Рабочая программа для специальных дополнительных занятий с детьми-мигрантов
Оценка 4.6

Рабочая программа для специальных дополнительных занятий с детьми-мигрантов

Оценка 4.6
doc
15.06.2020
Рабочая программа для специальных дополнительных занятий с детьми-мигрантов
СЕКРЕТЫ РУС ЯЗ МИГРАНТЫ.doc

Рабочая программа специальных дополнительных занятий с детьми-мигрантов  является компилятивной,  в основе лежит   программа  «Развитие речи детей 6-7 лет» авторов Гризик Т.И., Тимощук Л.Е., методическое пособие для учителя «Речевые секреты» автора Т.А. Ладыженской.

Учебный курс «Секреты русского языка» по развитию устной и письменной русской речи в рамках федеральной программы русского языка составлена для детей-мигрантов, обучающихся в российской школе и испытывающих языковой барьер в общении и обучении в русско-язычной средеДля данной категории учащихся  русский язык не является родным языком,  поэтому уровень владения устной и письменной русской речью детей-мигрантов не соответствует требованиям, предусмотренным государственным образовательным стандартом по русскому языку. Такой категории обучающихся необходима помощь в овладении  устной и письменной русской речью.

Программа предполагает два направления деятельности: формирование речевой потребности ребенка (потребности общаться со сверстниками, учителями и др.) и благополучная адаптация к данному общению.

Занятия по развитию речи призваны вооружить ребёнка эффективными средствами речевого общения:

·     умением понимать русскую речь;

·     умением правильно  говорить на русском языке;

·     умением выражать свои мысли, желания, планировать совместную деятельность, решать конфликтные ситуации;

·     умением использовать речевые средства для самовыражения, творчества, самоанализа;

·     способностью слушать и понимать других;

·     умением использовать речевые игры для организации своего досуга.

Задачи:

·     создание речевых ситуаций, мотивированных на изучение русского языка;

·     создание необходимых условий для успешного овладения устной русской речью;

·     развитие интереса к русскому языку;

·     развитие мелкой моторики руки через штриховку, раскрашивание.

Формой организации дополнительных занятий является групповая и индивидуальная работа. На эти занятия отводится 70 часов. Занятия можно проводить ежедневно в течение 3,5 месяцев или по 3 часа в неделю в течение 6 месяцев. Всё зависит от того, насколько быстро нужно получить результаты.

Ожидаемые результаты к концу первого года обучения:

·     дети мигрантов будут хорошо понимать устную русскую речь;

·     дети мигрантов будут правильно говорить на русском языке в ситуации обучения и ситуации общения.

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Проверочная работа

 

1

 

Введение. Словарь.

 

6 ч

 

 

2

 

Грамматический строй речи.

 

10 ч

 

 

  3

 

Речевой слух.

 

7 ч

 

 

4

 

Связная речь.

 

11 ч

 

1 ч

 

ИТОГО

 

34  ч

 

1 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела. Тема урока.

Кол-во часов

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии

Характеристика деятельности учащихся

Материальное обеспечение занятий

Введение. Словарь запас. 6часов.

1

Введение.

Для чего нужна речь.

1

Раскрыть в доступной форме основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определённой информации, поведения людей.

Отличие письменной речи от  устной; отличать предложения от текста. Строить несложные рассуждения

ТСО.

Толковый словарь.

Словарь близких и противоположных слов по значению.

2

Соотнесение предмета и слова, его названия.

1

Учить детей мигрантов называть предметы на русском языке, используя предметные картинки по теме «Транспорт», «Игрушки», «Предметы домашнего обихода», «Школьные принадлежности». Развивать внимание, память (зрительную, слуховую), мелкие мышцы кисти (штриховка).

Уметь соотносить слово и предмет. Знать названия предметов обихода. Узнавать предметы по их названию. Работа в паре. Уметь обобщать понятия, классифицировать.

Предметные картинки по теме «Транспорт», «Игрушки», «Предметы домашнего обихода», «Школьные принадлежности».  Альбомы для штриховки, шаблоны, карандаши.

3

Соотнесение действия и слова, его названия.

 

Учить детей мигрантов правильно называть действия каких-либо предметов, используя предметные картинки с выраженным действием предмета.

Уметь соотносить действие предмета и слово, его название. Участвовать в диалоге, задавать вопросы другому.

Мультимедийное оборудование, альбомы, карандаши.

4

Предмет  и его действие.

3

Развивать умения правильно называть предметы и их действия на темы: «Городская улица», «Детские игры», «В школе» и др. Развивать русскую речь через построение простых ответов на вопросы учителя по теме занятия.

Уметь соотносить действие предмета и слово.

Понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи.

Сюжетные иллюстрации на темы: «Городская улица», «Детские игры», «В школе», «В моём дворе».

5

Слова-обобщения

3

Учить называть обобщающие понятия к различным группам предметов: животные, профессии, растения, транспорт, посуда, инструменты, игрушки, движения. Развивать мелкую моторику руки через штриховку.

