Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
docx
11.10.2021
Рабочая программа
3кл окружающий природный мир.docx

«Рассмотрено»

Руководитель МО

 

 ___________________

___________________

Протокол №1 от___________ 2021 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_____________________

Ю.В. Рожкова

________________2021 г.

«Утверждено»

Директор

МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»

 _____________________

 

Н.В. Полякова

_______________2021 г.

Приложение № ____ 

к АООП НОО

Приказ  № 340 от 01.09.2021 г.

 

 

 

Рабочая программа

по окружающему природному миру

для 3 класса

(уровень: специального коррекционного обучения)

Учитель Тирских Людмила Николаевна

Нет квалификационной категории

 

 

 

 

2021/2022 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учётом специфики учебного предмета

Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостности картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологического и нравственно обоснованного поведения в природе и социальной среде;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Задачи курса:

- формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;

-формирование временных представлений;

-формирование представлений о растительном и животном мире.

1. Общая характеристика учебного предмета

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за расте­ниями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Природа – родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие

- патриотизм - любовь к Родине, своему краю, народу, служение Отечеству;

- социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

- гражданственность - долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;

- семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;

- личность - саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самопринятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Результаты освоения учебного предмета делятся на две группы.

Личностные результаты: физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность:

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация:

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

Уверенность в себе:

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

Чувства, желания, взгляды:

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

Социальные навыки:

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок:

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень:

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно-бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь:

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи:

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность:

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Подготовка ребёнка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса, зала, учебного помещения, пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

 - организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в учебную деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1)        Направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание:

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущейся игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

Фиксирует взгляд на лице педагога с утрированной мимикой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора;

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимать жестовую инструкцию;

- понимать инструкцию по инструкционным картам;

- понимать инструкцию по пиктограммам;

- выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеников на данном этапе обучения);

3) использование на назначению учебных материалов:

- бумаги, цветной бумаги, пластилина, карандаша;

4) учения выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполнять действия способом «рука в руке»;

- подражает действиям, выполненным педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задания:

1)   В течение определённого периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнен6ии посильного задания 3-4 минуты;

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнять посильное задание  от начала до конца;

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выполняет алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

Предметные результаты:

- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

-  сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения   на улице, в лесу;

- контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осознавать свою неразрывную связь с природой;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

2. Содержание учебного предмета.

Растительный мир.

Узнавание (различение) растений.  Узнавание (различение) частей растений (лист, ветки).

Узнавание (различение) фруктов (лимон, апельсин) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Узнавание (различение) овощей (огурец, помидор) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Узнавание (различение) ягод (смородина) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание (различение) грибов (лисичка, поганка) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (роза).

Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка). Узнавание (различение) комнатных растений (герань, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека.

Животный мир.

Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, лошадь). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.

Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (котенок, щенок).

Узнавание (различение) диких животных (лиса, белка). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица, петух). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок). Узнавание (различение) зимующих птиц (воробей). Знание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых (бабочка). Знание способов передвижения насекомых.

Объекты природы.

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.

Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека.

Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня. 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Компьютерная обучающая.

Натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.

Разрезные карточки:

«Мир животных»:

- «Домашние животные»,

- дикие животные России;

- «Животные холодных широт»;

«Мир человека»:

- продукты питания;

- посуда;

- мебель;

- одежда и обувь;

- игрушки;

- транспорт;

- музыкальные инструменты;

- электроприборы.

«Мир растений»:

- фрукты;

- овощи;

- садовые цветы;

- ягоды.

Демонстрационные карточки:

- «Дикие животные»;

- «Птицы России»;

- «Домашние животные»;

- «Птицы домашние и декоративные»;

- «Овощи»;

- «Насекомые»;

- «Ягоды»;

- «Цветы»;

- «Фрукты»;

- «Зима»;

- «Весна»;

- «Лето»;

- «Осень».

Набор кукол бабибо:

- «Теремок»;

- «Репка»;

- «Курочка Ряба»;

- «Колобок».

