Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26 с.п.Зязиков-Юрт»
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по ВР _______________А.Н.Газдиев «____» ___________ 2021 г.
|
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ «СОШ№26 сп.Зязиков-Юрт» _____________М.М. Мержоева «____» _________ 2021 г.
|
Рабочая программа
дополнительного образования
по художественно-эстетическому направлению
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ»
Преподаватель: Гегиева Луиза Саварбековна
на 2021-2022 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Батик» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом педагогического опыта в области декоративно-прикладного творчества.
Батик — это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Батик требует специальной художественно-профессиональной подготовки: знаний и умений по основам декоративной композиции; владение знаниями и умениями по технологии и колористки. Батик как техника росписи по ткани широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями, позволяет создавать эксклюзивные ткани.
Программа имеет практическую направленность, ориентирована на формирование у детей умений изображать окружающий мир с помощью различных материалов и развитие способностей видеть и оценивать результат своей работы.
Рекомендуемый для освоения предмета «Батик» возраст детей – 8-15 лет.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Батик» со сроком обучения 3 года продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недель в год.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: аудиторные занятия 3 часа в неделю, самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка) 1 час в неделю.
Общая трудоемкость учебного предмета «Батик» при 3-летнем сроке обучения составляет 408 часа. Из них: 306 часов – аудиторные занятия, 102 часов – самостоятельная работа.
Занятия проводятся в групповой форме, численность учащихся в группе – от 8 до 15 человек.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о технике батика, формирование практических умений и навыков, устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства.
Задачами учебного предмета являются:
· формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
· формирование и развитие познавательного интереса детей к различным техникам батика;
· ознакомление с историей и развитием техники батика;
· ознакомление с различными техниками росписи по ткани;
· обучение приемам составления композиции в соответствии с выбранной техникой батика и выполнения ее в материале;
· приобретение общетеоретической грамотности, предполагающей знания основ искусства батика;
· развитие художественного вкуса, фантазии;
· воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия;
· формирование личности, творчески относящейся к любому делу.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программа включает темы, разработанные с учетом возрастных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства со свойствами материалов, изучения основ композиции и цветоведения до самостоятельного составления и решения в материале работы с целостным композиционным и колористическим решением.
Учебный материал разделен на два основных раздела: освоение техник росписи по ткани через изучение основ композиции и цветоведения, закрепление навыков и полученных знаний.
Теоретическая работа предполагает изучение учащимися истории батика, региональных особенностей и технологических приемов росписи по ткани. Практическая работа основана на применении теоретических знаний, навыков в учебном и творческом опыте.
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение резервом, трафаретом, различными художественными материалами, клеем, ножницами), получают знания о композиции, эскизе, закрепляют основы цветоведения. Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки ткани, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.
Первый год обучения
Общее ознакомление учащихся с данным видом декоративно-прикладного искусства; приобретение основных навыков и умений.
