«Рассмотрено» Руководитель МО
___________________ ___________________ Протокол №1 от___________ 2021 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________________ Ю.В. Рожкова ________________2021 г. |
«Утверждено» Директор МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ» _____________________
Н.В. Полякова _______________2021 г. Приложение № ____ к АООП НОО Приказ № 340 от 01.09.2021 г. |
Рабочая программа
по музыке и движению
для 2 класса
(уровень: специального коррекционного обучения)
Учитель Тирских Людмила Николаевна
Нет квалификационной категории
2021/2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» для 2 класса является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для детей с легкой умственной отсталостью (АООП НОО с ОУ).
Программа составлена на основе Программы для 1 –4 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида: «Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида» Подготовительный, 1 – 4 классы/ под ред. В.В.Воронковой. -М.: Просвещение, 2013г Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
· Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью»;
Музыкальное развитие учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют их к определённой самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности. В ходе уроков «Музыка и движение» знания, исполнительские умения и навыки не являются самоцелью. Они способствуют формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкуса учащегося.
Ведущим видом музыкальной деятельности с учащимся являются музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов. С помощью картинок, игрушек, и других визуальных интерактивных средств учитель знакомит их с попевками или песенками. Особое внимание обращается на стимулирование учащихся к играм на музыкальных инструментах. Большое значение в ходе уроков «Музыка и движение» придается коррекции эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности учащегося. В процессе образовательной деятельности по предмету важно учитывать быструю утомляемость, эмоциональную неустойчивость детей. Поэтому следует переключать их с одного вида музыкальной деятельности на другой, например, с пения на ритмические упражнения. В содержание уроков входит слушание музыки, которое способствует расширению представлений о музыкальных произведениях. Уроки «Музыка и движение» направлены на выработку динамической координации движений учащихся, их точности и четкости, способность удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений. Особое значение приобретают упражнения по развитию тонкой моторики: сжимание и разжимание кистей, встряхивание и помахивание ими с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием взаимодействия различных анализаторов. Эти упражнения проводятся под музыку. Уроки «Музыка и движение» стимулируют эмоциональное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
В соответствии с учебным планом школы на 2017-2018 учебный год, годовым календарным учебным графиком, праздничными днями, установленными постановлением Минтруда и расписанием уроков, данная рабочая программа рассчитана на 68 часа в год (исходя из 34 учебных недель в году).
Целью обучения предмету «Музыка и движение» является формирование предпочтений, интересов, потребностей, вкуса учащегося.
В соответствии с требованиями базовой программы, курс «Музыка и движение» в 2 классе призван решить разнообразные образовательные, развивающие и воспитательные задачи:
· организация музыкально-речевой среды;
· формирование интереса к музыкальным занятиям;
· формирование музыкально-ритмических движений;
· формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах музыкальной деятельности;
· формирование потребности учащегося использовать вербальные и невербальные средства общения для обогащения чувственного опыта и умения фиксировать полученные впечатления в речи;
· развитие стремления учащегося устанавливать коммуникативные контакты с окружающими;
· развитие тонкой моторики;
· развитие минимальной творческой индивидуальности;
· коррекция эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности;
· воспитание музыкального вкуса;
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, перераспределение содержания программы по годам обучения.
Основные направления коррекционной работы:
В работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью используются здоровьесберегающие, интерактивные, игровые, развивающие технологии. Уроки строятся таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. На уроках используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Формами обучения учащегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения с частичным использованием словесного метода, который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами.
3. Тематический план
№ п/п |
Содержание учебного материала |
Количество часов |
|
1 |
Пение |
12 |
|
2 |
Ознакомительно-ориентировочные действия в музыкальной предметно-развивающей среде. |
6 |
|
3 |
Слушание |
12 |
|
4 |
Музыкально-ритмические движения |
18 |
|
5 |
Игра на музыкальных инструментах |
|
20 |
|
Итого |
68 |
|
4. Содержание программы
Ознакомительно-ориентировочные действия в музыкальной предметно-развивающей среде. Знакомство учащихся с двумя-тремя музыкальными игрушками. Побуждение их к выбору любимой музыкальной игрушки. Совместные с учащимися игры с музыкальными игрушками.
Совместное с учащимися рассматривание музыкальных инструментов, музицирование на музыкальных инструментах. Исполнение учителем музыкальных произведений на детских музыкальных инструментах.
Слушание учениками песенок в исполнении учителя.
Привлечение учащихся к танцам под музыку, исполняемую на музыкальных инструментах, звучащую в аудиозаписи.
Слушание и пение. Пропевание попевок с различной интонационной, динамической окрашенностью, сочетая пение с мимикой и пантомимикой. В процессе пения побуждение учащихся к подрожательным реакциям. Музыкальные упражнения в которых пропеваются имена детей, звучат подражания голосам животных.
Игровые упражнения на различение звучания музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов. Игры и упражнения на привлечение внимания учащихся к музыкальным звукам, пению. Упражнение на развитие слухового внимания учащихся.
