Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
docx
11.10.2021
Рабочая программа
4клмир природы и человека.docx

«Рассмотрено»

Руководитель МО

 

 ___________________

___________________

Протокол №1 от___________ 2021 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_____________________

Ю.В. Рожкова

________________2021 г.

«Утверждено»

Директор

МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»

 _____________________

 

Н.В. Полякова

_______________2021 г.

Приложение № ____ 

к АООП НОО

Приказ № 339 от 01.09.2021 г.

 

 

 

 

Рабочая программа

по миру природы и человека

для 4 класса

(уровень: специального коррекционного обучения)

Учитель Тирских Людмила Николаевна

Нет квалификационной категории

 

 

 

2021/2022 учебный год

 

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ 4 КЛАССА

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по миру природы и человека составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599                                                                                                                                                      «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

соответствии с АООП образовательной организации;

-Планируемыми    результатами    освоения    обучающимися    с    лёгкой    умственной                                отсталостью      (интеллектуальными              нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;

-  Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 629 от 05. 07. 2017 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. 253»

-  Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1 4 класс/ Под редакцией В.В. Воронковой – Москва

«ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2013 г.

Цель программы обучения:

·         углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;

·         формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

Задачи программы обучения:

·         уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;

·         на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

·         выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

·         сформировать знания учащихся о природе своего края;

·         сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе;

Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся VIII вида. Компенсация недостатков психофизического развития достигается путем организации разноуровнего обучения, с учетом возможностей воспитанников, с использованием индивидуального и дифференцированного подхода. Присутствует эмоционально- благоприятный климата в классе, разнообразие форм учебной деятельности, ситуация успеха, различные видов помощи, стимуляция познавательной активности, использование игровых приемов, дидактических игр.

При реализации программы используются следующие технологии обучения:

·         Технология проблемного диалога;

·         Технология оценивания образовательных достижений;

·         Здоровьесберегающие технологии обучения;

·         Игровые технологии;

·         Технологии дифференцированного и индивидуального подхода;

·         Технология развития критического мышления.

Используемые типы уроков: урок-открытия нового знания, урок-исследование,     урок комплексного применения общеучебных умений, актуализация общеучебных умений, урок систематизации и обобщения, комбинированный урок.

Осуществления возможной внеурочной деятельности по предмету достигается за счет участия в предметных неделях, участия в олимпиадах, предметных викторинах и конкурсах.

Основными формами и видами контроля являются:

·         Текущий и тематического в форме устного, фронтального опроса, контрольные работы, проверочные работы, творческие задания.

·         итоговый контроль - в форме контрольной работы за четверть и по итогам года.

 

2.                                                                                                                                                                        Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Курс "Живой мир" в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.

Новый проект учебного плана для специальной школы предполагает базовый блок дисциплин: “Живой мир”, “Естествознание”,

“География”, “Человек и его среда" призванных обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии. Специфика интеллектуального дефекта учащихся специальной школы (класса) не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.

С одной стороны, содержание дисциплины “Живой мир” базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами,

явлениями и состояниями природы.

С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как “Естествознание” и “География”, создать преемственную систему знаний между названными предметами

3.  Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по миру природы и человека в соответствии с Учебным планом VIII вида в 4 классе рассчитана на 34       учебных недели (34 часа, по 1 часу в неделю)

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:

 

Тема

Количество

часов

Сезонные изменения. Лето

3

Осень.

8

Неживая природа

8

Сезонные изменения. Зима.

7

Птицы

2

Сезонные изменения. Весна.

