Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
docx
11.10.2021
Рабочая программа
3 клМУЗЫКА-И-ДВИЖЕНИЕ-1.docx

«Рассмотрено»

Руководитель МО

 

 ___________________

___________________

Протокол №1 от___________ 2021 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_____________________

Ю.В. Рожкова

________________2021 г.

«Утверждено»

Директор

МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»

 _____________________

 

Н.В. Полякова

_______________2021 г.

Приложение № ____ 

к АООП НОО

Приказ  № 340 от 01.09.2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по музыке и движению

для 3 класса

(уровень: специального коррекционного обучения)

Учитель Тирских Людмила Николаевна

Нет квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

2021/2022 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Музыка и движение» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно методическими

документами:

-     Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-         Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599);

-   Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

-   Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаниями, умениями и навыками базового уровня учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, что соответствует требованиям адаптированной образовательной программы основного общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения, которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Структура рабочей программы представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку; содержание курса

«Музыка и движение»; календарно-тематическое планирование; контроль усвоения знаний; критерии оценок по учебному предмету; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса; список основной, дополнительной литературы; электронные образовательные ресурсы.

Реализация рабочей программы учебного предмета «Музыка и движение» (3 класс) в 2021-2022 учебном году рассчитана на 68 часов (34 учебные недели, по 2 часа в неделю.)

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Содержание рабочей программы направлено на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками базового уровня учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, что соответствует требованиям адаптированной образовательной программы основного общего образования.

Цель рабочей программы – эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

Организация музыкально-речевой среды; пробуждение речевой активности учащихся; пробуждение интереса к музыкальным занятиям;

формирование музыкально-ритмические движений; развитие музыкального вкуса.

Наряду с вышеизложенными задачами решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:

развивать способность к коллективной деятельности; воспитание и развитие стремления учащихся устанавливать коммуникативные контакты с окружающими;

расширять круг общения;

совершенствовать средства общения.

 

Содержание предмета «Музыка и движение» представлено следующими разделами: «Слушание», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».

Концепция рабочей программы: способность применять полученные знания по предметам для приобретения профессии; способность культурно вести себя в обществе и различных житейских ситуациях.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.

Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их образовательных потребностей. Исходя из этого, класс целесообразно поделить на две группы:

В классе учащиеся :

а) для, которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с нарушениями опорно-двигательного аппарата, спастичность конечностей осложнена гиперкинезами, процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи;

 

б) с расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах.

У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение. Развитие детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создаёт предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметно-практической деятельности.

Разделение на группы в данном случае носит условный характер и ни в коем случае не предполагает реальное разделение детей в образовательной организации. Смешанная комплектация классов создает условия, в которых дети могут учиться подражать и помогать друг другу.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.

Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.

Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.

Общемоторное развитие нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не с координированностью движений.

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Нарушение мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушениями интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами. Задача педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего мира, развить эмоциональную отзывчивость на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.

Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка. На музыкальных занятиях развивается не только способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.

Слушание

Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной и медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Слушание (различение) высоких и низких звуков. Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. Определение музыкального стиля произведения. Узнавание оркестра (народных инструментов, симфонических и др.), в исполнении которого звучит музыкальное произведение. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.

Каждый урок планируется в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенное повышение нагрузки и переход в конце урока к успокоительным упражнениям; чередование различных видов упражнений, подбор упражнений, соответствующих возможностям учащихся.

Пение

Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение с соблюдением

динамических оттенков. Пение в хоре. Различение запева, припева и вступления к песне.

