АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №17 «ЛАДУШКИ»
Г. ВОЛЬСКА, САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
ПРИНЯТО: на педагогическом совете протокол № 1 от «26» августа 2021 г.
|
«УТВЕРЖДАЮ»: Заведующий МДОУ ВМР «Центр развития ребенка – детский сад № 17 «Ладушки» г. Вольска Саратовской области» ____________________________В.В. Чалова Приказ №273от «26» августа 2021 г. |
СОГЛАСОВАНО: Зам. зав. по ВМР __________________ Шилова Т.Б. |
|
Автор программы:
Довладбекян Ася Витальевна
тьютор
г.Вольск, 2021 г.
Содержание
|
|
Стр. |
|
Паспорт программы |
|
|
Пояснительная записка - Нормативно – правовая база - Учебный план - Принципы построения программы - Возрастные особенности детей |
|
|
Содержание программы - Структура НОД - Приоритетные задачи |
|
|
Календарно-тематические планы |
|
|
Планируемые результаты освоения детьми программы |
|
|
Оценка индивидуального развития детей (педагогическая диагностика) в ходе внутреннего мониторинга. |
|
|
Методическое обеспечение |
|
1.Паспорт Программы
Наименование программы |
Рабочая программа дополнительного образования «Ловкие пальчики» для детей 4-5 лет |
Заказчик программы |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района «Центр развития ребенка - детский сад № 17 «Ладушки» |
Исполнитель, квалификационная категория |
Довладбекян Ася Витальевна,б/к |
Целевая группа |
Дети 4-5 лет, дети с ОВЗ |
Цель Программы |
Развитие мелкой моторики и движений пальцев рук, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий. |
Задачи программы |
Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять незакрашенных мест. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами). Обучать приемам работы с пластилиновой техникой. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать наощупь предметы и материалы . Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
|
Направление |
Социально-коммуникативное |
Вид деятельности |
Коммуникативная, игровая |
Срок реализации Программы |
1год |
2. Пояснительная записка.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? У большинства детей пальцы мало подвижны, движение их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дошкольники держат ложку в кулаке, с трудом правильному берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки…Вот почему в последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи все больше уделают внимание.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев рук.
От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Она влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка и готовит к владению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем.
Именно в дошкольном возрасте важна подготовка к письму, умению выполнять мелкие движение, развивается мелкая моторика рук. К 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга развития мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу.
Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.
Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.
Программа рассчитана на год обучения детей от 4 до 5 лет.
Учебный график
№ п/п |
Возрастная группа |
Кол-во детей вподгруп-пе |
Кол-во групп |
Количество часов |
|||
Длитель-ность одного занятия |
в неделю на группу |
В месяц нагруппу |
Общее количество занятий в год |
||||
1. |
4-5 лет |
5 |
1 |
20 мин |
1х20 мин = 20 мин |
4х20 мин = 1 час 20 мин |
37х20 мин = 12 часов 30мин |
Программа предполагает комплексный подход к развитиюличности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового.
Принципы построения программы сводятся к следующему:
1. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей ребёнка.
2. Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребёнком и выполнении им всё более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объёма и интенсивности нагрузок.
3. Принцип систематичности. Имеется в виду непрерывность и регулярность занятий.
4. Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанников к своим действиям
5. Принцип повторяемости материала.
Принцип наглядности.
3. Содержание программы
Структура занятий.
1.Вводная часть(3-5 мин.): приветствие, пальчиковая гимнастика, игры в ладоши,.
2. Основная часть (15мин.), во время которой используются игры и упражнения направленные на:
- владение графических навыков: штриховка в разных направлениях, обводить контуры по точкам, дорисовывать предметы и т.д.;
- развитие способностей координированной работы рук со зрительным восприятием;
-обогащение тактильного опыта детей.
3. Заключительная часть, направлена на рефлексию занятия (Что нового сегодня мы узнали на занятии? Что особенно понравилось?)
Ритуал прощания.
Содержание
1.«Пальчиковый игротренинг».
дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
2.«Ручная умелость».
дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей,развитиявоображения. 3.«Графические навыки»
дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
4.«Игры с предметами»
у детей совершенствуются двигательные навыки , развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Задачи:
- Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять незакрашенных мест.
- Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
- Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
- Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать наощупь предметы и материалы .
- Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Формы работы:
1. Беседа.
2. Совместная деятельность.
