Рабочая программа для обучающихся 3 класса с интеллектуальными нарушениями "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

  • Образовательные программы
  • Работа в классе
  • Особые потребности
  • docx
  • 12.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Адаптированная программа и календарно-тематическое планирование в 3 классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Иконка файла материала Развитие психомоторики 3.docx

РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Пояснительная записка

Рабочая программа рассчитана на 3года, 3 часа в неделю.

Предлагаемый курс  направлен на решение следующих задач:

·  формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

·  коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

·  формирование пространственно-временных ориентировок;

·  развитие слухоголосовых координаций;

·  формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

·  совершенствование сенсорно - перцептивной деятельности;

·  обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

·  исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся

должны уметь

· узнавать предметы по заданным признакам;

· сравнивать предметы по внешним признакам;

· классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

· составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

· практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

· давать полное описание объектов и явлений;

· различать противоположно направленные действия и явления;

· видеть временные рамки своей деятельности;

· определять последовательность событий;

· ориентироваться в пространстве;

· целенаправленно выполнять действия по инструкции;

· самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

· опосредовать свою деятельность речью.

формирование точности и целенаправленности движений и действий.

 

                                    Содержание программного материала

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

— развитие моторики, графомоторных навыков;

— тактильно-двигательное восприятие;

— кинестетическое и кинетическое развитие;

— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

— развитие зрительного восприятия;

— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

— развитие слухового восприятия;

— восприятие пространства;

— восприятие времени.

При переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму и  по  сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал.

 

Раздел «Развитие моторики,  графомоторных  навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.

Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и соответственно большое количество ошибок при распознавании объектов.  Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.

Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.

 

Основной задачей  раздела  «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов»  является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов.  Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.

Введение в программу раздела  «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.

 

Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.  Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного.

Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая инактивность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».

Работа над  разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях.  Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается учащимися с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их психического развития.

Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование

 

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов», 3 класс

 

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

ЦОР

Дата

 

план

факт

 

1 четверть

1.

Обследование детей. Развитие моторики, графомоторных  навыков

Упражнения на развитие меткости (гр.)

1

Серия сюжетных картинок

 

 

2-3.

Упражнения на развитие меткости (инд.)

2

 

 

 

4.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (гр.)

1

Видеофрагменты пальчиковой гимнастики

 

 

5-6.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (инд.)

2

Демонстрацион-ный материал

 

 

7.

Совершенствование  точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание (гр.)

1

Использование видеофрагментов, природного, упаковочного материала и бытовых мелочей

 

 

8-9.

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание) (инд.)

2

 

 

 

10.

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях (гр.)

1

Тренажер

 

 

11-12.

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях (инд.)

2

 

 

 

13.

Рисование бордюров по образцу (гр.)

1

Иллюстрацион-ный материал, образцы изделий

 

 

14-15.

Рисование бордюров по образцу (инд.)

2

Демонстрацион-ный материал

 

 

16.

Вырезание ножницами из бумаги по контору предметных изображений (гр.)

1

Серия сюжетных картинок

 

 

17-18.

Вырезание ножницами из бумаги по контору предметных изображений (инд.)

2

 

 

 

19.

Тактильно-двигательное восприятие.

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (гр.)

1

Иллюстрацион-ный материал, образцы изделий

 

 

20-21.

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (инд.)

2

Логические задачи

 

 

22.

Восприятие   поверхности  на ощупь (гладкая,  шершавая, колючая, пушистая) (гр.)

1

 

 

 

23-24.

Восприятие  поверхности на ощупь (гладкая,  шершавая, колючая, пушистая) (инд.)

1

 

 

 

 

Итого:

24

 

 

 

 

2 четверть

 

 

 

 

25.

Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание) Лепка «Овощи»(гр.)

1

Презентация по теме

 

 

26-27.

Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание) Лепка «Овощи»(инд.)

2

Логические задачи

 

 

28.

Игры с сюжетной мозаикой (гр.)

1

Демонстрацион-ный материал

 

 

29-30.

Игры с сюжетной мозаикой (гр.)

2

 

Тренажер

 

 

 

31.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений (гр.)

1

Серия сюжетных картинок

 

 

32-33.

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений (инд.)

2

 

 

 

34.

Выразительность движений (имитация повадок животных )  (гр.)

1

Аудиозапись

 

 

35-36.

Выразительность движений (имитация повадок животных) (инд.)

2

 

 

 

37.

Восприятие  формы, величины, цвета, конструирование  предметов

Сравнение и обозначение словом  формы предметов (3-4 предмета) (гр.)

1

Демонстрацион-ный материал

 

 

38-39.

Сравнение и обозначение словом  формы предметов (3-4 предмета) (инд.)

