Рабочая программа "Чтение и альтернативное чтение" 12 класс
Оценка 5

Рабочая программа "Чтение и альтернативное чтение" 12 класс

Оценка 5
docx
26.05.2023
Рабочая программа "Чтение и альтернативное чтение" 12 класс
Чтение и альтернативное чтение.docx

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа  по предмету «Чтение и альтернативное чтение» для учащихся 12 класса с тяжёлой умственной отсталостью разработана  на основе  следующих документов:

- Приказа  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2)  ГКОУ « Котовская школа-интернат», 2020;

- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Санитарно-эпидемиологических правил   и нормативов  СанПиН   2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28).;

- Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой – СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.- 480с.;

- Программы специального (коррекционного) основного общего образования для учащихся со сложной структурой дефекта «Воспитание и обучении е детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития»  / под.ред. И.М. Бгажноковой/;

- Положения о порядке  разработки и утверждения рабочих программ в  ГКОУ  «Котовская школа-интернат»;

- Учебного плана для обучающихся с ТМНР (Вариант II)  на 2022-2023 учебный год;

- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

- Устава  ГКОУ «Котовская школа-интернат».

Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности их общения и образования.

 Поэтому формирования навыков коммуникативного поведения направлено через использования средств невербальной' коммуникации.

Реализация программы рассчитана на 1 год. На изучение предмета отво­дится 3 часа в неделю, всего –  102 часа в год

2.Общая характеристика учебного предмета.

Работа по развитию речи и формированию навыка чтения должна строиться с учетом того, что у глубоко умственно отсталых детей, нарушены все компоненты речи: как произносительная сторона, так и лексическое, грамматическое и фонематическое развитие.

Отмечается выраженное ограничение словарного запаса, которое проявляется в том, что дети пользуются только обиходными словами, часто употребляют слова в неточном значении, подменяя их по сходству, по ситуации, по звуковому составу. Нарушено овладение грамматическими формами языка: опускаются предлоги, недоговариваются или неправильно употребляются окончания, категории числа, имеются затруднения в согласовании и управлении слов в предложении.

Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка. Поскольку речь не может быть использована детьми с умеренной умственной отсталостью в полной мере, в основу предмета «Чтение и альтернативное чтение» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе как вербальной, так и невербальной коммуникации.

Учитывая значительные ограничения вербальной коммуникации, предмет «Чтение и альтернативное чтение» предполагает обучение учащихся альтернативным приёмам работы с различными видами доступной информации.

 

Цель обучения чтению:

 - расширение возможностей учащихся общаться и обучаться за счет усвоения основ грамоты и доступных средств коммуникации;

- обеспечение необходимой мотивации слушания и самостоятельного рассматривания книг-картинок;

- формирование круга чтения;

- создание условий для формирования фундаментальной основы социального взаимодействия в системе невербальных средств общения

-развитие связной устной речи,

- изучение звуков и букв русского алфавита;   

 В процессе обучения  чтению решаются следующие задачи:                                                             

 - развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной    деятельности в целом;

  - расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире;                                   

- формирование положительных личностных качеств учеников;  

- создание условий для организации речевой среды, пробуждения речевой активности;

- создание условий для расширения словарного запаса активного и пассивного словаря, связанного с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта;

- создание условий для формирования первичных ценностных представлений учащихся о книгах и иллюстрациях;

- создание условий для знакомства учащихся с жестовыми, изобразительными средствами выразительности;

- создание условий для приобщения к словесному искусству в доступных для учащихся ситуациях;

- создание условий для знакомства с простыми по содержанию сказками, стихотворениями, потешками;

- развитие коммуникативных функций речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;                                                                       

 Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции  недостатков  развития.

Уроки чтения в коррекционной школе проводятся с учетом особенностей развития  детей с нарушением интеллекта. Этим объясняется небольшой объем требований, предъявляемых к учащимся специальной школы и учитывающих определенную динамику их развития .

 

3.Место учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Чтение и альтернативное чтение», образовательная область- «Язык и речевая практика».

Срок изучения учебного предмета по данной программе - 1 год.

Количество часов на изучение предмета – 3 часа в неделю, 102 часа в год;

Количество учебных недель - 34.

 

4. Содержание учебного предмета.

Содержание курса выстроено с учётом психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, возрастных особенностей школьников, общих и специальных педагогических принципов.

Разделы программ

№ п/п

Название раздела

Содержание раздела

Количество часов

1

 Осень пришла – в школу пора!

Работа по картинкам.

Все куда-нибудь идут. По В. Голявкину.

Первый урок.

Мы рисуем.

Грибной лес (в сокращении) Я. Аким

Работа по картинкам.

Слон Бэби (отрывок). По В. Дурову.

Птичья школа (в сокращении). Б. Заходер.

