«Рассмотрено» Руководитель МО
___________________ ___________________ Протокол №1 от___________ 2021 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________________ Ю.В. Рожкова ________________2021 г. |
«Утверждено» Директор МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ» _____________________
Н.В. Полякова _______________2021 г. Приложение № ____ к АООП НОО Приказ № 340 от 01.09.2021 г. |
Рабочая программа
по домоводству
для 3 класса
(уровень: специального коррекционного обучения)
Учитель Тирских Людмила Николаевна
Нет квалификационной категории
2021/2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы. Разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Программный материал по учебному предмету «Домоводство» предусматривает обучение школьников с 3 по 12 класс.
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи:
· формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
· освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
1. Общая характеристика учебного предмета
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».
Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др.
Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.
Учебно-воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности самих учащихся, организованных учителем на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях. Именно практические упражнения являются основным методом обучения учащихся 5—7 классов, тогда как в 8—9 классах используются другие дидактические и воспитательные методы.
Методы обучения:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с дополнительной литературой);
- наглядные (наблюдения, демонстрация образцов, показ презентаций);
- практические ( практические занятия, экскурсии);
- игровые (ролевые, деловые игры).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане предмет представлен на протяжении 10 лет обучения (без первого подготовительного класса). Предмет «Домоводство» относится к образовательной области «Окружающий мир». Программа предусматривает следующее количество часов по классам:
3 класс – 3 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 102 часа.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного. По мере освоения учащимися включаются элементы проектной деятельности.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
· осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
· положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
· целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
· самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
· понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
· готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты:
1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
· Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
· Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
· Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
· Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Планируемые результаты формирования базовых учебных действий
Регулятивные УД:
· умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;
· ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
· пользоваться учебной мебелью;
· адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
· работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
· передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
· принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
· активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
· соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные УД:
· умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
· устанавливать видо-родовые отношения предметов;
· делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
· пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
· читать; писать; выполнять арифметические действия;
· наблюдать;
· работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).\
Коммуникативные УД:
· вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
· использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
· обращаться за помощью и принимать помощь;
· слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
· сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
· доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
· договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
Предметные результаты:
Знать:
- состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей, домашний адрес;
- правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;
- санитарно-гигиенические требования и правила
безопасности при работе с бытовыми электроприборами;
правила пользования утюгом, феном;
- правила ухода за одеждой, обувью, бельем;
- правила сушки одежды и обуви;
- правила гигиены при приготовлении пищи;
- отделы магазина, места хранения продуктов;
- правила пользованием газовой плитой, холодильником;
- ТБ при работе с уборочным инвентарем, правила хранения инвентаря.
Уметь:
- производить сухую и влажную уборку помещений;
- убирать бытовой мусор, подметать территорию.
- ухаживать за полом;
- подбирать одежду и обувь по сезону;
- соблюдать последовательность действий при ручной стирке;
- выбирать продукты для покупок;
- пользоваться утюгом, феном;
- убирать мусор на школьном участке;
- пользоваться лопатой, веником;
- соблюдать правила поведения в общественных местах.