3. Игра.
4. Работа с наглядным материалом.
5. Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
.
Организация образовательного процесса
Данная программа рассчитана на 1 год обучение и воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Кружок проводится один раз в неделю, с сентября по май, в первой половине дня. Продолжительность 20 минут.
Общий срок реализации исходной программы (количество лет)
1 год
Возраст воспитанников
4 – 5 лет
Количество воспитанников
5 детей
Количество часов в месяц
4 часа
Общее количество часов в год
37 часов
4. Календарно-тематический план на 2021-2022 год
№ |
Дата |
Тема |
Цели |
Описание |
Отметка о выполнении |
1. |
01.09 – 03.09 |
Диагностика |
Выявление ведущей руки |
|
|
2. |
06.09.– 10.09 |
«Детский сад для ребят» |
1.Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. 2.Формировать графические умения и навыки. |
1.Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики». 2.Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж) 3.Раскрашивание игрушек.
|
|
3. |
13.09 – 17.09 |
«Детский сад и игрушки» |
1.Развивать мелкую моторику пальцев; 2.Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура. |
1. Пальчиковая гимнастика «У меня игрушек много», 2. Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка. 3.Пластилинография «Мой веселый, звонкий мяч». |
|
4. |
20.09 – 24.09 |
«Осень» |
1.Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. 2.Закрепить умение придавливать шарики , добиваясь изображения листьев. |
1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». 2. «Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки. 3.Пластилинография. «Осеннее дерево». |
|
5. |
27.09 – 01.10 |
«Огород. Овощи» |
1.Развивать координацию движений пальцев рук. 2.Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. |
1.«Дид. Игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи. 2..Пальчиковая гимнастика «Капуста». 3.Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи» |
|
6. |
04.10 -08.10 |
«Сад. Фрукты» |
1.Развивать мелкую моторику пальцев. 2.Учить наносить пластилин на основу. 3.Учить выкладывать узор из разных семян, косточек, вдавливать семена в пластилин поочередно каждым пальчиком вращательными движениями. |
1.Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин». 2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине. 3.Работа с семенами. «замечательные фрукты» .
|
|
7. |
11.10 – 15.10 |
«Ягоды» |
1.Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. 2.Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. |
1.Пальчиковая игра «По ягоды». 2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды) 3.Пластилинография. «Клубника».
|
|
8. |
18.10 – 22.10 |
«Дом. Семья» |
1.Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. 2.Учить скатывать комочки из бумажных салфеток большим и указательным пальцами. 3.Выкладывать узор на круглой основе. |
1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» 2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты. 3. «Разноцветные коврики» (из бумажных комочков) |
|
9. |
25.10 – 29.10 |
«Мебель. Квартира» |
1.Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. 2.Развитие ориентировки на плоскости. 3.Тренировать навык приклеивания мелких деталей, учитывая их форму. |
1.»Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана. 2 Массаж ребристым карандашом между ладонями. 3«Рамка для фотографий» (мозаичная аппликация из яичной скорлупы). |
|
10. |
08.11 – 12.11 |
«Домашние животные» |
1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики. 2.Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами. |
1. «Маленький конструктор»-выкладывание из геометрических фигур животных. 2.Пальчиковая игра «На ладошку села кошка». 3. Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами. |
|
11. |
15.11 – 19.11 |
«Домашние птицы» |
1.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 2.Продолжать учить штриховать мелкими штрихами. |
1. «Накормим птичек»-скомкать бумагу в маленькие комочки. 2. «Птицы хотят пить»- работа с водой и пипеткой. 3. «Цыпленок» (раскраска.) |
|
12. |
22.11 – 26.11 |
«Транспорт» |
1.Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук. 2.Закрепить назначение транспорта. |
1.Рисуем машину пальчиками на песке. 2.Пальчиковая игра «Вышли мы во двор гулять» 3.«Машина» (обводка по точкам) |
|
13. |
29.11 – 03.12 |
«Зима» |
1.Развивать мелкую моторику пальцев; 2.Учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу. 3.Развивать внимание, логическое мышление.
