Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»
Шелаболихинского района Алтайского края
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета МБОУ «Новообинцевская СОШ»
Протокол № 9 от 29.08.2019 |
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №112от 30.08.2019 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предметная область - основы религиозных культур и светской этики
Предмет - основы светской этики (ОРКСЭ)
Базовый уровень
Начальный уровень обучения (НОО)
для учащихся 4 класса,
на 2019 - 2020 учебный год
|
Составила Кавылина Надежда Васильевна, учитель начальных классов
|
с. Новообинцево, 2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной основной программы начального общего образования, авторской программы А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики” для общеобразовательных учреждений 4 -5 класс, Москва “Просвещение” 2017 г образовательной программы начального общего образования МБОУ «Новообинцевская СОШ», положения о рабочей программе МБОУ «Новообинцевская СОШ», УМК «Школа России».
В 4 классе на уроки основ светской этики по учебному плану отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного курса
Работа по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания предмета.
Требования к личностным результатам:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
Воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной
Отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;
Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
Знание, понимание и принятие учащимися ценностей:
Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
Знакомство с основами религиозной морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России.
Итоговый контроль осуществляется качественной оценкой – «зачёт» или « незачёт».
Данная рабочая программа реализует содержание одного из 6 модулей – «Основы светской этики». Представленный модуль «Основы светской этики», являясь частью курса ОРКСЭ, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы светской этики» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Содержание учебного курса «Основы светской этики»
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки, изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы мировых религиозных культур. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы мировых религиозных культур. Часть 2. (13 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 — итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Содержание программы модуля «Основы светской этики»
Россия - наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального многоконфессионального народа России.
Основные содержательные линии учебного предмета «Основы светской этики »
ü Любовь к России, своему народу, краю, служению Отечеству;
ü Правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная.
ü Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
ü Нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике, стремление к развитию духовности.
Тематическое планирование
№ п/п урока |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
|
Блок 1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1ч. |
|
1 |
Россия- наша Родина. |
1 |
|
Блок 2 Основы мировых религиозных культур часть1 (16ч.) |
|
2 |
Что такое светская этика |
1 |
3 |
Культура и мораль |
1 |
4 |
Особенности морали |
1 |
5 |
Добро и зло |
1 |
6 |
Добро и зло |
1 |
7 |
Добродетель и порок |
1 |
8 |
Добродетель и порок |
1 |
9 |
Свобода и моральный выбор |
1 |
10 |
Свобода и ответственность |
1 |
11 |
Моральный долг |
1 |
12 |
Справедливость |
1 |
13 |
Альтруизм и эгоизм |
1 |
14 |
Дружба |
1 |
15 |
Что значит быть моральным |
1 |
16 |
Творческие работы учащихся. |
1 |
17 |
Творческие работы учащихся. |
1 |
|
Блок 3 основы мировых религиозных культур часть 2 (13ч) |
|
18 |
Род и семья- исток нравственных отношений |
1 |
19 |
Нравственный поступок |
1 |
20 |
Золотое правило нравственности |
1 |
21 |
Стыд, вина и извинение |
1 |
22 |
Честь и достоинство |
1 |
23 |
Совесть |
1 |
24 |
Нравственные идеалы |
1 |
25 |
Нравственные идеалы |
1 |
26 |
Образцы нравственности в культуре Отечества |
1 |
27 |
Этикет |
1 |
28 |
Семейные праздники |
1 |
29 |
Жизнь человека- высшая нравственная ценность |
1 |
30 |
Любовь и уважение к Отечеству. |
1 |
|
Блок 4 Духовные традиции многонационального народа России (4ч) |
|
31 |
Подготовка творческих проектов. |
1 |
32 |
Творческие работы учащихся |
1 |
33 |
Творческие работы учащихся |
1 |
34 |
Итоговая презентация творческих проектов. |
1 |
|
Итого: |
34 |
Литература:
Сборник примерных рабочих программ «Основы религиозных культур и светской этики», М.,2019г., «Просвещение».
Учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России». «Основы светской этики», учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений, М., 2012 г. «Родное слово».
Лист внесения изменений
Дата непроведённого урока |
Тема непроведённого урока |
Способ восстановления |
Дата проведения |
Учитель, подпись |
Администратор, подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.