Движение под музыку

Топать под музыку. Хлопать в ладоши под музыку. Покачиваться одной ноги на другую. Начинать движение под музыку вместе с началом ее звучания и

останавливаться по ее окончании. Двигаться под музыку разного характера (ходить, бегать, прыгать, кружиться, приседать). Выполнять под музыку

действия с предметами (наклонять предмет в разные стороны,

опускать/поднимать предмет, подбрасывать/ловить предмет, махать предметом и т.п.). Выполнять движения разными частями тела под музыку («фонарики»,

«пружинка», наклоны головы и др.). Соблюдать последовательность простейших танцевальных движений. Передавать простейшие движения

животных. Выполнять движения, соответствующие словам песни. Соблюдать последовательность движений в соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни. Двигаться в хороводе. Двигаться под музыку в

медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмично ходить под музыку. Изменять скорость движения под музыку (ускорять, замедлять). Менять движения при изменении метроритма произведения, при чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания. Выполнять танцевальные

движения в паре с другим танцором. Выполнять развернутые движения одного образа. Имитировать игру на музыкальных инструментах.

 

Игра на музыкальных инструментах

Слушание (различение) по звучанию музыкальных инструментов

(контрастные по звучанию, сходные по звучанию). Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном

инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном

инструменте. Игра в ансамбле.

В процессе обучения предмету «Музыка и движение» ребенка с умственной отсталостью используются следующие методы и приемы:

 

Методы обучения и мотивации учебной деятельности. Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной

деятельности: Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование и др.

 

Методы формирования новых умений: Упражнения, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач).

 

Методы обобщения и систематизации изученного: Кодирование

информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.

 

Методы контроля результатов обучения. Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест • Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.

 

Поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального

комфорта и др.

 

В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:

 

1)  Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования

улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к

информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

 

2)  Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

 

3)  Личностно-ориентированные,

-дифференцированного обучения,

4)  Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него

необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

 

Основными видами деятельности учащихся на уроке являются:

 

·         совместные действия с педагогом;

·         деятельность по подражанию;

·         деятельность по образцу;

·         деятельность по последовательной инструкции;

·         деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;

·         самостоятельная деятельность обучающегося.

 

Такая последовательность позволяет систематизировать и упорядочить работу в данном направлении. В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

 

Методы и формы обучения:

 

·         обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности;

·         процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения

мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей;

·         детальное расчленение материала на простейшие элементы, обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое;

·         большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации;

·         обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

 

Методы и приемы работы:

 

·         наглядно слуховой (аудиозапись, игра на музыкальных нструментах);

·         зрительно двигательный (показ игрушек и ярких картинок,

раскрывающих содержание песен: показ учителем действий, отражающих характер музыки; показ танцевальных движений);

 

·         совместные действия ребенка со взрослым;

·         подражание действиям взрослого;

·         жестовая инструкция;

·         собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого.

 

 

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Образовательная область: искусство.

Предмет «Музыка и движение» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 2 часа в неделю, общее количество часов за год 68.

 

 

 

Характеристика базовых учебных действий

 

Личностные:

 

освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Предметные результаты:

способность к коллективной деятельности; навык слушания произведения;

развитие артикуляционного аппарата при пропевании;

воспитание и развитие стремления учащихся устанавливать коммуникативные контакты с окружающими;

совершенствовать средства общения.

 

При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальная.

 

Краткое описание особых образовательных потребностей учащихся: постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний.

 

Срок реализации рабочей учебной программы: программа составляется на 1 год. Внесение изменений - ежегодно без изменения всей программы. Фиксация изменений в специальном листе.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально- танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.

Высокий уровень. Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).

Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.

Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах.

Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.

Средний уровень. Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).

Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.

 

Низкий уровень . Положительная реакция на музыку

 

2)       Готовность          к       участию       в       совместных       музыкальных       мероприятиях.

Высокий    уровень.    Умение    проявлять    адекватные    эмоциональные    реакции    от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.

Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;

Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях, др.

Средний уровень. Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от музыкальной деятельности при частичной помощи взрослого.

Проявление интереса к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.

Низкий уровень . Умение проявлять эмоциональные реакции на звучащую музыку.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

 

Название раздела

Количество

часов (всего)

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

1.

Слушание

21

6

2

9

4

2.

Пение

20

8

4

5

3

3.

Движение под музыку

11

2

2

5

2

4.

Игра на музыкальных инструментах

16

 

6

2

8

 

Итого

68

16

14

21

17


Календарно-тематическое планирование

 

урок а

Дата

Тема урока

Содержание урока

Формы контроля

Оборудование, электронные образовательные

ресурсы

план

факт

Теоретические сведения на основе плана

урока

Коррекционная работа

Практические работы

 

 

1.

