МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________ Г.Х. Константинова
29 августа 2016 года
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
1 «В» КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
СОСТАВИТЕЛЬ: ХОРЕШКО МАРИНА ИВАНОВНА,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ВИДНОЕ
2016
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования ( приказ МО РФ №373 от 06.09.2009), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться) и авторской программы начального общего образования по окружающему миру, авторы А. А. Плешаков («Школа России» Москва, Просвещение 2011 год).
На изучение предмета по учебному плану отводится 2 часа в неделю, итого 66 часов за учебный год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся научатся:
— формировать целостную картину мира и осознавать место в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— формировать духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;
- уважительному отношению к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознавать ценности, целостность и многообразие окружающего мира, своего места в нём;
- формировать модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формировать психологическую культуру и компетенцию для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты.
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных номах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
5. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
6. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
7. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
8. Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
9. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
10. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
11. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
12. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
13. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
14. Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.
15. Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.
16. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
17. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
18. Слушать и понимать речь других.
19. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
20. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).
21. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).
22. Формировать умение работать в группах и парах.
23. Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;
Предметные результаты.
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание ценности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества ( наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Содержание учебного предмета.
1 класс (66 ч)
Введение 1 ч.
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от школы до дома.
Экскурсии 4 ч.
Знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? 19 ч
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? 12 ч
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами.
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? 10 ч
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узналиоб этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? 20 ч
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречьуши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.
Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов по программе |
Увеличение или уменьшение часов |
Кол-во часов фактическое |
|
1 |
Введение |
1 |
0 |
1 |
|
2 |
Что и кто? |
19 |
0 |
19 |
|
3 |
Как, откуда и куда? |
12 |
0 |
12 |
|
4 |
Где и когда? |
10 |
0 |
10 |
|
5 |
Почему и зачем? |
20 |
0 |
20 |
|
6 |
Экскурсии |
4 |
0 |
4 |
|
|
ИТОГО |
66 |
0 |
66 |
|
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов по плану |
Планируемые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
Введение |
||||
1 |
Задавайте вопросы! |
1 |
1 неделя |
|
2 |
Экскурсия «Что такое наша школа?» |
1 |
. |
|
3 |
Экскурсия «Что такое наша школа?» |
1 |
2неделя |
|
4 |
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?» |
1 |
|
|
5 |
Экскурсия «Что мы знаем о ПДД?» |
1 |
3 неделя |
|
«Что и кто?» ( 19 часов) |
||||
6 |
Что такое Родина? |
1 |
|
|
7 |
Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? |
1 |
4 неделя |
|
8 |
Проект «Моя малая родина» |
1 |
|
|
9 |
Что у нас над головой? |
1 |
5 неделя |
|
10 |
Что у нас под ногами? |
1 |
|
|
11 |
Что общего у разных растений? |
1 |
6 неделя |
|
12 |
Что растет на подоконнике? |
1 |
|
|
13 |
Что растет на клумбе? |
1 |
7 неделя |
|
14 |
Что это за листья? |
1 |
|
|
15 |
Что такое хвоинки? |
1 |
8 неделя |
|
16 |
Кто такие насекомые? |
1 |
|
|
17 |
Кто такие рыбы? |
1 |
9 неделя |
|
18 |
Кто такие птицы? |
1 |
|
|
19 |
Кто такие звери? |
1 |
10 неделя |
|
20 |
Что окружает нас дома? |
1 |
|
|
21 |
Что умеет компьютер? |
1 |
11 неделя |
|
22 |
Что вокруг нас может быть опасным? |
1 |
|
|
23 |
На что похожа наша планета? |
1 |
12 неделя |
|
24 |
Проверим себя и свои достижения по разделу «что и кто?». Презентация проекта «Моя малая родина». |
1 |
|
|
Как, откуда и куда? (12 часов) |
||||
25 |
Как живет семья? Проект «Моя семья» |
1 |
13 неделя |
|
26 |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? |
1 |
|
|
27 |
Откуда в наш дом приходить электричество? |
1 |
14 неделя |
|
28 |
Как путешествует письмо? |
1 |
|
|
29 |
Куда текут реки? |
1 |
15 неделя |
|
30 |
Откуда берутся снег и лёд? |
1 |
|
|
31 |
Как живут растения? |
1 |
16 неделя |
|
32 |
Как живут животные? |
1 |
|
|
33 |
Как зимой помочь птицам? |
1 |
17 неделя |
|
34 |
Откуда берётся и куда девается мусор? |
1 |
|
|
35 |
Откуда в снежках грязь? |
1 |
18 неделя |
|
36 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья» |
1 |
|
|
«Где и когда?» (10 часов) |
||||
37 |
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» |
1 |
19 неделя |
|
38 |
Когда придет суббота? |
1 |
|
|
39 |
Когда наступит лето? |
1 |
20 неделя |
|
40 |
Где живут белые медведи? |
1 |
|
|
41 |
Где живут слоны? |
1 |
21 неделя |
|
42 |
Где зимуют птицы? |
1 |
|
|
43 |
Когда появилась одежда? |
1 |
22 неделя |
|
44 |
Когда изобрели велосипед? |
1 |
|
|
45 |
Когда мы станем взрослыми? |
1 |
23 неделя |
|
46 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа» |
1 |
|
|
«Почему и зачем?» (20 часов) |
||||
47 |
Почему солнце светит днем. А звезды –ночью? |
1 |
24неделя |
|
48 |
Почему Луна бывает разной? |
1 |
|
|
49 |
Почему идёт дождь и дует ветер? |
1 |
25 неделя |
|
50 |
Почему звенит звонок? |
1 |
|
|
51 |
Почему радуга разноцветная? |
1 |
26 неделя |
|
52 |
Почему мы любим кошек и собак? |
1 |
|
|
53 |
Проект «Мои домашние животные» |
1 |
27 неделя |
|
54 |
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? |
1 |
|
|
55 |
Зачем мы спим ночью? |
1 |
28неделя |
|
56 |
Почему нужно есть много овощей и фруктов? |
1 |
|
|
57 |
Почему надо чистить зубы и мыть руки? |
1 |
29 неделя |
|
58 |
Зачем нам телефон и телевизор? |
1 |
|
|
59 |
Зачем нужны автомобили? |
1 |
30 неделя |
|
60 |
Зачем нужны поезда? |
1 |
|
|
61 |
Зачем строят корабли? |
1 |
31 неделя |
|
62 |
Зачем строят самолеты? |
1 |
|
|
63 |
Почему в автомобиле, поезде, самолете, на корабле нужно соблюдать правила безопасности? |
1 |
32 неделя |
|
64 |
Зачем люди осваивают космос? |
1 |
|
|
65 |
Почему мы часто слышим слово «экология»? |
1 |
33 неделя |
|
66 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы» |
1 |
|
Согласовано:
протокол заседания методического объединения
учителей начальной школы
от 29.08. 2016 г. №1
Согласовано:
Заместитель директора по УВР ______ Т.А. Ловицкая
29.08.2016 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.