РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА «Литературное чтение на родном языке»
4 класс (базовый уровень)
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании).
2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 17 часов.
РАЗДЕЛ I. Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение на родном языке» 4 класс.
Личностные результаты
Учащийся научится:
· овладевать знаниями о культуре русского народа, уважительно относится к культурам и традиционным религиям народов России;
· усваивать основные морально-нравственные нормы русского народа, уметь соотносить их с морально-нравственными нормами других народов России;
· уважительно относится к иному мнению, истории и культуре всех народов;
· уважительно относится к семейным ценностям, проявлять доброжелательность, понимание и сопереживание чувствам других людей
Учащийся получит возможность научиться:
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
· обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей;
Метапредметные результаты
Учащийся научится:
· работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
· выполнять работу по цепочке;
· видеть разницу между двумя точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
· находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения;
· подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
· понимать, что разные точки зрения имеют разные основания;
· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Учащийся получит возможность научиться:
· подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
· понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Предметные результаты
Ученик научится:
· свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
· свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений;
· находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;
· работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения);
· работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией); учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Учащийся получит возможность научиться:
· делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;
· самостоятельно читать выбранные книги;
· высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
· самостоятельно работать со словарями
РАЗДЕЛ II. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» 17 ч (1 час в неделю, 2 полугодие).
4 класс
Раздел 1. «Россия - наша Родина» (2 часа)
С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации». В.Гудимов «Россия, Россия, Россия».
Раздел 2. «Фольклор нашего народа»(11часов)
Виды устного народного творчества. Былины. Особенности былинных текстов.Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич». Славянский миф. Особенности мифа. Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». Песня-слава «Русская земля»
Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море. Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия-родина моя».
Раздел 3. «О братьях наших меньших»(6часов)
Е.И. Носов. Хитрюга. В.В. Бианки .Сумасшедшая птица. В.П. Астафьев. Зорькина песня. Г.А. Скребицкий. Кот Иваныч. К.Г. Паустовский. Теплый хлеб. Викторина по разделу «О братьях наших меньших».
Раздел 4. Страна «Фантазия»(2часа)
Е.С.Велтистов «Миллион и один день каникул». Кир Булычёв «Консилиум».
Смешные девчонки, мальчишки. В. Голявкин «В шкафу», «Вот что интересно»
Е. Пермяк «Надёжный человек»
Раздел 5. «Времена года» (9часов)
В.Бианки «Лесная газета». Литературная гостиная. И. Анненский. Снег. М.М.Пришвин. Рассказы о весне. Рассказы Н.И. Сладкова. Лес не школа, а всему учит. Н.Сладков «Медведь и солнце». В.Гарин «Прозрачный слоник». К.Паустовский «Однажды ночью я проснулся» К.Паустовский «Стальное колечко». К.Паустовский «Скрипучие половицы».
Раздел 6. Зарубежная литература(4часа)
Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка». Братья Гримм «Семеро храбрецов», «Госпожа Метелица». Обобщающий урок
Учебно-тематический план (2 полугодие)
№ п/п |
Название разделов и тем |
Всего часов |
1. |
Россия - наша Родина |
2 |
2. |
Фольклор нашего народа |
6 |
3. |
О братьях наших меньших |
6 |
4. |
Страна «Фантазия» |
2 |
5. |
Времена года |
6 |
6. |
Зарубежная литература |
2 |
Итого |
17 часов |
РАЗДЕЛ III. Календарно-тематическое планирование 4 « » класс.
№ урока п/п |
№ урока по теме |
Тема урока |
Характеристика УУД по теме |
Дата по плану |
Дата по факту |
Раздел 1. «Россия - наша Родина» (3 ч.) |
|||||
1
|
1 |
З. Александрова «Родина», А. Пришелец «Наш край» |
Метапредметные результаты: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке; Предметные результаты: перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание; определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя); Личностные результаты: овладевать знаниями о культуре русского народа, уважительно относится к культурам и традиционным религиям народов России; усваивать основные морально-нравственные нормы русского народа, уметь соотносить их с морально-нравственными нормами других народов России;
|
16.01 |
|
2 |
2 |
Береги родную землю. М.М. Пришвин. Очерк «Моя Родина» |
23.01 |
|
|
3 |
3 |
П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века – смелых мореплавателях) (выборочно рассказы) |
30.01 |
|
|
Раздел 2. «Фольклор нашего народа» (4 ч.) |
|||||
4. |
1. |
Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши. |
Метапредметные результаты: находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения; подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения; понимать, что разные точки зрения имеют разные основания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Предметные результаты: строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя; слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием; называть имена 3–4 классиков русской литературы, перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание; перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание; определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя); Личностные результаты: овладевать знаниями о культуре русского народа, уважительно относится к культурам и традиционным религиям народов России; усваивать основные морально-нравственные нормы русского народа, уметь соотносить их с морально-нравственными нормами других народов России; уважительно относится к иному мнению, истории и культуре всех народов; уважительно относится к семейным ценностям, проявлять доброжелательность, понимание и сопереживание чувствам других людей.
