рабочая программа

  • doc
  • 23.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала rabochaya_programma_izo_i_hud.trud.doc

 

Рабочая программа «Изобразительное искусство и художественный труд»  для 4 класса

 (68 часов)

Пояснительная записка

      Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе  Образовательной программы - Школа России (под редакцией Плешакова)

 

Количество часов в неделю  -  1 час – изо, 1 час - труд   

По плану – 68

  Основные  цели  программы:
      • обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предметам  «Изобразительное искусство» и «Технология. Художественный труд».
      • содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
      • способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное, архитектура, дизайн);
      • содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
      • обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами;
      • способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.

 

Требования к уровню подготовки оканчивающих  IV класс

В результате изучения изобразительного искусства и художественного труда ученик должен:

 

знать/понимать:

         доступные сведения о памятниках культуры и ис­кусства; о ведущих художественных музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея), свое­го региона;

         отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;

         названия центров традиционных народных художе­ственных промыслов России и своего региона и отличи­тельные признаки образа художественной вещи из раз­ных центров народных промыслов;

         средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, простран­ство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах;

         магическую и эстетическую роль орнамента, рит­мические схемы построения: ярусное расположение ор­наментальных  мотивов, симметрия и асимметрия в по­строении орнамента, характер элементов городецкой росписи (растительный й зооморфный, антропоморф­ный); о взаимосвязи формы художественной вещи с ее назначением, материалом и декором; анализировать изо­бражаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;

         названия, назначение ручных инструментов для об­работки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т. д.) и правила безопасного пользования ими;

         способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;

         особенности вышивки разных регионов России;

         традиционное искусство лоскутного шитья, набой­ки, ткачества понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;

         виды природных материалов, используемых в пле­тении;

уметь:

·                          применять приемы акварельной живописи («по-сы­рому», «а-ля-прима» и др.)» приемы получения звучных, чистых,   сложных,   мягких   цветовых   пятен,   цветовых сочетаний;

·         пользоваться графическими, живописными, деко­ративными средствами выразительности в создании ху­дожественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, челове­ка в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;

·                              применять специфические средства выразительно­сти в работе по мотивам конкретного вида народного ис­кусства (на основе повтора, вариаций и импровизаций);

·                              соблюдать последовательное выполнение изделия (планирование с помощью технологической карты, эски­зов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, при­способлений на основе выбранной технологии, самокон­троль, оценка своей работы);

·                              анализировать орнаментальные композиции в про­изведениях народного и декоративно-прикладного искус­ства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкну­тый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамич­ный, статичный;

·         решать художественно-творческие задачи на пов­тор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;

·                              высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных масте­ров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений;

·                              решать художественно-творческие задачи на проекти­рование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;

·         комбинировать различные работы с бумагой, кар­тоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблю­дением технологической последовательности;

·                              выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;

·                              использовать простейшие выкройки для изготовле­ния изделий;

·                              выполнять рельефные и объемные многофигурные композиции из глины;

·                              изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приемов техно­логии в народном творчестве;

·                                          оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к конкретному изделию                                                                                           

·         экономно и рационально использовать материалы;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

       выражать свое эмоционально-эстетическое отношение   к   произведениям   изобразительного   и   народного декоративно-прикладного   искусства,    к   окружающему миру;

       заниматься самостоятельным творчеством;

       высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;

       проявлять  нравственно-эстетическое  отношение  к родной природе,  к Родине,  к защитникам Отечества, к  :           национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;

       проявлять   положительное   отношение   к   процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стре­мление к преобразованию в школе и дома.

 

 

Курс обеспечен:

 

  • Учебник  «Изобразительное искусство» 4 класс Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А. Величкина. М.: Просвещение, 2009
  • Творческая тетрадь «Изобразительное искусство» 4 класс Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А. Величкина. М.: Просвещение, 2009
  • Дополнительная литература: «Методическое пособие к учебнику "Изобразительное искусство. 4 класс"» Т.Я. Шпикалова и др. - М.: Просвещение, 2008

Изобразительное искусство  4 класс 34 часа

Ведущая тема года:

Вечные и любимые образы искусства

 

Основы художественного изображения. Изобразительное искусство (18 ч)

Развитие эмоционально-эстетического воспри­ятия, произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых через вечные образы- символы, образы-архетипы, заключенные в произведе­ниях разных видов и жанров, в творениях народных мастеров разных стран, раскрывается образная картина мира, обнаруживается неисчерпаемость природных обра­зов (образы растений, птиц и животных, природных сти­хий), образы человека, его дела (труд, отдых, праздники, ремесла, сказки и быль, игры и увлечения), история и защита отечества (исторический жанр), вещи вокруг человека (натюрморт).

