Рабочая программа 8-9 класс история КБР
Оценка 5

Рабочая программа 8-9 класс история КБР

Оценка 5
pdf
22.06.2023
Рабочая программа 8-9 класс история КБР
История КБР 8-9.pdf



 

Планируемые результаты изучения учебного предмета Предметные результаты:

Выпускник научится:

8 класс

              локализовать во времени общие рамки и события истории Республики, этапы становления и развития Кабардино – Балкарской Республики; соотносить хронологию истории России и Кабардино – Балкарии;

              понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;   9 класс

              овладеет умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации

              рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

              объяснять основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность истории КБР;

 

Выпускник получит возможность научиться:

 

8 класс

давать оценку современным версиям и трактовкам важнейших проблем истории КБР, исторической обусловленности современных общественных процессов; давать оценку особенностям истории КБР, ее роли в мировой культуре;

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической и культуроведческой информации      

(характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; 9 класс

участвовать в дискуссиях по проблемам истории КБР, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; 

представлять   результаты   изучения   исторического   материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; 

использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации по истории КБР;

соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания    себя     как      представителя           исторически сложившегося           гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

 

 

В результате изучение истории Кабардино-Балкарии ученик должен: 

По древнейшей и древней истории Кабардино-Балкарии: 

-показывать на карте стоянки первобытных людей каменного века, места их расселения;

 -описывать природные условия Центрального Кавказа, образ жизни первобытных людей, их орудия труда и занятия;

 -описывать памятники     первобытной религии          и          искусства       нашего           региона       рассказывать о религиозных воззрениях предков кабардинцев (адыгов) и балкарцев;

 -называть хронологические рамки основных периодов, даты важных событии древнейшей и древней истории Кабардино-Балкарии;

 -показывать на карте, описывать основные археологические культуры нашего региона, сравнивать их; 

-характеризовать основные этнические и миграционные процессы, протекавшие в данную эпоху на территории Центрального Кавказа;

 -рассказывать о взаимоотношениях народов, населявший данный регион в рассматриваемую эпоху (торговые, хозяйственные и культурные связи, войн, нашествия, переселения народов);

 -показывать на карте древнегреческие колонии, Синдику и Боспорское царство, расселения и направления миграции народов Центрального Кавказа.

По истории Кабарды и Балкарии в IX-ХVвв.:

 -называть хронологические рамки истории средневековой Кабарды и Балкарии;

 -показывать на карте расселение средневековых адыгов и балкарцев миграции других народов, Тмутараканско княжества, генуэзские колонии;

 -представлять жизнь и деятельность человека в средневековом адыгском и балкарском обществах; 

-знать о развитии хозяйственной жизни в регионе и его особенностях в этот период, иметь представление об аграрном производстве, формах землевладения у кабардинцев и балкарцев, натуральном хозяйстве, развитии ремесла и торговли;  

-знать о своеобразии социально-экономического развития Кабарды и Балкарии в эпоху средневековья;

 -характеризовать положение, развитие, быт различных социальных групп кабардинского и балкарского обществ; 

-иметь представление о религии средневековых кабардинцев и балкарцев; 

-характеризовать развитие материальной и духовной культуры кабардинцев и балкарцев в эпоху средневековья;

 -иметь представление о взаимоотношениях народов, населявших Центральный Кавказ в эту эпоху, о политике соседних держав в этом регионе;

-знать основные события политической истории средневековой Кабарды и Балкарии. 

По истории Кабарды и Балкарии в ХVII-ХVIII вв..

 -показывать на карте расселение адыгских субэтносов, этапы включения Кабарды и Балкарии в состав России; 

-представлять изменение жизни людей, населявших регион в новое время; 

-представлять положение основных социальных групп местного населения в новое время; 

-знать и характеризовать основные события политической истории, называть основные даты;

 -характеризовать основные причины, ход, итоги и последствия вхождения Кабарды и Балкарии в состав России; 

-понимать значение изменений в материальной и духовной культуре народов, населявших регион в новое время, знать выдающихся представителей культуры Кабарды и Балкарии того периода;

 -знать основные причины, ход и результаты социальных выступлений в Кабарде и Балкарии в новое время; 

-уметь давать собственную интеграцию основным событиям эпохи.

