Рабочая программа для СПО "Основы философии"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 10.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа "Основы философии" для преподавателей среднего профессионального образования
Иконка файла материала РП Основы философии СПО.docx

1.                  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»

 

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина Основы философии является обязательной частью общего гуманитарного и социально экономического цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 4.

 

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания

Код

ОК

Код умений

Умения

Код знаний

Знания

ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

 

У 1.1.01

Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста, социокультурный контекст

З 1.1.01

Основные категории и понятия философии

 

У 1.2.01

Выстраивать общение на основе традиционных общечеловеческих ценностей в различных контекстах

З 1.1.02

роль философии в жизни человека и общества

 

З 1.1.03

Основы философского учения о бытии

З 1.1.04

Сущность процесса познания;

З 1.1.05

Основы научной, философской и религиозной картин мира

З 1.1.05

Условия формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды

З 1.1.06

О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий по выбранному профилю профессиональной деятельности

З 1.2.01

Традиционные общечеловеческие ценности, как основа поведения в коллективе, команде.

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

70

в т.ч. в форме практической подготовки

-

в т. ч.:

теоретическое обучение

20

лабораторные работы

-

практические занятия

26

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа

24

Промежуточная аттестация (Дифференцированный зачет)

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч

Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы

Код Н/У/З

1

2

3

4

 

Раздел 1. Предмет философии и ее история

12

 

 

Тема 1.1.

 Становление философии из мифологии.

Содержание

 

 

 

Проблема происхождения философии. Роль мифологии и обыденного сознания в возникновении философии. «От мифа к логосу» как путь формирования философии.

 Происхождение слова «философия». Отличие философии от других видов мировоззрения.

Самостоятельная работа.

1

ОК 4

У 1.1.01,

З 1.1.01

 

Тема 1.2.

Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Практическая работа №1. Понятие понятийности, дискурсивности.

 Философия как рациональная область культуры и познания. Структура рациональности философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

Практическая работа: Содержание понятийности, дискурсивности.

Самостоятельная работа.

1

ОК 4

У 1.2.01,

З 1.1.01

 

Тема 1.3. Предмет и определение философии.

Функции философии: мировоззренческая, познавательная, ценностная, практическая и пр. Проблематика и специфика философии и её метода. Главные разделы философского знания.

 Основной вопрос философии, его онтологическая и гносеологическая стороны.

 

1

ОК 4

У 1.1.01,

З 1.1.01

 

Тема 1.4. Предмет и определение философии. Практическая работа №2. Масштабность предмета философии.

Выделение главных направлений в философии в соответствии с решением основного вопроса философии.

Практическая работа: Масштабность предмета философии.

1

 

У 1.1.01,

З 1.1.01

 

Тема 1.5.

Начало философии в Древнем мире (Китай и Индия).

Сравнение философий.

Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).

Философия древней Индии. Деление общества на варны, обязанности каждой варны. Миф о Пуруше. Веды как памятник предфилософии.

Учение о переселении душ, его влияние на индийскую культуру. Понятие дхармы, сансары и кармы.

Культура Китая, её своеобразие. Представления китайцев о мире, их китаецентризм. Роль Неба как верховного божества. Небо как источник порядка и ритуала.

Самостоятельная работа.

1

 

У 1.2.01,

З 1.1.01

 

Тема 1.6. Философия в Древней Греции.

Становление философии в Древней Греции. Периоды в развитии философии античности. Демифологизация античного мировоззрения. Философские школы. Сократ. Платон Аристотель.

Самостоятельная работа.

1

ОК 4

У 1.1.01,

З 1.1.01

 

Тема 1.7. Философия в Древней Греции. Практическая работа №3. Особенности философии Древней Греции.

Философия Древнего Рима, её особенности.

Практическая работа: Особенности философии др. Греции.

1

 

З 1.1.01

 

Тема 1.8. Средневековая философия Европы

Средневековая философия: патристика и схоластика

1. Основные черты средневековой философии, её отличие от античной философии. Теоцентризм, креационизм, эсхатологизм и фидеизм средневековой философии. Патристика и схоластика – основные этапы развития средневековой философии. Философия Аврелия Августина. Учение о земном и божественном градах.

Самостоятельная работа.

1

ОК 4

У 1.1.01,

З 1.1.01

 

Тема 1.9. Средневековая философия Европы. Практическая работа №4. Особенности средневековой философии.

Основная проблематика схоластической философии. Проблема доказательств бытия Бога.

5 физико-космологических доказательств Фомы Аквинского.

Практическая работа: Особенности средневековой философии. 

Самостоятельная работа.

1

 

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.04

 

Тема 1.10.

Философия эпохи

Возрождения.

 

 

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.