Упражнение на развитие в игровых ситуациях восприятие средств музыкальной выразительности (высоко-низко, громко-тихо). с использованием звучащих игрушек, музыкальных инструментов, звукоподражаний.
Музыкально-дидактические игры на узнавание голосов детей (звучащих под музыку), звучание различных музыкальных инструментов.
Музыкально-ритмические движения. Упражнение на выполнение учащимися простейших движений, сопровождаемых подпеванием, "звучащими" жестами действиями с простейшими ударными и шумовыми инструментами.
Имитационные упражнения, соответствующие тексту песни или действиям с игрушкой.
Движение под музыку в пространстве кабинета:ходить и бегать врассыпную, перестраиваться в круг, маршировать в колонне и парами, передвигаться вперед, назад, собираться вокруг учителя или игрушки, по сигналу расходиться в разные стороны.
Игра на музыкальных инструментах. Знакомство учащихся с музыкальными инструментами. Игра на различных музыкальных инструментах, сопровождение игры пением, мимическими движениями, с целью вызвать эмоциональные реакции учащихся. Побуждение учащихся к подыгрыванию учителю на шумовых ударных инструментах. Музыкальные игры по системе К.Орфа.
5. Требования к уровню подготовки учащегося.
В результате изучения курса «Музыка и движение» во 2 классе учащиеся получат возможность научиться:
· пропевать попевки с различной интонационной, динамической окрашенностью;
· сочетать пение с мимикой и пантомимикой;
· пропевать свое имя;
· подражать голосам животных;
· различать звучания музыкальных игрушек и детских музыкальных инструментов;
· выполнять простейшие движения, сопровождаемые подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с простейшими ударными и шумовыми инструментами;
· выполнять простейшие движения под музыку в пространстве комнаты.
Календарно – тематическое планирование (2 ч. в неделю – 68 ч. в год)
№п/п |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания |
Средства обучения |
1 2 |
05.09 07.09 |
Мир музыки. Вводный урок. Мир музыки. Песенки |
2 |
Выявление уровня актуального психического и музыкального развития с целью создания оптимальных условий обучения |
Интерактивная доска, картинки, игрушки, иллюстрации, аудиозаписи детских попевок |
3
4
5 |
12.09
14.09
19.09 |
Знакомство с музыкальными игрушками. Знакомство с музыкальными игрушками. Слушание. Знакомство с музыкальными игрушками. Игра. |
3 |
Расширение умения пользоваться сенсорными эталонами, коррекция эмоционально-волевой и познавательной деятельности |
Детские музыкальные инструменты (бубен, маракасы, бубенцы, ложки и т.п.) |
6
7 8
|
21.09
26.09
28.09 |
Игры с детскими музыкальными инструментами. Трещетки. Игры с детскими музыкальными инструментами. Бубен. Игры с детскими музыкальными инструментами. Колокольчики, погремушки. |
3 |
Расширение умения пользоваться сенсорными эталонами, коррекция эмоционально-волевой и познавательной деятельности |
Детские музыкальные инструменты (Бубен, колокольчики, погремушки, шейкер и т.п.) |
9
10
11
12
13
|
03.10
05.10
10.10
12.10
17.10 |
Осень – Волшебница. Пальчиковая гимнастика. Осень – Волшебница. Попевки
Осень – Волшебница. Прибаутки
Осень – Волшебница. Песенки
Осень – Волшебница. Слушание |
5 |
Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структутр. Коррекция эмоционально-волевой и познавательной деятельности. |
Песенки, попевки, логоритмические упражнения про осень. Детские музыкальные инструменты, аудиозаписи, интерактивная доска |
14
15
16
17
18 |
19.10
24.10
26.10
09.11
14.11 |
Музыкальные игры. Ложки
Музыкальные игры. Пальчиковые игрушки. Музыкальные игры. Игрушки на руку Музыкальные игры. Бубен
Музыкальные игры. Маракас |
5 |
Совершенствование сенсорных эталонов, коррекция эмоционально-волевой и познавательной деятельности. |
Интерактивная доска, аудиозаписи детских песенок и попевок, бубен, пальчиковые игрушки |
19
20 |
16.11
21.11
|
Музыкально – дидактические игры. Маленький оркестр. Музыкально – дидактические игры. Зайка. |
2 |
Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структутр. Коррекция эмоционально-волевой и познавательной деятельности. |
Детские музыкальные инструменты (бубен, маракасы, бубенцы, ложки и т.п.) Иллюстрации, интерактивная доска, маска зайца |
21
22 23 24 25
|
23.11
28.11 30.11 05.12 07.12 |
Красавица Зима. Пальчиковая гимнастика Красавица Зима. Попевки. Красавица Зима. Прибаутки. Красавица Зима. Песенки. Красавица Зима. Слушание музыки. |
5 |
Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структутр. Коррекция эмоционально-волевой и познавательной деятельности. |