 

Принимать и сохранять учебную задачу.

Уметь обобщать, классифицировать предметы.

Предметные картинки, шаблоны для штриховки, альбомы, карандаши.

ТСО.

6

Слова, называющие признаки предметов.

4

Учить правильно определять и называть признаки предметов по форме, размеру, цвету, материалу. Развивать внимание, наблюдательность, слуховую и зрительную память, мелкие мышцы пальцев (раскрашивание).

Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); задавать вопросы, отвечать на вопросы других.

ТСО. Иллюстрации предметные, сюжетные, альбомы, шаблоны, карандаши.

Грамматический строй речи. 10 ч

7

Постановка ударения в словах

1

Развивать умения произносить слова с правильной постановкой ударения. Работа проводится по типу: вопрос - ответ с использованием картинок, бытовых ситуаций.

Выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий.

Иллюстрации, предметные картинки, альбомы, карандаши.

ТСО.

8

Один – много.

1

- Учить детей правильно образовывать формы множественного числа простых предметов (имён существ.). Развивать память, внимание, речь через построение ответов на вопросы учителя.

- Учить детей правильно образовывать формы множественного числа предметов (имён сущест-вительных) в родительном падеже, используя серии предметных картинок по «Фрукты», «Овощи», «Транспорт», «Животные», «Школьные принадлежности»

Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения.

Использовать речь для регуляции своих действий.

- Выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка.

Работа в группе.

- Мультимедийное оборудование, альбомы, цветные карандаши.

- Серии предметных картинок по темам «Фрукты», «Овощи», «Транспорт», «Животные», «Школьные принадлежности».

9

Назови ласково.

1

- Развивать умения детей образовывать уменьшительно -ласкательные формы простых предметов (имён существ.), используя предметные картинки по темам «Мебель», «Овощи», «Посуда», «Фрукты», «Одежда». Развивать мелкую моторику кисти (штриховка).

- Учить детей правильно называть детёнышей диких и домашних животных. Развивать память, внимание, наблюдательность.

Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. Выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка.

- Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения.

 

Предметные картинки по темам «Мебель», «Овощи», «Посуда», «Фрукты», «Одежда».

ТСО.

Альбомы, карандаши.

10

Сколько чего?

1

Развивать умения детей мигрантов согласовывать числительные с названиями предметов (именами существ.). Развивать внимание, наблюдательность, умение вести счёт предметов.

Выраженный познавательный интерес к русскому языку;  сознательное отношение к качеству своей речи.

Предметные картинки, счётный материал, цветные карандаши, альбомы.

ТСО.

11

12

Предметы и предлоги

2

Учить детей правильно использовать в русской речи предлоги с названиями предметов (на столе, в пенале, через дорогу, без хлеба, у дома и др.) Развивать мелкую моторику кисти (штриховка).

Строить несложные рассуждения.

 Выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка.

Сюжетные иллюстрации, альбомы, цветные карандаши.

13

14

Согласование предметов и их признаков

2

Развивать умения правильно образовывать согласованные формы предметов и их признаков (красная лента, красный шар, красное платье). Расширять кругозор учащихся.

Выраженный познавательный интерес к русскому языку;  сознательное отношение к качеству своей речи.

Предметные картинки, счётный материал, цветные карандаши, альбомы.

ТСО.

15

16

Согласование предметов и их действий по числам и родам.

2

Развивать умения детей правильно образовывать согласованные формы предметов и их действий по числам и родам (в прош.вр.): машина едет, машины едут; мама пришла, папа пришёл, дети пришли. Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

Оценивать  свои достижения,  осознавать  трудности.

Сознательное отношение к качеству своей речи.

Мультимедийное оборудование, альбомы, цветные карандаши.

Речевой слух 7 ч

17

18

Гласные звуки русского языка

2

Особенности произношения гласных звуков русского языка. Определение места гласного звука в слове на слух. Определение ударного и безударного гласного звука в слове.

Строить несложные рассуждения.

 Выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка.

Лента букв, аудиозаписи, ТСО, альбомы, карандаши.

19

20

Согласные звуки русского языка

2

Особенности произношения согласных звуков русского языка. Мягкие и твёрдые согласные звуки. Определение согласных звуков в слове на слух.

Строить несложные рассуждения.

 Выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка.

Лента букв, аудиозаписи, ТСО, альбомы, карандаши.

21

22

Звуко-буквенный анализ слова.

2

Развивать умения проводить звуко-буквенный анализ слов: определять последователь-ность и место звуков в слове, давать им характеристику.

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму

ТСО. Альбомы, карандаши.

23

Звуки и буквы русского алфавита.

1

Развивать умения различать звуки и буквы русского алфавита. Особенности гласных звуков и букв, особенности согласных звуков и букв. Чтение слогов.

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму

ТСО. Алфавит, альбомы, шаблоны, карандаши.

