«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________
Протокол № 1 от « 29» августа 2023г. |
«Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ «ВСОШ №2 им.Н.Соболева ЗМР РТ» _______ /А.Ф.Баязитова/
« 29 » августа 2023г. |
«Утверждено» Директор МБОУ МБОУ «ВСОШ №2 им.Н.Соболева ЗМР РТ» _____________ /А.М.Билялов/
Приказ № 193 от « 31 » августа 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности для 1-4 __ классов ___
,,Наследие Татарстана.”
Направление___туристко-_краеведческое_______________________
Учителя первой квалификационной категории
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Васильевская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза Николая Соболева Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Ибрагимовой Альмиры Хамзаевны
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета школы
Протокол №1 от «29» августа 2023 г.
2023-2024 гг.
Оглавление Страницы
Структурные элементы программы 1-3 |
|
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы |
|
Пояснительная записка: 4. |
|
Цель и задачи программы: 5-7. |
|
Планируемые результаты освоения программы: 8-14. |
|
Учебный план: 15-22. |
|
Содержание программы: 23. |
|
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программ |
|
Реальная и доступная совокупность условий реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные, методические и иные ресурсы. 24. |
|
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 25. Список литературы 26-27 КТП занятий ,,Наследие Татарстана ” для 1, 2, 3 и 4 классов. 28-43 |
|
Приложения(методические материалы, календарные учебные графики, оценочные материалы) 44-48
|
|
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности ,,Наследие Татарстана ”для 1-4 классов
Нормативно-методическая база:
(для 1-4 классов)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023), ФЗ-№273 от 29.12.2012г. (ред. от 04.08.2023);
- Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ МО и Н РФ от 31.05.2021 №286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
- ФОП начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 “Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования”);
- Учебный план МБОУ «Васильевская СОШ №2 им. Н. Соболева ЗМР РТ» на 2023-2024 учебный год;
- Локальный акт «Положение о рабочих программах» МБОУ «ВСОШ №2 им. Н. Соболева ЗМР РТ»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО».
3.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы:
Пояснительная записка.
Направленность программы – туристко-краеведческая, функциональное предназначение программы-учебно -познавательное, в основу программы взят образовательный стандарт, но предусмотренный для дополнительного образования.
Адресанты программы- дети 7-11 лет, учащиеся младшего школьного возраста.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
4.
|
|
Актуальность, педагогическая целесообразность: Актуальность программы заключается в воспитании в ребёнке уважения к своему отечеству, её истории, культуре, традициям, что сохранит преемственность поколений, сформирует и патриотические качества. Педагогическая целесообразность в том, что в процессе её реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями. Навыками, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношений человека(ребёнка) к культурным ценностям, осознанием их приоритета. Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью приобщения учащихся к лучшим традициям мировой музыкальной и художественной культуры через увлекательные и познавательные интерактивные формы учебной и творческой деятельности. Программа: ,, Наследие Татарстана.” целесообразна, так как она включает в своё содержание: |
|
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом и нравственном развитии.
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся; 5.
Удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Содержание курса раскрывает широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения, на основе предметных знаний и умений подводит учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости; развивает логичность и самостоятельность мышления, формирует экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьеоберегающего поведения в природной и социальной среде.
Эффективным для литературного развития детей является такое введение теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
Программа адресована: детям от 7 до 11 лет
Программа рассчитана на _4__ года обучения.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
групповая, дискуссионный клуб, работа по подгруппам.
· Принципы, методы, формы, технологии обучения, воспитания и развития:
· •принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных особенностей;
· принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного материала от простого к сложному при условии выполнения обучающимися предыдущих заданий;
· принцип комплексного развития — взаимосвязь и взаимопроникновение разделов (блоков) программы;
· принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;
· принцип личностной оценки каждого обучающегося без сравнения с другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.
· принцип дифференциации в соответствии с уровнем сложности:
· «стартовый уровень» - минимальная сложность содержания;«базовый уровень» - освоение специализированных знаний, умений, навыков. 6.
Отличительные особенности данной программы:
Программа ,,Наследие Татарстана” создана с целью:
· Формирования взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
· Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
· Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
· Формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор.
· Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
· Развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
· Формирования интереса к изучению природы родного края
Основными задачами программы являются:
· образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;
· повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
· формирование культуры поведения в информационной среде.
· совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
· развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
· развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
· воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
· воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю33-34 часа в год в каждом классе.
Количество часов для обучающихся 1 класса- 33 часа, для обучающихся 2-4 классов -34 часа в год: всего -135 часов.
Форма организации: дискуссионный клуб.
7.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
Личностные УУД
Личностными результатами изучения курса внеурочных занятий «Наследие Татарстана» является формирование следующих умений:
· Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
· В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
· Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
· Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
· Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи
· Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
· Добывать новые знания: находить необходимую информацию
· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
· Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· Слушать и понимать речь других.
· Вступать в беседу на занятии и в жизни.
Предметными результатами изучения курса внеурочных занятий «Наследие Татарстана» является формирование следующих умений:
· Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
· Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины;
· Оценивать правильность поведения людей в природе.
· развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
· формировать личностный смысл учения; 8.
· формировать целостный взгляд на окружающий мир.
· становление ценностного отношения к своей Родине – России;
· осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
· сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
· уважение к своему и другим народам;
· первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
· признание индивидуальности каждого человека;
· проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
· неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
· бережное отношение к природе;
· неприятие действий, приносящих вред природе.
· определять виды отношений между понятиями;
· решать комбинаторные задачи с помощью рассуждений;
· находить закономерность в окружающем мире;
· устанавливать ситуативную связь между понятиями;
· рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
· решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Сформировано представление:
· о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
· символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
· институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
· народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
· религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
· возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
· нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
· роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; 9.
· единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
· влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
· важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
· активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
· к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
· семье и семейным традициям;
· учебе, труду и творчеству;
· своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
· природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
· к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
· общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
· государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
· природе, природным явлениям и формам жизни;
· художественному творчеству.