№ раздела |
Название разделов и тем |
Количество часов |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
1. |
Введение. История росписи по ткани и батика. Основные виды техники росписи. |
3 |
|
|
|
2. |
Основные приемы росписи. |
3 |
|
|
|
3. |
Основные приемы росписи. |
3 |
|
|
|
4. |
Узелковая техника. Изготовление футболки. |
3 |
|
|
|
5. |
Узелковая техника. Изготовление футболки. |
3 |
|
|
|
6. |
Узелковая техника. Изготовление футболки. |
3 |
|
|
|
7. |
Узелковая техника. Роспись платка. |
3 |
|
|
|
8. |
Узелковая техника. Роспись платка. |
3 |
|
|
|
9. |
Узелковая техника. Роспись платка. |
3 |
|
|
|
10. |
Основы цветоведения. Теплые и холодные цвета. Композиция «Цветы» (восковые мелки, акварель). Создание изображения при помощи контуров. Нанесение контурного рисунка (возможно нанесение предварительных цветовых пятен). |
3 |
|
|
|
11. |
Основы цветоведения. Теплые и холодные цвета. Композиция «Цветы» (восковые мелки, акварель). Создание изображения при помощи контуров. Нанесение контурного рисунка (возможно нанесение предварительных цветовых пятен). |
3 |
|
|
|
12. |
Основы цветоведения. Теплые и холодные цвета. Композиция «Цветы» (восковые мелки, акварель). Создание изображения при помощи контуров. Нанесение контурного рисунка (возможно нанесение предварительных цветовых пятен). |
3 |
|
|
|
13. |
Основы цветоведения. Теплые и холодные цвета. Композиция «Цветы» (восковые мелки, акварель). Создание изображения при помощи контуров. Нанесение контурного рисунка (возможно нанесение предварительных цветовых пятен). |
3 |
|
|
|
14. |
Виды и методы композиционного построения в декоративно-прикладном искусстве и технике батик. |
3 |
|
|
|
15. |
Виды и методы композиционного построения в декоративно-прикладном искусстве и технике батик. |
3 |
|
|
|
16. |
Виды и методы композиционного построения в декоративно-прикладном искусстве и технике батик. |
3 |
|
|
|
17. |
Пропорции и масштаб. Декоративная композиция (витражное построение). Примерные темы: «Натюрморт». Эскиз - акварель, формат, например, 40х50 и более. |
3 |
|
|
|
18. |
Пропорции и масштаб. Декоративная композиция (витражное построение). Примерные темы: «Натюрморт». Эскиз - акварель, формат, например, 40х50 и более. |
3 |
|
|
|
19. |
Пропорции и масштаб. Декоративная композиция (витражное построение). Примерные темы: «Натюрморт». Эскиз - акварель, формат, например, 40х50 и более. |
3 |
|
|
|
20. |
Ритм в музыке, рисунке, живописи, в декоративно-прикладном искусстве. Декоративная композиция. Примерные темы: «Стая птиц», «Бабочки», «В парке» и т.п. Формат 40х60 и более. Эскиз – акварель, гуашь, перенос рисунка при помощи кальки. Роспись с использованием кристаллов соли и контуров. |
3 |
|
|
|
21. |
Ритм в музыке, рисунке, живописи, в декоративно-прикладном искусстве. Декоративная композиция. Примерные темы: «Стая птиц», «Бабочки», «В парке» и т.п. Формат 40х60 и более. Эскиз – акварель, гуашь, перенос рисунка при помощи кальки. Роспись с использованием кристаллов соли и контуров. |
3 |
|
|
|
22. |
Ритм в музыке, рисунке, живописи, в декоративно-прикладном искусстве. Декоративная композиция. Примерные темы: «Стая птиц», «Бабочки», «В парке» и т.п. Формат 40х60 и более. Эскиз – акварель, гуашь, перенос рисунка при помощи кальки. Роспись с использованием кристаллов соли и контуров. |
3 |
|
|
|
23. |
Ритм в музыке, рисунке, живописи, в декоративно-прикладном искусстве. Декоративная композиция. Примерные темы: «Стая птиц», «Бабочки», «В парке» и т.п. Формат 40х60 и более. Эскиз – акварель, гуашь, перенос рисунка при помощи кальки. Роспись с использованием кристаллов соли и контуров. |
