Рабочая программа

  • docx
  • 11.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4кл Чтение.docx

«Рассмотрено»

Руководитель МО

 

 ___________________

___________________

Протокол №1 от___________ 2021 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_____________________

Ю.В. Рожкова

________________2021 г.

«Утверждено»

Директор

МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»

 _____________________

 

Н.В. Полякова

_______________2021 г.

Приложение № ____ 

к АООП НОО

Приказ № 339 от 01.09.2021 г.

 

 

Рабочая программа

по чтению

для 4 класса

(уровень: специального коррекционного обучения)

Учитель Тирских Людмила Николаевна

Нет квалификационной категории

 

 

2021/2022 учебный год

                                              

 Пояснительная записка

       Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2013 г.

 Предлагаемая программа ориентирована на учебник З.Н.Смирновой и Г.М.Гусевой «Книга для чтения». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2012 г.

           В 4 классе для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию тексты.

          Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся читают произведения устного народного творчества (сказки, загадки), небольшие по объёму стихотворения и рассказы русских и зарубежных авторов на темы, связанные с жизнью и бытом детей, с окружающей их природой, на темы, описывающие простейшие морально-этические ситуации.

         В процессе обучения чтению осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, памяти, речи, внимания.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Цель рабочей программы:

научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Задачи рабочей программы:

  1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
  2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
  3. Учить самостоятельно работать с книгой.

4.      Раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его творческих  и коммуникативных способностей путем вовлечения в творческую деятельность на уроках литературного чтения.

Содержание программного учебного предмета

Техника чтения

  • правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.
  • работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

Понимание читаемого

  • выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла, читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
  • подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие устной речи

·                      самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.

·                      заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение

     Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

      Внеклассное чтение проводится после изучения каждого раздела.

Примерная тематика

  • чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.
  • рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.
  • общественно полезные дела школьников.
  • чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.
  • практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.
  • Программа включает следующие разделы:
  1. Что такое хорошо…
  2. Уж небо осенью дышало.
  3. О труде и трудолюбии.
  4. Что такое хорошо.
  5. Произведения русских и зарубежных писателей.
  6. Идёт волшебница зима.
  7. Люби всё живое.
  8. В стране чудес.
  9. Весна в окно стучится.
  10. Лето наступило.
  11. Формы и методы обучения:

   Основная форма организации учебного процесса – урок. На уроке учитель проводит фронтальную работу, индивидуальную работу, работу в парах и группах, коллективную работу. На уроке учитель использует словесные, наглядные методы обучения, игровые, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Учащиеся должны уметь:

осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

 отвечать на вопросы по прочитанному;

высказывать свое отношение к поступку героя, событию;

пересказывать содержание прочитанного;

устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Учащиеся должны знать: наизусть 5—8 стихотворений.

Учебно-методический комплект

Программа

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс- под ред. В. В. Воронковой. – Допущено Министерством образования Российской Федерации. – М.: «Просвещение», 2013

Учебники:

1.Смирнова З.Н., Гусева Г.М. Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-е издание –М. Просвещение, 2012

2. Книги для внеклассного чтения.

Методические пособия:

  1. Л.И. Рудченко «Обучение чтению в специальных коррекционных классах».  – Волгоград: Учитель 2007
  2. Л.И. Рудченко Чтение. Коррекционно – развивающие занятия.  – Волгоград: Учитель 2007
  3.  Е.С. Гостимская, М. И. Байкова.  Поурочные разработки по чтению. – М.: «Вако» 2003

 

 

Учебно- тематический план

(136 часов, 4часа в неделю)

урока

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Кол-во

часов

Дата

по плану

по факту

1

Введение. Знакомство с учебником.

1

1.09

 

2

Выразительность стихотворной речи. В. Лебедев – Кумач «Здравствуй школа».

1

2.09

 

 

Что такое хорошо…

18

 

 

3

Передача содержания произведения по вопросам. Э. Шим «Брат и младшая сестра».

1

5.09

 

4

 Нравственные уроки произведения. А. Седугин «Молоток».

1

7.09

 

5

Характеристика поступков героев в произведении Е.Пермяка «Пичугин мост».

1

8.09

 

6

Работа над развитием речи.  В. Голявкин «Был не крайний случай».

