Рабочая программа

  • docx
  • 11.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 3 клДомоводство.docx

«Рассмотрено»

Руководитель МО

 

 ___________________

___________________

Протокол №1 от___________ 2021 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_____________________

Ю.В. Рожкова

________________2021 г.

«Утверждено»

Директор

МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»

 _____________________

 

Н.В. Полякова

_______________2021 г.

Приложение № ____ 

к АООП НОО

Приказ  № 340 от 01.09.2021 г.

 

 

 

 

Рабочая программа

по домоводству

для 3 класса

(уровень: специального коррекционного обучения)

Учитель Тирских Людмила Николаевна

Нет квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

2021/2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы. Разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Программный материал по учебному предмету «Домоводство» предусматривает обучение школьников с 3 по 12 класс.

Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

Основные задачи:

·       формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;

·       освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.  

 

1. Общая характеристика учебного предмета

Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.

 Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».

Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др.

Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.

Учебно-воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности самих учащихся, организованных учителем на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях. Именно практические упражнения являются основным методом обучения учащихся 5—7 классов, тогда как в 8—9 классах используются другие дидактические и воспитательные методы.

Методы обучения:

- словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с дополнительной литературой);

- наглядные (наблюдения, демонстрация образцов, показ презентаций);

- практические ( практические занятия, экскурсии);

- игровые (ролевые, деловые игры).

Описание места учебного предмета в учебном плане

В учебном плане предмет представлен на протяжении 10 лет обучения (без первого подготовительного класса). Предмет «Домоводство» относится к образовательной области «Окружающий мир». Программа предусматривает следующее количество часов по классам:

3 класс – 3 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 102 часа.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного. По мере освоения учащимися включаются элементы проектной деятельности.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

·       осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

·       положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

·       целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

·       самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

·       понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

·       готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметные результаты:

1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.

·       Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.

·       Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.

·       Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.

·       Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.

Планируемые результаты формирования базовых учебных действий

Регулятивные УД:

·       умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;

·       ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

·       пользоваться учебной мебелью;

·       адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

·       работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

·       передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

·       принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

·       активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

·       соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные УД:

·       умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

·       устанавливать видо-родовые отношения предметов;

·       делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

·       пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

·       читать; писать; выполнять арифметические действия;

·       наблюдать;

·       работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).\

Коммуникативные УД:

·       вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

·       использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

·       обращаться за помощью и принимать помощь;

·       слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

·       сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

·       доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

·       договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

Предметные результаты:

Знать:

- состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей, домашний адрес;

-  правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;

- санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами;
правила пользования утюгом, феном;

- правила ухода за одеждой, обувью, бельем;

- правила сушки одежды и обуви;

- правила гигиены при приготовлении пищи;

- отделы магазина, места хранения продуктов;

- правила пользованием газовой плитой, холодильником;

- ТБ при работе с уборочным инвентарем, правила хранения инвентаря.

Уметь:

- производить сухую и влажную уборку помещений;

- убирать бытовой мусор, подметать территорию.

- ухаживать за полом;

- подбирать одежду и обувь по сезону;

- соблюдать последовательность действий при ручной стирке;

- выбирать продукты для покупок;

- пользоваться утюгом, феном;

- убирать мусор на школьном участке;

- пользоваться лопатой, веником;

- соблюдать правила поведения в общественных местах.

2. Содержание учебного предмета

Наименование разделов

Количество часов,

Содержание тем учебного предмета

Обращение с кухонным инвентарем

24 ч.

Кухня. Чистота-залог здоровья. Правила уборки на кухне. Моющие средства для кухни. Кухонные приборы. Ложки и вилки. Правила мытья кухонных приборов. Мытье ложек и вилок. Кухонная мебель.

Назначение кухонной мебели. Стол и стулья. Мытье кухонного стола. Экскурсия в кабинет СБО. Электробытовые приборы на кухне. Газовая и электрическая плита. Техника безопасности при работе с плитой. Правила ухода за плитой. Холодильник. Назначение холодильника. Правила ухода за холодильником. Викторина «Моя кухня»

Покупки

16 ч.

Я иду в магазин. Виды магазинов. Продуктовый магазин. Отделы магазина. Выбор продуктов. Срок годности продуктов. Молочные продукты. Хлебобулочные изделия. Взвешивание товаров. Оплата покупки. Места хранения покупок. Сюжетно-ролевая игра «Покупка продуктов»

Уход за вещами

17 ч.

Ручная стирка. Наполнение емкости водой.

Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи»

Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины.

Сортировка белья перед стиркой. Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и температурного режима.

Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи в стиральной машине»

Глажение утюгом. Различение составных частей утюга.

Соблюдение последовательности действий при глажении белья.

Глажение кухонной салфетки.

Приготовление пищи

18 ч.

Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда.

Выбор инвентаря, необходимого для приготовления салата.

Обработка овощей. Резание овощей ножом.

Экскурсия в школьную столовую. Сервировка стола.

Выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола.

Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.

Сервировка стола для чая. Виды чая. Способы заваривания чая.

Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей».Холодные напитки. Морс.

Виды морсов. Способы приготовления морсов.

Правила хранения холодных напитков.

Уборка помещений и территории

27 ч.

Уход за комнатными растениями. Протирка пыли с цветов. Пересадка цветов. Опрыскивание цветов. Значение комнатных цветов для человека.

Уборка территории. Уборка бытового мусора. Уборка территории.

Подметание территории. Сгребание травы и листьев.

Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем. Уход за уборочным инвентарем. Уборка мебели.

Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора.

Вытирание поверхности мебели. Уборка пола.

Сметание мусора на полу в определенное место. Инвентарь для уборки снега. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Мытье стекла. Мытье зеркала. Дежурство по столовой.

Уборка класса. Последовательность уборки. Инвентарь для уборки класса.

Уборка класса.

Итого:

102 ч.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Методические и учебные пособия

Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проект — М.,1999.

Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.

Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208 с

Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 18–29.

Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 1-4 класс. («Я и мир вокруг», «Наша планета Земля», «Обитатели Земли», «Человек и природа»): учебник : в 2 ч. / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. :Баласс

Курапова, И. И. Мои первые опыты: учебное пособие к курсу «Окружающий мир» для 1–2, 3-4 классов / И. И. Курапова ; под ред. А. А. Вахрушева.

Кудрина С.В. Окружающим мир -1 класс. Учебник специальных   (коррекционных) образовательных учреждений VIII вид, Москва « Владос» 2011г..Худенко Е.Д. Планирование уроков  по развитию речи в 1кл. М.2000.

Материально-техническое обеспечение: системный блок, монитор, экран, игровые компьютеры.

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Домоводство» предусматривает:

·      Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; изображения стирки белья, глажения белья и др.

·                    Оборудование: кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли, сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки и др.), таймер, предметы для украшения интерьера (ваза, подсвечник, скатерть и др.), стиральная машина, тазики, настенные и индивидуальные зеркала, гладильная доска, бытовая техника (чайник электрический, утюг,  пылесос, электрическая плита, электрическая духовка, миксер, микроволновая печь), доски, уборочный инвентарь, лейки и др.

 

 

 

 

3. Календарно-тематический план по предмету «Домоводство», 3 класс.

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

План

Факт

Домашнее задание

 

1 четверть – 25часов.

 

 

 

 

1

Что изучает домоводство. Вводная беседа.

1

3.09

 

Не задано.

2

Моя квартира.

1

7.09

 

Не задано.

3

Один дома. Правила безопасности.

1

8.09

 

Не задано.

4

Расположение и назначение комнат.

1

10.09

 

Не задано.

5

Кухня.

1

14.09

 

Не задано.

6

Правила безопасности на кухне.

1

15.09

 

Не задано.

7

Чистота – залог здоровья. Правила уборки на кухне.

1

17.09

 

Не задано.

8

Моющие средства для кухни.

1

21.09

 

Не задано.

9

Кухонные приборы. Ложки и вилки.

1

22.09

 

Не задано.

10

Правила мытья кухонных приборов.

1

24.09

 

Не задано.

11

Мытье ложек и вилок. Практическая работа.

1

28.09

 

Не задано.

12

Мытье чашек и тарелок. Практическая работа.

1

29.09

 

Не задано.

13

Размещение чистой посуды в шкафу.

1

1.10

 

Не задано.

14

Кухонная мебель.

1

5.10

 

Не задано.

15

Назначение кухонной мебели.

1

6.10

 

Не задано.

16

Стол и стулья.

1

8.10

 

Не задано.

17

Мытье кухонного стола. Практическая работа.

1

12.10

 

Не задано.

18

Экскурсия в кабинет СБО.

1

13.10

 

Не задано.

19

Электробытовые приборы на кухне.

1

15.10

 

Не задано.

20

Газовая и электрическая плита.

1

19.10

 

Не задано.

21

Техника безопасности при работе с плитой.

1

20.10

 

Не задано.

22

Правила ухода за плитой.

1

22.10

 

Не задано.

23

Холодильник.  Назначение холодильника.

1

26.10

 

Не задано.

24

Правила ухода за холодильником.

1

27.10

 

Не задано.

25

Викторина «Моя кухня».

1

29.10

 

Не задано.

 

2 четверть – 23 часа.

 

 

 

 

26

Я иду в магазин.

1

9.11

 

Не задано.

27

Виды магазинов.

1

10.11

 

Не задано.

28

Правила поведения в магазинах.

1

12.11

 

Не задано.

29

Продуктовый магазин. Магазины «Пятерочка», «Магнит».

1

16.11

 

Не задано.

30

Отделы магазина.

1

17.11

 

Не задано.

31

Выбор продуктов.

1

19.11

 

Не задано.

32

Мясные продукты.

1

23.11

 

Не задано.

33

Молочные продукты.

1

24.11

 

Не задано.

34

Хлебобулочные изделия.

1

26.11

 

Не задано.

35

Взвешивание товаров.

1

30.11

 

Не задано.

36

Оплата покупки.

1

1.12

 

Не задано.

