1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина Основы философии является обязательной частью общего гуманитарного и социально экономического цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 4.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины
обучающимися осваиваются умения
и знания
Код ОК |
Код умений |
Умения |
Код знаний |
Знания |
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
|
У 1.1.01 |
Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста, социокультурный контекст |
З 1.1.01 |
Основные категории и понятия философии
|
У 1.2.01 |
Выстраивать общение на основе традиционных общечеловеческих ценностей в различных контекстах |
З 1.1.02 |
роль философии в жизни человека и общества
|
|
З 1.1.03 |
Основы философского учения о бытии |
|||
З 1.1.04 |
Сущность процесса познания; |
|||
З 1.1.05 |
Основы научной, философской и религиозной картин мира |
|||
З 1.1.05 |
Условия формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды |
|||
З 1.1.06 |
О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий по выбранному профилю профессиональной деятельности |
|||
З 1.2.01 |
Традиционные общечеловеческие ценности, как основа поведения в коллективе, команде. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины |
70 |
в т.ч. в форме практической подготовки |
- |
в т. ч.: |
|
теоретическое обучение |
20 |
лабораторные работы |
- |
практические занятия |
26 |
курсовая работа (проект) |
- |
Самостоятельная работа |
24 |
Промежуточная аттестация (Дифференцированный зачет) |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч |
Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
Код Н/У/З |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Предмет философии и ее история |
12 |
|
|
|
Тема 1.1. Становление философии из мифологии. |
Содержание |
|
|
|
Проблема происхождения философии. Роль мифологии и обыденного сознания в возникновении философии. «От мифа к логосу» как путь формирования философии. Происхождение слова «философия». Отличие философии от других видов мировоззрения. Самостоятельная работа. |
1 |
ОК 4 |
У 1.1.01, З 1.1.01
|
|
Тема 1.2. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Практическая работа №1. Понятие понятийности, дискурсивности. |
Философия как рациональная область культуры и познания. Структура рациональности философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Практическая работа: Содержание понятийности, дискурсивности. Самостоятельная работа. |
1 |
ОК 4 |
У 1.2.01, З 1.1.01
|
Тема 1.3. Предмет и определение философии. |
Функции философии: мировоззренческая, познавательная, ценностная, практическая и пр. Проблематика и специфика философии и её метода. Главные разделы философского знания. Основной вопрос философии, его онтологическая и гносеологическая стороны.
|
1 |
ОК 4 |
У 1.1.01, З 1.1.01
|
Тема 1.4. Предмет и определение философии. Практическая работа №2. Масштабность предмета философии. |
Выделение главных направлений в философии в соответствии с решением основного вопроса философии. Практическая работа: Масштабность предмета философии. |
1 |
|
У 1.1.01, З 1.1.01
|
Тема 1.5. Начало философии в Древнем мире (Китай и Индия). Сравнение философий. |
Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). Философия древней Индии. Деление общества на варны, обязанности каждой варны. Миф о Пуруше. Веды как памятник предфилософии. Учение о переселении душ, его влияние на индийскую культуру. Понятие дхармы, сансары и кармы. Культура Китая, её своеобразие. Представления китайцев о мире, их китаецентризм. Роль Неба как верховного божества. Небо как источник порядка и ритуала. Самостоятельная работа. |
1 |
|
У 1.2.01, З 1.1.01
|
Тема 1.6. Философия в Древней Греции. |
Становление философии в Древней Греции. Периоды в развитии философии античности. Демифологизация античного мировоззрения. Философские школы. Сократ. Платон Аристотель. Самостоятельная работа. |
1 |
ОК 4 |
У 1.1.01, З 1.1.01
|
Тема 1.7. Философия в Древней Греции. Практическая работа №3. Особенности философии Древней Греции. |
Философия Древнего Рима, её особенности. Практическая работа: Особенности философии др. Греции. |
1 |
|
З 1.1.01
|
Тема 1.8. Средневековая философия Европы |
Средневековая философия: патристика и схоластика 1. Основные черты средневековой философии, её отличие от античной философии. Теоцентризм, креационизм, эсхатологизм и фидеизм средневековой философии. Патристика и схоластика – основные этапы развития средневековой философии. Философия Аврелия Августина. Учение о земном и божественном градах. Самостоятельная работа. |
1 |
ОК 4 |
У 1.1.01, З 1.1.01
|
Тема 1.9. Средневековая философия Европы. Практическая работа №4. Особенности средневековой философии. |
Основная проблематика схоластической философии. Проблема доказательств бытия Бога. 5 физико-космологических доказательств Фомы Аквинского. Практическая работа: Особенности средневековой философии. Самостоятельная работа. |
1 |
|
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.04
|
Тема 1.10. Философия эпохи Возрождения.
