«Рассмотрено» Руководитель МО
___________________ ___________________ Протокол №1 от___________ 2021 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________________ Ю.В. Рожкова ________________2021 г. |
«Утверждено» Директор МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ» _____________________
Н.В. Полякова _______________2021 г. Приложение № ____ к АООП НОО Приказ № 339 от 01.09.2021 г. |
Рабочая программа
по чтению
для 4 класса
(уровень: специального коррекционного обучения)
Учитель Тирских Людмила Николаевна
Нет квалификационной категории
2021/2022 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2013 г.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник З.Н.Смирновой и Г.М.Гусевой «Книга для чтения». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2012 г.
В 4 классе для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию тексты.
Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся читают произведения устного народного творчества (сказки, загадки), небольшие по объёму стихотворения и рассказы русских и зарубежных авторов на темы, связанные с жизнью и бытом детей, с окружающей их природой, на темы, описывающие простейшие морально-этические ситуации.
В процессе обучения чтению осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, памяти, речи, внимания.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Цель рабочей программы:
научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи рабочей программы:
4. Раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его творческих и коммуникативных способностей путем вовлечения в творческую деятельность на уроках литературного чтения.
Содержание программного учебного предмета
Техника чтения
Понимание читаемого
Развитие устной речи
· самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.
· заучивание наизусть стихотворений, басен.
Внеклассное чтение
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Внеклассное чтение проводится после изучения каждого раздела.
Примерная тематика
Основная форма организации учебного процесса – урок. На уроке учитель проводит фронтальную работу, индивидуальную работу, работу в парах и группах, коллективную работу. На уроке учитель использует словесные, наглядные методы обучения, игровые, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны уметь:
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного;
устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать: наизусть 5—8 стихотворений.
Учебно-методический комплект
Программа
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс- под ред. В. В. Воронковой. – Допущено Министерством образования Российской Федерации. – М.: «Просвещение», 2013
Учебники:
1.Смирнова З.Н., Гусева Г.М. Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-е издание –М. Просвещение, 2012
2. Книги для внеклассного чтения.
Методические пособия:
Учебно- тематический план
(136 часов, 4часа в неделю)
№ урока |
Изучаемый раздел, тема учебного материала |
Кол-во часов |
Дата |
|
по плану |
по факту |
|||
1 |
Введение. Знакомство с учебником. |
1 |
1.09 |
|
2 |
Выразительность стихотворной речи. В. Лебедев – Кумач «Здравствуй школа». |
1 |
2.09 |
|
|
Что такое хорошо… |
18 |
|
|
3 |
Передача содержания произведения по вопросам. Э. Шим «Брат и младшая сестра». |
1 |
5.09 |
|
4 |
Нравственные уроки произведения. А. Седугин «Молоток». |
1 |
7.09 |
|
5 |
Характеристика поступков героев в произведении Е.Пермяка «Пичугин мост». |
1 |
8.09 |
|
6 |
Работа над развитием речи. В. Голявкин «Был не крайний случай». |
1 |
9.09 |
|
7 |
Чтение и пересказ произведения. По И. Дику «Счастливая» ручка. |
1 |
12.09 |
|
8 |
Анализ поступков героев. По И. Дику «Счастливая» ручка. |
1 |
14.09 |
|
9 |
Деление произведения на части, озаглавливание. По И. Дику «Счастливая» ручка. |
