Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
doc
18.10.2022
Рабочая программа
ОП 02 Материаловедение.doc

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  сАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

гОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ   ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

сАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 «вОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рабочая  ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОП 02. Материаловедение

 

для специальности  среднего профессионального образования

15.02.12  «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)»

                                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 г.

Рассмотрена

на заседании ЦК

механико-строительных  дисциплин

«____» ________2021 г.

_______С.В.Чернышова

 

 

Утверждаю

Заместитель директора по УР

______________А.С.Лебедев

«____»_____________2021 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования 15.02.12  «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)»

(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1580, с изменениями и дополнениями от 17 декабря 2020 г.)

 

Разработчик:

Чернышова С.В.            преподаватель ГАПОУ СО «Вольский технологический колледж»

 

 

 

 

©

©

©

©

©

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ рабочей пРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

7

3.      условия реализации  рабочей программы учебной дисциплины

 

11

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

13

 

 


 

1. паспорт рабочей  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 Материаловедение

 

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.12  «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) работников в области монтажа и эксплуатации промышленного оборудования (по отраслям) и профессиональной подготовке по рабочей профессии «Слесарь-ремонтник».

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной дисциплиной.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;

- определять виды конструкционных материалов;

- выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;

- проводить исследования и испытания материалов;

- рассчитывать и назначать оптимальные режимы резания.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;                           

- классификацию и способы получения композиционных материалов;

- принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве;

- строение и свойства материалов, методы их исследования;

- классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения;

- методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ.

 

Результатом освоения программы дисциплины является овладение обучающимися общими (ОК) и профессиональными (ПК)  компетенциями:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

 

Осуществлять монтаж промышленного оборудования и пусконаладочные работы:

ПК 1.1. Осуществлять работы по подготовке единиц оборудования к монтажу.

ПК 1.2. Проводить монтаж промышленного оборудования в соответствии с технической документацией.

ПК 1.3. Производить ввод в эксплуатацию и испытания промышленного оборудования в соответствии с технической документацией.

Осуществлять техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования:

ПК 2.1. Проводить регламентные работы по техническому обслуживанию промышленного оборудования в соответствии с документацией завода-изготовителя.

ПК 2.2. Осуществлять диагностирование состояния промышленного оборудования и дефектацию его узлов и элементов.

ПК 2.3. Проводить ремонтные работы по восстановлению работоспособности промышленного оборудования.

ПК 2.4. Выполнять наладочные и регулировочные работы в соответствии с производственным заданием.

 

Организовывать ремонтные, монтажные и наладочные работы по промышленному оборудованию:

ПК 3.1. Определять оптимальные методы восстановления работоспособности промышленного оборудования.

ПК 3.2. Разрабатывать технологическую документацию для проведения работ по монтажу, ремонту и технической эксплуатации промышленного оборудования в соответствии требованиями технических регламентов.

ПК 3.3. Определять потребность в материально-техническом обеспечении ремонтных, монтажных и наладочных работ промышленного оборудования.

ПК 3.4. Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом с соблюдением норм охраны труда и бережливого производства.

 

 

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Объем образовательной нагрузки (всего)  38   часов, в том числе:

Всего учебных занятий 38 часов, из них:

Теоретическое обучение 20 часов;

Лабораторно-практические занятия 18 часов.

 

 

Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса учебной дисциплины в форме зачета с оценкой.


 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной нагрузки (всего)

38

Всего учебных занятий

38

в том числе:

 

     Теоретическое обучение

20

     Лабораторных и практических занятий

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

-

Итоговая аттестация в форме зачета с оценкой                                      

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: «Материаловедение»

                                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Физико-химические закономерности формирования структуры материалов

18

 

Тема 1.1.

Cтроение,  свойства материалов и формирование

структуры литых

материалов

1

Элементы кристаллографии: кристаллическая решётка, анизотропия, диффузия в металлах и сплавах; жидкие кристаллы: структура полимеров, древесины, стекла.

Кристаллизация металлов и сплавов. Форма кристаллов и строение слитков. Получение

монокристаллов

2

2

 

Лабораторная работа

2

 

2

№1. Ознакомление с методикой измерения твёрдости по Роквеллу и Бринеллю

Тема 1.2.

Диаграммы состояния металлов и

сплавов

 3

Понятие «сплав». Классификация и структура металлов и сплавов. Диаграмма состояния

железоуглеродистых сплавов. Влияние легирующих элементов на структуру стали

2

2

Лабораторная работа

2

 

 4

№2. Исследование диаграммы состояния железоуглеродистых сплавов Fe-FeC

Тема 1.3.

Формирование структуры деформированных металлов и сплавов

5

Пластическая деформация поликристаллов. Диаграмма растяжения металлов. Свойства пластически деформированных металлов

2

2

Лабораторная работа

2

 

6

№3. Испытание на растяжение материалов

Тема 1.4.

Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов

7

Классификация видов термической обработки. Основное оборудование для термической обработки. Поверхностная закалка стали. Дефекты термической обработки

2

2

 

Лабораторная работа

4

 

8

№4. Исследование методов закалки стали

2

9

№5. Термическая обработка алюминиевых  и других сплавов

2

Раздел 2. Материалы, применяемые в машиностроении и приборостроении

10

Тема 2.1.