 По истории Кабарды и Балкарии ХIХ веке: 

 -уметь характеризовать основные события политической истории региона в данное время, роль в них отдельных личностей; 

-понимать значение изменений в материальной и духовной культуры народов Кавказа в пореформенное время;

 -представлять положение основных социальных групп Кабарды и Балкарии в рассматриваемую эпоху;

 -знать события Кавказской войны, уметь прослеживать причинно-следственную связь, давать собственную оценку; 

-формировать чувства патриотизма, уважения к прошлому своего народа. 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: 

-для соотнесения динамики региональных исторических процессов с общероссийскими;  -выбора моделей поведения в конкретных жизненных ситуациях на основе позитивных ценностей, с осознанием своей этнонациональной, региональной и государственнополитической идентичности; 

-вступления в диалог культур, проявление толерантности к представителям различных этнических, конфессиональных, социальных групп населения края; 

-самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой, письменности .историческими источниками и устными свидетелями как формы самообразования; самостоятельной интерпретации информации; 

- объяснение уклада жизни своего города, поселка местности, участие в решении проблем местного сообщества;

 

 

8 классс  Содержание

Наш край в древности

Первобытнообщинный строй на территории Северного Кавказа и Кабардино- Балкарии.

Возникновение и развитие первобытного общества. Каменный век. Палеолитические охотники и собиратели. Люди эпохи мезолита. Древнейшее земледельцы и скотоводы эпохи неолита и энеолита.

Разложение первобытнообщинного строя и развитие патриархального общества. Эпоха бронзы. Майкопская культура. Высокий экономически и культурный уровень местных племѐн. Дольная культура. «Северокавказская» культура.

Разложетние первобытнообщинного строя и возникновение эпохи военной демократии.

Кобанская культура и ее носители. Древние кобанские племена и особенности их хозяйственной жизни. Прикубанская культура и ее носители. Наш край в период освоения железа (VII в. и.э.) Кочевые племена эпохи железа и военной демократии. Киммерийцы, Скифы, Савраматы и сарматы. Ранние аланы. Адыги в древности.

Современное представление об этногенезе адыгов. Хатты. Каски. Меоты. Памятники меотов. Поселения меотов. Хозяйства меотов. Греческие города-колонии. Меоты и Боспорское царство. Формирование адыгской народности. Зихский союз племѐн.

Расселения. Косожский союз племѐн.

Адыги в средневековье.

Социально-Экономическое и политическое развитие адыгов в IV-XII вв.

Хозяйство. Торговые связи с генуэзскими колониями. Черкесская дистанция мамлюков в Египте. Взаимоотношения адыгов другими народами. Находки Майкопской культуры на территории: Кабарды и Балкарии. Адыги и Аланское государство. Появление названия Кабарда.

Племена центрального Кавказа в IV-XII вв.

Вторжение гуннов и изменение этнической карты. Хазары. Булгары. Половцы. Аланы (Асы) Автохтонные племена Северного Кавказа. Общественно-экономическое и культурное их развитие.

Происхождение и ранняя этническая история балкарцев

Различны взгляды историков на эту проблему. Роль алан в формировании балкарского этноса. Болгары, кипчаки и их влияние на формирование балкарского этноса. Места расе, предков балкарцев в IV-XII вв. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие.

НАШ КРАЙ В XIII-XVвв.

Походы монголо-татар на Северный Кавказ. Династия мамлюков.

Разгром аланов, кипчаков, адыгов, половцев. Начальный этап завоевания народов Северного Кавказа. Второй поход татаро-монголов. Поход 1237 г. На черкесов. Борьба народов Кавказа против татаро- монголов. Вытеснение предков балкарцев из равнины и предгорья Нашествие Тимура.

Разгром Тохтамыша. Поход Тимура против Северо-Кавказских народов. Карательные отряды Тимура. Разрушение крепости, церкви, города Нижний Джулат. Распад Золотой Орды. Появление Ногайской Орды, Казанского, Астраханского и Крымского ханств. Хозяйство местных жителей.

Отрицательное влияние нашествия монголов на экономику местного населения. Земледелие и скотоводство. Ремесло и торговля.

Социальная структура и политическое устройство Кабарды и Балкарии.

Феодально-родовая знать. Дальнейшее        развитие феодальных        отношений.

Особенности развития культурных традиций кабардинцев и балкарцев.

КАБАРДА И БАЛКАРИЯ В XVI-XVIII вв.

Экономическое развитие.

Территория и население. Скотоводство и земледелие. Особенности их развития у кабардинцев и балкарцев. Огородничество. Пчеловодство. Охота. Ремесленное производство. Торговля. Общественно-политический строй кабардинцев. Выступление крестьян.

Социальная структура. Князья, дворяне, таубии. Крестьянство. Особенности их социально- политического строя. Антифеодальное движение кабардинских и балкарских крестьян в XVI—XVIII вв. Восстание в Кабарде под руководством  Машука и Дамалея. Бегство крестьян в русские поселения. Отношение царской администрации. Восстание кабардинских крестьян в 1767 году/Совместное выступление кабардинских крестьян и казаков против местных феодалов.

Политический строй и общественный быт балкарцев в XVI-XVIII.

