Рабочая программа по марийскому (государственному) языку для 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в образовательной программой школы на основе на основе: Информатика. Программы для основной школы: 5-6 классы,7-9 классы. Л.Л.Босова, А.Ю. Босова.-3-е изд.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г.
Учебник: Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – 7-е изд., стереотип.- М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2018.
1. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета
Изучение информатики на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного предмета.
В результате изучения информатики на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества, владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества; 2) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете; 3) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовность оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;
4) ценностей научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
5) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счѐт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учѐтом возможностей информационных и коммуникационных технологий;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями – познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией:
- выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия Общение:
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация:
- выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект:
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других:
- осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объѐмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 8 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
- пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления;
- записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16), выполнять арифметические операции над ними;
- раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»;
- записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений;
- раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блоксхемы;
- составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертѐжник;
- использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также содержащие их выражения, использовать оператор присваивания;
- использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними;
- анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
- создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа.
2. Содержание учебного предмета
Теоретические основы информатики
Системы счисления
Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание. Развѐрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел, записанных в других системах счисления.
Римская система счисления.
Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно. Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную системы и обратно.
Арифметические операции в двоичной системе счисления.
Элементы математической логики
Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и составные высказывания. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Приоритет логических операций. Определение истинности составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний. Логические выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений.
Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера.
Алгоритмы и программирование
Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления исполнителем.
Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа).
Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла.
Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных. Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления формальными исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертѐжник. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы.
Язык программирования
Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык).
Система программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик.
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления.
Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трѐх и четырѐх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни.
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод, выбор точки останова.
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на отдельные цифры.
Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту.
Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчѐт частоты появления символа в строке. Встроенные функции для обработки строк.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных, определение возможных входных данных, приводящих к данному результату.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможности использования по этой теме ЭОР и ЦОР, являющихся учебно-методическими материалами.
№ п/п |
Тема |
ЭОР и ЦОР |
Количество часов |
Дата |
||
План |
Факт |
План |
Факт |
|||
1 |
Повторение материала за курс 7 класса |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
2 |
Входная контрольная работа. Непозиционные и позиционные системы счисления. |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
3 |
Развернутая форма записи числа |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
4 |
Двоичная система счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru /8a164d96 |
1 |
|
|
|
5 |
Восьмеричная система счисления.Шестнадцатеричная система счисления |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
6 |
Перевод чисел из различных систем счисления. Решение задания №10 из ОГЭ. |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
7 |
Логические высказывания |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
8 |
Дизъюнкция, конъюнкция, инверсия |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru /8a165b56 |
1 |
|
|
|
9 |
Определение истинности составного высказывания |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
10 |
Таблицы истинности |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
11 |
Логические элементы. Решение задания №3, №8 из ОГЭ. |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
12 |
Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа по теме "Теоретические основы информатики" |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
13 |
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
14 |
Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
15 |
Алгоритмическая конструкция «следование». Линейный алгоритм. Контрольная работа за первое полугодие |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
16 |
Алгоритмическая конструкция «ветвление»: полная и неполная формы |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
17 |
Алгоритмическая конструкция «повторение» |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
18 |
Формальное исполнение алгоритма |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
19 |
Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов для управления формальными исполнителями |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru /8a179e1c |
1 |
|
|
|
20 |
Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления формальными исполнителями |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
21 |
Выполнение алгоритмов |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
22 |
Контрольная работа по теме «Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции» |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
23 |
Язык программирования. Система программирования |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
24 |
Переменные. Оператор присваивания |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
25 |
Программирование линейных алгоритмов |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
26 |
Разработка программ, содержащих оператор ветвления |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
27 |
Цикл с условием |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
28 |
Цикл с переменной |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
29 |
Обработка символьных данных |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
30 |
Обобщение и систематизация знаний и умений.Практическое применение программирования |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
31 |
Итоговая контрольная работа |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
32 |
Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов работы алгоритма при заданном множестве входных данных |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
33 |
Анализ алгоритмов.Определение возможных результатов работы алгоритма при заданном множестве входных данных |
https://bosova.ru/ https://resh.edu.ru |
1 |
|
|
|
34 |
Резервный урок. Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу информатики 8 класса |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru /8a17b456 |
1 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.