Песенки, попевки, логоритмические упражнения про зиму. Детские музыкальные инструменты, аудиозаписи, интерактивная доска |
26
27
28
|
12.12
14.12
19.12 |
Ритмический рисунок. Хлопки
Ритмический рисунок. Металлофон
Ритмический рисунок. Инструменты
|
3 |
Развитие и коррекция слухового внимания. Развитие ориентировки в пространстве. Развитие памяти и запоминания ритмических движений. |
Детские музыкальные инструменты, аудиозаписи звучащих музыкальных инструментов, попевок. |
29
30
31
32
33 |
21.12
26.12
11.01
16.01
18.01 |
Зимняя сказка. Пальчиковая гимнастика
Зимняя сказка. Попевки
Зимняя сказка. Прибаутки
Зимняя сказка. Слушание музыки
Зимняя сказка. Песенки |
5 |
Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структутр. Коррекция эмоционально-волевой и познавательной деятельности. |
Картинки, аудиозаписи, фрагменты зимних сказок на интерактивной доске, игрушки на руку(Дед Мороз, Снегурочка), колокольчики, логоритмические упражнения, песенки о зиме |
34
35
36
37
38
|
23.01
25.01
30.01
01.02
06.02
|
Музыкально – дидактические игры. Медвежонок Музыкально – дидактические игры. Слушание музыки. Музыкально – дидактические игры. Пальчиковые игрушки. Музыкально – дидактические игры. Инструменты Музыкально – дидактические игры. Погремушки. |
5 |
Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структутр. Коррекция эмоционально-волевой и познавательной деятельности. |
Картинки, аудиозаписи, фрагменты классических произведений, колокольчики, логоритмические упражнения, песенки и попевки, пальчиклвые игрушки, маска медвежонка |
39
40
41
42
43 |
08.02
13.02
15.02
20.02
22.02 |
Музыкальные звуки.
Музыкальные звуки. Соотнесение с картинками. Музыкальные звуки. Слушание звуков. Музыкальные звуки. Игра.
Музыкальные звуки. Оркестр |
5 |
Совершенствование сенсорных эталонов, коррекция эмоционально-волевой и познавательной деятельности. |
Ложки, трещотки, шейкеры, колокольчики, барабан. Аудиозаписи с различными мелодиями плясового характера. |
44
45
|
27.02
01.03
|
Имитационные упражнения, соответствующие тексту песен. Имитационные упражнения, соответствующие тексту песен. Закрепление |
2 |
Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структутр. Коррекция эмоционально-волевой и познавательной деятельности. |
Детские музыкальные инструменты, игрушки, попевки, «Музыкальная гимнастика для пальчиков» М. Ковалевской |
46
47
48
49
50 |
06.03
13.03
15.03
20.03
22.03 |
Мама- милая моя. Музыкальная игра
Мама- милая моя. Песенки
Мама- милая моя. Слушание песен. Мама- милая моя. Пальчиковая гимнастика Мама- милая моя. Попевки |
5 |
Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структутр. Коррекция эмоционально-волевой и познавательной деятельности. |
Картинки, детские музыкальные инструменты, игрушки, «Музыкальная гимнастика для пальчиков» М. Ковалевской, интерактивная доска |
51
52
53
54
55
56 |
03.04
05.04
10.04
12.04
17.04
19.04 |
Весна – красна. Пальчиковая гимнастика
Весна – красна. Попевки
Весна – красна. Прибаутки
Весна – красна. Песенки
Весна – красна. Слушание музыки
Весна – красна. Викторина |
6 |
Развитие сенсорных операций, коррекция эмоционально-волевой и познавательной деятельности. |
Картинки, детские музыкальные инструменты, «Музыкальная гимнастика для пальчиков» М. Ковалевской, интерактивная доска, пальчиковые игрушки |
57
58 59 |
24.04
26.04 03.05 |
Звуки и голоса природы. Птицы.
Звуки и голоса природы. Лес. Звуки и голоса природы. Слушание музыки |
3 |
Развитие и коррекция слухового внимания. коррекция эмоционально-волевой и познавательной деятельности. |
Видеозаписи и аудиозаписи звучащих голосов природы, иллюстрации, игрушки |
60
61
|
08.05
10.05
|
Средства музыкальной выразительности. Громко-тихо. Быстро-медленно. |
2 |
Совершенствование сенсорных эталонов, коррекция эмоционально-волевой и познавательной деятельности. |
Аудиозаписи детских песенок и попевок |
62
63
64
65
66 |
15.05
17.05
22.05
24.05
29.05 |
Высоко-низко
Грустно-весело.
Плавно-отрывисто.
Инструмент – голос.
Игра. |
5 |
Совершенствование сенсорных эталонов, коррекция эмоционально-волевой и познавательной деятельности. |
Игрушки, картинки, аудиозаписи звуков природы, интерактивная доска |
67
68 |
31.05 |
Викторина.
Мини-концерт |
2 |
Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структутр. Коррекция эмоционально-волевой и познавательной деятельности. Контроль динамики психического развития с целью создания оптимальных условий обучения |
Музыкальные инструменты , аудиозаписи для детского шумового оркестра, иллюстрации, цветные карандаши, игрушки, интерактивная доска |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.