2. Содержание учебного предмета
Наименование разделов |
Количество часов, |
Содержание тем учебного предмета |
Обращение с кухонным инвентарем |
24 ч. |
Кухня. Чистота-залог здоровья. Правила уборки на кухне. Моющие средства для кухни. Кухонные приборы. Ложки и вилки. Правила мытья кухонных приборов. Мытье ложек и вилок. Кухонная мебель. Назначение кухонной мебели. Стол и стулья. Мытье кухонного стола. Экскурсия в кабинет СБО. Электробытовые приборы на кухне. Газовая и электрическая плита. Техника безопасности при работе с плитой. Правила ухода за плитой. Холодильник. Назначение холодильника. Правила ухода за холодильником. Викторина «Моя кухня» |
Покупки |
16 ч. |
Я иду в магазин. Виды магазинов. Продуктовый магазин. Отделы магазина. Выбор продуктов. Срок годности продуктов. Молочные продукты. Хлебобулочные изделия. Взвешивание товаров. Оплата покупки. Места хранения покупок. Сюжетно-ролевая игра «Покупка продуктов» |
Уход за вещами |
17 ч. |
Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи» Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины. Сортировка белья перед стиркой. Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и температурного режима. Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи в стиральной машине» Глажение утюгом. Различение составных частей утюга. Соблюдение последовательности действий при глажении белья. Глажение кухонной салфетки. |
Приготовление пищи |
18 ч. |
Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления салата. Обработка овощей. Резание овощей ножом. Экскурсия в школьную столовую. Сервировка стола. Выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. Сервировка стола для чая. Виды чая. Способы заваривания чая. Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей».Холодные напитки. Морс. Виды морсов. Способы приготовления морсов. Правила хранения холодных напитков. |
Уборка помещений и территории |
27 ч. |
Уход за комнатными растениями. Протирка пыли с цветов. Пересадка цветов. Опрыскивание цветов. Значение комнатных цветов для человека. Уборка территории. Уборка бытового мусора. Уборка территории. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем. Уход за уборочным инвентарем. Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Инвентарь для уборки снега. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Мытье стекла. Мытье зеркала. Дежурство по столовой. Уборка класса. Последовательность уборки. Инвентарь для уборки класса. Уборка класса. |
Итого: |
102 ч. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методические и учебные пособия
Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект — М.,1999.
Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.
Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208 с
Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 18–29.
Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 1-4 класс. («Я и мир вокруг», «Наша планета Земля», «Обитатели Земли», «Человек и природа»): учебник : в 2 ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. :Баласс
Курапова, И. И. Мои первые опыты: учебное пособие к курсу «Окружающий мир» для 1–2, 3-4 классов / И. И. Курапова ; под ред. А. А. Вахрушева.
Кудрина С.В. Окружающим мир -1 класс. Учебник специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вид, Москва « Владос» 2011г..Худенко Е.Д. Планирование уроков по развитию речи в 1кл. М.2000.
Материально-техническое обеспечение: системный блок, монитор, экран, игровые компьютеры.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Домоводство» предусматривает:
· Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения стирки белья, глажения белья и др.
· Оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер, предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.), стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, бытовая техника (чайник электрический, утюг, пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь), доски, уборочный инвентарь, лейки и др.
3. Календарно-тематический план по предмету «Домоводство», 3 класс.
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
План |
Факт |
Домашнее задание |
|
1 четверть – 25часов. |
|
|
|
|
1 |
Что изучает домоводство. Вводная беседа. |
1 |
3.09 |
|
Не задано. |
2 |
Моя квартира. |
1 |
7.09 |
|
Не задано. |
3 |
Один дома. Правила безопасности. |
1 |
8.09 |
|
Не задано. |
4 |
Расположение и назначение комнат. |
1 |
10.09 |
|
Не задано. |
5 |
Кухня. |
1 |
14.09 |
|
Не задано. |
6 |
Правила безопасности на кухне. |
1 |
15.09 |
|
Не задано. |
7 |
Чистота – залог здоровья. Правила уборки на кухне. |
1 |
17.09 |
|
Не задано. |
8 |
Моющие средства для кухни. |
1 |
21.09 |
|
Не задано. |
9 |
Кухонные приборы. Ложки и вилки. |
1 |
22.09 |
|
Не задано. |
10 |
Правила мытья кухонных приборов. |
1 |
24.09 |
|
Не задано. |
11 |
Мытье ложек и вилок. Практическая работа. |
1 |
28.09 |
|
Не задано. |
12 |
Мытье чашек и тарелок. Практическая работа. |
1 |
29.09 |
|
Не задано. |
13 |
Размещение чистой посуды в шкафу. |
1 |
1.10 |
|
Не задано. |
14 |
Кухонная мебель. |
1 |
5.10 |
|
Не задано. |
15 |
Назначение кухонной мебели. |
1 |
6.10 |
|
Не задано. |
16 |
Стол и стулья. |
1 |
8.10 |
|
Не задано. |
17 |
Мытье кухонного стола. Практическая работа. |
1 |
12.10 |
|
Не задано. |
18 |
Экскурсия в кабинет СБО. |
1 |
13.10 |
|
Не задано. |
19 |
Электробытовые приборы на кухне. |
1 |
15.10 |
|
Не задано. |
20 |
Газовая и электрическая плита. |
1 |
19.10 |
|
Не задано. |
21 |
Техника безопасности при работе с плитой. |
1 |
20.10 |
|
Не задано. |
22 |
Правила ухода за плитой. |
1 |
22.10 |
|
Не задано. |
23 |
Холодильник. Назначение холодильника. |
1 |
26.10 |
|
Не задано. |
24 |
Правила ухода за холодильником. |
1 |
27.10 |
|
Не задано. |
25 |
Викторина «Моя кухня». |
1 |
29.10 |
|
Не задано. |
|
2 четверть – 23 часа. |
|
|
|
|
26 |
Я иду в магазин. |
1 |
9.11 |
|
Не задано. |
27 |
Виды магазинов. |
1 |
10.11 |
|
Не задано. |
28 |
Правила поведения в магазинах. |
1 |
12.11 |
|
Не задано. |
29 |
Продуктовый магазин. Магазины «Пятерочка», «Магнит». |
1 |
16.11 |
|
Не задано. |
30 |
Отделы магазина. |
1 |
17.11 |
|
Не задано. |
31 |
Выбор продуктов. |
1 |
19.11 |
|
Не задано. |
32 |
Мясные продукты. |
1 |
23.11 |
|
Не задано. |
33 |
Молочные продукты. |
1 |
24.11 |
|
Не задано. |
34 |
Хлебобулочные изделия. |
1 |
26.11 |
|
Не задано. |
35 |
Взвешивание товаров. |
1 |
30.11 |
|
Не задано. |
36 |
Оплата покупки. |
1 |
1.12 |
|
Не задано. |
37 |
Места хранения покупок. |
1 |
3.12 |
|
Не задано. |
38 |
Сюжетно-ролевая игра «Покупка продуктов» |
1 |
7.12 |
|
Не задано. |
39 |
Уход за вещами. |
1 |
8.12 |
|
Не задано. |
40 |
Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Практическая работа. |
1 |
10.12 |
|
Не задано. |
41 |
Сортировка белья перед стиркой. |
1 |
14.12 |
|
Не задано. |
42 |
Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. |
1 |
15.12 |
|
Не задано. |
43 |
Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи». |
1 |
17.12 |
|
Не задано. |
44 |
Глажение утюгом. Различение составных частей утюга. |
1 |
21.12 |
|
Не задано. |
45 |
Соблюдение последовательности действий при глажении белья. |
1 |
22.12 |
|
Не задано. |
46 |
Глажение кухонной салфетки. Практическая работа. |
1 |
24.12 |
|
Не задано. |
47 |
Уборка помещения. |
1 |
28.12 |
|
Не задано. |
48 |
Уборка мебели. |
1 |
29.12 |
|
Не задано. |
|
3 четверть – 28 часов. |
|
|
|
|
49 |
Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Практическая работа. |
1 |
11.01 |
|
Не задано. |
50 |
Вытирание поверхности мебели. |
1 |
12.01 |
|
Не задано. |
51 |
Уборка пола. |