2.

05.09

07.09

 

Логопедические распевки - стихи на гласные.

Музыка тихая и громкая.

Сведения о звучании музыки: тихо, громко

 

Коррекция артикуляционной моторики, снятие психологической зажатости.

Пение гласных а-о-у на одном звуке, на

соседних звуках. Слушание музыки.

Индивидуальный, наблюдение

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.

3.

4.

12.09

14.09

 

Элементарные хоровые распевки на слоги. Темп.

 

 

 

Сведения о темпе и громкости музыки.

Коррекция внимания, артикуляционной моторики.

Коррекция нарушения эмоционально- личностной

сферы.

 

 

 

Пение са – со – су на одном звуке, на соседних звуках.

Слушание музыки.

 

 

Индивидуальный, наблюдение

 

 

 

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.

5.

6.

19.09

21.09

 

Музыкальное приветствие и прощание.

Сведения о звучании музыки: тихо, громко.

 

Коррекция слухового

Слушание: «Тихо- громко» муз.

Е.Тиличеевой, «Да-да-

Индивидуальный, наблюдение

Мультимедийное

оборудование, оборудование к


 

 

 

 

Звучание и темп музыки.

 

внимания.

да» муз. Е.Тиличеевой. Определение громкости звучания, настроения

музыки.

 

теме, презентация.

7.

8.

26.09

28.09

 

Русские народные песни. Звучание и темп музыки.

 

 

 

Сведения о муз. культуре своего народа, о темпе музыки.

 

 

Коррекция артикуляционной моторики, снятие психологической зажатости.

Подпевание «Заинька» РН мелодия обр. Ю. Слонова сл. И.

Черницкой; «Ладушки» РН прибаутка;

«Сорока» РН

прибаутка. Слушание и определение громкости звучания, настроения и темпа музыки: «Во саду ли, в огороде» РНП;

«Калинка» РНП.

 

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.

9.

10.

03.10

05.10

 

Песни русских композиторов. Настроение музыки.

 

 

 

Сведения о громкости, темпе, настроения

музыки: шутливый, озорной.

 

 

Коррекция нарушения эмоционально- личностной

сферы.

Коррекция звукообразования.

Подпевание «Зайчик» муз. А.Лядова Слушание и

определение громкости, темпа звучания, настроения музыки. «Жаворонок» муз. М. Глинка; «Вдоль по улице метелица метет» муз. А. Варламова

«Итальянская песенка» муз. П. Чайковского

 

 

 

 

Индивидуальный, наблюдение

 

 

 

 

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.


 

11.

12.

10.10

12.10

 

На чем играют музыку?

 

Сведения об инструментах.

Коррекция крупной моторики, слухового восприятия.

Слушание и

определение громкости звучания, настроения музыки Музыкально-

дидактические игры.

Индивидуальный, наблюдение

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.

13.

14.

17.10

19.10

 

Музыкально- ритмические движения.

«Большие ноги шли по дороге»

 

 

Сведения о

движениях под музыку (шаг широкий, семенящий).

Коррекция нарушения эмоционально- личностной

сферы.

Коррекция

двигательного самоконтроля.

 

 

 

Двигаются под музыку разным шагом и темпом.

 

 

 

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.

15.

16.

24.10

26.10

 

Разучивание песни

«Падают листья». Музыка М.Красева, слова М.Ивенсен.

 

 

Сведения о песне.

Коррекция артикуляционной моторики, снятие психологической зажатости.

 

Слушание и

определение громкости звучания, настроения музыки Музыкально-

дидактические игры.

 

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.

17.

 

18.

07.11

09.11

 

Ударные инструменты. Барабан.

 

 

Сведения об ударных инструментах; о барабане.

 

Коррекция крупной моторики, слухового восприятия.

Слушание и определение громкости, темпа

звучания, настроения музыки. Пропевание своего имени в

заданном настроении и темпе. Музыкально-

дидактические игры.

 

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.