 

Расширение знаний и представлений:

о цвете, многообразии цветотоновых оттенков. Прием получения звучных, чистых, сложных цветовых сочета­ний для передачи объема и освещенности реальных пред­метов. Понятие локального цвета. Освоение различных приемов акварельной живописи («по-сырому», «а-ля-прима» и др.), изменение цвета в зависимости от распо­ложения предмета в пространстве. Приемы изображения пространственных планов в реалистической живописи. Выполнение упражнений на подбор цветовой гаммы раз­ных состояний природы. Экспериментирование с цветом (работа по сырой бумаге, «мазок с восковым рисунком»);

о графических средствах выразительности. Линия силуэта в создании образа отдельных явлений природы, в изображении головы и фигуры человека, композиции в целом. Простейшие приемы передачи объема, светоте­ни (свет, тень, полутень и др.) в рисовании предметов комбинированной формы. Приемы изображения про­странства с применением элементарных закономерно­стей линейной и воздушной перспективы (линия гори­зонта, уровень зрения, точка схода). Приемы передачи динамики с помощью линий, штрихов. Упражнения на выполнение плакатного шрифта. Рисование цветными мелками, карандашами, пастелью, углем, фломастера­ми; использование материалов для коллажа (цветная бумага, вырезки из старых журналов, газет, фотографии и т. д.);

о станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Применение различных композиционных закономерно­стей для образного решения сюжета (выбор угла зрения, выделение композиционного центра, контрасты разме­ров, света и цвета и др.). Работа по чтению и составле­нию композиционных схем;

о декоративной композиции (декоративный натюр­морт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстракт­ная композиция). Приемы организации декоративной композиции: множественность времени, многосюжетность, условная трактовка элементов композиции и т. д.

Выразительные средства плаката (графичность, лаконич­ность, условность в характере изображения, броскость цвета, особенности композиции — соединение изобра­жения с текстом). Знакомство с медальерным искус­ством. Ясность, лаконичность композиций, применение символов, эмблем, аллегорий. Сочетание изображения и надписи.

 

Опыт художественно-творческой деятельно­сти в процессе рисования с натуры, по памяти и представлению:

пейзажа (отдельных элементов и композиции) живо­писными, графическими и декоративными средствами. Создание композиции, отражающей собственное видение мира, с отражением характерных признаков природы родных мест. Передача в пейзаже динамики, движения («Вольный ветер — дыхание земли»);

натюрморта (передача характерных признаков формы, объема предметов графическими и живописными материа­лами). Составление декоративной композиции натюрморта из предметов старинного и современного быта («Вещи старого дома», «Вещь во времени и пространстве»);

человека (наброски и зарисовки сказочных персона­жей в народных костюмах, воинов русской и француз­ской армии времен Отечественной войны 1812 г. в воен­ном обмундировании). Оформление родословного древа и выполнение группового портрета своей семьи («Дуб стар, да корень свеж»). Создание образа художника или на­родного мастера с передачей внешнего сходства в лице, костюме, предметном окружении;

сюжетно-тематических и декоративных компози­ций иллюстраций к литературным и фольклорным про­изведениям, на исторические и бытовые темы, плаката, лубочной картинки. Прием уподобления природных цик­лов образу человека, передача в костюме особенностей состояния природы конкретного месяца с помощью цве­та и декора. Передача в сюжетной композиции реальных (или вымышленных) образов, отражение определенного военного сюжета, действия. Выявление сходства и раз­личия в создании художественного образа времен года выразительными средствами разных искусств (изобрази­тельного и народного).

 

Основы народного декоративно-прикладного искусства (16 ч)

 

Развитие эмоционально-эстетического восприя­тия произведений народного декоративно-прикладного искусства,  ансамбля художественных вещей (крестьянский дом, народный праздничный костюм, предметы домашнего быта), в которых отражается народное пред­ставление о строении мироздания, о природных стихиях. Выявление связей образа художественной вещи с обра­зами в изобразительном искусстве, с жизнью своего края и историей народа.

 

Развитие знаний и представлений о символике народного орнамента. Образы мироздания в образе древа, жилища русского крестьянина, прялке, в народ­ном костюме. Магическая и эстетическая роль орнамен­та. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента. Освоение особенно­стей орнаментики на основе повтора, вариаций, импро­визаций.