3 |
|
|
|
24. |
Ритм в музыке, рисунке, живописи, в декоративно-прикладном искусстве. Декоративная композиция. Примерные темы: «Стая птиц», «Бабочки», «В парке» и т.п. Формат 40х60 и более. Эскиз – акварель, гуашь, перенос рисунка при помощи кальки. Роспись с использованием кристаллов соли и контуров. |
3 |
|
|
|
25. |
Контраст и соотношение форм. Составление композиции «Ночной город» (эскиз – акварель, гуашь, 40х60), перенос рисунка при помощи кальки. Применение контуров по ткани. |
3
|
|
|
|
26. |
Контраст и соотношение форм. Составление композиции «Ночной город» (эскиз – акварель, гуашь, 40х60), перенос рисунка при помощи кальки. Применение контуров по ткани. |
3 |
|
|
|
27. |
Контраст и соотношение форм. Составление композиции «Ночной город» (эскиз – акварель, гуашь, 40х60), перенос рисунка при помощи кальки. Применение контуров по ткани. |
3 |
|
|
|
28. |
Эмоциональное восприятие формы». Знакомство с техникой холодного батика. Композиция «Цветы». Формат 40х60 и более, эскиз-акварель. |
3 |
|
|
|
29. |
Эмоциональное восприятие формы». Знакомство с техникой холодного батика. Композиция «Цветы». Формат 40х60 и более, эскиз-акварель. |
3 |
|
|
|
30. |
Эмоциональное восприятие формы». Знакомство с техникой холодного батика. Композиция «Цветы». Формат 40х60 и более, эскиз-акварель. |
3 |
|
|
|
31. |
Эмоциональное восприятие формы». Знакомство с техникой холодного батика. Композиция «Цветы». Формат 40х60 и более, эскиз-акварель. |
3 |
|
|
|
32. |
Формирование навыка творческой организации пространства - «располагать», «сочинять», «составлять» (композиция). |
3 |
|
|
|
33. |
Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке |
3 |
|
|
|
34. |
Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке |
3 |
|
|
|
|
ИТОГО: |
102 |
|
|
|
Второй год обучения
Углубленное изучение данного вида декоративно-прикладного искусства; совершенствование умений и навыков.
№ раздела |
Название разделов и тем |
Количество часов |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
1. |
Введение. Основные приемы росписи, классический батик, техника свободной росписи, дополнительные приемы росписи, дополнительные техники. Техники и приёмы в холодном и простого горячего батика. Упражнения в небольшом формате (подрамник 40х60). Правила техники безопасности. «хантыйского орнамента» |
3 |
|
|
|
2. |
Основные приемы росписи, классический батик, техника свободной росписи, дополнительные приемы росписи, дополнительные техники. Техники и приёмы в холодном и простого горячего батика. Упражнения в небольшом формате (подрамник 40х60). Правила техники безопасности. «хантыйского орнамента» |
3 |
|
|
|
3. |
Свойства и природа цвета. Влияние цвета на человека. Теплые и холодные цветовые гаммы. |
3 |
|
|
|
4. |
Свойства и природа цвета. Влияние цвета на человека. Теплые и холодные цветовые гаммы. |
3 |
|
|
|
5. |
Свойства и природа цвета. Влияние цвета на человека. Теплые и холодные цветовые гаммы. |
3 |
|
|
|
6. |
Свойства и природа цвета. Влияние цвета на человека. Теплые и холодные цветовые гаммы. |
3 |
|
|
|
7. |
Свойства и природа цвета. Влияние цвета на человека. Теплые и холодные цветовые гаммы. |
3 |
|
|
|
8. |
Свойства и природа цвета. Влияние цвета на человека. Теплые и холодные цветовые гаммы. |
3 |
|
|
|
9. |
Свойства и природа цвета. Влияние цвета на человека. Теплые и холодные цветовые гаммы. |
3 |
|
|
|
10. |
Оттенки цветов. Смешение цветов при росписи ткани. Горячего батик. «Букет цветов» (сложный), «Маки». Формат 70х90 и более, эскиз – акварель, гуашь. |
