Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена в соответствии:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
2. Основной образовательной программы основного общего образования
3. Учебного плана МБОУ Переснянской СШ
Программа рассчитана на 204 часа
5 класс – 1 час в неделю
6 класс – 1 час в неделю
7 класс – 1 час в неделю
8 класс – 1 час в неделю
9 класс - 2 часа в неделю
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
· анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
· идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
· выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
· ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
· формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
· обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
· определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
· обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
· определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
· выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
· выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
· составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
· определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
· описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
· планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
· определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
· систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
· отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
· оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
· находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
· работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
· устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
· сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
· определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
· анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
· свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
· оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
· обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
· фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
· наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
· соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
· принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
· самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
· ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
· демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
· подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
· выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
· выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
· объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
· выделять явление из общего ряда других явлений;
· определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
· строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
· строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
· излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
· самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
· вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
· объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
· выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
· делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
· обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
· определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
· создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
· строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
· создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
· преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
· переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
· строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
· строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
· анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
· находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
· ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
· устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
· резюмировать главную идею текста;
· преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);
· критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
· определять свое отношение к природной среде;
· анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
· проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
· прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
· распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
· выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
· определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
· осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
· формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
· соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
· определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
· отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
· представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
· соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
· высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
· принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
· создавать письменные и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
· использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
· использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
· делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
· целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
· выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
· выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
· использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
· использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности
Предметные результаты изучения информатики должны отражать:
1) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
2) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
3) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
4) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
5) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Выпускник научится:
1. различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
2. различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
3. раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
4. приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
5. классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
6. узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
7. определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
8. узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;
9. узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
1. осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;
2. узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
Математические основы информатики
Выпускник научится:
1. описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
2. кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
3. оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
4. определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
5. определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;
6. записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
7. записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
8. определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
9. использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
10. описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);
11. познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;
12. использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).
Выпускник получит возможность:
1. познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
2. узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
3. познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
4. познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;
5. узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
1. составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
2. выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
3. определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
4. определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
5. использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
6. выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
7. составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
8. использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
9. анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
10. использовать логические значения, операции и выражения с ними;
11. записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
1. познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
2. создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
3. познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
4. Использование программных систем и сервисов.
Информационные и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
1. называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
2. описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
3. подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
4. оперировать объектами файловой системы;
5. применять основные правила создания текстовых документов;
6. использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
7. использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах;
8. работать с формулами;
9. визуализировать соотношения между числовыми величинами.
10. осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
11. основам организации и функционирования компьютерных сетей;
12. составлять запросы для поиска информации в Интернете;
13. использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.
Ученик получит возможность:
1. научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
2. научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
3. научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
4. расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
5. научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
6. познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
7. закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
8. сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
Содержание учебного курса
Информация и информационные процессы
Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки.
Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком.
Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных.
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных.
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики.
Программное обеспечение компьютера.
Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой природе.
История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры.
Параллельные вычисления.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите.
Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.
Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32.
Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т.д. Количество информации, содержащееся в сообщении.
Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода.Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного.
Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов.
Дискретизация
Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGBиCMYK. Модели HSB и CMY. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений и звуковых файлов.
Системы счисления
Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления.
Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления.
Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.
Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.
Арифметические действия в системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.
Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения.
Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений.
Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность).Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.
Списки, графы, деревья
Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент. Вставка, удаление и замена элемента.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер).
Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина, последующие вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево. Генеалогическое дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем.
Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке.
Системы программирования. Средства создания и выполнения программ.
Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель; компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.
Алгоритмические конструкции
Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.
Выполнение и невыполнениеусловия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных алгоритмических языках.
Разработка алгоритмов и программ
Оператор присваивания. Представление о структурах данных.
Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.