 

Опыт художественно-творческой деятельности:

искусство прялки Русского Севера (вологодская, мезенская, северодвинская), Ярославля, Городца. Отли­чительные особенности конструкции, орнамента резных и расписных прялок. Упражнения на рисование знаков-символов (солнце, земля, древо, птица-счастья), по моти­вам вологодской и пермогорской прялок.

Искусство городецкой росписи по дереву. Городецкая прялка как предмет труда, украшения интерьера, как подарок. Особенности ее конструкции (донце, гребень) в сравнении с конструкцией прялок северных регионов Рос­сии. Образ мироздания в росписи городецкой прялки, осо­бенности орнаментальной композиции (ярусность, сим­метрия). Последовательности росписи («подмалевка», «разживка черным цветом», «разживка белилами»). Осо­бенности мотивов росписи («Купавки, розаны, бутоны, листочки...», птицы («Пава-краса»), коня («У меня базар-на прялочка... на ней кони...»). Составление композиции панно по мотивам городецкой росписи (импровизация).

Искусство резьбы по ганчу. Орнамент в каменной архитектуре мастеров узбекского и других народов Вос­тока. Своеобразие ганча как художественного материала (эластичность, прочность, белизна). Особенности резного орнамента (арабески — символичные растительные и геометрические мотивы; тематические сюжеты). Приемы резьбы по ганчу (сквозная, рельефная), последователь­ность исполнения. Выполнение упражнений черным фломастером или палочкой и черной тушью на повтор символов узбекского орнамента и составление узора («Узоры из глубины веков в резьбе по ганчу»). Составле­ние симметричного узора в круге (вариации, импровиза­ция) с использованием символики узбекского орнамента («Твой ажурный узор в резьбе по ганчу»).

Художественный труд  4 класс (34 часа)

Ведущая тема года: Трудом мир строится

Работа с бумагой

Приобретение начальных технологических зна­ний о материалах: бумага (ватман, обойная, тонирован­ная, упаковочная бумага) и картон; об инструментах, материалах и приспособлениях для скрепления (ножни­цы, шило, циркуль, бокорезы; клей ПВА, проволока, бумажная лента); о способах технологической обработки бумаги: гофрировки — елочные структуры; асимметричное вырезывание из сложенной заготовки; прокалывание, скручивание; аппликация; модульное оригами; склеива­ние; простейшие базовые формы техники оригами («блин», «змей», «двойной квадрат»); о чтении условных обозначе­ний (загнуть деталь от себя, подравнять); в работе по тех­нологической карте.

 

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плот­ности, текстуре); разметка по образцу, по шаблону, по сгибу, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовок, сложенных многократ­но. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов складывания, художественного вырезывания, оригами, аппликации; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; проведение мини мастер-классов; организация выставок творческих работ и экскур­сии по ним; коллективная оценка результатов работы.

 

Формирование трудового опыта:

конструирование из бумаги: воздушные конструкции в технике модульного оригами — звезды; объемное кон­струирование на основе формирования цилиндрической и конусообразных поверхностей (поставки, солонки по мотивам городецких изделий) и приема передачи объема с помощью бумажной ленты; прокалывания, аппликации;

изготовление изделий из бумаги и картона: комплект предметов для письменного стола (записная книжка, закладка, визитница, коробочка для скрепок) в технике оригами, гофрирования (елочные структуры), аппликации;

декоративные композиции: рельефное панно с дета­лями в технике художественной вырезанки, приемами скручивания, гофрирования по мотивам традиционного

русского деревянного зодчества; панно в технике асим­метричной вырезанки по мотивам природных и архитек­турных достопримечательностей родного края.

 

Работа с тканью

 

Приобретение начальных технологических зна­ний о материалах: ткани из искусственных синтетиче­ских и смешанных волокон, их применение; традицион­ный и современный способы изготовления ткани (пряде­ние, ткачество, декор); выполнение узорной ткани на бердышке; об инструментах и приспособлениях: уст­ройство и принцип работы бердышка; о декоре изделий из ткани сутажом, бисером, пуговицами, лентами, вышивкой («набор»).

 

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани: конструирование изделий по задан­ным условиям и собственному замыслу; составление выкройки на основе эскиза, по результатам обмеров; выполнение ткачества на бердышке; приемы лоскутного шитья в технике «ляпачиха», приемы выполнения объем­ного дна в изделии из ткани; приемы украшения изде­лия вышивкой («набор»), аппликацией из различных материалов; окантовка края изделия на основе изучен­ных ранее способов (по выбору); самостоятельное пред­варительное планирование работы, организация рабоче­го места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконт­роль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.