1 |
14.01 |
|
Не задано. |
52 |
Сметание мусора на полу в определенное место. Практическая работа. |
1 |
18.01 |
|
Не задано. |
53 |
Мытье стекла. |
1 |
19.01 |
|
Не задано. |
54 |
Мытье зеркала. Практическая работа. |
1 |
21.01 |
|
Не задано. |
55 |
Инвентарь для уборки снега. |
1 |
25.01 |
|
Не задано. |
56 |
Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. |
1 |
26.01 |
|
Не задано. |
57 |
Уборка территории. Уборка льда. |
1 |
28.01 |
|
Не задано. |
58 |
Правила ухода и хранения инвентаря. |
1 |
1.02 |
|
Не задано. |
59 |
Уборка снега. Практическая работа. |
1 |
2.02 |
|
Не задано. |
60 |
Подготовка к приготовлению блюда. Овощной салат. |
1 |
4.02 |
|
Не задано. |
61 |
Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. |
1 |
8.02 |
|
Не задано. |
62 |
Выбор инвентаря, необходимого для приготовления салата. |
1 |
9.02 |
|
Не задано. |
63 |
Обработка овощей. |
1 |
11.02 |
|
Не задано. |
64 |
Резание овощей ножом. Практическая работа. |
1 |
15.02 |
|
Не задано. |
65 |
Экскурсия в школьную столовую. |
1 |
16.02 |
|
Не задано. |
66 |
Сервировка стола. Практическая работа. |
1 |
18.02 |
|
Не задано. |
67 |
Выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола. |
1 |
22.02 |
|
Не задано. |
68 |
Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. |
1 |
25.02 |
|
Не задано. |
69 |
Электрический чайник. Наливание воды в чайник. Кипячение. |
1 |
1.03 |
|
Не задано. |
70 |
Сервировка стола для чая. |
1 |
2.03 |
|
Не задано. |
71 |
Виды чая. |
1 |
4.03 |
|
Не задано. |
72 |
Способы заваривания чая. |
1 |
9.03 |
|
Не задано. |
73 |
Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей» |
1 |
11.03 |
|
Не задано. |
74 |
Холодные напитки. Морс. |
1 |
15.03 |
|
Не задано. |
75 |
Виды морсов. |
1 |
16.03 |
|
Не задано. |
76 |
Способы приготовления морсов. Практическая работа. |
1 |
18.03 |
|
Не задано. |
|
4 четверть – 25 часов. |
|
|
|
|
77 |
Правила хранения холодных напитков. |
1 |
29.03 |
|
Не задано. |
78 |
Инвентарь для уборки льда. |
1 |
30.03 |
|
Не задано. |
79 |
Электробытовые приборы. Фен. |
1 |
1.04 |
|
Не задано. |
80 |
Различение составных частей фена. |
1 |
5.04 |
|
Не задано. |
81 |
Правила пользования феном. |
1 |
6.04 |
|
Не задано. |
82 |
Сюжетно-ролевая игра «Я сушу волосы феном» |
1 |
8.04 |
|
Не задано. |
83 |
Уход за комнатными растениями. |
1 |
12.04 |
|
Не задано. |
84 |
Протирка пыли с цветов. |
1 |
13.04 |
|
Не задано. |
85 |
Пересадка цветов. |
1 |
15.04 |
|
Не задано. |
86 |
Опрыскивание цветов. Практическая работа. |
1 |
19.04 |
|
Не задано. |
87 |
Значение комнатных цветов для человека. |
1 |
20.04 |
|
Не задано. |
88 |
Уборка территории. Уборка бытового мусора. |
1 |
22.04 |
|
Не задано. |
89 |
Уборка территории. Подметание территории. Практическая работа. |
1 |
26.04 |
|
Не задано. |
90 |
Сгребание травы и листьев. Практическая работа. |
1 |
27.04 |
|
Не задано. |
91 |
Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем. |
1 |
29.04 |
|
Не задано. |
92 |
Уход за уборочным инвентарем. |
1 |
4.05 |
|
Не задано. |
93 |
Правила поведения в общественных местах. |
1 |
6.05 |
|
Не задано. |
94 |
Правила поведения в школьной столовой. |
1 |
11.05 |
|
Не задано. |
95 |
Дежурство по столовой. |
1 |
13.05 |
|
Не задано. |
96 |
Уборка после приёма пищи. |
1 |
17.05 |
|
Не задано. |
97 |
Уборка класса. Последовательность уборки. |
1 |
18.05 |
|
Не задано. |
98 |
Инвентарь для уборки класса. |
1 |
20.05 |
|
Не задано. |
99 |
Уборка класса. Практическая работа. |
1 |
24.05 |
|
Не задано. |
100 |
Обобщение по теме «Кухня». |
1 |
25.05 |
|
Не задано. |
101 |
Подготовка чаепития. Практическая работа. Беседа по теме «Правила безопасности на летних каникулах» |
1 |
27.05 |
|
Не задано. |
102 |
Обобщение |
1 |
30.05 |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.