 

19.

20.

14.11

16.11

 

Музыкально- ритмические

движения «Кот и мыши» Т.Ломовой

 

 

 

Сведения о темпе, элементарных

движениях под музыку.

Коррекция нарушения эмоционально- личностной

сферы.

Коррекция

двигательного самоконтроля

Выполняют элементарные

движения под музыку (топать ногами, хлопать в ладоши, приседать) в такт музыки.

 

 

 

 

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.

21.

22.

21.11

23.11

 

Слушание веселой и грустной

музыки.

 

 

Сведения о звучании музыки: весело, грустно.

Коррекция нарушения эмоционально- личностной

сферы. Коррекция слухового восприятия.

 

 

Слушание и определение громкости, темпа

звучания, настроения музыки.

Индивидуальный, наблюдение

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.

23.

24.

28.11

30.11

 

Дудочка, свистулька.

 

Сведения о музыкальных игрушках; о

громкости, темпе, настроения

музыки.

Коррекция крупной моторики, слухового восприятия.

Музыкально-

дидактические игры с музыкальным игрушками.

 

 

 

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.

25.

26.

05.12

07.12

 

Новогодние песенки.

Сведения о разных

интонационных и динамических

Коррекция памяти, чувства музыкальной

формы.

Слушают и подпевают. Музыкально-

дидактические игры.

 

Мультимедийное оборудование, оборудование к


 

 

 

 

 

характеристик песни.

 

 

 

теме, презентация.

27.

28.

12.12

14.12

 

Ударно-шумовые инструменты.Бубе н.

 

 

Сведения об ударно-шумовых инструментах.

Бубен.

Коррекция крупной моторики, слухового восприятия.

 

Игра на музыкальных инструментах.

Упражнения на

создание ритмического рисунка.

 

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.

29.

30.

19.12

21.12

 

Новогодние игры и пляски.

Сведения о темпе движений и темпе музыкального произведения; о игровых и плясовых

движениях.

Коррекция нарушения эмоционально- личностной

сферы.

Коррекция

двигательного самоконтроля

 

Выполняют задания после показа и по словесной инструкции учителя.

 

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.

31.

32.

09.01

11.01

 

Игровые песни.

 

 

 

Сведения об игровых песнях.

Коррекция нарушения эмоционально- личностной

сферы.

Коррекция

двигательного самоконтроля

Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или

повторяющихся звуков, слогов и слов.

 

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.

33.

16.01

18.01

 

Разные виды музыки.

Сведения о громкости,

характере,

Коррекция слухового восприятия.

Слушание, различение музыки Музыкально- дидактические игры.

Индивидуальный, наблюдение

Мультимедийное оборудование, оборудование к


 

34.

 

 

 

настроении, начале и конце в музыке; высоких и низких звуках

 

 

 

теме, презентация.

35.

36.

23.01

25.01

 

«Кит» - танец.

Сведения о танце.

Коррекция нарушения эмоционально- личностной

сферы. Коррекция слухового восприятия.

Слушание, различение музыки Музыкально- дидактические игры.

 

Мультимедийное оборудование, оборудование к

теме, презентация.

37.

38.

30.01

01.02

 

«Кит» - марш.

Сведения о марше.

 

Слушание, различение музыки Музыкально- дидактические игры.

 

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.

39.

40.

06.02

08.02

 

«Кит» - песня.

Сведения о песне.

 

Слушание, различение музыки Музыкально- дидактические игры.

 

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.

41.

42.

43.

13.02

15.02

20.02

 

Разучивание песни

«Бравые солдаты». Музыка А. Филиппенко, слова Т.Волгиной.

 

 

 

Сведения о песне, марше.

 

 

Коррекция памяти, чувства музыкальной

формы.

Слушание и подпевание,

определение характера музыки. «Бравые солдаты». Музыка А. Филиппенко, слова

Т.Волгиной. Музыкально-

дидактические игры.

 

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.


 

44.

45.

22.02

27.02

 

В стране   сказок.

Слушание музыкальной

сказки «Теремок».

 

 

 

 

Сведения о музыкальной сказке.