 

Формирование трудового опыта:

Изготовление изделий из ткани: декоративное панно из лоскута на основе ляпачной техники; панно из узор­ной тесьмы, вытканной на бердышке (коллективная работа).

Конструирование из ткани: мешочек-упаковка для праздничного подарка, украшенный вышивкой «набор» по мотивам традиционных изделий; прихватки различной формы, грелки на чайник, декорированные в технике аппликации; коллективное панно в технике аппликации.

Конструирование приспособлений для работы: бердышко и челнок для ткачества.

 

Работа с пластичными материалами

Приобретение начальных технологических зна­ний о материалах: обобщение знаний о видах пластич­ных материалов, сравнение их свойств, приемов обработ­ки; об инструментах и приспособлениях: условия при­менения различных инструментов и приспособлений для обработки   пластичных  материалов;   о  способах  декора

изделий из пластичных материалов: выбор способа декора в зависимости от назначения изделия, традиции его изготовления.

 

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке пластичных материалов: конструирование изделий из пластичных материалов по собственному замыслу, разработка технологии изготовления; лепка и декор с помощью изученных ранее приемов и способов; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.

 

Формирование трудового опыта:

Конструирование из пластичных материалов: декора­тивное панно для оформления интерьера (коллективная работа).

Проектирование из пластичных материалов: сувенир из глины (пластилина, пластики) с символикой родного края.

Работа с природными материалами

Приобретение начальных технологических знаний о материалах: цветы для составления празд­ничного букета, различие цветка и стебля по форме, раз­меру, цвету; мочало как материал для изготовления сувениров, его свойства (гибкость, пластичность, подат­ливость, цвет); об инструментах и приспособлениях: выбор инструментов в зависимости от свойств природ­ных материалов; о декоре цветочных композиций допол­нительными материалами (веточками, прутьями, трава­ми и др.); украшение изделий из мочала декоративны­ми лентами, тесьмой, плетением, объемных изделий из бересты — плетеным декором.

 

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов: выбор цветов по форме, размеру, колориту в соответствии с задуманной композицией; выполнение различных видов цветочных композиций (массивная, линейная, смешанная); выбор сосуда в соответствии с композицией букета; приемы объемного косого плетения из бересты; способ закрытия края изделия «зубцами», приемы выполнения простей­шего плетеного декора на изделии; конструирование игрушек из мочала по собственному замыслу с выбором способов, изученных при изготовлении игрушек из со­ломы, применение известных способов декора в соответ­ствии с замыслом; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество    в    трудовом    процессе,    самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устра­нение; самооценка работы.

 

Формирование трудового опыта:

Изготовление изделий из природных материалов: коробейка из бересты, выполненная косым плетением, украшенная плетеным декором по мотивам работ народ­ных мастеров.

Конструирование из природных материалов: празд­ничный букет из живых цветов, составленный на осно­ве законов фитодизайна; игрушки из мочала на основе образов народной игрушки.

Работа с разными материалами

Приобретение начальных технологических зна­ний о материалах: медная проволока как материал для филиграни, свойства проволоки (пластичность, краси­вый цвет); синтетические упаковочные материалы (со­суды, коробки, баночки из пластика; упаковки для пищевых продуктов, соков), их свойства, приемы обра­ботки, возможности использования в конструировании; об инструментах и приспособлениях для обработки разных материалов: ножницы, круглогубцы, стержни, бокорезы, их устройство, принцип работы, правила тех­ники безопасности; декор цветной бумагой, фольгой, нитками.

 

Овладение начальными трудовыми умениями по обработке проволоки: приемы сгибания проволоки с помощью круглогубцев и стержней, резания бокорезами; выполнение спиралей и колечек, скручивание «шнурка» из проволоки; разработка эскиза композиции по моти­вам филиграни; составление композиции на пластине из картона, сборка на клее; соединения с помощью ниток, проволоки; приемы резания упаковочных материалов, отгибания нарезанных деталей; приемы декорирования с помощью плетения, обвивания, сминания; самостоятель­ное предварительное планирование работы, организация рабочего места, самоконтроль, самостоятельное выяв­ление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.

 

    Формирование трудового опыта:

Конструирование из разных материалов: сувенир-под­веска из проволоки по мотивам филиграни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерное планирование уроков  изобразительного искусства

и художественного труда в 4 классе

 

 

Тема урока

Вид творческой работы.

Дата проведения

 

Тема урока художественного труда.