Примеры задач обработки данных:
нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел;
нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;
заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел;
нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива;
нахождение минимального (максимального) элемента массива.
Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде программирования.
Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.
Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах счисления, нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида).
Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование.
Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).
Анализ алгоритмов
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных. Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку большого объема данных.
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул.
Математическое моделирование
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Использование компьютеров при работе с математическими моделями.
Компьютерные эксперименты.
Примеры использования математических (компьютерных) моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование), проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Использование программных систем и сервисов
Файловая система
Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Типы файлов.
Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного текста, полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип, полуторачасовой фильм, файл данных космических наблюдений, файл промежуточных данных при математическом моделировании сложных физических процессов и др.).
Архивирование и разархивирование.
Файловый менеджер.
Поиск в файловой системе.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений.
Проверка правописания, словари.
Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.
Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация.
Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов.
Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности .Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования.
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).
Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Электронные (динамические) таблицы
Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул при копировании. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм.
Базы данных. Поиск информации
Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в готовой базе. Связи между таблицами.
Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы. Поисковые машины.
Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии
Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная система имен. Сайт. Сетевое хранение данных. Большие данные в природе и технике (геномные данные, результаты физических экспериментов, Интернет-данные, в частности, данные социальных сетей). Технологии их обработки и хранения.
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них.
Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция и др.
Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация личного информационного пространства.
Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики и ИКТ. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ до компьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и др.) и компьютерной эры (языки программирования, адресация в сети Интернет и др.).
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п |
Тема раздела |
Количество часов |
Практическая часть |
|
Контрольные работы |
Практические работы |
|||
1 |
Информация вокруг нас |
12 |
1 |
5 |
2 |
Компьютер |
5 |
1 |
2 |
3 |
Подготовка текстов на компьютере |
7 |
|
6 |
4 |
Компьютерная графика |
5 |
|
4 |
5 |
Создание мультимедийных объектов |
4 |
|
3 |
6 |
Промежуточная аттестация |
1 |
1 |
|
|
Итого |
34 |
3 |
20 |
Тематическое планирование
6 класс
№ п/п |
Тема раздела |
Количество часов |
Практическая часть |
|
Контрольные работы |
Практические работы |
|||
1 |
Информационное моделирование |
23 |
1 |
14 |
2 |
Алгоритмика |
11 |
1 |
4 |
3 |
Промежуточная аттестация |
|
1 |
|
4 |
Итого |
34 |
3 |
18 |
Тематическое планирование
7 класс
№ п/п |
Тема раздела |
Количество часов |
Практическая часть |
|
Контрольные работы |
Практические работы |
|||
1 |
Введение |
1 |
|
|
2 |
Глава 1 «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации» |
10 |
1 |
3 |
3 |
Глава 2 «Обработка текстовой информации» |
9 |
1 |
7 |
4 |
Глава 3 Обработка графической информации |
6 |
1 |
3 |
5 |
Глава 4 «Коммуникационные технологии» |
8 |
1 |
3 |
6 |
Промежуточная аттестация |
|
1 |
|
7 |
Итого |
34 |
5 |
16 |
Тематическое планирование
8 класс
№ п/п |
Тема раздела |
Количество часов |
Практическая часть |
|
Контрольная работа |
Практическая работа |
|||
1 |
Глава 1 «Информация и информационные процессы» |
9 |
1 |
2 |
2 |
Глава 2 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» |
7 |
1 |
10 |
3 |
Глава 3 «Коммуникационные технологии» |
16 |
1 |
3 |
4 |
Повторение, промежуточная аттестация |
2 |
1 |
|
5 |
Итого |
34 |
4 |
15 |
Тематическое планирование
9 класс
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Практическая часть |
|
Контрольная работа |
Практическая работа |
|||
1 |
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования |
32 |
2 |
16 |
2 |
Моделирование и формализация |
22 |
2 |
10 |
3 |
Логика и логические основы компьютера |
6 |
1 |
3 |
4 |
Информационное общество и информационная безопасность |
8 |
1 |
|
5 |
Итого |
68 |
6 |
29 |
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
||
Теория |
Практика |
план |
факт |
|||
1 |
Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места. |
|
1 |
|
|
|
2 |
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией |
|
1 |
|
|
|
3 |
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. |
Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру» |
1 |
|
|
|
4 |
Управление компьютером. |
Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером» |
1 |
|
|
|
5 |
Хранение информации. |
Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы» |
1 |
|
|
|
6 |
Передача информации. |
|
1 |
|
|
|
7 |
Электронная почта. |
Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой» |
1 |
|
|
|
8 |
В мире кодов. Способы кодирования информации |
|
1 |
|
|
|
9 |
Метод координат. |
|
1 |
|
|
|
10 |
Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов |
|
1 |
|
|
|
11 |
Основные объекты текстового документа. Ввод текста. |
Практическая работа №5 «Вводим текст» |
1 |
|
|
|
12 |
Редактирование текста. |
Практическая работа №6 «Редактируем текст» |
1 |
|
|
|
13 |
Текстовый фрагмент и операции с ним.