Политический строй балкарцев. Социальный строй. Обычное право. Религия.

Жилища. Одежда. Искусство и архитектура.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАБАРДЫ И БАЛКАРИИ В XVI-XVIII вв

Русско-кабардинские отношения в XVI         в. Темрюк Идаров.Русско-           кабардинские отношения в XVII в.

Предпосылки сближения Кабарды с Россией. Кабардинские послы в Москве. Заключение военно-политического союза Кабарды и России в 1557 году. Его значение. Женитьба Ивана IV на дочери Темрюка. Дальнейшее сближение Кабарды с Россией. Внутренняя и внешняя политика Темрюка Идарова. Развитие русско-кабардинских отношений во второй половине XVI века. Внутреннее и внешнее положение Кабарды  в первой трети XVII века. Сунчалей в Терском городе. Князья Черкасские на русской службе. Михаил Алегукович — первый Российский генералиссимус. Начало Балкаро- русских связей. Первое упоминание о балкарцах в посольских документах. Участие кабардинцев в войнах России в 30—80-х гг. XVII в. Кабарда в системе международных отношений XVIII в.

Политика Турции и Крымского хана. Внутренняя и внешняя обстановка. Борьба с крымско-турецкой агрессией в первой трети XVIII в. Александр Бекович Черкасский и его миссия на Северном Кавказе. Кабарда и русско-турецкие войны.

Белградский мир и его значение в истории Кабарды. Общественно-политическая деятельность Д. Казаноко. Русско-турецкая война 1768—1774 гг. Кючук -

Кайнарджийский мир и признание Кабарды составной частью России. Его значение для Осетии и Балкарии. Начало колониальной политики царизма во второй половине XVIII в.

Строительство кавказской военной линии. Бегство кабардинских крестьян в Моздок и принятие ими христианства. Моздокские кабардинцы — христиане. Создание в Кабарде приставства в 1869 году. Назначение П. С. Потемкина в 1782 году командующим войсками на Северном Кавказе. Начало Кавказской войны, ее причины, характер и этапы. Русско-балкарские отношения.

Постепенное вовлечение Балкарии во взаимоотношения Кабарды с Россией. Стремление балкарских таубиев принять русское подданство. Обращение балкарских таубиев Иссы Мисоста и других в 1787 году к Потемкину с просьбой о принятии их в подданство. Взаимоотношения кабардинцев и балкарцев с соседними народами.

Связи с осетинами, чеченцами, ингушами и народами Дагестана. Отношения с Грузией. Торгово-экономические связи с русскими и украинскими новоселами края. Связи между кабардинцами и балкарцами.

КАБАРДА И БАЛКАРИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Экономика.

Экономическое развитие. Территория и численность населения в Кабарде и

Балкарии. Земледелие, скотоводство, ремесло. Базарная и ярмарочная торговля. Меновые дворы. Вывоз товаров местного производства и ввоз изделий русской промышленности.

Социальная структура и политическое устройство в первой половине XIXв. Князья и дворяне в Кабарде, таубии в Балкарии. Деление крестьянства па различные группы в Кабарде — унауты, логуыапыты; в Балкарии — ясакчи, каракиши, казаки и карауаши.

Создание системы административно-колониального управления. Борьба против колониального гнѐта.

Учреждение в Кабарде родовых судов и расправ в 1793 году. Приезд Ермолова на Кавказ в 1816 году. Расширение Кавказской войны и усиление борьбы против горцев, усиление репрессий. Создание Кабардинского временного суда (1822 г.), как административно-судебного и полицейского органа царского правительства. Основание Нальчика (1822 г.) как центра военной власти. Образование Кабардинского округа (1858 г.), Терской и Кубанской областей (1860т.).

Усиление колониального режима и феодальной эксплуатации. Восстания 1804,

1810,1825 гг. Карательные экспедиции Глазенапа, Булгакова и Ермолова в Кабарду. Строительство Кабардинской военной линии. Нарастание недовольства со стороны крестьянства. Крестьянские выступления 1837, 1838, 1854 гг. Присоединение Балкарии к России в 1827 г. Усиление народно-освободительной борьбы горцев Северного Кавказа.

Связи Шамиля с представителями Кабарды (У. Шеретлоков, Куденетов и др.) Магомет- мирза Анзоров-старший Наиб Шамиля. Его письма. Неудачный поход Шамиля в Кабарду в апреле 1846 года. Балкарцы и карачаевцы в Кавказской войне.

Выселение горцев в Турцию. Предпосылки и причины этого акта. Экспансионизм царского правительства — главная причина мухаджирства. Социальноэкономические мотивы выселения чеченцев и адыгов. Роль некоторых представителей местной верхушки в организации выселения. Результаты трагедии. Отношение просветителей к вынужденной эмиграции горцев. Деятели русской культуры о нашем крае.