1 |
15.09 |
|
10 |
Чтение и пересказ произведения. По Л.Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда». |
1 |
16.09 |
|
11 |
Нравственные уроки произведения. По Л.Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда». |
1 |
19.09 |
|
12 |
Работа над развитием речи. По Л.Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда». |
1 |
21.09 |
|
13 |
Чтение и пересказ произведения. По Л.Давыдычеву «Виктор Макроусов». |
1 |
22.09 |
|
14 |
Нравственные уроки произведения. По Л.Давыдычеву «Виктор Макроусов». |
1 |
23.09 |
|
15 |
А.Гайдар «Тимур и его команда». |
1 |
26.09 |
|
16 |
Характеристика поступков героев в произведении. А.Гайдар «Тимур и его команда». |
1 |
28.09 |
|
17 |
Озаглавливание частей. А.Гайдар «Тимур и его команда». |
1 |
29.09 |
|
18 |
Нравственные уроки произведения. В.Осеева «Печенье». |
1 |
30.09 |
|
19 |
Обобщение по теме: «Люби всё живое». |
1 |
3.10 |
|
20 |
Внеклассное чтение по теме: «Жизнь дана на добрые дела». |
1 |
5.10 |
|
|
Уж небо осенью дышало |
15 |
|
|
21 |
Выразительность стихотворной речи. А.К.Толстой «Осень!». |
1 |
6.10 |
|
22 |
Выборочное чтение. В. Песков «Осенний лес». |
1 |
7.10 |
|
23 |
Выразительные средства языка. А.Твардовский «Лес осенью». |
1 |
10.10 |
|
24 |
Работа над выразительностью. Заучивание наизусть. О. Высотская «Осеннее утро». |
|
12.10 |
|
25 |
В. Гаршин «Лягушка путешественница» |
1 |
13.10 |
|
26 |
Составление характеристики персонажа. В. Гаршин «Лягушка путешественница». |
1 |
14.10 |
|
27 |
Озаглавливание и пересказ по частям. В. Гаршин «Лягушка путешественница». |
1 |
17.10 |
|
28 |
Выразительность стихотворной речи. И.Крылов «Стрекоза и муравей». |
1 |
19.10 |
|
29 |
Анализ поступков героев. По Д. Мамину – Сибиряку «Приёмыш». |
1 |
20.10 |
|
30 |
Выборчное чтение. По Д. Мамину – Сибиряку «Тарас и Соболько». |
1 |
21.10 |
|
31 |
Работа над выразительным чтением. А. Пушкин» Уж небо осенью дышало». |
1 |
24.10 |
|
32 |
Знакомство с произведением Н. Мишутина «Про лягушку хохотушку». |
1 |
26.10 |
|
33 |
Озаглавливание и пересказ по частям. Н. Мишутин «Про лягушку хохотушку». |
1 |
27.10 |
|
34 |
Обобщение по теме: «Уж небо осенью дышало». |
1 |
28.10 |
|
35 |
Внеклассное чтение. М Пришвин «Старый гриб». |
1 |
7.11 |
|
|
О труде и трудолюбии |
11 |
|
|
36 |
Сказка как самый популярный жанр народного творчества. Русская народная сказка «Гуси лебеди». |
1 |
9.11 |
|
37 |
Выразительность речи в русской народной сказке «Гуси лебеди». |
1 |
10.11 |
|
38 |
Чтение по ролям. Русская народная сказка «Гуси лебеди». |
1 |
11.11 |
|
39 |
Мастерство диалога в произведении. Молдавская сказка «Чудесный клад». |
1 |
14.11 |
|
40 |
Обучение краткому пересказу произведения. Молдавская сказка «Чудесный клад». |
1 |
16.11 |
|
41 |
Анализ поступков героев. Эвенская сказка «Росомаха и лисица». |
1 |
17.11 |
|
42 |
Деление произведения на части, озаглавливание. Эвенская сказка «Росомаха и лисица». |
1 |
18.11 |
|
43 |
Чтение по ролям. Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши». |
1 |
21.11 |
|
44 |
Выразительность речи в русской сказке «Лиса и волк». |
1 |
23.11 |
|
45 |
Обобщение по теме: «Народные сказки». |
1 |
24.11 |
|
46 |
Внеклассное чтение по теме: «Сказки народов мира». |
1 |
25.11 |
|
|
Что такое хорошо |
11 |
|
|
47 |
Формирование понятия о значении труда в жизни человека. К. Ушинский «Два плуга». |
1 |
28.11 |
|
48 |
Чтение русской сказки «Самое дорогое». |
1 |
30.11 |
|
49 |
Озаглавливание и пересказ по частям русской сказки «Самое дорогое». |
1 |
1.12 |
|
50 |
Нравственные уроки произведения. И. Крылов «Трудолюбивый медведь». |
1 |
2.12 |
|
51 |
Мастерство диалога в произведении. Нанайская сказка «Айога». |
1 |
5.12 |
|
52 |
Чтение по ролям.С. Маршак «Кот и лодыри». |
1 |
