Планируемые результаты изучения учебного предмета Предметные результаты:
Выпускник научится:
8 класс
• локализовать во времени общие рамки и события истории Республики, этапы становления и развития Кабардино – Балкарской Республики; соотносить хронологию истории России и Кабардино – Балкарии;
• понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; 9 класс
• овладеет умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации
• рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
• объяснять основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность истории КБР;
Выпускник получит возможность научиться:
8 класс
• давать оценку современным версиям и трактовкам важнейших проблем истории КБР, исторической обусловленности современных общественных процессов; давать оценку особенностям истории КБР, ее роли в мировой культуре;
• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
• критически анализировать источник исторической и культуроведческой информации
• (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
• анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
• различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; 9 класс
• участвовать в дискуссиях по проблемам истории КБР, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
• представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
• использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации по истории КБР;
• соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
• осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
В результате изучение истории Кабардино-Балкарии ученик должен:
По древнейшей и древней истории Кабардино-Балкарии:
-показывать на карте стоянки первобытных людей каменного века, места их расселения;
-описывать природные условия Центрального Кавказа, образ жизни первобытных людей, их орудия труда и занятия;
-описывать памятники первобытной религии и искусства нашего региона рассказывать о религиозных воззрениях предков кабардинцев (адыгов) и балкарцев;
-называть хронологические рамки основных периодов, даты важных событии древнейшей и древней истории Кабардино-Балкарии;
-показывать на карте, описывать основные археологические культуры нашего региона, сравнивать их;
-характеризовать основные этнические и миграционные процессы, протекавшие в данную эпоху на территории Центрального Кавказа;
-рассказывать о взаимоотношениях народов, населявший данный регион в рассматриваемую эпоху (торговые, хозяйственные и культурные связи, войн, нашествия, переселения народов);
-показывать на карте древнегреческие колонии, Синдику и Боспорское царство, расселения и направления миграции народов Центрального Кавказа.
По истории Кабарды и Балкарии в IX-ХVвв.:
-называть хронологические рамки истории средневековой Кабарды и Балкарии;
-показывать на карте расселение средневековых адыгов и балкарцев миграции других народов, Тмутараканско княжества, генуэзские колонии;
-представлять жизнь и деятельность человека в средневековом адыгском и балкарском обществах;
-знать о развитии хозяйственной жизни в регионе и его особенностях в этот период, иметь представление об аграрном производстве, формах землевладения у кабардинцев и балкарцев, натуральном хозяйстве, развитии ремесла и торговли;
-знать о своеобразии социально-экономического развития Кабарды и Балкарии в эпоху средневековья;
-характеризовать положение, развитие, быт различных социальных групп кабардинского и балкарского обществ;
-иметь представление о религии средневековых кабардинцев и балкарцев;
-характеризовать развитие материальной и духовной культуры кабардинцев и балкарцев в эпоху средневековья;
-иметь представление о взаимоотношениях народов, населявших Центральный Кавказ в эту эпоху, о политике соседних держав в этом регионе;
-знать основные события политической истории средневековой Кабарды и Балкарии.
По истории Кабарды и Балкарии в ХVII-ХVIII вв..
-показывать на карте расселение адыгских субэтносов, этапы включения Кабарды и Балкарии в состав России;
-представлять изменение жизни людей, населявших регион в новое время;
-представлять положение основных социальных групп местного населения в новое время;
-знать и характеризовать основные события политической истории, называть основные даты;
-характеризовать основные причины, ход, итоги и последствия вхождения Кабарды и Балкарии в состав России;
-понимать значение изменений в материальной и духовной культуре народов, населявших регион в новое время, знать выдающихся представителей культуры Кабарды и Балкарии того периода;
-знать основные причины, ход и результаты социальных выступлений в Кабарде и Балкарии в новое время;
-уметь давать собственную интеграцию основным событиям эпохи.