Русские писатели, композиторы и художники о Кабарде и Балкарии. (А.С.Пушкин, А.С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, Г.Г.Гагарин, Алябьев).

Декабристы па Северном Кавказе и их взгляды о судьбах горцев. Чернышевский и Добролюбов о борьбе горцев. Историческая наука, литература. Зачатки школьного образования.

Измаил-бей, Хан-Гирей, Ш. Б. Ногмов, Казы-Гирей. Зарождение адыгской литературы. Зачатки школьного образования. Проекты Бековича -Черкасского и Кодзокова об открытии в Кабарде школ.

Кабарда и Балкария в пореформенный период. Земельная и административно-судебная реформы 60-70-х г XIX в.

Земельная реформа. Причины. Поэтапный ее характер. Проекты Орбелиани (1861 г.). Образование Сословно-поземельной комиссии (1863 г.) под председательством Д. С. Кодзокова. Декрет от августа 1863 года. Укрупнение аулов. Наделение крестьян, князей и дворян землей. Установление территории и землепользовании в Балкарии.

Отмена крепостного права. Обострение отношений между крестьянами и пшиорками. Проект владельцев. Условия освобождения у кабардинцев и балкарцев. Политическая борьба вокруг реформы. Оценка реформы.

Административные и судебные преобразования. Разделение Северного Кавказа на Ставропольскую губернию, Терскую и Кубанскую области. Деление Терской области на округа. Создание присяжного суда, «аульных» и участковых судов. Сельская администрация. Значение административной и судебной реформы.

Развитие хозяйства Кабарды и Балкарии в пореформенный период.

Изменение структуры посевных площадей. Рост значения кукурузы и пшеницы в Кабарде. Усовершенствование сельскохозяйственных орудий и транспортных средств. Расширение связи земледелия и скотоводства с рынком. Развитие коневодства и рост его товарности. Особенности развития хозяйства. Террассное земледелие, система орошения.

Ремесленное производство. Войлочное производство. Сукноделие, седельное, кузнечное и ювелирное ремесла. Обработка дерева. Рост количества торговцев и ростовщиков.

Расслоение деревни. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Изменения в землевладении и землепользовании Кабарды. Распродажа князьями и дворянами своих земель. Рост пришлого земледельческого населения. Различные формы аренды у балкарцев. Расслоение деревни па бедных и богатых. Отходничество. Формирование сельской буржуазии.

Крестьянские выступления. Недовольство временнообязанных крестьян. Уклонение от уплаты повинностей, неповиновение, крестьянские бунты и волнения. Волнения в Урусбиевском и Балкарском обществах.

Формирование особых, частей горцев для участия в войне. Кабардино-

Кумыкский полк (Поручик Казы Ахлов, Карашай Садаков, прапорщик Жантемир Куденетов, корнеты Мисост Абаев, Таукан Шакманов и др.). В. А. Черкасский — заведующий гражданской частью освобожденных городов Болгарии. Русское население.

Потомки Разина и Пугачева на Северном Кавказе в XVII— XVIII вв. Колонизация края. Казачество и иногородние. Их хозяйственное развитие. Экономические, культурные и политические связи между новыми поселенцами и местным населением.

Развитие культуры Кабарды и Балкарии в пореформенный период.

Народное образование. Нальчикская горская школа. Педагогические курсы К.Атажукина. Первые сельские начальные школы. Мусульманские школы. Развитие школьного образования в русских населенных пунктах.

Роль Ставропольской гимназии в развитии культуры Кабарды и Балкарии. Создание пансиона для горцев, роль директора гимназии Я. М. Неверова в обучении горцев. Просветители Балкарии в пореформенный период. Султан-бек Абаев, Измаил, Сафар-Али и Науруз Урусбиевы. Просветители Кабарды: Л.М.Кодзоков, А.Г.Кешев, К.Атажукин.

Проникновение в хозяйство капиталистических отношений.

Мелкая промышленность. Развитие товарного земледелия и скотоводства. Банки, кредитные учреждения. Аграрные выступления. Волнения в Нальчике.

9 класс

Кабарда и Балкария в начале XX в.

Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно-демократическими революциями. (1907-февраль 1917гг.) Первая мировая воина.

Волнение в Терско - Кубанском полку. Залимгери Керефов. Вооруженное восстание в Нальчике в декабре 1905года. Крестьянские выступления в 1906 году. Итоги и уроки крестьянских выступлении в 1905-1907 гг. в Кабарде и Балкарии. Политическая обстановка в России, в Кабарде и Балкарии. Рост аграрных противоречии в Кабарде и Балкарии. Зольское восстание кабардинских крестьян Черекское восстание балкарских крестьян. Кабарда и Балкария в период первой мировой войны. Хозяйственная разруха. Углубление социальных противоречий. Участие кабардинцев и балкарцев в войне.