Осенние подарки. По Н. Сладкову

В парке.

Работа по картинкам.

Падают, падают листья… М. Ивенсен

Осенний лес. По В. Корабельникову

Всякой вещи своё место. По К. Ушинскому

Хозяин в доме. Д. Летнёва

Зачем дети ходят в школу? По В. Голявкину

Серый вечер. По А. Тумбасову

24

2

Почитаем - поиграем.

Одна буква.  По А. Шибаеву

Слоги (в сокращении).  А. Усачёв

Работа по картинкам.

Дразнилка По С. Иванову с

Черепаха. К. Чуковский

Шумный Ба-Бах. Дж. Ривз

Работа по картинкам.

Загадки

Доскажи словечко

Кто квакает, кто крякает, а кто каркает

12

3

Ой ты, зимушка-зима!

Первый снег (в сокращении). Я Аким

Большой снег. По Э. Киселёвой

Снежный колобок. По Н. Калининой

Снеговик-новосёл. По С. Вангели

Воробышкин домик. По Е. Шведеру

Зимние картинки (в сокращении). Г. Галина

Миша и Шура. Е. Самойлова

Купили снег. Ш. Галиев

Буратиний нос. По Г. Юдину

Живи, ёлочка! (в сокращении). И. Токмакова

Про ёлки. По В. Сутееву

Коньки купили не напрасно. По В. Голявкину

Ромашки в январе. По М. Пляцковскому

Мороз и заяц (рус.нар.сказка)

Вьюга (литовская нар.сказка)

На лесной полянке. По Г. Скребицкому

27

4

В гостях у сказки

Лиса и волк (рус.нар.сказка)

Гуси и лиса (рус.нар.сказка)

Лиса и козёл (рус.нар.сказка)

Мышка вышла гулять. По Л. Толстому

Работа по картинкам

Волк и баран (литовская сказка)

Сказка о том, как зайцы испугали серого волка. По С. Прокофьевой

Рак  и ворона (литовская сказка)

Заяц и черепаха (казахская сказка)

Благодарный медведь (мордовская сказка)

Как белка и заяц друг друга не узнали (якутская сказка)

Волк и ягнёнок (армянская сказка)

Умей обождать! (рус.нар.сказка)

23

5

Животные рядом с нами

Умная собака (индийская сказка)

Работа по картинкам.

Я домой пришла! По Э. Шиму

Лошадка (рус.нар.присказка)

Кролики. По Е. Чарушину

Баран. В. Лифшиц

Храбрый утёнок. По Б. Житкову

Всё умеют сами. По Э. Шиму

Котёнок. М. Бородицкая

Три котёнка. По В. Сутееву

Петушок с семьёй. По К. Ушинскому

Упрямые козлята

Пёс (в сокращении). В Лифшиц

17

 

ВСЕГО

 

103

 

5. Требования к уровню подготовки учащихся.

При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в уровне развития учащихся и индивидуальный характер восприятия ими образовательных знаний и умений.

К концу учебного года учащийся 1 группы должен знать и уметь

- правильно участвовать в  беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь);

- составлять простые нераспространенные предложения на основе  действия, изображенного на картинке (с помощью учителя);

  -связно  отвечать  вопросы ( с помощью учителя);

- 2-3 стиха наизусть

-читать прямые и обратные слоги с изученными буквами (с помощью учителя);                                                                             

- отвечать на вопросы учителя по тексту (по наводящим вопросам);                                                                         

  -составлять простые предложения по вопросам и по картинке под контролем учителя.                                                                                                                   

                                                                                                                                 

К концу учебного года учащиеся 2 группы должны знать и уметь:

-выполнять логопедические и мимические упражнения (по подражанию);

- участвовать в играх- имитациях, в музыкально – дидактических играх.

-графические изображения: времени года, явлений природы;                                     

-осмысливать простые изображения;                                                                                     

- показывать персонажей коротких произведений (с помощью учителя);                                                                                               

- самостоятельно (иногда с помощью учителя) выбирать нужную картинку из серии предложенных.   

               

 

6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.

 Оценка знаний и умений обучающихся будет проводиться по пятибальной системе. Преобладающей формой текущего контроля выступает устный  контроль (чтение изученных букв и слогов с ними).

 

 

7. Календарно-тематическое  планирование  по  предмету  «Чтение и альтернативное чтение»

п/п

Дата

Тематические блоки. Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

I четверть 24 ч

1

05.09

Вводный урок. Инструктаж по ТБ и правилам поведения.

1

 

 Уч-к «Чтение» 2 класс, 1 часть

 

 

 

http://www.akl.sinjz.ru/skazki

 

 

 

 

Учительский портал  http://www.uchportal.ru

 

 

 

Осень пришла – в школу пора!