7.12 |
|
53 |
Выразительность стихотворной речи. И. Крылов «Лебедь, рак и щука». |
1 |
8.12 |
|
54 |
Выразительные средства языка. А. Тетивкин «Школа». |
1 |
9.12 |
|
55 |
Обобщение по теме: «О труде и трудолюбии». |
1 |
12.12 |
|
56 |
Чтение целыми словами рассказа Е. Пермяка «Для чего нужны руки?» |
1 |
14.12 |
|
57 |
Внеклассное чтение по теме: «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!». |
1 |
15.12 |
|
|
Произведения русских и зарубежных писателей |
9 |
|
|
58 |
Знакомство с произведением А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». |
1 |
16.12 |
|
59 |
Мастерство диалога в произведении. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». |
1 |
19.12 |
|
60 |
Обучение краткому пересказу произведения. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». |
1 |
21.12 |
|
61 |
Знакомство с произведением Д. Свифта «Гулливер в стране лилипутов». |
1 |
22.12 |
|
62 |
Деление произведения на части, озаглавливание. Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов». |
1 |
23.12 |
|
63 |
Пересказ произведения по частям. Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов». |
1 |
26.12 |
|
64 |
Выработка навыка осознанного, правильного чтения. Братья Гримм «Соломенка, уголёк и боб». |
1 |
28.12 |
|
65 |
Обобщающий урок по теме: «Что такое хорошо…» |
1 |
29.12 |
|
66 |
Внеклассное чтение по теме: «Хорошие поступки». |
1 |
30.12 |
|
|
Идёт волшебница зима |
17 |
|
|
67 |
Выразительные средства языка. И. Никитин «Встреча зимы». |
1 |
16.01 |
|
68 |
Картины природы в произведении. И. Соколов-Микитов «Зима в лесу». |
1 |
18.01 |
|
69 |
Выразительность стихотворной речи. И. Антонов «Сад друзей». |
1 |
19.01 |
|
70 |
Выразительное чтение стихотворения И. Сурикова «Детство». |
1 |
20.01 |
|
71 |
Знакомство с рассказом Л. Толстого «Филиппок». |
1 |
23.01 |
|
72 |
Озаглавливание и пересказ по частям. Л. Толстой «Филиппок». |
1 |
25.01 |
|
73 |
Заучивание наизусть отрывка. Н. Некрасов «Мужичок с ноготок». |
1 |
26.01 |
|
74 |
Выразительность стихотворной речи. Н. Некрасов «Мужичок с ноготок». |
1 |
27.01 |
|
75 |
Формирование представлений о зиме. Народные приметы. Загадки. |
1 |
30.01 |
|
76 |
Ю. Дмитриев «Для чего нужен снег». |
1 |
1.02 |
|
77 |
Словесное рисование. Ю. Дмитриев «Для чего нужен снег». |
1 |
2.02 |
|
78 |
Выразительные средства языка. Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором». |
1 |
3.02 |
|
79 |
Знакомство с рассказом Н. Носова «Бенгальские огни». |
1 |
6.02 |
|
80 |
Анализ поступков героев. Н. Носов «Бенгальские огни». |
1 |
8.02 |
|
81 |
Знакомство с признаками зимы при прочтении сказки М. Пляцковского «Какая бывает зима». |
1 |
9.02 |
|
82 |
Обобщающий урок по теме: «Идёт волшебница зима». |
1 |
10.02 |
|
83 |
Внеклассное чтение по теме: «Зимушка – зима». |
1 |
13.02 |
|
|
Люби всё живое |
13 |
|
|
84 |
Пересказ по плану рассказа В. Костылёва «Берёза». |
1 |
15.02 |
|
85 |
Знакомство с рассказом Л. Толстого «Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом». |
1 |
16.02 |
|
86 |
Обучение краткому пересказу произведения. Л. Толстой «Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом». |
1 |
17.02 |
|
87 |
Деление произведения на части, озаглавливание. Н. Вагнер «Мальчик и дворовая собака. |
1 |
20.02 |
|
88 |
Озаглавливание и пересказ по частям.В. Тарасов «Четвероногий друг». |
1 |
22.02 |
|
89 |
Мастерство диалога в произведении. М. Пришвин «Гаечки». |
1 |
27.02 |
|
90 |
Озаглавливание сказки М. Горького «Воробьишко». |
1 |
1.03 |
|
91 |
Пересказ по частям сказки М. Горького «Воробьишко». |
1 |
2.03 |
|
92 |
Знакомство с рассказом А. Баркова «Пожарный Карл». |
1 |
3.03 |
|
93 |
Пересказ по частям рассказа А. Баркова «Пожарный Карл». |
1 |
6.03 |
|
94 |
Чтение рассказа Г. Скребицкого «Медвежонок». |