Кабарда и Балкария в период февральской революции.

Революция в центре. Новые ораны власти. Создание в Нальчике и станице Прохладной первых советов рабочих и солдатских депутатов.

Просвещение, наука и литература в Кабарде и Балкарии в конце ХIХв.-начале ХХв. Просвещение. Развитие сети начальных министерских школ в селах Кабарды и Балкарии. Первые учителя: К. Кудашев, И.Камаров, Увжуко и Карачай Блаевы,

М.Энеев, Ахия Джабоев,Т.Шертлоков и др. деятельность русских учителей Л.М.Кучмасова, А.Губернатором, Л.Н. Воробьевой, М. Варлыгина и др. Реальное училище. Просветители Кабарды и Балкарии.

Культурно-просветительные учреждения «Общество для распространения образования» среди кабардинцев и балкарцев. Музейное и библиотечное дело. Создание типографии Измаилом Урусбиевым. Любительский театр. Постановки  пьесы Шеретлокова.

Мусульманские школы. Рост количества медресе. Открытие в 1913 году в Баксане А. Дымовым, М.Гуговым духовной семинарии. Создание Дымовым и Цаговым учебных пособий. Деятельность баксанского мусульманского просветительного центра. Создание в 1917 году братьями Дымовыми типографии и газеты «Адыгэ макъ» (Адыгский голос).

Развитие научно - просветительской мысли в конце ХIХ-начале XX века. Исторические труды Э.М. Кудашева и М.К. Абаева. Фольклорные публикации П.Тамбиева, Т.Кашежева и Урусбиевых. Литература: Б.Пачев,  К.Мечиев.

Материальная культура и быт кабардинцев и балкарцев. Материальная культура.

Материальная  культура: поселения, усадьбы, жилища, башни, внутреннее убранство, одежда, головные уборы, пища, транспорт, прикладное искусств.

Духовная        культура.     Общественный     быт.     Фольклор,     песни,     танцы,      религия.

Взаимопомощь, гостеприимство. Форма бытования некровного родства.

Духовная культура. Семейный быт.  Большая и малая семья, свадебные обряды, воспитание детей Адыгский этикет.  Балкарский адат.

Кабарда и Балкария в 1917-1927 гг.

Кабарда и Балкария в период Октябрьской революции 1917г.

Борьба за власть Советов. Обстановка после февральской буржуазно- демократической революции. Провозглашение в Кабарде и Балкарии Советской власти. Первые преобразования в социально-экономической и культурной сфере. Негативные явления в деятельности Советов.

Кабарда и Балкария в годы Гражданской войны.

Гражданская война: противостояние сторон. Действие Шкуро и Серебрякова Карательные экспедиции отрядов Серебрякова и Чижокова. Выступления Бичерахова в Моздоке. Взятие Нальчика отрядами Серебрякова (7 октября 1918г.). Действия шариатской колонны под командованием Н.Катханова и балкарского полка под командованием К. Ульбашева.

Оккупация Кабарды и Балкарии войсками Деникина. Восстановление старых порядков. Действия белогвардейцев. Развитие партизанского движения. Деятельность Т. Ахохова, Д. Шекихачева, Н.Катханова, Б. Калмыкова, М. Энеева, Ю. Настуева, И. Осокина,

С.Калабекова и др. Восстановление Советской власти в Кабарде и Балкарии.

Кабардино-Балкария в первые годы НЭПа (1920-1927гг). Образование Кабардино- Балкарской автономной области. Трудности и проблемы национальногосударственного строительства в нашем крае. Горская республика. Выделение Кабарды в самостоятельную автономную область. Помощь правительства РСФСР Кабарде. Объединение Кабарды и Балкарии в автономную область. Причины и значение. Восстановление народного хозяйства. Последствия войны. Упадок экономики. Засухи 1921 и 1924 годов. Роль Нэпа в возрождении хозяйства Укрепление крестьянских хозяйств. Помощь государства. Рост производительности земледелия и скотоводства Восстановление и развитие промышленности. Вовлечение женщин в Общественно-политическую жизнь.

Материальное благосостояние и культурный уровень населения. Политические преобразования 1920-1941гг.

Промышленное строительство. Развитие промышленности. Особенности индустриализации в Кабардино- Балкарии. Трудности индустриализации в СССР и в Кабардино-Балкарии. Строительство в Нальчике крупных промышленных предприятии (Баксанской ГЭС).

Коллективизация сельского хозяйства.