 

 

2

06.09

Работа по картинкам. С.3-4

1

 

 

 

 

Индивидуально-дифференцированная деятельность с целью вовлечения учащихся в учебный процесс

3

07.09

Все куда-нибудь идут. По В. Голявкину. С.5

1

4

12.09

Первый урок. С.6

1

5

13.09

Мы рисуем. С.7

1

6

14.09

Грибной лес (в сокращении) Я. Аким с.8

1

7

19.09

Входной контроль уровня знаний.

1

8

20.09

Работа по картинкам. С.9

1

9

21.09

Слон Бэби (отрывок). По В. Дурову. С.10

1

10

26.09

Птичья школа (в сокращении). Б. Заходер. С.11

1

11

27.09

Осенние подарки. По Н. Сладкову с.12

1

12

28.09

В парке. С.14

1

13

03.10

Работа по картинкам. С.15

1

14

04.10

Падают, падают листья… М. Ивенсен с.16

1

15

05.10

Осенний лес. По В. Корабельникову с.17

1

16

10.10

Всякой вещи своё место. По К. Ушинскому с.18

1

17

11.10

Работа по картинкам. С.19

1

18

12.10

Хозяин в доме. Д. Летнёва с.20

1

19

17.10

Зачем дети ходят в школу? По В. Голявкину с.21

1

20

18.10

Работа по картинкам. С.22

1

21

19.19

Серый вечер. По А. Тумбасову с.23

1

22

24.10

Работа по картинкам.

1

23-24

25, 26.10

Закрепление пройденного.

2

 

II четверть 24 ч

 

 

Почитаем - поиграем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электронная библиотека учебников и методических материаловhttp://window.edu.ru

 

 

 

1

07.11

Одна буква.  По А. Шибаеву с.25

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально-дифференцированная деятельность с целью адекватного управления ходом развития возможностей учащихся.

2

08.11

Слоги (в сокращении).  А. Усачёв с.26

1

3

09.11

Работа по картинкам. С.27

1

4

14.11

Дразнилка По С. Иванову с.28

1

5

15.11

Черепаха. К. Чуковский с.30

1

6

16.11

Шумный Ба-Бах. Дж. Ривз с.31

1

7

21.11

Работа по картинкам. С.32

1

8

22.11

Загадки с.33

1

9

23.11

Доскажи словечко с.34

1

10

28.11

Кто квакает, кто крякает, а кто каркает с.35

1

11-12

29,30.11

Закрепление пройденного.

2

 

 

Ой ты, зимушка-зима!

 

13-14

05,06.12

Первый снег (в сокращении). Я Аким с.77

2

15

07.12

Большой снег. По Э. Киселёвой с.78

1

16

12.12

Снежный колобок. По Н. Калининой с.79

1

17-18

13,14.12

Снеговик-новосёл. По С. Вангели с.80

2

19-20

19,20.12

Воробышкин домик. По Е. Шведеру с.82

2

21

21.12

Зимние картинки (в сокращении). Г. Галина с.84

1

22

26.12

Миша и Шура. Е. Самойлова с.85

1

23-24

27,28.12

Закрепление пройденного

2

III четверть 32 ч

1-2

09,10.01

ТБ и правила поведения на уроках. Повторение пройденного.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики  http://moi-sat.ru

 

 

 

 

3

11.01

Купили снег. Ш. Галиев с.86

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально-дифференцированная деятельность с целью создания благоприятного психологического климата на уроке.

4

16.01

Буратиний нос. По Г. Юдину с.87

1

5

17.01

Живи, ёлочка! (в сокращении). И. Токмакова с.88

1

6

18.01

Про ёлки. По В. Сутееву с.89

1

7-8

23,24.01

Коньки купили не напрасно. По В. Голявкину с.90

2

9-10

25,30.01

Ромашки в январе. По М. Пляцковскому с. 92

2

11

31.01

Мороз и заяц (рус.нар.сказка) с. 94

1

12

01.02

Вьюга (литовская нар.сказка) с.95

1

13

06.02

На лесной полянке. По Г. Скребицкому с.96

1

14-15

07,08.02

Закрепление пройденного.

2

 

 

В гостях у сказки

 

16-17

13,14.02

Лиса и волк (рус.нар.сказка) с.38

2

18-19

15,20.02

Гуси и лиса (рус.нар.сказка) с.40

2

20

21.02

Лиса и козёл (рус.нар.сказка) с.42

1

21

22.02

Мышка вышла гулять. По Л. Толстому с.43

1

22

27.02

Работа по картинкам

1

23

28.02

Волк и баран (литовская сказка)

1

24

01.03

Сказка о том, как зайцы испугали серого волка. По С. Прокофьевой с.46

1

25-26

06,07.03

Рак  и ворона (литовская сказка) с. 47

2

27-28

13,14.03

Заяц и черепаха (казахская сказка) с. 48

2

29-30

15,20.03

Благодарный медведь (мордовская сказка) с.50

2

 

31-32

21,22.03

Закрепление пройденного.

