рабочая программа 3 класс кубановедение

  • doc
  • 29.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала kubanovedenie_raboch_progr_3_kl.doc

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

по    кубановедению

 

 

Ступень обучения (класс)      начальное общее образование, 3 класс

 

 

Количество часов    34             Уровень      базовый

                                                                                                      

 

 

 

Программа разработана на основе:

Программы курса для 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края «Кубановедение»,  подготовленной  ККИДППО под  редакцией  Мирук М.В. и авторами – составителями  Еременко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В., Науменко Т.А. -  Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2013.

 

 

 

 

 

 

 

I.                   Пояснительная записка

 

Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, ее истории, и с уважением – к жителям края.

Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:

- изучить своеобразие истории, культуры, природы родного края;

- развить экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;

- воспитать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, толерантное отношении к людям разных национальностей, вероисповеданий;

- развить креативность младшего школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира;

- сформировать чувство ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия.

Курс позволяет активизировать знание учащихся о родной Кубани, ее природы и общественно-культурной жизни человечества в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетание с мироведением. Важно научить ребенка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как ус­троен мир?», но и - «Почему он так устроен?». При этом вмес­то заучивания большого набора фактов целесообразно формиро­вать целостную картину общества и истории, формировать исто­рическое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо пре­поднесения готового набора авторских оценок и трактовок важ­но стимулировать младших школьников выражать свою точку зре­ния, развивать умение самостоятельно определять своё личное от­ношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка.

«Кубановедение» в начальной школе является интегрирован­ным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об осо­бенностях природы Краснодарского края, об историческом разви­тии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и ху­дожниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйствен­ной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полу­ченный в ходе исследовательской деятельности, во время экскур­сий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, кото­рую они носят, о достопримечательностях родного города, стани­цы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.

Общение с богатой природой края при активизации эмоцио­нально-чувственной сферы должно стать хорошей базой для вос­питания у младших школьников ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защи­щал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и бо­евой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т. п. обогатят чувственный, эмоциональный опыт ребёнка.

 

Таблица тематического распределения количества часов

 

 

     Количество  часов

Разделы, темы

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1 кл.

2кл.

3кл.

4кл.

1

Я и моя семья

10

10

10

 

 

 

2

Наша школа

7

7

7

 

 

 

3

Родной город (село, станица, хутор)

8

8

8

 

 

 

4

Будем жить в ладу с природой

8

8

8

 

 

 

5

Земля отцов – моя земля.   

2   + 15

2   + 15

 

2

 

15

6

Природа родного края.

14

14

 

14

 

 

7

Труд и быт жителей Кубани.

11

11

 

11

 

 

8

Населённые пункты Краснодарского края.

7

7

 

7

 

 

9

Нет в мире краше Родины нашей

12 

12 

 

 

12

 

10

 Без прошлого нет настоящего.

10

10

 

 

10

 

11

Казачьему роду нет переводу.

12

12

 

 

12

 

12

Береги землю родимую как мать любимую.

11

11

 

 

 

11

13

Жизнь дана на добрые дела

8

8

 

 

 

8

 

II. Общая характеристика учебного предмета

Курс позволяет активизировать знание учащихся о родной Кубани, ее природы и общественно-культурной жизни человечества в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетание с мироведением. Важно научить ребенка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как ус­троен мир?», но и - «Почему он так устроен?». При этом вмес­то заучивания большого набора фактов целесообразно формиро­вать целостную картину общества и истории, формировать исто­рическое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо пре­поднесения готового набора авторских оценок и трактовок важ­но стимулировать младших школьников выражать свою точку зре­ния, развивать умение самостоятельно определять своё личное от­ношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка.

«Кубановедение» в начальной школе является интегрирован­ным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об осо­бенностях природы Краснодарского края, об историческом разви­тии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и ху­дожниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйствен­ной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полу­ченный в ходе исследовательской деятельности, во время экскур­сий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, кото­рую они носят, о достопримечательностях родного города, стани­цы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.

 

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с программой для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края    предмет «Кубановедение» изучается с 1 по 4 класс по  одному часу в неделю. В 3 классе 34 ч. в год .

 

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

 

Содержание данного курса позволяет развить коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деятельности.

Кубановедение - предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: экскурсии, викторины, уро­ки-исследования, очные и заочные путешествия в музеи, на вы­ставки, встречи с интересными людьми и пр.

Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Ок­ружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусст­во», «Изобразительное искусство», «Технология». Постепенность, последовательность изучения данного курса позволяют создать условия для дальнейшего изучения соответствующих естествен­нонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

В основе построения программы лежит концентрический при­нцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опы­та и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.