Сформированы умения:
· устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
· проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
· соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
· распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
· осваивать способы решения проблем поискового характера;
· определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
· осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
· познавательные УУД; 10
· осознанно строить речевое высказывание;
· овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
· учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
· учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
· формировать мотивацию к работе на результат;
· учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
базовые логические действия:
· сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
· объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
· определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
· находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
· выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
· устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
· определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
· с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
· сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
· проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
· формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
· прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
· выбирать источник получения информации;
· согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
· распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; 11.
· соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, - родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;
· анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
· самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:
· воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
· проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
· признавать возможность существования разных точек зрения;
· корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
· строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
· создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
· готовить небольшие публичные выступления;
· подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
· формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
· принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
· проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
· ответственно выполнять свою часть работы;
· оценивать свой вклад в общий результат;
· выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
· планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
· выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
· устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
· корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. 12.
Результатом освоения курса Внеурочной деятельности ,,Наследие Татарстана.” учащимися 1 класса является ознакомления с материалом по темам :
Также результатом освоения предполагается научить детей внимательно относиться к окружающей среде и подталкивание к стремлению добавлять базу знаний дополнительно самостоятельно.
Результатом освоения курса Внеурочной деятальности ,,Наследие Татарстана” учащимися 2 класса является ознакомление с материалом по темам:
1.,, Наш дом - Татарстан.”
2.,,Вселенная, время, календарь.”
3.,,Время года- осень.”
4.,,Зима.”
5.,,Весна.”
6.,,Лето.”
7.,,Мы любим родную природу.”
13.
Результатом освоения курса Внеурочной деятельности ,,Наследие Татарстана” учащимися 3 класса является ознакомление с материалом по темам:
1.,,Радость познания”
-Мир освещается солнцем, а человек - знанием.
-Столица нашей республики- Казань.
-Духовные сокровища Казани.
-Россия- большая Родина.
2.,,Мир как дом”
-Ознакомление с природными богатствами нашей Республики.
3.,,Дом как мир”
-Привитие стремления увеличения целеустремлённости узнать больше материала о своей родословной.
4.,,В поисках Всемирного наследия.”
Результатом освоения курса Внеурочной деятельности ,,Наследие Татарстана” с учащимися 4 класса является ознакомление с материалом по темам:
1.,,Мы – граждане единого Отечества. ” 3.,,Мы строим будущее.”
2.,,Путешествие по реке времени.”
4.Промышленность, сельское хозяйство, животноводство, транспорт, культура, города Татарстана.
5.Результатом освоения материала и целью курса ставится подготовка учащихся к изучению в старших классах нового предмета- истории, умения самостоятельно находить материал по темам и готовить работы для выступления перед одноклассниками. 14.
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов в 1 классе. |
Формы организации занятий |
Формы аттестации (контроля) |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
|||||
1. |
Раздел (модуль) 1. |
||||||
1.1. |
Вводное в тему. Т.Б.
ттему |
1 |
1 |
|
Игра: «Живая природа» и неживая природа». |
Тестирование, Педагогическое наблюдение
|
|
2. |
Раздел (модуль) 2. |
||||||
2.1. |
Моя Республика. |
3 |
2 |
1 |
Беседа, комплексное учебное занятие, теоретическое занятие, практическое занятие. |
Творческая работа. |
|
3. |
Раздел (модуль) 3. |
||||||
3.1 |
Город и село. |
7 |
4 |
3 |
Беседа, комплексное учебное занятие, практическое занятие с выходом на природу. |
Интерактивная игра. |
|
4. |
Раздел (модуль) 4. |
||||||
4.1. |
Я и живой мир. |
7 |
4 |
3 |
Беседа, комплексное учебное занятие, практическое Занятие в библиотеке. |
Творческие работы. |
|
5.
|
15.
|
||||||
|
|
Раздел(модуль)5 |
|
|
|
|
|
5.1. |
Я в классе. |
2 |
1 |
1 |
Беседа, комплексное учебное занятие, практическое Занятие. |
Выступление перед классом.
|
|
6. |
Раздел (модуль) 6. |
||||||
6.1. |
Моя семья. |
5 |
3 |
2 |
Беседа, комплексное учебное занятие, практическое занятие . |
Творческие работы. |
|
7. |
Раздел (модуль) 7. |
||||||
7.1 |
Знаменитые люди нашей Родины. |
4 |
2 |
2 |
Круглый стол «Делимся своими знаниями» |
Творческие работы. |
|
|
|
Раздел |
(модуль )8 |
|
|
|
|
8.1. |
,,Я и окружающий мир.» |
3 |
2 |
1 |
Практическое учебное занятие. Беседа. |
Итоговое тестирование. |
|
Итого часов |
33 |
19 |
14 |
|
|
||
·
16.
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов во 2 классе. |
Формы организации занятий |
Формы аттестации (контроля) |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
|||||
1. |
Раздел (модуль) 1. |
||||||
1.1. |
Вводное в тему. Т.Б.
ттему |
3 |
2 |
1 |
Игра: ,,Осторожно.» Практические занятия, беседы.
Практические |
Тестирование, Педагогическое наблюдение
|
|
2. |
Раздел (модуль) 2. |
||||||
2.1. |
Золотая осень. |
5 |
3 |
2 |
Беседа, комплексное учебное занятие, теоретическое занятие, практические занятия. |
Творческие работы, выступления/ самостоятельная работа. |
|
3. |
Раздел (модуль) 3. |
||||||
3.1 |
Вселенная, время, календарь. |
4 |
3 |
1 |
Беседа, комплексное учебное занятие, практическое занятие с выходом на природу. |
Творческие работы, выступления. |
|
4.
|
Раздел (модуль) 4. |
||||||
4.1. |
Зима - красавица. |
9 |
7 |
2 |
Беседа, комплексное учебное занятие, практическое занятие с выходом на природу.Конкурс:,,Лучшая творческая работа.» |
Выступления, защита реферата. |
|
. |
17.