6

ИТОГ

34

                                                                                      Планирование коррекционной работы

                                                                           по программе мир природы и человека в 4 классе

 

1.  Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:

-  развитие зрительной памяти и зрительного восприятия при изучении учебного материала;

-развитие способности обобщать и делать выводы при наблюдениях и проведении экскурсии;

2.    Развитие слухового восприятия и слуховой памяти:

-  развитие слуховой , зрительной памяти, умения использовать запоминания и припоминания при закреплении материала;

-коррекция восприятия времени, пространственного восприятия при проведении экскурсии;

3.    Развитие импрессивной речи:

-  формирование умений слушать речь отвечающих и учителя;

-  развитие умения выполнять определенные задания к рассказам в устной форме ;

4.    Формирование экспрессивной речи:

-  устранять недоразвитие словаря через толкование новых незнакомых слов;

-  подбор синонимов, антонимов;

-  обогащение словаря прилагательными;

-  работа над предложением;

-  развитие коммуникативной функции речи;

5.  Коррекция мышления.

-  совершенствовать навыки и умения делать выводы при составлении рассказа ;

-  использовать развивающие упражнения, помогающие исключить или обобщить;

-  обучать приемам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала, анализу изученного) при изучении предметов и явлений окружающей действительности;

-  развитие логического мышления на всех этапах урока;

6.    Коррекция познавательной деятельности:

-  активизировать познавательную деятельность развивающими вопросами, нестандартными заданиями во время беседы;

-развивать наблюдательность, способность понимать главное в воспринимаемом учебном материале;

-  создание проблемных ситуаций, частичного поиска при проведении экскурсий;

-  вовлечение в творческую работу всего класса с учетом дифференцированного подхода к учащимся во время практических работ;

-  вовлекать учащихся в творческие задания: отгадывание ребусов, кроссвордов, составление рассказов, т.д.

7.    Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:

-  развитие эмоционально-волевой сферы учащихся при работе над выразительностью;

-  релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения;

-  критическая самооценка самого себя и своих одноклассников при участии в классной и домашней работе.

 

4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит

личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы по предмету мир природы и человека в 4 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:

1.      осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2.      формирование уважительного отношения к иному мнению, истории культуре других народов;

3)    развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4)    овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5)    овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6)    владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7)    способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8)    принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9)    развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10)              формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 1

11)              развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

12.формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный и достаточный уровни освоения программы по предмету мир природы и человека в 4 классе. Минимальный уровень:

·         относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);

·         называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);

·         знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;

·         знать основные правила личной гигиены;

·         иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

Достаточный уровень:

·         узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

·         относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);

·         знать правила гигиены органов чувств;

·         проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;

 

5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Сезонные изменения в неживой природе

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев. Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа

Растения

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.

Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

Травы полезные и травы опасные.

Животные

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными. Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан свинья, заяц кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел. Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких. Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

Состав базовых учебных действий обучающихся.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия:

-  осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

-    способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-  самостоятельность в выполнении учебных заданий;

-     понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

-стремление к безопасному поведению в природе и обществе. Регулятивные базовые учебные действия:

-  входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-  ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

-  пользоваться учебной мебелью;

-  адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

-  работать с учебными принадлежностями (инструментами);

-  организовывать рабочее место;

-  передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

-  принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-  активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

-  оценивать действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;

-уметь читать и писать;

-наблюдать;

-правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

-употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;

-называть предметы и соотносить их с картинками;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель ученик, ученик ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.


Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол

час.

Дата

Виды деятельности

Словарь

Оборудование

1 четверть

Осень. (8 ч)

1

Осень. Экскурсия в природу

04.09

Экскурсия.

Называть               признаки осени.

Знать названия осенних месяцев;

Называть названия и свойства изученных предметов.                      Знать названия 5-6 грибов.

По картинкам назвать перелётных птиц.

 

 

2

Растения осени.

11.09

 

с. 7-8

3

Животные осенью.

18.09

 

с. 10-11

4

Труд людей осенью.

25.09

 

с. 13-14

5

Огород.

02.10

 

с.4-5

6

Лес.

09.10

 

с.6-7

7

Сад.

16.10

 

с.8-9

8

Растения культурные и дикорастущие.

23.10

 

с.14-15

II четверть

Неживая природа. (8ч)

9

Понятие «Неживая природа». Природа в коротких рассказах .

