Рабочая программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 4 класса
(68 часов)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Образовательной программы - Школа России (под редакцией Плешакова)
Количество часов в неделю - 1 час – изо, 1 час - труд
По плану – 68
Основные цели программы:
• обеспечить Обязательный
минимум содержания федерального компонента начального общего образования по
предметам «Изобразительное искусство» и «Технология. Художественный труд».
• содействовать развитию
эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного
искусств, окружающего мира;
• способствовать освоению первичных
знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного
искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное, архитектура, дизайн);
• содействовать воспитанию личности на
основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и
народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и
эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к
людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому,
многонациональной культуре;
• обеспечивать овладение элементарными
умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными
материалами;
• способствовать формированию
образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных,
конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических
искусств и народных художественных промыслов.
Требования к уровню подготовки оканчивающих IV класс
В результате изучения изобразительного искусства и художественного труда ученик должен:
знать/понимать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства; о ведущих художественных музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея), своего региона;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;
• названия центров традиционных народных художественных промыслов России и своего региона и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;
• средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах;
• магическую и эстетическую роль орнамента, ритмические схемы построения: ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента, характер элементов городецкой росписи (растительный й зооморфный, антропоморфный); о взаимосвязи формы художественной вещи с ее назначением, материалом и декором; анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;
• названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов (бумага, картон, глина, ткань и т. д.) и правила безопасного пользования ими;
• способы и приемы обработки бумаги, текстиля, природных материалов;
• особенности вышивки разных регионов России;
• традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачества понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;
• виды природных материалов, используемых в плетении;
уметь:
· применять приемы акварельной живописи («по-сырому», «а-ля-прима» и др.)» приемы получения звучных, чистых, сложных, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний;
· пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;
· применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизаций);
· соблюдать последовательное выполнение изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы);
· анализировать орнаментальные композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный;
· решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;
· высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений;
· решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;
· комбинировать различные работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;
· выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
· использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;
· выполнять рельефные и объемные многофигурные композиции из глины;
· изготавливать изделия из природного материала в технике плетения на основе простейших приемов технологии в народном творчестве;
· оценивать качество работы с учетом технологических и эстетических требований к конкретному изделию
· экономно и рационально использовать материалы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
• заниматься самостоятельным творчеством;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к : национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
• проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию в школе и дома.
Курс обеспечен:
Изобразительное искусство 4 класс 34 часа
Ведущая тема года:
Вечные и любимые образы искусства
Основы художественного изображения. Изобразительное искусство (18 ч)
Развитие эмоционально-эстетического восприятия, произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых через вечные образы- символы, образы-архетипы, заключенные в произведениях разных видов и жанров, в творениях народных мастеров разных стран, раскрывается образная картина мира, обнаруживается неисчерпаемость природных образов (образы растений, птиц и животных, природных стихий), образы человека, его дела (труд, отдых, праздники, ремесла, сказки и быль, игры и увлечения), история и защита отечества (исторический жанр), вещи вокруг человека (натюрморт).
Расширение знаний и представлений:
о цвете, многообразии цветотоновых оттенков. Прием получения звучных, чистых, сложных цветовых сочетаний для передачи объема и освещенности реальных предметов. Понятие локального цвета. Освоение различных приемов акварельной живописи («по-сырому», «а-ля-прима» и др.), изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве. Приемы изображения пространственных планов в реалистической живописи. Выполнение упражнений на подбор цветовой гаммы разных состояний природы. Экспериментирование с цветом (работа по сырой бумаге, «мазок с восковым рисунком»);
о графических средствах выразительности. Линия силуэта в создании образа отдельных явлений природы, в изображении головы и фигуры человека, композиции в целом. Простейшие приемы передачи объема, светотени (свет, тень, полутень и др.) в рисовании предметов комбинированной формы. Приемы изображения пространства с применением элементарных закономерностей линейной и воздушной перспективы (линия горизонта, уровень зрения, точка схода). Приемы передачи динамики с помощью линий, штрихов. Упражнения на выполнение плакатного шрифта. Рисование цветными мелками, карандашами, пастелью, углем, фломастерами; использование материалов для коллажа (цветная бумага, вырезки из старых журналов, газет, фотографии и т. д.);
о станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Применение различных композиционных закономерностей для образного решения сюжета (выбор угла зрения, выделение композиционного центра, контрасты размеров, света и цвета и др.). Работа по чтению и составлению композиционных схем;
о декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Приемы организации декоративной композиции: множественность времени, многосюжетность, условная трактовка элементов композиции и т. д.