Набор кукол для пальчикового театра:

- «Волк и семеро козлят»;

- «Заюшкина избушка»;

- «Маша и медведь».

Бубны.

Инструменты для занятий детским музыкальным творчеством.

Набор «Дары Фребеля».

Мозаика.

Дидактические материалы М. Монтессори.


 

3. Календарно-тематический план по предмету «Окружающий природный мир», 3 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

План

Факт

Домашнее задание

 

1 четверть -17 часов.

 

 

 

 

 

Растительный мир.

 

 

 

 

1

Вводный урок. Окружающий природный мир.

1

3.09

 

Не задано.

2

Растительный мир. Осенняя экскурсия.

1

8.09

 

Не задано.

3

Садовые цветы (астра, тюльпан).

1

10.09

 

Не задано.

4

Дерево, куст, трава.

1

15.09

 

Не задано.

5

Части растения (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).

1

17.09

 

Не задано.

6

Деревья (осина, сосна, ива).

1

22.09

 

Не задано.

7

Плодовые деревья (вишня).

1

24.09

 

Не задано.

8

Кусты (рябина, черёмуха, шиповник).

1

29.09

 

Не задано.

9

Деревья и кусты. Узнавание, называние.

1

1.10

 

Не задано.

10

Зерновые культуры (пшеница, овес).

1

6.10

 

Не задано.

 

Временные представления.

 

 

 

 

11

Экскурсия. Сезонные явления осенью. Дождь, листопад, гром, ветер.

1

8.10

 

Не задано.

 

Растительный мир.

 

 

 

 

12

Фрукты (мандарин, персик, киви).

1

13.10

 

Не задано.

13

Овощи (редис, кабачок, перец).

1

15.10

 

Не задано.

14

Овощи, фрукты.

1

20.10

 

Не задано.

15

Грибы (лисичка, опёнок, поганка).

1

22.10

 

Не задано.

16

Съедобные и несъедобные грибы.

1

27.10

 

Не задано.

 

Животный мир.

 

 

 

 

17

Мир животных. Признаки животных.

1

29.10

 

Не задано.

 

2 четверть -15 часов.

 

 

 

 

18

Домашние животные (коза, овца).

1

10.11

 

Не задано.

19

Детёныши домашних животных.

1

12.11

 

Не задано.

20

Дикие животные (ёж, медведь).

1

17.11

 

Не задано.

21

Детёныши диких животных.

1

19.11

 

Не задано.

22

Строение домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши).

1

24.11

 

Не задано.

23

Значение животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).

1

26.11

 

Не задано.

 

Объекты природы.

 

 

 

 

24

Узнавание солнца. Значение солнца в жизни человека и природы.

1

1.12

 

Не задано.

25

Небесное тело – луна.

1

3.12

 

Не задано.

 

Временные представления.

 

 

 

 

26

Представление о частях суток (утро, день, вечер, ночь).

1

8.12

 

Не задано.

27

Соотнесение частей суток с видами деятельности.

1

10.12

 

Не задано.

28

Режим дня.

1

15.12

 

Не задано.

29

Времена года. Название месяцев.

1

17.12

 

Не задано.

30

Смена сезонов (осень, зима, весна, лето).

1

22.12

 

Не задано.

31

Экскурсия. Сезонные явления зимой. Ветер, снегопад, гололёд.

1

24.12

 

Не задано.

32

Деятельность человека зимой.

1

29.12

 

Не задано.

 

3 четверть – 19 часов.

 

 

 

 

 

Объекты природы.

 

 

 

 

33

Солнце. Значение солнца в жизни человека.

1

12.01

 

Не задано.

34

Небесные тела. Луна.

1

14.01

 

Не задано.

35

Значение огня в жизни человека.

1

19.01

 

Не задано.

36

Воздух. Значение воздуха в жизни человека.

1

21.01

 

Не задано.

37

Формы земной поверхности (горы, овраги, равнины)

1

26.01

 

Не задано.

38

Водоёмы (река, озеро, море). Их значение в жизни человека.

1

28.01

 

Не задано.

39

Огонь. Свойства огня. Правила безопасности при использовании огня.

