1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Техническое черчение
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), входящей в укрупненную группу 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке рабочих:
19861 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
1.2. Место дисциплины в структуре ППКРС: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины у обучающегося формируются следующие общие компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.2. Изготовлять приспособления для сборки и ремонта.
ПК 1.3. Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта.
ПК 3.1. Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования.
ПК 3.2. Производить техническое обслуживание электрооборудования согласно технологическим картам.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
общие сведения о сборочных чертежах,
назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах,
правила оформления и чтения рабочих чертежей;
основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;
геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;
требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем;
приемы построения проекций моделей;
понятие эскиза, его назначение и этапы выполнения;
правила простановки габаритных, установочных, присоединительных и монтажных размеров;
правила чтения сборочных чертежей;
последовательность выполнения сборочного чертежа по эскизам деталей;
виды электрических схем, их особенности и характеристики.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;
пользоваться технической и справочной литературой;
изображать и обозначать стандартные и специальные резьбовые соединения;
читать электрические схемы малой и средней сложности, производить маркировку.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Рабочим учебным планом КГБПОУ СПО «Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса» предусмотрено:
максимальной учебной нагрузки обучающихся 87 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 58 час;
самостоятельной работы обучающихся 29 часов.
Распределение часов вариативной части
Наименование, номер темы (раздела) |
Знания, умения |
Количество часов |
Обоснование введения |
Тема 1.1. Основные правила оформления чертежей |
З. требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем У. пользоваться технической и справочной литературой
|
1 |
получение дополнительных умений и знаний в соответствии с запросами работодателей |
Тема 1.2. Геометрические построения |
З. -геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем
|
2 |
углубление подготовки (повышение уровня усвоения) |
Тема 2.1. Машинострои- тельные чертежи
|
З. - правила оформления и чтения рабочих чертежей; - основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации - приемы построения проекций моделей - понятие эскиза, его назначение и этапы выполнения У. - читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов
|
4 |
получение дополнительных умений и знаний в соответствии с запросами работодателей |
Тема 2.2. Сборочные чертежи и схемы
|
З. - общие сведения о сборочных чертежах, - назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах - правила простановки габаритных, установочных, присоединительных и монтажных размеров. - Правила чтения сборочных чертежей - последовательность выполнения сборочного чертежа по эскизам деталей;
У. - читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов У. изображать и обозначать стандартные и специальные резьбовые соединения
|
5 |
получение дополнительных умений и знаний в соответствии с запросами работодателей |
Тема 4.1. Чтение и выполнение чертежей по профессии
|
З. - требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем З. виды электрических схем, их особенности и характеристики У. - читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов У. читать электрические схемы малой и средней сложности, производить маркировку
|
5 |
получение дополнительных умений и знаний в соответствии с запросами работодателей |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
87 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
58 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
- |
практические занятия |
17 30 |
контрольные работы |
2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
29 |
в том числе: |
|
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - оформление графических работ; - подготовка презентаций по дисциплине «Техническое черчение» к изучаемым темам; - выполнение творческих заданий - поиск информации в сети Интернет