Кабардино-Балкарская деревня в конце 20-х -начале 30-х годов. Чрезвычайные меры в ходе хлебозаготовки. Трудности коллективизации. Начало свертывания НЭПа. Протесты против произвола. Баксанское событие в 1930 году. Репрессивные меры. Нарушение принципа добровольности. Директивное планирование колхозного производства. Завершение коллективизации. Извращения в колхозном строительстве.

Уровень жизни. Развитие народного образования.

Ликвидация безработицы. Образование новых населенных пунктов. Жилищное строительство. Развитие здравоохранения. Оплата труда колхозников. Города и рабочие поселки.

Народное образование Создание письменности. Работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Введение всеобщего обязательного начального (1930-1931гг.) и с 1936- семилетнего образования. Среднее и высшее образование. Подготовка национальных учительских кадров. Трудности в развитии народного образования.

Наука, литература, искусство, печать и радио

Печать и радио. Газета «Красная Кабарда», «Карахалк», «Ленинский путь»,

«Ленин гъуэгу», «Ленин джол», «Социалистическая Кабардино-Балкария» (с 1927г.). Вступление в строй радиостанции (11927г.). Создание Кабардино-Балкарского книжного издательтсва (1928г.). Наука и литература. Создание Кабардино- Балкарского научноисследовательского строительства (1926г.), опытной станции (1927г.) и Союза писателей (1926г.). Развитие литературы. Творчество Б. Пачева, К.Мечиева и А.Шогенцукова, А. Кешекова и К. Кулиева, К. Отарова и А. Шортанова, Т. Борукаева, Д. Налоева, А. Будаева и др.

Культурно-просветительные учреждения и искусство. Кино. Клубы горянок. Библиотека. Студия национального искусства (1933г.). Создание Кабардино- Балкарского государственного ансамбля песни и танца. Симфонический оркестр. Детские музыкальные школы. Открытие драматического театра (1937г.). Репрессии против работников культуры.

Образование Кабардино-Балкарской АССР.

Принятие Конституции 1936г. Преобразование Кабардино-Балкарской области в Кабардино-Балкарскую Социалистическую республику. Негативные явления в общественно-политической и культурной жизни Кабардино-Балкарии в конце 20-х 30- х годов. Отрицательные последствия командно - административной системы для народов. Негативные явления и деформация общества.

Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны. Начало войны. Все для фронта, все для победы!

Трудящиеся республики - на защиту Родины. Формирование национальной 115- й Кабардино-Балкарской кавалерийской дивизии. Ее участие в защите Ростовской области и в Сталинградской битве. Перестройка народного хозяйства республики на военный лад. Помощь фронту. Помощь раненым воинам, эвакуированному населению. Забота о семьях фронтовиков. Эвакуация имущества. Кабардино-Балкария в период оборонительных боев. Нальчикская оборонительная операция и причины ее неудачи.

Кабардино-Балкария в период фашистской оккупации.

Оккупационный режим. Ликвидация колхозов и совхозов. Расправа с активистами. Борьба трудящихся в тылу врага. Партизанское движение ( командир отряда Г.М. Царапин, комиссар Ч К.Кудаев). Отважные разведчики М.Куликова, М.Васильева, М. Мечукаев, Шаваев, Х.Алтудов, Ш. Козуб и др. Уничтожение войсками НКВД балкарских сел Сауту и Глашево.

Освобождение Кабардино-Балкарии и начало восстановление народного хозяйства. Освобождение республики от немцев в январе 1943 года. Начало восстановления промышленных предприятии (Тырныаузский комбинат, гидротурбинный завод, Баксанская ГЭС и др.). Восстановление культурных учреждений. Восстановление колхозов и совхозов. Помощь Советского правительства в восстановлении народного хозяйства республики.

Сыны Кабардино-Балкарии в боях за Родину.

Участие воинов из Кабарды и Балкарии в оборонительных боях. Защитники Бреста,

Украинских городов. Сталинграда, Москвы, Ленинграда. Крупный флотоводец А.Головко.

Сыны Кабардино-Балкарии в наступательных боях. Участие воинов из КабардиноБалкарии в действиях партизанских отрядов Украины, Белоруссии и в Европейском сопротивлении. Герои Отечественной войны из Кабардино-Балкарии.

Просчеты и ошибки. Ставки в руководстве военными действиями. Историческое значение победы Советского народа в Великой Отечественной войне1941-1945гг. Нарушение законности. Выселение балкарцев.

Материалы о выселении 70 тыс. карачаевцев, 37713 балкарцев, в бессрочную ссылку Передача Курпского района КБАССР Северной Осетии, ПрйэльбруСЬя'- Грузинской ССР. Трудовой вклад балкарцев в районах поселении. Условия жизнедеятельности балкарцев в Средней Азии н Казахстане.