Связная речь. 11 ч

24

25

26

Слушаем и пересказываем сказки

3

Развивать навыки пересказа  народных сказок (русских, грузинских, африканских, хантыйских и др.), коротких и  простых по своему содержанию: «Лиса и Заяц», «Умная дочка», «Лентяйка», «Теремок» и др. Развивать внимание, устную речь, мелкие мышцы кисти (рисование).

Составлять рассказы на основе услышанного.

Выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка.

ТСО, аудиозаписи.

27 28

Учим стихи наизусть

1

Развивать слуховую память, устную речь с помощью заучивания четверостиший (А.Барто, Ю.Тувима, С.Маршака).

Оценивать  свои достижения,  осознавать  трудности, искать их причины и способы преодоления

Тексты стихотворений, аудиозаписи, книги детских писателей.

29

Построение диалога.

1

Учить учащихся правилам построения диалога (вопрос - ответ) с использованием сюжетных картинок на темы «Игры детей», «Моя любимая игрушка» и др.

Уметь вести диалог, выражать свои мысли, чувства в словесной форме

Сюжетные иллюстрации, альбомы, карандаши.

30

«Сядем на пригорке да расскажем скороговорки»

1

Объяснить детям роль скороговорок в совершенствовании устной речи. Развивать артикуляционный аппарат учащихся. Развивать память, мышление, мелкие мышцы кисти.

Оценивать  свои достижения,  осознавать  трудности, искать их причины и способы преодоления

ТСО. Аудиозаписи, альбомы, карандаши, шаблоны.

31

«Всё равно тебе водить»

1

Познакомить учащихся с жанром детского фольклора - считалкой. Разучить две-три считалки, обращая внимание учащихся на ритмическое звучание. Развивать память слуховую, внимание, умение работать в группе.

Работа в группе.

Использовать речь для регуляции своих действий

ТСО, аудиозаписи, альбомы, карандаши.

32

33

Построение описания

1

Особенности описательной речи. Учить описывать один предмет, употребляя в речи и названия предмета, и признаки предмета и действия предмета.  Развивать навыки монологической речи.

Строить несложные рассуждения.

 Выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка.

Предметные картинки, мультимедийное оборудование.

34

Проверочная работа «Составь рассказ по иллюстрации»

1

Провести проверку полученных результатов в течение всех занятий: составить и рассказать сказку по серии картинок. Развивать умение отвечать на вопросы учителя.

Составлять рассказы на основе услышанного.

Выполнять учебные действия в речевой и умственной форме.

Серии картинок, альбомы, карандаши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

 

1.     Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».

2.     Указ   Президента    РФ от 01.06.2012г.  №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

3.     Указ Президента РФ от 19.12.2012г.  №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

4.     Гризик. Т.И., Тимощук, Л.Е. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.

5.     Ладыженская, Т.А. Речевые секреты: Книга для учителя нач.классов. - М.: Просвещение, 2004.

6.     Методические рекомендации по вопросам преподавания русского языка в условиях билингвизма / Письмо Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.04.2013 №10-исх-3902.


7.    

Рабочая программа специальных дополнительных занятий с детьми-мигрантов является компилятивной, в основе лежит программа «Развитие речи детей 6-7 лет» авторов

Рабочая программа специальных дополнительных занятий с детьми-мигрантов является компилятивной, в основе лежит программа «Развитие речи детей 6-7 лет» авторов

Ожидаемые результаты к концу первого года обучения: · дети мигрантов будут хорошо понимать устную русскую речь; · дети мигрантов будут правильно говорить на русском языке…

Ожидаемые результаты к концу первого года обучения: · дети мигрантов будут хорошо понимать устную русскую речь; · дети мигрантов будут правильно говорить на русском языке…

Календарно-тематическое планирование №

Календарно-тематическое планирование №

Уметь соотносить действие предмета и слово, его название

Уметь соотносить действие предмета и слово, его название

Слова, называющие признаки предметов

Слова, называющие признаки предметов

Учить детей правильно образовывать формы множественного числа предметов (имён сущест-вительных) в родительном падеже, используя серии предметных картинок по «Фрукты», «Овощи», «Транспорт», «Животные», «Школьные принадлежности»Участвовать в…

Учить детей правильно образовывать формы множественного числа предметов (имён сущест-вительных) в родительном падеже, используя серии предметных картинок по «Фрукты», «Овощи», «Транспорт», «Животные», «Школьные принадлежности»Участвовать в…

Развивать память, внимание, наблюдательность

Развивать память, внимание, наблюдательность

Развивать умения детей правильно образовывать согласованные формы предметов и их действий по числам и родам (в прош

Развивать умения детей правильно образовывать согласованные формы предметов и их действий по числам и родам (в прош

Развивать умения проводить звуко-буквенный анализ слов: определять последователь-ность и место звуков в слове, давать им характеристику

Развивать умения проводить звуко-буквенный анализ слов: определять последователь-ность и место звуков в слове, давать им характеристику

А.Барто, Ю.Тувима, С.Маршака).

А.Барто, Ю.Тувима, С.Маршака).

Построение описания 1

Построение описания 1

Использованная литература 1

Использованная литература 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2020