МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ сАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
гОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
сАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«вОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 02. Материаловедение
для специальности среднего профессионального образования
15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)»
2021 г.
Рассмотрена на заседании ЦК механико-строительных дисциплин «____» ________2021 г. _______С.В.Чернышова
|
Утверждаю Заместитель директора по УР ______________А.С.Лебедев «____»_____________2021 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1580, с изменениями и дополнениями от 17 декабря 2020 г.) |
Разработчик:
Чернышова С.В. преподаватель ГАПОУ СО «Вольский технологический колледж»
©
©
©
©
©
|
стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей пРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
7 |
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины |
11 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
13 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Материаловедение
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) работников в области монтажа и эксплуатации промышленного оборудования (по отраслям) и профессиональной подготовке по рабочей профессии «Слесарь-ремонтник».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной дисциплиной.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
- определять виды конструкционных материалов;
- выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
- проводить исследования и испытания материалов;
- рассчитывать и назначать оптимальные режимы резания.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;
- классификацию и способы получения композиционных материалов;
- принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве;
- строение и свойства материалов, методы их исследования;
- классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения;
- методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ.
Результатом освоения программы дисциплины является овладение обучающимися общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Осуществлять монтаж промышленного оборудования и пусконаладочные работы:
ПК 1.1. Осуществлять работы по подготовке единиц оборудования к монтажу.
ПК 1.2. Проводить монтаж промышленного оборудования в соответствии с технической документацией.
ПК 1.3. Производить ввод в эксплуатацию и испытания промышленного оборудования в соответствии с технической документацией.
Осуществлять техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования:
ПК 2.1. Проводить регламентные работы по техническому обслуживанию промышленного оборудования в соответствии с документацией завода-изготовителя.
ПК 2.2. Осуществлять диагностирование состояния промышленного оборудования и дефектацию его узлов и элементов.
ПК 2.3. Проводить ремонтные работы по восстановлению работоспособности промышленного оборудования.
ПК 2.4. Выполнять наладочные и регулировочные работы в соответствии с производственным заданием.
Организовывать ремонтные, монтажные и наладочные работы по промышленному оборудованию:
ПК 3.1. Определять оптимальные методы восстановления работоспособности промышленного оборудования.
ПК 3.2. Разрабатывать технологическую документацию для проведения работ по монтажу, ремонту и технической эксплуатации промышленного оборудования в соответствии требованиями технических регламентов.
ПК 3.3. Определять потребность в материально-техническом обеспечении ремонтных, монтажных и наладочных работ промышленного оборудования.
ПК 3.4. Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом с соблюдением норм охраны труда и бережливого производства.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Объем образовательной нагрузки (всего) 38 часов, в том числе:
Всего учебных занятий 38 часов, из них:
Теоретическое обучение 20 часов;
Лабораторно-практические занятия 18 часов.
Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса учебной дисциплины в форме зачета с оценкой.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Объем образовательной нагрузки (всего) |
38 |
Всего учебных занятий |
38 |
в том числе: |
|
Теоретическое обучение |
20 |
Лабораторных и практических занятий |
18 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
- |
Итоговая аттестация в форме зачета с оценкой |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Физико-химические закономерности формирования структуры материалов |
18 |
|
||
Тема 1.1. Cтроение, свойства материалов и формирование структуры литых материалов |