Режим для спецпереселенцев. Депортация как способ физического истребления этноса, уничтожение культуры народа. Гуманизм и помощь народов Средней Азии и Казахстана выселенным народом народам. Трудовое участие балкарцев в экономическом и.социальном развитии Казахстана и Киргизии.

Послевоенное восстановление и развитие народного хозяйства.

Преодоление последствии войны. Послевоенная пятилетка. Засуха 1946 года и ее последствия для развития сельского хозяйства. Эксплуатация колхозников. Промышленность. Трудовой героизм рабочих и крестьян.

Развитие народного хозяйства Кабарды и Балкарии в середине 50-х середине 60-х годов. Особенности развития промышленности. Строительство

Подготовка рабочих кадров. Изменение структуры промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Дальнейшее ограничение самостоятельности колхозов. Трудности и успехи.

XX съезд и первые мероприятия правительства СССР по реабилитации репрессированных народов. Апрельский пленум ЦК КПСС 1985г.

Общественно-политическая жизнь. Меры по оздоровлению социально- экономической ситуаций в стране и республике. Проблемы экологии и сохранения рекреационных ресурсов республики. Трудности развития экономики. Проявления неформальных и общественно-политических организации. Выборы народных депутатов и сессии Верховных Советов СССР, РСФСР и КБАССР. Декларация о государственном суверенитете КБР. Распад СССР. Создание СНГ. Соглашения с соседними республиками. Федеративный договор. Успехи и недостатки в демократизации общества.

Кабардино-Балкария в конце XX века.

Проблемы развития национальных отношении в Кабардино-Балкарии в 80-90-х годах.

Общественно-политические движения на современном этапе: «Хаса», «Славяне»,

«Тере», «Товуши», Корейское общество, Конгресс кабардинского Народа, Национальный Совет балкарского народа, Казачий круг, Конгресс русскоязычного населения. Возобновления деятельности партии коммунистической ориентации. Перспективы экономического, политического и культурного развития народов, проживающих на территории Кабардино-Балкарской республики. Возвращение балкарского народа в республики. Восстановление автономии балкарского народа. Помощь государства в обустройстве балкарцев. Решение Кадровых вопросов. Издание произведении балкарских писателей. Возобновление работы балкарской, группы, драмтеатра. Проблемы возрождение культуры народа. Улучшение материального положения народа.

Введение пенсионного обеспечения колхозников. Рост жилищного строительства и оплаты труда колхозников. Общественная жизнь.

Успехи и трудности социально-экономического развития республики в середине 60-х -середине 80-х.

Развитие отраслей промышленности. Восьмая пятилетка (1966 - 1970 гг.). Научно- технический прогресс в промышленности. Рост численности рабочих. Научно- технические кадры. Пополнение рабочего класса из коренной национальности. Развитие народного хозяйства в 60-80-х гг.

Социально-экономическое развитие с середины 60-х до начала 80-х гг. Промышленность. Развитие отраслей промышленности. Восьмая пятилетка (1966 - 1970 гг.). Научно-технический прогресс в промышленности. Рост численности рабочих. Научно-технические кадры. Пополнение рабочего класса из коренной национальности.

Сельское хозяйство.

Развитие сельскохозяйственного производства. Передовые колхозы - «Красная Нива», «Красный Кавказ», им. Шогенцукова, «Чегем», «Аргуцан». Герои труда К.Тарчоков, Х..Хажметов, Ш. Муллаев, Х.Бгажноков, С. Атгоев, А Кудряшева.

Просчеты и достижения.

Развитие здравоохранения, туризма, спорта и культуры.

Здравоохранение, туризм и альпинизм, физкультура и спорт.

Становление и развитие здравоохранения. Открытие больниц, поликлиник.

Развитие курорта Нальчик: санатории им.Б.Э.Калмыкова, «Терек», Курортная зона. Туризм и альпинизм. Восхождения на Эльбрус, Чегет. Местные спортсмены- альпинисты. Становление физкультуры и спорта. Развитие велосипедного спорта, легкой атлетики, футбола, конного спорта, различных видов борьбы, бокса.

Народное образование. Развитие науки.

Достижения в развитии исторической науки. Кабардино-Балкарский госуниверситет. Агромелиоративный,        научно-исследовательский и          Высокогорный         институты, Институты кукурузы, искусства, Горного и предгорного садоводства, повышения квалификации, прикладной математики информатики.

Литература, театр, изобразительное искусство.

Писатели и поэты А. Кешоков - Герой Социалистического труда, К.Кулиев - лауреат Ленинской премии. Театр: спектакли а актеры. Художники КБР.

Музыкальное искусство.

Из прошлого национальной музыки. Становление профессиональной музыки.

Композиторы и певцы. Народный артист СССР и России - Ю.Темирканов.