Конструкционные материалы

и материалы с

особыми технологическими свойствами

10

Общие требования, предъявляемые к конструкционным материалам. Методы повышения конструкционной прочности. Классификация конструкционных материалов и их техническая характеристика. Углеродистые стали.

Стали с высокой технологической пластичностью и свариваемостью. Железоуглеродистые сплавы. Общая характеристика и классификация медных сплавов

2

2

Лабораторная работа

2

 

11

№6. Исследование структуры и свойств конструкционной  и легированной стали

Тема 2.2.

Износостойкие

материалы с упругими свойствами

и материалы, устойчивые к

воздействию температуры

и рабочей среды

12

Рессорно-пружинные стали. Пружинные материалы в приборостроении. Классификация

и особенности термической обработки.

Коррозионно-стойкие материалы, коррозионно-стойкие покрытия. Хладостойкие материалы. Радиационно-стойкие материалы

2

2

Тема 2.3.

Материалы с малой

плотностью и

материалы с

высокой удельной

прочностью

13

Сплавы на основе алюминия. Общая характеристика и классификация алюминиевых

сплавов. Сплавы на основе магния.

Титан и сплавы на его основе. Общая характеристика и классификация титановых сплавов. Бериллий и сплавы на его основе.

2

2

Лабораторная работа

2

 

14

№ 7. Исследование магниевых сплавов

Раздел 3. Материалы с особыми физическими свойствами 

4

 

Тема 3.1.

Материалы с

особыми магнитными, тепловыми и электрическими

свойствами

15

Общие сведения о ферромагнетиках, их классификация. Магнитно-мягкие материалы.

Высокочастотные материалы. Общие требования к материалам со специальными магнитными свойствами.

Сплавы с заданным температурным коэффициентом линейного расширения.

Материалы высокой электрической проводимости. Полупроводниковые материалы, их строение и получение. Диэлектрики, эмали, лаки.

2

2

Лабораторная работа

2

 

16

№8.  Проведение микроанализа сталей с особыми свойствами

Раздел 4. Инструментальные материалы

4

 

Тема 4.1.

Материалы

для режущих

и измерительных инструментов.

Стали для

инструментов

17

Материалы для режущих инструментов: углеродистые стали, высоколегированные и низколегированные. Твёрдые сплавы, сверхтвёрдые материалы для инструментов.

Стали для инструментов холодной обработки давлением. Стали для инструментов горячей обработки давлением.

2

2

Лабораторная работа

2

 

18

№ 9. Проведение микроанализа инструментальных сталей

Раздел 5. Порошковые и композиционные материалы

2

Тема 5.1.

Порошковые и композиционные

материалы

19

Получение изделий из порошка. Метод порошковой металлургии.

Композиционные материалы: классификация, строение, свойства, достоинства и недостатки.

Зачет с оценкой

1

 

 

 

1

2

 

Всего:

38

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


 

 

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для  реализации  программы  учебной  дисциплины  предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Материаловедение», оснащенный  оборудованием:  рабочее  место  преподавателя;  рабочие  места  по количеству  обучающихся;  наглядные  пособия  (модели  изделий,  диаграммы,  комплект плакатов),  а  так  же  техническими  средствами  обучения:  компьютер; мультимедиа проектор; экран.

Лаборатория  Материаловедения,  оснащенная  необходимым  для  реализации  программы учебной дисциплины оборудованием.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Для  реализации  программы  библиотечный  фонд  образовательной  организации  имеет  печатные  и/или  электронные  образовательные  и  информационные  ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. 

Основные источники:

1.     Двоеглазов,  Г.А.Материаловедение:  учебник  /  Г.А. Двоеглазов.  –  Ростов  н/Д:  Феникс,  2020.  

2.     Солнцев,  Ю.П.Материаловедение:  учебник  /  Ю.П.  Солнцев,  С.А.  Вологжанина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2019.

3.     Чумаченко, Ю.Т. Материаловедение и слесарное дело : учеб. пособие /  Ю.Т. Чумаченко. – Изд. 7-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2018. 

4.     Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учебник для нач. проф. образования: учеб. пособие для сред. проф. образования. - 4-е изд., стер. Издательство: Академия 240 с.

5.     Вишневецкий Ю.Т., Материаловедение для технических колледжей: Учебник Издательство: Дашков, 2018 г., 332 с.

6.     Сеферов Г.Г., Батиенков В.Т., Сеферов Г.Г., Фоменко А.Л. Материаловедение: Учебник / Издательство: Инфра-М, 2018 г., 150 с.

 

Дополнительные источники:

1.     Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2013. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.

2.     Богодухов С.И.,Синюхин А.В.,Гребенюк В.Ф. Курс материаловедения в вопросах и ответах: Учебное пособие, Издательство:  ашиностроение, 2012 г., 256 с.

3.     Давыдова И.С., Максина Е.Л. Материаловедение: Учеб. пособие. РИОР, 2011 г., 240 с.