Раздел (модуль)5. |
||||||
5.1. |
Мы любим родную природу. |
5 |
4 |
1 |
Беседа, комплексное учебное занятие, практическое занятие с выходом на природу |
Выступление, защита реферата. |
|
6. |
Раздел (модуль) 6. |
||||||
6.1. |
Весна, весна на улице. |
4 |
3 |
1 |
Беседа, комплексное учебное занятие, практическое занятие .
|
Творческие работы, выступления. |
|
7. |
Раздел (модуль) 7. |
||||||
7.1 |
Скоро, скоро лето. |
4 |
3 |
1 |
Тестирование «Наши результаты» |
Благодарственное письмо; грамота. |
|
Итого часов |
34 |
25 |
9 |
|
|
||
18.
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов в 3 классе. |
Формы организации занятий |
Формы аттестации (контроля) |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
|||||
1. |
Раздел (модуль) 1. |
||||||
1.1. |
Вводное в тему. Т.Б.
ттему |
1 |
1 |
|
Тестирование. |
Тестирование, Педагогическое наблюдение
|
|
2. |
Раздел (модуль) 2. |
||||||
2.1. |
Радость познания. |
18 |
13 |
5 |
Беседа, комплексные учебные занятия, теоретические занятия, практические занятия. |
Творческие работы, самостоятельная работа, выступления. |
|
3. |
Раздел (модуль) 3. |
||||||
3.1 |
Мир как дом. |
4 |
3 |
1 |
Беседа, комплексное учебное занятие, практическое занятие с выходом на природу. |
Интерактивная игра. |
|
4. |
Раздел (модуль) 4. |
||||||
4.1. |
Дом как мир. |
7 |
6 |
1 |
Беседы, комплексные учебные занятия, культпоход в библиотеку..
|
Выступления, защита реферата.
|
|
5. |
19. |
||||||
5. |
Раздел (модуль) 7. |
||||||
5.1 |
В поисках Всемирного наследия. |
4 |
3 |
1 |
Круглый стол «Итоги учебного года» |
Благодарственные письма; грамоты. |
|
Итого часов |
34 |
26 |
8 |
|
|
||
20.
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов в 4 классе. в |
Формы организации занятий |
Формы аттестации (контроля) |
|||
|
|||||||
Всего |
Теория |
Практика |
|||||
1. |
Раздел (модуль) 1. |
||||||
1.1. |
Вводное в тему. Т.Б.
ттему |
1 |
1 |
|
Тестирование: ,,Техника безопасности во время занятий.» |
Тестирование, Педагогическое наблюдение
|
|
2. |
Раздел (модуль) 2. |
||||||
2.1. |
Мы – граждане отечества. |
4 |
3 |
1 |
Беседа, комплексные учебные занятия, теоретические занятия, практическое занятие. |
Педагогическое наблюдение, творческие самостоятельные работы. |
|
3. |
Раздел (модуль) 3. |
||||||
3.1 |
Путешествие по реке времени. |
26 |
23 |
3 |
Беседы, комплексные учебные занятия, практические работы, занятия в библиотеке. |
Самостоятельные работы. |
|
4. |
Раздел (модуль) 4. |
||||||
4.1. |
Мы строим будущее. |
2 |
1 |
1 |
Беседа, комплексное учебное занятие, практическое занятие с выходом на природу. |
Выступление, защита реферата. 21. |
|
5. |
Раздел (модуль)5. |
||||||
5.1. |
Подведём итоги. |
1 |
1 |
|
Беседа, практическое занятие. |
Тестирование: Наши результаты. |
|
|
|
||||||
Итого часов |
34 |
29 |
5 |
|
|
||
Формы и режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю в форме урок-игра, урок-беседа, викторина, экскурсии и прогулки в природу, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.)
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
22.
Содержание курса раскрывает широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения, на основе предметных знаний и умений подводит учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости; развивает логичность и самостоятельность мышления, формирует экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье-оберегающего поведения в природной и социальной среде.
Содержание курса внеурочной деятельности
Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
· День знаний Наша страна – Россия Наша Республика- Татарстан.
· День музыки День учителя День пожилого человека
Международный день школьных библиотек Известные люди Татарстана
· День народного единства Символы России Символы Татарстана
· День отца День матери Мы разные, мы вместе.
· Волонтеры День Героев Отечества День защитников Отечества
· День Конституции День Российской науки Россия и мир
· Тема Нового года. Семейные праздники и мечты Рождество
· День снятия блокады Ленинграда История наших предков
Международный женский день День воссоединения Крыма с Россией
· Всемирный день театра День космонавтики. Мы – первые
· Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
· День Земли День Труда День Победы. Бессмертный полк
· День детских общественных организаций Россия – страна возможностей
23.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
· Для полноценной деятельности объединения необходимы следующие условия:
· Учебный кабинет со всем необходимым оснащением и оборудованием:
· - столы-парты по росту учащихся;
· - учебная магнитная доска;
· - экран и компьютер для просмотра видеоматериала;
· - стенды для урочных материалов и выставок детских работ.
· Комплексные наглядные материалы для практических и теоретических работ:
· - карточки с изображением животных;
· - карточки с изображением растений;
· - книги для чтения о животном и растительном мире;
· - детская литература.
Методы работы:
· словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
· наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
· теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
· практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
· Практические методы позволяют воплотить желаемое в жизнь.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса внеурочных занятий «Наследие Татарстана » необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
24.
· Оценочные материалы
· Для определения имеющихся навыков работы и оценки результатов освоения программы, три раза в год проводятся диагностические исследования - тестирование, педагогическое наблюдения, творческая работа. (см. Приложение 1)
· Педагогом осуществляется мониторинг образовательной деятельности обучения, поэтапно:
· 1 этап: входная диагностика, исследование уровня обученности детей до начала занятий по программе;
· 2 этап: промежуточная диагностика;
· 3 этап: аттестация по завершению освоения программы.
· Ведутся мониторинговые исследования по:
· - сохранности контингента учащихся;
· - мониторинг качества образования;
· - уровня обученности и творческого развития учащихся;
· - мониторинг результатов участия учащихся в конкурсах, конференциях, мероприятиях различного уровня.