Выразительные средства плаката (графичность, лаконичность, условность в характере изображения, броскость цвета, особенности композиции — соединение изображения с текстом). Знакомство с медальерным искусством. Ясность, лаконичность композиций, применение символов, эмблем, аллегорий. Сочетание изображения и надписи.
Опыт художественно-творческой деятельности в процессе рисования с натуры, по памяти и представлению:
пейзажа (отдельных элементов и композиции) живописными, графическими и декоративными средствами. Создание композиции, отражающей собственное видение мира, с отражением характерных признаков природы родных мест. Передача в пейзаже динамики, движения («Вольный ветер — дыхание земли»);
натюрморта (передача характерных признаков формы, объема предметов графическими и живописными материалами). Составление декоративной композиции натюрморта из предметов старинного и современного быта («Вещи старого дома», «Вещь во времени и пространстве»);
человека (наброски и зарисовки сказочных персонажей в народных костюмах, воинов русской и французской армии времен Отечественной войны 1812 г. в военном обмундировании). Оформление родословного древа и выполнение группового портрета своей семьи («Дуб стар, да корень свеж»). Создание образа художника или народного мастера с передачей внешнего сходства в лице, костюме, предметном окружении;
сюжетно-тематических и декоративных композиций иллюстраций к литературным и фольклорным произведениям, на исторические и бытовые темы, плаката, лубочной картинки. Прием уподобления природных циклов образу человека, передача в костюме особенностей состояния природы конкретного месяца с помощью цвета и декора. Передача в сюжетной композиции реальных (или вымышленных) образов, отражение определенного военного сюжета, действия. Выявление сходства и различия в создании художественного образа времен года выразительными средствами разных искусств (изобразительного и народного).
Основы народного декоративно-прикладного искусства (16 ч)
Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, ансамбля художественных вещей (крестьянский дом, народный праздничный костюм, предметы домашнего быта), в которых отражается народное представление о строении мироздания, о природных стихиях. Выявление связей образа художественной вещи с образами в изобразительном искусстве, с жизнью своего края и историей народа.
Развитие знаний и представлений о символике народного орнамента. Образы мироздания в образе древа, жилища русского крестьянина, прялке, в народном костюме. Магическая и эстетическая роль орнамента. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента. Освоение особенностей орнаментики на основе повтора, вариаций, импровизаций.
Опыт художественно-творческой деятельности:
искусство прялки Русского Севера (вологодская, мезенская, северодвинская), Ярославля, Городца. Отличительные особенности конструкции, орнамента резных и расписных прялок. Упражнения на рисование знаков-символов (солнце, земля, древо, птица-счастья), по мотивам вологодской и пермогорской прялок.
Искусство городецкой росписи по дереву. Городецкая прялка как предмет труда, украшения интерьера, как подарок. Особенности ее конструкции (донце, гребень) в сравнении с конструкцией прялок северных регионов России. Образ мироздания в росписи городецкой прялки, особенности орнаментальной композиции (ярусность, симметрия). Последовательности росписи («подмалевка», «разживка черным цветом», «разживка белилами»). Особенности мотивов росписи («Купавки, розаны, бутоны, листочки...», птицы («Пава-краса»), коня («У меня базар-на прялочка... на ней кони...»). Составление композиции панно по мотивам городецкой росписи (импровизация).
