Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
docx
11.10.2021
Рабочая программа
1клОкрущающий природный мир.docx

«Рассмотрено»

Руководитель МО

 

 ___________________

___________________

Протокол №1 от___________ 2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_____________________

Ю.В. Рожкова

________________2020 г.

«Утверждено»

Директор

МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»

 _____________________

 

Н.В. Полякова

_______________2020 г.

Приложение № ____ 

к АООП НОО

Приказ № __ от ______

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по окружающему природному миру

для 1 класса

(уровень: специального коррекционного обучения)

Учитель Тирских Людмила Николаевна

Нет квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020/2021 учебный год

 

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР.

1 КЛАСС

(вариант 2)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

     Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи программы:

·         формирование первоначальных представлений о природе, об объектах и явлениях неживой природы;

·         формирование интереса к разнообразию окружающего мира;

·         формирование временных представлений;

·         формирование представлений  о растительном и животном мире;

·         формирование и расширение словарного запаса (пассивный словарь);

·         знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения;

·         формирование представлений  о явлениях природы, сезон­ных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);

·         формирование элементарных экологических представлений (люди, растения и животные; строение тела, способ передвиже­ния, питание);

·         развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности).

Программа представлена следующими разделами «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Общая характеристика учебного предмета:

     Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем процесса взаимодействия человека и окружающего мира природы.

     В ходе ознакомления с окружающим миром имеются большие возможности расширить и уточнить представления маленького ребёнка с особенностями развития о том мире, в котором он живёт. Выделить и сделать объектом его внимания те условия существования, которые будут окружать его на протяжении всей жизни. На первом году обучения в содержание работы по предмету входит пробуждение и развитие у детей интереса к восприятию объектов природы в процессе наблюдения. В этот период идёт накопление представлений об отдельных объектах и явлениях природы из ближайшего окружения детей. При этом задачи ограничиваются узнаванием, различением некоторых конкретных растений, животных, явлений и пр.

Направления коррекционной работы:

 – налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности.

– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;

–  формирование положительного отношения ребёнка к заданию, преодоление деструктивного поведения;

– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;

–  поддержание интереса ребёнка к заданию;

– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в целенаправленную.

   На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие имеет чётко выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано пространство помещения класса – определенные задания связаны с определенным местом или предметом в нём.

Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для этого в канву занятий включаются тактильно-ритмические игры (или другие задания, которые нравятся детям).

     Содержание обучения на уроках «Окружающий природный мир» разнообразно, определяется многооб­разием дефектов развития, присущих детям класса. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, зрительно-двигательной координации отражаются на результатах обучения, возможностях детей, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.

    Занятия сопровождаются живой эмоцио­нальной речью учителя, побуждающей учащихся к активной деятельности. Учитель стимулирует и организовывает двигательную активность каждого ребенка на уроке.

 

 

 

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий природный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР.

На его изучение отведено 66  часов,  2  часа  в неделю, 33 учебные недели.

Интеграция с другими предметами с  учётом  общих  целей изучения курса, определённых Федеральным государственным  стандартом «Окружающий социальный мир», «Человек».

Учебную работу на уроках «Окружающий природный мир» строится концентрически так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреп­лялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных этапах урока.

     В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.

 

Формы контроля

     При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

 

Критерии оценивания

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

критерии

1.

Пассивное участие/соучастие

действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

 

2.

Активное участие – действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

 

дд

д

дн

ü  по подражанию или по образцу

ü  самостоятельно с ошибками

ü  самостоятельно

до

сш

с

3.

Сформированность представлений

1.представление отсутствует

-

2.не выявить наличие представлений

?

3.представление на уровне:

ü  использования по прямой подсказке

ü  использования с косвенной подсказкой (изображение)

ü  самостоятельного использования

 

пп

п

+

.

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (с помощью);

-  определяет состояние своего здоровья (хорошо – плохо, болит – не болит).

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства (позы, мимика, жесты и т.д.).

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать контакты (на элементарном уровне);

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;

- участвует в совместной деятельности (играх, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций);

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- наблюдает за окружающими предметами и явлениями при указании на них;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

 

     Планируемые предметные результаты:

·         узнавать изученные объекты и явления  неживой и живой природы;

·         сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

·         уметь работать с пиктограммами по теме «растения»;

·         совместно с учителем отбирать картинки с изображением  осени, зимы весны, лета;

·         показывать и брать предмет одежды, называемый учителем;

·         рассматривать лист, раскрашивать;

·         проводить элементарные наблюдения;

·         уметь рассматривать картинки  в книге, на мониторе;

·         узнавать изученные природные объекты;

·         узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем;

·         узнавать изученные объекты;

·         узнавать изученных животных;

·         узнавать и определять объекты окружающей действительности;

·         различать объекты природы и рукотворного мира;

·         классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам

·         различать живые объекты природы (звери) на пиктограммах

·         понимать необходимость  соблюдения правил безопасного поведения   на улице;

·         проявлять уважение к взрослым;

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

·         входить и выходить из учебного помещения со звонком;

·         ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

·         адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

·         принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);

·         следовать предложенному плану;

·         передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

·         понимать словесную (жестовую) инструкцию;

·         выполнять стереотипную инструкцию;

·         принимать помощь.

 

Количество учебных часов

На изучение предмета «Окружающий природный мир» отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

ТЕМА УРОКА

Количество часов

Дата проведения

Примечание

1 модуль. Золотая осень.