2

 

 IV  четверть 23 ч

1

03.04

Работа по картинкам с.51

1

 

 

 

 

 

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

 

2

04.04

Как белка и заяц друг друга не узнали (якутская сказка) с. 52

1

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально-дифференцированная деятельность с целью учёта особенностей каждого ребёнка

3

05.04

Волк и ягнёнок (армянская сказка) с. 53

1

4

10.04

Умей обождать! (рус.нар.сказка) с.54

1

5-6

11,12.04

Закрепление пройденного.

2

 

 

Животные рядом с нами

 

7

17.04

Умная собака (индийская сказка) с.59

1

8

18.04

Работа по картинкам. С.60

1

9

19.04

Я домой пришла! По Э. Шиму с. 61

1

10

24.04

Лошадка (рус.нар.присказка) с.62

1

11

25.04

Кролики. По Е. Чарушину с.63

1

12

26.04

Баран. В. Лифшиц с.64

1

13

02.05

Работа по картинкам. С.65

1

14

03.05

Храбрый утёнок. По Б. Житкову с.66

1

15

10.05

Всё умеют сами. По Э. Шиму с.67

1

16

15.05

Котёнок. М. Бородицкая с. 68

1

17

16.05

Работа по картинкам с. 69

1

18

17.05

Три котёнка. По В. Сутееву с.70

1

19

22.05

Итоговый контроль знаний

1

20

23.05

Петушок с семьёй. По К. Ушинскому с.72

1

21

24.05

Упрямые козлята с. 73

1

22

29.05

Пёс (в сокращении). В Лифшиц с.74

1

23

30.05

Закрепление и обобщение изученного

1

 

 

8. График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ.

 

Тема

Дата

1

Входной контроль уровня знаний.

19.09.22

5

Итоговый контроль знаний

22.05.23

 

9. Описание учебно-методического и материально – технического образовательного процесса.

Учебно-методическая литература:

1.С.Ю.Ильина, А.К.Аксёнова, Т.М.Головкина, М.И.Шишкова  Чтение, 2 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват.программы. В 2ч. Ч.1 – 8-е изд. - М.: Прсвещение, 2019. – 102с.

2.Баряева Л.Б. "Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью", СПБ, 2011

3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и его игрушки. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008

4. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год, 88 страниц

5.Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1 - М.: ВЛАДОС, 2005

6. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с.

7.Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей - М.: Издательство Гном и Д, 2008.-64 с

8.Комарова С.В. Речевая практика 1 класс: учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват.программы/ С.В.Комарова – М.: Просвещение, 2017. – 95с.: ил.

9. Лынская М. И. Формирование речевой деятеяльности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий : [пособие для учителя-дефектолога] /М.И. Лынская ; под ред. С.Н. Шаховской. — М. : ПАРАДИГМА, 2012. — 128 с. — (Специальная коррекционная педагогика).

10.Методическое пособие. /Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2006.

11. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам / Пер. с англ. Н. Нов¬город, 1992

12.Течнер С. "Введение в альтернативную коммуникацию", М., Теревинф, 2014.

13. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

14. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. СПб., 1998.

15. Янушко Е.А Игры с аутичным ребенком.-М.: Теревинф, 2004.

16.Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие. /Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2006.

Дидактический материал: фотографии, игрушки, предметные картинки, картинки действий, пиктограммы.


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «Чтение и альтернативное чтение» для учащихся 12 класса с тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе следующих документов: -

Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «Чтение и альтернативное чтение» для учащихся 12 класса с тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе следующих документов: -

Цель обучения чтению : - расширение возможностей учащихся общаться и обучаться за счет усвоения основ грамоты и доступных средств коммуникации; - обеспечение необходимой мотивации слушания…

Цель обучения чтению : - расширение возможностей учащихся общаться и обучаться за счет усвоения основ грамоты и доступных средств коммуникации; - обеспечение необходимой мотивации слушания…

Осень пришла – в школу пора! Работа по картинкам

Осень пришла – в школу пора! Работа по картинкам

Ой ты, зимушка-зима! Первый снег (в сокращении)

Ой ты, зимушка-зима! Первый снег (в сокращении)

К концу учебного года учащийся 1 группы должен знать и уметь : - правильно участвовать в беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова…

К концу учебного года учащийся 1 группы должен знать и уметь : - правильно участвовать в беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова…

Учительский портал http://www

Учительский портал http://www

Слоги (в сокращении). А. Усачёв с

Слоги (в сокращении). А. Усачёв с

Рак и ворона (литовская сказка) с

Рак и ворона (литовская сказка) с

Тема Дата 1

Тема Дата 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2023