по кубановедению
Ступень обучения (класс) начальное общее образование, 3 класс
Количество часов 34 Уровень базовый
Программа разработана на основе:
Программы курса для 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края «Кубановедение», подготовленной ККИДППО под редакцией Мирук М.В. и авторами – составителями Еременко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В., Науменко Т.А. - Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2013.
I. Пояснительная записка
Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, ее истории, и с уважением – к жителям края.
Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:
- изучить своеобразие истории, культуры, природы родного края;
- развить экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;
- воспитать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, толерантное отношении к людям разных национальностей, вероисповеданий;
- развить креативность младшего школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира;
- сформировать чувство ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия.
Курс позволяет активизировать знание учащихся о родной Кубани, ее природы и общественно-культурной жизни человечества в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетание с мироведением. Важно научить ребенка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и - «Почему он так устроен?». При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину общества и истории, формировать историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять своё личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка.
«Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.
Общение с богатой природой края при активизации эмоционально-чувственной сферы должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т. п. обогатят чувственный, эмоциональный опыт ребёнка.
Таблица тематического распределения количества часов
|
|
Количество часов |
|||||
№ |
Разделы, темы |
Примерная программа |
Рабочая программа |
Рабочая программа по классам |
|||
1 кл. |
2кл. |
3кл. |
4кл. |
||||
1 |
Я и моя семья |
10 |
10 |
10 |
|
|
|
2 |
Наша школа |
7 |
7 |
7 |
|
|
|
3 |
Родной город (село, станица, хутор) |
8 |
8 |
8 |
|
|
|
4 |
Будем жить в ладу с природой |
8 |
8 |
8 |
|
|
|
5 |
Земля отцов – моя земля. |
2 + 15 |
2 + 15 |
|
2 |
|
15 |
6 |
Природа родного края. |
14 |
14 |
|
14 |
|
|
7 |
Труд и быт жителей Кубани. |
11 |
11 |
|
11 |
|
|
8 |
Населённые пункты Краснодарского края. |
7 |
7 |
|
7 |
|
|
9 |
Нет в мире краше Родины нашей |
12 |
12 |
|
|
12 |
|
10 |
Без прошлого нет настоящего. |
10 |
10 |
|
|
10 |
|
11 |
Казачьему роду нет переводу. |
12 |
12 |
|
|
12 |
|
12 |
Береги землю родимую как мать любимую. |
11 |
11 |
|
|
|
11 |
13 |
Жизнь дана на добрые дела |
8 |
8 |
|
|
|
8 |
II. Общая характеристика учебного предмета
Курс позволяет активизировать знание учащихся о родной Кубани, ее природы и общественно-культурной жизни человечества в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетание с мироведением. Важно научить ребенка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и - «Почему он так устроен?». При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину общества и истории, формировать историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять своё личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка.
«Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с программой для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края предмет «Кубановедение» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. В 3 классе 34 ч. в год .
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Содержание данного курса позволяет развить коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деятельности.
Кубановедение - предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: экскурсии, викторины, уроки-исследования, очные и заочные путешествия в музеи, на выставки, встречи с интересными людьми и пр.
Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология». Постепенность, последовательность изучения данного курса позволяют создать условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.
В программе указано распределение часов по разделам, которое является примерным: преподаватель, учитывая подготовленность учащихся, их учебные возможности, в указанное распределение может вносить свои коррективы. Количество учебных часов, отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий планируются учителем в соответствии с содержанием программы с учётом условий развивающей образовательной среды ОУ.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения учебного предмета.
К концу 3 класса учащиеся должны:
знать/понимать
• связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани
• природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры в Краснодарском крае
• формы земной поверхности Краснодарского края разновидности водоёмов Краснодарского края
• особенности почв Краснодарского края, их значение для жизни растений и животных
• названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных
• основные особенности различных видов карт Краснодарского края (физической, административной и исторической)
• герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района
• • фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д. уметь
• узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека
• различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края
• ориентироваться по карте Краснодарского края
• давать описание истории возникновения своего населённого пункта, его достопримечательностей
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности
• выполнения правил сбора грибов в своей местности
• правильного поведения у водоёма в разное время года
• бережного отношения к растениям и животным
VI. Содержание учебного предмета «Кубановедение»
3 класс (34 ч.)
Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (12 часов).
Рельеф Краснодарского края. Природные явления (дождь, ветер, смерч, наводнение). Водоёмы Краснодарского края. Почвы, их значение для жизни растений и животных. Разнообразие растительного и животного мира в прошлом и настоящем. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Кубань - здравница России. Красота окружающего мира. Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа).
Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» (10 часов).
«Лента времени». Древние города. Переселение казаков на Кубань. Основание городов и станиц. С верою в сердце. История Кубани в символах. Добрые соседи. Без прошлого нет настоящего (проектная работа).
Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» (12 часов).
Твоя родословная. Ты и твоё имя. Из истории кубанских фамилий. При солнышке - тепло, при матери - добро. Кто ленится, тот не ценится. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу (проектная работа).
VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования.
№ |
Содержание (разделы, темы) |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
|||
1 кл |
2 кл |
3 кл |
4 кл |
|||
|
Я и моя семья |
10 |
|
|
|
|
1 |
Мой родной край |
1 |
|
|
|
Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество. |
2 |
Будем знакомы! |
1 |
|
|
|
Знакомиться с одноклассниками, классом, правилами. |
3 |
Будем знакомы! Знакомство со школой |
1 |
|
|
|
Знакомиться со школой. |
4 |
Любимые занятия |
1 |
|
|
|
Знакомиться с различными занятиями. |
5 |
Любимые занятия моей семьи |
1 |
|
|
|
Знакомиться с занятиями в семье. |
6 |
Моя семья |
1 |
|
|
|
Оценивать степень участия членов своей семьи в истории и вклад в культуру родного края. |
7 |
Составление рассказа о семье |
1 |
|
|
|
Подготовить в группах рассказ о семье. |
8 |
Взаимоотношение в семье. Забота друг о друге |
1 |
|
|
|
Осмысливать взаимоотношение в семье. |
9 |
Мои обязательности в семье |
1 |
|
|
|
Обсуждать какие бывают дела в семье. |
10 |
Семейные традиции |
1 |
|
|
|
Знакомиться традициями родного края и семьи. |
|
Наша школа |
7 |
|
|
|
|
11 |
Наша школа |
1 |
|
|
|
Знакомиться с учителем и одноклассниками; с оценкой роли учителя в культуре народов своего края. |
12 |
Правила поведение в школе |
1 |
|
|
|
Знакомиться с правилами поведения в школе и обсуждать особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. |
13 |
Знакомство со школой |
1 |
|
|
|
Знакомиться с традициями, уставами школы. |
14 |
Экскурсия по школе |
1 |
|
|
|
Знакомить с помещениями школы, их предназначением. |
15 |
Школьные поручения |
1 |
|
|
|
Обсуждать коллективно необходимость поручений. |
16 |
Школьная дружба |
1 |
|
|
|
Различать формы поведения, среди друзей. Понимать значение дружбы. |
17 |
Традиции нашей школы |
1 |
|
|
|
Знакомиться с традициями нашей школы. |
|
Родной город (село, станица, хутор) |
8 |
|
|
|
|
18 |
Родной город |
1 |
|
|
|
Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, город в котором живет. |
19 |
Улица, на которой я живу |
1 |
|
|
|
Подготавливать в группе рассказ о своей улице. |
20 |
Правила безопасного поведения на улице |
1 |
|
|
|
Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице. |
21 |
Виды транспорта |
1 |
|
|
|
Подготовить рассказ о видах транспорта. |
22 |
Правила поведения в общественном транспорте |
1 |
|
|
|
Практическая работа по освоению правил поведения в общественных местах. |
23 |
Достопримечательности моего города (села, станицы, хутора) |
1 |
|
|
|
Обсуждать в группах достопримечательности своего города. |
24 |
Экскурсия по городу. Знакомство с достопримечательностями |
1 |
|
|
|
Познакомится с достопримечательностями города. |
25 |
Труд людей моей местности |
1 |
|
|
|
Проводить групповые наблюдения за трудом человека во время экскурсии на одно из предприятий одного края. |
|
Будем жить в ладу с природой |
8 |
|
|
|
|
26 |
Будем жить в ладу с природой |
1 |
|
|
|
Обсуждаем в группах явления природы. |
27 |
Красота природы родного края |
1 |
|
|
|
Проводить в группах рассказ о родном крае. |
28 |
Растительный мир |
1 |
|
|
|
Различать растения, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. |
29 |
Животный мир |
1 |
|
|
|
Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями |
30 |
Забота о братьях наших меньших |
1 |
|
|
|
Осмысливать значение заботы о братьях меньших. |
31 |
Экскурсия на станцию «Юннатов» |
1 |
|
|
|
Осмысливать значение заботы о братьях меньших. |
32 |
Красная книга Краснодарского края |
1 |
|
|
|
Оценивать жизнь животных. Обсуждать причины исчезновения животных и растений. |
33 |
Люблю, тебя мой край родной (итоговое занятие) |
1 |
|
|
|
Находить на карте России родной регион. Подготавливать в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей. |
|
Земля отцов - моя земля |
|
2 |
|
|
|
1 |
Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края |
|
1 |
|
|
Осмысливать кубанские песни, пословицы и поговорки
Знакомиться с особенностями времён года своей местности названия морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и Краснодарского края названия и отличительные признаки 5-6 растений и 4 - 5 животных, обитающих на территории своей местности особенности труда и быта земляков герб, флаг, гимн Краснодарского края в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего района основные правила поведения в окружающей среде,
Обсуждать значение Красной книги Краснодарского края, родственные связи в семье, уклад семьи Подготовить дополнительную информацию о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д.