По истории Кабарды и Балкарии ХIХ веке:
-уметь характеризовать основные события политической истории региона в данное время, роль в них отдельных личностей;
-понимать значение изменений в материальной и духовной культуры народов Кавказа в пореформенное время;
-представлять положение основных социальных групп Кабарды и Балкарии в рассматриваемую эпоху;
-знать события Кавказской войны, уметь прослеживать причинно-следственную связь, давать собственную оценку;
-формировать чувства патриотизма, уважения к прошлому своего народа.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для соотнесения динамики региональных исторических процессов с общероссийскими; -выбора моделей поведения в конкретных жизненных ситуациях на основе позитивных ценностей, с осознанием своей этнонациональной, региональной и государственнополитической идентичности;
-вступления в диалог культур, проявление толерантности к представителям различных этнических, конфессиональных, социальных групп населения края;
-самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой, письменности .историческими источниками и устными свидетелями как формы самообразования; самостоятельной интерпретации информации;
- объяснение уклада жизни своего города, поселка местности, участие в решении проблем местного сообщества;
8 классс Содержание
Наш край в древности
Первобытнообщинный строй на территории Северного Кавказа и Кабардино- Балкарии.
Возникновение и развитие первобытного общества. Каменный век. Палеолитические охотники и собиратели. Люди эпохи мезолита. Древнейшее земледельцы и скотоводы эпохи неолита и энеолита.
Разложение первобытнообщинного строя и развитие патриархального общества. Эпоха бронзы. Майкопская культура. Высокий экономически и культурный уровень местных племѐн. Дольная культура. «Северокавказская» культура.
Разложетние первобытнообщинного строя и возникновение эпохи военной демократии.
Кобанская культура и ее носители. Древние кобанские племена и особенности их хозяйственной жизни. Прикубанская культура и ее носители. Наш край в период освоения железа (VII в. и.э.) Кочевые племена эпохи железа и военной демократии. Киммерийцы, Скифы, Савраматы и сарматы. Ранние аланы. Адыги в древности.
Современное представление об этногенезе адыгов. Хатты. Каски. Меоты. Памятники меотов. Поселения меотов. Хозяйства меотов. Греческие города-колонии. Меоты и Боспорское царство. Формирование адыгской народности. Зихский союз племѐн.
Расселения. Косожский союз племѐн.
Адыги в средневековье.
Социально-Экономическое и политическое развитие адыгов в IV-XII вв.
Хозяйство. Торговые связи с генуэзскими колониями. Черкесская дистанция мамлюков в Египте. Взаимоотношения адыгов другими народами. Находки Майкопской культуры на территории: Кабарды и Балкарии. Адыги и Аланское государство. Появление названия Кабарда.
Племена центрального Кавказа в IV-XII вв.
Вторжение гуннов и изменение этнической карты. Хазары. Булгары. Половцы. Аланы (Асы) Автохтонные племена Северного Кавказа. Общественно-экономическое и культурное их развитие.
Происхождение и ранняя этническая история балкарцев
Различны взгляды историков на эту проблему. Роль алан в формировании балкарского этноса. Болгары, кипчаки и их влияние на формирование балкарского этноса. Места расе, предков балкарцев в IV-XII вв. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие.
НАШ КРАЙ В XIII-XVвв.
Походы монголо-татар на Северный Кавказ. Династия мамлюков.
Разгром аланов, кипчаков, адыгов, половцев. Начальный этап завоевания народов Северного Кавказа. Второй поход татаро-монголов. Поход 1237 г. На черкесов. Борьба народов Кавказа против татаро- монголов. Вытеснение предков балкарцев из равнины и предгорья Нашествие Тимура.
Разгром Тохтамыша. Поход Тимура против Северо-Кавказских народов. Карательные отряды Тимура. Разрушение крепости, церкви, города Нижний Джулат. Распад Золотой Орды. Появление Ногайской Орды, Казанского, Астраханского и Крымского ханств. Хозяйство местных жителей.
Отрицательное влияние нашествия монголов на экономику местного населения. Земледелие и скотоводство. Ремесло и торговля.
Социальная структура и политическое устройство Кабарды и Балкарии.
Феодально-родовая знать. Дальнейшее развитие феодальных отношений.
Особенности развития культурных традиций кабардинцев и балкарцев.
КАБАРДА И БАЛКАРИЯ В XVI-XVIII вв.
Экономическое развитие.
Территория и население. Скотоводство и земледелие. Особенности их развития у кабардинцев и балкарцев. Огородничество. Пчеловодство. Охота. Ремесленное производство. Торговля. Общественно-политический строй кабардинцев. Выступление крестьян.
Социальная структура. Князья, дворяне, таубии. Крестьянство. Особенности их социально- политического строя. Антифеодальное движение кабардинских и балкарских крестьян в XVI—XVIII вв. Восстание в Кабарде под руководством Машука и Дамалея. Бегство крестьян в русские поселения. Отношение царской администрации. Восстание кабардинских крестьян в 1767 году/Совместное выступление кабардинских крестьян и казаков против местных феодалов.
