Рабочая программа для 8 класса 2022-2023 учебный год
Оценка 4.8

Рабочая программа для 8 класса 2022-2023 учебный год

Оценка 4.8
pdf
22.11.2023
Рабочая программа для 8 класса 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по информатике 8 класс 2022-2023.pdf


Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной программой основного общего образования МОБУ «Сенькинская средняя общеобразовательная школа»», на основе: Информатика. Программы для основной школы: 5-6 классы,7-9 классы. Л.Л.Босова, А.Ю. Босова.-3-е изд.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г.

Учебник: Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – 7-е изд., стереотип.- М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2018. 

 

 

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

 

Личностные результаты:

-      наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; 

-      понимание роли информационных процессов в современном мире;

-      владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;  ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; 

-      развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

-      способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; 

-      готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

-      способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

-      способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты :

-      владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

-      владение информационно-логическими умениями:  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-      владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; 

-      владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-      владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-      владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

-      ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты:

-      формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; 

-      формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; 

-      развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

-      формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

-      формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

В результате изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе обучающийся научится:

-      декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

-      оперировать единицами измерения количества информации;

-      оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

-      записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

-      составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ;

-      определять значение логического выражения;

-      строить таблицы истинности;

-      анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.)

-      перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

-      выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;

-      строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

-      понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;

-      оперировать алгоритмическими конструкциями: «следование»,

-      «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);

-      понимать термины: «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.;

-      понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем;

-      исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;

-      составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное; исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;

-      исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке; исполнять алгоритмы с ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;

-      понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;

-      определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;

-      разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

-      называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

-      описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

-      подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

-      оперировать объектами файловой системы;

-      применять основные правила создания текстовых документов;

-      использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

-      использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;

-      работать с формулами;

-      визуализировать соотношения между числовыми величинами;        осуществлять поиск информации в готовой базе данных;

-      основам организации и функционирования компьютерных сетей;

-      составлять запросы для поиска информации в Интернете;

-      использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.

В результате изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 8 классе обучающийся получит возможность научиться:

-      определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

-      оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;

-      переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;

-      решать логические задачи с использованием таблиц истинности, путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;

-      строить математическую модель задачи - выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

-      исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд; составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;

-      определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;

-      подсчитывать количество тех или иных символов в их цепочке, являющейся результатом работы алгоритма;

-      по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;

-      исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др.);

-      разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

-      разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

-      систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

-      систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

-      систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

-      систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

-      проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;

-      оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;

 

II.  Содержание  учебного предмета.

 

Тема 1. Математические основы информатики.

 

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

 

Тема 2. Основы алгоритмизации. 

 

Учебные исполнители Робот,  Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. 

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий:

ветвление и повторение. 

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных  данных с использованием промежуточных результатов.

 

Тема 3. Начала программирования. 

 

Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).

Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.

 

Проект: «Языки программирования и их создатели».

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

 

№ п/ п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата

План

Факт

План

Факт

 

Математические основы информатики

12

 

 

 

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность. Общие сведения о системах счисления.

1

 

 

 

2.

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Марийская система счисления.

1

 

 

 

3.

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления

1

 

 

 

4.

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

1

 

 

 

5.

Представление целых и вещественных чисел

1

 

 

 

6.

Множества и операции с ними.

1

 

 

 

7.

Высказывание. Логические операции. 

1

 

 

 

8.

Построение таблиц истинности для логических выражений

1

 

 

 

9.

Свойства логических операций

1

 

 

 

10.

Решение логических задач. Составление задач с краеведческим содержанием.

1

 

 

 

11.

Логические элементы

1

 

 

 

12.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики».

Контрольная работа №1.

1

 

 

 

 

Основы алгоритмизации

11

 

 

 

13.

Анализ контрольной работы. Алгоритмы и исполнители. Примеры выполнения алгоритмов в повседневной жизни.

1

 

 

 

14.

Способы записи алгоритмов

1

 

 

 

15.

Объекты алгоритмов

1

 

 

 

16.

Алгоритмическая конструкция следование

1

 

 

 

17.

Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления

1

 

 

 

18.

Неполная форма ветвления

1

 

 

 

19.

Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы

1

 

 

 

20.

Цикл с заданным условием окончания работы

1

 

 

 

21.

Цикл с заданным числом повторений

1

 

 

 

22.

Алгоритмы управления

1

 

 

 

23.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа

1

 

 

 

 

Начала программирования.

10

 

 

 

24.

Общие сведения о языке программирования Паскаль

1

 

 

 

25.

Организация ввода и вывода данных

1

 

 

 

26.

Программирование линейных алгоритмов.

Алгоритм численности населения республики.

1

 

 

 

27.

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор

1

 

 

 

28.

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений

1

 

 

 

29.

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы

1

 

 

 

30.

Программирование циклов с заданным условием окончания работы

1

 

 

 

31.

Программирование циклов с заданным числом повторений

1

 

 

 

32.

Различные варианты программирования циклического алгоритма

1

 

 

 

33.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа. Составление задач с краеведческим содержанием.

1

 

 

 

 

Повторение

1

 

 

 

34.

Повторение.

1

 

 

 

 

Итого

34

 

 

 

 

 

Рабочая программа для 8 класса 2022-2023 учебный год

Рабочая программа для 8 класса 2022-2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 8 класса составлена в соответствии с

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 8 класса составлена в соответствии с

ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного…

ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного…

Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права

Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права

Интернете; - использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций

Интернете; - использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций

Интернете, полученных по тем или иным запросам;

Интернете, полученных по тем или иным запросам;

Тема 2. Основы алгоритмизации.

Тема 2. Основы алгоритмизации.

Высказывание. Логические операции

Высказывание. Логические операции

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы 1 30

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы 1 30
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2023