Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
docx
09.06.2022
Рабочая программа
Рабочая программа факультатива Поплавская Н.В..docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 13

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа факультативного курса

«Культурная жизнь Вологодской области

 в годы Великой Отечественной войны»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Суда

2022 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

 Область применения курса                                                                    4

 

Компетенции          обучающегося,       формируемые       в                  4

результате освоения факультативного курса                                         

 

Место факультативного курса в структуре образовательной             8

программы

 

Тематический план факультативного курса                                         9

 

Формы контроля знаний обучающихся                                                  11

 

Формы и методы проведения занятий по разделу,                              12

применяемые учебные технологии:

 

Результаты освоения факультативного курса, подлежащие              13

проверке                                                                                                      

 

Список источников и литературы                                                         14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка факультативного курса создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО по профессии 35.01.03. «Станочник-обработчик» программы учебной дисциплины «История». Данный курс относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу, в рамках   гражданского-патриотического воспитания и формирования целостной личности.

История повседневности является на данный момент одним из ведущих направлений исторической науки. Когда мы говорим о Великой Отечественной войне, чаще всего как правило, мы говорим о доблести, чести и героизме сражавшихся на фронте. Говорим о подвигах и сражениях. Но стоит упомянуть и о повседневной жизни не только на фронте, но и за его пределами. Это огромный пласт нашей истории. В данном курсе, мы предлагаем взглянуть на культурную жизнь нашего региона в годы ВОв. Какие же учреждения культуры были в годы войны? Как они работали? Находила ли их деятельность отклик у населения? Какие были направления деятельности? Ответы на эти и другие вопросы, обучающиеся смогут найти в данном учебном пособии при самоподготовке. Также данное пособие будет полезно для преподавателей и мастеров производственного обучения для проведения факультативных занятий, мероприятий и бесед гражданско-патриотической направленности.

 

Разработчик:              Поплавская Н.В. – преподаватель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Область применения 

Настоящая программа факультативного курса устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям обучающихся и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный курс.  

                    Целью       освоения   факультативного   курса  «Культурная жизнь Вологодской области в годы Великой Отечественной войны» является:

Формирование необходимых социальных и личностных качеств: толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде, лидерских качеств.

 

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения факультативного курса

В результате освоения данного курса обучающийся должен обладать следующими умениями, знаниями, профессиональными и общими компетенциями:

 

УМЕНИЯ

У1

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

У2

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

У3

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

У4

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

 

ЗНАНИЯ

З1

 - основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

З2

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

З3

-    современные версии и трактовки важнейших проблем ВОв

З4

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

З5

- основные исторические термины и даты.

 

           ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОК 1.

 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

 Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

 

Уровни формирования компетенций:

РБ—ресурсная база, в основном теоретические и предметные основы (знания, умения);

СД–способы деятельности, составляющие практическое ядро данной компетенции;

МЦ–мотивационно-ценностная составляющая, отражает степень осознания ценности компетенции человеком и готовность ее использовать

 

 

Компетенция

Уровень формиро вания

компете нции

Дескрипторы – основныепризна ки освоения (показатели достижения

результата

)

Формы и методы

обучения,

способствующие

формированию и развитию компетенции

 

Форма контроля уровня

сформированност и  компетенции

Способен выявлять научную

сущность проблем

 

 

РБ

Демонстрирует навык выявления научной

составляющей проблемы

Лекции, семинары, индивидуальные задания

Оценка работы на семинарских занятиях и

результаты

индивидуальных заданий

Способен анализировать и

интерпретироват ь данные

отечественной и зарубежной

историографии и

источников  о социально-

экономических

процессах и явлениях,

выявлять

закономерности изменения

социально-

экономических показателей

 

 

 

 

 

 

 

МЦ

Интерпретирует данные

источников

личного

происхождения и дело-

производственн ой

документации.

Выявляет закономерности при анализе

статистических данных.

Проектная деятельность

Выступления на

семинарских занятиях,

презентация творческого задания

 

Способен решать научные

проблемы на

основе анализа и синтеза

 

 

РБ

Умеет применять методы анализа и

синтеза в решении поставленных задач

Лекции, семинары, индивидуальные и групповые задания

Оценка работы на семинарских занятиях,

результаты

индивидуальных и групповых заданий

Способен грамотно

строить

коммуникацию,

исходя из целей и ситуации общения

 

 

РБ

Демонстрирует способность

грамотно

коммуницировать, исходя из целей и ситуации общения

Семинары, игровые технологии

Анализ результатов

диагностики

коммуникационно го поведения

 

Способен предложить

организационно

– управленческие решения и

оценить условия и последствия принимаемых решений

 

 

 

СД

Готовит и представляет в

составе команды обоснованное

управленческое решение

Командно-игровые форматы

Оценка результатов деловых и

имитационных

игр, решения кейс-стади

Умеет проектировать, осуществлять

распределение полномочий и ответственности

СД

Владеет навыками проектирования

организационной работы,

представляет

связи между

организационной структурой и

распределением полномочий и ответственности.