Вид творческой работы.

Дата проведения

 

 

План

 

Факт

План

Факт

Рыбам — вода,

птицам — воздух,

человеку — вся земля

 

 

 

Стоит дерево,

цветом зелено:

дом украшает, ремесло

оснащает, мир освещает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Целый мир от красо­ты.

Образ пространства в искусстве      (цветные карандаши,      флома­стеры,   мелки,   цвет­ная бумага)

 

Экскурсия

 

 

1

Искусство составле­ния букета.

Составление букета из живых природных форм

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

2

Древо   жизни — сим­вол мироздания.

Символическое и реа­листическое    изобра­жение.    Наброски    и зарисовки    (графиче­ские материалы)

Самостоятельная работа

 

 

2

Берестяные плетенки.

Косое плетение из бе­ресты

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

3

Мой   край   родной моя земля.

Пейзаж. Графическая композиция (пастель, мелки, уголь)

Самостоятельная работа

 

 

3

Завершение темы уро­ка 2

Самостоятельная работа

 

 

 

4

Цветущее     дерево — символ жизни.

Изображение    расти­тельных  мотивов  Го­родецкой росписи (вет­ки,    цветы,    бутоны, листья, гуашь)

Самостоятельная работа

 

 

4

Комплекты бытовой утвари.

Конструирование ком­плектов посуды: ва­риации по мотивам изделий Городца

Самостоятельная работа

 

 

 

5

Пава-краса,       птица счастья.

Изображение       Горо­децких   птиц.   Включение их в компози­цию (гуашь)

Самостоятельная работа

 

 

5

Продолжение темы урока 4

Самостоятельная работа

 

 

 

6

Конь-огонь — символ солнца, плодородия и добра.

Изображение мотива коня в технике Горо­децкой росписи (гуашь)

Самостоятельная работа

 

 

6

Завершение темы уро­ка 4

Самостоятельная работа

 

 

 

7

Образ мира в Горо­децкой прялке.

Роспись панно по мотивам городецкой росписи (гуашь)

Самостоятельная работа

 

 

7

Все   краски   русской осени.

Декоративное  панно. Ляпачная      техника: колорит  и   варианты пришивания лоскута

Самостоятельная работа

 

 

 

8

Знатна русская зем­ля своими мастерами.

Портрет художника или народного масте­ра (материалы по вы­бору)

Самостоятельная работа

 

 

8

Завершение темы уро­ка 7

Самостоятельная работа

 

 

 

 

Рекомендуемые для ознакомления  произведения:

изобразительного искусства: Р. Алехов. По ком звонит колокол; И.  Билибин.  Обложка журнала  «Народное творчество»;  Заставка для журнала  «Мир искусства»; А. Куинджи.  Север; Л. Бродская. Овес; 3. Серебрякова. Мать; И. Левитан. Озеро. Русь; И. Шишкин. Упавшее дерево; Среди долины ровныя...; Лесные дали; А. Савра­сов. Проселок; И. Левитан. Избушка на лугу; Н. Ромадин. В род­ных местах Есенина; А. Либеров. Васюганские просторы; А. Мунхалов. Счастье; М. Ахунов. Ровесница века. Линогравюра; С. Гавин. Тишина. Голебен; А. Саврасов. Дубы на берегу;

народного декоративно-прикладного искусства: резные и рас­писные прялки — вологодские, архангельские, городецкие; Городец­кие   изделия,   выполненные   Л.   Беспаловой,   Ф.    Н.   Касатовой, Ф. Краснояровым, А. Коноваловым, В. Колесниковой; И. Голиков. Осень. Шкатулка. Палех; В. Миронов. Пряха. Палех; изделия совре­менных лоскутниц в ляпачной технике, плетеные изделия из бере­сты (корзинки, шкатулки, солонички, коробейки)

 

 

 

НА ДВОРЕ ОСЕНЬ — ПОГОД ВОСЕМЬ

 

 

РЯДИСЬ, НЕ СТЫДИСЬ, А РАБОТАТЬ НЕ ЛЕНИСЬ

 

9

Вольный ветер — ды­хание земли.

Графические наброски на передачу динамики (материалы по выбору)

Самостоятельная работа

 

 

9

Изящный сувенир.

Конструирование    по мотивам техники фи­лиграни

Самостоятельная работа

 

 

 

 

10

Движение — жизни течение.

Живописные     набро­ски на передачу ста­тики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники (мате­риалы по выбору)

Самостоятельная работа

 

 

10

Завершение темы уро­ка 9

Самостоятельная работа

 

 

 

11

Осенние метаморфозы.