|
10
6
4 6 3 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Техническое черчение
Наименование разделов и тем |
|
Содержание учебного материала, практические и контрольные работы |
Формируемые ОК и ПК |
Активные формы проведения занятий |
Формы и темы внеаудиторных самостоятельных работ |
Объем часов
|
Уровень освоения |
||
кол-во обязательных аудиторных работ |
кол-во часов внеаудиторных с/р
|
|
|||||||
Раздел 1. Геометрическое и проекционное черчение |
25 |
14 |
|
||||||
Тема 1.1. Основные правила оформления чертежей
|
Содержание учебного материала |
|
|
|
2 |
2 |
|
||
1 |
Черчение: понятие, история, роль в технике и на производстве. Система стандартов. Единая система конструкторской документации ЕСКД. |
ОК 1 ОК 5
|
ЭОР
|
Подготовить реферат на тему «Система и классификация ЕСКД». |
1 |
2 |
1 |
||
2 |
Правила нанесения размеров на чертежах. Линейные и угловые размеры, размерные и выносные линии, размерные числа и их расположение на чертеже, знаки, применяемые при нанесении размеров. Обозначение шероховатости поверхности. |
ОК 3 ОК 4 ОК 7
|
Решение ситуационных задач |
Составление опорного конспекта на тему: «Знаки шероховатости поверхности»
|
1 |
|
2 |
||
Практические занятия |
|
|
|
4 |
2 |
|
|||
1 |
Выполнение линий чертежа |
|
|
оформление графических работ, подготовка к защите |
2 |
2 |
|
||
2 |
Построение контура технической детали с нанесением размеров |
|
|
|
2 |
|
|
||
Тема 1.2. Геометрические построения |
Содержание учебного материала |
|
|
|
3 |
1 |
|
||
1 |
Геометрические построения. Построение перпендикуляров, углов заданной величины. Различные способы деления углов и отрезков. |
ОК 1 ОК 4 ОК 7
|
ЭОР |
|
1 |
|
2 |
||
2 |
Способы деления окружности на равные части. Построение правильных многоугольников |
ОК 2 ОК 3
|
Деятельность по инструкции |
Пользуясь справочной литературой, поделить окружность заданного диаметра на пять равных частей |
1 |
1 |
2 |
||
3 |
Сопряжения. Сопряжения двух пересекающихся прямых, параллельных прямых. Сопряжение дуги и прямой, двух заданных окружностей. Построение касательных к окружности. |
ОК 4 ОК 7
|
Решение ситуационных заданий |
|
1 |
|
2 |
||
Практические занятия
|
|
|
|
2 |
1 |
|
|||
1 |
Построение контура технической детали с применением геометрических построений |
ОК 2 ОК 3
|
|
Оформление графических работ с нанесением размеров, подготовка к защите |
2 |
1 |
|
||
Тема 1.3. Прямоугольные и аксонометрические проекции
|
Содержание учебного материала |
|
|
|
4 |
2 |
|
||
1 |
Проекции геометрических тел. Проецирование геометрических тел. Сечение геометрических тел плоскостями. Взаимное пересечение поверхностей тел. Проекции моделей. |
ОК 4 ОК 6
|
Работа в малых группах |
|
1 |
|
2 |
||
2 |
Аксонометрические проекции: понятие, виды. Изображение плоских фигур, окружностей, геометрических тел. |
ОК 1 ОК 4 ОК 6 ОК 7
|
Дискуссия
|
Пользуясь материалом учебника, составить алгоритм построения окружности в изометрической проекции |
1 |
1 |
2 |
||
3 |
Комплексный чертеж: понятие, расположение видов. Линии межпроекционной связи. Правила выполнения, построения третьей проекции по двум заданным. |
ОК 2 ОК 3 ОК 4
|
Решение ситуационных заданий |
|
1 |
|
2 |
||
4 |
Проекции тел вращения и точек на их поверхности: порядок выполнения. Развертки поверхностей: понятие, правила построения. |
ОК 1 ОК 2 ОК 4
|
|
Упражнения на построение проекций точек, заданных на поверхности модели |
1 |
1 |
2 |
||
Практические занятия
|
|
|
|
4 |
2 |
|
|||
1 |
Построение третьей проекции по двум заданным |
ОК 2 ОК 3 ПК1.2 ПК3.1
|
|
Оформление графических работ, подготовка к защите |
2 |
1 |
|
||
2 |
Построение аксонометрической проекции детали |
ОК 2 ОК 3 ПК1.2 ПК3.1
|
|
Оформление графических работ, подготовка к защите |
2 |
1 |
|
||
Тема 1.4. Сечения и разрезы
|
Содержание учебного материала |
|
|
|
2 |
3 |
|
||
1 |
Сечения: назначение, виды, правила выполнения и обозначения. Графическое обозначение материалов в сечениях и на видах: обозначение, правила выполнения. |
ОК 2 ОК 3 ПК1.2 ПК3.1
|
Решение ситуационных задач |
Выполнение задания на обозначение материала на чертеже |
1 |
1 |
2 |
||
2 |
Разрезы: назначение. Отличие разреза от сечения. Расположение на чертеже, обозначение. Классификация разрезов по расположению секущей плоскости. |
ОК 2 ОК 6 ПК 1.2 ПК 3.1 |
Дискуссия |
Выполнить простой разрез втулки |
1 |
2 |
2 |
||
Практические занятия
|
|
|
|
4 |
1 |
|