1 |
9.03 |
|
95 |
Обобщение по теме: «Люби всё живое». |
1 |
}10.03 |
|
96 |
Внеклассное чтение по теме: «Ребятам о зверятах». |
1 |
|
|
|
В стране чудес |
10 |
|
|
97 |
Выразительгость речи в стихотворении И. Токмаковой «В чудной строне». |
1 |
13.03 |
|
98 |
Знакомство с рассказом А. Милна «Винни- Пух и все-все-все». |
1 |
15.03 |
|
99 |
Мастерство диалога в произведении. А. Милн «Винни- Пух и все-все-все». |
1 |
16.03 |
|
100 |
Обучение краткому пересказу произведения. А. Милн «Винни- Пух и все-все-все». |
1 |
17.03 |
|
101 |
Знакомство с произведением А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино. |
1 |
29.03 |
|
102 |
Мастерство диалога в произведении А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино. |
1 |
30.03 |
|
103 |
Выработка навыка осознанного, правильного чтения.А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино. |
1 |
31.03 |
|
104 |
Обучение краткому пересказу произведения. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино. |
1 |
3.04 |
|
105 |
Обобщающий урок по теме: «В стране чудес». |
1 |
5.04 |
|
106 |
Внеклассное чтение по теме: «Мой любимый писатель». |
1 |
7.04 |
|
|
Весна в окно стучится |
19 |
|
|
107 |
Выразительгость речи в стихотворении Ф. Тютчева «Весенние воды». |
1 |
10.04 |
|
108 |
Формирование представления о весенних изменениях в природе. В. Ситников «Утро». |
1 |
12.04 |
|
109 |
Выборочное чтение. Л. Толстой «Весна». |
1 |
13.04 |
|
110 |
Выразительные средства языка. И Никитин «Полюбуйся весна наступает». |
1 |
14.04 |
|
111 |
Знакомство с рассказом А. Платонова «Ещё мама» |
1 |
17.04 |
|
112 |
Обсуждение поступков героев. Главная мысль. А. Платонов «Ещё мама». |
1 |
19.04 |
|
113 |
Чтение по ролям.А. Платонов «Ещё мама» |
1 |
20.04 |
|
114 |
Озаглавливание и пересказ по частям. А. Платонов «Ещё мама». |
1 |
21.04 |
|
115 |
Выразительгость речи в стихотворении Н. Саконской «Разговор о маме». |
1 |
24.04 |
|
116 |
Выразительгость речи в стихотворении Л. Квитко «Бабушкины руки». |
1 |
26.04 |
|
117 |
Обсуждение поступков героев. Главная мысль. Е. Кононенко «Резеда». |
1 |
27.04 |
|
118 |
Выразительность речи в стихотворении Н. Некрасова «Дедушка Мазай, и зайцы». |
1 |
28.04 |
|
119 |
Выборочное чтение. Н. Некрасов «Дедушка Мазай, и зайцы». |
1 |
3.05 |
|
120 |
Деление произведения на части, озаглавливание. А. Барков «Яшка». |
1 |
4.05 |
|
121 |
Выразительность стихотворной речи. Ф. Тютчев «Весенняя гроза». |
1 |
5.05 |
|
122 |
Определение темы, главной мысли в произведении. В. Орлов «Лесной цветок». |
1 |
10.05 |
|
123 |
Главная мысль произведения Н. Сладков «Медведь и солнце». |
1 |
11.05 |
|
124 |
Обобщение по разделу: «Весна идет». |
1 |
}12.05 |
|
125 |
Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о В. О. войне. |
1 |
|
|
|
Лето наступило |
11 |
|
|
126 |
Знакомство с летними изменениями в природе. И. Никитин «Вечер ясен и тих». |
1 |
15.05 |
|
127 |
Картины природы в произведении К. Паустовский «Заботливый цветок» |
1 |
17.05 |
|
128 |
Средства выразительности стихотворной речи. Н. Некрасов «Крестьянские дети». |
1 |
18.05 |
|
129 |
Оценивание поступков героев. Н. Носов «Огородники». |
1 |
19.05 |
|
130 |
Озаглавливание частей и краткий пересказ. Н. Носов «Огородники». |
1 |
22.05 |
|
131 |
Выразительность стихотворной речи. И. Антонов «У речки». |
1 |
24.05 |
|
132 |
Картины природы в произведении. М. Пришвин «Золотой луг». |
1 |
25.05 |
|
133 |
Народные приметы. В. Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй». |
1 |
26.05 |
|
134 |
Выразительность стихотворной речи. М. Бородицкая «Последний день учения». |
1 |
}29.05
|
|
135 |
Обобщение по теме: «Лето наступило». |
1 |
|
|
136 |
Внеклассное чтение. Стихи о лете. |
1 |
30.05 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.