Пейзаж   с   изображе­нием людей и техни­ки в движении (мате­риалы по выбору)

Самостоятельная работа

 

 

11

Импровизации         из глины. Коллективное панно.

Лепка из пласта: фак­тура, декор

Самостоятельная работа

 

 

 

12

Родословное древо.

Семейный портрет (ма­териалы по выбору)

Самостоятельная работа

 

 

12

Завершение темы уро­ка 11

Самостоятельная работа

 

 

13

Год не неделя две­надцать месяцев впе­реди.

Прием   уподобления. Зарисовки     силуэтов старинной     мужской одежды,     поисковые эскизы      к      сказке С. Маршака «Двенад­цать месяцев»  (мате­риалы по выбору)

Самостоятельная работа

 

 

13

Упаковка   для   праз­дничного подарка.

Конструирование:  тек­стиль, шитье, вышив­ка

Самостоятельная работа

 

 

 

 

14

Год не неделя две­надцать месяцев впе­реди.

Иллюстрация к сказ­ке С. Маршака «Две­надцать       месяцев ». Гармоничное   сочета­ние цветов (живопис­ные материалы, фло­мастеры)

Самостоятельная работа

 

 

14

Завершение темы уро­ка 13

Самостоятельная работа

 

 

15

Новогодние импрови­зации.

Колорит.

Эксперимен­тирование с   краска­ми (акварель,  воско­вые мелки)

 

Самостоятельная работа

 

 

15

Творческий     проект: «Новогодняя   игруш­ка».

Конструирование: елочные    украшения из  разных  вспомога­тельных форм

Самостоятельная работа

 

 

16

Новогодние импрови­зации.

Конструирование новогодней открытки и ее цветовое оформ­ление     (живописные материалы,  восковые мелки)

Самостоятельная работа

 

 

16

Завершение темы уро­ка 15

Самостоятельная работа

 

 

 

Рекомендуемые для ознакомления произведения:

изобразительного искусства: А. Вагин. Над полями да над чис­тыми. Линогравюра; Ф. Васильев. Болото в лесу. Осень; Т. Маври-на. Городец; П. Павлов. Мать; В. Маяковский. Иконник; В. Васне­цов. Летописец Нестор; В. Тропинин. Кружевница; Г. Васько. Порт­рет   юноши;    В.    Суриков.    Портрет   художника   И.   Остроухова; Е.   Винокуров.   Извечный   мотив;   В.   Фаворский.   Иллюстрация   к «Слову о  полку Игореве»;  А.   Куинджи.   Облака;  Э.  Браговский. Весна на  Нерли;  А.   Ткачев.  Гроза;  Н.   Крымов.   Ветреный день; И. Глазунов. Два гонца; Б. Домашников. Утро. Урал; А. Дейнека. Разворот книги Б. Уральского «Электромонтер»; М. Ахунов. Доро­ги; Л. Киселева. Город надвигается; М. Сарьян. Горы; В. Курчев-ский.  Иллюстрация к книге  «Быль-сказка о карандашах и кра­сках»;  А.   Пахомов.   Наброски  из  книги   «Моя  работа  в  детской книге»; С. Жуковский. Осень; А. и С. Ткачевы. Пора журавлиная; А. Ткачев. Листопад; И. Воробьев. Вечер механизаторов; Д. Жилин-ский.   Под   старой   яблоней;   И.   Симонов.   Династия;   Ф.   Толстой. Семейный портрет; Ю. Кугач. Семья; К. Васильев. Северный орел; В. Алфеевский. Иллюстрация к сказке Маршака «Двенадцать меся­цев»; А.  Журавлева.  Иллюстрации к Месяцеслову;  К.  Юон.  Елоч­ный торг; В. Алфеевский. Двенадцать месяцев; И. Билибин. Иллю­страция   к   сказке   «Марья   Моревна»;   А.   Ставровский.   Гитара   и маски; П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме; О. Богаевская. Детский праздник;

народного  декоративно-прикладного   искусства:   И.   Маркичев. Жнитво.   Палех;   И.   Маркичев.   Сельхозработы.   Пластина.   Палех; А. Кочупалов. Двенадцать месяцев. Палех; Н. Иванова. Двенадцать месяцев. Холуй; изделия в технике филиграни.

 

ЧТО БЫЛО, ВИДЕЛИ ДЕДЫ; ЧТО БУДЕТ, УВИДЯТ ВНУКИ

 

 

 

ГДЕ ЖИВЕМ, ТЕМ И СЛЫВЕМ

17

Зимняя прогулка.