|
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Основные черты философии эпохи Возрождения, её переходный характер. Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения. Антропоцентризм как основная черта философии Возрождения. Самостоятельная работа. |
1 |
ОК 4 |
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.05
|
Тема 1.11. Философия эпохи Возрождения. Практическая работа №5. Философы Возрождения.
|
Борьба со схоластикой. Изменение картины мира в эпоху Возрождения, роль натурфилософии и естествознания в этом процессе. Практическая работа: Философы Возрождения.
|
1 |
|
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.06
|
Тема 1.12 – 1.13. Особенности философии Нового времени
|
Основные идеи философии XVIII века, преемственность и новизна в сравнении с философией прошлого века. Эмпиризм и рационализм в философии XVIII века. Субъективный идеализм Д. Беркли, агностицизм и скептицизм Д. Юма. Самостоятельная работа. |
2 |
ОК 4 |
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.03
|
Тема 1.14. Особенности философии Нового времени. Практическая работа №6. Философы Нового времени
|
Философия европейского Просвещения. Практическая работа: Философы Нового времени. |
1 |
|
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.02
|
Тема 1.15. Немецкая классическая философия.
|
Основные достижения немецкой классической философии. Философия И. Канта: принцип трансцендентального идеализма. Теория познания, агностицизм. Элементы материализма в философии Канта. Философия Г.В.Ф. Гегеля: абсолютный объективный идеализм, природа идей. Взаимоотношения духа и природы. Достоинства и недостатки гегелевского идеализма и гегелевской диалектики. Самостоятельная работа.
|
1 |
ОК 4 |
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.03
|
Тема 1.16. Немецкая классическая философия. Практическая работа №7. Достижения немецкой философии.
|
Вклад Л. Фейербаха и К. Маркса в философию. Практическая работа: Достижения немецкой философии.
|
1 |
|
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.04
|
Тема 1.17. Основные направления философии 20 века. |
Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. Истолкование проблемы существования человека. Религиозный и атеистический экзистенциализм. Основные идеи философии С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, К. Ясперса, А. Камю. Прагматизм Ч. Пирса и его последователей. Самостоятельная работа. |
1 |
ОК 4 |
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.05
|
Тема 1.18. Основные направления философии 20 века. Практическая работа №8. Проблемы философии 20го века. |
Философия н.20го века. Школа психоанализа З. Фрейда и её влияние на философию и культуру. Практическая работа: Проблемы философии 20го века.
|
1 |
|
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.06
|
Тема 1.19 Философия бессознательного. Практическая работа №9. Основные направления философии 20 века. |
Философия н.20го века. Школа психоанализа З. Фрейда и её влияние на философию и культуру. Практическая работа: Основные направления философии 20 века. Самостоятельная работа. |
1 |
|
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.03
|
Тема 1.20 Особенности русской философии. Русская идея. Практическая работа №10. Русские философы |
Русская философия: генезис и особенности развития. Характерные черты русской философии. Философская мысль средневековой Руси. Западники и славянофилы (И.В. Киреевский, Л.С. Хомяков). Философия В.С. Соловьёва: положительное всеединство, София. Практическая работа: Русские философы. Самостоятельная работа. |
1 |
ОК 4 |
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.02
|
Тема 1.21 Особенности русской философии. Русская идея. Вопросы русской философии |
Содержание русской идеи. Философия Н.А. Бердяева: темы свободы, творчества, ничто и Бога. Философия в СССР и современной России.
|
1 |
|
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.03
|
Практическая работа №11 по Разделу 1. |
Практическая работа №11 по Разделу 1. |
1 |
|
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.03
|
Раздел 2. Структура и основные направления философии |
|
24 |
|
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.04
|
Этапы развития философии от античности до 20 века. Расширение предмета философии |
Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Расширение предмета философии. Самостоятельная работа. |
1 |
ОК 4 |
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.05
|
Этапы развития философии от античности до 20 века. Практическая работа №12. Идеализм и материализм в философии.
|
Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век). Практическая работа: Идеализм и материализм в философии. |
1 |
|
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.06
|
Тема 2.3. Основные картины мира: философская, религиозная, научная. |
Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век). Самостоятельная работа.
