«Рассмотрено» Руководитель МО
___________________ ___________________ Протокол №1 от___________ 2020 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________________ Ю.В. Рожкова ________________2020 г. |
«Утверждено» Директор МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ» _____________________
Н.В. Полякова _______________2020 г. Приложение № ____ к АООП НОО Приказ № __ от ______ |
Рабочая программа
по окружающему социальному миру
для 1 класса
(уровень: специального коррекционного обучения)
Учитель Тирских Людмила Николаевна
Нет квалификационной категории
2020/2021 учебный год
(вариант 2)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи программы:
· знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
· формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный курс «Окружающий социальный мир» занимает особое место среди учебных предметов. Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
В ходе ознакомления с окружающим миром имеются большие возможности расширить и уточнить представления маленького ребёнка с особенностями развития о том мире, в котором он живёт. Выделить и сделать объектом его внимания те условия существования, которые будут окружать его на протяжении всей жизни. На первом году обучения содержание работы по предмету начинается с развития его представлений о себе. Социальную природу «я» ребёнок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими близкими. В этот период идёт накопление представлений о ближайшем окружении детей.
Направления коррекционной работы:
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности.
– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;
– формирование положительного отношения ребёнка к заданию, преодоление деструктивного поведения;
– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;
– поддержание интереса ребёнка к заданию;
– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в целенаправленную.
На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие имеет чётко выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано пространство помещения класса – определенные задания связаны с определенным местом или предметом в нём.
Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для этого в канву занятий включаются тактильно-ритмические игры (или другие задания, которые нравятся детям).
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Формы контроля
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.
Критерии оценивания
№ |
Уровни освоения (выполнения) действий/операций |
критерии |
1. |
Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) |
|
2. |
Активное участие – действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) |
дд д дн |
ü по подражанию или по образцу ü самостоятельно с ошибками ü самостоятельно |
до сш с |
|
3. |
Сформированность представлений |
|
1.представление отсутствует |
- |
|
2.не выявить наличие представлений |
? |
|
3.представление на уровне: ü использования по прямой подсказке ü использования с косвенной подсказкой (изображение) ü самостоятельного использования |
пп п + |
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Планируемые личностные результаты по учебному предмету:
· реагировать на имя;
· проявлять собственные чувства, желания;
· навыки адаптации;
· обращаться за помощью и принимать помощь;
· участвовать в субъектно - объектных отношениях (совместно с педагогом);
· принимать пассивное участие в коллективных играх
· проявлять личностные качества: усидчивость, терпение; адекватное поведение
· проявлять интерес к играм одноклассников;
· наблюдать за действиями одноклассников, учителя;
· проявлять познавательную активность.
Планируемые коррекционные результаты по учебному предмету:
· умение взаимодействовать;
· проявляет интерес к предметам, адекватно использует их (рука в руке);
· исследует предметы окружающего мира;
· умение взаимодействовать в группе (развитие межличностных отношений);
· умение воспринимать информацию зрительно и тактильно;
· узнавать предметы и сооружения для игр;
· рассматривает игрушки, изображающие транспортные средства:
· понимание жестов и символов (хорошо- плохо)
Планируемые предметные результаты по учебному предмету:
1) Представления о мире, созданном руками человека
· Интерес к объектам, созданным человеком.
· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах (с помощью).
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, водитель и т.д.).
· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа представлена следующими разделами «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
Для 1 класса наиболее востребованы и актуальны следующие разделы, которые непосредственно включены в рабочую программу: «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Город», «Транспорт».
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Содержание обучения на уроках «Окружающий социальный мир» разнообразно, определяется многообразием дефектов развития, присущих детям класса. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, зрительно-двигательной координации отражаются на результатах обучения, возможностях детей, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.
Занятия сопровождаются живой эмоциональной речью учителя, побуждающей учащихся к активной деятельности. Учитель стимулирует и организовывает двигательную активность каждого ребенка на уроке.
Количество учебных часов
На изучение предмета «Окружающий социальный мир» в 1 классе отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.
Тематическое планирование
№ п/п |
ТЕМА УРОКА |
Количество часов |
Дата проведения |
Примечание |
1 модуль. Здравствуй, школа! |
6 |
|||
1 |
Здравствуй, школа! Я – ученик. ИОТ и ТБ. |
1 |
01.09 |
|
2 |
Школа. Экскурсия по школе. |
1 |
08.09 |
|
3 |
Школа. Правила поведения в школе (на уроке, на перемене) |
1 |
15.09 |
|
4 |
Мой класс. Моя парта. |
1 |
22.09 |
|
5 |
Школьные принадлежности (действия с ними). Тетрадь, карандаш. |
1 |
29.09 |
|
6 |
Предметы (созданные человеком) вокруг нас. |
1 |
06.10 |
|
2 модуль. Этот рукотворный мир. Я и моя семья. |
5 |
|||
7 |
Игрушки (мяч, кукла, машинка, кубики). ИОТ и ТБ. |
1 |
20.10 |
|
8 |
Свойства игрушек (мягкие –твердые; музыкальные) |
1 |
27.10 |
|
9 |
Одежда. |
1 |
03.11 |
|
10 |
Мебель ( назначение, виды). |
1 |
10.11 |
|
11 |
Я и моя семья. Члены семьи. |
1 |
17.11 |
|
3 модуль. Я и моя семья. Дом, в котором я живу. |
5 |
|||
12 |
Сюжетно-ролевая игра "Дочки-матери". ИОТ и ТБ. |
1 |
01.12 |
|
13 |
Дом, в котором я живу. Мой дом (квартира). |
1 |
08.12 |
|
14 |
Назначение комнат. |
1 |
15.12 |
|
15 |
Мебель (диван, стул, стол). |
1 |
22.12 |
|
16 |
Дом, в котором я живу. Посуда (тарелка, чашка, ложка). |
1 |
29.12 |
|
4 модуль. Дом, в котором я живу. Улица. |
6 |
|||
17 |
Посуда (тарелка, чашка, ложка). ИОТ и ТБ. |
1 |
12.01 |
|
18 |
Игровые действия: стирка. |
1 |
19.01 |
|
19 |
Игровые действия: чаепитие. |
1 |
26.01 |
|
20 |
Улица. Двор. Игровая и спортивная площадки. |
1 |
02.02 |
|
21 |
Уличное движение. Светофор. |
1 |
09.02 |
|
22 |
Транспорт. Виды и значение транспорта. |
1 |
16.02 |
|
5 модуль. Транспорт. Мир людей. |
6 |
|||
23 |
Автобус. ИОТ и ТБ. |
1 |
09.03 |
|
24 |
Мир людей. Профессии. |
1 |
16.03 |
|
25 |
Водитель(шофер). Игровые действия. |
1 |
23.03 |
|
26 |
Профессии. |
1 |
30.03 |
|
27 |
Врач. Игровые действия. |
1 |
06.04 |
|
28 |
Профессии. |
1 |
13.04 |
|
6 модуль. Мир людей. |
5 |
|||
29 |
Продавец. Игровые действия. ИОТ и ТБ. |
1 |
27.04 |
|
30 |
Профессии. |
1 |
04.05 |
|
31 |
Повар. Игровые упражнения. |
1 |
11.05 |
|
32 |
Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"? |
1 |
18.05 |
|
33 |
Поступки людей. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"? Итоги года. |
1 |
25.05 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".
Материально-техническое обеспечение:
· дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
· мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;
· образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
· игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.
· компьютерные обучающие игры ( «Лунтик познает мир»);
· натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты;
· разрезные карточки по темам;
· демонстрационные карточки по темам;
· настольно-печатные игры по темам.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.