· Дидактические материалы:
· раздаточный материал для обучающихся: рабочие тетради, карточки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями; готовые шаблоны и трафареты; объекты живой и неживой природы, фотографии; инструкционные карты, технологические карты,
· учебные пособия: по окружающему миру, по изобразительному искусству, трудовому обучению; методические разработки уроков по экологии;
· наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели);
· справочная литература: Государственный Реестр особо охраняемых природных территорий РТ и РФ, Красная книга растений РФ и РТ, Красная книга животных РФ и РТ;
· художественная литература (список литературы);
· периодические издания: журнал «Свирель», журнал «Тошка», журнал «Начальная школа»;
· видеоматериалы: учебные фильмы о окружающем мире; учебные фильмы о жизни животных в разных условиях; учебные фильмы о растениях;
· аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы).
· Формы аттестации / контроля – педагогическое наблюдение, анализ репетиционной работы, концерта, итоги конкурса /опрос, групповая и индивидуальная рефлексия. 25.
Список литературы, используемой педагогом:
8. 1.Адольф Т.А. , Давыдова М.И. Заповедными тропами. -М. :Просвещение,1998 г.
9. 2. Буковская Г.В. Игры и занятия по формированию экологической культуры младших школьников.- Москва,2002 г.
10. 3.Виноградов Ю.Ф. Формирование экологической культуры младших школьников.- Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2002г.
11. 4.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 1982г.
12. 5.Вопросы экологии при изучении биологических дисциплин: Учеб. материалы и метод. рекомендации/ Под ред. Л.А. Коробейниковой.- Вологда, 2004г.
13. 6.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2002г.
14. 7.Ердаков Л.Н. Экология. Учебное пособие для начальной школы.- Томск, 2005г.
15. 8.Государственный Реестр особо охраняемых природных территорий РТ.- Казань, 1998 г.
16. 9.Е.Р. Горохова. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся.- Ижевск,2003 г.
17. 10.Золотова Е.И. Знакомство дошкольников с миром животных.- М.,Просвещение,1988 г.
18. 11.А.Т. Зверев, Е.Г. Зверева. Учебная программа непрерывного экологического образования школьников.- Москва,1996 г.
19. 12. Красная книга РТ.- Казань, Природа, 1995 г.
20. 13.Коваленко Л.В. Изучение разнообразия природы на уроках природоведения в начальной школе.- Саратов,2002 г.
21. 14. Пряникова Н.Е., Шик Н. В. С азбукой по родному краю. Учебное пособие для 1 класса общеобразовательной школы.- Брянск, «Курсив», 2006 г.
22. 15. Целеусова Т.Ю. Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас».- Москва,2003 г.
26.
23. Список рекомендуемой литературы для детей и родителей:
24. 1.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2002г.
25. 2.Золотова Е.И. Знакомство дошкольников с миром животных.- М.,Просвещение,1988 г.
26. 3.Коваленко Л.В. Изучение разнообразия природы на уроках природоведения в начальной школе.- Саратов,2002 г.
27. 4.Попова Т.И. Мир вокруг нас.- М.,1998 г.
28. 5.Перроте А.А. Изучение природы. -М.,Учпедгиз,1961 г.
29. 6.Плешаков А.А. Зеленые страницы.- М .,Просвещение, 1995 г.
30. 7.Свирель. Детский экологический журнал,,- Лазурь, 1997 г.
31. 8.Толмачева Л.П. Окно в удивительный мир природы: Занимательная экология. –Д.Сталкер, 1998 г.
Литература, используемая на занятиях:
,,Наследие Татарстана.” 1,2,3,4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. ,,Татарское книжное издательство”-.
· В.С. Шакирова ,,Наша Родина – Татарстан”, учебное пособие для учителей начальных классов - Казань. ,,Татарское книжное издательство.”,
· Интернет ресурсы:
Головоломки-http://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam
занимательный русский - http://www.igraza.ru/zanim-rus-yaz.html
Интернет ресурсы:http://redbook-tatarstan.ru
27.
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________
Протокол № 1 от « 29 » августа 2023г. |
«Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ «ВСОШ №2 им.Н.Соболева ЗМР РТ» _______ /А.Ф.Баязитова/ « 29 » августа 2023г. |
«Утверждено» Директор МБОУ МБОУ «ВСОШ №2 им.Н.Соболева ЗМР РТ» _____________ /А.М.Билялов/
Приказ № 193 от « 31 » августа 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности для 1а,б.в, г__ классов ___
,,Наследие Татарстана.”
Направление: туристко-краеведческое___________________________
Учителя первой квалификационной категории
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Васильевская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза Николая Соболева Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Ибрагимовой Альмиры Хамзаевны
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета школы
Протокол №1 от «29» августа 2023 г.
2023-2024 гг.
28.
Календарно – тематическое планирование к рабочей программе
по занятиям внеурочной деятельности: ,,Наследие Татарстана” для_1-а,б,в,г классов.
Нормативно – методическая база планирования:
- Образовательная программа МБОУ «ВСОШ №2 им. Н. Соболева ЗМР РТ», приказ № 193 от 31 .08.2023 г.
- Примерная программа по _внурочной деятельности: ,,Наследие Татарстана”
- Учебный план МБОУ «ВСОШ №2 им. Н. Соболева ЗМР РТ» на 2023-2024 учебный год
- Локальный акт МБОУ «ВСОШ №2 им. Н. Соболева ЗМР РТ» «Положение о порядке разработки и утверждении рабочих программ»
Для реализации программы используются учебники:
-,, Наследие Татарстана”- 1 класс: учебное пособие для общеобразовательной школы ,,Татарское книжное издательство”
Место предмета в учебном плане- базовое, количество- 33 часа.
28.
Нормативно-методическая база:
(для 2-х классов)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023), ФЗ-№273 от 29.12.2012г. (ред. от 04.08.2023);
- Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ МО и Н РФ от 31.05.2021 №286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
- ФОП начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 “Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования”);
- Учебный план МБОУ «Васильевская СОШ №2 им. Н. Соболева ЗМР РТ» на 2023-2024 учебный год;
- Локальный акт «Положение о рабочих программах» МБОУ «ВСОШ №2 им. Н. Соболева ЗМР РТ»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО».
Для реализации программы используются учебники:
Для реализации программы используются учебники:
- ,,Наследие Татарстана”- 2класс:учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Сост. М.М. Гибатдинов, Л.Р. Муртазина.-Казань: Татарское книжное издательство, 2016.- 80 с.: илл. ISBN 978-5-9907053-0-2
32.