1

9.09

 

7

 Чтение и пересказ произведения.   По И. Дику «Счастливая» ручка.

1

12.09

 

8

 Анализ поступков героев.  По И. Дику «Счастливая» ручка.

1

14.09

 

9

Деление произведения на части, озаглавливание.  По И. Дику «Счастливая» ручка.

1

15.09

 

10

Чтение и пересказ произведения.  По Л.Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда».

1

16.09

 

11

Нравственные уроки произведения.   По Л.Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда».

1

19.09

 

12

Работа над развитием речи.  По Л.Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда».

1

21.09

 

13

Чтение и пересказ произведения.  По Л.Давыдычеву «Виктор Макроусов».

1

22.09

 

14

Нравственные уроки произведения.  По Л.Давыдычеву «Виктор Макроусов».

1

23.09

 

15

А.Гайдар «Тимур и его команда».

1

26.09

 

16

Характеристика поступков героев в произведении. А.Гайдар «Тимур и его команда».

1

28.09

 

17

 Озаглавливание частей. А.Гайдар «Тимур и его команда».

1

29.09

 

18

 Нравственные уроки произведения. В.Осеева «Печенье».

1

30.09

 

19

Обобщение по теме: «Люби всё живое».

1

3.10

 

20

Внеклассное чтение по теме: «Жизнь дана на добрые дела».

1

5.10

 

 

Уж небо осенью дышало

15

 

 

21

Выразительность стихотворной речи.   А.К.Толстой «Осень!».

1

6.10

 

22

 Выборочное чтение. В. Песков «Осенний лес».

1

7.10

 

23

 Выразительные средства языка. А.Твардовский «Лес осенью».

1

10.10

 

24

Работа над выразительностью. Заучивание наизусть. О. Высотская «Осеннее утро».

 

12.10

 

25

В. Гаршин «Лягушка путешественница»

1

13.10

 

26

 Составление характеристики персонажа. В. Гаршин «Лягушка путешественница».

1

14.10

 

27

Озаглавливание и пересказ по частям.  В. Гаршин «Лягушка путешественница».

1

17.10

 

28

 Выразительность стихотворной речи.  И.Крылов «Стрекоза и муравей».

1

19.10

 

29

Анализ поступков героев. По Д. Мамину – Сибиряку «Приёмыш».

1

20.10

 

30

Выборчное чтение. По Д. Мамину – Сибиряку «Тарас и Соболько».

1

21.10

 

31

 Работа над выразительным чтением.  А. Пушкин» Уж небо осенью дышало».

1

24.10

 

32

 Знакомство с произведением Н. Мишутина «Про лягушку хохотушку».

1

26.10

 

33

Озаглавливание и пересказ по частям.  Н. Мишутин «Про лягушку хохотушку».

1

27.10

 

34

Обобщение по теме: «Уж небо осенью дышало».

1

28.10

 

35

Внеклассное чтение. М Пришвин «Старый гриб».

1

7.11

 

 

О труде и трудолюбии

11

 

 

36

Сказка как самый популярный жанр народного творчества. Русская народная сказка «Гуси лебеди».

1

9.11

 

37

 Выразительность речи в русской народной сказке «Гуси лебеди».

1

10.11

 

38

Чтение по ролям. Русская народная сказка «Гуси лебеди».

1

11.11

 

39

 Мастерство диалога в произведении.  Молдавская сказка «Чудесный клад».

1

14.11

 

40

 Обучение краткому пересказу произведения. Молдавская сказка «Чудесный клад».

1

16.11

 

41

 Анализ поступков героев. Эвенская сказка «Росомаха и лисица».

1

17.11

 

42

  Деление произведения на части, озаглавливание. Эвенская сказка «Росомаха и лисица».

1

18.11

 

43

Чтение по ролям. Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».

1

21.11

 

44

 Выразительность речи в русской сказке «Лиса и волк».

1

23.11

 

45

Обобщение по теме: «Народные сказки».

1

24.11

 

46

Внеклассное чтение по теме: «Сказки народов мира».

1

25.11

 

 

Что такое хорошо

11

 

 

47

Формирование понятия о значении труда в жизни человека.  К. Ушинский «Два плуга».

1

28.11

 

48

 Чтение русской сказки «Самое дорогое».

