ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 13
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
«Культурная жизнь Вологодской области
в годы Великой Отечественной войны»
п. Суда
2022 год
Область применения курса 4
Компетенции обучающегося, формируемые в 4
результате освоения факультативного курса
Место факультативного курса в структуре образовательной 8
программы
Тематический план факультативного курса 9
Формы контроля знаний обучающихся 11
Формы и методы проведения занятий по разделу, 12
применяемые учебные технологии:
Результаты освоения факультативного курса, подлежащие 13
проверке
Список источников и литературы 14
Методическая разработка факультативного курса создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО по профессии 35.01.03. «Станочник-обработчик» программы учебной дисциплины «История». Данный курс относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу, в рамках гражданского-патриотического воспитания и формирования целостной личности.
История повседневности является на данный момент одним из ведущих направлений исторической науки. Когда мы говорим о Великой Отечественной войне, чаще всего как правило, мы говорим о доблести, чести и героизме сражавшихся на фронте. Говорим о подвигах и сражениях. Но стоит упомянуть и о повседневной жизни не только на фронте, но и за его пределами. Это огромный пласт нашей истории. В данном курсе, мы предлагаем взглянуть на культурную жизнь нашего региона в годы ВОв. Какие же учреждения культуры были в годы войны? Как они работали? Находила ли их деятельность отклик у населения? Какие были направления деятельности? Ответы на эти и другие вопросы, обучающиеся смогут найти в данном учебном пособии при самоподготовке. Также данное пособие будет полезно для преподавателей и мастеров производственного обучения для проведения факультативных занятий, мероприятий и бесед гражданско-патриотической направленности.
Разработчик: Поплавская Н.В. – преподаватель.
Настоящая программа факультативного курса устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям обучающихся и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный курс.
Целью освоения факультативного курса «Культурная жизнь Вологодской области в годы Великой Отечественной войны» является:
Формирование необходимых социальных и личностных качеств: толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде, лидерских качеств.
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения факультативного курса
В результате освоения данного курса обучающийся должен обладать следующими умениями, знаниями, профессиональными и общими компетенциями:
|
УМЕНИЯ |
У1 |
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); |
У2 |
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; |
У3 |
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; |
У4 |
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; |
|
ЗНАНИЯ |
З1 |
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; |
З2 |
- периодизацию всемирной и отечественной истории; |
З3 |
- современные версии и трактовки важнейших проблем ВОв |
З4 |
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; |
З5 |
- основные исторические термины и даты. |
|
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. |
Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
Уровни формирования компетенций:
РБ—ресурсная база, в основном теоретические и предметные основы (знания, умения);
СД–способы деятельности, составляющие практическое ядро данной компетенции;
МЦ–мотивационно-ценностная составляющая, отражает степень осознания ценности компетенции человеком и готовность ее использовать
Компетенция |
Уровень формиро вания компете нции |
Дескрипторы – основныепризна ки освоения (показатели достижения результата ) |
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции |
Форма контроля уровня сформированност и компетенции |
Способен выявлять научную сущность проблем |
РБ |
Демонстрирует навык выявления научной составляющей проблемы |
Лекции, семинары, индивидуальные задания |
Оценка работы на семинарских занятиях и результаты индивидуальных заданий |
Способен анализировать и интерпретироват ь данные отечественной и зарубежной историографии и источников о социально- экономических процессах и явлениях, выявлять закономерности изменения социально- экономических показателей |
МЦ |
Интерпретирует данные источников личного происхождения и дело- производственн ой документации. Выявляет закономерности при анализе статистических данных. |
Проектная деятельность |
Выступления на семинарских занятиях, презентация творческого задания |
Способен решать научные проблемы на основе анализа и синтеза |
РБ |
Умеет применять методы анализа и синтеза в решении поставленных задач |
Лекции, семинары, индивидуальные и групповые задания |
Оценка работы на семинарских занятиях, результаты индивидуальных и групповых заданий |
Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения |
РБ |
Демонстрирует способность грамотно коммуницировать, исходя из целей и ситуации общения |
Семинары, игровые технологии |
Анализ результатов диагностики коммуникационно го поведения
|
Способен предложить организационно – управленческие решения и оценить условия и последствия принимаемых решений |
СД |
Готовит и представляет в составе команды обоснованное управленческое решение |
Командно-игровые форматы |
