Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
docx
11.10.2021
Рабочая программа
1клОкружающий социальный мир.docx

«Рассмотрено»

Руководитель МО

 

 ___________________

___________________

Протокол №1 от___________ 2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_____________________

Ю.В. Рожкова

________________2020 г.

«Утверждено»

Директор

МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»

 _____________________

 

Н.В. Полякова

_______________2020 г.

Приложение № ____ 

к АООП НОО

Приказ № __ от ______

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по окружающему социальному миру

для 1 класса

(уровень: специального коррекционного обучения)

Учитель Тирских Людмила Николаевна

Нет квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020/2021 учебный год

 

ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР.

1 КЛАСС

(вариант 2)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

     Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых  правилах поведения.

Задачи программы:

·         знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

·          формирование         представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,  функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Общая характеристика учебного предмета:

     Учебный курс «Окружающий социальный мир» занимает особое место среди учебных предметов.  Отбор содержания курса «Окружающий  социальный  мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный   мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.

      В ходе ознакомления с окружающим миром имеются большие возможности расширить и уточнить представления маленького ребёнка с особенностями развития о том мире, в котором он живёт. Выделить и сделать объектом его внимания те условия существования, которые будут окружать его на протяжении всей жизни. На первом году обучения содержание работы по предмету начинается  с развития его представлений о себе. Социальную природу «я» ребёнок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими близкими. В этот период идёт накопление представлений о ближайшем окружении детей.

Направления коррекционной работы:

 – налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности.

– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;

–  формирование положительного отношения ребёнка к заданию, преодоление деструктивного поведения;

– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;

–  поддержание интереса ребёнка к заданию;

– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в целенаправленную.

   На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие имеет чётко выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано пространство помещения класса – определенные задания связаны с определенным местом или предметом в нём.

Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для этого в канву занятий включаются тактильно-ритмические игры (или другие задания, которые нравятся детям).

 

     В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.

 

Формы контроля

     При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

 

Критерии оценивания

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

критерии

1.

Пассивное участие/соучастие

действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

 

2.

Активное участие – действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

 

дд

д

дн

ü  по подражанию или по образцу

ü  самостоятельно с ошибками

ü  самостоятельно

до

сш

с

3.

Сформированность представлений

1.представление отсутствует

-

2.не выявить наличие представлений

?

3.представление на уровне:

ü  использования по прямой подсказке

ü  использования с косвенной подсказкой (изображение)

ü  самостоятельного использования

 

пп

п

+

.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Планируемые личностные результаты по учебному предмету:

·         реагировать на имя; 

·         проявлять собственные чувства, желания;

·         навыки адаптации;

·         обращаться за помощью и принимать помощь;

·         участвовать в субъектно - объектных отношениях (совместно с педагогом);

·         принимать пассивное участие в коллективных играх

·         проявлять личностные качества: усидчивость, терпение; адекватное поведение

·         проявлять интерес  к играм одноклассников;

·         наблюдать за действиями одноклассников, учителя;

·         проявлять познавательную активность.

Планируемые коррекционные результаты по учебному предмету:

·         умение взаимодействовать;

·         проявляет интерес к предметам, адекватно использует их (рука в руке);

·         исследует предметы окружающего мира;

·         умение взаимодействовать в группе (развитие  межличностных отношений);

·         умение воспринимать информацию зрительно и тактильно;

·         узнавать предметы и сооружения для игр;

·         рассматривает игрушки, изображающие транспортные средства:

·         понимание жестов и символов (хорошо- плохо)

 

Планируемые предметные результаты по учебному предмету:

1) Представления о мире, созданном руками человека

· Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах (с помощью).

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,  водитель и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

·  Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Программа представлена следующими разделами «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

      Для 1 класса наиболее востребованы и актуальны следующие разделы, которые непосредственно включены в рабочую программу: «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком»,  «Квартира, дом, двор», «Предметы быта»,  «Город», «Транспорт».

      Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

     Содержание обучения на уроках «Окружающий социальный мир» разнообразно, определяется многооб­разием дефектов развития, присущих детям класса. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, зрительно-двигательной координации отражаются на результатах обучения, возможностях детей, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.

    Занятия сопровождаются живой эмоцио­нальной речью учителя, побуждающей учащихся к активной деятельности. Учитель стимулирует и организовывает двигательную активность каждого ребенка на уроке.