06.11

Дать       понятие что

значит        не                   живая природа.

 

 

10

Почва (перегной, песок)

13.11

Беседа о солнце как планете             солнечной

системы. Знать сторону восхода солнца

 

с. 48-49

11

Почва (камни, глина)

20.11

 

с. 51-52

12

Рельеф (горы, холмы).

27.11

Составление рассказа о

значении                    воздуха                     в

 

с.56-57


13

Рельеф (равнины, овраги).

04.12

жизни человека. Уметь определять направления ветра.

 

с. 58

14

Экскурсия

11.12

 

 

15

Охрана природы.

18.12

 

Рабочая тетрадь

16

Безопасное поведение.

25.12

 

С.69-70

III четверть

Сезонные изменения. Зима. (7ч)

17

Зима. Признаки зимы.                                           Экскурсия

в природу.

15.01

Знать названия зимних месяцев.

Знать       названия      3 зимующих             птиц. Связно    высказываться по плану, употребляя простые распространённые

предложения. Помогать     зимующим птицам.

 

с. 15-16

18

Растения зимы.

22.01

 

с. 17-18

19

Животные зимой.

29.01

 

с. 19-20

20

Труд людей зимой.

05.02

 

с. 20-21

21

Птицы.

12.02

 

с. 35-36

22

Экскурсия в природ.

19.02

 

с. 24-25

23

Мозг человека

26.02

 

 

С.50-51

24

Забота о домашних животных

04.03

 

 

С.30-31

25

Режим дня.

11.03

 

 

С.55-56

26

Повторение

18.03

 

 

 

IV четверть

Сезонные изменения. Весна. (5ч)

27

Весна.

01.04

Рассказать о признаках весны.

Знать                названия

 

 

28

Признаки весны.      Экскурсия

08.04

 

с. 23-24


 

 

 

 

весенних          месяцев.

Обобщать          понятие

животные:            звери,

рыбы,                   птицы, насекомые;

 

 

29

Растения весной.

15.04

 

с. 24-25

30

Животные весной.

22.04

 

с. 28-29

31

Занятия людей весной.

29.04

 

с. 31-32

Лето. (3 ч)

32

Лето

06.05

Рассказать о признаках лета.

Знать названия летних месяцев.

 

С.33-34

33

Растения летом.

13.05

 

с.36-37

34

Подведение итогов.

20.05

 

 

 



 

Рассмотрено» Руководитель МО ___________________ ___________________

Рассмотрено» Руководитель МО ___________________ ___________________

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ 4

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ 4

Присутствует эмоционально- благоприятный климата в классе, разнообразие форм учебной деятельности, ситуация успеха, различные видов помощи, стимуляция познавательной активности, использование игровых приемов, дидактических игр

Присутствует эмоционально- благоприятный климата в классе, разнообразие форм учебной деятельности, ситуация успеха, различные видов помощи, стимуляция познавательной активности, использование игровых приемов, дидактических игр

Описание места учебного предмета в учебном плане

Описание места учебного предмета в учебном плане

Коррекция мышления. - совершенствовать навыки и умения делать выводы при составлении рассказа ; - использовать развивающие упражнения, помогающие исключить или обобщить; - обучать приемам умственной…

Коррекция мышления. - совершенствовать навыки и умения делать выводы при составлении рассказа ; - использовать развивающие упражнения, помогающие исключить или обобщить; - обучать приемам умственной…

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Домашние животные: свинья, корова, кролик

Домашние животные: свинья, корова, кролик

Познавательные базовые учебные действия: - выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видо - родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать…

Познавательные базовые учебные действия: - выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видо - родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать…

Календарно-тематическое планирование № урока

Календарно-тематическое планирование № урока

Рельеф (равнины, овраги). 1ч 04

Рельеф (равнины, овраги). 1ч 04

Обобщать понятие животные: звери, рыбы, птицы, насекомые; 29

Обобщать понятие животные: звери, рыбы, птицы, насекомые; 29
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2021