Искусство резьбы по ганчу. Орнамент в каменной архитектуре мастеров узбекского и других народов Востока. Своеобразие ганча как художественного материала (эластичность, прочность, белизна). Особенности резного орнамента (арабески — символичные растительные и геометрические мотивы; тематические сюжеты). Приемы резьбы по ганчу (сквозная, рельефная), последовательность исполнения. Выполнение упражнений черным фломастером или палочкой и черной тушью на повтор символов узбекского орнамента и составление узора («Узоры из глубины веков в резьбе по ганчу»). Составление симметричного узора в круге (вариации, импровизация) с использованием символики узбекского орнамента («Твой ажурный узор в резьбе по ганчу»).
Художественный труд 4 класс (34 часа)
Ведущая тема года: Трудом мир строится
Работа с бумагой
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: бумага (ватман, обойная, тонированная, упаковочная бумага) и картон; об инструментах, материалах и приспособлениях для скрепления (ножницы, шило, циркуль, бокорезы; клей ПВА, проволока, бумажная лента); о способах технологической обработки бумаги: гофрировки — елочные структуры; асимметричное вырезывание из сложенной заготовки; прокалывание, скручивание; аппликация; модульное оригами; склеивание; простейшие базовые формы техники оригами («блин», «змей», «двойной квадрат»); о чтении условных обозначений (загнуть деталь от себя, подравнять); в работе по технологической карте.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности, текстуре); разметка по образцу, по шаблону, по сгибу, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовок, сложенных многократно. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов складывания, художественного вырезывания, оригами, аппликации; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; проведение мини мастер-классов; организация выставок творческих работ и экскурсии по ним; коллективная оценка результатов работы.
Формирование трудового опыта:
конструирование из бумаги: воздушные конструкции в технике модульного оригами — звезды; объемное конструирование на основе формирования цилиндрической и конусообразных поверхностей (поставки, солонки по мотивам городецких изделий) и приема передачи объема с помощью бумажной ленты; прокалывания, аппликации;
изготовление изделий из бумаги и картона: комплект предметов для письменного стола (записная книжка, закладка, визитница, коробочка для скрепок) в технике оригами, гофрирования (елочные структуры), аппликации;
декоративные композиции: рельефное панно с деталями в технике художественной вырезанки, приемами скручивания, гофрирования по мотивам традиционного
русского деревянного зодчества; панно в технике асимметричной вырезанки по мотивам природных и архитектурных достопримечательностей родного края.
Работа с тканью
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: ткани из искусственных синтетических и смешанных волокон, их применение; традиционный и современный способы изготовления ткани (прядение, ткачество, декор); выполнение узорной ткани на бердышке; об инструментах и приспособлениях: устройство и принцип работы бердышка; о декоре изделий из ткани сутажом, бисером, пуговицами, лентами, вышивкой («набор»).
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани: конструирование изделий по заданным условиям и собственному замыслу; составление выкройки на основе эскиза, по результатам обмеров; выполнение ткачества на бердышке; приемы лоскутного шитья в технике «ляпачиха», приемы выполнения объемного дна в изделии из ткани; приемы украшения изделия вышивкой («набор»), аппликацией из различных материалов; окантовка края изделия на основе изученных ранее способов (по выбору); самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
Формирование трудового опыта:
Изготовление изделий из ткани: декоративное панно из лоскута на основе ляпачной техники; панно из узорной тесьмы, вытканной на бердышке (коллективная работа).
Конструирование из ткани: мешочек-упаковка для праздничного подарка, украшенный вышивкой «набор» по мотивам традиционных изделий; прихватки различной формы, грелки на чайник, декорированные в технике аппликации; коллективное панно в технике аппликации.
Конструирование приспособлений для работы: бердышко и челнок для ткачества.
Работа с пластичными материалами
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: обобщение знаний о видах пластичных материалов, сравнение их свойств, приемов обработки; об инструментах и приспособлениях: условия применения различных инструментов и приспособлений для обработки пластичных материалов; о способах декора
изделий из пластичных материалов: выбор способа декора в зависимости от назначения изделия, традиции его изготовления.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке пластичных материалов: конструирование изделий из пластичных материалов по собственному замыслу, разработка технологии изготовления; лепка и декор с помощью изученных ранее приемов и способов; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
Формирование трудового опыта:
Конструирование из пластичных материалов: декоративное панно для оформления интерьера (коллективная работа).
