Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Северная сказка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кружок по Лего – конструированию «Леготека»
Обучение конструктивной деятельности
детей младшего дошкольного возраста
Программа разработана:
воспитатель Пронина А.И.
Содержание
I.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка....................................................................................3
1.2.Цель и задачи программы........................................................................ ....... 4
1.3.Ожидаемые результаты освоения программы...............................................5
1.4. Возрастные особенности детей 3-4лет........................................................6
II. Содержательный раздел
2.1.Содержание программы...................................................................................8
2.2.Формы организации работы............................................................................8
2.3.Календарно-тематическое планирование.......................................................9
2.4. Формы взаимодействия с семьями воспитанников.....................................20
III.Организационный раздел
3.1. Материально-техническое оснащение.........................................................21
3.2.Список литературы.........................................................................................21
I.Целевой раздел
Пояснительная записка
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Лего - конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.
Образовательная деятельность в детском саду строится с учетом развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного образования детей. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС ДО). В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Конструирование по ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
Деятельность – это первое условие развития у дошкольника познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде Лего - конструирования. Конструктор Легo - это занимательный материал, развивающий детскую фантазию, воображение, творческое начало. Конструктор дает возможность не только собирать игрушку, но и играть с ней. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, то есть занимается творческой деятельностью. Основной образовательной деятельностью с использованием конструктора является игра - ведущий вид детской деятельности. Конструктор Лего позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях.
При
разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., №
30384).
3.СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных
организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15 мая 2013 г. № 26).
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и реализует интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Работа по конструированию проводится в рамках дополнительного образования. Кружок «Леготека» организован для детей младшего дошкольного возраста. Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю по подгруппам, по 15 минут.
Срок реализации: 1 год.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе Лего – конструирования.
Задачи программы:
-развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
-обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
-формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
-совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
-развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Дополнительная общеобразовательная программа направлена
на формирование инициативности, самостоятельности, наблюдательности,
любознательности, находчивости и умение работать в коллективе.
В основу программы заложены следующие основные
педагогические принципы:
•принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью
дошкольного образования является развитие ребенка;
•принцип научной обоснованности и практической применимости;
• принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями
образовательных областей;
•поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;
•формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных
видах деятельности;
•возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития).
Ожидаемые результаты освоения программы
· Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
· Сформируются конструкторские умения и анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
· Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
· Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Дети будут иметь представления:
· о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
· об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения;
· о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
· о связи между формой конструкции и ее функциями.
II.Содержательный раздел
Содержание программы
Содержание программы обеспечивает развитие
личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и
охватывать следующие образовательные области:
1. «Социально-коммуникативное развитие».
2. «Познавательное развитие».
3. «Речевое развитие».
4. «Художественно-эстетическое развитие».
5. «Физическое развитие».
Формы организации работы
Конструирование выполняется в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой.
1. Конструирование по образцу - прямая передача готовых знаний, способов действия основанная на подражании. Детям дается образец постройки и способы воспроизведения.
2. Конструирование по модели. Детям дается модель, но не даются способы решения. Конструирование по модели это усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям - образца нет, схемы тоже нет и нет и способов возведения. Определяем только условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение. Конструирование по условиям способствует развитию творческого конструирования.
4. Конструирование по схемам. В результате такого обучения - формируются мышление и познавательные способности.
5. Конструирование по замыслу. Большая возможность для развертывания творчества и проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а форма деятельности позволяющая самостоятельно и творчески использовать знания и умения полученные заранее.
При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать.
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, создает образ будущего сооружения и воплотит его. Этот тип конструирования лучше других развивает творческие способности.
На занятии дошкольники проходят 4 этапа усвоения программы: 1- восприятие, 2- мышление, 3- действие, 4- результат. По окончании каждого занятия ребенок видит результат своей работы.
Отличительной особенностью конструирования является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Дети постройки используют в сюжетно-ролевых играх, в играх - театрализациях, используют в дидактических играх и упражнениях.