1 |
Элементы кристаллографии: кристаллическая решётка, анизотропия, диффузия в металлах и сплавах; жидкие кристаллы: структура полимеров, древесины, стекла. Кристаллизация металлов и сплавов. Форма кристаллов и строение слитков. Получение монокристаллов |
2 |
2
|
Лабораторная работа |
2 |
|
||
2 |
№1. Ознакомление с методикой измерения твёрдости по Роквеллу и Бринеллю |
|||
Тема 1.2. Диаграммы состояния металлов и сплавов |
3 |
Понятие «сплав». Классификация и структура металлов и сплавов. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Влияние легирующих элементов на структуру стали |
2 |
2 |
Лабораторная работа |
2 |
|
||
4 |
№2. Исследование диаграммы состояния железоуглеродистых сплавов Fe-FeC |
|||
Тема 1.3. Формирование структуры деформированных металлов и сплавов |
5 |
Пластическая деформация поликристаллов. Диаграмма растяжения металлов. Свойства пластически деформированных металлов |
2 |
2 |
Лабораторная работа |
2 |
|
||
6 |
№3. Испытание на растяжение материалов |
|||
Тема 1.4. Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов |
7 |
Классификация видов термической обработки. Основное оборудование для термической обработки. Поверхностная закалка стали. Дефекты термической обработки |
2 |
2
|
Лабораторная работа |
4 |
|
||
8 |
№4. Исследование методов закалки стали |
2 |
||
9 |
№5. Термическая обработка алюминиевых и других сплавов |
2 |
||
Раздел 2. Материалы, применяемые в машиностроении и приборостроении |
10 |
|||
Тема 2.1. Конструкционные материалы и материалы с особыми технологическими свойствами |
10 |
Общие требования, предъявляемые к конструкционным материалам. Методы повышения конструкционной прочности. Классификация конструкционных материалов и их техническая характеристика. Углеродистые стали. Стали с высокой технологической пластичностью и свариваемостью. Железоуглеродистые сплавы. Общая характеристика и классификация медных сплавов |
2 |
2 |
Лабораторная работа |
2 |
|
||
11 |
№6. Исследование структуры и свойств конструкционной и легированной стали |
|||
Тема 2.2. Износостойкие материалы с упругими свойствами и материалы, устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды |
12 |
Рессорно-пружинные стали. Пружинные материалы в приборостроении. Классификация и особенности термической обработки. Коррозионно-стойкие материалы, коррозионно-стойкие покрытия. Хладостойкие материалы. Радиационно-стойкие материалы |
2 |
2 |
Тема 2.3. Материалы с малой плотностью и материалы с высокой удельной прочностью |
13 |
Сплавы на основе алюминия. Общая характеристика и классификация алюминиевых сплавов. Сплавы на основе магния. Титан и сплавы на его основе. Общая характеристика и классификация титановых сплавов. Бериллий и сплавы на его основе. |
2 |
2 |
Лабораторная работа |
2 |
|
||
14 |
№ 7. Исследование магниевых сплавов |
|||
Раздел 3. Материалы с особыми физическими свойствами |
4 |
|
||
Тема 3.1. Материалы с особыми магнитными, тепловыми и электрическими свойствами |
15 |
Общие сведения о ферромагнетиках, их классификация. Магнитно-мягкие материалы. Высокочастотные материалы. Общие требования к материалам со специальными магнитными свойствами. Сплавы с заданным температурным коэффициентом линейного расширения. Материалы высокой электрической проводимости. Полупроводниковые материалы, их строение и получение. Диэлектрики, эмали, лаки. |
2 |
2 |
Лабораторная работа |
2 |
|
||
16 |
№8. Проведение микроанализа сталей с особыми свойствами |
|||
Раздел 4. Инструментальные материалы |
4 |
|
||
Тема 4.1. Материалы для режущих и измерительных инструментов. Стали для инструментов |
17 |
Материалы для режущих инструментов: углеродистые стали, высоколегированные и низколегированные. Твёрдые сплавы, сверхтвёрдые материалы для инструментов. Стали для инструментов холодной обработки давлением. Стали для инструментов горячей обработки давлением. |
2 |
2 |
Лабораторная работа |
2 |
|
||
18 |
№ 9. Проведение микроанализа инструментальных сталей |
|||
Раздел 5. Порошковые и композиционные материалы |
2 |
|||
Тема 5.1. Порошковые и композиционные материалы |
19 |
Получение изделий из порошка. Метод порошковой металлургии. Композиционные материалы: классификация, строение, свойства, достоинства и недостатки. Зачет с оценкой |
1
1 |
2 |
|
Всего: |
38 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
Основные источники:
1. Двоеглазов, Г.А.Материаловедение: учебник / Г.А. Двоеглазов. – Ростов н/Д: Феникс, 2020.
2. Солнцев, Ю.П.Материаловедение: учебник / Ю.П. Солнцев, С.А. Вологжанина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2019.
