках, в эпоху раннего феодального государства |
|
12 |
|
9 |
Люди нашей страны и региона в XIII-XV веках. |
|
13 |
|
10 |
Духовность народов в эпоху создания и развития Московского царства |
|
|
12 |
11 |
Культура России в XVII-XVIII веках |
|
|
13 |
12 |
Духовное развитие страны в эпоху Петра Великого. Российский народ в XVIII веке. |
|
|
9 |
Приложение №1 к рабочей программе по ОДНК НР 5 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока
|
Дата проведения |
Примечание |
||||
план |
факт |
|
|||||
1 триместр |
5 а, б |
|
|
|
|||
Раздел 1 В мире культуры ( 5 часов ) |
|||||||
1 |
Введение в ОДНК |
|
|
|
|
||
2 |
Величие многонациональной российской культуры |
|
|
|
|
||
3 |
Многонациональная культура народов РБ. |
|
|
|
|
||
4 |
Человек – творец и носитель культуры |
|
|
|
|
||
5 |
Классик башкирской литературы М. Гафури |
|
|
|
|
||
Раздел 2 . Нравственные ценности ( 16 часов ) |
|||||||
6 |
«Береги землю родимую, как мать любимую» |
|
|
|
|
||
7 |
Батыры – предводители народа. |
|
|
|
|
||
8 |
Жизнь ратными подвигами полна |
|
|
|
|
||
9 |
Вклад народов Башкортостана в защите Отечества. |
|
|
|
|
||
2 триместр |
|||||||
10 |
Проектная работа №1: Правнуки Победы о своих прадедах. |
|
|
|
|
||
11 |
В труде – красота человека |
|
|
|
|
||
12 |
Тема труда в творчестве башкирских писателей. |
|
|
|
|
||
13 |
«Плод добрых трудов славен» |
|
|
|
|
||
14 |
Люди труда. |
|
|
|
|
||
15 |
Проектная работа №2: Герои космоса. |
|
|
|
|
||
16 |
Бережное отношение к природе |
|
|
|
|
||
17 |
Заповедники Башкортостана. |
|
|
|
|
||
18 |
Семья – хранитель духовных ценностей |
|
|
|
|
||
19 |
Семейное хозяйство |
|
|
|
|
||
20 |
Шежере моей семьи |
|
|
|
|
||
21 |
Проектная работа №3: Семейный альбом. |
|
|
|
|
||
|
3 триместр |
|
|
|
|
||
Раздел 3. Религия и культура ( 6 часов ) |
|||||||
22 |
Роль религии в развитии культуры |
|
|
|
|
||
23 |
Культурное наследие христианской Руси. |
|
|
|
|
||
24 |
Культура ислама |
|
|
|
|
||
25 |
Иудаизм и культура |
|
|
|
|
||
26 |
Культурные традиции буддизма |
|
|
|
|
||
27 |
Материальная и духовная культура города. |
|
|
|
|
||
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности ( 4 часов ) |
|||||||
28 |
Забота государства о сохранении духовных ценностей |
|
|
|
|
||
29 |
Хранить память предков |
|
|
|
|
||
30 |
Сокровища нравственности |
|
|
|
|
||
31 |
Духовно – нравственные ценности в творчестве башкирских поэтов и писателей |
|
|
|
|
||
Раздел 5. Твой духовный мир ( 3 часа ) |
|||||||
32 |
Доброе слово и дело |
|
|
|
|
||
33 |
Образцы мужского и женского поведения |
|
|
|
|
||
34 |
Твой духовный мир |
|
|
|
|
||
Приложение №2 к рабочей программе ОДНК НР 6 класс
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п |
Тема урока
|
Дата проведения |
Примечание |
||
план |
факт |
|
|||
1 триместр |
6 а, б, в |
|
|
|
|
Раздел 1. Духовный мир древних жителей нашей страны. - 9 ч. |
|||||
1 |
Первобытный человек – каким он был? Как он отражал время, пространство и движение? |
|
|
|
|
2 |
Как относился первобытный человек к самому себе? |
|
|
|
|
3 |
Внутренний мир первобытного человека, его духовность. |
|
|
|
|
4 |
Восточные славяне в древности и виды их деятельности. Культура земледелия, скотоводства, охоты, рыболовства и собирательства. |
|
|
|
|
5 |
Жители нашего края в древности. Их занятия, взаимоотношения и стремления. |
|
|
|
|
6 |
Памятники первобытности и их значение для понимания духовного мира первобытных людей. |
|
|
|
|
7 |
Андроновская и сарматская культуры на территории нашего края, их сущность и особенности. |
|
|
|
|
8 |
Ананьевская и пьяноборская культуры. Жизнь и быт кушнаренковских и бахмутинских племен – предков башкир. |
|
|
|
|
9 |
Повторение по теме: Духовный мир древних жителей нашей страны |
|
|
|
|
2 триместр |
|||||
Раздел 2. Люди нашей страны в IX– XII веках, в эпоху раннего феодального государства. – 12 ч. |
|||||