4.     Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В. Основы материаловедения (металлообработка): Учебное пособие для НПО, , Издательство: Академия, 2013 г., 256 с.

5.     Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2013г., – 336 с.

 

Электронные издания (электронные ресурсы):

1.Материаловедение  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа:

http://www.materialscience.ru/ subjects/materialovedenie/.

2.Материаловедение.инфо  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа:

http://materiology.info.

3. Все о материалах и материаловедении [Электронный ресурс]: сайт //  Режим доступа: Маteriall.ru: URL: http://materiall.ru/.

4. Электронные  библиотеки  России  /pdf  учебники  студентам  [Электронный  ресурс]:    сайт    //    Режим    доступа    : 

http://www.gaudeamus.omskcity.com/my_PDF_library.html.

Нормативная документация:

1.       ГОСТ 1497-84 Металлы. Методы испытаний на растяжение.

2.       ГОСТ 11150-84 Металлы. Методы испытания на растяжение при пониженных температурах.

3.       ГОСТ 25086-87 Цветные металлы и их сплавы. Общие требования к методам анализа.

4.       ГОСТ 7293-85 Чугун высокопрочный ВЧ35.

5.       ГОСТ 22536.0-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный.

6.       ГОСТ 26630-85 Материалы керамические инструментальные.

7.       ГОСТ 20559-75 Сплавы твердые, материалы керамические инструментальные. Правила приемки и методы отбора проб.

8.       ГОСТ 28378-89. Материалы конструкционные порошковые на основе железа.

9.       ГОСТ Р 50579-93 Материалы композиционные полимерные.

10.   ГОСТ 3882-61 предусматривает две группы металлокерамических композиционных материалов.

11.   ГОСТ 25761-83. Все виды механической обработки металлов и материалов резанием.

12.   ГОСТ 1497-84 Металлы. Методы испытаний на растяжение.

13.   ГОСТ 390-84 (2001) Сталь углеродистая обыкновенного качества.

 

 

 

 

 

 


 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

 

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

 

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

1

2

3

Умения:

 

 

 Распознавать  и  классифицировать  конструкционные  и  сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам

Визуальным наблюдениям,

физическим экспериментом

устанавливает вид конструкционного материала

Выделяет признаки материалов по заданным критериям;

По заданному критерию

(прочности, твердости) условиям эксплуатации осуществляет выбор материал

для конкретной конструкции

Экспертная оценка результатов деятельности

обучающегося при выполнении и защите результатов

практических занятий, 

Проектная работа,

Оценка решений ситуационных задач,

Зачет

Определять виды конструкционных материалов

Выбирать  материалы  для  конструкций  по  их  назначению  и

условиям эксплуатации

Проводить  исследования  и  испытания материалов

Осуществляет процесс испытания материалов;

Перечисляет основные характеристики материала

Рассчитывать  и  назначать  оптимальные режимы резанья

Воспроизводит технологию

обработки заготовки, выбирает тип металлорежущего станка и рассчитывает технологическое время обработки

Знания:

 

 

Закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии

Перечисляет закономерности

процесса кристаллизации в

зависимости от температуры;

Перечисляет способы термообработки материалов;

Перечисляет способы процесса защиты металлов от коррозии

Экспертная оценка результатов деятельности

обучающегося при выполнении и защите результатов

практических занятий, 

Тестирование, 

Устный опрос, 

Зачет

1

2

3

Классификацию и способы по-

лучения композиционных материалов

Перечисляет принципы получения композиционных

материалов, их особенности

в зависимости от компонентов;

Классифицирует по заданным критериям

 

Принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве строение и

свойства металлов, методы их

исследования

Аргументировано объясняет

на основе нормативных источников причины выбора

материалов для конкретной

технологической машины

 

Классификацию материалов, металлов и сплавов, их области

применения

Перечисляет виды конструкционных материалов и сплавов;

Дает краткую характеристику по химическому составу;

Перечисляет область применения разных групп материалов в строительной промышленности

 

Методику расчета и назначения

режимов резания для различных

видов работ.

Перечисляет группы станков

для металлообработки;

Объясняет принципы назначения режимов резания;

По алгоритму определяет

припуск на обработку, скорость резания, частоту вращения заготовки, подачу инструмента

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ сАРАТОВСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ сАРАТОВСКОЙ

Рассмотрена на заседании ЦК механико-строительных дисциплин «____» ________2021 г

Рассмотрена на заседании ЦК механико-строительных дисциплин «____» ________2021 г

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Организовывать ремонтные, монтажные и наладочные работы по промышленному оборудованию:

Организовывать ремонтные, монтажные и наладочные работы по промышленному оборудованию:

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины: «

Тематический план и содержание учебной дисциплины: «

Общие требования, предъявляемые к конструкционным материалам

Общие требования, предъявляемые к конструкционным материалам

Тема 5.1. Порошковые и композиционные материалы 19

Тема 5.1. Порошковые и композиционные материалы 19

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И

Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения

Классификацию и способы по- лучения композиционных материалов

Классификацию и способы по- лучения композиционных материалов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.10.2022