Рабочая программа для детей с УО (ИН) Жизнедеятельность человека

  • docx
  • 27.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Жизнедеятельность человека.docx

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по жизнедеятельности человека составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с использованием программы для 0-4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта) под редакцией И.М. Бгажноковой.

Целью обучения является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи программы:

·        формировать элементарные представления и понятия о себе и своем ближайшем окружении;

·        расширять и обогащать представление о ближайшем окружающем мире;

·        обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;

·        обогащать словарный запас обучающихся.

                В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые  и взаимодополняющие  стороны образовательного процесса.

 

2. Общая характеристика курса

 

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с нарушением интеллекта.

В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:

1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

3) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Методы обучения:

Методы мотивации учебной деятельности. Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Рассказ, изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.

Для гарантированного получения школьного образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья по рекомендациям ПМПК  за основу взят вариант 6.4.,  который отвечает его общим и особым образовательным потребностям.

 

3. Место курса жизнедеятельность человека в учебном плане

 

Программа по предмету жизнедеятельность человека реализуется в рамках индивидуального обучения на дому и рассчитана на 30 часов в год  (1 час  в неделю).

 

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 

         Ценностные ориентиры – одна из задач образования, в том числе учащегося с ОВЗ. Они прививаются в доступной форме и включают:  Ценность жизни, Ценность добра,  Ценность свободы, чести и достоинства,  Ценность природы,  Ценность красоты и гармонии, Ценность истины, Ценность семьи, Ценность труда и творчества, Ценность гражданственности,  Ценность патриотизма, Ценность человечества.

 

5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

 

Возможные личностные результаты:

1)    осознание себя, как «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

2)    развитие адекватных представлений о социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела и др.;

3)    понимание собственных возможностей и ограничений, умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;

4)    владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

5)    способность к осмыслению социального окружения;

6)    развитие самостоятельности;

7)    овладение общепринятыми правилами поведения;

8)    наличие интереса к практической деятельности

Предметные результаты:

-Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими.

•    Представления о собственном теле.

•    Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.

•    Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

•    Отнесение себя к определенному полу.

•    Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

•    Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.

•    Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

-Представления о мире, созданном руками человека

•    Интерес к объектам, изготовленным руками человека.

•    Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

•    Умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности.

-Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

•    Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта соответствующих возрасту и полу ребенка.

-Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время (учебное и свободное). 

•    Умение находить друзей на основе личностных симпатий.

•    Умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать.

-Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни.

•    Интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать участие в них, получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной деятельности.

- Представления об обязанностях и правах ребенка.

•    Представления о праве на жизнь, на  образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.

•    Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери,  гражданина и др

- Формирование представления о России.

•    Представление о государственной символике.

- Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

•    Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

 

6. Содержание курса

Программа представлена следующими разделами

«Представления о себе», «Семья».

Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, поведении, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.       Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. Отнесение себя к определенному полу. Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.  Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хоббиФормирование представления о России, представление о государственной символике.

Освоение содержания раздела «Семья» предполагает формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию с ними.

Содержание программы обеспечивает: личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым; формирование у ученика комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т.д.).
      

7. Тематическое планирование

 

Наименование разделов и тем

Основные виды учебной деятельности

1

Представление о себе

Слушание объяснений учителя, подражание, повторение по возможности вежливых слов, учатся здороваться.

Учатся вести себя в обществе, действую по образцу, по подражанию.

Показывать части тела по образцу, с помощью учителя, по подражанию.

Умение называть свои пол, возраст, имя фамилию.

Различает органы чувств, их характерные особенности

2

Представление о семье

Называет всех членов семьи, рассказывает, кто кем кому приходится.

Действует по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого, учатся выполнять действия самостоятельно

 

8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор (компьютер)

Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике программы.

     При обучении необходим разнообразный дидактический материал: наборы картинок, муляжи, гербарий. Для работы в тетради использовать карандаши (простой и цветные), фломастеры

 

 

 

 

 

 

 

9. Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Дата

 

Тема урока

План

Факт

1.       

2.09

 

Волшебные слова

2.       

9.09

 

Знакомство

3.       

16.09

 

Как вести себя в гостях

4.       

23.09

 

Человек: строение

5.       

30.09

 

Человек: строение

6.       

7.10

 

Пол, возраст, имя фамилия

7.       

14.10

 

Пол, возраст, имя фамилия

8.       

21.10

 

Что такое адрес?

9.       

11.11

 

Что такое адрес?

10.   

18.11

 

Россия-моя страна

11.   

25.11

 

Народы России

12.   

2.12

 

Государственная символика. Москва

13.   

9.12

 

Государственная символика. Москва

14.   

16.12

 

Лицо человека: глаза, уши, нос

15.   

23.12

 

Лицо человека: глаза, уши, нос

16.   

13.01

 

Органы чувств человека

17.   

20.01

 

Органы чувств человека

18.   

27.01

 

Режим питания

19.   

3.02

 

Продукты питания

20.   

17.02

 

 Самые полезные овощи и фрукты

21.   

2.03

 

Самые полезные овощи и фрукты

22.   

16.03

 

Безопасность в доме

23.   

30.03

 

Безопасность в доме

24.   

6.04

 

Пожарная безопасность: огонь

25.   

13.04

 

Пожарная безопасность: огонь

26.   

20.04

 

Когда дома один

27.   

27.04

 

Когда дома один

28.   

4.05

 

Безопасность при общении с животными

29.   

11.05

 

Безопасность при общении с животными

30.   

18.05

 

Безопасность в лесу, на воде

 

 

 

 

 

 

 

 

Корректировка КТП

 

№ п/п

Обоснование (Приказ от ____ №_____  )

Содержание изменений

Учитель

(ФИО, подпись)

Зам. дир. по УВР

(ФИО, подпись)