Проектирование из пластичных материалов: сувенир из глины (пластилина, пластики) с символикой родного края.
Работа с природными материалами
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: цветы для составления праздничного букета, различие цветка и стебля по форме, размеру, цвету; мочало как материал для изготовления сувениров, его свойства (гибкость, пластичность, податливость, цвет); об инструментах и приспособлениях: выбор инструментов в зависимости от свойств природных материалов; о декоре цветочных композиций дополнительными материалами (веточками, прутьями, травами и др.); украшение изделий из мочала декоративными лентами, тесьмой, плетением, объемных изделий из бересты — плетеным декором.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов: выбор цветов по форме, размеру, колориту в соответствии с задуманной композицией; выполнение различных видов цветочных композиций (массивная, линейная, смешанная); выбор сосуда в соответствии с композицией букета; приемы объемного косого плетения из бересты; способ закрытия края изделия «зубцами», приемы выполнения простейшего плетеного декора на изделии; конструирование игрушек из мочала по собственному замыслу с выбором способов, изученных при изготовлении игрушек из соломы, применение известных способов декора в соответствии с замыслом; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, сотрудничество в трудовом процессе, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
Формирование трудового опыта:
Изготовление изделий из природных материалов: коробейка из бересты, выполненная косым плетением, украшенная плетеным декором по мотивам работ народных мастеров.
Конструирование из природных материалов: праздничный букет из живых цветов, составленный на основе законов фитодизайна; игрушки из мочала на основе образов народной игрушки.
Работа с разными материалами
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: медная проволока как материал для филиграни, свойства проволоки (пластичность, красивый цвет); синтетические упаковочные материалы (сосуды, коробки, баночки из пластика; упаковки для пищевых продуктов, соков), их свойства, приемы обработки, возможности использования в конструировании; об инструментах и приспособлениях для обработки разных материалов: ножницы, круглогубцы, стержни, бокорезы, их устройство, принцип работы, правила техники безопасности; декор цветной бумагой, фольгой, нитками.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке проволоки: приемы сгибания проволоки с помощью круглогубцев и стержней, резания бокорезами; выполнение спиралей и колечек, скручивание «шнурка» из проволоки; разработка эскиза композиции по мотивам филиграни; составление композиции на пластине из картона, сборка на клее; соединения с помощью ниток, проволоки; приемы резания упаковочных материалов, отгибания нарезанных деталей; приемы декорирования с помощью плетения, обвивания, сминания; самостоятельное предварительное планирование работы, организация рабочего места, самоконтроль, самостоятельное выявление дефектов изделия, их устранение; самооценка работы.
Формирование трудового опыта:
Конструирование из разных материалов: сувенир-подвеска из проволоки по мотивам филиграни.