Лекция, дебаты, решение кейсов, творческая работа

Микроконтроли, оценки за работу с кейсами.

Оценка устных опросов.

Способен активно

участвовать в историческом исследовании

 

 

СД

Активно принимает участие в командно-

игровых форматах

Командно-игровые форматы, кейс-стади

Оценка результатов деловых и

имитационных игр, решения

Способен применять

основные

выводы теории и мотивации,

лидерства и власти для

решения

управленческих задач

СД

Распознает типы лидерства,

демонстрирует навыки

построения системы

мотивации,

обосновывает

необходимость

применения тех или иных методов.

Лекция, дискуссия, обсуждение статей,

решение кейсов,

установление причинно-

следственных связей

Контрольная работа

 

Способен к анализу и

проектированию

межличностных, групповых и

организационных коммуникаций

 

 

СД

Анализирует, проектирует и осуществляет процессы

организационных коммуникаций

Семинарская работа: разработка схем

организационных коммуникаций

Индивидуальные задания 

 


3. Место факультативного курса в структуре образовательной программы

Данный курс относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу. Изучение данного курса базируется на следующих дисциплинах:

      История

Для освоения элективного курса, обучающиеся должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

      Знать основные понятия и проблематику указанных дисциплин.

      Уметь анализировать и сопоставлять различные теоретические подходы к проблеме.

      Уметь критически анализировать теоретические концепции.

Основные положения курса должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

      История

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Тематический план факультативного курса

 

Занятия

Колич ество часов

Тема занятия

Основные идеи, понятия

Основные умения и навыки

Межпредметные и внутрипредметные

связи

Средства обучения

Тип и форма занятия

1

2

 Деятельность культурно-просветительских учреждений в годы Великой Отечественной войны

1.Политика и законодательство в культурно-просветительской сфере

2.Избы-читальни и библиотеки

3.Музеи

Навык постановки задач, навык активного слушателя умение работать с историческим источником, умение отбирать информацию, навык самостоятельной работы, умение самостоятельно делать выводы

Связь с географией, экономикой, обществознанием. Связь с изученным материалом по истории России XX века

Карта, доска, рабочая тетрадь, исторические документы, иллюстратив ная наглядность, мультимедий ная установка

Занятие изучение нового материала; лекция - беседа, элементы самостоятельной работы обучающихся

2

2

Деятельность культурно-развлекательных учреждений Вологодской области в годы Великой Отечественной войны

1. Политика и законодательство в культурной (театральной) сфере

2.  Концертно-эстрадное бюро города Вологды

3. Вологодский драматический театр

4.  Художественная самодеятельность и кинематограф

Навык работы с историческим источником, умение обобщать, навык самостоятельной работы, заполнения рабочего листа

Связь с географией, экономикой, обществознанием. Связь с изученным материалом по истории России XX века

Карта, доска, рабочая тетрадь, исторические документы, рабочий лист, иллюстратив ная наглядность, мультимедий ная установка

Занятие изучение нового материала; лекция - беседа, элементы самостоятельной работы обучающихся

3

2

Итоговое занятие. Художественное отражение ВОв

 1.Песни военных лет.

2.Стихи и проза военных лет.

3.Кинематография военных лет.

3.Живопись и плакатное искусство военных лет.

Умение находить ответы на проблемные вопросы, работа в группах, развитие творческой деятельности, ораторского мастерства и выступлений, возможность продемонстрировать свои таланты (исполнение песни, чтение стихотворения/прозы), навык критического анализа

Связь с

обществознанием, историей искусств, с изученным материалом

Доска, рабочая тетрадь, исторические документы, иллюстратив ная наглядность, мультимедий ная установка

Комбинированное занятие, выступление обучающихся, урок-концерт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Формы контроля знаний обучающихся

 

Тип контроля

Форма контроля

Параметры

 

Текущий

Самостоятельная работа

Текущий контроль в форме устного опроса по темам, решение тестов, выполнения индивидуальных заданий (сообщений, рефератов), составления конспектов, решения кроссвордов, решения проблемных и познавательных задач, построения хронологических, синхронистических таблиц, тематических схем, участия в дискуссиях, сравнение, сопоставление и толкование документов.

Итоговый

Творческое задание

Задания на выбор:

- исполнение и анализ песни военных лет (история написания музыкального произведения, авторство, анализ художественных приемов, суть произведения)

- чтение стихотворения/прозы военных лет (история написания произведения, авторство, анализ художественных приемов, суть произведения)

- эссе по художественному фильму о Вов

- эссе по картине/плакату ВОв 

 

Преподаватель оценивает работу обучающихся на занятиях: учитывается правильность и полнота изложения материала, умение выразить свое отношение, проанализировать и сделать выводы, умение правильно прокомментировать ситуацию и решить. 


6. Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

      лекционные занятия

      семинарские занятия

      решение кейсов

      дискуссии

      занятие-концерт

Образовательные технологии

В рамках семинарских занятий используются презентации, групповая, самостоятельная работа и проектная деятельность, обсуждение, разбор кейсов.

Методические рекомендации преподавателю

Для закрепления материала имеет смысл чередовать лекционное изложение тем курса с практическими занятиями. При подготовке к данному курсу необходимо четко определить предметную специфику данного курса, в связи, с чем обращать особое внимание на организацию как объект управления. Необходимо подчеркивать преемственность различных школ и направлений в теории организации и организационном поведении, обсуждать историко-экономические и ситуационные условия их появления и развития.

Методические указания обучающимся

Подготовку к семинарским занятиям необходимо начинать с общего знакомства с изучаемым историческим подходом или школой. Кроме того, при подготовке следует обращать внимание на исторические условия формирования изучаемого подхода или школы. Для формирования целостного представления о данной дисциплине обучающемуся следует регулярно обращаться к полному конспекту лекций.

В процессе подготовки к творческому заданию особое внимание следует уделить тем вопросам, которые не нашли отражение в лекционном курсе. При этом целесообразно, принимать активное участие в занятиях по моделированию исторических ситуаций и самостоятельной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Результаты освоения элективного курса, подлежащие проверке.

В результате изучения курса осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Показатели оценки результата

умения:

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта,

таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации

-Извлечение информации из различных исторических и современных источников, структурирование информации, соотнесение теоретического знания с материалами источника

факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

 

- Применение исторических знаний для осмысления сущности современных общественных

явлений

-Выделение причинноследственных связей и закономерностей исторического процесса

 

знания: основные факты, процессы и явления, характеризующие          целостность отечественной и всемирной истории;

периодизацию            всемирной             и

отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; основные исторические термины и даты;

определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя, исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Список источников и литературы

1.                 Ларионов А.Б. Вдохновляем бойцов на подвиги фронта и тыла.// Красный север. 1941. – 5 июля.

2.                   Ларионов А.Б. Парень из нашего города// Красный север. -  1941. – 10 июля.

3.                   Ларионов А.Б. Женитьба Фигаро// Красный север. – 1941. – 9 декабря.

4.                 Ларионов А.Б. Батальон идет на запад// Красный север. – 1941. – 8 ноября.

5.                   Ларионов А.Б. Надежда Дурова.//Красный север. – 1942. – 8 февраля.

6.                 Кириллова Э. Эх, дорожки фронтовые// Пятницкий бульвар. – 2004., №5.

7.                   Иванович П. Выставки в музее.// Красный север. – 1942. -  17 февраля.

8.                   Николаев Н. Выставка о героическом прошлого русского народа.// Красный север. – 1941. – 17 июля.

9.                   Железняк В. Замечательный памятник русского зодчества// Красный север. – 1942. – 5 декабря.

10.              «Правда севера» - 1942. – 5 февраля.

11.            «Правда», 26 января 1942.

12.              Приорова М. В сельской избе-читальне.//Красный север. – 1942. – 17 февраля.

13.            Баландин Н.И. Из опыта работы сельских культпросветучреждений в годы Великой Отечественной войны

14.            Культурное строительство в РСФСР: Документы и материалы: Т.3. 1941-1945/ сост. Беликова Н.П. и др. – М., 1989. – С. 5,6.

15.             Кириллова Э. А. От шансона до оперы. Концертная жизнь Вологды второй половины ХХ века.  - Вологда : Книжное наследие, 2004. – С. 199.


 

16.           

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ Область применения курса 4

СОДЕРЖАНИЕ Область применения курса 4

Методическая разработка факультативного курса создана на основе

Методическая разработка факультативного курса создана на основе

Область применения Настоящая программа факультативного курса устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям обучающихся и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности

Область применения Настоящая программа факультативного курса устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям обучающихся и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Способен анализировать и интерпретироват ь данные отечественной и зарубежной историографии и источников о социально- экономических процессах и явлениях, выявлять закономерности изменения социально- экономических показателей

Способен анализировать и интерпретироват ь данные отечественной и зарубежной историографии и источников о социально- экономических процессах и явлениях, выявлять закономерности изменения социально- экономических показателей

Умеет проектировать, осуществлять распределение полномочий и ответственности

Умеет проектировать, осуществлять распределение полномочий и ответственности

Место факультативного курса в структуре образовательной программы

Место факультативного курса в структуре образовательной программы

Тематический план факультативного курса №

Тематический план факультативного курса №

Итоговое занятие. Художественное отражение

Итоговое занятие. Художественное отражение

Формы контроля знаний обучающихся

Формы контроля знаний обучающихся

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: • лекционные занятия • семинарские занятия • решение кейсов • дискуссии • занятие-концерт

Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии: • лекционные занятия • семинарские занятия • решение кейсов • дискуссии • занятие-концерт

Результаты освоения элективного курса, подлежащие проверке

Результаты освоения элективного курса, подлежащие проверке

Список источников и литературы 1

Список источников и литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2022