Календаро-тематическое планирование внеурочного занятия ,,Наследие Татарстана.” (1 класс)
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
|
,,Моя Республика- Татарстан.”(4 часа) |
|
|
1. |
Вводное занятие-,,Татарстан- наша малая Родина.” |
1 час |
05.09-08.09. |
2. |
,,Наш посёлок” |
1 час |
12.09-15.09. |
3. |
,,Казань- столица Татарстана.” |
1 час |
19.09-22.09. |
4. |
,,Народы Татарстана.” |
1 час |
26.09-29.09 |
|
,,Город и село.” ( 7 часов) |
|
|
5. |
,,Мой любимый посёлок.” |
1 час. |
03.10-06.10 |
6-7. |
,,Города нашей Родины и города других стран.” |
2 часа. |
10.10-20.10 |
8. |
,,Города нашей Республики.” |
1 час. |
24.10-27.10 |
9. |
,,Наш родной посёлок.” |
1 час. |
07.11- 10.11 |
10-11. |
,,Пойдём в музей.” |
2 часа. |
14.11- 24.11 |
|
,,Я и живой мир.”(6 часов) |
|
|
13. |
,,Музыка моего народа.” |
1 час |
28.11-01.12 |
14. |
,,Природа в творчкстве человека.” |
1 час |
05.12-08.12 |
15. |
,,Человек – творец культуры.” |
1 час |
12.12-15.12 |
16-17. |
,,Как мы общаемся с миром?” |
2 часа |
19.12-29.12 |
18-19. |
,,Путешествие в страну поэзию.” |
2часа |
09.01-19.01 |
|
,,Я в классе.” (2 часа) |
|
|
20. |
,,Книга –наш друг и наставник.” |
1 час. |
23.01-26.01 |
21. |
,,Делу время- потехе час.” |
1 час. |
30.01-02.02 |
|
,,Моя семья.”(5 часов) |
|
|
22-23. |
,,Мы- одна семья.” |
2 часа. |
06.02-16.02 |
24-25. |
,, Бабушкины сказки.” |
2 часа. |
27.02-07.03 |
26. |
,,Хлеб- всему голова.” |
1 час. |
12.03-15.03 |
|
,,Знаменитые люди нашей Родины.”(4 часа) |
|
|
27. |
,,Мы помним наших героев.” |
1 час. |
19.03-22.03 |
28. |
,,Знаменитые люди нашей Родины.” |
1 час. |
02.04-05-04 |
29-30. |
,,Информация для любознательных.” |
2 часа. |
09.04-19.04 |
|
,,Я и окружающий мир.”(3 часа) |
|
|
31. |
,,Я- часть мира.” |
1 час |
23.04-26.04 |
32. |
,,История про мальчика Хасана.” |
1 час. |
30.04-08.05 |
33. |
,,Подведём итоги учебного года.” |
1 час. |
13.04-16.05 |
|
Всего – 33 часа. |
|
|
Для реализации программы используются учебники:
Для реализации программы используются учебники:
- ,,Наследие Татарстана”- 1класс:учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Сост. М.М. Гибатдинов, Л.Р. Муртазина.-Казань: Татарское книжное издательство, 2016.- 80 с.: илл. ISBN 978-5-9907053-0-2
31.
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________Аникина Г.Ш
Протокол № 1 от « 28 » августа 2023г. |
«Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ «ВСОШ №2 им.Н.Соболева ЗМР РТ» _______/А.Ф.Баязитова/ ФИО « 28 » августа 2023г. |
«Утверждено» Директор МБОУ МБОУ «ВСОШ №2 им.Н.Соболева ЗМР РТ» _____________/А.М.Билялов/ ФИО Приказ № 193 от « 31 » августа 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности для 2 а,б,в, г__ классов ___
,,Наследие Татарстана.”
Направление__туристко-краеведческое_________________________
Учителя первой квалификационной категории
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Васильевская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза Николая Соболева Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Ибрагимовой Альмиры Хамзаевны
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета школы
Протокол №1 от «29» августа 2023 г.
2023-2024 гг. 33.
Календарно – тематические планирования к рабочей программе
по занятиям внеурочной деятельности: ,,Наследие Татарстана ” 2а,2б ,2в и 2 г классов.
Нормативно – методическая база планирования:
- Образовательная программа МБОУ «ВСОШ №2 им. Н. Соболева ЗМР РТ», приказ № 193 от 31 августа 2023г.
- Примерная программа по _внурочной деятельности: _,,Наследие Татарстана..”
- Учебный план МБОУ «ВСОШ №2 им. Н. Соболева ЗМР РТ» на 2023-2024 учебный год
- Локальный акт МБОУ «ВСОШ №2 им. Н. Соболева ЗМР РТ» «Положение о порядке разработки и утверждении рабочих программ»
Для реализации программы используются учебники:
- ,,Наследие Татарстана”- 2класс:учебное пособие для общеобразовательных организаций/Сост. М.М. Гибатдинов, Л. Р. Муртазина.-Казань:,, Татарское книжное издательство.”, 2016.-80 с.; ил. ISBN978-5-9907053-2-6
Место предмета в учебном плане ( базовое , 34 часа)
33.
Календарно – тематическое планирование. (2 класс) Наследие Татарстана.