|
06.02 |
|
5. |
2 |
Народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка «Белая уточка» |
13.02 |
|
|
6. |
3 |
Устное народное творчество. Былины. «Первый бой Ильи Муромца» |
20.02 |
|
|
7. |
4. |
Устное народное творчество. Былины. «Добрыня и Змей» |
27.02 |
|
|
Раздел 3. «Из старинных книг» (3ч.) |
|||||
8. |
1. |
В. Сухомлинский «Я больше не буду», «Грязное слово». |
Метапредметные результаты: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту); Предметные результаты: обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности сказки-цепочки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки; обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка – элементы сказки о животных и т. д.); понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира; обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе. читать выразительно поэтические и прозаические произведения; рассматривать иллюстрации в учебнике и сравнивать их с художественными текстами; устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями. Личностные результаты Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей;
|
05.03 |
|
9. |
2. |
К. Ушинский «Слепая лошадь» |
12.03 |
|
|
10. |
3. |
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Ванькины именины». |
19.03 |
|
|
Раздел 4. «И в шутку и всерьёз» (2ч.) |
|||||
11. |
1 |
Рассказы В. Голявкина («В шкафу», «Вот что интересно» и др.) |
Метапредметные результаты: находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения; подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения; понимать, что разные точки зрения имеют разные основания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Предметные результаты: строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя; слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием; называть имена 2–3 классиков русской литературы, перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание; перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание; определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя); Личностные результаты: овладевать знаниями о культуре русского народа, уважительно относится к культурам и традиционным религиям народов России; усваивать основные морально-нравственные нормы русского народа, уметь соотносить их с морально-нравственными нормами других народов России; уважительно относится к иному мнению, истории и культуре всех народов; уважительно относится к семейным ценностям, проявлять доброжелательность, понимание и сопереживание чувствам других людей
|
02.04
09.04 |
|
12. |
2 |
Е. Пермяк «Надёжный человек» |
16.04 |
|
|
Раздел 5. «О братьях наших меньших» (2 ч.)
|
|||||
13. |
1. |
Н.И. Сладков «Непослушные Малыши» |
Метапредметные результаты: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; Предметные результаты: строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя; слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием; называть имена 2–3 классиков русской литературы, перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание; перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание; определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя); Личностные результаты: овладевать знаниями о культуре русского народа, уважительно относится к культурам и традиционным религиям народов России; усваивать основные морально-нравственные нормы русского народа, уметь соотносить их с морально-нравственными нормами других народов России; уважительно относится к иному мнению, истории и культуре всех народов; уважительно относится к семейным ценностям, проявлять доброжелательность, понимание и сопереживание чувствам других людей
|
23.04 |
|
14. |
2. |
Б.С. Житков «Охотник и собаки» |
30.04 |
|
|
Раздел 6. «Времена года» (3ч.)
|
|||||
15. |
1. |
К. Паустовский «Какие бывают дожди». |
Метапредметные результаты: находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения; подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения; понимать, что разные точки зрения имеют разные основания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Предметные результаты: строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя; слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием; называть имена 2–3 классиков русской литературы, перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание; перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание; определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя); Личностные результаты: овладевать знаниями о культуре русского народа, уважительно относится к культурам и традиционным религиям народов России; усваивать основные морально-нравственные нормы русского народа, уметь соотносить их с морально-нравственными нормами других народов России; уважительно относится к иному мнению, истории и культуре всех народов; уважительно относится к семейным ценностям, проявлять доброжелательность, понимание и сопереживание чувствам других людей
|
07.05 |
|
16. |
2. |
К. Паустовский «Стальное колечко». |
14.05 |
|
|
17 |
3 |
Н.А. Некрасов «Зелёный шум». |
21.05 |
|
Примерные темы проектных и исследовательских работ в 4 -ом классе.
