Рабочая программа специальных дополнительных занятий с детьми-мигрантов является компилятивной, в основе лежит программа «Развитие речи детей 6-7 лет» авторов Гризик Т.И., Тимощук Л.Е., методическое пособие для учителя «Речевые секреты» автора Т.А. Ладыженской.
Учебный курс «Секреты русского языка» по развитию устной и письменной русской речи в рамках федеральной программы русского языка составлена для детей-мигрантов, обучающихся в российской школе и испытывающих языковой барьер в общении и обучении в русско-язычной среде. Для данной категории учащихся русский язык не является родным языком, поэтому уровень владения устной и письменной русской речью детей-мигрантов не соответствует требованиям, предусмотренным государственным образовательным стандартом по русскому языку. Такой категории обучающихся необходима помощь в овладении устной и письменной русской речью.
Программа предполагает два направления деятельности: формирование речевой потребности ребенка (потребности общаться со сверстниками, учителями и др.) и благополучная адаптация к данному общению.
Занятия по развитию речи призваны вооружить ребёнка эффективными средствами речевого общения:
· умением понимать русскую речь;
· умением правильно говорить на русском языке;
· умением выражать свои мысли, желания, планировать совместную деятельность, решать конфликтные ситуации;
· умением использовать речевые средства для самовыражения, творчества, самоанализа;
· способностью слушать и понимать других;
· умением использовать речевые игры для организации своего досуга.
Задачи:
· создание речевых ситуаций, мотивированных на изучение русского языка;
· создание необходимых условий для успешного овладения устной русской речью;
· развитие интереса к русскому языку;
· развитие мелкой моторики руки через штриховку, раскрашивание.
Формой организации дополнительных занятий является групповая и индивидуальная работа. На эти занятия отводится 70 часов. Занятия можно проводить ежедневно в течение 3,5 месяцев или по 3 часа в неделю в течение 6 месяцев. Всё зависит от того, насколько быстро нужно получить результаты.
Ожидаемые результаты к концу первого года обучения:
· дети мигрантов будут хорошо понимать устную русскую речь;
· дети мигрантов будут правильно говорить на русском языке в ситуации обучения и ситуации общения.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема раздела |
Количество часов |
Проверочная работа |
1 |
Введение. Словарь. |
6 ч |
|
2 |
Грамматический строй речи. |
10 ч |
|
3 |
Речевой слух. |
7 ч |
|
4 |
Связная речь. |
11 ч |
1 ч |
ИТОГО |
34 ч |
1 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ Тема раздела. Тема урока. |
Кол-во часов |
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии |
Характеристика деятельности учащихся |
Материальное обеспечение занятий |
|
Введение. Словарь запас. 6часов. |
|||||
1 |
Введение. Для чего нужна речь. |
1 |
Раскрыть в доступной форме основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определённой информации, поведения людей. |
Отличие письменной речи от устной; отличать предложения от текста. Строить несложные рассуждения |
ТСО. Толковый словарь. Словарь близких и противоположных слов по значению. |
2 |
Соотнесение предмета и слова, его названия. |
1 |
Учить детей мигрантов называть предметы на русском языке, используя предметные картинки по теме «Транспорт», «Игрушки», «Предметы домашнего обихода», «Школьные принадлежности». Развивать внимание, память (зрительную, слуховую), мелкие мышцы кисти (штриховка). |
Уметь соотносить слово и предмет. Знать названия предметов обихода. Узнавать предметы по их названию. Работа в паре. Уметь обобщать понятия, классифицировать. |
Предметные картинки по теме «Транспорт», «Игрушки», «Предметы домашнего обихода», «Школьные принадлежности». Альбомы для штриховки, шаблоны, карандаши. |
3 |
Соотнесение действия и слова, его названия. |
|
Учить детей мигрантов правильно называть действия каких-либо предметов, используя предметные картинки с выраженным действием предмета. |
Уметь соотносить действие предмета и слово, его название. Участвовать в диалоге, задавать вопросы другому. |
Мультимедийное оборудование, альбомы, карандаши. |
4 |
Предмет и его действие. |
3 |
Развивать умения правильно называть предметы и их действия на темы: «Городская улица», «Детские игры», «В школе» и др. Развивать русскую речь через построение простых ответов на вопросы учителя по теме занятия. |
Уметь соотносить действие предмета и слово. Понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи. |
Сюжетные иллюстрации на темы: «Городская улица», «Детские игры», «В школе», «В моём дворе». |
5 |
Слова-обобщения |
3 |
Учить называть обобщающие понятия к различным группам предметов: животные, профессии, растения, транспорт, посуда, инструменты, игрушки, движения. Развивать мелкую моторику руки через штриховку.