Танцевальное искусство: Кабардино-Балкарский ансамбль песни и пляски. Зарождение ансамбля. Ансамбли песни и танца. Развитие интернациональных связей

Кабардино-Балкарская Республика на современном этапе.

Общественно-политическая жизнь в конце 80-х гг. «Перестройка» - реконструкция экономики и общества. Гласность и демократизация общества. Декларация о государственном           суверенитете КБР.    Развитие        событий         в          Центре           (Москве). Общественно-политическая обстановка в 90-х гг. Президент КБР В.М.Коков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УМК используемый в учебном процессе,  на отдельном листе с указанием номера в Федеральном перечне.

номер

класс

автор

название

издательство

 

 

8

Бекалдиев М,Д.

«история КБР 8-9 классы»

«Эльбрус»

 

9

Бекалдиев М.Д.

«история КБР 8-9 классы»

«Эльбрус»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

8  класс

 

Изучаемый раздел

Модуль воспитательной программы

«Школьный урок»

Количество часов

1.

Раздел I.Введение. Кабарда и Балкария с древнейших времен до конца XV века

Международный день распространения грамотности

10

2.

Раздел II. Кабарда и Балкария в XVI–XVIII веках.

День начала Нюрнбергского процесса

9

3.

Раздел III. Кабарда и Балкария в XIX веке

День космонавтики

16

 

ИТОГО

 

35

 

 

 

 

 

9  класс

 

Изучаемый раздел

Модуль воспитательной программы

«Школьный урок»

Количество часов

1.

Глава VII.Кабарда и Балкария в начале XX в.

Международный день распространения грамотности

3

     2.

Глава VIIIМатериальная культура и быт кабардинцев и балкарцев.

 

3

     3.

 Глава IX Кабарда и Балкария в 1917-1927 гг.

 

3

    4.

Глава X Материальное благосостояние и культурный уровень населения.

 

 

6

     5.

 Глава XIКабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны.

День начала Нюрнбергского процесса

3

     6.

Глава XII Насильственное выселение балкарцев. Восстановление автономии балкарского народа.

 

3

     7.

 Глава XIII Кабардино-Балкария в 40-60-х гг.

День космонавтики

2

     8.

Глава XIV. Развитие народного хозяйства в 60-80 гг.

 

3

     9.

Глава XV.Развитие здравоохранения,

 

2


 

туризма, спорта и культуры.

 

 

    10.

Развитие Кабардино – Балкарии на современном этапе.

 

7

     

ИТОГО

 

35

 

18

 

Рабочая программа 8-9 класс история КБР

Рабочая программа 8-9 класс история КБР

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Планируемые результаты изучения учебного предмета

КБР; • соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества,…

КБР; • соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества,…

Кабарды и Балкарии в эпоху средневековья; -характеризовать положение, развитие, быт различных социальных групп кабардинского и балкарского обществ; -иметь представление о религии средневековых кабардинцев и балкарцев;…

Кабарды и Балкарии в эпоху средневековья; -характеризовать положение, развитие, быт различных социальных групп кабардинского и балкарского обществ; -иметь представление о религии средневековых кабардинцев и балкарцев;…

Кавказа в пореформенное время; -представлять положение основных социальных групп

Кавказа в пореформенное время; -представлять положение основных социальных групп

Разложение первобытнообщинного строя и развитие патриархального общества

Разложение первобытнообщинного строя и развитие патриархального общества

Отрицательное влияние нашествия монголов на экономику местного населения

Отрицательное влияние нашествия монголов на экономику местного населения

Кайнарджийский мир и признание

Кайнарджийский мир и признание

Связи Шамиля с представителями

Связи Шамиля с представителями

Расслоение деревни. Русско-турецкая война 1877-1878 гг

Расслоение деревни. Русско-турецкая война 1877-1878 гг

Кабарда и Балкария в период первой мировой войны

Кабарда и Балкария в период первой мировой войны

Гражданская война: противостояние сторон

Гражданская война: противостояние сторон

Среднее и высшее образование.

Среднее и высшее образование.

Тырныаузский комбинат, гидротурбинный завод,

Тырныаузский комбинат, гидротурбинный завод,

Федеративный договор. Успехи и недостатки в демократизации общества

Федеративный договор. Успехи и недостатки в демократизации общества

Становление физкультуры и спорта

Становление физкультуры и спорта

УМК используемый в учебном процессе, на отдельном листе с указанием номера в

УМК используемый в учебном процессе, на отдельном листе с указанием номера в

Тематическое планирование 8 класс №

Тематическое планирование 8 класс №

Глава IX Кабарда и Балкария в 1917-1927 гг

Глава IX Кабарда и Балкария в 1917-1927 гг

Развитие Кабардино – Балкарии на современном этапе

Развитие Кабардино – Балкарии на современном этапе

18

18
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2023