РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
администрация муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шиловская средняя общеобразовательная школа № 3»
муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области
Юр.адрес: 391500 р. п. Шилово, ул. Исаева, д. 34 телефон/факс 8(49136)21847,
e-mail: shilovo-school3@yandex.ru ИНН/КПП 6225004968/622501001 ОГРН 1026200850873
Рассмотрено на заседании Согласовано на заседании Утверждаю
МО учителей истории методического совета Директор школы:
Протокол № от .08.2017г Протокол № от .08.2017г _________(Тканко Т.И.)
Руководитель МО Председатель МС Приказ
_________ (Карпова Л.В.) ________(Майстренко С.В.) № от .08.2017г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности:
«Я – гражданин России»
5 класс (34 часа)
Составитель: Сапожников С.Н.,
учитель обществознания
высшей квалификационной категории
Шилово, 2017 г.
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.
Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.
Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.
Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. Преподавание прав человека – это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.
Цель и задачи программы.
Цель: организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников
Задачи:
–
содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье,
городе или деревне, в селе — в родном крае, в родной стране,
входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие
гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре,
основ здорового образа жизни;
– помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому
его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных
обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции,
– обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое,
историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.
– формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение
уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме;
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения и воспитания. Во внеурочной деятельности на изучение данного курса отводится 1 ч в неделю, всего 34 часа.
Содержание программы (этапы её реализации).
1. Подготовительно-организационный
– создание
школьной методической базы по патриотическому воспитанию школьников;
– анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания;
– сбор материалов для кружковой деятельности, подготовка игровой комнаты.
– разработка рабочей программы.
2. Основной
проведение занятий по данной программе; участие в различных проектах, социальных акций, коррекция рабочей программы в конце учебного года.
3. Заключительный
–
мониторинг работы школы по данной программе;
– анкетирование учащихся и родителей для определения уровня заинтересованности
в проведении мероприятий данной направленности в школе 2 ступени.
Формы и режим занятий.
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями, чтобы внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования.
Формы работы: семейные праздники, игры, соревнования, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, анкетирование, часы общения, экскурсии, предметные недели, встречи с ветеранами, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, конкурсы, тематические беседы, коллективные творческие дела, викторины, проекты.
Календарно – тематическое планирование
5 класс.
№ п/п |
Тема |
Содержание деятельности |
Оборудование и инструменты урока |
Дата |
Тема «Я – ученик» - 3 часа |
||||
1 |
Я - пятиклассник! |
Тренинг |
ПК, слайды, тетрадь, карандаши |
|
2 |
Мои права и обязанности |
Час общения |
ПК, слайды, тетрадь, карандаши |
|
3 |
Я в школе, я – дома, я – среди людей |
Ролевая игра |
ПК, слайды, тетрадь, карандаши, альбом |
|
Тема «Моя семья» - 7 часов |
||||
4 |
Я один из рода |
Беседа |
Альбом, цветные карандаши |
|
5-6 |
Моя родословная |
Беседа, знакомство с понятиями «род», «народ», «человечество». Составление родословного древа семьи. |
Фотографии, альбом, ножницы, клей, цветные карандаши |
|
7 |
Я и моё имя |
|
ПК, слайды, тетрадь, ручки |
|
8 |
Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом |
|
ПК, слайды, тетрадь, ручки, карандаши, альбом |
|
9 |
Что значит быть хорошим сыном или дочерью |
Беседа |
ПК, слайды, тетрадь, ручки |
|
10 |
Семейные праздники |
Сюжетно – ролевая игра |
ПК, слайды, тетрадь, ручки |
|
Тема «Правила дорожного движения» - 2 часа |
||||
11 |
ПДД знать каждому положено |
Викторина, просмотр презентации |
ПК, проектор, презентации |
|
12 |
Элементы улиц и дорог |
Беседа с просмотром презентации |
ПК, проектор, презентации |
|
Тема «Моя Родина» - 8 часов |
||||
13 |
Моя страна. Гордость моей страны |
|
ПК, проектор, презентации |
|
14 |
Москва – столица Родины |
Заочное путешествие |
ПК, проектор, презентации |
|
15-16 |
Моя малая родина |
Беседа. Экскурсия по деревне |
Блокнот, ручка |
|
17 |
Достояние земли Рязанской |
Просмотр презентации |
ПК, проектор, презентации |
|
18 |
Символы государства |
|
ПК, слайды, тетрадь, карандаши |
|
19 |
Золотое кольцо России |
Заочное путешествие |
ПК, слайды, тетрадь, карандаши |
|
20 |
Чем богат наш край |
Просмотр презентации |
ПК, слайды, тетрадь, карандаши |
|
Тема «Толерантность» - 5 часов |
||||
21 |
Доброта в стихах |
Чтение, инсценирование отрывков |
Костюмы из школьного театра |
|
22 |
Давайте жить дружно |
Беседа по правилам поведения в школе |
ПК, слайды |
|
23 |
Как мы разрешаем конфликты |
Анкетирование |
Блокнот, ручка |
|
24 |