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
|
Введение (3 часа) |
|
|
1.-2 |
Вводные занятие-,,Наш дом -Татарстан.” |
2 часа |
05.09.-15.09. |
3. |
,,Наш посёлок” |
1 час |
19.09. -22.09. |
|
,,Золотая осень.”( 5 часов) |
|
|
4. |
,,Осень- прекрасная пора.” |
1 час. |
26.09. -29.09. |
5.-6. |
,,Осень в творчестве.” |
2 часа. |
03.10. -13.10. |
7.-8. |
,,Осенние праздники и обряды народов Татарстана.” |
2 часа. |
17.10. -27.10. |
|
Вселенная, время, календарь.(4 часа) |
|
|
9. |
,,Все мы-жители земли.” |
1 час |
07.11. -10.11. |
10.-11. |
,,Время.” ,,Древний календарь.” |
2 часа. |
14.11. -24.11. |
12. |
,,Календарь примет.” |
1час |
28.11. -01.12. |
|
Зима- красавица.(9 часов) |
|
|
13-14. |
,,Зима- красавица.” |
2 часа |
05.12. -15.12. |
15-16. |
,,Мир освещается солнцем, а человек- знанием.” |
2 часа. |
19.12. -29.12. |
17-18. |
,,Зима- пора сказок.” |
2 часа. |
09.01. -19.01. |
19. |
,, Зимние наряды и обряды народов Татарстана.” |
1 час. |
23.01 -.26.01. |
20-21. |
,,Зимние игры.” Конкурс: ,,Лучшая творческая работа.” |
1 час. |
30.01. -02.02. |
|
Мы любим родную природу.( 5 часов) |
|
|
22-23. |
,,Экология Татарстана.” |
2 часа. |
05.02. -16.02. |
24-25. |
,,Красная книга Татарстана.” |
2 часа. |
19.02. -01.03. |
26. |
,,Заповедные места нашей республики.” |
1 час. |
05.03. -07.03 |
|
Весна, весна на улице...”(4 часа) |
|
|
27-28. |
,,Пришла весна- отворяй ворота.” |
2 часа. |
12.03. -22.03. |
29-30. |
,,Весенние праздники и обряды народов Татарстана.” |
2 часа. |
02.04. -12.04. |
|
Скоро, скоро лето... ( 4 часа) |
|
|
31. |
,,Мы любим лето.” |
1 час. |
16.04. -19.04. |
32. |
,,Летние праздники и обряды народов Татарстана.” |
1 час. |
23.04. -26.04. |
33. |
Экскурсия: ,,Природа нашего края.” |
1 час. |
30.04. -08.05. |
34. |
,,Подведём итоги учебного года.” |
1 час. |
14.05. -23.05. |
|
Всего: 34 часа. |
|
|
Для реализации программы используются учебники:
- ,,Наследие Татарстана”- 2класс:учебное пособие для общеобразовательных организаций/Сост. М.М. Гибатдинов, Л. Р. Муртазина.-Казань:,, Татарское книжное издательство.”, 2016.-80 с.; ил. ISBN978-5-9907053-2-6
35
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________Аникина Г.Ш
Протокол № 1 от « 28 » августа 2023г. |
«Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ «ВСОШ №2 им.Н.Соболева ЗМР РТ» _______/А.Ф.Баязитова/ ФИО « 28 » августа 2023г. |
«Утверждено» Директор МБОУ МБОУ «ВСОШ №2 им.Н.Соболева ЗМР РТ» _____________/А.М.Билялов/ ФИО Приказ № 193 от « 31 » августа 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности для 3 а,б,в, г__ классов ___
,,Наследие Татарстана.”
Направление___________________________
Учителя первой квалификационной категории
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Васильевская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза Николая Соболева Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Ибрагимовой Альмиры Хамзаевны
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета школы
Протокол №1 от «29» августа 2023 г.
2023-2024 гг. 37.
Календарно – тематическое планирование к рабочей программе
по занятиям внеурочной деятельности: ,,Наследие Татарстана” для_4-а,б,в,г классов.
Нормативно – методическая база планирования:
- Образовательная программа МБОУ «ВСОШ №2 им. Н. Соболева ЗМР РТ», приказ № 193 от 31 .08.2023 г.
- Примерная программа по _внурочной деятельности: ,,Наследие Татарстана”
- Учебный план МБОУ «ВСОШ №2 им. Н. Соболева ЗМР РТ» на 2023-2024 учебный год
- Локальный акт МБОУ «ВСОШ №2 им. Н. Соболева ЗМР РТ» «Положение о порядке разработки и утверждении рабочих программ»
Для реализации программы используются учебники:
-,, Наследие Татарстана”- 4 класс: учебное пособие для общеобразовательной школы ,,Татарское книжное издательство”/ Сост. М.М.Гибатдинов, Л.Р.Муртазина.-Казань:Татар.дет. изд-во, 2017.-96 с.: ил. ISBN 978-5-9500140-0-0
Место предмета в учебном плане- базовое, количество- 34 часа.
40.
Нормативно-методическая база:
(для 4-х классов)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023), ФЗ-№273 от 29.12.2012г.
(ред. от 04.08.2023);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования”
- ФОП начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 “Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования”)
- Учебный план МБОУ «ВСОШ №2 им. Н. Соболева ЗМР РТ» на 2023-2024 учебный год;
- Локальный акт «Положение о рабочих программах» МБОУ «ВСОШ №2 им. Н. Соболева ЗМР РТ»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО»
41.
Календарно – тематическое планирование.(3 класс) Наследие Татарстана.