|
Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста» |
1 |
|
|
|
14 |
Форматирование текста. |
Практическая работа №8 «Форматируем текст» |
1 |
|
|
|
15 |
Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. |
Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2) |
1 |
|
|
|
16 |
Табличное решение логических задач.
|
Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4) |
1 |
|
|
|
17 |
Разнообразие наглядных форм представления информации |
Контрольная работа № 1 |
|
|
|
|
18 |
Диаграммы. |
Практическая работа №10 «Строим диаграммы» |
1 |
|
|
|
19 |
Компьютерная графика. Графический редактор Paint |
Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора» |
1 |
|
|
|
20 |
Преобразование графических изображений |
Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» |
1 |
|
|
|
21 |
Создание графических изображений. |
Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» |
1 |
|
|
|
22 |
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации |
|
1 |
|
|
|
23 |
Списки – способ упорядочивания информации. |
Практическая работа №14 «Создаём списки» |
1 |
|
|
|
24 |
Поиск информации. |
Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет» |
1 |
|
|
|
25 |
Кодирование как изменение формы представления информации |
Контрольная работа № 2 |
1 |
|
|
|
26 |
Преобразование информации по заданным правилам. |
П.р. №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» |
1 |
|
|
|
27 |
Преобразование информации путём рассуждений |
|
1 |
|
|
|
28 |
Разработка плана действий. Задачи о переправах. |
|
1 |
|
|
|
29 |
Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях |
|
1 |
|
|
|
30 |
Создание движущихся изображений. |
Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1). |
1 |
|
|
|
31 |
Создание анимации по собственному замыслу. |
Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2). |
1 |
|
|
|
32 |
Выполнение итогового мини-проекта. |
Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу» |
1 |
|
|
|
33 |
Промежуточная аттестация |
|
1 |
|
|
|
34 |
Повторение |
|
1 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
||
Теория |
Практика |
план |
факт |
|||
1 |
Правила ТБ. Объекты окружающего мира. |
|
1 |
|
|
|
2 |
Компьютерные объекты. |
|
1 |
|
|
|
3 |
|
Практическая работа №1. Практическая работа №2. |
1 |
|
|
|
4 |
Отношение объектов и их множеств.