3 |
|
|
|
11. |
Оттенки цветов. Смешение цветов при росписи ткани. Горячего батик. «Букет цветов» (сложный), «Маки». Формат 70х90 и более, эскиз – акварель, гуашь. |
3 |
|
|
|
12. |
Оттенки цветов. Смешение цветов при росписи ткани. Горячего батик. «Букет цветов» (сложный), «Маки». Формат 70х90 и более, эскиз – акварель, гуашь. |
3 |
|
|
|
13. |
Оттенки цветов. Смешение цветов при росписи ткани. Горячего батик. «Букет цветов» (сложный), «Маки». Формат 70х90 и более, эскиз – акварель, гуашь. |
3 |
|
|
|
14. |
Интенсификация цвета. Придание тусклых оттенков. Холодный батик, горячий батик: «Осенний вечер», «За окном дождь» и т.п. Формат 70х90 и более. |
3 |
|
|
|
15. |
Интенсификация цвета. Придание тусклых оттенков. Холодный батик, горячий батик: «Осенний вечер», «За окном дождь» и т.п. Формат 70х90 и более. |
3 |
|
|
|
16. |
Интенсификация цвета. Придание тусклых оттенков. Холодный батик, горячий батик: «Осенний вечер», «За окном дождь» и т.п. Формат 70х90 и более. |
3 |
|
|
|
17. |
Интенсификация цвета. Придание тусклых оттенков. Холодный батик, горячий батик: «Осенний вечер», «За окном дождь» и т.п. Формат 70х90 и более. |
3 |
|
|
|
18. |
Интенсификация цвета. Придание тусклых оттенков. Холодный батик, горячий батик: «Осенний вечер», «За окном дождь» и т.п. Формат 70х90 и более. |
3 |
|
|
|
19. |
Произвольное цветовое пятно как импульс для работы воображения. «Ежик в тумане», «Рыжий кот» |
3 |
|
|
|
20. |
Произвольное цветовое пятно как импульс для работы воображения. «Ежик в тумане», «Рыжий кот» |
3 |
|
|
|
21. |
Произвольное цветовое пятно как импульс для работы воображения. «Ежик в тумане», «Рыжий кот» |
3 |
|
|
|
22. |
Произвольное цветовое пятно как импульс для работы воображения. «Ежик в тумане», «Рыжий кот» |
3 |
|
|
|
23. |
Произвольное цветовое пятно как импульс для работы воображения. «Ежик в тумане», «Рыжий кот» |
3 |
|
|
|
24. |
Целостное колористическое решение. Диптих, «Весеннее настроение», «Осенний вальс», «Зимняя сказка» и т.п. Прием «кракле». |
3 |
|
|
|
25. |
Целостное колористическое решение. Диптих, «Весеннее настроение», «Осенний вальс», «Зимняя сказка» и т.п. Прием «кракле». |
3 |
|
|
|
26. |
Целостное колористическое решение. Диптих, «Весеннее настроение», «Осенний вальс», «Зимняя сказка» и т.п. Прием «кракле». |
3 |
|
|
|
27. |
Целостное колористическое решение. Диптих, «Весеннее настроение», «Осенний вальс», «Зимняя сказка» и т.п. Прием «кракле». |
3 |
|
|
|
28. |
Целостное колористическое решение. Диптих, «Весеннее настроение», «Осенний вальс», «Зимняя сказка» и т.п. Прием «кракле». |
3 |
|
|
|
29. |
Целостное колористическое решение. Диптих, «Весеннее настроение», «Осенний вальс», «Зимняя сказка» и т.п. Прием «кракле». |
3 |
|
|
|
30. |
Целостное колористическое решение. Диптих, «Весеннее настроение», «Осенний вальс», «Зимняя сказка» и т.п. Прием «кракле». |
3 |
|
|
|
31. |
Целостное колористическое решение. Диптих, «Весеннее настроение», «Осенний вальс», «Зимняя сказка» и т.п. Прием «кракле». |
3 |
|
|
|
32. |
Целостное колористическое решение. Диптих, «Весеннее настроение», «Осенний вальс», «Зимняя сказка» и т.п. Прием «кракле». |
3 |
|
|
|
33. |
Целостное колористическое решение. Диптих, «Весеннее настроение», «Осенний вальс», «Зимняя сказка» и т.п. Прием «кракле». |
3 |
|
|
|
34. |
Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке. |
3 |
|
|
|
|
ИТОГО: |
102 |
|
|
|
Третий год обучения
Углубленное изучение данного вида декоративно-прикладного искусства; совершенствование умений и навыков.