Учимся сотрудничать |
|
ПК, слайды, тетрадь, карандаши |
|
25 |
Культура разных народов мира |
Просмотр презентации |
ПК, слайды, тетрадь, карандаши |
|
Тема «Выбор профессии»-2 часа |
||||
26 |
Чем пахнут ремёсла |
Беседа |
ПК, слайды, тетрадь, карандаши |
|
27 |
Кем я хочу быть |
Рисование на тему «Моя будущая профессия» |
Альбом, краски, кисти |
|
Тема «Моё здоровье» - 2 часа |
||||
28 |
Если хочешь быть здоров! |
Беседа |
ПК, слайды, тетрадь, карандаши |
|
29 |
Здоровые и вредные привычки. |
Просмотр презентации |
ПК, слайды |
|
Тема «Я – Гражданин России» - 5 часов |
||||
30 |
За что я люблю Родину |
Диспут |
Блокнот, ручки |
|
31 |
Рисунки о России |
Выставка рисунков |
Альбом, краски, кисти |
|
32 |
Я – Гражданин России |
|
ПК, слайды, тетрадь, карандаши |
|
33-34 |
Итоговое занятие. Коллективный рисунок «Я – Гражданин России |
|
Альбом, краски, кисти |
|
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
Предполагаемый результат деятельности:
-сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
-получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
-получат возможность участвовать в КТД; участвовать в проектной деятельности;
-узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
-сформированы понятия «родня», «дружба», «Отечество»;
-получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.
-сформировано умение беречь природу; интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;
-получат возможность участвовать в создании экологических проектов: «Брешь в зелёном царстве», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух», «Янтарное светило», «Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны».
-сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
-получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы.
-Участие в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах творческих работ.
-Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев. Освещение кружковой деятельности через СМИ.
-Оформление портфолио у всех учащихся и портфолио классного коллектива.
-Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научно-практических конференциях проводимых в школе, в районе.
Условия и ресурсы реализации программы.
Условия реализации программы.
В ходе реализации программы внеурочной деятельности «Я – гражданин России» можно выделить несколько этапов:
1) знакомство школьников с темой занятия;
2) выполнение заданий, создание собственных продуктов;
3) обсуждение результатов.
Каждому этапу реализации программы соответствуют свои специфические организационные формы:
первый этап – лекция, рассказ, сообщение, экскурсия, чтение, просмотр кинофильма, видеофильма, телефильма, презентации;
второй этап – продуктивная игра, иллюстрирование; изготовление поделок, выполнение проектов;
третий этап – дискуссия, игра, выставка, конкурс, состязание.
Список учебно-методической литературы.
1. Алексеева, Л. Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л. Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М. К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М. К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И. В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И. В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З. В. В стране экологических загадок [Текст] / З. В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: konf // www. ipkps. bsu. edu. ru
6. Газман, О. С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О. С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А. Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О. Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О. Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
11. Круглов, Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю. Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И. Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И. Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
13. Лизинский, В. М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора повоспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
14. Молодова, Л. М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л. М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
16. Павленко, Г. В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г. В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.
17. Перекатьева, О. В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О. В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
18. Программа духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е. В.Богданова, Н. В.Кондукова, Е. В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
19. Савинов, Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е. С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
20.Черемисина, В. Г. Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В. Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Интернет-ресурсы:
http://www.proshkolu.ru
http:/ /www. metodsovet
http://krasnoe.tv/frontPage
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
администрация муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шиловская средняя общеобразовательная школа № 3»
муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области
Юр.адрес: 391500 р. п. Шилово, ул. Исаева, д. 34 телефон/факс 8(49136)21847,
e-mail: shilovo-school3@yandex.ru ИНН/КПП 6225004968/622501001 ОГРН 1026200850873
Рассмотрено на заседании Согласовано на заседании Утверждаю
МО учителей истории методического совета Директор школы:
Протокол № от .08.2017г Протокол № от .08.2017г _________(Тканко Т.И.)