Основные черты философии эпохи Возрождения, её переходный характер. Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения. Антропоцентризм как основная черта философии Возрождения.

Самостоятельная работа.

1

ОК 4

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.05

 

Тема 1.11.

Философия эпохи

Возрождения. Практическая работа №5. Философы Возрождения.

 

Борьба со схоластикой. Изменение картины мира в эпоху Возрождения, роль натурфилософии и естествознания в этом процессе.

Практическая работа:

Философы Возрождения.

 

1

 

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.06

 

Тема 1.12 – 1.13. Особенности философии Нового времени

 

 

Основные идеи философии XVIII века, преемственность и новизна в сравнении с философией прошлого века.  Эмпиризм и рационализм в философии XVIII века.

Субъективный идеализм Д. Беркли, агностицизм и скептицизм Д. Юма.

Самостоятельная работа.

2

ОК 4

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.03

 

Тема 1.14. Особенности философии Нового времени. Практическая работа №6. Философы Нового времени

 

Философия европейского Просвещения. Практическая работа: Философы Нового времени.

1

 

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.02

 

Тема 1.15.

Немецкая классическая философия.

 

Основные достижения немецкой классической философии. Философия И. Канта: принцип трансцендентального идеализма. Теория познания, агностицизм. Элементы материализма в философии Канта. Философия Г.В.Ф. Гегеля: абсолютный объективный идеализм, природа идей. Взаимоотношения духа и природы. Достоинства и недостатки гегелевского идеализма и гегелевской диалектики.

 Самостоятельная работа.

 

1

ОК 4

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.03

 

Тема 1.16.

Немецкая классическая философия. Практическая работа №7. Достижения немецкой философии.

 

Вклад Л. Фейербаха и К. Маркса в философию.

Практическая работа:

Достижения немецкой философии.

 

1

 

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.04

 

Тема 1.17.

Основные направления философии 20 века.

Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. Истолкование проблемы существования человека. Религиозный и атеистический экзистенциализм. Основные идеи философии С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, К. Ясперса, А. Камю. Прагматизм Ч. Пирса и его последователей.

Самостоятельная работа.

1

ОК 4

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.05

 

Тема 1.18.

Основные направления философии 20 века. Практическая работа №8. Проблемы философии 20го века.

Философия н.20го века. Школа психоанализа З. Фрейда и её влияние на философию и культуру.

Практическая работа: 

Проблемы философии 20го века.

 

1

 

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.06

 

Тема 1.19

Философия бессознательного. Практическая работа №9. Основные направления философии 20 века.

Философия н.20го века. Школа психоанализа З. Фрейда и её влияние на философию и культуру.

Практическая работа: 

Основные направления философии 20 века.

Самостоятельная работа.

1

 

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.03

 

Тема 1.20

Особенности русской философии. Русская идея. Практическая работа №10. Русские философы

Русская философия: генезис и особенности развития. Характерные черты русской философии. Философская мысль средневековой Руси. Западники и славянофилы (И.В. Киреевский, Л.С. Хомяков).  Философия В.С. Соловьёва: положительное всеединство, София. 

 Практическая работа:

Русские философы.

Самостоятельная работа.

1

ОК 4

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.02

 

Тема 1.21

Особенности русской философии. Русская идея. Вопросы русской философии

Содержание русской идеи.  Философия Н.А. Бердяева: темы свободы, творчества, ничто и Бога. Философия в СССР и современной России.

 

1

 

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.03

 

Практическая работа №11 по Разделу 1.

Практическая работа №11 по Разделу 1.

1

 

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.03

 

Раздел 2. Структура и основные направления философии

 

24

 

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.04

 

Тема 2.1.

Этапы развития философии от античности до 20 века. Расширение предмета философии

Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века.

Расширение предмета философии.

Самостоятельная работа.

1

ОК 4

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.05

 

Тема 2.2.

Этапы развития философии от античности до 20 века. Практическая работа №12. Идеализм и материализм в философии.

 

Основные картины мира философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).

Практическая работа:

Идеализм и материализм в философии.

1

 

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.06

 

Тема 2.3.

Основные картины мира: философская, религиозная, научная.

Основные картины мира философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).

Самостоятельная работа.

 

1

ОК 4

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.03

 

Тема 2.4.

Методы философии. Практическая работа №13. Разнообразие методов.

Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др.

Соотношение методов философии и вопросов исследования.

Практическая работа: Разнообразие методов.

Самостоятельная работа.

1

ОК 4

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.01

 

Тема 2.5.

Строение философии и её основные направления. Практическая работа №14. Древо философии.

 Проблематика и специфика философии и её методов. Главные разделы философского знания.

Вопросы Основных направлений философии и предмета гносеологии, онтологии, аксиологии, этики и др.

