Рабочая программа Алгебра. 7 класс
Сознательное овладение учащимися системой алгебраических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира, пространственные формы. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Арифметика, алгебра и геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике, алгебре, геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического, алгебраического и геометрического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении арифметических, алгебраических и геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте алгебры и геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, математика развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения. Активное использование и решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности школьников.
Изучение математики позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей. Важнейшей задачей школьного курса математики является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Показывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, математика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе алгебры 7-9 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика, алгебра, функции, вероятность и статистика. Наряду с этим в содержание включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира.
Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений также являются задачами изучения алгебры. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений.
Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели ля описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение.
В 7 классе этот раздел представлен темой «Статистические характеристики». При изучении статистики обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательнх учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 часов из расчета 5 часов в неделю с 5 по 9 класс. Рабочая программа по алгебре для 7 класса рассчитана на 3 часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способностиобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентно-
сти);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные:
1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
5) умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для
решения и исследования уравнений, неравенств, систем применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить график функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
7) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
8) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Планируемые предметные результаты изучения курса алгебры в 7 классе
Обучающийся научится:
· выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
· сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
· выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
· использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
· владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
· выполнять преобразования выражений, содержащих степени с натуральными показателями;
· выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами;
· выполнять разложение многочленов на множители;
· решать линейные уравнения с одной переменной, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
· понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
· применять графические представления для исследования линейных уравнений, исследования и решения систем линейных уравнений с двумя переменными;
· понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
· строить графики элементарных функций: у=кх + b, у = х2 и у = х3; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
· понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами;
· использовать простейшие способы представления статистических данных и простейшие статистические характеристики (среднее арифметическое, размах, мода, медиана) для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
Обучающийся получит возможность:
· научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ; научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
· применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения); овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики; ИЗУЧЕНИЯ КУРСАГЕБРЫ
· применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты; проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера;
· использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса;
· приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока
|
Основное содержание раздела |
Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) |
|
Выражения, тождества, уравнения ( 22 часа) |
||||
1 |
Числовые арифметические выражения. |
Выражения. Преобразование выражений: приведение подобных слагаемых, раскрытие скобок в сумме или разности выражений. Область допустимых значений переменной в выражениях. Уравнения с одной переменной ( ах = b и сводящиеся к ним). Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода, медиана.
|
· Находить значения числовых выражений, а также выражений с переменными при указанных значениях переменных. · Использовать знаки >,<, считать и составлять двойные неравенства. · Выполнять простейшие преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки в сумме или разности выражений. · Решать уравнения вида ах = b при различных значениях а и b, а также несложные уравнения, сводящиеся к ним. · Использовать аппарат уравнений для решения текстовых задач, интерпретировать результат. · Использовать простейшие статистические характеристики (среднее арифметическое, размах, мода, медиана) для анализа ряда данных в несложных ситуациях. |
|
2 |
Вычисление числовых выражений. |
|||
3 |
Выражения с переменными. |
|||
4 |
Допустимые значения переменных в выражениях. Формулы. |
|||
5 |
Сравнение значений выражений. |
|||
6 |
Свойства действий над числами. |
|||
7 |
Тождества. |
|||
8 |
Тождественные преобразования выражений. |
|||
9 |
Тождественные преобразования выражений |
|||
10 |
Контрольная работа №1 по теме «Числовые и алгебраические выражения. Тождественные преобразования выражений» |
|||
11 |
Уравнение и его корни. |
|||
12 |
Уравнение и его корни. |
|||
13 |
Линейное уравнение с одной переменной. |
|||
14 |
Решение линейных уравнений. |
|||
15 |
Решение задач с помощью уравнений. |
|||
16 |
Решение задач с помощью уравнений. |
|||
17 |
Решение задач с помощью уравнений. |
|||
18 |
Среднее арифметическое, размах и мода. |
|||
19 |
Среднее арифметическое, размах и мода. |
|||
20 |
Медиана как статистическая характеристика. |
|||
21 |
Медиана как статистическая характеристика. |
|||
22 |
Контрольная работа №2 по теме «Уравнения с одной переменной» |
|||
Функции ( 11 часов) |
||||
23 |
Что такое функция. |
Функции и их графики. Прямая пропорциональность. Линейная функция и её график.
|
· Вычислять значения функции, заданной формулой, составлять таблицы значений функции. · По графику функции находить значение функции по известному значению аргумента и решать обратную задачу. · Строить графики прямой пропорциональности и линейной функции, описывать свойства этих функций. · Понимать, как влияет знак коэффициента к на расположение в координатной плоскости графика функции у = кх, где к ≠ 0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций вида у=кх + b. · Интерпретировать графики реальных зависимостей, описываемых формулами вида у =кх, где к≠0, у=кх+b |
|
24 |
Вычисление значений функции по формуле. |
|||
25 |
Вычисление значений функции по формуле. |
|||
26 |
График функции. |
|||
27 |
График функции. |
|||
28 |
Прямая пропорциональность и ее график. |
|||
29 |
Прямая пропорциональность и ее график. |
|||
30 |
Линейная функция и ее график. |
|||
31 |
Линейная функция и ее график. |
|||
32 |
Взаимное расположение графиков линейных функций. |
|||
33 |
Контрольная работа №3 по теме «Функции» |
|||
Степень с натуральным показателем (11 часов) |
||||
34 |
Определение степени с натуральным показателем. |
Степень и её свойства. Одночлены. Умножение одночленов и возведение одночленов в степень. Графики функций у = х2 и у = х3.