Политический строй и общественный быт балкарцев в XVI-XVIII.
Политический строй балкарцев. Социальный строй. Обычное право. Религия.
Жилища. Одежда. Искусство и архитектура.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАБАРДЫ И БАЛКАРИИ В XVI-XVIII вв
Русско-кабардинские отношения в XVI в. Темрюк Идаров.Русско- кабардинские отношения в XVII в.
Предпосылки сближения Кабарды с Россией. Кабардинские послы в Москве. Заключение военно-политического союза Кабарды и России в 1557 году. Его значение. Женитьба Ивана IV на дочери Темрюка. Дальнейшее сближение Кабарды с Россией. Внутренняя и внешняя политика Темрюка Идарова. Развитие русско-кабардинских отношений во второй половине XVI века. Внутреннее и внешнее положение Кабарды в первой трети XVII века. Сунчалей в Терском городе. Князья Черкасские на русской службе. Михаил Алегукович — первый Российский генералиссимус. Начало Балкаро- русских связей. Первое упоминание о балкарцах в посольских документах. Участие кабардинцев в войнах России в 30—80-х гг. XVII в. Кабарда в системе международных отношений XVIII в.
Политика Турции и Крымского хана. Внутренняя и внешняя обстановка. Борьба с крымско-турецкой агрессией в первой трети XVIII в. Александр Бекович Черкасский и его миссия на Северном Кавказе. Кабарда и русско-турецкие войны.
Белградский мир и его значение в истории Кабарды. Общественно-политическая деятельность Д. Казаноко. Русско-турецкая война 1768—1774 гг. Кючук -
Кайнарджийский мир и признание Кабарды составной частью России. Его значение для Осетии и Балкарии. Начало колониальной политики царизма во второй половине XVIII в.
Строительство кавказской военной линии. Бегство кабардинских крестьян в Моздок и принятие ими христианства. Моздокские кабардинцы — христиане. Создание в Кабарде приставства в 1869 году. Назначение П. С. Потемкина в 1782 году командующим войсками на Северном Кавказе. Начало Кавказской войны, ее причины, характер и этапы. Русско-балкарские отношения.
Постепенное вовлечение Балкарии во взаимоотношения Кабарды с Россией. Стремление балкарских таубиев принять русское подданство. Обращение балкарских таубиев Иссы Мисоста и других в 1787 году к Потемкину с просьбой о принятии их в подданство. Взаимоотношения кабардинцев и балкарцев с соседними народами.
Связи с осетинами, чеченцами, ингушами и народами Дагестана. Отношения с Грузией. Торгово-экономические связи с русскими и украинскими новоселами края. Связи между кабардинцами и балкарцами.
КАБАРДА И БАЛКАРИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Экономика.
Экономическое развитие. Территория и численность населения в Кабарде и
Балкарии. Земледелие, скотоводство, ремесло. Базарная и ярмарочная торговля. Меновые дворы. Вывоз товаров местного производства и ввоз изделий русской промышленности.
Социальная структура и политическое устройство в первой половине XIXв. Князья и дворяне в Кабарде, таубии в Балкарии. Деление крестьянства па различные группы в Кабарде — унауты, логуыапыты; в Балкарии — ясакчи, каракиши, казаки и карауаши.
Создание системы административно-колониального управления. Борьба против колониального гнѐта.
Учреждение в Кабарде родовых судов и расправ в 1793 году. Приезд Ермолова на Кавказ в 1816 году. Расширение Кавказской войны и усиление борьбы против горцев, усиление репрессий. Создание Кабардинского временного суда (1822 г.), как административно-судебного и полицейского органа царского правительства. Основание Нальчика (1822 г.) как центра военной власти. Образование Кабардинского округа (1858 г.), Терской и Кубанской областей (1860т.).
Усиление колониального режима и феодальной эксплуатации. Восстания 1804,
1810,1825 гг. Карательные экспедиции Глазенапа, Булгакова и Ермолова в Кабарду. Строительство Кабардинской военной линии. Нарастание недовольства со стороны крестьянства. Крестьянские выступления 1837, 1838, 1854 гг. Присоединение Балкарии к России в 1827 г. Усиление народно-освободительной борьбы горцев Северного Кавказа.