Практическая работа:

Древо философии.

Самостоятельная работа.

1

ОК 4

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.02

 

Тема 2.6.

Онтология – учение о бытие. Происхождение и устройство мира.

Предмет и проблематика онтологии. Понятие бытия. Материализм и идеализм о бытии. Специфика понимания бытия в различных направлениях философии. Понятие материи. Материя как субстанция и как субстрат всего существующего. Движение как неотъемлемый атрибут материи, основные виды движения. Основные свойства материи. Пространство и время как атрибуты существования материи.

Самостоятельная работа.

1

ОК 4

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.03

 

Тема 2.7.

Современные онтологические представления и понятия. Понятия онтологии.

Время физическое, психическое, биологическое и социальное.

Понятия онтологии.

 

1

 

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.04

 

Тема 2.8.

Современные онтологические представления и понятия. Практическая работа №15. Предмет онтологии.

Время физическое, психическое, биологическое и социальное.

Практическая работа:

Предмет онтологии.

1

 

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.05

 

Тема 2.9.

Гносеология – учение о познании. Практическая работа №16. Предмет гносеологии

Понятие и необходимость теории познания (гносеологии) как составной части философии. Формирование основных проблем гносеологии. Различные решения и альтернативные гносеологические концепции. Агностицизм. Субъект и объект познания.

Чувственное познание и его формы. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение. Единство чувственного и рационального познания.

Практическая работа:

Предмет гносеологии.

Самостоятельная работа.

1

ОК 4

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.06

 

Тема 2.10.

Соотношение философской, религиозной и научной истин.

Понятие истины (объективная абсолютная и относительная истина). Место и роль практики в процессе познания, проблема критерия качества знаний. Творческий личностный характер познавательной деятельности человека.

Самостоятельная работа.

1

 

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.03

 

Тема 2.11.

Соотношение философской, религиозной и научной истин. Практическая работа №17. Таблица истин.

Понятие истины (объективная абсолютная и относительная истина). Место и роль практики в процессе познания, проблема критерия качества знаний. Творческий личностный характер познавательной деятельности человека.

Практическая работа:

Таблица истин.

1

ОК 4

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.04

 

Тема 2.12.

Понятие этики. Религиозная этика.

Практическая работа №18. Предмет этики.

Философия и религия: сходства и различия. Классификация философско-религиозных учений: теизм, деизм, пантеизм и пр. Виды религиозных воззрений: политеизм и монотеизм. Особенности религий откровения. Основные черты религиозного мировоззрения. Специфика религиозных ценностей.

Атеизм и свободомыслие в философии. Проблема свободы совести, реализация этого принципа в современном мире.

Практическая работа:

Предмет этики.

Самостоятельная работа.

1

ОК 4

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.05

 

Тема 2.13.

Свобода и ответственность. Насилие  и непротивление злу.

Практическая работа №19. Л.Н. Толстой и Ганди.

Соотношение нравственности и морали. Нравственность и право. Добро и зло как главные категории этики. Проблема долга и нравственной обязанности. Справедливость как этическая категория. Практическое выражение этики в поведении современного человека. Л.Н. Толстой и Ганди.

1

ОК 4

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.03

 

Тема 2.14.

Этические проблемы в развитии науки, технологий.

 

Понятие науки. Наука как вид деятельности человека. Структура и специфика научной деятельности. Отличие науки и паранауки. Социальные аспекты научной деятельности. Научные институты. Требования к личности учёного и изобретателя.

Этическая сторона научной и технической деятельности. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

Самостоятельная работа.

1

 

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.04

 

Тема 2.15.

Этические проблемы в развитии науки, технологий.

Практическая работа №20.

Мораль и ответственность учёных.

Понятие науки. Наука как вид деятельности человека. Структура и специфика научной деятельности. Отличие науки и паранауки. Социальные аспекты научной деятельности. Научные институты. Требования к личности учёного и изобретателя.

Этическая сторона научной и технической деятельности. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

Практическая работа:

Мораль и ответственность учёных.

1

ОК 4

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.05

 

Тема 2.16.

Формы развития общества. Эволюция, циклы, динамика.

Сущность идеалистического и материалистического понимания истории. Вопрос о направленности и движущих силах исторического развития. Географический и экономический детерминизм в философии истории. Философия марксизма и современность. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие.

Самостоятельная работа.

1

ОК 4

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.03

 

Тема 2.17.

Философия и глобальные проблемы человечества.

Практическая работа №21. Философия и причины проблем

 

Понятие глобальных проблем. Критерии глобальных проблем. Классификация глобальных проблем. Проблемы в системе «Человек – природа»: Экологические глобальные проблемы. Внутрисоциальные глобальные проблемы: распространение оружия массового поражения, рост социального неравенства мировых регионов, международный терроризм, распространение наркомании и заболеваний. Пути и способы решения глобальных проблем, роль философии в этом.