1.Что мы называем своей Родиной?
2. Конкурс загадок
3.Сказочные символы в устном народном творчестве.
4. Мы в ответе за тех, кого приручили.
5.Времена года в творчестве русских поэтов.
Контрольно – измерительные материалы.
Тест № 1 по теме «Россия - наша Родина».
(рассказ М.М. Пришвина «Моя Родина»)
1. Укажи значение слова кладовая
место, где зарыт клад
место, где хранят запасы
место, где хранится царская казна
2. Чем мать угостила мальчика?
парным молоком
чаем с молоком
хлебом с медом
хлебом с маслом
3. Как решило это угощение жизнь мальчика?
он потолстел
он стал вставать до восхода солнца
он стал ходить в лес за грибами и ягодами
4. Куда уходил автор после чая?
В магазин
В лес по грибы
В лес по ягоды
В другую комнату читать
На охоту за перепелками, скворцами, соловьями
5. Когда писатель работает?
днём
вечером
по ночам
рано утром
6. Почему ему это нравится?
в это время очень тихо
в это время у всех самый разгар работы
в это время весь животный и растительный мир заканчивает работать и засыпает
в это время весь животный и растительный мир пробуждается и начинает работать
7. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца ...
с большим богатством
с драгоценными камнями
с великими сокровищами жизни
8. К чему автор призывает нас?
Любить матерей
Учиться охоте
Охранять природу
Тест № 2 по теме "Устное народное творчество".
Вариант 1
А 1. Укажи, что означает английское слово фольклор.
1) народная
мудрость
2) народные забавы
3) народное искусство
4) народные игры
А 2. Укажи, мастера какого народного промысла расписывали деревянную посуду.
1) Хохлома
2) Гжель
3) Богородский промысел
4) Дымка
А
3. Отметь, как называется картина, которую написал В. М. Васнецов.
1) «Иван-царевич и серый
волк»
2) «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
3) «Иван-царевич на сером волке»
4) «Сивка-бурка»
В1. Отметь, к какой группе сказок относится сказка «Сивка-бурка».
1) богатырская сказка
2) сказка о животных
3) волшебная сказка
4) бытовая сказка
В 2. Укажи, что означает слово караулы.
1) крик
2) охрана
3) звуки вороны
4) животное
С1. Укажи концовку сказок.
1) жил-был...
2) за тридевять
земель, в тридевятом царстве...
3) стали они жить-поживать и добра наживать
4) в некотором царстве, в некотором государстве...
Вариант 2
А 1. Отметь, как на английском языке звучит сочетание слов народная
мудрость.
1) монитор
2) браузер
3) фольклор
4) триллер
А
2. Укажи, в каком народном промысле для росписи используют синий и белый
цвета.
1) Хохлома
2) Гжель
3) Богородский промысел
4) Дымка
А 3. Укажи, как называется картина, которую написал В. М. Васнецов.
1) «Иван-царевич на сером волке»
2) «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
3) «Василиса Прекрасная»
4) «Сивка-бурка»
В 1. Отметь, к какой группе сказок относится сказка «Иван-царевич и серый
волк».
1) богатырская сказка
2) сказка о животных
3) волшебная сказка
4) бытовая сказка
В 2. Отметь, что означает слово наутёк.
1) бегом
2) по воде
3) на утке
4) утром
С 1. Укажи зачин сказок.
1) и я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало
2) за тридевять земель, в тридевятом царстве...
3) стали они жить-поживать и добра наживать
4) и жили они долго и счастливо
Тест № 3 по рассказам Виктора Голявкина
1. Кто в основном герои рассказов Виктора Голявкина?
1) девочки 2) мальчики 3) взрослые
2. Для чего ученик решил залезть под парту?
_________________________________________________
3. Почему под партой трудно сидеть?
__________________________________________________________________________
4. Как фамилия главного героя в рассказе В. Голявкина «В шкафу»?
1) Кошкин 2) Мышкин 3) Цыпкин 4) Уткин
5. Что хотел сделать мальчик, когда залез в шкаф?
1) Гавкнуть 2) Мяукнуть 3) Кукарекнуть 4) Хрюкнуть
6. Почему мальчику не удалось пошалить?
1) Он засмеялся 2) Он выпал 3) Он уснул 4) Он передумал
7. Как открыли шкаф?