 

Количество учебных часов

     На изучение предмета «Окружающий социальный мир» в 1 классе отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.

 

 

Тематическое планирование

№ п/п

ТЕМА УРОКА

Количество часов

Дата проведения

Примечание

1 модуль. Здравствуй, школа!

6

1

Здравствуй, школа! Я – ученик. ИОТ и ТБ.

1

01.09

 

2

Школа. Экскурсия по школе.

1

08.09

 

3

Школа. Правила поведения в школе (на уроке, на перемене)

1

15.09

 

4

Мой класс.  Моя парта.

1

22.09

 

5

Школьные принадлежности (действия с ними).

Тетрадь, карандаш.

1

29.09

 

6

Предметы (созданные человеком) вокруг нас.

1

06.10

 

2 модуль. Этот рукотворный мир. Я и моя семья.

5

7

Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики). ИОТ и ТБ.

1

20.10

 

8

Свойства игрушек (мягкие –твердые; музыкальные) 

1

27.10

 

9

Одежда.

1

03.11

 

10

Мебель ( назначение, виды).

1

10.11

 

11

Я и моя семья. Члены семьи.

1

17.11

 

3 модуль. Я и моя семья. Дом, в котором я живу.

5

12

Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери". ИОТ и ТБ.

1

01.12

 

13

Дом, в котором я живу. Мой дом (квартира).

1

08.12

 

14

Назначение комнат. 

1

15.12

 

15

Мебель (диван, стул, стол).

1

22.12

 

16

Дом, в котором я живу. Посуда (тарелка, чашка, ложка).

1

29.12

 

4 модуль. Дом, в котором я живу. Улица.

6

17

Посуда (тарелка, чашка, ложка). ИОТ и ТБ.

1

12.01

 

18

Игровые действия: стирка.

1

19.01

 

19

Игровые действия: чаепитие.

1

26.01

 

20

Улица. Двор. Игровая и спортивная площадки.

1

02.02

 

21

Уличное движение. Светофор.

1

09.02

 

22

Транспорт. Виды и значение транспорта.

1

16.02

 

5 модуль. Транспорт. Мир людей.

6

23

Автобус. ИОТ и ТБ.

1

09.03

 

24

Мир людей. Профессии.

1

16.03

 

25

Водитель(шофер). Игровые действия.

1

23.03

 

26

Профессии.

1

30.03

 

27

Врач. Игровые действия.

1

06.04

 

28

Профессии.

1

13.04

 

6 модуль. Мир людей.

5

29

Продавец. Игровые действия. ИОТ и ТБ.

1

27.04

 

30

Профессии.

1

04.05

 

31

Повар. Игровые упражнения.

1

11.05

 

32

Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"?

1

18.05

 

33

Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"? Итоги года.

1

25.05

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

адаптированная  основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".

 

Материально-техническое обеспечение:

·                дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;

·                мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;

·                образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;

·                игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.

·                компьютерные обучающие игры ( «Лунтик познает мир»);

·                натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты;

·                разрезные карточки по темам;

·                демонстрационные карточки  по темам;

·                настольно-печатные игры по темам.

 

 


 


 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рассмотрено» Руководитель МО ___________________ ___________________

Рассмотрено» Руководитель МО ___________________ ___________________

ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР. 1

ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР. 1

На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура

На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура

Планируемые коррекционные результаты по учебному предмету: · умение взаимодействовать; · проявляет интерес к предметам, адекватно использует их (рука в руке); · исследует предметы окружающего мира;…

Планируемые коррекционные результаты по учебному предмету: · умение взаимодействовать; · проявляет интерес к предметам, адекватно использует их (рука в руке); · исследует предметы окружающего мира;…

Формирование учебного поведения: 1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание): - фиксирует взгляд на звучащей игрушке; - фиксирует взгляд на яркой игрушке; - фиксирует…

Формирование учебного поведения: 1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание): - фиксирует взгляд на звучащей игрушке; - фиксирует взгляд на яркой игрушке; - фиксирует…

Содержание обучения на уроках «Окружающий социальный мир» разнообразно, определяется многооб­разием дефектов развития, присущих детям класса

Содержание обучения на уроках «Окружающий социальный мир» разнообразно, определяется многооб­разием дефектов развития, присущих детям класса

Профессии. 1 30.03 27

Профессии. 1 30.03 27

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2021