В программе указано распределение часов по разделам, кото­рое является примерным: преподаватель, учитывая подготовлен­ность учащихся, их учебные возможности, в указанное распреде­ление может вносить свои коррективы. Количество учебных часов, отводимых на практическую деятельность, проведение экскурсий планируются учителем в соответствии с содержанием программы с учётом условий развивающей образовательной среды ОУ.

 

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты усвоения учебного предмета.

 

К концу 3 класса учащиеся должны:

знать/понимать

         связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани

         природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры в Краснодарском крае

         формы земной поверхности Краснодарского края разновидности водоёмов Краснодарского края

         особенности почв Краснодарского края, их значение для жизни растений и животных

         названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных

         основные особенности различных видов карт Краснодарско­го края  (физической, административной и исторической)

         герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы свое­го родного города (станицы), района

         • фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д. уметь

         узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека

         различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края

         ориентироваться по карте Краснодарского края

         давать описание истории возникновения своего населённого пункта, его достопримечательностей

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

         обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности

         выполнения правил сбора грибов в своей местности

         правильного поведения у водоёма в разное время года

         бережного отношения к растениям и животным

 

VI. Содержание учебного предмета «Кубановедение»

 

3 класс (34 ч.)

Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (12 часов).

Рельеф Краснодарского края. Природные явления (дождь, ве­тер, смерч, наводнение). Водоёмы Краснодарского края. Почвы, их значение для жизни растений и животных. Разнообразие расти­тельного и животного мира в прошлом и настоящем. Грибы: съе­добные и несъедобные. Правила сбора. Кубань - здравница Рос­сии. Красота окружающего мира. Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа).

Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» (10 часов).

«Лента времени». Древние города. Переселение казаков на Ку­бань. Основание городов и станиц. С верою в сердце. История Ку­бани в символах. Добрые соседи. Без прошлого нет настоящего (проектная работа).

Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» (12 часов).

Твоя родословная. Ты и твоё имя. Из истории кубанских фа­милий. При солнышке - тепло, при матери - добро. Кто ленит­ся, тот не ценится. Кубанские умельцы. Народные обычаи и тра­диции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу (проект­ная работа).

 

VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся начального общего образования.

 

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

 

Я и моя семья

10

 

 

 

 

1

Мой родной край

1

 

 

 

Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество. 

2

Будем знакомы!

1

 

 

 

Знакомиться с одноклассниками, классом, правилами.

3

Будем знакомы! Знакомство со школой

1

 

 

 

Знакомиться со школой.

4

Любимые занятия

1

 

 

 

Знакомиться с различными занятиями.

5

Любимые занятия моей семьи

1

 

 

 

Знакомиться с занятиями в семье.

6

Моя семья

1

 

 

 

Оценивать степень участия членов своей семьи в истории и вклад в культуру родного края.

7

Составление рассказа о семье

1

 

 

 

Подготовить в группах рассказ о семье.

8

Взаимоотношение в семье. Забота друг о друге

1

 

 

 

Осмысливать взаимоотношение в семье.

9

Мои обязательности в семье

1

 

 

 

Обсуждать какие бывают дела в семье.

10

Семейные традиции

1

 

 

 

Знакомиться традициями родного края и семьи.

 

Наша школа

7

 

 

 

 

11

Наша школа

1

 

 

 

Знакомиться с учителем и одноклассниками; с оценкой роли учителя в культуре народов своего края.

12

Правила поведение в школе

1

 

 

 

Знакомиться с правилами поведения в школе и обсуждать особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

13

Знакомство со школой

 

1

 

 

 

 

 

 

Знакомиться с традициями, уставами школы.

14

Экскурсия по школе

 

1

 

 

 

 

 

 

Знакомить с помещениями  школы, их предназначением.

15

Школьные поручения

1

 

 

 

Обсуждать коллективно необходимость поручений.

16

Школьная дружба

 

1

 

 

 

 

 

 

Различать формы поведения, среди друзей.

Понимать значение дружбы.

17

Традиции нашей школы

1

 

 

 

Знакомиться с  традициями нашей школы.

 

Родной город

(село, станица, хутор)

8

 

 

 

 

18

Родной город

 

1

 

 

 

 

 

 

Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, город в котором живет.

19

Улица, на которой я живу

1

 

 

 

Подготавливать в группе рассказ о своей улице.

20

Правила безопасного поведения на улице

 

1

 

 

 

 

 

 

Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице.

21

Виды транспорта

1

 

 

 

Подготовить рассказ о видах транспорта.

22

Правила поведения в общественном транспорте

1

 

 

 

Практическая работа по освоению правил поведения в общественных местах.

23

Достопримечательности моего города (села, станицы, хутора)

1

 

 

 

Обсуждать в группах достопримечательности своего города.