|
· Вычислять значения выражений вида аn, где а - произвольное число, n - натуральное число, устно и письменно, а также с помощью калькулятора. · Формулировать, записывать в символической форме и обосновывать свойства степени с натуральным показателем. · Применять свойства степени для преобразования выражений. · Выполнять умножение одночленов и возведение одночленов в степень. · Строить графики функций у = х2 и у = х3. Решать графически уравнения х2 = кх + Ь, х3 = кх + Ь, где к и b — некоторые числа. |
|
35 |
Умножение и деление степеней. |
|||
36 |
Умножение и деление степеней. |
|||
37 |
Возведения в степень произведения и степени. |
|||
38 |
Возведения в степень произведения и степени. |
|||
39 |
Одночлен и его стандартный вид. |
|||
40 |
Умножение одночленов. Возведение одночленов в степень. |
|||
41 |
Умножение одночленов. Возведение одночленов в степень. |
|||
42 |
Функции у = х2 и у = х3и их графики |
|||
43 |
Функции у = х2 и у = х3и их графики |
|||
44 |
Контрольная работа №4 по теме «Степень с натуральным показателем» |
|||
Многочлены (17 часов) |
||||
45 |
Многочлен и его стандартный вид |
Многочлен, степень многочлена. Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена и многочлена. Произведение многочленов
|
· Записывать многочлен в стандартном виде, определять степень многочлена. · Выполнять сложение и вычитание многочленов, умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен. · Выполнять разложение многочленов на множители, используя вынесение множителя за скобки и способ группировки. · Применять действия с многочленами при решении разнообразных задач, в частности при решении текстовых задач с помощью уравнений. |
|
46 |
Сложение и вычитание многочленов |
|||
47 |
Сложение и вычитание многочленов |
|||
48 |
Умножение одночлена на многочлен |
|||
49 |
Использование умножения одночлена на многочлен при преобразовании алгебраических выражений и решении уравнений |
|||
50 |
Использование умножения одночлена на многочлен при преобразовании алгебраических выражений и решении уравнений |
|||
51 |
Вынесение общего множителя за скобки |
|||
52 |
Вынесение общего множителя за скобки |
|||
53 |
Вынесение общего множителя за скобки |
|||
54 |
Контрольная работа №5 по теме «Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена и многочлена»
|
|||
55 |
Умножение многочлена на многочлен |
|||
56 |
Умножение многочлена на многочлен |
|||
57 |
Разложение многочлена на множители способом группировки |
|||
58 |
Разложение многочлена на множители способом группировки |
|||
59 |
Доказательство тождеств |
|||
60 |
Доказательство тождеств |
|||
61 |
Контрольная работа №6 по теме «Многочлены»
|
|||
Формулы сокращённого умножения (19 часов) |
||||
62 |
Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений |
Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов. Сумма и разность кубов. Преобразование целых выражений.
|
· Доказывать справедливость формул сокращённого умножения, применять их в преобразованиях целых выражений в многочлены, а также для разложения многочленов на множители. · Использовать различные преобразования целых выражений при решении уравнений, доказательстве тождеств, в задачах на делимость, в вычислении значений некоторых выражений с помощью калькулятора. |
|
63 |
Возведение в куб суммы и разности двух выражений |
|||
64 |
Возведение в куб суммы и разности двух выражений |
|||
65 |
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности |
|||
66 |
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности |
|||
67 |
Умножение разности двух выражений на их сумму |
|||
68 |
Умножение разности двух выражений на их сумму |
|||
69 |
Разложение разности квадратов на множители |
|||
70 |
Разложение разности квадратов на множители |
|||
71 |
Разложение на множители суммы и разности кубов |
|||
72 |
Разложение на множители суммы и разности кубов |
|||
73 |
Контрольная работа №7 по теме «Квадрат суммы и разности. Разность квадратов. Сумма и разность кубов» |
|||
74 |
Преобразование целого выражения в многочлен |
|||
75 |
Преобразование целого выражения в многочлен |
|||
76 |
Применение различных способов разложения на множители |
|||
77 |
Применение различных способов разложения на множители |
|||
78 |
Применение преобразований целых выражений |
|||
79 |
Применение преобразований целых выражений |
|||
80 |
Контрольная работа №8 по теме «Формулы сокращенного умножения» |
|||
Системы линейных уравнений (16 часов) |
||||
81 |
Линейное уравнение с двумя переменными |
Линейные уравнения с двумя переменными. График уравнения ах + by = с. Системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем линейных уравнений способом подстановки и способом сложения.
|
· Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными. · Находить путём перебора целые решения линейного уравнения с двумя переменными. · Строить график уравнения ах + by = с, где а ≠ 0 или b ≠ 0. · Решать графическим способом системы линейных уравнений с двумя переменными. · Применять способ подстановки и способ сложения при решении систем линейных уравнений с двумя переменными. · Решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений. · Интерпретировать результат, полученный при решении системы.
|
|
82 |
График линейного уравнения с двумя переменными |
|||
83 |
График линейного уравнения с двумя переменными |
|||
84 |
Системы линейных уравнений с двумя переменными |
|||
85 |
Системы линейных уравнений с двумя переменными |
|||
86 |
Способ подстановки |
|||
87 |
Способ подстановки |
|||
88 |
Способ подстановки |
|||
89 |
Способ сложения |
|||
90 |
Способ сложения |
|||
91 |
Способ сложения |
|||
92 |
Применение различных способов для решения систем линейных уравнений с двумя переменными |
|||
93 |
Решение задач с помощью систем уравнений |
|||
94 |
Решение задач с помощью систем уравнений |
|||
95 |
Решение задач с помощью систем уравнений |
|||
96 |
Контрольная работа №9 по теме «Системы линейных уравнений» |
|||
97-102 |
Повторение (6часов) |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.