Наброски   и   зарисов­ки    по    наблюдению, по  памяти  заснежен­ных деревьев, людей, домов   (цветные   мел­ки)

Самостоятельная работа

 

 

17

Природные    и    архитектурные мотивы

 

родного края.

Бумага: симметричная вырезанка

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

18

Зимняя прогулка.

Сюжетная   многопла­новая       композиция: городской   или   сель­ский пейзаж с архи­тектурными строения­ми,  фигурами людей в движении (гуашь)

Самостоятельная работа

 

 

18

Завершение темы уро­ка 17

Самостоятельная работа

 

 

 

19

Вещи старого дома.

Упражнения на пере­дачу конструктивных особенностей формы, объема в рисовании предметов с натуры. Тематический натюр­морт с натуры (гра­фические материалы)

Самостоятельная работа

 

 

19

Забавный сувенир.

Конструирование: текстиль,  шитье,

ап­пликация

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

20

Вещь во времени и пространстве.

Декоративный натюр­морт (графические ма­териалы, гуашь)

Самостоятельная работа

 

 

20

Завершение темы уро­ка 19

Самостоятельная работа

 

 

 

21

Да, были люди в на­ше время...

Зарисовки по пред­ставлению русских и французских воинов времен Отечественной войны 1812 г. (гра­фические и живопис­ные материалы по выбору)

 

Самостоятельная работа

 

 

21

Подарочный     набор.

Комплект принадлеж­ностей   для   письмен­ного стола. Конструирование: ори­гами и гофрирование

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

22

Да, были люди в на­ше время...

Сюжетная компози­ция: иллюстрация к фрагменту стихотво­рения М. Ю. Лермон­това «Бородино» (ма­териалы по выбору)

Самостоятельная работа

 

 

22

Завершение темы уро­ка 21

Самостоятельная работа

 

 

 

23

Образ мира в народ­ном костюме и вне­шнем убранстве кре­стьянского дома.

Зарисовки образов-символов резьбы в декоре фасада дома, резных наличников по наблюдению (ма­териалы по выбору)

Самостоятельная работа

 

 

 

23

Деревенская     улица. Рельефное панно.

Конструирование: ар­хитектурные   объемы из бумаги

Самостоятельная работа

 

 

 

 

24

Потешные листы.

Графические    упраж­нения на освоение вы­разительности  лубоч­ной линии и штриха

Самостоятельная работа

 

 

 

24

Завершение темы уро­ка 23

Самостоятельная работа

 

 

 

25

Потешные листы.

Декоративная компози­ция: лубочная картин­ка к пословицам, пого­воркам   или   народной песне     (графический рисунок с раскраской)

Самостоятельная работа

 

 

 

25

Радужные узоры.

Ткачество      на      бердышке

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

26

Вода — жизнь.

Упражнения   по   вы­полнению плакатного шрифта.     Поисковые эскизы   плаката   (ма­териалы по выбору)

Самостоятельная работа

 

 

 

26

Завершение темы уро­ка 25

Самостоятельная работа

 

 

 

 

Рекомендуемые для ознакомления  произведения:

изобразительного искусства: В. Ванников. Декоративный натюр­морт; Э. Грабарь. Иней. Восход солнца; П. Петров. Роща; А. Савра­сов. Иней; Н. Ромадин. Розовая зимка; В. Калинычева. Каникулы; В.  Курчевский.  Ребята и зверята;  К.  Петров-Водкин.  Натюрморт с чернильницей;   М.   Андреев.   Натюрморт;   М.   Ромадин.   Квартира родителей;  П.  Кончаловский.  Натюрморт;  А.   Васильев.  Реквизит; В. Эльконин. Стеклянная посуда; И. Машков. Натюрморт с самоваром; Фрукты на блюде; Л. Романова. Осенний букет. Коллаж; неизвест­ный художник. П. И. Багратион; неизвестный художник. М. Б. Бар­клай де Толли. Миниатюра; Р. Волков. М. И. Кутузов; Д. Доу. Пор­треты Д. И. Давыдова, Д. С. Дохтурова, А. А. Тучкова, А. И. Гор­чакова,    И.    С.    Дорохова,    Н.    Н.    Раевского,    М.    И.    Платова; Н. Самокиш. Подвиг солдат Раевского под Салтановкой; Ф. Рубо. Кава­лерийский бой во ржи. Фрагмент Бородинской панорамы; В. Вере­щагин.   Не   замай,   дай  подойти!;   Атака;   на  большой   Смоленской дороге;

народного декоративно-прикладного  искусства:  лубочные  кар­тинки:   Сильный   богатырь   Еруслан   Лазаревич;   Медведь   с   козою прохлаждаются; Трапеза благочестивых и нечестивых; Славный рыцарь Петр Златые ключи; Шут Фарное на свинье; Угощение гостя по  старому  обычаю;  Кот  казанский — ум  астраханский...;  Ай  во поле...; Пряди моя пряха...;

 

 

ПОВЕРНИСЬ К МИРОЗДАНИЮ!