24

Экскурсия по городу. Знакомство с достопримечательностями

1

 

 

 

Познакомится с достопримечательностями города.

25

 

Труд людей моей местности

 

1

 

 

 

 

 

 

Проводить групповые наблюдения за трудом человека во время экскурсии на одно из предприятий одного края.

 

Будем жить в ладу с природой

8

 

 

 

 

26

Будем жить в ладу с природой

1

 

 

 

Обсуждаем в группах явления природы.

27

Красота природы родного края

1

 

 

 

Проводить в группах рассказ о родном крае.

28

 

 

Растительный мир

 

1

 

 

 

 

 

 

Различать растения, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

29

 

Животный мир

 

1

 

 

 

 

 

 

Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями

30

Забота о братьях наших меньших

1

 

 

 

Осмысливать значение заботы о братьях меньших.

31

Экскурсия на станцию «Юннатов»

1

 

 

 

Осмысливать значение заботы о братьях меньших.

32

Красная книга Краснодарского края

1

 

 

 

Оценивать жизнь животных.

Обсуждать причины исчезновения животных и растений.

33

Люблю, тебя мой край родной (итоговое занятие)

1

 

 

 

Находить на карте России родной регион.

Подготавливать в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей.

 

Земля отцов - моя земля

 

2

 

 

 

1

Моя малая родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края

 

1

 

 

Осмысливать кубанские песни, пословицы и поговорки

 

Знакомиться с особенностями времён года своей местности

названия морей, рек, крупных населённых пунктов своей мес­тности и Краснодарского края

названия и отличительные признаки 5-6 растений и 4 - 5 жи­вотных, обитающих на территории своей местности

особенности труда и быта земляков

герб, флаг, гимн Краснодарского края

в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего района

основные правила поведения в окружающей среде,

 

Обсуждать значение Красной книги Краснодарского края, родственные связи в семье, уклад семьи

Подготовить

дополнительную информацию о расти­тельном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д.

 

 

2

Флаг, герб родного города (района)

 

1

 

 

 

Природа родного края

 

14

 

 

3

Лето на Кубани

 

1

 

 

4

Дары лета

 

1

 

 

5

Формы поверхности земли

 

1

 

 

6,7

Водоёмы моей местности и их обитатели

 

2

 

 

8,9

Растения моей местности

 

2

 

 

10,11

Лекарственные растения

 

2

 

 

12

Ядовитые растения

 

1

 

 

13,14

Животный мир моей местности

 

2

 

 

15

Красная книга Краснодарского края

 

1

 

 

16

Бережное отношение к природе родного края

 

1

 

 

 

Труд и быт жителей Кубани

 

11

 

 

17

Труженики родного края

 

1

 

 

18,19

Профессии моих земляков

 

2

 

 

20

Загадки кубанской зимы

 

1

 

 

21

Казачья хата

 

1

 

 

22,23

Православные праздники

 

2

 

 

24

Ремёсла на Кубани

 

1

 

 

25

Быт казаков

 

1

 

 

26,27

Уклад кубанской семьи

 

2

 

 

 

Населённые пункты Краснодарского края

 

7

 

 

28

Родной город (станица, хутор, село)

 

1

 

 

29

Кубанская весна

 

1

 

 

30

Улицы моего населённого пункта

 

1

 

 

31

Населённые пункты Краснодарского края

 

1

 

 

32

Краснодар - главный город Краснодарского края

 

1

 

 

33

События Великой Отечест­венной войны на Кубани

 

1

 

 

34

День Победы - всенарод­ный праздник

 

1

 

 

 

Нет в мире краше Родины нашей

 

 

12

 

 

1

Рельеф Краснодарского края

 

 

1

 

Осмысливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани

 

Знакомиться с природными условиями,   коренным населением, особенностями хозяйственной деятельности, быта и культуры в Краснодарском крае

формы земной поверхности Краснодарского края разновидности водоёмов Краснодарского края

особенности почв Краснодарского края, их значение для жизни растений и животных

названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных

основные особенности различных видов карт Краснодарско­го края (физической, административной и исторической)

герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы свое­го родного города (станицы), района

фамилиями и именами выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.