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
|
,,Радость познания.”(19 часов) |
|
|
1-2. |
,,Россия-наша большая Родина.” |
2 часа. |
05.09.-15.09. |
3-4.. |
,,Татарстан-наш общий дом.” |
2 часа. |
19.09.-29.09. |
5-6. |
,,Татары живут во всём мире.” |
2 часа. |
03.10.-13.10. |
7. |
,,Путешествуем по Республике.” |
1 час. |
17.10.-20.10. |
8. |
,,Транспорт в Татарстане.” |
1 час. |
24.10.-27.10 |
9. |
,,Болгари-древняя столица Волжской Булгарии” |
1 час |
07.11.-10.11. |
10. |
,,Болгар-столица древнего государства.” |
1 час |
14.11.-17.11. |
11. |
,.Одна книга тысячи людей учит.” |
1 час |
21.11.-24.11. |
12. |
,,Экскурсия в музеи..” |
1 час |
28.11.-01.12. |
13. |
,,Экскурсия по Казани.” |
1 час |
05.12.-08.12. |
14. |
,,Казань- город туристов.” |
1 час |
12.12.-15.12. |
15. |
,,Казанский Кремль- сердце нашей Республики.” |
1час |
19.12.-22.12. |
16. |
,,Как мы общаемся с миром?” |
1 час |
26.12.-29.12. |
17. |
,,Знание языков открывает окно в мир.” |
1 час. |
09.01.-12.01. |
18-19. |
,,.Средства информации и связи” |
2 часа. |
16.01.-26.01. |
|
,,Мир как дом.”(4 часа) |
|
|
20. |
,,Мир природы в народном творчестве.” |
1 час. |
30.01.-02.02. |
21. |
,,Природные стихии в народном творчестве.” |
1 час. |
05.02.-09.02. |
22. |
,,Земля и растения в народном хозяйстве” |
1 час. |
12.02.-16.02. |
23 |
,,Образы животных в народном творчестве..” |
1 час. |
19.02.-23.02. |
|
,,Дом как мир..” ( 7 часов) |
|
|
24. |
,,.У кого есть дом, у того и страна есть.” |
1 час. |
26.02.-01.03. |
25. |
,,Мой дом.” |
1 час. |
05.03.-07.03. |
26. |
,,Приходите в гости..” |
1 час. |
12.03.-14.03. |
27. |
,,Человек без родни не живёт.” |
1 час. |
19.03-22.03.. |
28. |
,,Моя родословная..” |
1 час. |
02.04.-05.04. |
29.-30. |
,,Муж и жена – одна душа..”,,Родители и дети.” |
2 часа. |
09.04.-19.04. |
|
,,В поисках Всемирного наследия,”(4 часа) |
|
|
31-32. |
,,Духовные сокровища Татарстана.” |
2 часа. |
23.04.-08.05. |
33. |
Занятие-викторина: ,,Наша республика- Татарстан.” |
1 час. |
14. 05.-16.05. |
34. |
,,Подведём итоги учебного года.” |
1 час. |
21.05.-23.04. |
|
Всего- 34 часа. |
|
|
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
участие в олимпиадах;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.
Литература.
· Ю.Г.Илларионова " Учите детей отгадывать загадки", пособие для воспитателя детского сада. Москва: ,,Просвещение”, 1985г.
· Азат Ганиев-руководитель проекта. "Где живёт Белый Барс?", ,,Татарское детское издательство”- г.Казань,05.07. 2018.
,,Наследие Татарстана.” 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. ,,Татарское книжное издательство”-2017 г.
· В.С. Шакирова ,,Наша Родина – Татарстан”, учебное пособие для учителей начальных классов - Казань. ,,Татарское книжное издательство.”, 1992 г.
Интернет ресурсы:
Головоломки-http://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam
занимательный русский - http://www.igraza.ru/zanim-rus-yaz.html
39.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности для 4 а,б,в, г__ классов ___
,,Наследие Татарстана.”
Направление___туристко-краеведческое________________________
Учителя первой квалификационной категории
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Васильевская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза Николая Соболева Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Ибрагимовой Альмиры Хамзаевны
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета школы
Протокол №1 от «29» августа 2023 г.
2023-2024 гг. 41.
Календарно – тематические планирования к рабочей программе
по занятиям внеурочной деятельности: ,,Наследие Татарстана” для_3 а, 3 б, 3 в, г классов.
Нормативно – методическая база планирования:
- Образовательная программа МБОУ «ВСОШ №2 им. Н. Соболева ЗМР РТ», приказ № 193 от 31 августа 2023г.
- Примерная программа по _внурочной деятельности: _,,Наследие Татарстана..”
- Учебный план МБОУ «ВСОШ №2 им. Н. Соболева ЗМР РТ» на 2023-2024 учебный год
- Локальный акт МБОУ «ВСОШ №2 им. Н. Соболева ЗМР РТ» «Положение о порядке разработки и утверждении рабочих программ»
42.
Нормативно-методическая база:
(для 3-4 классов)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023), ФЗ-№273 от 29.12.2012г.
(ред. от 04.08.2023);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования”
- ФОП начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 “Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования”)
- Учебный план МБОУ «ВСОШ №2 им. Н. Соболева ЗМР РТ» на 2023-2024 учебный год;
- Локальный акт «Положение о рабочих программах» МБОУ «ВСОШ №2 им. Н. Соболева ЗМР РТ»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО»
Для реализации программы используются учебники:
- ,,Наследие Татарстана”- 4класс:учебное пособие для общеобразовательной школы ,, Татарское книжное издательство.для общеобразовательных организаций”/ Сост. М.М. Гибатдинов, Л.Р. Муртазина.-Казань: Татар. дет. изд-во, 2017.- 96 с.: ил. ISBN 978-5-95005140-0-0
Место предмета в учебном плане ( базовое , 34 часа) 43.
Календарно – тематическое планирование для учащихся 4 класса.