Связи Шамиля с представителями Кабарды (У. Шеретлоков, Куденетов и др.) Магомет- мирза Анзоров-старший Наиб Шамиля. Его письма. Неудачный поход Шамиля в Кабарду в апреле 1846 года. Балкарцы и карачаевцы в Кавказской войне.
Выселение горцев в Турцию. Предпосылки и причины этого акта. Экспансионизм царского правительства — главная причина мухаджирства. Социальноэкономические мотивы выселения чеченцев и адыгов. Роль некоторых представителей местной верхушки в организации выселения. Результаты трагедии. Отношение просветителей к вынужденной эмиграции горцев. Деятели русской культуры о нашем крае.
Русские писатели, композиторы и художники о Кабарде и Балкарии. (А.С.Пушкин, А.С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, Г.Г.Гагарин, Алябьев).
Декабристы па Северном Кавказе и их взгляды о судьбах горцев. Чернышевский и Добролюбов о борьбе горцев. Историческая наука, литература. Зачатки школьного образования.
Измаил-бей, Хан-Гирей, Ш. Б. Ногмов, Казы-Гирей. Зарождение адыгской литературы. Зачатки школьного образования. Проекты Бековича -Черкасского и Кодзокова об открытии в Кабарде школ.
Кабарда и Балкария в пореформенный период. Земельная и административно-судебная реформы 60-70-х г XIX в.
Земельная реформа. Причины. Поэтапный ее характер. Проекты Орбелиани (1861 г.). Образование Сословно-поземельной комиссии (1863 г.) под председательством Д. С. Кодзокова. Декрет от августа 1863 года. Укрупнение аулов. Наделение крестьян, князей и дворян землей. Установление территории и землепользовании в Балкарии.
Отмена крепостного права. Обострение отношений между крестьянами и пшиорками. Проект владельцев. Условия освобождения у кабардинцев и балкарцев. Политическая борьба вокруг реформы. Оценка реформы.
Административные и судебные преобразования. Разделение Северного Кавказа на Ставропольскую губернию, Терскую и Кубанскую области. Деление Терской области на округа. Создание присяжного суда, «аульных» и участковых судов. Сельская администрация. Значение административной и судебной реформы.
Развитие хозяйства Кабарды и Балкарии в пореформенный период.
Изменение структуры посевных площадей. Рост значения кукурузы и пшеницы в Кабарде. Усовершенствование сельскохозяйственных орудий и транспортных средств. Расширение связи земледелия и скотоводства с рынком. Развитие коневодства и рост его товарности. Особенности развития хозяйства. Террассное земледелие, система орошения.
Ремесленное производство. Войлочное производство. Сукноделие, седельное, кузнечное и ювелирное ремесла. Обработка дерева. Рост количества торговцев и ростовщиков.
Расслоение деревни. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Изменения в землевладении и землепользовании Кабарды. Распродажа князьями и дворянами своих земель. Рост пришлого земледельческого населения. Различные формы аренды у балкарцев. Расслоение деревни па бедных и богатых. Отходничество. Формирование сельской буржуазии.
Крестьянские выступления. Недовольство временнообязанных крестьян. Уклонение от уплаты повинностей, неповиновение, крестьянские бунты и волнения. Волнения в Урусбиевском и Балкарском обществах.
Формирование особых, частей горцев для участия в войне. Кабардино-
Кумыкский полк (Поручик Казы Ахлов, Карашай Садаков, прапорщик Жантемир Куденетов, корнеты Мисост Абаев, Таукан Шакманов и др.). В. А. Черкасский — заведующий гражданской частью освобожденных городов Болгарии. Русское население.
Потомки Разина и Пугачева на Северном Кавказе в XVII— XVIII вв. Колонизация края. Казачество и иногородние. Их хозяйственное развитие. Экономические, культурные и политические связи между новыми поселенцами и местным населением.
Развитие культуры Кабарды и Балкарии в пореформенный период.
Народное образование. Нальчикская горская школа. Педагогические курсы К.Атажукина. Первые сельские начальные школы. Мусульманские школы. Развитие школьного образования в русских населенных пунктах.
Роль Ставропольской гимназии в развитии культуры Кабарды и Балкарии. Создание пансиона для горцев, роль директора гимназии Я. М. Неверова в обучении горцев. Просветители Балкарии в пореформенный период. Султан-бек Абаев, Измаил, Сафар-Али и Науруз Урусбиевы. Просветители Кабарды: Л.М.Кодзоков, А.Г.Кешев, К.Атажукин.