37

Места хранения покупок.

1

3.12

 

Не задано.

38

Сюжетно-ролевая игра «Покупка продуктов»

1

7.12

 

Не задано.

39

Уход за вещами.

1

8.12

 

Не задано.

40

Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Практическая работа.

1

10.12

 

Не задано.

41

Сортировка белья перед стиркой.

1

14.12

 

Не задано.

42

Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства.

1

15.12

 

Не задано.

43

Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи».

1

17.12

 

Не задано.

44

Глажение утюгом. Различение составных частей утюга.

1

21.12

 

Не задано.

45

Соблюдение последовательности действий при глажении белья.

1

22.12

 

Не задано.

46

Глажение кухонной салфетки. Практическая работа.

1

24.12

 

Не задано.

47

Уборка помещения.

1

28.12

 

Не задано.

48

Уборка мебели.

1

29.12

 

Не задано.

 

3 четверть – 28 часов.

 

 

 

 

49

Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Практическая работа.

1

11.01

 

Не задано.

50

Вытирание поверхности мебели.

1

12.01

 

Не задано.

51

Уборка пола.

1

14.01

 

Не задано.

52

Сметание мусора на полу в определенное место. Практическая работа.

1

18.01

 

Не задано.

53

Мытье стекла.

1

19.01

 

Не задано.

54

Мытье зеркала. Практическая работа.

1

21.01

 

Не задано.

55

Инвентарь для уборки снега.

1

25.01

 

Не задано.

56

Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега.

1

26.01

 

Не задано.

57

Уборка территории. Уборка льда.

1

28.01

 

Не задано.

58

Правила ухода и хранения инвентаря.

1

1.02

 

Не задано.

59

Уборка снега. Практическая работа.

1

2.02

 

Не задано.

60

Подготовка к приготовлению блюда. Овощной салат.

1

4.02

 

Не задано.

61

Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда.

1

8.02

 

Не задано.

62

Выбор инвентаря, необходимого для приготовления салата.

1

9.02

 

Не задано.

63

Обработка овощей.

1

11.02

 

Не задано.

64

Резание овощей ножом. Практическая работа.

1

15.02

 

Не задано.

65

Экскурсия в школьную столовую.

1

16.02

 

Не задано.

66

Сервировка стола. Практическая работа.

1

18.02

 

Не задано.

67

Выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола.

1

22.02

 

Не задано.

68

Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.

1

25.02

 

Не задано.

69

Электрический чайник. Наливание воды в чайник. Кипячение.

1

1.03

 

Не задано.

70

Сервировка стола для чая.

1

2.03

 

Не задано.

71

Виды чая.

1

4.03

 

Не задано.

72

Способы заваривания чая.

1

9.03

 

Не задано.

73

Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей»

1

11.03

 

Не задано.

74

Холодные напитки. Морс.

1

15.03

 

Не задано.

75

Виды морсов.

1

16.03

 

Не задано.

76

Способы приготовления морсов. Практическая работа.

1

18.03

 

Не задано.

 

4 четверть – 25 часов.

 

 

 

 

77

Правила хранения холодных напитков.

1

29.03

 

Не задано.

78

Инвентарь для уборки льда.

1

30.03

 

Не задано.

79

Электробытовые приборы. Фен.

1

1.04

 

Не задано.

80

Различение составных частей фена.

1

5.04

 

Не задано.

81

Правила пользования феном.

1

6.04

 

Не задано.

82

Сюжетно-ролевая игра «Я сушу волосы феном»

1

8.04

 

Не задано.

83

Уход за комнатными растениями.

1

12.04

 

Не задано.

84

Протирка пыли с цветов.

1

13.04

 

Не задано.

85

Пересадка цветов.

1

15.04

 

Не задано.

86

Опрыскивание цветов. Практическая работа.

1

19.04

 

Не задано.

87

Значение комнатных цветов для человека.

1

20.04

 

Не задано.

88

Уборка территории. Уборка бытового мусора.

1

22.04

 

Не задано.

89

Уборка территории. Подметание территории. Практическая работа.

1

26.04

 

Не задано.

90

Сгребание травы и листьев. Практическая работа.

1

27.04

 

Не задано.

91

Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем.

1

29.04

 

Не задано.

92

Уход за уборочным инвентарем.

1

4.05

 

Не задано.

93

Правила поведения в общественных местах.

1

6.05

 

Не задано.

94

Правила поведения в школьной столовой.

1

11.05

 

Не задано.

95

Дежурство по столовой.

1

13.05

 

Не задано.

96

Уборка после приёма пищи.

1

17.05

 

Не задано.

97

Уборка класса. Последовательность уборки.

1

18.05

 

Не задано.

98

Инвентарь для уборки класса.

1

20.05

 

Не задано.

99

Уборка класса. Практическая работа.

1

24.05

 

Не задано.

100

Обобщение по теме «Кухня».

1

25.05

 

Не задано.

101

Подготовка чаепития. Практическая работа. Беседа по теме «Правила безопасности на летних каникулах»

1

27.05

 

Не задано.

102

Обобщение

1

30.05