|
Практическая работа №3 |
1 |
|
|
|
5 |
Разновидности объектов и их классификация. |
Практическая работа №4 |
1 |
|
|
|
6 |
Системы объектов. |
Практическая работа. №5 |
1 |
|
|
|
7 |
Персональный компьютер как система. |
Практическая работа. №5. |
1 |
|
|
|
8 |
Как мы познаем окружающий мир. |
Практическая работа. №6. |
1 |
|
|
|
9 |
Понятие как форма мышления |
|
1 |
|
|
|
10 |
|
Практическая работа №7. |
1 |
|
|
|
11 |
Информационное моделирование. |
|
1 |
|
|
|
12 |
|
Практическая работа №8. |
1 |
|
|
|
13 |
Знаковые информационные модели. |
|
1 |
|
|
|
14 |
|
Практическая работа №9. |
1 |
|
|
|
15 |
|
Практическая работа №10. |
1 |
|
|
|
16 |
Табличные информационные модели |
|
1 |
|
|
|
17 |
|
Практическая работа №11. |
1 |
|
|
|
18 |
|
Практическая работа №12. |
1 |
|
|
|
19 |
Графики и диаграммы. |
|
1 |
|
|
|
20 |
|
Практическая работа №13. |
1 |
|
|
|
21 |
Схемы. |
|
1 |
|
|
|
22 |
|
Практическая работа №14. |
1 |
|
|
|
23 |
|
Контрольная работа №1 по теме: «Информационное моделирование |
1 |
|
|
|
24 |
Что такое алгоритм. Исполнитель вокруг нас. |
|
1 |
|
|
|
25 |
Формы записи алгоритмов. |
|
1 |
|
|
|
26 |
Типы алгоритмов. |
|
1 |
|
|
|
27 |
|
Практическая работа №15. |
1 |
|
|
|
28 |
|
Практическая работа №16. |
1 |
|
|
|
29 |
|
Практическая работа №17. |
1 |
|
|
|
30 |
Управление исполнителем Чертежник. |
|
1 |
|
|
|
31 |
Управление исполнителем Чертежник. |
Практическая работа №18. |
1 |
|
|
|
32 |
|
Контрольная работа №2 по теме: «Алгоритмика |
1 |
|
|
|
33 |
|
Промежуточная аттестация |
1 |
|
|
|
34 |
|
Повторение |
1 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
||
Теория |
Практика |
план |
факт |
|||
1 |
Введение Информация. Количество информации. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. |
|
1 |
|
|
|
2 |
Программная обработка данных на компьютере |
|
1 |
|
|
|
3 |
Устройство компьютера |
|
1 |
|
|
|
4 |
Файлы и файловая система |
|
1 |
|
|
|
7 |
Программное обеспечение компьютера. |
Практическая работа 1.1. Работа с файлами с использование файлового менеджера. Практическая работа 1.2. Форматирование диска |
1 |
|
|
|
8 |
Представление информации |
|
1 |
|
|
|
9 |
Дискретная форма представления информации |
|
1 |
|
|
|
10 |
Единицы измерения информации |
|
1 |
|
|
|
11 |
|
Контрольная работа по теме: «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации» Зачет №1 |
1 |
|
|
|
12 |
Создание документов в текстовых редакторах |
|
1 |
|
|
|
13 |
Ввод и редактирование документа
|
Практическая работа 2.1. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера |
1 |
|
|
|
14 |
|
Практическая работа 2.1. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера |
1 |
|
|
|
15 |
Сохранение и печать документа
|
Практическая работа 2.2 Вставка в документ формул |
1 |
|
|
|
16 |
Форматирование документа
|
Практическая работа 2.3 Форматирование символов и абзацев Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков |
1 |
|
|
|
17 |
Таблицы
|
Практическая работа 2.2 Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными |
1 |
|
|
|
18 |
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов
|
Практическая работа 2.6 Перевод текста с помощью компьютерного словаря |
1 |
|
|
|
19 |
Системы оптического распознавания документов
|
Практическая работа 2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа |
1 |
|
|
|
20 |
|
Контрольная работа №2 по теме: «Обработка текстовой информации» Зачет № 2 |
1 |
|
|
|
21 |
Растровая и векторная графика.