Проникновение в хозяйство капиталистических отношений.
Мелкая промышленность. Развитие товарного земледелия и скотоводства. Банки, кредитные учреждения. Аграрные выступления. Волнения в Нальчике.
9 класс
Кабарда и Балкария в начале XX в.
Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно-демократическими революциями. (1907-февраль 1917гг.) Первая мировая воина.
Волнение в Терско - Кубанском полку. Залимгери Керефов. Вооруженное восстание в Нальчике в декабре 1905года. Крестьянские выступления в 1906 году. Итоги и уроки крестьянских выступлении в 1905-1907 гг. в Кабарде и Балкарии. Политическая обстановка в России, в Кабарде и Балкарии. Рост аграрных противоречии в Кабарде и Балкарии. Зольское восстание кабардинских крестьян Черекское восстание балкарских крестьян. Кабарда и Балкария в период первой мировой войны. Хозяйственная разруха. Углубление социальных противоречий. Участие кабардинцев и балкарцев в войне.
Кабарда и Балкария в период февральской революции.
Революция в центре. Новые ораны власти. Создание в Нальчике и станице Прохладной первых советов рабочих и солдатских депутатов.
Просвещение, наука и литература в Кабарде и Балкарии в конце ХIХв.-начале ХХв. Просвещение. Развитие сети начальных министерских школ в селах Кабарды и Балкарии. Первые учителя: К. Кудашев, И.Камаров, Увжуко и Карачай Блаевы,
М.Энеев, Ахия Джабоев,Т.Шертлоков и др. деятельность русских учителей Л.М.Кучмасова, А.Губернатором, Л.Н. Воробьевой, М. Варлыгина и др. Реальное училище. Просветители Кабарды и Балкарии.
Культурно-просветительные учреждения «Общество для распространения образования» среди кабардинцев и балкарцев. Музейное и библиотечное дело. Создание типографии Измаилом Урусбиевым. Любительский театр. Постановки пьесы Шеретлокова.
Мусульманские школы. Рост количества медресе. Открытие в 1913 году в Баксане А. Дымовым, М.Гуговым духовной семинарии. Создание Дымовым и Цаговым учебных пособий. Деятельность баксанского мусульманского просветительного центра. Создание в 1917 году братьями Дымовыми типографии и газеты «Адыгэ макъ» (Адыгский голос).
Развитие научно - просветительской мысли в конце ХIХ-начале XX века. Исторические труды Э.М. Кудашева и М.К. Абаева. Фольклорные публикации П.Тамбиева, Т.Кашежева и Урусбиевых. Литература: Б.Пачев, К.Мечиев.
Материальная культура и быт кабардинцев и балкарцев. Материальная культура.
Материальная культура: поселения, усадьбы, жилища, башни, внутреннее убранство, одежда, головные уборы, пища, транспорт, прикладное искусств.
Духовная культура. Общественный быт. Фольклор, песни, танцы, религия.
Взаимопомощь, гостеприимство. Форма бытования некровного родства.
Духовная культура. Семейный быт. Большая и малая семья, свадебные обряды, воспитание детей Адыгский этикет. Балкарский адат.
Кабарда и Балкария в 1917-1927 гг.
Кабарда и Балкария в период Октябрьской революции 1917г.
Борьба за власть Советов. Обстановка после февральской буржуазно- демократической революции. Провозглашение в Кабарде и Балкарии Советской власти. Первые преобразования в социально-экономической и культурной сфере. Негативные явления в деятельности Советов.
Кабарда и Балкария в годы Гражданской войны.
Гражданская война: противостояние сторон. Действие Шкуро и Серебрякова Карательные экспедиции отрядов Серебрякова и Чижокова. Выступления Бичерахова в Моздоке. Взятие Нальчика отрядами Серебрякова (7 октября 1918г.). Действия шариатской колонны под командованием Н.Катханова и балкарского полка под командованием К. Ульбашева.
Оккупация Кабарды и Балкарии войсками Деникина. Восстановление старых порядков. Действия белогвардейцев. Развитие партизанского движения. Деятельность Т. Ахохова, Д. Шекихачева, Н.Катханова, Б. Калмыкова, М. Энеева, Ю. Настуева, И. Осокина,
С.Калабекова и др. Восстановление Советской власти в Кабарде и Балкарии.