|
1 |
ОК 4 |
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.03
|
Тема 2.4. Методы философии. Практическая работа №13. Разнообразие методов. |
Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Соотношение методов философии и вопросов исследования. Практическая работа: Разнообразие методов. Самостоятельная работа. |
1 |
ОК 4 |
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.01
|
Тема 2.5. Строение философии и её основные направления. Практическая работа №14. Древо философии. |
Проблематика и специфика философии и её методов. Главные разделы философского знания. Вопросы Основных направлений философии и предмета гносеологии, онтологии, аксиологии, этики и др. Практическая работа: Древо философии. Самостоятельная работа. |
1 |
ОК 4 |
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.02
|
Тема 2.6. Онтология – учение о бытие. Происхождение и устройство мира. |
Предмет и проблематика онтологии. Понятие бытия. Материализм и идеализм о бытии. Специфика понимания бытия в различных направлениях философии. Понятие материи. Материя как субстанция и как субстрат всего существующего. Движение как неотъемлемый атрибут материи, основные виды движения. Основные свойства материи. Пространство и время как атрибуты существования материи. Самостоятельная работа. |
1 |
ОК 4 |
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.03
|
Тема 2.7. Современные онтологические представления и понятия. Понятия онтологии. |
Время физическое, психическое, биологическое и социальное. Понятия онтологии.
|
1 |
|
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.04
|
Тема 2.8. Современные онтологические представления и понятия. Практическая работа №15. Предмет онтологии. |
Время физическое, психическое, биологическое и социальное. Практическая работа: Предмет онтологии. |
1 |
|
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.05
|
Тема 2.9. Гносеология – учение о познании. Практическая работа №16. Предмет гносеологии |
Понятие и необходимость теории познания (гносеологии) как составной части философии. Формирование основных проблем гносеологии. Различные решения и альтернативные гносеологические концепции. Агностицизм. Субъект и объект познания. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение. Единство чувственного и рационального познания. Практическая работа: Предмет гносеологии. Самостоятельная работа. |
1 |
ОК 4 |
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.06
|
Тема 2.10. Соотношение философской, религиозной и научной истин. |
Понятие истины (объективная абсолютная и относительная истина). Место и роль практики в процессе познания, проблема критерия качества знаний. Творческий личностный характер познавательной деятельности человека. Самостоятельная работа. |
1 |
|
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.03
|
Тема 2.11. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Практическая работа №17. Таблица истин. |
Понятие истины (объективная абсолютная и относительная истина). Место и роль практики в процессе познания, проблема критерия качества знаний. Творческий личностный характер познавательной деятельности человека. Практическая работа: Таблица истин. |
1 |
ОК 4 |
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.04
|
Тема 2.12. Понятие этики. Религиозная этика. Практическая работа №18. Предмет этики. |
Философия и религия: сходства и различия. Классификация философско-религиозных учений: теизм, деизм, пантеизм и пр. Виды религиозных воззрений: политеизм и монотеизм. Особенности религий откровения. Основные черты религиозного мировоззрения. Специфика религиозных ценностей. Атеизм и свободомыслие в философии. Проблема свободы совести, реализация этого принципа в современном мире. Практическая работа: Предмет этики. Самостоятельная работа. |
1 |
ОК 4 |
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.05
|
Тема 2.13. Свобода и ответственность. Насилие и непротивление злу. Практическая работа №19. Л.Н. Толстой и Ганди. |
Соотношение нравственности и морали. Нравственность и право. Добро и зло как главные категории этики. Проблема долга и нравственной обязанности. Справедливость как этическая категория. Практическое выражение этики в поведении современного человека. Л.Н. Толстой и Ганди. |
1 |
ОК 4 |
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.03
|
Тема 2.14. Этические проблемы в развитии науки, технологий.
|
Понятие науки. Наука как вид деятельности человека. Структура и специфика научной деятельности. Отличие науки и паранауки. Социальные аспекты научной деятельности. Научные институты. Требования к личности учёного и изобретателя. Этическая сторона научной и технической деятельности. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. Самостоятельная работа. |
1 |
|
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.04
|
Тема 2.15. Этические проблемы в развитии науки, технологий. Практическая работа №20. Мораль и ответственность учёных. |
Понятие науки. Наука как вид деятельности человека. Структура и специфика научной деятельности. Отличие науки и паранауки. Социальные аспекты научной деятельности. Научные институты. Требования к личности учёного и изобретателя. Этическая сторона научной и технической деятельности. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. Практическая работа: Мораль и ответственность учёных. |
1 |
ОК 4 |
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.05
|
Тема 2.16. Формы развития общества. Эволюция, циклы, динамика. |
Сущность идеалистического и материалистического понимания истории. Вопрос о направленности и движущих силах исторического развития. Географический и экономический детерминизм в философии истории. Философия марксизма и современность. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Самостоятельная работа. |
1 |
ОК 4 |
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.03
|
Тема 2.17. Философия и глобальные проблемы человечества. Практическая работа №21. Философия и причины проблем
|
Понятие глобальных проблем. Критерии глобальных проблем. Классификация глобальных проблем. Проблемы в системе «Человек – природа»: Экологические глобальные проблемы. Внутрисоциальные глобальные проблемы: распространение оружия массового поражения, рост социального неравенства мировых регионов, международный терроризм, распространение наркомании и заболеваний. Пути и способы решения глобальных проблем, роль философии в этом. Практическая работа: Философия и причины проблем Самостоятельная работа.