6. Сеферов Г.Г., Батиенков В.Т., Сеферов Г.Г., Фоменко А.Л. Материаловедение: Учебник / Издательство: Инфра-М, 2018 г., 150 с.
Дополнительные источники:
1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2013. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
2. Богодухов С.И.,Синюхин А.В.,Гребенюк В.Ф. Курс материаловедения в вопросах и ответах: Учебное пособие, Издательство: ашиностроение, 2012 г., 256 с.
4. Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В. Основы материаловедения (металлообработка): Учебное пособие для НПО, , Издательство: Академия, 2013 г., 256 с.
5. Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2013г., – 336 с.
Электронные издания (электронные ресурсы):
1.Материаловедение [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.materialscience.ru/ subjects/materialovedenie/.
2.Материаловедение.инфо [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://materiology.info.
3. Все о материалах и материаловедении [Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа: Маteriall.ru: URL: http://materiall.ru/.
4. Электронные библиотеки России /pdf учебники студентам [Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа :
http://www.gaudeamus.omskcity.com/my_PDF_library.html.
Нормативная документация:
1. ГОСТ 1497-84 Металлы. Методы испытаний на растяжение.
2. ГОСТ 11150-84 Металлы. Методы испытания на растяжение при пониженных температурах.
3. ГОСТ 25086-87 Цветные металлы и их сплавы. Общие требования к методам анализа.
4. ГОСТ 7293-85 Чугун высокопрочный ВЧ35.
5. ГОСТ 22536.0-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный.
6. ГОСТ 26630-85 Материалы керамические инструментальные.
7. ГОСТ 20559-75 Сплавы твердые, материалы керамические инструментальные. Правила приемки и методы отбора проб.
8. ГОСТ 28378-89. Материалы конструкционные порошковые на основе железа.
9. ГОСТ Р 50579-93 Материалы композиционные полимерные.
10. ГОСТ 3882-61 предусматривает две группы металлокерамических композиционных материалов.
11. ГОСТ 25761-83. Все виды механической обработки металлов и материалов резанием.
12. ГОСТ 1497-84 Металлы. Методы испытаний на растяжение.
13. ГОСТ 390-84 (2001) Сталь углеродистая обыкновенного качества.
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Формы и методы оценки |
1 |
2 |
3 |
Умения: |
|
|
Распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам |
Визуальным наблюдениям, физическим экспериментом устанавливает вид конструкционного материала Выделяет признаки материалов по заданным критериям; По заданному критерию (прочности, твердости) условиям эксплуатации осуществляет выбор материал для конкретной конструкции |
Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических занятий, Проектная работа, Оценка решений ситуационных задач, Зачет |
Определять виды конструкционных материалов |
||
Выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации |
||
Проводить исследования и испытания материалов |
Осуществляет процесс испытания материалов; Перечисляет основные характеристики материала |
|
Рассчитывать и назначать оптимальные режимы резанья |
Воспроизводит технологию обработки заготовки, выбирает тип металлорежущего станка и рассчитывает технологическое время обработки |
|
Знания: |
|
|
Закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии |
Перечисляет закономерности процесса кристаллизации в зависимости от температуры; Перечисляет способы термообработки материалов; Перечисляет способы процесса защиты металлов от коррозии |
Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических занятий, Тестирование, Устный опрос, Зачет |
1 |
2 |
3 |
Классификацию и способы по- лучения композиционных материалов |
Перечисляет принципы получения композиционных материалов, их особенности в зависимости от компонентов; Классифицирует по заданным критериям |
|
Принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве строение и свойства металлов, методы их исследования |
Аргументировано объясняет на основе нормативных источников причины выбора материалов для конкретной технологической машины |
|
Классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения |
Перечисляет виды конструкционных материалов и сплавов; Дает краткую характеристику по химическому составу; Перечисляет область применения разных групп материалов в строительной промышленности |
|
Методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ. |
Перечисляет группы станков для металлообработки; Объясняет принципы назначения режимов резания; По алгоритму определяет припуск на обработку, скорость резания, частоту вращения заготовки, подачу инструмента |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.