|
Принимать и сохранять учебную задачу. Уметь обобщать, классифицировать предметы. |
Предметные картинки, шаблоны для штриховки, альбомы, карандаши. ТСО. |
6 |
Слова, называющие признаки предметов. |
4 |
Учить правильно определять и называть признаки предметов по форме, размеру, цвету, материалу. Развивать внимание, наблюдательность, слуховую и зрительную память, мелкие мышцы пальцев (раскрашивание). |
Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); задавать вопросы, отвечать на вопросы других. |
ТСО. Иллюстрации предметные, сюжетные, альбомы, шаблоны, карандаши. |
Грамматический строй речи. 10 ч |
|||||
7 |
Постановка ударения в словах |
1 |
Развивать умения произносить слова с правильной постановкой ударения. Работа проводится по типу: вопрос - ответ с использованием картинок, бытовых ситуаций. |
Выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий. |
Иллюстрации, предметные картинки, альбомы, карандаши. ТСО. |
8 |
Один – много. |
1 |
- Учить детей правильно образовывать формы множественного числа простых предметов (имён существ.). Развивать память, внимание, речь через построение ответов на вопросы учителя. - Учить детей правильно образовывать формы множественного числа предметов (имён сущест-вительных) в родительном падеже, используя серии предметных картинок по «Фрукты», «Овощи», «Транспорт», «Животные», «Школьные принадлежности» |
Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения. Использовать речь для регуляции своих действий. - Выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка. Работа в группе. |
- Мультимедийное оборудование, альбомы, цветные карандаши. - Серии предметных картинок по темам «Фрукты», «Овощи», «Транспорт», «Животные», «Школьные принадлежности». |
9 |
Назови ласково. |
1 |
- Развивать умения детей образовывать уменьшительно -ласкательные формы простых предметов (имён существ.), используя предметные картинки по темам «Мебель», «Овощи», «Посуда», «Фрукты», «Одежда». Развивать мелкую моторику кисти (штриховка). - Учить детей правильно называть детёнышей диких и домашних животных. Развивать память, внимание, наблюдательность. |
Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. Выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка. - Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения.
|
Предметные картинки по темам «Мебель», «Овощи», «Посуда», «Фрукты», «Одежда». ТСО. Альбомы, карандаши. |
10 |
Сколько чего? |
1 |
Развивать умения детей мигрантов согласовывать числительные с названиями предметов (именами существ.). Развивать внимание, наблюдательность, умение вести счёт предметов. |
Выраженный познавательный интерес к русскому языку; сознательное отношение к качеству своей речи. |
Предметные картинки, счётный материал, цветные карандаши, альбомы. ТСО. |
11 12 |
Предметы и предлоги |
2 |
Учить детей правильно использовать в русской речи предлоги с названиями предметов (на столе, в пенале, через дорогу, без хлеба, у дома и др.) Развивать мелкую моторику кисти (штриховка). |
Строить несложные рассуждения. Выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка. |
Сюжетные иллюстрации, альбомы, цветные карандаши. |
13 14 |
Согласование предметов и их признаков |
2 |
Развивать умения правильно образовывать согласованные формы предметов и их признаков (красная лента, красный шар, красное платье). Расширять кругозор учащихся. |
Выраженный познавательный интерес к русскому языку; сознательное отношение к качеству своей речи. |
Предметные картинки, счётный материал, цветные карандаши, альбомы. ТСО. |
15 16 |
Согласование предметов и их действий по числам и родам. |
2 |
Развивать умения детей правильно образовывать согласованные формы предметов и их действий по числам и родам (в прош.вр.): машина едет, машины едут; мама пришла, папа пришёл, дети пришли. Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность. |
Оценивать свои достижения, осознавать трудности. Сознательное отношение к качеству своей речи. |
Мультимедийное оборудование, альбомы, цветные карандаши. |
Речевой слух 7 ч |
|||||
17 18 |
Гласные звуки русского языка |
2 |
Особенности произношения гласных звуков русского языка. Определение места гласного звука в слове на слух. Определение ударного и безударного гласного звука в слове. |