|
1 |
ОК 4 |
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.04
|
Тема 2.18. Философия как рациональная часть духовной культуры. Практическая работа №22. Философия в искусстве и литературе. |
Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение. Единство чувственного и рационального познания. Творчество. Память и воображение. Сознание как высшая форма психического отражения и объективная реальность. Рациональность – главная черта философии. Практическая работа: Философия в искусстве и литературе. |
1 |
ОК 4 |
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.05
|
Тема 2.19. Связь философии с искусством, религией, наукой, идеологией. Практическая работа №23. Место философских вопросов в искусстве.
|
Основные черты религиозного мировоззрения. Атеизм и свободомыслие в философии. Связь эстетики с другими областями философии и с искусством. Философское понимание искусства и творчества. Эстетическое и практическое. Научные институты. Понятие техники, соотношение научной и технической деятельности. Сходство и различия философского и научного познания. Практическая работа: Место философских вопросов в искусстве.
|
1 |
ОК 4 |
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.03
|
Тема 2.20. Связь философии с искусством, религией, наукой, идеологией. Практическая работа №24. Место философских вопросов в религии и науке. |
Основные черты религиозного мировоззрения. Атеизм и свободомыслие в философии. Связь эстетики с другими областями философии и с искусством. Философское понимание искусства и творчества. Эстетическое и практическое. Научные институты. Понятие техники, соотношение научной и технической деятельности. Сходство и различия философского и научного познания. Практическая работа: Место философских вопросов в религии и науке. |
1 |
|
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.04
|
Тема 2.21. Философия и мировоззрение. Роль философии в мировоззрении |
Философия как составляющая мировоззрения. Структура мировоззрения. Совокупность ценностей в мировоззрении. Высшие (абсолютные) и низшие (относительные) ценности. Зависимость ценностей от типа цивилизаций. Социализирующая роль ценностей. Формы общественного сознания. Роль философии в мировоззрении. |
1 |
ОК 4 |
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.05
|
Тема 2.22. Философия и смысл жизни. |
Смысл жизни как важнейший системообразующий показатель полноценного человеческого существования. Смысл жизни как подлинно основной вопрос направления человеческой мысли – философии. Принцип глобального эволюционизма. |
1 |
ОК 4 |
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.03
|
Тема 2.23. Роль философии в современном мире. Практическая работа №25. Ответы философии на современные проблемы. |
Проблема человека в истории философской мысли. Проблемы в системе «Человек – природа» Пути и способы решения глобальных проблем, роль философии в этом. Глобальные проблемы и процесс глобализации.
|
1 |
ОК 4 |
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.04
|
Практическая работа №26. |
Практическая работа №26. Дифференцированный зачет |
1 |
|
У 1.2.01, З 1.1.01 З 1.1.05
|
Всего: |
46/70 |
|
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Истории и философии», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н. М. Основы философии. Москва ИД «Форум» – Инфра – М, 2019
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
Знание: основных философских учений; главных философских терминов и понятий проблематики и предметного поля важнейших философских дисциплин, традиционных общечеловеческих ценностей и применение их в различных контекстах |
Степень знания материала курса, логика и ясность изложения материала, необходимость дополнений. Отвечает ли учащийся на все дополнительные вопросы преподавателя. На каком уровне выполнены контрольные работы и рефераты самостоятельной работы. |
Экспертное наблюдение за выступлениями, Ответы на вопросы.
|
Умение: ориентироваться в истории развития философского знания; вырабатывать свою точку зрения и аргументировано дискутировать по важнейшим проблемам философии. применять полученные в курсе изучения философии знания в практической, в том числе и профессиональной, деятельности |
Насколько свободно учащийся ориентируется в истории развития философии. Может ли верно охарактеризовать взгляды того или иного философа. Насколько самостоятельно, логично и аргументировано учащийся может выдвигать и защищать свою точку зрения по важнейшим проблемам философии в рефератах и дискуссиях. Насколько успешно студент может применять свои знания по курсу «Основы философии» в повседневной и профессиональной деятельности. Насколько он способен к диалектическому и логически непротиворечивому мышлению в своей специальности. |
Выступления с докладами, ответы на вопросы, участие в дискуссии |
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
90 - 100 |
5 |
отлично |
71 - 89 |
4 |
хорошо |
51 - 70 |
3 |
удовлетворительно |
менее 50 |
2 |
неудовлетворительно |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.