1

2.02

 

Не задано.

40

Лес. Растения леса.

1

4.02

 

Не задано.

41

Соблюдение правил поведения в лесу.

1

9.02

 

Не задано.

42

Луг. Растения луга.

1

11.02

 

Не задано.

 

Растительный мир.

 

 

 

 

43

Комнатные растения (кактус, фиалка).

1

16.02

 

Не задано.

44

Строение растений. Особенности ухода за комнатными растениями.

1

18.02

 

Не задано.

45

Зерновые культуры (рожь, кукуруза). Их значение в жизни человека.

1

25.02

 

Не задано.

46

Садовые цветы (астра, гладиолус, георгин).

1

2.03

 

Не задано.

 

Временные представления.

 

 

 

 

47

Неделя- последовательность семи дней.

1

4.03

 

Не задано.

48

Различение выходных и рабочих дней.

1

9.03

 

Не задано.

49

Изменения, происходящие в жизни растений весной.

1

11.03

 

Не задано.

50

Изменения, происходящие в жизни животных весной.

1

16.03

 

Не задано.

51

Экскурсия. Природные явления весной. Дождь, роса, гроза.

1

18.03

 

Не задано.

 

4 четверть - 17 часов.

 

 

 

 

52

Деятельность человека весной.

1

30.03

 

Не задано.

 

Животный мир.

 

 

 

 

53

Представление о птице. Знание строения птицы.

1

1.04

 

Не задано.

54

Представление о домашних птицах (индюк).

1

6.04

 

Не задано.

55

Узнавание (различение) детенышей домашних птиц.

1

8.04

 

Не задано.

56

Перелетные птицы (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль)

1

13.04

 

Не задано.

57

Зимующие птицы.

1

15.04

 

Не задано.

58

Представление о водоплавающих птицах (лебедь, гусь).

1

20.04

 

Не задано.

59

Представление о речных рыбах (карась, ёрш).

1

22.04

 

Не задано.

60

Строение рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Связь строения тела рыбы с ее образом жизни.

1

27.04

 

Не задано.

61

Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, песец).

1

29.04

 

Не задано.

62

Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса (тюлень, морж).

1

4.05

 

Не задано.

 

Растительный мир.

 

 

 

 

63

Представление о насекомых (кузнечик, стрекоза).

1

6.05

 

Не задано.

64

Представление о ягодах (брусника, клюква).

1

11.05

 

Не задано.

65

Представление о ягодах (голубика).

1

13.05

 

Не задано.

66

Представление о дикорастущих цветах (одуванчик).

1

18.05

 

Не задано.

67

Представление о дикорастущих цветах (василек).

1

20.05

 

Не задано.

 

Временные представления.

 

 

 

 

68

Экскурсия. Природные явления летом. Радуга, туман, гроза.

1

25.05

 

Не задано.

 


 

Рассмотрено» Руководитель МО ___________________ ___________________

Рассмотрено» Руководитель МО ___________________ ___________________

Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе

Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Мотивационно – личностный блок: - испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) - стремится помогать окружающим

Мотивационно – личностный блок: - испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) - стремится помогать окружающим

Формирование учебного поведения: 1)

Формирование учебного поведения: 1)

Содержание учебного предмета.

Содержание учебного предмета.

З нание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых (бабочка)

З нание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых (бабочка)

Дикие животные»; - «Птицы России»; - «Домашние животные»; - «Птицы домашние и декоративные»; - «Овощи»; - «Насекомые»; - «Ягоды»; - «Цветы»; - «Фрукты»; - «Зима»;…

Дикие животные»; - «Птицы России»; - «Домашние животные»; - «Птицы домашние и декоративные»; - «Овощи»; - «Насекомые»; - «Ягоды»; - «Цветы»; - «Фрукты»; - «Зима»;…

Календарно-тематический план по предмету «Окружающий природный мир», 3 класс № урока

Календарно-тематический план по предмету «Окружающий природный мир», 3 класс № урока

Строение домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши)

Строение домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши)

Временные представления. 47

Временные представления. 47
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2021