1) Ключом 2) Разобрали 3) Перевернули 4) Взломали дверь
8. Как можно назвать мальчика?
1) Драчун 2) Озорник 3) Храбрец 4) Герой
9. Чем недоволен герой рассказа «Яандреев»?
1) Своим другом 2) Своим именем 3) Своей фамилией
10. Почему, как ты думаешь, он хотел сменить фамилию?
______________________________________________________________________
11. Помогла смена фамилии мальчику? ____________________________________
12. Что согласился купить папа из рассказа «Карусель в голове»?
1) Велосипед 2) Самолёт 3) Вертолёт 4) Хоккей 5) Мороженое
13. Почему папа не купил все вещи, которые просил сын?
1) Сын плохо учился. 2) Сын плохо себя вёл. 3) Сын написал слова с ошибками.
14. К какому рассказу Голявкина подходят пословицы?
1) Грамоте учиться всегда пригодится. 2) Книжка — лучший товарищ.
3) Чужими зубами невозможно жевать.
}______________________________
15. Что стало интересно Гоге? _______________________________________________
16. Что же пришлось ему сделать? ___________________________________________
17. Запиши план по порядку в строчку через запятую _____________________________________________________________________
1. Двойка в журнале.
2. Мысль о побеге с урока.
3. Сильный дождь.
4. Спуск портфелей на ремнях за окно
5.Приглашение к доске.
6. Мокнущие тетрадки.
18. Какова основная мысль рассказа «Как я хотел всех обмануть»? Выбери то, что считаешь правильным:
1) на уроках бывают весёлые случаи 2) есть очень наблюдательные дети
3) на обмане далеко не уедешь.
19. Какие рассказы писал В. Голявкин?
1) серьёзные 2) смешные 3) юмористические 4) поучительные
20. Чему учат нас рассказы В. Голявкина?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21. Соедини фразы с названиями произведений
Не умел читать, а рассказывал по памяти
Яандреев
По алфавиту первый в журнале, поэтому и учится хуже всех
Как я всех обмануть хотел
Флюс у него оказался на другой стороне
В шкафу
Уроки сделал, а учитель поставил двойку
Вот что интересно!
Сегодня сидел очень тихо на уроках
Как я под партой сидел
Из большого списка подарков обещали только мороженое
Тетрадки под дождём
Литературная викторина по рассказам и
сказкам Николая Сладкова.
Есть
лесная примета: как Медведь перевернется на другой бок, так солнце повернёт на
лето. Кому же удалось перевернуть медведя?
дятлу
лосю
мышке
Какой месяц судили лесные звери?
декабрь
январь
февраль
Как воробей решил отдавать зимние долги?
стеречь сад от плодожорок
оберегать лес от древоточцев и короедов
кормить своих птенцов мухами да слепнями, чтобы они малых ребят не кусали
Какой волшебный предмет встретил на тропе лесной конёк?
сапоги-скороходы
скатерть-самобранку
шапку-невидимку
Окрас каких птенчиков Сладков сравнил с шапкой-невидимкой?
рябчиков
куропаток
глухарят
Какой зверёк понял, что в лесу не прожить шутя?
Шути, шути, да поглядывай! заяц
ёжик
белка
Какой птенчик не узнал свою мать, потому что никогда с ней не встречался?
кукушонок
синичонок
галчонок
Кто является главным виновником того, что медведь промочил свои штаны?
вода
снег
солнце
Какие подарки дарит осина ёлочке в день её рождения?
китайские фонарики
оранжевые звёзды
золотых рыбок
Какая птичка получила прозвище Почтальон?
свиристель
синичка
трясогузка
Кто предложил создать Бюро лесных услуг?
сорока
заяц
волк
Какие два лесных зверя заключили временное перемирие, чтобы спастись от
наводнения?
волк и лиса
волк и заяц
лиса и заяц
Угадай зверя по его меню:" Я ем ос и шмелей, гусениц и личинок, ем мышей,
ящериц, таскаю из птичьих гнёзд яйца"?
осоед
белка
лисица
Кто устраивает пляски над мышиными норками?
заяц
волк
лиса
В какой день Николай Сладков наблюдал стеклянный дождь?
в осенний день
в зимний день
в весенний день
У какого животного "мать строгая, но любит поспать, поэтому дети растут
неслухами"?
у медведя
у белки
у лося
Какого лесного зверя Филин учил уму-разуму :" Не тот друг, кто мёдом
мажет, а тот кто правду скажет".
зайца
лису
медведя
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.