10 |
Человек эпохи перехода от первобытности к феодальным отношениям. Его духовный мир. |
|
|
|
|
11 |
Образование государства Русь и его влияние на духовное развитие людей. |
|
|
|
|
12 |
Крещение Руси как историческая необходимость и условие перехода от первобытности к феодальным отношениям. |
|
|
|
|
13 |
Значение крещения Руси для духовного развития населения. |
|
|
|
|
14 |
Князь Владимир Святославович и его роль в развитии духовности Киевской Руси. |
|
|
|
|
15 |
Возникновение и развитие городов и их значение для духовного развития людей. |
|
|
|
|
16 |
Литература и искусство древней Руси и их влияние на духовность людей. |
|
|
|
|
17 |
Жители Южного Урала в IX-XII веках, их быт, деятельность, культура и религия. |
|
|
|
|
18 |
Хозяйство, быт, культура и религия башкир в IX-XII веках |
|
|
|
|
19 |
Сказки, предания и мифы о древних башкирах, их значение для понимания роли и места человека, жившего в IX-XII веках. |
|
|
|
|
20 |
Распространение ислама среди башкир. |
|
|
|
|
21 |
Итоговый или повторение по теме: Люди нашей страны в IX– XII веках, в эпоху раннего феодального государства |
|
|
|
|
3 триместр |
|||||
Раздел 3. Люди нашей страны и региона в XIII-XV веках. – 13 ч. |
|||||
22 |
Образование самостоятельных русских земель и их значение для развития самосознания и духовности людей. Люди в условиях феодальной раздробленности. |
|
|
|
|
23 |
Монгольское нашествие и Золотоордынское иго и борьба населения страны в условиях гнета. Развитие самосознания у людей. |
|
|
|
|
24 |
Население Южного Урала в условиях Золотоордынского ига. Методы и формы борьбы против гнета. |
|
|
|
|
25 |
Развитие самосознания людей, их духовность в завершающем периоде феодальной раздробленности на Руси. |
|
|
|
|
26 |
Русская православная церковь и ее роль в развитии духовности в обществе в XIII-XV веках. |
|
|
|
|
27 |
Литература и искусство, их влияние на развитие духовного мира населения страны. |
|
|
|
|
28 |
Культура населения Южного Урала. |
|
|
|
|
29 |
Духовный мир человека периода XIII-XV веков. |
|
|
|
|
30 |
Основные исторические предания башкир. |
|
|
|
|
31 |
Сказки, мифы и фольклор о жизни и деятельности людей XIIIXVвеков. |
|
|
|
|
32 |
Источники и литература о жизни и деятельности людей нашего края XIII-XV веков. |
|
|
|
|
33 |
Словарь терминов, связанных с духовностью и культурой людей, проживавших в нашей стране в целом и на Южном Урале в древности и в начале средних веков. |
|
|
|
|
34 |
Повторение по теме: Люди нашей страны и региона |
|
|
|
|
Приложение №3 к рабочей программе ОДНК НР 7 класс
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п |
Тема урока
|
Дата проведения |
Примечание |
|||||||
план |
факт |
|
||||||||
|
|
7а,б,в |
|
|
||||||
Раздел.1 Духовность народов в эпоху создания и развития Московского царства. – 12 ч. |
||||||||||
1 |
1. Значение объединения Русских земель вокруг 2. Москвы для развития духовности и самосознания населения. |
|
|
|
||||||
2 |
3. Русская православная церковь в XVI веке. Ее роль в объединении русских земель и укреплении духовности народа. |
|
|
|
||||||
3 |
4. Историческое значение добровольного и поэтапного вхождения башкирских племен в состав Русского государства в 1553 – 1557 гг. |
|
|
|
||||||
4 |
5. Начало многовековой дружбы между русским и башкирским народами. |
|
|
|
||||||
5 |
6. Иван Грозный – «Ак патша». Отношение к нему со стороны башкир. |
|
|
|
||||||
6 |
7. Генезис тесного взаимодействия культур русского и башкирского народов. |
|
|
|
||||||
7 |
8. Задачи башкирам по защите восточных рубежей страны и их значение для признания башкир как военной силы и уважение к ним. |
|
|
|
||||||
8 |
9. Русская культура, живопись, архитектура и литература в XVI веке. Начало книгопечатания в России. |
|
|
|
||||||
9 |
10. Наука и техника в XVI веке. Московский Кремль. |
|
|
|
||||||
10 |
11. Внутренний мир, духовность человека в XVI веке. |
