«Рассмотрено» Руководитель МО
___________________ ___________________ Протокол №1 от___________ 2021 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________________ Ю.В. Рожкова ________________2021 г. |
«Утверждено» Директор МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ» _____________________
Н.В. Полякова _______________2021 г. Приложение № ____ к АООП НОО Приказ № 339 от 01.09.2021 г. |
Рабочая программа
по миру природы и человека
для 4 класса
(уровень: специального коррекционного обучения)
Учитель Тирских Людмила Николаевна
Нет квалификационной категории
2021/2022 учебный год
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ 4 КЛАССА
Рабочая программа по миру природы и человека составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-В соответствии с АООП образовательной организации;
-Планируемыми результатами освоения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;
- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 629 от 05. 07. 2017 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1 – 4 класс/ Под редакцией В.В. Воронковой – Москва
«ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2013 г.
· углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
· формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
· уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
· на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
· выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
· сформировать знания учащихся о природе своего края;
· сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе;
Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся VIII вида. Компенсация недостатков психофизического развития достигается путем организации разноуровнего обучения, с учетом возможностей воспитанников, с использованием индивидуального и дифференцированного подхода. Присутствует эмоционально- благоприятный климата в классе, разнообразие форм учебной деятельности, ситуация успеха, различные видов помощи, стимуляция познавательной активности, использование игровых приемов, дидактических игр.
При реализации программы используются следующие технологии обучения:
· Технология проблемного диалога;
· Технология оценивания образовательных достижений;
· Здоровьесберегающие технологии обучения;
· Игровые технологии;
· Технологии дифференцированного и индивидуального подхода;
· Технология развития критического мышления.
Используемые типы уроков: урок-открытия нового знания, урок-исследование, урок комплексного применения общеучебных умений, актуализация общеучебных умений, урок систематизации и обобщения, комбинированный урок.
Осуществления возможной внеурочной деятельности по предмету достигается за счет участия в предметных неделях, участия в олимпиадах, предметных викторинах и конкурсах.
Основными формами и видами контроля являются:
· Текущий и тематического в форме устного, фронтального опроса, контрольные работы, проверочные работы, творческие задания.
· итоговый контроль - в форме контрольной работы за четверть и по итогам года.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Курс "Живой мир" в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе.
Новый проект учебного плана для специальной школы предполагает базовый блок дисциплин: “Живой мир”, “Естествознание”,
“География”, “Человек и его среда" призванных обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии. Специфика интеллектуального дефекта учащихся специальной школы (класса) не дает возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире.
С одной стороны, содержание дисциплины “Живой мир” базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами,
явлениями и состояниями природы.
С другой стороны, курс элементарного природоведения в младших классах (1-4) специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов как “Естествознание” и “География”, создать преемственную систему знаний между названными предметами
Рабочая программа по миру природы и человека в соответствии с Учебным планом VIII вида в 4 классе рассчитана на 34 учебных недели (34 часа, по 1 часу в неделю)
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
Тема |
Количество часов |
Сезонные изменения. Лето |
3 |
Осень. |
8 |
Неживая природа |
8 |
Сезонные изменения. Зима. |
7 |
Птицы |
2 |
Сезонные изменения. Весна. |
6 |
ИТОГ |
34 |
- развитие зрительной памяти и зрительного восприятия при изучении учебного материала;
-развитие способности обобщать и делать выводы при наблюдениях и проведении экскурсии;
- развитие слуховой , зрительной памяти, умения использовать запоминания и припоминания при закреплении материала;
-коррекция восприятия времени, пространственного восприятия при проведении экскурсии;
- формирование умений слушать речь отвечающих и учителя;
- развитие умения выполнять определенные задания к рассказам в устной форме ;
- устранять недоразвитие словаря через толкование новых незнакомых слов;
- подбор синонимов, антонимов;
- обогащение словаря прилагательными;
- работа над предложением;
- развитие коммуникативной функции речи;
- совершенствовать навыки и умения делать выводы при составлении рассказа ;
- использовать развивающие упражнения, помогающие исключить или обобщить;
- обучать приемам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала, анализу изученного) при изучении предметов и явлений окружающей действительности;
- развитие логического мышления на всех этапах урока;
- активизировать познавательную деятельность развивающими вопросами, нестандартными заданиями во время беседы;
-развивать наблюдательность, способность понимать главное в воспринимаемом учебном материале;
- создание проблемных ситуаций, частичного поиска при проведении экскурсий;
- вовлечение в творческую работу всего класса с учетом дифференцированного подхода к учащимся во время практических работ;
- вовлекать учащихся в творческие задания: отгадывание ребусов, кроссвордов, составление рассказов, т.д.
- развитие эмоционально-волевой сферы учащихся при работе над выразительностью;
- релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения;
- критическая самооценка самого себя и своих одноклассников при участии в классной и домашней работе.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по предмету мир природы и человека в 4 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 1
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
12.формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный и достаточный уровни освоения программы по предмету мир природы и человека в 4 классе. Минимальный уровень:
· относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);
· называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
· знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;
· знать основные правила личной гигиены;
· иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
Достаточный уровень:
· узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
· относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);
· знать правила гигиены органов чувств;
· проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев. Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.
Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.
Травы полезные и травы опасные.
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными. Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел. Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких. Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
-стремление к безопасному поведению в природе и обществе. Регулятивные базовые учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- работать с учебными принадлежностями (инструментами);
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
- оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-уметь читать и писать;
-наблюдать;
-правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
-употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
-называть предметы и соотносить их с картинками;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Календарно-тематическое планирование |
||||||
№ урока |
Тема урока |
Кол час. |
Дата |
Виды деятельности |
Словарь |
Оборудование |
1 четверть |
||||||
Осень. (8 ч) |
||||||
1 |
Осень. Экскурсия в природу |
1ч |
04.09 |
Экскурсия. Называть признаки осени. Знать названия осенних месяцев; Называть названия и свойства изученных предметов. Знать названия 5-6 грибов. По картинкам назвать перелётных птиц. |
|
|
2 |
Растения осени. |
1ч |
11.09 |
|
с. 7-8 |
|
3 |
Животные осенью. |
1ч |
18.09 |
|
с. 10-11 |
|
4 |
Труд людей осенью. |
1ч |
25.09 |
|
с. 13-14 |
|
5 |
Огород. |
1ч |
02.10 |
|
с.4-5 |
|
6 |
Лес. |
1ч |
09.10 |
|
с.6-7 |
|
7 |
Сад. |
1ч |
16.10 |
|
с.8-9 |
|
8 |
Растения культурные и дикорастущие. |
1ч |
23.10 |
|
с.14-15 |
|
II четверть |
||||||
Неживая природа. (8ч) |
||||||
9 |
Понятие «Неживая природа». Природа в коротких рассказах . |
1ч |
06.11 |
Дать понятие что значит не живая природа. |
|
|
10 |
Почва (перегной, песок) |
1ч |
13.11 |
Беседа о солнце как планете солнечной системы. Знать сторону восхода солнца |
|
с. 48-49 |
11 |
Почва (камни, глина) |
1ч |
20.11 |
|
с. 51-52 |
|
12 |
Рельеф (горы, холмы). |
1ч |
27.11 |
Составление рассказа о значении воздуха в |
|
с.56-57 |
13 |
Рельеф (равнины, овраги). |
1ч |
04.12 |
жизни человека. Уметь определять направления ветра. |
|
с. 58 |
14 |
Экскурсия |
1ч |
11.12 |
|
|
|
15 |
Охрана природы. |
1ч |
18.12 |
|
Рабочая тетрадь |
|
16 |
Безопасное поведение. |
1ч |
25.12 |
|
С.69-70 |
|
III четверть Сезонные изменения. Зима. (7ч) |
||||||
17 |
Зима. Признаки зимы. Экскурсия в природу. |
1ч |
15.01 |
Знать названия зимних месяцев. Знать названия 3 зимующих птиц. Связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. Помогать зимующим птицам. |
|
с. 15-16 |
18 |
Растения зимы. |
1ч |
22.01 |
|
с. 17-18 |
|
19 |
Животные зимой. |
1ч |
29.01 |
|
с. 19-20 |
|
20 |
Труд людей зимой. |
1ч |
05.02 |
|
с. 20-21 |
|
21 |
Птицы. |
1ч |
12.02 |
|
с. 35-36 |
|
22 |
Экскурсия в природ. |
1ч |
19.02 |
|
с. 24-25 |
|
23 |
Мозг человека |
1ч |
26.02 |
|
|
С.50-51 |
24 |
Забота о домашних животных |
1ч |
04.03 |
|
|
С.30-31 |
25 |
Режим дня. |
1ч |
11.03 |
|
|
С.55-56 |
26 |
Повторение |
1ч |
18.03 |
|
|
|
IV четверть |
||||||
Сезонные изменения. Весна. (5ч) |
||||||
27 |
Весна. |
1ч |
01.04 |
Рассказать о признаках весны. Знать названия |
|
|
28 |
Признаки весны. Экскурсия |
1ч |
08.04 |
|
с. 23-24 |
|
|
|
|
весенних месяцев. Обобщать понятие животные: звери, рыбы, птицы, насекомые; |
|
|
29 |
Растения весной. |
1ч |
15.04 |
|
с. 24-25 |
|
30 |
Животные весной. |
1ч |
22.04 |
|
с. 28-29 |
|
31 |
Занятия людей весной. |
1ч |
29.04 |
|
с. 31-32 |
|
Лето. (3 ч) |
||||||
32 |
Лето |
1ч |
06.05 |
Рассказать о признаках лета. Знать названия летних месяцев. |
|
С.33-34 |
33 |
Растения летом. |
1ч |
13.05 |
|
с.36-37 |
|
34 |
Подведение итогов. |
1ч |
20.05 |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.