1. Пояснительная записка
Рабочая программа по жизнедеятельности человека составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с использованием программы для 0-4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта) под редакцией И.М. Бгажноковой.
Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи программы:
· формировать элементарные представления и понятия о себе и своем ближайшем окружении;
· расширять и обогащать представление о ближайшем окружающем мире;
· обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
· обогащать словарный запас обучающихся.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса.
2. Общая характеристика курса
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с нарушением интеллекта.
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
3) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Методы обучения:
Методы мотивации учебной деятельности. Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Рассказ, изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.
Для гарантированного получения школьного образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья по рекомендациям ПМПК за основу взят вариант 6.4., который отвечает его общим и особым образовательным потребностям.
3. Место курса жизнедеятельность человека в учебном плане
Программа по предмету жизнедеятельность человека реализуется в рамках индивидуального обучения на дому и рассчитана на 30 часов в год (1 час в неделю).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры – одна из задач образования, в том числе учащегося с ОВЗ. Они прививаются в доступной форме и включают: Ценность жизни, Ценность добра, Ценность свободы, чести и достоинства, Ценность природы, Ценность красоты и гармонии, Ценность истины, Ценность семьи, Ценность труда и творчества, Ценность гражданственности, Ценность патриотизма, Ценность человечества.
5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Возможные личностные результаты:
1) осознание себя, как «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
2) развитие адекватных представлений о социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела и др.;
3) понимание собственных возможностей и ограничений, умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;
4) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
5) способность к осмыслению социального окружения;
6) развитие самостоятельности;
7) овладение общепринятыми правилами поведения;
8) наличие интереса к практической деятельности
Предметные результаты:
-Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими.
• Представления о собственном теле.
• Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.
• Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
• Отнесение себя к определенному полу.
• Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
• Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.
• Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
-Представления о мире, созданном руками человека
• Интерес к объектам, изготовленным руками человека.
• Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
• Умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности.
-Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
• Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта соответствующих возрасту и полу ребенка.
-Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время (учебное и свободное).
• Умение находить друзей на основе личностных симпатий.
• Умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать.
-Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни.
• Интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать участие в них, получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной деятельности.
- Представления об обязанностях и правах ребенка.
• Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.
• Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, гражданина и др
- Формирование представления о России.
• Представление о государственной символике.
- Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
• Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
6. Содержание курса
Программа представлена следующими разделами
«Представления о себе», «Семья».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, поведении, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Отнесение себя к определенному полу. Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хоббиФормирование представления о России, представление о государственной символике.
Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.
Содержание
программы обеспечивает: личностно-ориентированный подход во взаимодействии
ребенка со взрослым; формирование у ученика комплекса личностных качеств и
навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие,
умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
7. Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем |
Основные виды учебной деятельности |
1 |
Представление о себе |
Слушание объяснений учителя, подражание, повторение по возможности вежливых слов, учатся здороваться. Учатся вести себя в обществе, действую по образцу, по подражанию. Показывать части тела по образцу, с помощью учителя, по подражанию. Умение называть свои пол, возраст, имя фамилию. Различает органы чувств, их характерные особенности |
2 |
Представление о семье |
Называет всех членов семьи, рассказывает, кто кем кому приходится. Действует по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого, учатся выполнять действия самостоятельно |
8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор (компьютер)
Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике программы.
При обучении необходим разнообразный дидактический материал: наборы картинок, муляжи, гербарий. Для работы в тетради использовать карандаши (простой и цветные), фломастеры
9. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
|
План |
Факт |
||
1. |
2.09 |
|
Волшебные слова |
2. |
9.09 |
|
Знакомство |
3. |
16.09 |
|
Как вести себя в гостях |
4. |
23.09 |
|
Человек: строение |
5. |
30.09 |
|
Человек: строение |
6. |
7.10 |
|
Пол, возраст, имя фамилия |
7. |
14.10 |
|
Пол, возраст, имя фамилия |
8. |
21.10 |
|
Что такое адрес? |
9. |
11.11 |
|
Что такое адрес? |
10. |
18.11 |
|
Россия-моя страна |
11. |
25.11 |
|
Народы России |
12. |
2.12 |
|
Государственная символика. Москва |
13. |
9.12 |
|
Государственная символика. Москва |
14. |
16.12 |
|
Лицо человека: глаза, уши, нос |
15. |
23.12 |
|
Лицо человека: глаза, уши, нос |
16. |
13.01 |
|
Органы чувств человека |
17. |
20.01 |
|
Органы чувств человека |
18. |
27.01 |
|
Режим питания |
19. |
3.02 |
|
Продукты питания |
20. |
17.02 |
|
Самые полезные овощи и фрукты |
21. |
2.03 |
|
Самые полезные овощи и фрукты |
22. |
16.03 |
|
Безопасность в доме |
23. |
30.03 |
|
Безопасность в доме |
24. |
6.04 |
|
Пожарная безопасность: огонь |
25. |
13.04 |
|
Пожарная безопасность: огонь |
26. |
20.04 |
|
Когда дома один |
27. |
27.04 |
|
Когда дома один |
28. |
4.05 |
|
Безопасность при общении с животными |
29. |
11.05 |
|
Безопасность при общении с животными |
30. |
18.05 |
|
Безопасность в лесу, на воде |
Корректировка КТП
№ п/п |
Обоснование (Приказ от ____ №_____ ) |
Содержание изменений |
Учитель (ФИО, подпись) |
Зам. дир. по УВР (ФИО, подпись) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.