|
|
|
||||||
11 |
12. Основание города Уфы, его социально-экономическое, политическое , военное и духовное значение. |
|
|
|
||||||
12 |
13. Итоговый или повторение по разделу: Духовность народов в эпоху создания и развития Московского царства |
|
|
|
||||||
Раздел.2 Культура России в XVII-XVIII веках. – 13 ч. |
||||||||||
13 |
1. Смута - как сложный и противоречивый период в истории страны. Ее влияние на духовную сферу. |
|
|
|
||||||
14 |
2. Династические, социальные, международные, экономические и другие причины смуты. Влияние смуты на внутренний мир человека. |
|
|
|
||||||
15 |
3. Причины и условия возникновения восстания под предводительством Ивана Болотникова. Понятие «гулящие люди». |
|
|
|
||||||
16 |
4. Рост самосознания людей. Борьба против внешней экспансии. К. Минин и Д. Пожарский – народные вожди |
|
|
|
||||||
17 |
5. Сторожевая служба башкир, ее значение для роста менталитета народа. |
|
|
|
||||||
18 |
6. Роль царя Михаила Федоровича Романова и патриарха Филарета в укреплении государственности и духовного единства народов. Шаги к абсолютизму. |
|
|
|
||||||
19 |
7. Народные восстания в Башкирии в XVII веке и их духовные и другие основы. |
|
|
|
||||||
20 |
8. Возникновение горнозаводской промышленности на Южном Урале. Ее значение для развития местного населения. |
|
|
|
||||||
21 |
9. Почему современники назвали XVII век «бунташным»? |
|
|
|
||||||
22 |
Восстание Степана Разина, его причины и последствия, влияние на сознание людей. |
|
|
|
||||||
23 |
Быт и нравы допетровской России. Расширение культурных связей. Славяно-греко-латинская академия. |
|
|
|
||||||
24 |
Новые жанры в литературе и зодчестве. Московское барокко в XVII веке |
|
|
|
||||||
25 |
Итоговый или повторение по разделу: Культура России в XVII-XVIII веках |
|
|
|
||||||
Раздел.3 Духовное развитие страны в эпоху Петра Великого. Российский народ в XVIII веке. 9ч. |
||||||||||
26 |
Реформы Петра I и их роль в развитии населения страны. |
|
|
|
||||||
27 |
Северная война и ее значение для укрепления государственности и духовного единства народа. |
|
|
|
||||||
28 |
Участие башкир и других народов Южного Урала в Северной войне. |
|
|
|
||||||
29 |
Феодальные отношения в башкирском обществе. Восстания народов Южного Урала в XVIII веке. Их причины и значение. |
|
|
|
||||||
30 |
Просвещенный абсолютизм – «золотой век» русского дворянства. |
|
|
|
||||||
31 |
Социальное движение на Южном Урале. Е.И. Пугачев. |
|
|
|
||||||
32 |
Пушкин А.С. - «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный…». |
|
|
|
||||||
33 |
Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа. |
|
|
|
||||||
34 |
Итоговый или повторение по разделу: Духовное развитие страны в эпоху Петра Великого. Российский народ в XVIII веке |
|
|
|
||||||
Приложение №3 к рабочей программе ОДНК НР 5 класс
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Проектные работы |
1 |
Раздел 1. В мире культуры |
5 |
|
2 |
Раздел 2. Нравственные ценности |
16 |
3 |
3 |
Раздел 3. Религия и культура |
6 |
|
4 |
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности |
4 |
|
5 |
Раздел 5. Твой духовный мир |
3 |
|
|
итого |
34 |
3 |
6 класс
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Уроки повторение |
1 |
Раздел 1. Духовный мир древних жителей нашей страны. |
9 |
1 |
2 |
Раздел 2. Люди нашей страны в IX– XII веках, в эпоху раннего феодального государства |
12 |
1 |
3 |
Раздел 3. Люди нашей страны и региона в XIII-XV веках. |
13 |
1 |
|
итого |
34 |
3 |
7 класс
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Уроки повторение |
1 |
Духовность народов в эпоху создания и развития Московского царства.
|
12 |
1 |
2 |
Культура России в XVII-XVIII веках. |
13 |
1 |
3 |
Духовное развитие страны в эпоху Петра Великого. Российский народ в XVIII веке. |
9 |
1 |
|
итого |
34 |
3 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.