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
|
Мы – граждане единого отечества (5 часов) |
|
|
1. |
.,Республика Татарстан –субъект Российской Федерации” |
1 час |
05. 09.-08.09. |
2. |
,,Экономика Республики Татарстан. ” |
1 час |
12.09.-15.09. |
3. |
,,Татары на страже государственных границ России.” |
1 час |
19.09.-22.09. |
4. |
,,Путешествие за пределы своей страны.” |
1 час |
26.09.-29.09. |
5. |
,,Творческое содружество.” |
1 час. |
03.10.-06.10. |
|
,,Путешествие по реке времени.” (24 часа) |
|
|
6. |
,,Об истории наших предков.” |
1 час. |
10.10.-13.10. |
7. |
,,Путешествуем с археологами.” |
1 час. |
17.10.-20.10. |
8. |
,,По страницам летописи.” |
1 час. |
24.10.-27.10. |
9. |
,,Мудрый выбор.” |
1 час. |
07.11.-10.11. |
10. |
,,Взаимоотношения между Волжской Булгарией и Русским государством.” |
1 час |
14.11.-17.11. |
11. |
,,Золотая Орда.” |
1 час |
21.11.-24.11. |
12.. |
,,Казанское ханство- наследники Золотой Орды.” |
1 час |
28.11.-01.12. |
13. |
,,Татары на службе Отечеству.” |
1 час. |
05.12.-08.12. |
14. |
,,Жизнь отдам народу своему.” |
1 час |
12.12.-15.12. |
15. |
,,Участие татар в Отечественной войне 1812 года” |
1 час |
19.12.-22.12. |
16. |
,,История одной семьи.” |
1 час. |
26.12.-29.12. |
17. |
,,Золотой век театра и музыки.” |
1 час. |
09.01.-12.01. |
18. |
,,Расцвет изобразительного искусства и литературы.” |
1 час. |
16.01.-19.01. |
19. |
,, Золотой век Татарской культуры.” |
1 час. |
23.01.-26.01. |
20-21. |
,,В поисках справкдливости.” |
2 часа. |
30.01.-09.02. |
22-23. |
,,Век бед и побед.” |
2 часа. |
13.02.-24.02. |
24-25. |
Разговор о важном: ,,Татары и татарстанцы в Великой Отечественной войне.” |
2 часа. |
27.02.-07.03. |
26. |
Делимся своими знаниями о Великой Отечественной войне.” |
1 час. |
12.03- 15.03. |
27-28. |
,,Трудовой фронт в Татарстане.” |
2 часа. |
19.03.-05.04. |
29-30. |
,,Достижения 1950-1970 –х годов.” |
2 часа. |
09.04.- 19.04. |
|
,,Мы строим будущее ”(4часа) |
|
|
31. |
,,Современный Татарстан.” |
1 час. |
23.04-26.04.. |
32. |
,,Светлая душа Татарстана.” |
1 час. |
30.04-08.05. |
33. |
,,Будущее Татарстана.” |
1 час. |
14.05.-17.05. |
34. |
,,Подведём итоги учебного года.” |
1 час. |
21.05.-23.05. |
Для реализации программы используются учебники:
- ,,Наследие Татарстана”- 4класс:учебное пособие для общеобразовательной школы ,, Татарское книжное издательство.для общеобразовательных организаций”/ Сост. М.М. Гибатдинов, Л.Р. Муртазина.-Казань: Татар. дет. изд-во, 2017.- 96 с.: ил. ISBN 978-5-95005140-0-0
43.
Приложение 1
Оценочные материалы
Входная диагностика.
Формы аттестации / контроля - рисунки, педагогическое наблюдение.(1 класс)
Педагогическое наблюдение
Во время занятия педагог учитывает:
общительность – 0 - 2 балла
общительный – 2
стеснительный, но общается – 1
не общительный - 0
внимательность – 0 - 2 балла
внимателен – 2
внимателен, но отвлекается – 1
не внимателен - 0
самостоятельность – 0 - 2 балла
все делает самостоятельно – 2
самостоятельный, но нужна помощь – 1
не самостоятельный – 0
активное участие – 0 - 2 балла
принимает активное участие – 2
принимает участие, но боится сказать свое мнение – 1
не принимает участие - 0
умение проявить себя, свои знания и способности 0 - 2 балла
умение проявить себя, показать свои знания и способности – 2
пытается проявить себя, показать свои знания и способности - 1
не может проявить себя, показать свои знания и способности - 0
работа в команде – 0 - 2 балла
умеет работать в команде - 2
старается работать в команде, но чаще работает один - 1
не умеет работать в команде - 0
заинтересованность – 0 - 2 балла 44.
заинтересован в работе – 2
больше заинтересован, чем не заинтересован -1
не заинтересован - 0
вовлечение в работу – 0 – 2 балла
вовлечен в работу – 2
вовлечен, но отвлекается - 1
не вовлечен в работу – 0
Промежуточная аттестация. 60 баллов
Творческая работа и защита презентаций.
Формы аттестации / контроля – творческая работа
Во время аттестации учитывается:
1.Умение выполнять творческую работу.
-работа выполнена очень аккуратно и своеобразно- 8- 10 баллов
-работа чуть не аккуратна- 3- 7 баллов
-работа выполнена не аккуратно- 1-3 балла
-работа не выполнена - 0 баллов
2. Активность при защите творческой работы.
-принимал активное участие при защите творческой работы-6-10 баллов
-принимал участие при защите творческой работы, но очень мало- 0-5 баллов
-не принимал участия при защите творческой работы- 0 баллов
3.Самостоятельность.
-самостоятельно выбирает тему: 10 баллов
4.Заинтерисованность.
-работает с интересом- 5 баллов
-больше заинтересован, чем не заинтересован-
5.Умение проявить свои способности- 5 баллов
-умение показывать свои способности-
--пытается показать свои способности-
-не может показать свои способности-
6.Работа в команде. 45.
-умеет работать в команде- 5 баллов
-старается работать в команде-
-не получается работать в команде-
7.Вовлечение в работу
-вовлечён в работу- 4 балла
-вовлечён в работу, но часто отвлекается-1-3 балла
-не вовлечён в работу-0 баллов
8.Возможность привлечения ребёнка к познанию чего-то нового при выступлении других детей.
-Увлекается новой темой- 1-3 балла.
-Увлекается, но быстро отвлекается- 1 балл
-Не увлекается совсем- 0 баллов.
9.Умение слушать других ребят.
-Внимательно слушает- 2-4 балла.
-Слушает, но часто отвлекается- 1-2 балла.
-Не умеет слушать- 0 баллов
10.Умение оценивать работы других детей.
-Оценивает хорошо- 5 баллов.
-Оценивает не очень хорошо- 1-4 балла
-Не умеет оценивать- 0 баллов
Творческая работа, защита презентаций.(50 баллов)
Аттестация по завершению освоения программы. 90 баллов
Формы аттестации / контроля – тестирование, творческая проектная работа( 4 класс)
Тест «Наш Родной край.»(10 баллов)
1. В каком году была образована Республика Татарстан?(1920)
2. Сколько лет существует столица нашей республики- Казань? (более тысячи лет)
3. Сохранились ли в республике памятники периода Казанского ханства? (да, в национальном музее РТ есть надгробные памятники того времени)
4. В каком году началось строительство второго Адмиралтейства в Казани?(в 1718 г.) 46.
5. Когда родился Фёдор Шаляпин?(в 1873 г.)
6. Когда родился Иван Шишкин?(в 1832 г.)
7. Как называют в развитии татарской литературы начало 20 века? (золотым периодом)
8. Кого из Героев Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.) ты знаешь?
9. Назови символы России, Республики Татарстан.
10. Что нового узнал ты о работе на занятиях ,,Наследие Татарстана”?
Оценка теста – за каждый правильный ответ 1 балл, за неправильный – 0 баллов
47.
48.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.