 

Обсуждать правильное поведение у водоёма в разное время года,

бережное отношения к растениям и животным

 

Подготовить проектную работу «Без прошлого нет настоящего»

 

2

Природные явления (дождь, ветер, смерч, наводнение)

 

 

1

 

3,4

Водоёмы

Краснодарского края

 

 

2

 

5

Почвы, их значение для жизни растений и животных

 

 

1

 

6,7

Разнообразие растительного

и животного мира

в прошлом и настоящем

 

 

2

 

8

Грибы: съедобные и несъе­добные. Правила сбора

 

 

1

 

9

Кубань - здравница России

 

 

1

 

10

Красота окружающего мира

 

 

1

 

11,12

Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа)

 

 

2

 

 

Без прошлого нет настоящего

 

 

10

 

13

«Лента времени»

 

 

1

 

14

Древние города

 

 

1

 

15

Переселение казаков на Кубань

 

 

1

 

16

Основание городов и станиц

 

 

1

 

17

С верою в сердце

 

 

1

 

18

История Кубани в символах

 

 

1

 

19

Добрые соседи

 

 

1

 

20,21

Без прошлого нет настоя­щего (проектная работа)

 

 

2

 

 

Казачьему роду нет переводу

 

 

12

 

22

Твоя родословная

 

 

1

 

23

Ты и твоё имя

 

 

1

 

24

Из истории кубанских фамилий

 

 

1

 

25

При солнышке - тепло, при матери - добро

 

 

1

 

26

Кто ленится, тот не ценится

 

 

1

 

27,28

Кубанские умельцы

 

 

2

 

29,30

Народные обычаи и традиции

 

 

2

 

31

Казачий фольклор

 

 

1

 

32,33

Казачьему роду нет перево­ду (проектная работа)

 

 

2

 

 

Береги землю родимую, как мать любимую

 

 

 

11

 

1,2

Природные зоны края

 

 

 

2

Осмысливать особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края

наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Краснодарского края

особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края

 

Знакомиться с заповедником, находящимся на территории Краснодарского края, фамилиями и именами выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани, с природными зонами Краснодарского края, природные богатства родного края и их использование человеком

символику Краснодарского края

органы местного самоуправления

даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.

достопримечательности родного края, своего района

 

Обсуждать важнейшие экологические проблемы Краснодарского края

 

Подготовить проектную работу «Жизнь дана на добрые дела»

 

3

Заказники и заповедники

 

 

 

1

4

Использование и охрана водоёмов

 

 

 

1

5

Защита и охрана почв

 

 

 

1

6,7

Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование

 

 

 

2

8,9

Краснодарский край на карте России

 

 

 

2

10,11

Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа)

 

 

 

2

 

Земля отцов - моя земля

 

 

 

15

12,13

История Кубани в архитектуре

 

 

 

2

14

Вещи рассказывают о прошлом

 

 

 

1

15

Народные ремёсла

 

 

 

1

16,17

Одежда жителей Кубани

 

 

 

2

18

Письменные источники

 

 

 

1

19

Как изучают историю Кубани

 

 

 

1

20,21

Обычаи и праздники наро­дов, живущих на Кубани

 

 

 

2

22

Устная история родного края

 

 

 

1

23,24

Екатеринодар - Краснодар

 

 

 

2

25

Символика Краснодарско­го края

 

 

 

1

26,27

Земля отцов - моя земля (проектная работа)

 

 

 

2

 

Жизнь дана на добрые дела

 

 

 

8

28

Просветители земли кубанской

 

 

 

1

29

Наши земляки в годы Вели­кой Отечественной войны

 

 

 

1

30

Труженики полей

 

 

 

1

31,32

Радетели земли кубанской

 

 

 

2

33

Ты - наследник земли отцов

 

 

 

1

34,35

Жизнь дана на добрые дела (проектная работа)

 

 

 

2

 

VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

 Учебник-тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 1 класса. Авторы: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г. В. Краснодар:Перспективы образования, 2012.

Тетрадь по кубановедению: учебное пособие для 2 класса. Авторы: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г. В. Краснодар: Перспективы образования, 2012.

Учебник по кубановедению для 3-4 классов. Авторы: Мирук М.В., Ерёменко Е.Н., Паскевич Н.Я., Науменко ТА. Красно­дар: Перспективы образования, 2013.

 

 

2. Печатные пособия

 

 Карты Краснодарского края.(Физическая, административная)

 

3. Технические средства обучения

 

Компьютеры, мультимедийные проекторы, классмейты, телевизоры, DVD-плееры

 

4. Экранно-звуковые пособия

 

Список учебно-методической литературы

1.Программа курса для 1 - 11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края «Кубановедение»,  подготовленной  ККИДППО под  редакцией  Мирук М.В. и авторами – составителями  Еременко Е.Н., Бобровой Э.Н., Ткаченко Л.А.

2.Тетрадь по кубановедению. 3 класс. Ерёменко Е.Н. ОИПЦ «Перспективы образования» 2013

 

 

СОГЛАСОВАНО                                                                   СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                             Заместитель директора по УВР

МО  учителей                                                        _______________Кудлай И.А.

от «28» августа    2013   года  № 1,                                        «29» _августа _ 2013  года

Руководитель МО  МАОУ СОШ № 2 

_____________          Кравченко И.М.   

подпись руководителя МО