|||
1 |
Чертеж детали с выполнением и обозначением сечений |
ОК 2 ОК 3 ОК 4 ПК1.2 ПК3.1 |
|
Оформление графической работы с нанесением размеров |
2 |
1 |
|
||
2 |
Чтение и выполнение чертежа детали с построением необходимых разрезов |
ОК 2 ОК 3 ОК 4 ПК1.2 ПК3.1 |
|
|
2 |
|
|
||
Раздел 2. Машиностроительное черчение |
21 |
10 |
|
||||||
Тема 2.1. Машиностроитель ные чертежи
|
Содержание учебного материала |
|
|
|
5 |
4 |
|
||
1 |
Расположение основных видов на чертеже. Условности и упрощения на чертежах. Нанесение и чтение размеров. Конусность и уклон. |
ОК 2 ОК 4 ПК1.2 ПК1.3 ПК3.1 |
|
Составление опорного конспекта на тему: «Условности и упрощения на чертежах» |
1 |
1 |
2 |
||
2 |
Указание на чертежах допусков формы и расположения поверхностей. Нанесение на чертежах обозначений покрытий, термических и других видов обработки Основные сведения о допусках и посадках. |
ОК 4 ОК 6 ПК1.2 ПК1.3 ПК3.1 |
Решение ситуационных задач |
|
1 |
|
2 |
||
3 |
Резьбы Условное изображение и обозначение резьбы |
ОК 6 ПК1.2 ПК1.3 ПК3.1 |
|
Расшифровать обозначения различных типов резьбы, пользуясь справочными ресурсами Интернета |
1 |
1 |
2 |
||
4 |
Рабочие чертежи деталей и эскизы. |
ОК 6 ПК1.2 ПК1.3 ПК3.1 |
|
Выполнить эскиз детали с резьбой (болтовое соединение) |
2 |
2 |
2 |
||
Практические занятия
|
|
|
|
6 |
1 |
|
|||
1 |
Изображение и обозначение резьб. Вычерчивание крепежных деталей с резьбой |
ОК 2 ОК 3 ПК1.2 ПК1.3 ПК3.1 |
|
Оформление графических работ, подготовка к защите |
2 |
1 |
|
||
2 |
Выполнение эскизов и рабочих чертежей машиностроительных деталей |
|
2 |
|
|
||||
3 |
Чтение рабочих чертежей |
|
2 |
|
|
||||
Тема 2.2. Сборочные чертежи и схемы
|
Содержание учебного материала |
|
|
|
4 |
4 |
|
||
1 |
Сборочные чертежи: содержание, назначение, требования. Спецификация. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Разрезы на сборочных чертежах. Чтение и деталирование сборочных чертежей |
ОК 4 ОК 6 ПК1.2 ПК3.1 ПК3.2 |
Решение ситуационных задач |
Подготовить презентацию |
1 |
2 |
2 |
||
2 |
Соединения: классификация. Виды разъемных соединений. Изображение разъемных соединений. |
ОК 2 ОК 6 ПК1.3 |
Мультимедиа- презентация |
Пользуясь справочной информацией, вычертить соединение шпилькой по условным соотношениям |
1 |
2 |
2 |
||
3 |
Неразъемные соединения: виды, условные изображения и обозначения |
ОК 2 ОК 7 ПК1.3 |
|
|
1 |
|
2 |
||
4 |
Схемы: понятие, классификация, условное обозначение элементов схем, их выполнение. Чтение схем. Составление перечня элементов
|
ОК 4 ОК 6 ПК3.1 ПК3.2 |
Работа в малых группах |
|
1 |
|
2 |
||
Практические занятия
|
|
|
|
6 |
1 |
|
|||
1 |
Нанесение позиций на сборочный чертеж и заполнение спецификации |
ОК 2 ОК 3 ПК3.1 ПК3.2 |
|
Оформление графической работы с нанесением размеров, подготовка к защите |
2 |
1 |
|
||
2 |
Составление эскиза 1-2 деталей сборочного чертежа |
|
2 |
|
|
||||
3 |
Чтение сборочного чертежа |
|
2 |
|
|
||||
Раздел 3. Чтение и выполнение чертежей по профессии |
10 |
5 |
|
||||||
|
Содержание учебного материала |
|
|
|
6 |
5 |
|
||
1 |
Правила оформления технологической в соответствии стандартам (ЕСТД) документации. |
ОК 6 ОК 7 ПК1.3
|
Мультимедиа- презентация |
Ознакомиться со стандартом ГОСТ 2.710-81Единая система конструкторской документации. Обозначения буквенно-цифровые в электрических схемах |
1 |
1 |
2 |
||
2 |
Электрические схемы: классификация, правила чтения и выполнения. Условные графические обозначения элементов на электрических схемах изделий с обмотками: катушки индуктивности, дроссели, трансформаторы, двигатели. Условные обозначения резисторов и конденсаторов. Условные обозначения полупроводниковых и электровакуумных приборов. |
ОК 6 ПК3.1 ПК3.2 |
Работа в малых группах |
|
1 |
|
2 |
||
3 |
Условные обозначения измерительных приборов и устройств защиты. Чтение чертежей. |
ОК 4 ОК 7 ПК3.1 ПК3.2 |
|
Составить таблицу |
1 |
1 |
2 |
||
4 |
Условные буквенно-цифровые обозначения: понятие и назначение. Условные графические обозначения на структурных и функциональных схемах. |
ОК 4 ОК 7 ПК3.1 ПК3.2 |
|
Найти в Интернете чертеж раскладки стальных труб и прочитать его |
1 |
1 |
2 |
||
5 |
Особенности и характеристики схем электрических сетей. Чертежи электроосветительных сетей. Чертежи силовых сетей Особенности и характеристики схем электрических сетей. |
ОК 5 ПК3.1 ПК3.2 |
|
Составить спецификацию к чертежу |
1 |
1 |
2 |
||
6 |
Особенности и характеристики схем распределительных устройств.