Методы |
Приёмы |
Наглядный |
Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе; работа по схеме-инструкции показ, видео-просмотр. |
Информационно-рецептивный |
Обследование Лего - деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений . |
Репродуктивный |
Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический |
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный |
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей; беседа, рассказ. |
Проблемный |
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой |
Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый |
Решение проблемных задач с помощью педагога. Выполнение вариативных заданий |
Перспективный план совместной образовательной деятельности /младший дошкольный возраст 3-4 года/
Первое полугодие:
Второе полугодие:
· Познакомить с новыми деталями
· Учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение
· Оформлять свой замысел путём предварительного называния будущей постройки
· Развивать и поддерживать замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности, помогать её осуществлять
· Формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу.
Примерное распределение занятий на год:
· Конструирование по образцу (25)
· Преобразование образца по условиям (4)
· Конструирование по замыслу (7)
Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и называть постройку, её части, форму, цвет, величину конструктивных деталей. В конце каждого месяца дети строят по замыслу, показывая, чему научились на прошлых занятиях.
Перспективное планирование во 2 младшей группе
Месяц |
тема |
цели |
сентябрь |
Знакомство с лего-конструктором |
Познакомить с лего-конструктором Закреплять знания цвета и формы |
Ворота для машин |
Учить выполнять простейшую конструкцию (из мягкого лего) – ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину |
|
Пирамидка |
Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору |
|
Башенка |
Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору |
|
октябрь |
Путешествие на стройку |
Познакомить с профессией строитель. |
Мы построим дом |
Развивать творческое воображение. Учить подражать звукам и движениям персонажей Учить строить дом из лего-конструктора |
|
Разные домики |
Закреплять умение строить домики |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
|
ноябрь |
Мебель для комнаты |
Развивать способности выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец |
Мебель для кухни |
Закреплять умение строить мебель Запоминать название предметов мебели |
|
Печка |
Познакомить с русской печкой Развивать воображение, фантазию Учить строить печку из конструктора |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
|
декабрь |
Утята в озере |
Учить внимательно слушать стихотворение Строить из конструктора утят |
Волшебные рыбки |
Рассказать о рыбах Учить строить рыб из конструктора |
|
Мостик через речку |
Учить строить мостик, точно соединять строительные детали |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
|
январь |
Построим загон для коров |
Закреплять понятия «высокий», «низкий" Учить выполнять задания по условиям Развивать творчество, воображение, фантазию |
Грузовая машина |
Учить создавать простейшую модель грузовой машины Выделять основные части и детали |
|
Домик фермера |
Формировать обобщённые представления о домах Учить сооружать постройки с перекрытиями. Делать их прочными Развивать умение выделять части Познакомить с понятием «фундамент» |
|
Мельница |
Рассказать о мельнице Развивать воображение, фантазию |
|
февраль |
Машина с прицепом |
Учить строить машину с прицепом Развивать навыки конструирования |
Пожарная машина |
Познакомить с профессией пожарного Учить строить пожарную машину |
|
Кораблик |
Рассказать о кораблях Учить строить более сложную постройку Развивать внимание, навыки конструирования |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать описание Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
|
март |
Детская площадка |
Показать детскую площадку Построить песочницу, лесенки |
Горка для ребят |
Продолжать знакомить с детской площадкой Развивать память и наблюдательность |
|
Все работы хороши |
Познакомить с разными профессиями Учить отличать их по внешнему виду Воспитывать уважение к труду взрослых |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки Учить
заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание |
|
апрель |
Ракета |
Рассказать о космосе Учить строить ракету |
Луноход |
Рассказать о луноходе Учить строить из деталей конструктора |
|
Космонавты |
Продолжать знакомить с космосом Учить строить космонавтов из мелких деталей |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
|
май |
Животные в зоопарке |
Рассказать о зоопарке Учить строить утку, слона |
Вольер для тигров и львов |
Учить коллективно строить одну постройку |
|
Крокодил |
Продолжать знакомить с зоопарком Учить строить крокодила |
|
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
3. Материально-техническое обеспечение программы
Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:
Предметно-развивающая среда:
Строительные наборы и конструкторы:
- настольные;
- напольные;
- пластмассовые (с разными способами крепления);
- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;
Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- фотоопарат;
- диски, кассеты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);
- интерактивная доска;
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.
Список литературы:
1.Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.
2. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
3. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2002г.-192с.
4. ФешинаЕ.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.