Примерное планирование уроков изобразительного искусства
и художественного труда в 4 классе
№ |
Тема урока |
Вид творческой работы. |
Дата проведения |
№ |
Тема урока художественного труда. |
Вид творческой работы. |
Дата проведения
|
||||||||
План |
Факт |
||||||||||||||
План |
Факт |
||||||||||||||
Рыбам — вода, птицам — воздух, человеку — вся земля
|
|
|
Стоит дерево, цветом зелено: дом украшает, ремесло оснащает, мир освещает |
|
|
|
|||||||||
1 |
Целый мир от красоты. Образ пространства в искусстве (цветные карандаши, фломастеры, мелки, цветная бумага) |
Экскурсия |
|
|
1 |
Искусство составления букета. Составление букета из живых природных форм |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|||||
2 |
Древо жизни — символ мироздания. Символическое и реалистическое изображение. Наброски и зарисовки (графические материалы) |
Самостоятельная работа |
|
|
2 |
Берестяные плетенки. Косое плетение из бересты |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|||||
3 |
Мой край родной — моя земля. Пейзаж. Графическая композиция (пастель, мелки, уголь) |
Самостоятельная работа |
|
|
3 |
Завершение темы урока 2 |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|||||
4 |
Цветущее дерево — символ жизни. Изображение растительных мотивов Городецкой росписи (ветки, цветы, бутоны, листья, гуашь) |
Самостоятельная работа |
|
|
4 |
Комплекты бытовой утвари. Конструирование комплектов посуды: вариации по мотивам изделий Городца |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|||||
5 |
Пава-краса, птица счастья. Изображение Городецких птиц. Включение их в композицию (гуашь) |
Самостоятельная работа |
|
|
5 |
Продолжение темы урока 4 |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|||||
6 |
Конь-огонь — символ солнца, плодородия и добра. Изображение мотива коня в технике Городецкой росписи (гуашь) |
Самостоятельная работа |
|
|
6 |
Завершение темы урока 4 |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|||||
7 |
Образ мира в Городецкой прялке. Роспись панно по мотивам городецкой росписи (гуашь) |
Самостоятельная работа |
|
|
7 |
Все краски русской осени. Декоративное панно. Ляпачная техника: колорит и варианты пришивания лоскута |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|||||
8 |
Знатна русская земля своими мастерами. Портрет художника или народного мастера (материалы по выбору) |
Самостоятельная работа |
|
|
8 |
Завершение темы урока 7 |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|||||
Рекомендуемые для ознакомления произведения: изобразительного искусства: Р. Алехов. По ком звонит колокол; И. Билибин. Обложка журнала «Народное творчество»; Заставка для журнала «Мир искусства»; А. Куинджи. Север; Л. Бродская. Овес; 3. Серебрякова. Мать; И. Левитан. Озеро. Русь; И. Шишкин. Упавшее дерево; Среди долины ровныя...; Лесные дали; А. Саврасов. Проселок; И. Левитан. Избушка на лугу; Н. Ромадин. В родных местах Есенина; А. Либеров. Васюганские просторы; А. Мунхалов. Счастье; М. Ахунов. Ровесница века. Линогравюра; С. Гавин. Тишина. Голебен; А. Саврасов. Дубы на берегу; народного декоративно-прикладного искусства: резные и расписные прялки — вологодские, архангельские, городецкие; Городецкие изделия, выполненные Л. Беспаловой, Ф. Н. Касатовой, Ф. Краснояровым, А. Коноваловым, В. Колесниковой; И. Голиков. Осень. Шкатулка. Палех; В. Миронов. Пряха. Палех; изделия современных лоскутниц в ляпачной технике, плетеные изделия из бересты (корзинки, шкатулки, солонички, коробейки)
|
|
||||||||||||||
НА ДВОРЕ ОСЕНЬ — ПОГОД ВОСЕМЬ
|
РЯДИСЬ, НЕ СТЫДИСЬ, А РАБОТАТЬ НЕ ЛЕНИСЬ |
|
|||||||||||||
9 |
Вольный ветер — дыхание земли. Графические наброски на передачу динамики (материалы по выбору) |