Правила выполнения принципиальных и функциональных электрических схем |
ОК 4 ОК 7 ПК3.1 ПК3.2 |
Деятельность по инструкции |
Чтение схем |
1 |
1 |
2 |
||
Практические занятия Чтение чертежей и схем, входящих в комплект конструкторско-технологической документации. |
ОК 2 ОК 3 ПК1.3 ПК3.1 ПК3.2 |
|
|
4 |
|
|
|||
Дифференцированный зачет |
2 |
|
|
||||||
Всего |
58 |
29 |
|
||||||
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы требует наличие учебного кабинета Техническое черчение.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий «Машиностроительное черчение»;
- макеты деталей для выполнения эскизов.
Технические средства обучения:
- обучающие видеофильмы и презентации;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Аверин В.Н. Компьютерная инженерная графика: учеб. пособие.-М.:Академия,2014
2. Чекмарев А.А. Черчение [Электронный ресурс]: учебник /А.А.Чекмарев.-М.:Юрайт,2017.- Режим доступа:https:biblio-online.ru/book/25DEA13F-ADE1-4BF4-B47D-F23CB7BB9531
Дополнительные источники:
1. Государственные стандарты. Указатели. В 4т. Т.1-4. – М.: Издательство стандартов, 2007.
Интернет-ресурсы:
1. Инженерная графика: Электронный образовательный ресурс по дисциплине "Инженерная графика" для специальностей технического профиля.-М.:Академия,2013
2. Справочник конструктора машиностроителя. Режим доступа: http://www.prugini-spb.ru/anuriev/Anuriev_T1.pdf. - свободный . - Яз.русский.
3. Разработка чертежей: правила их выполнения и ГОСТы. Режим доступа: www.greb.ru/3/inggrafika-cherchenie/GOST.htm.- свободный . - Яз.русский.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: |
|
читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;
пользоваться технической и справочной литературой;
изображать и обозначать стандартные и специальные резьбовые соединения;
читать электрические схемы малой и средней сложности, производить маркировку.
|
анализ и оценка результата выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы устный опрос тестирование
наблюдение и оценка действий обучающихся при работе со справочной литературой, выполнении графических работ
анализ и оценка результата выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы тестирование
анализ и оценка результата выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы
|
Знания: общие сведения о сборочных чертежа
назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах,
правила оформления и чтения рабочих чертежей;
основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;
геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;
требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем.
приемы построения проекций моделей;
понятие эскиза, его назначение и этапы выполнения;
правила простановки габаритных, установочных, присоединительных и монтажных размеров;
правила чтения сборочных чертежей;
последовательность выполнения сборочного чертежа по эскизам деталей;
виды электрических схем, их особенности и характеристики.
|
оценка устного опроса обучающихся. анализ и оценка выполнения графических работ защита презентации анализ и оценка выполнения внеаудиторных самостоятельных работ
защита презентации анализ и оценка результата выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы - анализ и оценка результатов выполнения задания в тестовой форме;
анализ и оценка результата выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы - анализ и оценка результатов выполнения задания в тестовой форме;
- анализ и оценка результата выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы защита рефератов
- анализ и оценка результата выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы - анализ и оценка результатов выполнения задания в тестовой форме;
анализ и оценка результата выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы анализ и оценка результатов выполнения задания в тестовой форме защита рефератов
анализ и оценка выполнения графических работ анализ и оценка выполнения внеаудиторных самостоятельных работ
анализ и оценка результатов выполнения тестовых заданий оценка выполнения упражнений
анализ и оценка выполнения графических работ анализ и оценка выполнения внеаудиторных самостоятельных работ
анализ и оценка выполнения графических работ анализ и оценка выполнения внеаудиторных самостоятельных работ
анализ и оценка выполнения графических работ оценка устного опроса обучающихся анализ и оценка выполнения внеаудиторных самостоятельных работ анализ и оценка устного опроса анализ и оценка выполнения графических работ оценка выполнения упражнений |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.