Кабардино-Балкария в первые годы НЭПа (1920-1927гг). Образование Кабардино- Балкарской автономной области. Трудности и проблемы национальногосударственного строительства в нашем крае. Горская республика. Выделение Кабарды в самостоятельную автономную область. Помощь правительства РСФСР Кабарде. Объединение Кабарды и Балкарии в автономную область. Причины и значение. Восстановление народного хозяйства. Последствия войны. Упадок экономики. Засухи 1921 и 1924 годов. Роль Нэпа в возрождении хозяйства Укрепление крестьянских хозяйств. Помощь государства. Рост производительности земледелия и скотоводства Восстановление и развитие промышленности. Вовлечение женщин в Общественно-политическую жизнь.
Материальное благосостояние и культурный уровень населения. Политические преобразования 1920-1941гг.
Промышленное строительство. Развитие промышленности. Особенности индустриализации в Кабардино- Балкарии. Трудности индустриализации в СССР и в Кабардино-Балкарии. Строительство в Нальчике крупных промышленных предприятии (Баксанской ГЭС).
Коллективизация сельского хозяйства.
Кабардино-Балкарская деревня в конце 20-х -начале 30-х годов. Чрезвычайные меры в ходе хлебозаготовки. Трудности коллективизации. Начало свертывания НЭПа. Протесты против произвола. Баксанское событие в 1930 году. Репрессивные меры. Нарушение принципа добровольности. Директивное планирование колхозного производства. Завершение коллективизации. Извращения в колхозном строительстве.
Уровень жизни. Развитие народного образования.
Ликвидация безработицы. Образование новых населенных пунктов. Жилищное строительство. Развитие здравоохранения. Оплата труда колхозников. Города и рабочие поселки.
Народное образование Создание письменности. Работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Введение всеобщего обязательного начального (1930-1931гг.) и с 1936- семилетнего образования. Среднее и высшее образование. Подготовка национальных учительских кадров. Трудности в развитии народного образования.
Наука, литература, искусство, печать и радио
Печать и радио. Газета «Красная Кабарда», «Карахалк», «Ленинский путь»,
«Ленин гъуэгу», «Ленин джол», «Социалистическая Кабардино-Балкария» (с 1927г.). Вступление в строй радиостанции (11927г.). Создание Кабардино-Балкарского книжного издательтсва (1928г.). Наука и литература. Создание Кабардино- Балкарского научноисследовательского строительства (1926г.), опытной станции (1927г.) и Союза писателей (1926г.). Развитие литературы. Творчество Б. Пачева, К.Мечиева и А.Шогенцукова, А. Кешекова и К. Кулиева, К. Отарова и А. Шортанова, Т. Борукаева, Д. Налоева, А. Будаева и др.
Культурно-просветительные учреждения и искусство. Кино. Клубы горянок. Библиотека. Студия национального искусства (1933г.). Создание Кабардино- Балкарского государственного ансамбля песни и танца. Симфонический оркестр. Детские музыкальные школы. Открытие драматического театра (1937г.). Репрессии против работников культуры.
Образование Кабардино-Балкарской АССР.
Принятие Конституции 1936г. Преобразование Кабардино-Балкарской области в Кабардино-Балкарскую Социалистическую республику. Негативные явления в общественно-политической и культурной жизни Кабардино-Балкарии в конце 20-х 30- х годов. Отрицательные последствия командно - административной системы для народов. Негативные явления и деформация общества.
Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны. Начало войны. Все для фронта, все для победы!
Трудящиеся республики - на защиту Родины. Формирование национальной 115- й Кабардино-Балкарской кавалерийской дивизии. Ее участие в защите Ростовской области и в Сталинградской битве. Перестройка народного хозяйства республики на военный лад. Помощь фронту. Помощь раненым воинам, эвакуированному населению. Забота о семьях фронтовиков. Эвакуация имущества. Кабардино-Балкария в период оборонительных боев. Нальчикская оборонительная операция и причины ее неудачи.
Кабардино-Балкария в период фашистской оккупации.
Оккупационный режим. Ликвидация колхозов и совхозов. Расправа с активистами. Борьба трудящихся в тылу врага. Партизанское движение ( командир отряда Г.М. Царапин, комиссар Ч К.Кудаев). Отважные разведчики М.Куликова, М.Васильева, М. Мечукаев, Шаваев, Х.Алтудов, Ш. Козуб и др. Уничтожение войсками НКВД балкарских сел Сауту и Глашево.