Самостоятельная работа |
|
|
9 |
Изящный сувенир. Конструирование по мотивам техники филиграни |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|||||
10 |
Движение — жизни течение. Живописные наброски на передачу статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники (материалы по выбору) |
Самостоятельная работа |
|
|
10 |
Завершение темы урока 9 |
Самостоятельная работа |
|
|
|
|||||
11 |
Осенние метаморфозы. Пейзаж с изображением людей и техники в движении (материалы по выбору) |
Самостоятельная работа |
|
|
11 |
Импровизации из глины. Коллективное панно. Лепка из пласта: фактура, декор |
Самостоятельная работа |
|
|
||||||
12 |
Родословное древо. Семейный портрет (материалы по выбору) |
Самостоятельная работа |
|
|
12 |
Завершение темы урока 11 |
Самостоятельная работа |
|
|
||||||
13 |
Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Прием уподобления. Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды, поисковые эскизы к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев» (материалы по выбору) |
Самостоятельная работа |
|
|
13 |
Упаковка для праздничного подарка. Конструирование: текстиль, шитье, вышивка |
Самостоятельная работа |
|
|
||||||
14 |
Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев ». Гармоничное сочетание цветов (живописные материалы, фломастеры) |
Самостоятельная работа |
|
|
14 |
Завершение темы урока 13 |
Самостоятельная работа |
|
|
||||||
15 |
Новогодние импровизации. Колорит. Экспериментирование с красками (акварель, восковые мелки) |
Самостоятельная работа |
|
|
15 |
Творческий проект: «Новогодняя игрушка». Конструирование: елочные украшения из разных вспомогательных форм |
Самостоятельная работа |
|
|
||||||
16 |
Новогодние импровизации. Конструирование новогодней открытки и ее цветовое оформление (живописные материалы, восковые мелки) |
Самостоятельная работа |
|
|
16 |
Завершение темы урока 15 |
Самостоятельная работа |
|
|
||||||
Рекомендуемые для ознакомления произведения: изобразительного искусства: А. Вагин. Над полями да над чистыми. Линогравюра; Ф. Васильев. Болото в лесу. Осень; Т. Маври-на. Городец; П. Павлов. Мать; В. Маяковский. Иконник; В. Васнецов. Летописец Нестор; В. Тропинин. Кружевница; Г. Васько. Портрет юноши; В. Суриков. Портрет художника И. Остроухова; Е. Винокуров. Извечный мотив; В. Фаворский. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; А. Куинджи. Облака; Э. Браговский. Весна на Нерли; А. Ткачев. Гроза; Н. Крымов. Ветреный день; И. Глазунов. Два гонца; Б. Домашников. Утро. Урал; А. Дейнека. Разворот книги Б. Уральского «Электромонтер»; М. Ахунов. Дороги; Л. Киселева. Город надвигается; М. Сарьян. Горы; В. Курчев-ский. Иллюстрация к книге «Быль-сказка о карандашах и красках»; А. Пахомов. Наброски из книги «Моя работа в детской книге»; С. Жуковский. Осень; А. и С. Ткачевы. Пора журавлиная; А. Ткачев. Листопад; И. Воробьев. Вечер механизаторов; Д. Жилин-ский. Под старой яблоней; И. Симонов. Династия; Ф. Толстой. Семейный портрет; Ю. Кугач. Семья; К. Васильев. Северный орел; В. Алфеевский. Иллюстрация к сказке Маршака «Двенадцать месяцев»; А. Журавлева. Иллюстрации к Месяцеслову; К. Юон. Елочный торг; В. Алфеевский. Двенадцать месяцев; И. Билибин. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»; А. Ставровский. Гитара и маски; П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме; О. Богаевская. Детский праздник; народного декоративно-прикладного искусства: И. Маркичев. Жнитво. Палех; И. Маркичев. Сельхозработы. Пластина. Палех; А. Кочупалов. Двенадцать месяцев. Палех; Н. Иванова. Двенадцать месяцев. Холуй; изделия в технике филиграни. |
|||||||||||||||