 

 

 

Коррекция слухового восприятия.

Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или

повторяющихся звуков, слогов и слов.

Выразительное пение с соблюдением

динамических оттенков.

 

 

 

Индивидуальный, наблюдение

 

 

 

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.

46.

47.

01.03

06.03

 

Уроки репетиции к празднику «8 Марта»

Сведения о празднике 8 Марта.

Коррекция нарушения эмоционально- личностной

сферы.

 

Индивидуальный, наблюдение

 

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.

 

48.

49.

50.

13.03

15.03

20.03

 

Музыкальные

игры «Каравай»,

«Горелки»,

«Теремок» (русские народные песни)

 

 

Коррекция

двигательного самоконтроля

 

 

Индивидуальный, наблюдение

 

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.

51.

52.

22.03

03.04

 

Три кита в музыке.

Сведения о танце, песне, марше.

Коррекция слухового восприятия.

 

Слушание, различение и подпевание.

 

Индивидуальный, наблюдение

 

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.

53.

54.

05.04

10.04

 

Трещотки,

Сведения о

музыкальных

Коррекция крупной

Игра на музыкальных инструментах.


 

 

 

 

колокольчик.

инструментах - трещотки, колокольчик.

моторики, слухового восприятия.

Упражнения на

создание ритмического рисунка.

 

 

55.

56.

12.04

17.04

 

Веселые ложки.

 

Сведения о музыкальных инструментах – ложки.

Коррекция крупной моторики, слухового восприятия.

 

 

Игра на музыкальных инструментах.

Упражнения на

создание ритмического рисунка.

57.

58.

19.04

24.04

 

Музыкальный ансамбль.

 

Сведения о музыкальных инструментах.

Коррекция крупной моторики, слухового восприятия.

59.

60.

26.04

03.05

 

Тема весны в музыке.

Сведения о музыкальных

произведениях по теме «Весна».

Коррекция слухового восприятия.

Слушание и

определение громкости звучания, настроения музыки Музыкально-

дидактические игры.

Индивидуальный, наблюдение

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.

61.

62.

08.05

10.05

 

Разучивание песни

«Веселый музыкант». Музыка А.Филиппенко,

слова Т.Волгиной.

 

Сведения о словах, музыке, темпе, ритме песни.

 

Коррекция памяти, чувства музыкальной

формы.

 

 

Слушание и подпевание.

Индивидуальный, наблюдение

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.

63.

64.

15.05

17.05

 

Весенний хоровод.

Сведения о хороводе и

Коррекция

двигательного

Выполняют движения в хороводе согласно

Индивидуальный,

Мультимедийное

оборудование,


 

 

 

 

 

движениях в хороводе.

самоконтроля

музыке и тексту.

наблюдение

оборудование к теме, презентация.

65.

22.05

 

Музыкальные инструменты. Маракасы.

 

Сведения о музыкальных инструментах.

Коррекция крупной моторики, слухового восприятия.

Игра на музыкальных инструментах.

Упражнения на

создание ритмического рисунка.

Индивидуальный, наблюдение

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.

66.

24.05

 

Музыка в мультфильмах.

 

Сведения о музыке из мультфильмов.

 

Стабилизация психоэмоциональ ного состояния.

Слушание и

определение громкости звучания, настроения музыки Музыкально-

дидактические игры.

Индивидуальный, наблюдение

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.

67.

29.05

 

Любимые песенки.

Сведения о словах, музыке, темпе, ритме песни.

Коррекция памяти, чувства музыкальной

формы.

 

Слушание и подпевание.

Индивидуальный, наблюдение

Мультимедийное оборудование, оборудование к теме, презентация.

68.

31.05

 

Музыкальный ансамбль.

 

Сведения о музыкальных инструментах.

Коррекция крупной моторики, слухового восприятия.

Игра на музыкальных инструментах.

Упражнения на

создание ритмического рисунка.

Индивидуальный, наблюдение

Мультимедийное оборудование, обору-дование к теме, презентация.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

 

Слушание (21ч) Русские народные песни. Звучание и темп музыки.