№ раздела |
Название разделов и тем |
Количество часов |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
1. |
Введение. Основные виды техники росписи. Шейные платочки. Роспись по цветной основе. Повторение пройденного материала. |
3 |
|
|
|
2. |
Основные виды техники росписи. Шейные платочки. Роспись по цветной основе. Повторение пройденного материала |
3 |
|
|
|
3. |
Горячий батик (роспись от пятна) Изготовление панно. |
3 |
|
|
|
4. |
Горячий батик (роспись от пятна) Изготовление панно. |
3 |
|
|
|
5. |
Горячий батик (роспись от пятна). Сибирские мотивы. |
3 |
|
|
|
6. |
Горячий батик (роспись от пятна). Сибирские мотивы. |
3 |
|
|
|
7. |
Горячий батик (роспись от пятна). Сибирские мотивы. |
3 |
|
|
|
8. |
Создание изображения при помощи пятен. Нанесение контурного рисунка (возможно нанесение предварительных цветовых пятен) на палантин. Закрепление красок и контуров на изделиях. |
3 |
|
|
|
9. |
Создание изображения при помощи пятен. Нанесение контурного рисунка (возможно нанесение предварительных цветовых пятен) на палантин. Закрепление красок и контуров на изделиях. |
3 |
|
|
|
10. |
Создание изображения при помощи пятен. Нанесение контурного рисунка (возможно нанесение предварительных цветовых пятен) на палантин. Закрепление красок и контуров на изделиях. |
3 |
|
|
|
11. |
Компоновка красок при технике их послойного наложения. Композиция на тему «Утренний луг». Подрамник, шелк. 70х90 и более. Эскиз – акварель, гуашь. |
3 |
|
|
|
12. |
Компоновка красок при технике их послойного наложения. Композиция на тему «Утренний луг». Подрамник, шелк. 70х90 и более. Эскиз – акварель, гуашь. |
3 |
|
|
|
13. |
Компоновка красок при технике их послойного наложения. Композиция на тему «Утренний луг». Подрамник, шелк. 70х90 и более. Эскиз – акварель, гуашь. |
3 |
|
|
|
14. |
Форма и контур. Примерные темы: «Красная книга», «Жар птица», «Чудо-рыба» (эскиз - акварель, цветные гелевые ручки, маркеры – 90х90 и т.п.). |
3 |
|
|
|
15. |
Форма и контур. Примерные темы: «Красная книга», «Жар птица», «Чудо-рыба» (эскиз - акварель, цветные гелевые ручки, маркеры – 90х90 и т.п.). |
3 |
|
|
|
16. |
Форма и контур. Примерные темы: «Красная книга», «Жар птица», «Чудо-рыба» (эскиз - акварель, цветные гелевые ручки, маркеры – 90х90 и т.п.). |
3 |
|
|
|
17. |
Форма и контур. Примерные темы: «Красная книга», «Жар птица», «Чудо-рыба» (эскиз - акварель, цветные гелевые ручки, маркеры – 90х90 и т.п.). |
3 |
|
|
|
18. |
Форма и контур. Примерные темы: «Красная книга», «Жар птица», «Чудо-рыба» (эскиз - акварель, цветные гелевые ручки, маркеры – 90х90 и т.п.). |
3 |
|
|
|
19. |
Форма и контур. Примерные темы: «Красная книга», «Жар птица», «Чудо-рыба» (эскиз - акварель, цветные гелевые ручки, маркеры – 90х90 и т.п.). |
3 |
|
|
|
20. |
Дополнительные эффекты, смешение техник, дополнительные материалы. Примерные темы: «Аленький цветочек», «Конек-горбунок», «Алиса в стране чудес» (эскиз - акварель, цветные гелевые ручки, маркеры -70х90 и более). |
3 |
|
|
|
21. |
Дополнительные эффекты, смешение техник, дополнительные материалы. Примерные темы: «Аленький цветочек», «Конек-горбунок», «Алиса в стране чудес» (эскиз - акварель, цветные гелевые ручки, маркеры -70х90 и более). |
3 |
|
|
|
22. |
Дополнительные эффекты, смешение техник, дополнительные материалы. Примерные темы: «Аленький цветочек», «Конек-горбунок», «Алиса в стране чудес» (эскиз - акварель, цветные гелевые ручки, маркеры -70х90 и более). |
3 |
|
|
|
23. |
Дополнительные эффекты, смешение техник, дополнительные материалы. Примерные темы: «Аленький цветочек», «Конек-горбунок», «Алиса в стране чудес» (эскиз - акварель, цветные гелевые ручки, маркеры -70х90 и более). |
3 |
|
|
|
24. |
