Рабочая программа

  • docx
  • 17.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Русский язык набор 2021 года.docx

Русский язык набор 2021 года

 

 

Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:

•           воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма,

•           совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

•           формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

•           совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

 

1.      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Методологической основой программы является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

ü  формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

ü  проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;

ü  активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

ü  построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне представлено в программе на основе компетентностного подхода, который предполагает формирование и совершенствование коммуникативной, языковой, культуроведческой, лингвистической (языковедческой) компетенции.

Коммуникативный подход, реализованный в программе, связан с обучением правильному использованию языковых средств в соответствии с нормами литературного языка во всех видах речевой деятельности: рецептивной (слушание — чтение), продуктивной (говорение — письмо), а также при построении собственного высказывания в разных формах (устная речь — письменная речь).

Культуроведческий подход в обучении предполагает приобщение к мировой и национальной культуре, т.е. к культуре в широком смысле этого слова. Язык и культура определяются как важнейшие социальные феномены, имеющие деятельностный характер, поскольку существуют только в сфере человеческой деятельности. Язык, не будучи формой культуры, служит основным средством ее выражения, являясь материальной базой создания любых культурных ценностей, орудием накопления, хранения и передачи информации.

Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций происходит в процессе обобщения и систематизации знаний о единицах языка и нормах их употребления. Усвоение языка как системы функционирующих единиц рассматривается в рамках системно-функционального подхода. В основу такого рассмотрения положен анализ языковых явлений в триединстве (значение, форма, функция), в плане их взаимной связи, контекстуальной обусловленности и текстообразующей специфики. Регулирует использование языковых единиц в определенной речевой ситуации языковая норма, которая рассматривается как результат речевой деятельности.

Программа обладает рядом особенностей:

раздел программы «Русский язык» представлен в программе перечнем тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка и обеспечивают речевую деятельность,

во-вторых, программа «Русский язык» неразрывно связана со всеми учебными предметами и влияет на качество их усвоения;

Особое место в программе уделено анализу текста, который рассматривается как исследовательская деятельность обучающихся, нацеленная на выявление функциональных возможностей языка, закономерности употребления языковых единиц в речи. Анализ текста служит базой для формирования умений студентовсоздавать собственное высказывание в устной или письменной форме, а также для тренировки умения осуществлять все виды речевой деятельности.

Таким образом, программа создает условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского языка

Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов:

- принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курсов русского языка на ступени основного общего образования, в то же время представленный курс обладает самостоятельностью и цельностью;

- текстоцентрического принципа обучения, который предполагает, что основной единицей обучения становится текст как результат речевой деятельности, как средство формирования языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой компетенций.

Освоение программы в полном объеме обеспечивает подготовку обучающихся по предмету «Русский язык», необходимую для получения среднего общего образования (базового уровня). На базовом уровне решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с социализацией личности.

Изучение базовой учебной дисциплины «Русский язык» завершается подведением итогов в форме комплексного экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ)

 

 

3.МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина«Русский язык» является учебным предметом обязательной предметнойобласти «Русский язык и литература» ФГОС среднего общего образования. Учебная дисциплина «Русский язык» принадлежит к предметной области «Филология» ФГОС СОО, к общеобразовательному циклу ППССЗ

Рабочая программа учебной дисциплины составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к результатам освоения основной образовательной программы, является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующихрезультатов

·         личностных:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества с разными людьми  в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

 

  • метапредметных:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

 

·         предметных:

Предметные результаты освоения учебной дисциплины «Русский язык» уточняются в рабочих программах на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, осваиваемой профессии ППКРС или специальности ППССЗ.

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

·         использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

·         использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

·         создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

·         выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

·         подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

·         правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

·         создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

·         сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

·         использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

·         анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

·         извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

·         преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

·         выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

·         соблюдать культуру публичной речи;

·         соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

·         оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

·         использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

·         распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

·         анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

·         комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

·         отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

·         использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

·         иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

·         выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

·         дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

·         проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

·         сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

·         владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

·         создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

·         соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

·         соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

·         соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

·         осуществлять речевой самоконтроль;

·         совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

·         использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

·         оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).