Строить несложные рассуждения. Выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка. |
Лента букв, аудиозаписи, ТСО, альбомы, карандаши. |
19 20 |
Согласные звуки русского языка |
2 |
Особенности произношения согласных звуков русского языка. Мягкие и твёрдые согласные звуки. Определение согласных звуков в слове на слух. |
Строить несложные рассуждения. Выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка. |
Лента букв, аудиозаписи, ТСО, альбомы, карандаши. |
21 22 |
Звуко-буквенный анализ слова. |
2 |
Развивать умения проводить звуко-буквенный анализ слов: определять последователь-ность и место звуков в слове, давать им характеристику. |
Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму |
ТСО. Альбомы, карандаши. |
23 |
Звуки и буквы русского алфавита. |
1 |
Развивать умения различать звуки и буквы русского алфавита. Особенности гласных звуков и букв, особенности согласных звуков и букв. Чтение слогов. |
Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму |
ТСО. Алфавит, альбомы, шаблоны, карандаши. |
Связная речь. 11 ч |
|||||
24 25 26 |
Слушаем и пересказываем сказки |
3 |
Развивать навыки пересказа народных сказок (русских, грузинских, африканских, хантыйских и др.), коротких и простых по своему содержанию: «Лиса и Заяц», «Умная дочка», «Лентяйка», «Теремок» и др. Развивать внимание, устную речь, мелкие мышцы кисти (рисование). |
Составлять рассказы на основе услышанного. Выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка. |
ТСО, аудиозаписи. |
27 28 |
Учим стихи наизусть |
1 |
Развивать слуховую память, устную речь с помощью заучивания четверостиший (А.Барто, Ю.Тувима, С.Маршака). |
Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления |
Тексты стихотворений, аудиозаписи, книги детских писателей. |
29 |
Построение диалога. |
1 |
Учить учащихся правилам построения диалога (вопрос - ответ) с использованием сюжетных картинок на темы «Игры детей», «Моя любимая игрушка» и др. |
Уметь вести диалог, выражать свои мысли, чувства в словесной форме |
Сюжетные иллюстрации, альбомы, карандаши. |
30 |
«Сядем на пригорке да расскажем скороговорки» |
1 |
Объяснить детям роль скороговорок в совершенствовании устной речи. Развивать артикуляционный аппарат учащихся. Развивать память, мышление, мелкие мышцы кисти. |
Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления |
ТСО. Аудиозаписи, альбомы, карандаши, шаблоны. |
31 |
«Всё равно тебе водить» |
1 |
Познакомить учащихся с жанром детского фольклора - считалкой. Разучить две-три считалки, обращая внимание учащихся на ритмическое звучание. Развивать память слуховую, внимание, умение работать в группе. |
Работа в группе. Использовать речь для регуляции своих действий |
ТСО, аудиозаписи, альбомы, карандаши. |
32 33 |
Построение описания |
1 |
Особенности описательной речи. Учить описывать один предмет, употребляя в речи и названия предмета, и признаки предмета и действия предмета. Развивать навыки монологической речи. |
Строить несложные рассуждения. Выражать свои мысли, чувства в словесной форме соблюдая нормы литературного языка. |
Предметные картинки, мультимедийное оборудование. |
34 |
Проверочная работа «Составь рассказ по иллюстрации» |
1 |
Провести проверку полученных результатов в течение всех занятий: составить и рассказать сказку по серии картинок. Развивать умение отвечать на вопросы учителя. |
Составлять рассказы на основе услышанного. Выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. |
Серии картинок, альбомы, карандаши. |
Использованная литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Указ Президента РФ от 01.06.2012г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
3. Указ Президента РФ от 19.12.2012г. №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
4. Гризик. Т.И., Тимощук, Л.Е. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.
5. Ладыженская, Т.А. Речевые секреты: Книга для учителя нач.классов. - М.: Просвещение, 2004.
6. Методические рекомендации по вопросам преподавания русского языка в условиях билингвизма / Письмо Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.04.2013 №10-исх-3902.
7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.