Руководитель МО Председатель МС Приказ
_________ (Карпова Л.В.) ________(Майстренко С.В.) № от .08.2017г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности:
«Юный правовед»
6 – 7 классы (68 часов)
Составитель: Сапожников С.Н.,
учитель обществознания
высшей квалификационной категории
Шилово, 2017 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочных занятий «Юный правовед» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и авторской программы внеурочной деятельности (Социальное творчество/Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов –М.: Просвещение, 2011) и предназначена для организации познавательной деятельности школьников, срок реализации – 2 года. Продолжительность реализации – 68 часа за 2 года, из них – 20 теоретических, 48 практических. Продолжительность занятий – 1 раз в неделю по 1 часу. (34 часа в год). Занятия проводятся по расписанию.
Актуальность программы обусловлена тем, что содержание правового образования обучающихся определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.
Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях, особенно это необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.
Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.
Реализуя данную программу, необходимо добиться развития правовой культуры обучающихся как сплава знаний, умений, навыков с убежденностью. Школьник, накопив в своем сознании определенный запас знаний, вступает в полосу завершения формирования своего мировоззрения. Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуаций правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряженно трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат. Моделирование педагогических ситуаций правовой ориентации, предусмотренных программой, служит важным звеном воплощения позитивного правосознания в правомерном поведении обучающегося.
Правосознание занимает промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Личностное развитие мотивирует не только правомерное поведение в настоящем, но и стремление к проецированию данного поведения в будущем на основе соблюдения правовых предписаний.
Усиленное внимание к вопросам нравственного воспитания обусловлено резко возросшей криминализацией общества, утратой веры значительной части населения в справедливость, прогрессирующим правовым нигилизмом и пренебрежением людей к закону. Данная проблема приобрела общегосударственные масштабы, обнажая глубокий недуг нынешнего правосознания, поразивший все социальные слои нашего общества. Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание школьниками отрицательного поведения, желание изменить его; отказ от вредных привычек; добросовестное отношение к учебе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у обучающегося собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением; от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.
Примерная программа внеурочной деятельности школьников среднего общего образования по социальному творчеству основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.
Принцип неадаптивной социализации является альтернативой образовательному принципу социальной адаптации. «Социальная адаптация» предполагает воссоздание в педагогическом мышлении или образовательной реальности некоторой устойчивой социальной конструкции, к жизни в которой педагоги готовят воспитанников. Традиционно это сводится к составлению набора необходимых социальных «умений и навыков». Однако в условиях нестабильного, развивающегося социума подобный подход имеет существенные ограничения.
Неадаптивная социализация предполагает образовательное обеспечение возможности создания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным технологическим условием выступает создание специальных социальных сред с ориентирующей функцией, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект, что, в частности, имеет значение и для повышения уровня социальной ответственности молодого поколения. Основной образовательный результат возникает за счёт педагогического сопровождения индивидуального социального действия и рефлексии школьника.
Подход, связанный с неадаптивной социализацией, будучи адекватным современным социальным вызовам, является новым для системы образования. Данный подход предполагает выход не только за рамки классно-урочной формы организации образовательного процесса, но и за рамки образовательного учреждения. Поэтому возникает необходимость параллельно решать целый комплекс задач, имеющих отношение не только к сфере образования, но и к социальной сфере.
Принцип природосообразности предполагает, что социально преобразующая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип культуросообразности предполагает, что социальное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
Трактовка принципа коллективности применительно к социальному творчеству предполагает, что социально преобразующая добровольческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей.
Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству).
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. Если школьнику предварительно задали то, к чему он должен прийти, и он не может ничего изменить, то для него проектирования нет. Он может программировать свои шаги, составлять план исполнения, но проектировать в таком случае он ничего не будет.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальном творчестве - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.
Цель программы внеурочной деятельности - формирование у школьников правовой культуры, способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности (социальному творчеству).
Задачи программы:
Ø сформировать способность видеть и понимать социальные проблемы;
Ø сформировать способность и готовность вступать в конструктивную коммуникацию с другими субъектами и социальными институтами вокруг общественно-значимых проблем;
Ø сформировать способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами решать общественно-значимые проблемы.