|
2 |
Флаг, герб родного города (района) |
|
1 |
|
|
|
|
Природа родного края |
|
14 |
|
|
|
3 |
Лето на Кубани |
|
1 |
|
|
|
4 |
Дары лета |
|
1 |
|
|
|
5 |
Формы поверхности земли |
|
1 |
|
|
|
6,7 |
Водоёмы моей местности и их обитатели |
|
2 |
|
|
|
8,9 |
Растения моей местности |
|
2 |
|
|
|
10,11 |
Лекарственные растения |
|
2 |
|
|
|
12 |
Ядовитые растения |
|
1 |
|
|
|
13,14 |
Животный мир моей местности |
|
2 |
|
|
|
15 |
Красная книга Краснодарского края |
|
1 |
|
|
|
16 |
Бережное отношение к природе родного края |
|
1 |
|
|
|
|
Труд и быт жителей Кубани |
|
11 |
|
|
|
17 |
Труженики родного края |
|
1 |
|
|
|
18,19 |
Профессии моих земляков |
|
2 |
|
|
|
20 |
Загадки кубанской зимы |
|
1 |
|
|
|
21 |
Казачья хата |
|
1 |
|
|
|
22,23 |
Православные праздники |
|
2 |
|
|
|
24 |
Ремёсла на Кубани |
|
1 |
|
|
|
25 |
Быт казаков |
|
1 |
|
|
|
26,27 |
Уклад кубанской семьи |
|
2 |
|
|
|
|
Населённые пункты Краснодарского края |
|
7 |
|
|
|
28 |
Родной город (станица, хутор, село) |
|
1 |
|
|
|
29 |
Кубанская весна |
|
1 |
|
|
|
30 |
Улицы моего населённого пункта |
|
1 |
|
|
|
31 |
Населённые пункты Краснодарского края |
|
1 |
|
|
|
32 |
Краснодар - главный город Краснодарского края |
|
1 |
|
|
|
33 |
События Великой Отечественной войны на Кубани |
|
1 |
|
|
|
34 |
День Победы - всенародный праздник |
|
1 |
|
|
|
|
Нет в мире краше Родины нашей |
|
|
12 |
|
|
1 |
Рельеф Краснодарского края |
|
|
1 |
|
Осмысливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани
Знакомиться с природными условиями, коренным населением, особенностями хозяйственной деятельности, быта и культуры в Краснодарском крае формы земной поверхности Краснодарского края разновидности водоёмов Краснодарского края особенности почв Краснодарского края, их значение для жизни растений и животных названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных основные особенности различных видов карт Краснодарского края (физической, административной и исторической) герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района фамилиями и именами выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.