ЧТО БЫЛО, ВИДЕЛИ ДЕДЫ; ЧТО БУДЕТ, УВИДЯТ ВНУКИ
|
ГДЕ ЖИВЕМ, ТЕМ И СЛЫВЕМ |
||||||||||||||
17 |
Зимняя прогулка. Наброски и зарисовки по наблюдению, по памяти заснеженных деревьев, людей, домов (цветные мелки) |
Самостоятельная работа |
|
|
17 |
Природные и архитектурные мотивы
родного края. Бумага: симметричная вырезанка |
Самостоятельная работа
|
|
|
||||||
18 |
Зимняя прогулка. Сюжетная многоплановая композиция: городской или сельский пейзаж с архитектурными строениями, фигурами людей в движении (гуашь) |
Самостоятельная работа |
|
|
18 |
Завершение темы урока 17 |
Самостоятельная работа
|
|
|
||||||
19 |
Вещи старого дома. Упражнения на передачу конструктивных особенностей формы, объема в рисовании предметов с натуры. Тематический натюрморт с натуры (графические материалы) |
Самостоятельная работа |
|
|
19 |
Забавный сувенир. Конструирование: текстиль, шитье, аппликация |
Самостоятельная работа
|
|
|
||||||
20 |
Вещь во времени и пространстве. Декоративный натюрморт (графические материалы, гуашь) |
Самостоятельная работа |
|
|
20 |
Завершение темы урока 19 |
Самостоятельная работа
|
|
|
||||||
21 |
Да, были люди в наше время... Зарисовки по представлению русских и французских воинов времен Отечественной войны 1812 г. (графические и живописные материалы по выбору) |
Самостоятельная работа |
|
|
21 |
Подарочный набор. Комплект принадлежностей для письменного стола. Конструирование: оригами и гофрирование |
Самостоятельная работа
|
|
|
||||||
22 |
Да, были люди в наше время... Сюжетная композиция: иллюстрация к фрагменту стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» (материалы по выбору) |
Самостоятельная работа |
|
|
22 |
Завершение темы урока 21 |
Самостоятельная работа
|
|
|
||||||
23 |
Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Зарисовки образов-символов резьбы в декоре фасада дома, резных наличников по наблюдению (материалы по выбору) |
Самостоятельная работа
|
|
|
23 |
Деревенская улица. Рельефное панно. Конструирование: архитектурные объемы из бумаги |
Самостоятельная работа
|
|
|
||||||
24 |
Потешные листы. Графические упражнения на освоение выразительности лубочной линии и штриха |
Самостоятельная работа
|
|
|
24 |
Завершение темы урока 23 |
Самостоятельная работа
|
|
|
||||||
25 |
Потешные листы. Декоративная композиция: лубочная картинка к пословицам, поговоркам или народной песне (графический рисунок с раскраской) |
Самостоятельная работа
|
|
|
25 |
Радужные узоры. Ткачество на бердышке |
Самостоятельная работа
|
|
|
||||||
26 |
Вода — жизнь. Упражнения по выполнению плакатного шрифта. Поисковые эскизы плаката (материалы по выбору) |
Самостоятельная работа
|
|
|
26 |
Завершение темы урока 25 |
Самостоятельная работа
|
|
|
||||||
Рекомендуемые для ознакомления произведения: изобразительного искусства: В. Ванников. Декоративный натюрморт; Э. Грабарь. Иней. Восход солнца; П. Петров. Роща; А. Саврасов. Иней; Н. Ромадин. Розовая зимка; В. Калинычева. Каникулы; В. Курчевский. Ребята и зверята; К. Петров-Водкин. Натюрморт с чернильницей; М. Андреев. Натюрморт; М. Ромадин. Квартира родителей; П. Кончаловский. Натюрморт; А. Васильев. Реквизит; В. Эльконин. Стеклянная посуда; И. Машков. Натюрморт с самоваром; Фрукты на блюде; Л. Романова. Осенний букет. Коллаж; неизвестный художник. П. И. Багратион; неизвестный художник. М. Б. Барклай де Толли. Миниатюра; Р. Волков. М. И. Кутузов; Д. Доу. Портреты Д. И. Давыдова, Д. С. Дохтурова, А. А. Тучкова, А. И. Горчакова, И. С. Дорохова, Н. Н. Раевского, М. И. Платова; Н. Самокиш. Подвиг солдат Раевского под Салтановкой; Ф. Рубо. Кавалерийский бой во ржи. Фрагмент Бородинской панорамы; В. Верещагин. Не замай, дай подойти!; Атака; на большой Смоленской дороге; народного декоративно-прикладного искусства: лубочные картинки: Сильный богатырь Еруслан Лазаревич; Медведь с козою прохлаждаются; Трапеза благочестивых и нечестивых; Славный рыцарь Петр Златые ключи; Шут Фарное на свинье; Угощение гостя по старому обычаю; Кот казанский — ум астраханский...; Ай во поле...; Пряди моя пряха...;