|
1.Пальчиковая игра «Как на горке снег» 2.«Построим горку для зверушек из снежных комков»- изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями. 3.«Сказочный домик» (штриховка) |
|
14. |
06.12 -10.12 |
«Зимующие птицы» |
1.Развивать мелкую моторику пальцев. 2.Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами. |
1.Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох. 2.Пальчиковая игра «Снегири» 3.«Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях. |
|
15. |
13.12 – 17.12 |
«Зимние забавы» |
1.Учить рисовать пальцами по манке. 2.Развивать тактильные ощущения, свободные движения мелких мышц руки, точные движения пальцев. 3.Научить скатывать шарики из салфеток. |
1.Хороводная игра «Снежная баба» 2.Игра с манкой «Метелица» 3. «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток.
|
|
16. |
20.12 -24.12 |
«Ёлка»
|
1.Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно-двигательную координацию. 2.Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. |
1.Пальчиковая игра «Елочка» 2.Рисование по точкам «Елочка» 3.Нарядная елочка (раскраска)
|
|
17. |
27.12 – 30.12 |
«Новый год» |
1.Развивать мелкую моторику пальцев. 2.Учить складывать круг пополам, находить середину круга. 3.Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур. 4.Учить выкладывать узор из бисера, вдавливать бисер в пластилин пальчиком вращательными движениями. |
1.Игра «Наведем порядок». ( группировка предметов по признаку). 2. «Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности. 3.«Елочная игрушка». (пластилинография+выкладывание бисером)
|
|
18. |
10.01 – 14.01 |
«Комнатные растения»
|
1.Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. 2.Учить штриховать в разных направлениях.
|
1.Пальчиковая игра «На окошке в горшочке» 2.Обрывание цветка по контуру. 3.Штриховка цветка в горшке.
|
|
19. |
17.01 -21.01 |
«Наша Армия» |
1.Продолжать развивать зрительно моторные функции. 2.Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. |
1.Из риса выложить салют по нарисованному контуру. 2.Пальчиковая игра «Солдаты». 3. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась военную технику.» |
|
20. |
24.01 – 28.01 |
«Мой город» |
1.Упражнять в работе с трафаретами. 2.Учить ориентироваться на микроплоскости.
|
1. «Что спряталось в комочке»-разглаживание смятых в комочек трафаретов различного транспорта из бумаги. 2.Пальчиковая гимнастика «Дом». 3.Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру. |
|
21. |
31.01 – 04.02 |
«Правила дорожного движения» |
1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики. 2.Учить работать с ножницами. 3.Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру. |
1.Пальчиковая гимнастика «Лодочка» 2.Обвести транспорт по трафарету и вырезать. 3.Пластилинография . «Светофор»
|
|
22. |
07.02 -11.02 |
«День Святого Валентина» |
1.Учить действовать по словесной инструкции. 2.Продолжать работать над развитием мелкой моторики. 3.Учить работать с бумагой. |
1.Пальчиковая гимнастика «Солнышко» 2. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча между ладошек. 3.Изготовление Валентинки из бумаги. |
|
23. |
14.02 -18.02 |
«Дикие животные» |
1.Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. 2.Продолжать учить работать с ножницами. 3.Познакомить с новым видом штриховки: клубок. |
1.Пальчиковая игра « У медведя дом большой ». 2.Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это ест. 3. Обвести трафарет животного, вырезать его. |
|
24. |
21.02 – 25.02 |
«Перелетные птицы» |
1.Упражнять в выкладывании фигур из палочек. 2.Работать над развитием зрительно моторных функций. 3.Формировать плавные, свободные движения руки, развивать точность движений, внимание. 4.Продолжать учить аккуратно раскрашивать, не выходя за контуры. 5.Учить регулировать силу нажима на карандаш. |
1.Пальчиковая игра «Встреча птиц. 2. «Домик для скворца»-выкладывание из палочек по принципу «колодца» 3.Обвести птицу по трафарету и раскрасить мелкими штрихами..
|
|
25. |
28.02 – 04.03 |
«Мамин праздник»
|
. 1.Развивать мелкую моторику. 2.Учить действовать по словесной инструкции. 3.Продолжать учить складывать цветы из бумаги, тренировать навык аккуратного приклеивания мелких деталей. |
1.Завязываем бантик на подарке 2.Смотать клубок для бабушки. 3.Открытка для мамы. ( объёмная аппликация)
|
|
26. |
09.03 – 11.03 |
«Весна» |
1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. 2.Учить работать с крупой |
1. «Потекли ручейки» -рисование пальцами на крупе. 2.Нанизывание пуговиц - называние (чередование: маленькая, большая и т.д.) 3.Обрывная аппликация «Солнышко» |
|
27. |
14.03 – 18.03 |
«Весенние цветы»
|
1.Учить детей выкладывать кусочки ткани в форме цветка, закреплять ткань на основе с клея.