Обсуждать правильное поведение у водоёма в разное время года, бережное отношения к растениям и животным
Подготовить проектную работу «Без прошлого нет настоящего»
|
2 |
Природные явления (дождь, ветер, смерч, наводнение) |
|
|
1 |
|
|
3,4 |
Водоёмы Краснодарского края |
|
|
2 |
|
|
5 |
Почвы, их значение для жизни растений и животных |
|
|
1 |
|
|
6,7 |
Разнообразие растительного и животного мира в прошлом и настоящем |
|
|
2 |
|
|
8 |
Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора |
|
|
1 |
|
|
9 |
Кубань - здравница России |
|
|
1 |
|
|
10 |
Красота окружающего мира |
|
|
1 |
|
|
11,12 |
Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа) |
|
|
2 |
|
|
|
Без прошлого нет настоящего |
|
|
10 |
|
|
13 |
«Лента времени» |
|
|
1 |
|
|
14 |
Древние города |
|
|
1 |
|
|
15 |
Переселение казаков на Кубань |
|
|
1 |
|
|
16 |
Основание городов и станиц |
|
|
1 |
|
|
17 |
С верою в сердце |
|
|
1 |
|
|
18 |
История Кубани в символах |
|
|
1 |
|
|
19 |
Добрые соседи |
|
|
1 |
|
|
20,21 |
Без прошлого нет настоящего (проектная работа) |
|
|
2 |
|
|
|
Казачьему роду нет переводу |
|
|
12 |
|
|
22 |
Твоя родословная |
|
|
1 |
|
|
23 |
Ты и твоё имя |
|
|
1 |
|
|
24 |
Из истории кубанских фамилий |
|
|
1 |
|
|
25 |
При солнышке - тепло, при матери - добро |
|
|
1 |
|
|
26 |
Кто ленится, тот не ценится |
|
|
1 |
|
|
27,28 |
Кубанские умельцы |
|
|
2 |
|
|
29,30 |
Народные обычаи и традиции |
|
|
2 |
|
|
31 |
Казачий фольклор |
|
|
1 |
|
|
32,33 |
Казачьему роду нет переводу (проектная работа) |
|
|
2 |
|
|
|
Береги землю родимую, как мать любимую |
|
|
|
11 |
|
1,2 |
Природные зоны края |
|
|
|
2 |
Осмысливать особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Краснодарского края особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края
Знакомиться с заповедником, находящимся на территории Краснодарского края, фамилиями и именами выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани, с природными зонами Краснодарского края, природные богатства родного края и их использование человеком символику Краснодарского края органы местного самоуправления даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д. достопримечательности родного края, своего района
Обсуждать важнейшие экологические проблемы Краснодарского края
Подготовить проектную работу «Жизнь дана на добрые дела»
|
3 |
Заказники и заповедники |
|
|
|
1 |
|
4 |
Использование и охрана водоёмов |
|
|
|
1 |
|
5 |
Защита и охрана почв |
|
|
|
1 |
|
6,7 |
Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование |
|
|
|
2 |
|
8,9 |
Краснодарский край на карте России |
|
|
|
2 |
|
10,11 |
Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа) |
|
|
|
2 |
|
|
Земля отцов - моя земля |
|
|
|
15 |
|
12,13 |
История Кубани в архитектуре |
|
|
|
2 |
|
14 |
Вещи рассказывают о прошлом |
|
|
|
1 |
|
15 |
Народные ремёсла |
|
|
|
1 |
|
16,17 |
Одежда жителей Кубани |
|
|
|
2 |
|
18 |
Письменные источники |
|
|
|
1 |
|
19 |
Как изучают историю Кубани |
|
|
|
1 |
|
20,21 |
Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани |
|
|
|
2 |
|
22 |
Устная история родного края |
|
|
|
1 |
|
23,24 |
Екатеринодар - Краснодар |
|
|
|
2 |
|
25 |
Символика Краснодарского края |
|
|
|
1 |
|
26,27 |
Земля отцов - моя земля (проектная работа) |
|
|
|
2 |
|
|
Жизнь дана на добрые дела |
|
|
|
8 |
|
28 |
Просветители земли кубанской |
|
|
|
1 |
|
29 |
Наши земляки в годы Великой Отечественной войны |
|
|
|
1 |
|
30 |
Труженики полей |
|
|
|
1 |
|
31,32 |
Радетели земли кубанской |
|
|
|
2 |
|
33 |
Ты - наследник земли отцов |
|
|
|
1 |
|
34,35 |
Жизнь дана на добрые дела (проектная работа) |
|
|
|
2 |
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Количество |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
||
|
Учебник-тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 1 класса. Авторы: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г. В. Краснодар:Перспективы образования, 2012. Тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 2 класса. Авторы: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г. В. Краснодар: Перспективы образования, 2012. Учебник по кубановедению для 3-4 классов. Авторы: Мирук М.В., Ерёменко Е.Н., Паскевич Н.Я., Науменко ТА. Краснодар: Перспективы образования, 2013.
|
|
2. Печатные пособия |
||
|
Карты Краснодарского края.(Физическая, административная) |
|
3. Технические средства обучения |
||
|
Компьютеры, мультимедийные проекторы, классмейты, телевизоры, DVD-плееры |
|
4. Экранно-звуковые пособия |
Список учебно-методической литературы
1.Программа курса для 1 - 11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края «Кубановедение», подготовленной ККИДППО под редакцией Мирук М.В. и авторами – составителями Еременко Е.Н., Бобровой Э.Н., Ткаченко Л.А.
2.Тетрадь по кубановедению. 3 класс. Ерёменко Е.Н. ОИПЦ «Перспективы образования» 2013
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
МО учителей _______________Кудлай И.А.
от «28» августа 2013 года № 1, «29» _августа _ 2013 года
Руководитель МО МАОУ СОШ № 2
_____________ Кравченко И.М.
подпись руководителя МО
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.