|
|
1 |
|
|
|
22 |
Интерфейс и основные возможности графических редакторов |
|
1 |
|
|
|
23 |
|
Практическая работа 3.1. Редактирование изображений в растровом графическом изображении |
1 |
|
|
|
24 |
|
Практическая работа 3.2. Создание рисунка в векторном графическом редакторе |
1 |
|
|
|
25 |
Растровая и векторная анимация
|
Практическая работа 3.3. Анимация |
1 |
|
|
|
26 |
|
Контрольная работа №3 по теме: «Обработка графической информации» Зачет № 3 |
1 |
|
|
|
27 |
Информационные ресурсы Интернета |
|
1 |
|
|
|
28 |
|
Практическая работа 4.1 «Путешествие по всемирной паутине» |
1 |
|
|
|
29 |
Поиск информации в Интернете |
Практическая работа 4.2 «Работа с электронной Web – почтой» |
1 |
|
|
|
30 |
|
Практическая работа 4.3 «Загрузка файлов из Интернета» |
1 |
|
|
|
31 |
|
Практическая работа 4.4. «Поиск информации в Интернете» |
1 |
|
|
|
32 |
|
Контрольная работа №4 по теме: «Коммуникационные технологии» Зачет № 4 |
1 |
|
|
|
33 |
Промежуточная аттестация |
|
1 |
|
|
|
34 |
Электронная коммерция в Интернете |
|
1 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
||
Теория |
Практика |
план |
факт |
|||
1 |
Информация в природе, обществе и технике. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. |
|
1 |
|
|
|
2 |
Знаки: форма и значение. Знаковые системы. |
|
1 |
|
|
|
3 |
Кодирование информации |
|
1 |
|
|
|
4 |
|
Практическая работа «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера». |
1 |
|
|
|
5 |
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. |
|
1 |
|
|
|
6 |
Кодирование текстовой Информации |
|
1 |
|
|
|
7 |
|
Практическая работа «Клавиатурный тренажер». |
1 |
|
|
|
8 |
|
Практическая работа « Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора». |
1 |
|
|
|
9 |
Обобщение и систематизация основных понятий |
|
|
|
|
|
10 |
|
Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы» Зачет № 1 |
1 |
|
|
|
11 |
Программная обработка данных на компьютере. |
|
1 |
|
|
|
12 |
Устройство компьютера. |
|
1 |
|
|
|
13 |
Файлы и файловая система. Работа с файлами с использованием файлового менеджера. |
|
1 |
|
|
|
14 |
Программное обеспечение компьютера. |
|
1 |
|
|
|
15 |
Графический интерфейс операционных систем и приложений. |
|
1 |
|
|
|
16 |
Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита от вирусов: обнаружение и лечение. |
|
1 |
|
|
|
17 |
Правовая охрана программ и данных. Защита информации. |
|
1 |
|
|
|
18 |
|
Контрольная работа № 2 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» Зачет № 2 |
1 |
|
|
|
19 |
Передача информации. |
|
1 |
|
|
|
20 |
Локальные компьютерные сети. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети. |
|
1 |
|
|
|
20 |
Состав Интернета. Адресация в Интернете. |
Практическая работа «Подключение к Интернету». |
1 |
|
|
|
21 |
Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. |
Практическая работа «География» Интернета». |
1 |
|
|
|
22 |
Всемирная паутина. |
Практическая работа «Путешествие по Всемирной паутине». |
1 |
|
|
|
23 |
Электронная почта. |
Практическая работа «Работа с электронной Web-почтой». |
1 |
|
|
|
24 |
Файловые архивы. Загрузка файлов из Интернета. |
|
1 |
|
|
|
25 |
Информационные ресурсы Интернета (общение в Интернете, мобильный Интернет, звук и видео в Интернете) |
|
1 |
|
|
|
26 |
Поиск информации в Интернете. |
|
1 |
|
|
|
27 |
Электронная коммерция в Интернете. |
|
1 |
|
|
|
28 |
Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. |
|
1 |
|
|
|
29 |
Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. |
|
1 |
|
|
|
30 |
Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. |
|
1 |
|
|
|
31 |
Интерактивные формы на Web-страницах. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML.. |
|
1 |
|
|
|
32 |
|
Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии» Зачет № 3 |
1 |
|
|
|
33 |
Промежуточная аттестация |
|
1 |
|
|
|
34 |
Повторение «Информация и информационные процессы». |
|
1 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ урока
|
Тема урока |
Кол–во часов |
Дата
|
Примечание
|
||
Теория |
Практика
|
план |
факт |
|||
1-2 |
Алгоритм и его формальное исполнение. |
|
2 |
|
|
|
3-6 |
Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования |
|
4 |
|
|
|
7-8 |
Графические модели. Графы. Использование графов при решении задач. |
|
2 |
|
|
|
9-10 |
Табличные модели. Использование табличных моделей при решении задач |
|
2 |
|
|
|
11 |
База данных как модель предметной области. Реляционная БД. |
|
1 |
|
|
|
12 |
Система управления базами данных |
|
1 |
|
|
|
13-14 |
Создание БД. Запросы и выборку данных. Обобщение |
|
2 |
|
|
|
15 |
Линейный алгоритм |
|
1 |
|
|
|
16 |
|
Практическая работа Проект « Калькулятор» |
1 |
|
|
|
17 |
Алгоритмическая структура «Ветвление» |
|
1 |
|
|
|
18 |
|
Практическая работа Проект «Сравнение кодов символов» |
1 |
|
|
|
19 |
Алгоритмическая структура «Выбор» |
|
1 |
|
|
|
20 |
|
Практическая работа Проект «Отметка» |
1 |
|
|
|
21-22 |
Алгоритмическая структура «Цикл» |
|
2 |
|
|
|
23-24 |
Алгоритмическая структура «Цикл»
|
Практическая работа Проект «Коды символов» |
2 |
|
|
|
25-26 |
|
Практическая работа Проект «Слово- перевертыш» |
2 |
|
|
|
27-28 |
Графические возможности объективно-ориентированного языка программирования. |
|
2 |
|
|
|
29-30 |
|
Практическая работа Проект «Графический редактор» |
2 |
|
|
|
31 |
|
Контрольная работа Основы объектно-ориентированного программирования |
1 |
|
|
|
32 |
|
Контрольная работа «Основы алгоритмизации и программирования |
1 |
|
|
|
33-34 |
Окружающий мир как иерархическая система |
|
2 |
|
|
|
35-36 |
Моделирование, формализация визуализация. |
|
2 |
|
|
|
37-38 |
Материальные и информационные модели |
|
2 |
|
|
|
39-40 |
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. |
|
2 |
|
|
|
41-42 |
Построение и исследование физических моделей.
|
Практическая работа «Бросание мячика в площадку» |
2 |
|
|
|
43-44 |
Приближенное решение уравнений . Практическая |
работа Графическое решение уравнения |
2 |
|
|
|
45-46 |
|
Построение геометрических моделей |
2 |
|
|
|
47-48 |
Экспертные модели распознавания химических веществ. |
Практическая работа Распознавание удобрений |
2 |
|
|
|
49-50 |
Геоинформационные модели.
|
Практическая работа Проект «Модели систем управления» |
2 |
|
|
|
51-52 |
Информационные модели управления объектами |
|
2 |
|
|
|
53-54 |
|
Контрольная работа «Моделирование и формализация» |
2 |
|
|
|
55 |
Алгебра логика |
|
1 |
|
|
|
56 |
Логические основы компьютера |
|
1 |
|
|
|
57-58 |
|
Практическая работа «Таблицы истинности логических функций» |
2 |
|
|
|
59 |
|
Практическая работа «Модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ» и «НЕ» |
1 |
|
|
|
60 |
|
Контрольная работа «Логика и логические основы компьютера» |
1 |
|
|
|
61-63 |
Информационное общество
|
|
3 |
|
|
|
64-66 |
Информационная культура |
Итоговая контрольная работа |
3 |
|
|
|
67 |
Промежуточная аттестация |
|
1 |
|
|
|
68 |
Правовая охрана программ и данных. Защита информации |
|
1 |
|
|
|
|
Итого |
|
68 |
|
|
|
Список используемой литературы
1. М. Н. Бородин Информатика. Программа для общеобразовательных организаций 2-11 классы . – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
3. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
7. Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
8. Угринович Н.Д. Уроки информатики в 7-9 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
9. Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
10. Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.