Дополнительные эффекты, смешение техник, дополнительные материалы. Примерные темы: «Аленький цветочек», «Конек-горбунок», «Алиса в стране чудес» (эскиз - акварель, цветные гелевые ручки, маркеры -70х90 и более). |
3 |
|
|
|
25. |
Композиционное и колористическое решение при выполнении работы в технике горячего батика. Фантазия на основе реальных образов природы (природные формы и их декоративная переработка). Примерные темы: «Сказочный лес», «Пейзаж», «Цветочные фантазии», «Натюрморт с яблоками» (эскиз - гуашь, формат подрамника -70х90 и более). Изображение формы с элементами декора. Разноплановая композиция. Создание объема предметов с помощью их декорирования. |
3 |
|
|
|
26. |
Композиционное и колористическое решение при выполнении работы в технике горячего батика. Фантазия на основе реальных образов природы (природные формы и их декоративная переработка). Примерные темы: «Сказочный лес», «Пейзаж», «Цветочные фантазии», «Натюрморт с яблоками» (эскиз - гуашь, формат подрамника -70х90 и более). Изображение формы с элементами декора. Разноплановая композиция. Создание объема предметов с помощью их декорирования. |
3 |
|
|
|
27. |
Композиционное и колористическое решение при выполнении работы в технике горячего батика. Фантазия на основе реальных образов природы (природные формы и их декоративная переработка). Примерные темы: «Сказочный лес», «Пейзаж», «Цветочные фантазии», «Натюрморт с яблоками» (эскиз - гуашь, формат подрамника -70х90 и более). Изображение формы с элементами декора. Разноплановая композиция. Создание объема предметов с помощью их декорирования. |
3 |
|
|
|
28. |
Композиционное и колористическое решение при выполнении работы в технике горячего батика. Фантазия на основе реальных образов природы (природные формы и их декоративная переработка). Примерные темы: «Сказочный лес», «Пейзаж», «Цветочные фантазии», «Натюрморт с яблоками» (эскиз - гуашь, формат подрамника -70х90 и более). Изображение формы с элементами декора. Разноплановая композиция. Создание объема предметов с помощью их декорирования. |
3 |
|
|
|
29. |
Использование полученных знаний и умений в итоговой композиции |
3 |
|
|
|
30. |
Использование полученных знаний и умений в итоговой композиции |
3 |
|
|
|
31. |
Использование полученных знаний и умений в итоговой композиции |
3 |
|
|
|
32. |
Использование полученных знаний и умений в итоговой композиции |
3 |
|
|
|
33. |
Использование полученных знаний и умений в итоговой композиции |
3 |
|
|
|
34. |
Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке |
3 |
|
|
|
|
ИТОГО: |
102 |
|
|
|
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Этот раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Батик»:
1. Знание основных понятий и терминологии в области росписи по ткани (батик).
2. Знание основных видов батика и технологии их исполнения.
3. Умение грамотно применять различные техники и материалы батика для оформления изделий.
4. Умение самостоятельно выполнять изделия.
5. Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.).
По окончании освоения учебного предмета учащиеся должны:
знать:
- основы материаловедения;
- способы нанесения рисунка на ткань;
- приемы и способы самостоятельного составления рисунка для батика;
уметь:
- самостоятельно подбирать материал (ткань, краски);
- подготовить ткань для работы;
- выполнить работу качественно, в соответствии с технологическими требованиями;
- соблюдать правила техники безопасности.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений, навыков, учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию. Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, проходит в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия учебного года. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Итоговая аттестация проводится в форме просмотра-выставки итоговой работы, выполненной в последнем полугодии выпускного класса.
Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
• 5 (отлично) – ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, грамотно применил различные техники батика и материалы.
• 4 (хорошо) – ставится при некоторой неряшливости в исполнении батика, недочетов в композиции и в цветовом решении, неточностях технологического исполнения задания.
• 3 (удовлетворительно) – ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность учащегося практически отсутствует, учащийся неряшлив и безынициативен.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для развития навыков творческой, грамотной работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся.
Применяются следующие средства дифференциации:
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных ранее знаний ученикам. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством инструктажа-показа. Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует её продуктивности.
Предложенные в настоящей программе темы по освоению батика следует рассматривать как рекомендательные, что дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики по освоению видов и техник батик.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и выполнению упражнений) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы над освоением каждой темы программы.
Предлагается следующая схема ведения работы:
1. Обзорная беседа о технике батик.
2. Знакомство с особенностями техники.
3. Знакомство с приёмами выполнения изучаемой техники.
4. Изучение и повторение основ композиции и цветоведения, сбор композиционного материала.
5. Выполнение работы в материале.
Итогом освоения каждой темы становится выполненное в материале учебное задание, в котором отрабатываются навыки и умения приёмов в изучаемой технике.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Методическая литература
1. Арманд Т. «Орнаментация ткани». 1992
2. Аллахвердова Е.Э. «Батик, глина, дерево». М., ООО “Издательство АСТ”, 2001
3. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008
4. Григорьева Н.Я. Роспись по ткани. СПб, 2001
5. Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека». - М., «Просвещение», 2003
6. Давыдов С.Г. «Батик» (энциклопедия ). М., «АСТ-ПРЕСС», 2001
7. Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. М., ОАО Издательство «Радуга», 2002
8. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. М., 2001
9. Жолобчук А.Я. Подарки из батика, М., ООО «Издательство АСТ», 2003
10. Кабанова О. Путешествие в технику горячего батика. Декоративное искусство. 1987: № 1
11. Козлов В.И. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., Легкая и пищевая промышленность, 1981
12. Корюкин В.Н. Батик. Л., 1978
13. КристианеКоель и Жакида. Искусство батика. Энциклопедия художника. М., Внешсигма, 2000
14. Лотман Ю. «Беседы о русской культуре». Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). - СПб, «Искусство – СПБ»,1994
15. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004
16. Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. М., Профиздат, 2001
17. Синеглазова М.О. Батик. М., Издательский Дом МСП, 2002
18. Маркин А.В. Декорирование домашнего интерьера. Ростов-на-Дону, Феникс, 2004
19. Скребцова Т.О. Шелковые картины в технике холодного батика. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007
20. Сокольникова Н.М. Основы живописи. Обнинск, Титул, 1998
21. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, Титул, 1998
22. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Обнинск, Титул, 1998
23. Стопплман М., Кроу К. Ткани и другой текстиль. СПб, Норинт, 2000
24. Успенская Е., Ивахнов А. «Искусство батика». - М., «Внешсигма», 2000
Материалы на сайтах Интернет по батику:
http://festival.1september.ru/articles/560662/
http://www.silkfantazi.com/index.php?categoryID=140
http://www.kam.ru/batik_materialy_dlia_batika_2525
http://elka-art.ucoz.ru/blog/2009-03-07-6
http://www.kam.ru/batik_vidy_batika_2500
http://www.narodko.ru/article/bati/ctudying/
http://www.dellari.ru/teacher/batik/
http://images.yandex.ru/yandsearch?text
http://www.art-mozaika.ru/batik.php?page=2
http://www.vestiario.ru/articles/
http://art-batic.ru/info/istoriya-batika/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Батик/
http://wikipedia.org и многие другие
Средства обучения
Для успешного результата в освоении программы «Батик» необходимы следующие материалы:
• наглядные методические пособия по темам;
• технологические карты, традиционные рисунки;
• фонд лучших работ учащихся по разделам и темам;
• видеоматериалы о видах декоративно-прикладного искусства;
• Интернет-ресурсы;
• презентации по тематике разделов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.