Освобождение Кабардино-Балкарии и начало восстановление народного хозяйства. Освобождение республики от немцев в январе 1943 года. Начало восстановления промышленных предприятии (Тырныаузский комбинат, гидротурбинный завод, Баксанская ГЭС и др.). Восстановление культурных учреждений. Восстановление колхозов и совхозов. Помощь Советского правительства в восстановлении народного хозяйства республики.
Сыны Кабардино-Балкарии в боях за Родину.
Участие воинов из Кабарды и Балкарии в оборонительных боях. Защитники Бреста,
Украинских городов. Сталинграда, Москвы, Ленинграда. Крупный флотоводец А.Головко.
Сыны Кабардино-Балкарии в наступательных боях. Участие воинов из КабардиноБалкарии в действиях партизанских отрядов Украины, Белоруссии и в Европейском сопротивлении. Герои Отечественной войны из Кабардино-Балкарии.
Просчеты и ошибки. Ставки в руководстве военными действиями. Историческое значение победы Советского народа в Великой Отечественной войне1941-1945гг. Нарушение законности. Выселение балкарцев.
Материалы о выселении 70 тыс. карачаевцев, 37713 балкарцев, в бессрочную ссылку Передача Курпского района КБАССР Северной Осетии, ПрйэльбруСЬя'- Грузинской ССР. Трудовой вклад балкарцев в районах поселении. Условия жизнедеятельности балкарцев в Средней Азии н Казахстане.
Режим для спецпереселенцев. Депортация как способ физического истребления этноса, уничтожение культуры народа. Гуманизм и помощь народов Средней Азии и Казахстана выселенным народом народам. Трудовое участие балкарцев в экономическом и.социальном развитии Казахстана и Киргизии.
Послевоенное восстановление и развитие народного хозяйства.
Преодоление последствии войны. Послевоенная пятилетка. Засуха 1946 года и ее последствия для развития сельского хозяйства. Эксплуатация колхозников. Промышленность. Трудовой героизм рабочих и крестьян.
Развитие народного хозяйства Кабарды и Балкарии в середине 50-х середине 60-х годов. Особенности развития промышленности. Строительство
Подготовка рабочих кадров. Изменение структуры промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Дальнейшее ограничение самостоятельности колхозов. Трудности и успехи.
XX съезд и первые мероприятия правительства СССР по реабилитации репрессированных народов. Апрельский пленум ЦК КПСС 1985г.
Общественно-политическая жизнь. Меры по оздоровлению социально- экономической ситуаций в стране и республике. Проблемы экологии и сохранения рекреационных ресурсов республики. Трудности развития экономики. Проявления неформальных и общественно-политических организации. Выборы народных депутатов и сессии Верховных Советов СССР, РСФСР и КБАССР. Декларация о государственном суверенитете КБР. Распад СССР. Создание СНГ. Соглашения с соседними республиками. Федеративный договор. Успехи и недостатки в демократизации общества.
Кабардино-Балкария в конце XX века.
Проблемы развития национальных отношении в Кабардино-Балкарии в 80-90-х годах.
Общественно-политические движения на современном этапе: «Хаса», «Славяне»,
«Тере», «Товуши», Корейское общество, Конгресс кабардинского Народа, Национальный Совет балкарского народа, Казачий круг, Конгресс русскоязычного населения. Возобновления деятельности партии коммунистической ориентации. Перспективы экономического, политического и культурного развития народов, проживающих на территории Кабардино-Балкарской республики. Возвращение балкарского народа в республики. Восстановление автономии балкарского народа. Помощь государства в обустройстве балкарцев. Решение Кадровых вопросов. Издание произведении балкарских писателей. Возобновление работы балкарской, группы, драмтеатра. Проблемы возрождение культуры народа. Улучшение материального положения народа.
Введение пенсионного обеспечения колхозников. Рост жилищного строительства и оплаты труда колхозников. Общественная жизнь.
Успехи и трудности социально-экономического развития республики в середине 60-х -середине 80-х.
Развитие отраслей промышленности. Восьмая пятилетка (1966 - 1970 гг.). Научно- технический прогресс в промышленности. Рост численности рабочих. Научно- технические кадры. Пополнение рабочего класса из коренной национальности. Развитие народного хозяйства в 60-80-х гг.
Социально-экономическое развитие с середины 60-х до начала 80-х гг. Промышленность. Развитие отраслей промышленности. Восьмая пятилетка (1966 - 1970 гг.). Научно-технический прогресс в промышленности. Рост численности рабочих. Научно-технические кадры. Пополнение рабочего класса из коренной национальности.