Формы проведения занятий:
В ходе реализации программы кружка используются следующие формы организации занятий
- игра;
- проблемная ситуация;
- групповая и парная работа;
- практическая деятельность;
- тренировочные упражнения;
- ситуативные тренинги;
- чтение и обсуждение документов;
- обсуждение материалов, написание отзывов и статей;
- выступления на классных часах;
- подготовка статей для публикации в газетах.
Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные технологии. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самоанализу и самооценке, быть ответственным, самостоятельным, творить и сотрудничать – этому способствуют активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа, практическая деятельность.
Участие в творческой деятельности предполагает сотрудничество воспитанника с партнерами по группе, именно это рождает инициативу ребенка в учебных действиях. В результате происходит коррекция сложившейся точки зрения – она уточняется и обогащается. На занятии школьники непосредственно взаимодействуют друг с другом, а воспитатель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество, при этом уделяя внимание каждому ребенку.
Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, ролевые игры
Продолжительность занятий – 30 - 40 минут.
Содержание курса
1. Нормы права.
Зачем нам необходимо знать законы? Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности. «Я - игра» (по подгруппам). Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению».
О правопорядке. Правонарушения и преступления. Взыскания и наказания.
2. «Я - гражданин».
Судебное разбирательство. Правовая игра «Большой круг». «Дети и терроризм» - беседа. Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?»
3. Права человека
Группы прав человека и гражданина.Российское гражданство. Правоспособность и дееспособность гражданина РФ.
4. Государство и политика.
Власть в государстве
5. Итоговое занятие - практикум «Защити свои права».
Планируемые результаты
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Календарно-тематическое планирование: 6 класс
№ |
Тема занятия |
Кол - во часов |
Форма проведения занятия |
Вид занятия |
Примерная дата проведения |
|
1. |
Введение. Зачем нам необходимо знать законы? |
1 |
Знакомство с программой кружка |
теоретическое |
|
|
2. |
Анкетирование (знание законов, оценка гражданско-патриотических качеств личности воспитанников) |
1 |
диагностика |
практическое |
|
|
3. |
Что такое вина? |
1 |
Беседа |
теоретическое |
|
|
4. |
Что такое ответственность? |
1 |
Беседа |
теоретическое |
|
|
5. |
Виды юридической ответственности. |
1 |
Рассказ учителя |
Теоретическое |
|
|
6. |
Виды юридической ответственности. |
1 |
Работа с источниками |
практическое |
|
|
7. |
«Я - игра» (по подгруппам). |
1 |
Викторина |
практическое |
|
|
8. |
«Я - игра» (по подгруппам). |
1 |
Викторина |
практическое |
|
|
9. |
Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» |
1 |
Диагностика |
теоретическое |
|
|
10. |
Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» |
1 |
Анализ |
практическое |
|
|
11. |
Правила человеческого общества: правила морали. |
1 |
Написать эссе на заданную тему. |
практическое |
|
|
12. |
Правила человеческого общества: правила морали. |
1 |
Выступление |
практическое |
|
|
13. |
О правопорядке. |
1 |
Рассказ учителя |
теоретическое |
|
|
14. |
О правопорядке. |
1 |
Урок-усвоение новых знаний |
теоретическое |
|
|
15. |
Правонарушения. |
1 |
Определение поступков |
практическое |
|
|
16. |
Преступления. |
1 |
Определение поступков |
практическое |
|
|
17. |
Взыскания и наказания. |
1 |
Рассказ учителя |
Теоретическое |
|
|
18. |
Взыскания и наказания. |
1 |
Назвать особенности |
Практическое |
|
|
19. |
Встреча с участковым ОДН. |
1 |
Беседа |
Практическое |
|
|
20. |
Обзор событий в районе. |
1 |
Написание материала для газеты |
Практическое |
|
|
21. |
Родина – это… |
1 |
Рассказ учителя |
Теоретическое |
|
|
22. |
Викторина «Я - гражданин» |
1 |
Составление списка вопросов |
Практическое |
|
|
23. |
Викторина «Я - гражданин». |
1 |
Викторина |
Практическое |
|
|
24. |
Судебное разбирательство. |
1 |
Урок-усвоение новых знаний |