2

 

 

 

40.

Понятие «овал». Упражнения в сравнение круга и овала (гр.)

1

Презентация по теме

 

 

41-42.

Понятие «овал». Упражнения в сравнение круга и овала (инд.)

2

Серия сюжетных картинок

 

 

43.

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции  (гр.)

1

Логические задачи

 

 

44-45.

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции  (инд.)

2

 

 

 

46.

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий )   (гр.)

1

Демонстрацион-ный материал

 

 

47-48.

Сравнение  и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий) (инд.)

2

Серия сюжетных картинок

 

 

 

 

Итого:

24

 

 

 

 

3 четверть

 

 

 

 

49.

Дидактическая игра «Часть и целое» (гр.)

1

 

 

 

50-51.

Дидактическая игра «Часть и целое»(инд.)

2

 

 

 

52.

Составление сериационных  рядов по величине из 4-5 предметов (гр.)

1

Тренажер

 

 

53-54.

Составление сериационных  рядов по величине из 4-5 предметов (инд.)

2

Иллюстрацион-ный материал, образцы изделий

 

 

55.

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку (гр.)

1

Презентация по теме

 

 

56-57.

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку (инд.)

2

Серия сюжетных картинок

 

 

58.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по образцу  (гр.)

 

1

Демонстрацион-ный материал

 

 

59-60.

Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по образцу (инд.)

 

2

Дидактический материал, видеогимнастика для глаз

 

 

61.

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале  (сравнение двух картинок) (гр.)

1

Презентация по теме

 

 

62-63.

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале  (сравнение двух картинок) (инд.)

2

Логические задачи

 

 

64.

Сравнение  трёх предметов, отличающихся незначительными качествами и свойствами  (гр.)

1

Иллюстрацион-ный материал, образцы изделий

 

 

65-66.

Сравнение  трёх предметов, отличающихся незначительными качествами и свойствами (инд.)

2

Демонстрацион-ный материал

 

 

67.

Дидактическая игра «Повтори узор» (гр.)

1

Работа с распечатанным материалом

 

 

68-69.

Дидактическая игра «Повтори узор» (инд.)

2

 

 

 

70.

Восприятие особых свойств  предметов

Развитие осязания (теплее- холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных  температур предметов (грелка, утюг, чайник) (гр.)

 

1

Тренажер

 

 

71-72.

Развитие осязания (теплее- холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных  температур предметов (грелка, утюг, чайник) (инд.)

 

2

Тренажер

 

 

73.

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение (гр.)

1

 

 

 

74-75.

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение (инд.)

2

 

 

 

76.

Развитие дифференцированных ощущений чувств тяжести (тяжелее- легче) Взвешивание на ладони (гр.)

1

Демонстрацион-ный материал

 

 

77-78.

Развитие дифференцированных ощущений чувств тяжести (тяжелее- легче) Взвешивание на ладони (инд.)

2

 

 

 

 

Итого:

30

 

 

 

 

4 четверть

 

 

 

 

79.

Развитие слухового восприятия

Различение музыкальных  и речевых звуков по высоте тона (гр.)

 

1

Аудиозапись

 

 

80-81.

Различение музыкальных  и речевых звуков по высоте тона (инд.)

 

2

 

 

 

 

82.

Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных  отрывков (гр.)

1

Аудиозапись

 

 

83-84.

Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных  отрывков (инд.)

2

 

 

 

85.

Развитие чувства ритма (гр.)

1

Аудиозапись

 

 

86-87.

Развитие чувства ритма (инд.)

2

 

 

 

88.

Восприятие пространства

Деление листа на глаз, на две  и четыре равные части (гр.)

1

Видеофрагменты

 

 

89-90.

Деление листа на глаз, на две  и четыре равные части (инд.)

2

Демонстрацион-ный материал

 

 

91.

Расположение предметов и их перемещение по поверхности парты (гр.)

1

Логические задачи

 

 

92-93.

Расположение предметов и их перемещение по поверхности парты (инд.)

2

 

 

 

94.

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикреплённого к доске (вертикальное расположение листа) (гр.)

1

Тренажер

 

 

95-96.

Расположение предметов  в вертикальном и горизонтальном полях листе (гр.)

2

Тренажер

 

 

97.

Восприятие времени

Времена года, их закономерная смена (гр.)

1

Презентация по теме

 

 

98-99.

Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год) (инд.)

2

Видеофрагменты

 

 

100.

Дидактическая игра «Успей за 1,3,5 мин» (гр.)

1

Демонстрацион-ный материал

 

 

101-102.

Определение времени по часам (инд.)

2

 

 

 

 

Итого:

24

 

 

 

 

Всего:

102