Песни русских композиторов. Настроение музыки. Слушание веселой и грустной музыки.

Разные виды музыки. Три кита в музыке.

В стране сказок. Слушание музыкальной сказки «Теремок». Тема весны в музыке. Музыка в мультфильмах.

 

Пение (20ч) Логопедические распевки - стихи на гласные. Музыка тихая и громкая. Элементарные хоровые распевки на слоги. Темп.

Музыкальное приветствие и прощание. Звучание и темп музыки.

Разучивание песни «Падают листья». Музыка М.Красева, слова М.Ивенсен. Новогодние песенки.

Разучивание песни «Бравые солдаты». Музыка А.Филиппенко, слова Т.Волгиной. Разучивание песни «Веселый музыкант». Музыка А.Филиппенко, слова Т.Волгиной. Любимые песенки.

 

Движение под музыку (11ч) Музыкально-ритмические движения. «Большие ноги шли по дороге», «Кот и мыши» Т.Ломовой, Игровые песни. Новогодние игры и пляски.

Музыкальные игры «Каравай», «Горелки», «Теремок» (русские народные песни). Весенний хоровод

 

Игра на музыкальных инструментах (16ч) На чем играют музыку?

Ударные инструменты. Барабан. Дудочка, свистулька. Ударно-шумовые

инструменты. Бубен. Трещотки, колокольчик. Веселые ложки. Музыкальные инструменты. Маракасы.


КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

 

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП

образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для

организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет

разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося желательно привлекать

членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных

компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки,

характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения

составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР адаптированной

основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной

программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация

осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения обучающихся важно учитывать затруднения в освоении отдельных предметов (курсов) и даже

образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.


Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

-   что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

-   насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого

обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий

обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень

самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для

корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей

коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке

сформированности действий представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений,

следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Доступная деятельность (игровая, предметная, коммуникативная, трудовая и др.) является источником знаний, об окружающем мире. Разнообразная практическая деятельность со временем преобразуется в индивидуальный

социально значимый опыт, при этом шкала индивидуальных достижений того или иного ребенка может быть различной. Для одного уровень

достижений будет охватывать самые простейшие бытовые умения, для другого – овладение навыками хозяйственно-бытового самообслуживания, умения быть полезным не только для себя, но и для окружающих, для

третьего – способность к элементарному обучению чтению, письму, счету, и другому, самостоятельному обеспечению простейших социально-культурных потребностей: ходить в магазин за покупками, уметь готовить, организовать свой досуг, контактировать с окружающими людьми и др.

Все обучение детей, с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, делится на несколько образовательных этапов.

Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ещё предстоит ему освоить.

При определении уровня развития ребенка оценивается качественное

содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно

общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

·       действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);

·       действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;

·       действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;


·       действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);

·       действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;

·       действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

Как правило, по обучаемости, проявляющейся в овладении теми или иными знаниями, умениями и навыками учащихся можно разделить на четыре группы:

1. Первую составляют дети (10 – 15 %), которые в целом правильно выполняют предъявляемые им задания, они наиболее активны и

самостоятельны в усвоение заданного материала.

2. Вторую группу (25 – 30%) характеризует замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как

самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.

3. Третья группа учащихся (35 – 40%) отличается пассивностью инертностью психических процессов, нарушениями внимания, что приводит к

разнообразным ошибкам. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе по всем разделам программы.

4. Четвертая группа (10 – 15%) характеризуется тем, что дети обучаются по индивидуальным программам. Для них обозначается система минимальных знаний, обеспечивающих начальных основ письма, простейшего счета,

чтения. Обучать таких детей необходимо в целях их социальной поддержки.

На основе приведенных характеристик оценку «удовлетворительно усвоил рекомендуемую программу данного года обучения» получают дети, если они, верно, выполняют от 35 % до 50 процентов заданий. Оценку «хорошо усвоил рекомендуемую программу данного года обучения» - при выполнении

от 50% до 65% заданий. Оценка «достаточно хорошо усвоил рекомендуемую программу данного года обучения», если выполнено свыше 65% заданий.