1

30.11

 

49

  Озаглавливание и пересказ по частям русской сказки «Самое дорогое».

1

1.12

 

50

Нравственные уроки произведения. И. Крылов «Трудолюбивый медведь».

1

2.12

 

51

  Мастерство диалога в произведении. Нанайская сказка «Айога».

1

5.12

 

52

Чтение по ролям.С. Маршак «Кот и лодыри».

1

7.12

 

53

Выразительность стихотворной речи. И. Крылов «Лебедь, рак и щука».

1

8.12

 

54

Выразительные средства языка. А. Тетивкин «Школа».

1

9.12

 

55

Обобщение по теме: «О труде и трудолюбии».

1

12.12

 

56

Чтение целыми словами рассказа Е. Пермяка «Для чего нужны руки?»

1

14.12

 

57

Внеклассное чтение по теме: «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!».

1

15.12

 

 

Произведения русских и зарубежных писателей

9

 

 

58

Знакомство с произведением А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

16.12

 

59

 Мастерство диалога в произведении. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

19.12

 

60

Обучение краткому пересказу произведения.   А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

21.12

 

61

Знакомство с произведением Д. Свифта «Гулливер в стране лилипутов».

1

22.12

 

62

Деление произведения на части, озаглавливание.  Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов».

1

23.12

 

63

 Пересказ произведения по частям. Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов».

1

26.12

 

64

 Выработка навыка осознанного, правильного чтения. Братья Гримм «Соломенка, уголёк и боб».

1

28.12

 

65

Обобщающий урок по теме: «Что такое хорошо…»

1

29.12

 

66

Внеклассное чтение по теме: «Хорошие поступки».

1

30.12

 

 

Идёт волшебница зима

17

 

 

67

Выразительные средства языка. И. Никитин «Встреча зимы».

1

16.01

 

68

 Картины природы в произведении. И. Соколов-Микитов «Зима в лесу».

1

18.01

 

69

Выразительность стихотворной речи. И. Антонов «Сад друзей».

1

19.01

 

70

Выразительное чтение стихотворения И. Сурикова «Детство».

1

20.01

 

71

Знакомство с рассказом Л. Толстого «Филиппок».

1

23.01

 

72

Озаглавливание и пересказ по частям. Л. Толстой «Филиппок».

1

25.01

 

73

Заучивание наизусть отрывка. Н. Некрасов «Мужичок с ноготок».

1

26.01

 

74

Выразительность стихотворной речи. Н. Некрасов «Мужичок с ноготок».

1

27.01

 

75

Формирование представлений о зиме.  Народные приметы. Загадки.

1

30.01

 

76

Ю. Дмитриев «Для чего нужен снег».

1

1.02

 

77

Словесное рисование. Ю. Дмитриев «Для чего нужен снег».

1

2.02

 

78

Выразительные средства языка.    Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором».

1

3.02

 

79

 Знакомство с рассказом Н. Носова «Бенгальские огни».

1

6.02

 

80

 Анализ поступков героев. Н. Носов «Бенгальские огни».

1

8.02

 

81

Знакомство с признаками зимы при прочтении сказки М. Пляцковского «Какая бывает зима».

1

9.02

 

82

Обобщающий урок по теме: «Идёт волшебница зима».

1

10.02

 

83

Внеклассное чтение по теме: «Зимушка – зима».

1

13.02

 

 

Люби всё живое

13

 

 

84

Пересказ по плану рассказа В. Костылёва «Берёза».

1

15.02

 

85

Знакомство с рассказом Л. Толстого «Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом».

1

16.02

 

86

Обучение краткому пересказу произведения.  Л. Толстой «Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом».

1

17.02

 

87

Деление произведения на части, озаглавливание.  Н. Вагнер «Мальчик и дворовая собака.

1

20.02

 

88

Озаглавливание и пересказ по частям.В. Тарасов «Четвероногий друг».

1

22.02

 

89

Мастерство диалога в произведении. М.  Пришвин «Гаечки».

1

27.02

 

90

 Озаглавливание сказки М. Горького «Воробьишко».

1

1.03

 

91

Пересказ по частям сказки М. Горького «Воробьишко».

1

2.03

 

92

Знакомство с рассказом А.  Баркова «Пожарный Карл».