Сельское хозяйство.
Развитие сельскохозяйственного производства. Передовые колхозы - «Красная Нива», «Красный Кавказ», им. Шогенцукова, «Чегем», «Аргуцан». Герои труда К.Тарчоков, Х..Хажметов, Ш. Муллаев, Х.Бгажноков, С. Атгоев, А Кудряшева.
Просчеты и достижения.
Развитие здравоохранения, туризма, спорта и культуры.
Здравоохранение, туризм и альпинизм, физкультура и спорт.
Становление и развитие здравоохранения. Открытие больниц, поликлиник.
Развитие курорта Нальчик: санатории им.Б.Э.Калмыкова, «Терек», Курортная зона. Туризм и альпинизм. Восхождения на Эльбрус, Чегет. Местные спортсмены- альпинисты. Становление физкультуры и спорта. Развитие велосипедного спорта, легкой атлетики, футбола, конного спорта, различных видов борьбы, бокса.
Народное образование. Развитие науки.
Достижения в развитии исторической науки. Кабардино-Балкарский госуниверситет. Агромелиоративный, научно-исследовательский и Высокогорный институты, Институты кукурузы, искусства, Горного и предгорного садоводства, повышения квалификации, прикладной математики информатики.
Литература, театр, изобразительное искусство.
Писатели и поэты А. Кешоков - Герой Социалистического труда, К.Кулиев - лауреат Ленинской премии. Театр: спектакли а актеры. Художники КБР.
Музыкальное искусство.
Из прошлого национальной музыки. Становление профессиональной музыки.
Композиторы и певцы. Народный артист СССР и России - Ю.Темирканов.
Танцевальное искусство: Кабардино-Балкарский ансамбль песни и пляски. Зарождение ансамбля. Ансамбли песни и танца. Развитие интернациональных связей
Кабардино-Балкарская Республика на современном этапе.
Общественно-политическая жизнь в конце 80-х гг. «Перестройка» - реконструкция экономики и общества. Гласность и демократизация общества. Декларация о государственном суверенитете КБР. Развитие событий в Центре (Москве). Общественно-политическая обстановка в 90-х гг. Президент КБР В.М.Коков.
УМК используемый в учебном процессе, на отдельном листе с указанием номера в Федеральном перечне.
номер |
класс |
автор |
название |
издательство |
|
8 |
Бекалдиев М,Д. |
«история КБР 8-9 классы» |
«Эльбрус» |
|
9 |
Бекалдиев М.Д. |
«история КБР 8-9 классы» |
«Эльбрус» |
Тематическое планирование
8 класс
№ |
Изучаемый раздел |
Модуль воспитательной программы «Школьный урок» |
Количество часов |
1. |
Раздел I.Введение. Кабарда и Балкария с древнейших времен до конца XV века |
Международный день распространения грамотности |
10 |
2. |
Раздел II. Кабарда и Балкария в XVI–XVIII веках. |
День начала Нюрнбергского процесса |
9 |
3. |
Раздел III. Кабарда и Балкария в XIX веке |
День космонавтики |
16 |
|
ИТОГО |
|
35 |
9 класс
№ |
Изучаемый раздел |
Модуль воспитательной программы «Школьный урок» |
Количество часов |
1. |
Глава VII.Кабарда и Балкария в начале XX в. |
Международный день распространения грамотности |
3 |
2. |
Глава VIIIМатериальная культура и быт кабардинцев и балкарцев. |
|
3 |
3. |
Глава IX Кабарда и Балкария в 1917-1927 гг. |
|
3 |
4. |
Глава X Материальное благосостояние и культурный уровень населения.
|
|
6 |
5. |
Глава XIКабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны. |
День начала Нюрнбергского процесса |
3 |
6. |
Глава XII Насильственное выселение балкарцев. Восстановление автономии балкарского народа. |
|
3 |
7. |
Глава XIII Кабардино-Балкария в 40-60-х гг. |
День космонавтики |
2 |
8. |
Глава XIV. Развитие народного хозяйства в 60-80 гг. |
|
3 |
9. |
Глава XV.Развитие здравоохранения, |
|
2 |
|
туризма, спорта и культуры. |
|
|
10. |
Развитие Кабардино – Балкарии на современном этапе. |
|
7 |
|
ИТОГО |
|
35 |
18
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.