При выполнении ниже 35% заданий учащиеся с умеренной и тяжелой


умственной отсталостью могут быть оценены, как «рекомендуемую программу данного года обучения усвоил на минимальном уровне».

В любом случае при составлении итоговой характеристики за прошедший учебный год, для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, следует исходить от достигнутого ими минимального уровня развития, т. е. адекватного структуре их дефекта.


СПИСОК ОСНОВНОЙ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

 

 

Дополнительная:

1. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в коррекционных классах. Автор: О.П.Власенко, Волгоград, «Учитель», 2012г.

2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно- методические материалы. Под ред. И.М.Бгажноковой, Москва, Владос, 2012г.

3. Е.Забурдяева, Н.Перунова «Посвящение К.Орфу». Учебное пособие по элементарному музицированию и движению. Вып.1 «Движение и речь», СПб, Невская нота, 2008г.

4. Н.И.Монакова «Путешествие с гномом». Развитие эмоциональной сферы дошкольников. СПб, Речь, 2008г.

5.   «Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками» под ред. Л.Б.Баряевой, И.Б.Вечкановой, СПб, Каро, 2009г.

6. Психотехнические игры и упражнения (техники игровой психокоррекции). Авторы: В.В.Петрусинский, Е.Г.Розанова. Москва, Владос, 2010г.

7. Развитие и воспитание в играх. Авторы: В.В.Петрусинский, Е.Г.Розанова. Москва, Владос, 2010г.

8. Нотные сборники попевок, потешек, фольклора, детских песен,

классической детской музыки; сборники: «Ритмическая гимнастика под музыку», «Подвижные игры под музыку», «Утренняя гимнастика под

музыку».

9. Детские книги со стихами и рассказами по темам уроков.



 

Рассмотрено» Руководитель

Рассмотрено» Руководитель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Музыка и движение» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно методическими документами: -

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Музыка и движение» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно методическими документами: -

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др

Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др

Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и

Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и

Пение Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни

Пение Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Такая последовательность позволяет систематизировать и упорядочить работу в данном направлении

Такая последовательность позволяет систематизировать и упорядочить работу в данном направлении

Характеристика базовых учебных действий

Характеристика базовых учебных действий

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №

Календарно-тематическое планирование № урок а

Календарно-тематическое планирование № урок а

Музыкальное приветствие и прощание

Музыкальное приветствие и прощание

Звучание и темп музыки. внимания

Звучание и темп музыки. внимания

На чем играют музыку?

На чем играют музыку?

Музыкально- ритмические движения «Кот и мыши»

Музыкально- ритмические движения «Кот и мыши»

Ударно-шумовые инструменты.Бубе н

Ударно-шумовые инструменты.Бубе н

Разные виды музыки. Сведения о громкости, характере,

Разные виды музыки. Сведения о громкости, характере,

Кит» - танец. Сведения о танце

Кит» - танец. Сведения о танце

В стране сказок. Слушание музыкальной сказки «Теремок»

В стране сказок. Слушание музыкальной сказки «Теремок»

Три кита в музыке. Сведения о танце, песне, марше

Три кита в музыке. Сведения о танце, песне, марше

Упражнения на создание ритмического рисунка

Упражнения на создание ритмического рисунка

Весенний хоровод. Сведения о хороводе и

Весенний хоровод. Сведения о хороводе и

Музыкальные инструменты. Маракасы

Музыкальные инструменты. Маракасы

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ

Как правило, по обучаемости, проявляющейся в овладении теми или иными знаниями, умениями и навыками учащихся можно разделить на четыре группы: 1

Как правило, по обучаемости, проявляющейся в овладении теми или иными знаниями, умениями и навыками учащихся можно разделить на четыре группы: 1

В любом случае при составлении итоговой характеристики за прошедший учебный год, для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, следует исходить от достигнутого ими…

В любом случае при составлении итоговой характеристики за прошедший учебный год, для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, следует исходить от достигнутого ими…

СПИСОК ОСНОВНОЙ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

СПИСОК ОСНОВНОЙ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2021