|
1.Упражнение «Мотылек». 2. Упражнение « Цветок» ( работа с крупой: манка, пшено, гречка) 3.Аппликация «Весенний луг». (аппликация из ткани) |
|
28. |
21.03 – 25.03 |
«Рыбы» |
1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики. 2.Развивать зрительное внимание, память. 3.Продолжать учить работать с пластилином.
|
1.Пальчиковая игра «Рыбка» 2. Упражнение «Рыбки плавают в пруду» ( рисование по песку) 3.Пластилинография . Коллективная работа « Рыбки в аквариуме» |
|
29. |
28.03 – 01.04 |
«Насекомые» |
1.Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. 2.Совершенствовать графические навыки. 3.Продолжать учить работать с бумагой различной фактуры.
|
1.Пальчиковая игра «Сороконожка» 2. «Нес однажды муравей» - перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог. 3. «Гусеница» Аппликация из комочков, сделанных из салфеток. |
|
30. |
04.04 – 08.04 |
«Мебель» |
1.Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. 2.Совершенствовать графические навыки. |
1.Пальчиковая гимнастика «Кисточка». 2.Выложить фигурки из счетных палочек «Кроватка», «Табуретка». 3.Дорисуй узор «Шкаф». |
|
31. |
11.04 – 15.04 |
«Бытовые предметы» |
1.Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. 2.Совершенствовать графические навыки.
|
1.Пальчиковая гимнастика «Пылесос». 2.Выложить фигурки из счетных палочек «Телевизор», «Часы». 3.Игра «Обведи клубочки по точкам». |
|
32. |
18.04 – 22.04 |
«Космос» |
1.Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. 2.Совершенствовать графические навыки.
|
1.Игра ладонями. 2.Выложить фигурки из счетных палочек «Звездочка», «Ракета». 3.Дорисуй узор «Звездная дорожка». |
|
33. |
25.04 – 29.04 |
«Цветы» |
1.Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. 2.Совершенствовать графические навыки.
|
1.Пальчиковая гимнастика «Цветки». 2.Выложить фигурки из палочек «Кактус», «Ваза». 3.Обводка по точкам «Цветок в кашпо» |
|
34. |
04.05 – 06.05 |
«Одежда и обувь» |
1.Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. 2.Совершенствовать графические навыки. |
1.Пальчиковая гимнастика «Варежки», «Крючочки». 2.Дорисуй узор «Платье».
|
|
35. |
11.05 – 13.05 |
«Бабочки» |
1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. 2.Закрепить умение работать в технике оригами. |
1.Пальчиковая игра «Бабочка» 2.Упражнение « Спал цветок, и вдруг проснулся» ( собрать пазл « Бабочка») 3.»Бабочка» (оригами) |
|
36. |
16.05 – 20.05 |
«Лето» |
1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики. 2.Совершенствовать память, внимание, логическое мышление.
|
1. . «Быстрые ножки» - «ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки. 3.Коллективная аппликация «Лето». |
|
37. |
23.05 – 27.05 |
«Диагностика» |
Обследование мелкой моторики. |
|
5. Планируемые результаты освоения детьми программы:
По итогам реализации программы планируются следующие результаты:
Методической базой для определения содержания воспитательно-образовательного процесса явились следующие программы и пособия:
1. С.А. Козлова «Я хочу в школу»-2007г
2. Журнал «Д/В» №1-8 2012.
3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
4. Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.
5. Ярославль: Академия развития, 2009.
6. Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.
7. Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.
8. «Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики»
9. Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008
10. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
11. Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.
№ п.п. |
Фамилия имя отчество
|
Сентябрь |
|
Май |
|
||||||||||
Навыки штриховки. |
Навыки обводить по точкам. |
Раскрашивание картинок. |
Уровень работы с пластелином. |
Уровень работы с бумагой. |
|
Навыки штриховки. |
Навыки обводить по точкам. |
Раскрашивание картинок. |
Уровень работы с пластелином. |
Уровень работы с бумагой. |
|||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Проявление: не сформирован; находится в стадии формирования ; сформирован
Примечание:
ü показатель "сформирован" означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
ü показатель "находится в стадии формирования" означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
ü показатель "не сформирован" означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер
ü
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.