Практическая работа:

 Философия и причины проблем

Самостоятельная работа.

 

1

ОК 4

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.04

 

Тема 2.18.

Философия как рациональная часть духовной культуры. Практическая работа №22. Философия в искусстве и литературе.

Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение. Единство чувственного и рационального познания. Творчество.  Память и воображение. Сознание как высшая форма психического отражения и объективная реальность.

Рациональность – главная черта философии.

Практическая работа:

 Философия в искусстве и литературе.

1

ОК 4

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.05

 

Тема 2.19.

Связь философии с искусством, религией, наукой, идеологией.

Практическая работа №23. Место философских вопросов в искусстве.

 

Основные черты религиозного мировоззрения. Атеизм и свободомыслие в философии. Связь эстетики с другими областями философии и с искусством. Философское понимание искусства и творчества. Эстетическое и практическое. Научные институты. Понятие техники, соотношение научной и технической деятельности. Сходство и различия философского и научного познания.

Практическая работа:

Место философских вопросов в искусстве.

 

1

ОК 4

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.03

 

Тема 2.20.

Связь философии с искусством, религией, наукой, идеологией.

Практическая работа №24. Место философских вопросов в религии и науке.

Основные черты религиозного мировоззрения. Атеизм и свободомыслие в философии. Связь эстетики с другими областями философии и с искусством. Философское понимание искусства и творчества. Эстетическое и практическое. Научные институты. Понятие техники, соотношение научной и технической деятельности. Сходство и различия философского и научного познания.

Практическая работа:

Место философских вопросов в религии и науке.

1

 

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.04

 

Тема 2.21.

Философия и мировоззрение.

Роль философии в мировоззрении

Философия как составляющая мировоззрения. Структура мировоззрения.

 Совокупность ценностей в мировоззрении. Высшие (абсолютные) и низшие (относительные) ценности. Зависимость ценностей от типа цивилизаций. Социализирующая роль ценностей.  

Формы общественного сознания.

Роль философии в мировоззрении.

1

ОК 4

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.05

 

Тема 2.22.

Философия  и смысл жизни.

Смысл жизни как важнейший системообразующий показатель полноценного человеческого существования.

Смысл жизни как подлинно основной вопрос направления человеческой мысли – философии.

Принцип глобального эволюционизма.

1

ОК 4

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.03

 

Тема 2.23.

Роль философии в современном мире. Практическая работа №25. Ответы философии на современные проблемы.

Проблема человека в истории философской мысли. Проблемы в системе «Человек – природа»

Пути и способы решения глобальных проблем, роль философии в этом. Глобальные проблемы и процесс глобализации.

 

 

1

ОК 4

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.04

 

Практическая работа №26.

Практическая работа №26.

Дифференцированный зачет

1

 

У 1.2.01,

З 1.1.01

З 1.1.05

 

Всего:

46/70

 

 

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Истории и философии», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной программы по специальности.

 

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.

 

3.2.1. Основные печатные издания

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н. М. Основы философии. Москва ИД «Форум» – Инфра – М, 2019


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знание:

основных философских учений;

главных философских терминов и понятий

проблематики и предметного поля важнейших философских дисциплин, традиционных общечеловеческих ценностей и применение их в различных контекстах

Степень знания материала курса, логика и ясность изложения материала, необходимость дополнений.

Отвечает ли учащийся на все дополнительные вопросы преподавателя.

На каком уровне выполнены контрольные работы и рефераты самостоятельной работы.

Экспертное наблюдение за выступлениями,

Ответы на вопросы.

 

Умение:

ориентироваться в истории развития философского знания;

вырабатывать свою точку зрения и аргументировано дискутировать по важнейшим проблемам философии.

применять полученные в курсе изучения философии знания в практической, в том числе и профессиональной, деятельности

Насколько свободно учащийся ориентируется в истории развития философии. Может ли верно охарактеризовать взгляды того или иного философа.

Насколько самостоятельно, логично и аргументировано учащийся может выдвигать и защищать свою точку зрения по важнейшим проблемам философии в рефератах и дискуссиях.

Насколько успешно студент может применять свои знания по курсу «Основы философии» в повседневной и профессиональной деятельности. Насколько он способен к диалектическому и логически непротиворечивому мышлению в своей специальности.

Выступления с докладами, ответы на вопросы, участие в дискуссии

 

 

Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

 

Процент результативности

(правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 - 100

5

отлично

71 - 89

4

хорошо

51 - 70

3

удовлетворительно

менее 50

2

неудовлетворительно