1

3.03

 

93

 Пересказ по частям рассказа А.  Баркова «Пожарный Карл».

1

6.03

 

94

 Чтение рассказа Г. Скребицкого «Медвежонок».

1

9.03

 

95

Обобщение по теме: «Люби всё живое».

1

}10.03

 

96

Внеклассное чтение по теме: «Ребятам о зверятах».

1

 

 

В стране чудес

10

 

 

97

Выразительгость речи в стихотворении И. Токмаковой «В чудной строне».

1

13.03

 

98

Знакомство с рассказом А. Милна «Винни- Пух и все-все-все».

1

15.03

 

99

Мастерство диалога в произведении. А. Милн «Винни- Пух и все-все-все».

1

16.03

 

100

Обучение краткому пересказу произведения. А. Милн «Винни- Пух и все-все-все».

1

17.03

 

101

Знакомство с произведением А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино.

1

29.03

 

102

Мастерство диалога в произведении А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино.

1

30.03

 

103

Выработка навыка осознанного, правильного чтения.А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино.

1

31.03

 

104

Обучение краткому пересказу произведения. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино.

1

3.04

 

105

Обобщающий урок по теме: «В стране чудес».

1

5.04

 

106

Внеклассное чтение по теме: «Мой любимый писатель».

1

7.04

 

 

Весна в окно стучится

19

 

 

107

Выразительгость речи в стихотворении Ф. Тютчева «Весенние воды».

1

10.04

 

108

Формирование представления о весенних изменениях в природе. В. Ситников «Утро».

1

12.04

 

109

Выборочное чтение. Л. Толстой «Весна».

1

13.04

 

110

Выразительные средства языка. И Никитин «Полюбуйся весна наступает».

1

14.04

 

111

Знакомство с рассказом А. Платонова «Ещё мама»

1

17.04

 

112

Обсуждение поступков героев. Главная мысль.  А. Платонов «Ещё мама».

1

19.04

 

113

Чтение по ролям.А. Платонов «Ещё мама»

1

20.04

 

114

Озаглавливание и пересказ по частям. А. Платонов «Ещё мама».

1

21.04

 

115

Выразительгость речи в стихотворении Н. Саконской «Разговор о маме».

1

24.04

 

116

Выразительгость речи в стихотворении Л. Квитко «Бабушкины руки».

1

26.04

 

117

Обсуждение поступков героев. Главная мысль. Е. Кононенко «Резеда».

1

27.04

 

118

Выразительность речи   в стихотворении Н. Некрасова «Дедушка Мазай, и зайцы».

1

28.04

 

119

Выборочное чтение. Н. Некрасов «Дедушка Мазай, и зайцы».

1

3.05

 

120

Деление произведения на части, озаглавливание.  А. Барков «Яшка».

1

4.05

 

121

Выразительность стихотворной речи.  Ф. Тютчев «Весенняя гроза».

1

5.05

 

122

Определение темы, главной мысли в произведении. В. Орлов «Лесной цветок».

1

10.05

 

123

Главная мысль произведения Н. Сладков «Медведь и солнце».

1

11.05

 

124

Обобщение по разделу: «Весна идет».

1

}12.05

 

125

Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о В. О. войне.

1

 

 

Лето наступило

11

 

 

126

Знакомство с летними изменениями в природе. И. Никитин «Вечер ясен и тих».

1

15.05

 

127

Картины природы в произведении К. Паустовский «Заботливый цветок»

1

17.05

 

128

Средства выразительности стихотворной речи. Н. Некрасов «Крестьянские дети».

1

18.05

 

129

Оценивание поступков героев. Н. Носов «Огородники».

1

19.05

 

130

Озаглавливание частей и краткий пересказ. Н. Носов «Огородники».

1

22.05

 

131

Выразительность стихотворной речи.  И. Антонов «У речки».

1

24.05

 

132

Картины природы в произведении. М. Пришвин «Золотой луг».

1

25.05

 

133

Народные приметы. В. Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй».

1

26.05

 

134

Выразительность стихотворной речи.  М. Бородицкая «Последний день учения».

1

}29.05

 

 

135

Обобщение по теме: «Лето наступило».

1

 

136

Внеклассное чтение. Стихи о лете.

1

30.05