 

27

Вода — жизнь.

Композиция   плаката в    технике    коллажа или фотомонтажа (ма­териалы по выбору)

Самостоятельная работа

 

 

 

27

Творческий проект: «Древний символ родно­го края (города, села)».

Глина: конструирова­ние из пласта, из це­лого куска, рельеф

Самостоятельная работа

 

 

 

28

За весной, красой при­роды,    лето    красное придет.

Композиция и колорит весеннего пейзажа (жи­вописные материалы)

Самостоятельная работа

 

 

 

28

Завершение темы уро­ка 27

Самостоятельная работа

 

 

 

29

Завершение темы уро­ка 28

Самостоятельная работа

 

 

 

29

Звезды Победы. Коллективное панно.

Конструирование: мо­дульное оригами

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

30

Этот праздник со сле­зами на глазах.

Образ защитника Оте­чества в скульптуре и живописи.   Эскиз  па­мятника героям Вели­кой Отечественной вой­ны  по  представлению (материалы по выбору)

Самостоятельная работа

 

 

 

30

Завершение темы уро­ка 29

Самостоятельная работа

 

 

 

31

Медаль за бой, за труд из одного металла льют.

Медальное искусство. Образы-символы.   Эс­киз памятной медали

Самостоятельная работа

 

 

 

31

Народные игрушки из природных материалов.

Конструирование: традиционные образы-символы

Самостоятельная работа

 

 

 

 

32

Резьба по ганчу.

Орнаменты     народов мира: шедевры архи­тектуры Узбекистана в технике сквозной и рельефной резьбы

Самостоятельная работа

 

 

 

32

Завершение темы уро­ка 31

Самостоятельная работа

 

 

 

33

Символика ганчевых арабесок.

Повтор,   вариации   и импровизация по мо­тивам узбекских ган­чевых узоров (каран­даш, акварель)

Самостоятельная работа

 

 

 

33

На острове Буяне.

Конструирование: текстильный коллаж

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

34

Круглый год.

Образ времени года в искусстве.   Эскиз  де­коративного       панно (материалы и  техни­ка по выбору)

Самостоятельная работа

 

 

 

34

Завершение темы уро­ка 33

Самостоятельная работа

 

 

 

Рекомендуемые для ознакомления произведения:

изобразительного искусства: Е. Моисеенко. Синее утро; И. Айва­зовский. Ялта; К. Иванов, В. Ездоков; Спортивный праздник. Е. Зверь­ков. Северная весна; Е. Востоков. Разлив на Волге; П. Петровичев. Ледоход на Волге; Т. Лящук. Вода — жизнь. Плакат; К. Пюсс. Нашим водоемам — чистую  воду!  Плакат;   Г.   Серебряков.   Мир  тебе,   наша Земля!   Плакат;   Н.   Чарухин.   Пусть   всегда  будет   солнце!   Плакат; В. Говорков. Нам нужен водоем! Плакат; В. Каракашев. Миру — мир! Плакат; О. Дьяченко. Плакаты из серии «Охрана природы»; В. Домаш-ников. Весна в Ленинграде; П. Фомин. Начало апреля; А. Саврасов. Ранняя весна; В. Сидоров. Майские сумерки; Р. Алехов. Город Вологда. Кремль; А. Бичуков. Памятник «Защитникам земли Российской» на Поклонной горе; Пьета. Барельеф; П. Корин. Г. Жуков; Е. Моисеен­ко. 9 Мая; Е. Вучетич. Памятник воину-освободителю в Берлине. На­градные ордена и медали Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.; А. Куинджи. Оттепель; А. Полюшенко. Вечер в лугах;

народного декоративно-прикладного искусства: В. Денисов. Ска­зание о граде Китеже.  Шкатулка.  Холуй;  Т.  Милюшина.  Лесной царь. Пластина. Холуй; М.  В. Шибаева. Весна-красна. Лоскутная техника. Усманов. Панно из ганча