Теоретическое |
|
|
25. |
Судебное разбирательство. |
1 |
Составление кроссворда |
Практическое |
|
|
26. |
Судебное разбирательство. |
1 |
Разгадывание кроссворда. |
Практическое |
|
|
27. |
Правовая игра «Большой круг». |
1 |
Найти и исправить ошибки в тексте |
Практическое |
|
|
28. |
Личные (гражданские) права человека. |
1 |
Урок-усвоение новых знаний |
Теоретическое |
|
|
29. |
Право на достойную жизнь, образование, культуру. |
1 |
Урок-усвоение новых знаний |
Теоретическое |
|
|
30. |
Права и обязанности. |
1 |
Урок-усвоение новых знаний |
Теоретическое |
|
|
31. |
«Дети и терроризм» - беседа. |
1 |
Определение параметров. |
Теоретическое |
|
|
32. |
«Дети и терроризм» |
1 |
Игра |
Практическое |
|
|
33. |
Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?» |
1 |
Творческая работа |
Практическое |
|
|
34. |
Итоговый повторительно - обобщающий урок |
1 |
Викторина |
Практическое |
|
|
Календарно-тематическое планирование: 7 класс
№ |
Тема занятия |
Кол - во часов |
Форма проведения занятия |
Вид занятия |
Примерная дата проведения |
1. |
Введение. Зачем нам необходимо знать законы? |
1 |
Знакомство с программой кружка |
Теоретическое |
|
2. |
Анкетирование (знание законов, оценка гражданско-патриотических качеств личности воспитанников) |
1 |
Диагностика |
Практическое |
|
3. |
Роль права в жизни общества и государства. |
1 |
Беседа |
Теоретическое |
|
4. |
Соотношение права и нравственности. |
1 |
Анализ источников |
Практическое |
|
5. |
Источники права. |
1 |
Рассказ учителя |
Теоретическое |
|
6. |
Отрасли права. |
1 |
обзор местных печатных СМИ за неделю |
Практическое |
|
7. |
Понятие правонарушения. |
1 |
Беседа по теме |
Теоретическое |
|
8. |
Нарушение норм права. |
1 |
Написать эссе на заданную тему. |
Практическое |
|
9. |
Причины правонарушений. |
1 |
Рассказ учителя |
теоретическое |
|
10. |
Охрана правопорядка. |
1 |
Определение поступков |
практическое |
|
11. |
Цель наказания. |
1 |
Назвать особенности |
Практическое |
|
12. |
Справедливость и гуманность при назначении наказания. |
1 |
Написание материала для газеты |
практическое |
|
13. |
Понятие прав человека. |
1 |
Просмотр презентации |
теоретическое |
|
14. |
Понятие прав человека. |
1 |
Составление списка вопросов |
практическое |
|
15. |
Основные документы по правам человека. |
1 |
Урок-усвоение новых знаний |
теоретическое |
|
16. |
Личные (гражданские) права человека. |
1 |
Урок-усвоение новых знаний |
практическое |
|
17. |
Личные (гражданские) права человека. |
1 |
Найти и исправить ошибки в тексте |
теоретическое |
|
18. |
Политические права. |
1 |
Определение параметров. Игровые моменты |
практическое |
|
19. |
Политические права. |
1 |
Творческая работа |
практическое |
|
20. |
Право на достойную жизнь, образование и культуру. |
1 |
Характеристика газет по признакам |
практическое |
|
21. |
Право на достойную жизнь, образование и культуру. |
1 |
Беседа. Игровые моменты |
теоретическое |
|
22. |
Права и обязанности |
1 |
Беседа. Рассказ учителя |
Теоретическое |
|
23. |
Права и обязанности |
1 |
Написание заметки |
Практическое |
|
24. |
Государство. |
1 |
Урок-усвоение новых знаний |
Теоретическое |
|
25. |
Средства и способы властвования. |
1 |
Подготовка репортажа |
Практическое |
|
26. |
Правовое государство. |
1 |
Написание репортажа для газеты |
Практическое |
|
27. |
Конституция Российской Федерации. |
1 |
Урок-усвоение новых знаний |
Теоретическое |
|
28. |
Конституция Российской Федерации. |
1 |
Постановка и решение проблемных вопросов |
Практическое |
|
29. |
Правовой статус человека и гражданина. |
1 |
Подготовка исследовательской статьи |
Практическое |
|
30. |
Правовой статус человека и гражданина. |
1 |
Урок-усвоение новых знаний |
Теоретическое |
|
31. |
Органы государственной власти. |
1 |
Подготовить обзор местных печатных СМИ за неделю |
Практическое |
|
32. |
Мы строим государство. |
1 |
Проект |
практическое |
|
33. |
Итоговое занятие - практикум «Защити свои права |
1 |
Проект |
Практическое |
|
34. |
Итоговое занятие - практикум «Защити свои права». |
1 |
Игра |
Практическое. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.