10

1

Человек и природа. Экскурсия по центру. ИОТ и ТБ

1

04.09

 

2

«Осень, в гости просим!». Беседа.

1

06.09

 

3

«Осень, в гости просим!» Рассматривание картин.

1

11.09

 

4

Одежда и обувь человека осенью.

1

13.09

 

5

Одень куклу на осеннюю прогулку.

1

18.09

 

6

«Что нам осень принесла?». Овощи. Огурец.

1

20.09

 

7

«Что нам осень принесла?». Овощи. Помидор.

1

25.09

 

8

«Что нам осень принесла?». Фрукты. Яблоко.

1

27.09

 

9

«Что нам осень принесла?». Фрукты. Груша.

1

02.10

 

10

«Что нам осень принесла?». Грибы.

1

04.10

 

2 модуль. Природа осенью.

10

11

Какие бывают растения?  Деревья.  ИОТ и ТБ.

1

16.10

 

12

Части дерева (лист) (рисование, аппликации).

1

18.10

 

13

Явления природы: дождь.

1

23.10

 

14

Явления природы: листопад. Аппликация из листьев «Листопад».

1

25.10

 

15

А кто такие птички? (домашние и дикие).

1

30.10

 

16

Перелетные и неперелетные птицы.

1

01.11

 

17

18

Занятия и труд людей осенью. "В гости к осени" урок-игра.

1

08.11

 

19

В мире  животных.

1

13.11

 

20

Сравнение зверей и птиц.

1

15.11

 

3 модуль. Зимушка-зима.

10

 

21

"Здравствуй, зимушка-зима!". ИОТ и ТБ.

1

27.11

 

22

"Здравствуй, зимушка-зима!". Аппликация.

1

29.11

 

23

Одежда и обувь человека зимой.

1

04.12

 

24

Зимние явления природы (снег, метель, лед).

1

06.12

 

25

Зимние забавы.

1

11.12

 

26

Зимние забавы. Урок-игра.

1

13.12

 

27

Что делают растения зимой? Ёлка.

1

18.12

 

28

Новый год. Изготовление украшений на елку.

1

20.12

 

29

Новый год. Изготовление украшений на елку.

1

25.12

 

30

Новый год. Изготовление украшений на елку.

1

27.12

 

4 модуль. Природа и человек.

14

 

31

32

Животные и птицы зимой. Дикие животные. Заяц. ИОТ и ТБ.

1

15.01

 

33

34

Дикие животные. Волк. Домашние животные. Кошка. Уход.

1

17.01

35

Домашние животные. Собака. Уход.

1

22.01

 

36

Время года: зима. Что бывает зимой?

1

24.01

 

37

Природа и рукотворный мир.

1

29.01

 

38

Из чего что сделано? Дерево.

1

31.01

 

39

Из чего что сделано? Ткань.

1

05.02

 

40

Из чего что сделано? Резина.

1

07.02

 

41

Воздух и вода. Значение для человека.

1

12.02

 

42

Воздух и вода. Значение для животных.

1

14.02

 

43

Явления природы: солнце.

1

19.02

 

44

Явления природы: ветер.

1

21.02

 

5 модуль. Весна, пришла!

12

45

Оживает все кругом! ИОТ и ТБ.

1

05.03

 

46

Одежда и обувь весной.

1

07.03

 

47

Растения весной. Части растений (лист, ветки).

1

12.03

 

48

Комнатные растения. Уход.

1

14.03

 

49

Животные весной.

1

19.03

 

50

Животные весной. Рисование и аппликация.

1

21.03

 

51

В гости к Мухе-Цокотухе.

1

26.03

 

52

В гости к Мухе-Цокотухе. Урок-театрализация.

1

28.03

 

53

Труд людей весной.

1

02.04

 

54

В саду и в огороде.

1

04.04

 

55

Обобщающий урок "Весна пришла!"

1

09.04

 

56

Части суток. День.

1

11.04

 

6 модуль. Повторение.

10

57

Части суток. Ночь. ИОТ и ТБ.

1

23.04

 

58

Закрепление по теме "Животные".

1

25.04

 

59

60

Закрепление по теме "Животные". Закрепление по теме "Птицы".

1

02.05

 

61

62

Закрепление по теме "Птицы". Закрепление по теме "Растения".

1

07.05

 

63

Закрепление по теме "Растения".

1

14.05

 

64

Закрепление по теме "Явления природы".

1

16.05

 

65

Закрепление по теме "Явления природы".

1

21.05

 

66

Скоро лето! Итоги года.

1

23.05

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);

- адаптированная  основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);

Материально-техническое обеспечение:

·                дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;

·                мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;

·                образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;

·                игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.

·                компьютерные обучающие игры ( «Лунтик познает мир»);

·                натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты;

·                разрезные карточки по темам;

·                демонстрационные карточки  по темам

·                настольно-печатные игры по темам.

 


 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рассмотрено» Руководитель МО ___________________ ___________________

Рассмотрено» Руководитель МО ___________________ ___________________

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР. 1

ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР. 1

На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура

На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура

Уровни освоения (выполнения) действий/операций критерии 1

Уровни освоения (выполнения) действий/операций критерии 1

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками: - принимает участие в коллективных делах и играх;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками: - принимает участие в коллективных делах и играх;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Воздух и вода. Значение для животных

Воздух и вода. Значение для животных

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2021