|
|||||||||||||||
ПОВЕРНИСЬ К МИРОЗДАНИЮ! |
|
||||||||||||||
27 |
Вода — жизнь. Композиция плаката в технике коллажа или фотомонтажа (материалы по выбору) |
Самостоятельная работа
|
|
|
27 |
Творческий проект: «Древний символ родного края (города, села)». Глина: конструирование из пласта, из целого куска, рельеф |
Самостоятельная работа
|
|
|
||||||
28 |
За весной, красой природы, лето красное придет. Композиция и колорит весеннего пейзажа (живописные материалы) |
Самостоятельная работа
|
|
|
28 |
Завершение темы урока 27 |
Самостоятельная работа
|
|
|
||||||
29 |
Завершение темы урока 28 |
Самостоятельная работа
|
|
|
29 |
Звезды Победы. Коллективное панно. Конструирование: модульное оригами |
Самостоятельная работа
|
|
|
||||||
30 |
Этот праздник со слезами на глазах. Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи. Эскиз памятника героям Великой Отечественной войны по представлению (материалы по выбору) |
Самостоятельная работа
|
|
|
30 |
Завершение темы урока 29 |
Самостоятельная работа
|
|
|
||||||
31 |
Медаль за бой, за труд из одного металла льют. Медальное искусство. Образы-символы. Эскиз памятной медали |
Самостоятельная работа
|
|
|
31 |
Народные игрушки из природных материалов. Конструирование: традиционные образы-символы |
Самостоятельная работа
|
|
|
||||||
32 |
Резьба по ганчу. Орнаменты народов мира: шедевры архитектуры Узбекистана в технике сквозной и рельефной резьбы |
Самостоятельная работа
|
|
|
32 |
Завершение темы урока 31 |
Самостоятельная работа
|
|
|
||||||
33 |
Символика ганчевых арабесок. Повтор, вариации и импровизация по мотивам узбекских ганчевых узоров (карандаш, акварель) |
Самостоятельная работа
|
|
|
33 |
На острове Буяне. Конструирование: текстильный коллаж |
Самостоятельная работа
|
|
|
||||||
34 |
Круглый год. Образ времени года в искусстве. Эскиз декоративного панно (материалы и техника по выбору) |
Самостоятельная работа
|
|
|
34 |
Завершение темы урока 33 |
Самостоятельная работа
|
|
|
||||||
Рекомендуемые для ознакомления произведения: изобразительного искусства: Е. Моисеенко. Синее утро; И. Айвазовский. Ялта; К. Иванов, В. Ездоков; Спортивный праздник. Е. Зверьков. Северная весна; Е. Востоков. Разлив на Волге; П. Петровичев. Ледоход на Волге; Т. Лящук. Вода — жизнь. Плакат; К. Пюсс. Нашим водоемам — чистую воду! Плакат; Г. Серебряков. Мир тебе, наша Земля! Плакат; Н. Чарухин. Пусть всегда будет солнце! Плакат; В. Говорков. Нам нужен водоем! Плакат; В. Каракашев. Миру — мир! Плакат; О. Дьяченко. Плакаты из серии «Охрана природы»; В. Домаш-ников. Весна в Ленинграде; П. Фомин. Начало апреля; А. Саврасов. Ранняя весна; В. Сидоров. Майские сумерки; Р. Алехов. Город Вологда. Кремль; А. Бичуков. Памятник «Защитникам земли Российской» на Поклонной горе; Пьета. Барельеф; П. Корин. Г. Жуков; Е. Моисеенко. 9 Мая; Е. Вучетич. Памятник воину-освободителю в Берлине. Наградные ордена и медали Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.; А. Куинджи. Оттепель; А. Полюшенко. Вечер в лугах; народного декоративно-прикладного искусства: В. Денисов. Сказание о граде Китеже. Шкатулка. Холуй; Т. Милюшина. Лесной царь. Пластина. Холуй; М. В. Шибаева. Весна-красна. Лоскутная техника. Усманов. Панно из ганча |
|||||||||||||||
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.