Оценка результатов деловых и имитационных игр, решения кейс-стади |
Умеет проектировать, осуществлять распределение полномочий и ответственности |
СД |
Владеет навыками проектирования организационной работы, представляет связи между организационной структурой и распределением полномочий и ответственности. |
Лекция, дебаты, решение кейсов, творческая работа |
Микроконтроли, оценки за работу с кейсами. Оценка устных опросов. |
Способен активно участвовать в историческом исследовании |
СД |
Активно принимает участие в командно- игровых форматах |
Командно-игровые форматы, кейс-стади |
Оценка результатов деловых и имитационных игр, решения |
Способен применять основные выводы теории и мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач |
СД |
Распознает типы лидерства, демонстрирует навыки построения системы мотивации, обосновывает необходимость применения тех или иных методов. |
Лекция, дискуссия, обсуждение статей, решение кейсов, установление причинно- следственных связей |
Контрольная работа |
Способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций |
СД |
Анализирует, проектирует и осуществляет процессы организационных коммуникаций |
Семинарская работа: разработка схем организационных коммуникаций |
Индивидуальные задания
|
3. Место факультативного курса в структуре образовательной программы
Данный курс относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу. Изучение данного курса базируется на следующих дисциплинах:
• История
Для освоения элективного курса, обучающиеся должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
• Знать основные понятия и проблематику указанных дисциплин.
• Уметь анализировать и сопоставлять различные теоретические подходы к проблеме.
• Уметь критически анализировать теоретические концепции.
Основные положения курса должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
• История
4. Тематический план факультативного курса
№ Занятия |
Колич ество часов |
Тема занятия |
Основные идеи, понятия |
Основные умения и навыки |
Межпредметные и внутрипредметные связи |
Средства обучения |
Тип и форма занятия |
1 |
2 |
Деятельность культурно-просветительских учреждений в годы Великой Отечественной войны |
1.Политика и законодательство в культурно-просветительской сфере 2.Избы-читальни и библиотеки 3.Музеи |
Навык постановки задач, навык активного слушателя умение работать с историческим источником, умение отбирать информацию, навык самостоятельной работы, умение самостоятельно делать выводы |
Связь с географией, экономикой, обществознанием. Связь с изученным материалом по истории России XX века |
Карта, доска, рабочая тетрадь, исторические документы, иллюстратив ная наглядность, мультимедий ная установка |
Занятие изучение нового материала; лекция - беседа, элементы самостоятельной работы обучающихся |
2 |
2 |
Деятельность культурно-развлекательных учреждений Вологодской области в годы Великой Отечественной войны |
1. Политика и законодательство в культурной (театральной) сфере 2. Концертно-эстрадное бюро города Вологды 3. Вологодский драматический театр 4. Художественная самодеятельность и кинематограф |
Навык работы с историческим источником, умение обобщать, навык самостоятельной работы, заполнения рабочего листа |
Связь с географией, экономикой, обществознанием. Связь с изученным материалом по истории России XX века |
Карта, доска, рабочая тетрадь, исторические документы, рабочий лист, иллюстратив ная наглядность, мультимедий ная установка |
Занятие изучение нового материала; лекция - беседа, элементы самостоятельной работы обучающихся |
3 |
2 |
Итоговое занятие. Художественное отражение ВОв |
1.Песни военных лет. 2.Стихи и проза военных лет. 3.Кинематография военных лет. 3.Живопись и плакатное искусство военных лет. |
Умение находить ответы на проблемные вопросы, работа в группах, развитие творческой деятельности, ораторского мастерства и выступлений, возможность продемонстрировать свои таланты (исполнение песни, чтение стихотворения/прозы), навык критического анализа |
Связь с обществознанием, историей искусств, с изученным материалом |
Доска, рабочая тетрадь, исторические документы, иллюстратив ная наглядность, мультимедий ная установка |
Комбинированное занятие, выступление обучающихся, урок-концерт |
Тип контроля |
Форма контроля |
Параметры |
Текущий |
Самостоятельная работа |
Текущий контроль в форме устного опроса по темам, решение тестов, выполнения индивидуальных заданий (сообщений, рефератов), составления конспектов, решения кроссвордов, решения проблемных и познавательных задач, построения хронологических, синхронистических таблиц, тематических схем, участия в дискуссиях, сравнение, сопоставление и толкование документов. |
Итоговый |
Творческое задание |
Задания на выбор: - исполнение и анализ песни военных лет (история написания музыкального произведения, авторство, анализ художественных приемов, суть произведения) - чтение стихотворения/прозы военных лет (история написания произведения, авторство, анализ художественных приемов, суть произведения) - эссе по художественному фильму о Вов - эссе по картине/плакату ВОв |
Преподаватель оценивает работу обучающихся на занятиях: учитывается правильность и полнота изложения материала, умение выразить свое отношение, проанализировать и сделать выводы, умение правильно прокомментировать ситуацию и решить.
6. Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:
• лекционные занятия
• семинарские занятия
• решение кейсов
• дискуссии
• занятие-концерт
Образовательные технологии
В рамках семинарских занятий используются презентации, групповая, самостоятельная работа и проектная деятельность, обсуждение, разбор кейсов.
Методические рекомендации преподавателю
Для закрепления материала имеет смысл чередовать лекционное изложение тем курса с практическими занятиями. При подготовке к данному курсу необходимо четко определить предметную специфику данного курса, в связи, с чем обращать особое внимание на организацию как объект управления. Необходимо подчеркивать преемственность различных школ и направлений в теории организации и организационном поведении, обсуждать историко-экономические и ситуационные условия их появления и развития.
Методические указания обучающимся
Подготовку к семинарским занятиям необходимо начинать с общего знакомства с изучаемым историческим подходом или школой. Кроме того, при подготовке следует обращать внимание на исторические условия формирования изучаемого подхода или школы. Для формирования целостного представления о данной дисциплине обучающемуся следует регулярно обращаться к полному конспекту лекций.
В процессе подготовки к творческому заданию особое внимание следует уделить тем вопросам, которые не нашли отражение в лекционном курсе. При этом целесообразно, принимать активное участие в занятиях по моделированию исторических ситуаций и самостоятельной работе.
7. Результаты освоения элективного курса, подлежащие проверке.
В результате изучения курса осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Показатели оценки результата |
умения: анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации |
-Извлечение информации из различных исторических и современных источников, структурирование информации, соотнесение теоретического знания с материалами источника |
факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
|
- Применение исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений -Выделение причинноследственных связей и закономерностей исторического процесса
|
знания: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; основные исторические термины и даты; |
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; осознания себя как представителя, исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России. |
Список источников и литературы
1. Ларионов А.Б. Вдохновляем бойцов на подвиги фронта и тыла.// Красный север. 1941. – 5 июля.
2. Ларионов А.Б. Парень из нашего города// Красный север. - 1941. – 10 июля.
3. Ларионов А.Б. Женитьба Фигаро// Красный север. – 1941. – 9 декабря.
4. Ларионов А.Б. Батальон идет на запад// Красный север. – 1941. – 8 ноября.
5. Ларионов А.Б. Надежда Дурова.//Красный север. – 1942. – 8 февраля.
6. Кириллова Э. Эх, дорожки фронтовые// Пятницкий бульвар. – 2004., №5.
7. Иванович П. Выставки в музее.// Красный север. – 1942. - 17 февраля.
8. Николаев Н. Выставка о героическом прошлого русского народа.// Красный север. – 1941. – 17 июля.
9. Железняк В. Замечательный памятник русского зодчества// Красный север. – 1942. – 5 декабря.
10. «Правда севера» - 1942. – 5 февраля.
11. «Правда», 26 января 1942.
12. Приорова М. В сельской избе-читальне.//Красный север. – 1942. – 17 февраля.
13. Баландин Н.И. Из опыта работы сельских культпросветучреждений в годы Великой Отечественной войны
14. Культурное строительство в РСФСР: Документы и материалы: Т.3. 1941-1945/ сост. Беликова Н.П. и др. – М., 1989. – С. 5,6.
15. Кириллова Э. А. От шансона до оперы. Концертная жизнь Вологды второй половины ХХ века. - Вологда : Книжное наследие, 2004. – С. 199.
16.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.