ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СВЕРДЛОВСКИЙ ЛИЦЕЙ №1 ИМЕНИ СЕСТЁР-ПОДПОЛЬЩИЦ
ЛИДИИ И СВЕТЛАНЫ БАБАРИЦКИХ»
улица Мирющенко,1, г. Свердловск, Луганская Народная Республика,
индекс 94801, телефон: 2-26-94, е – mail: svklyceum.one@gmail.com
Утверждаю:
Директор
ГОУ «Свердловский лицей №1»
_______________ Клещенко В.А.
«___»__________ 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу
«экология человека»
Базовый уровень
Среднее общее образование
10-11 класс
Составитель рабочей программы:
Бородина Елена Эдуардовна
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
1. Статья 36 Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 г. (с изменениями).
2. Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 г. №128-ІІ «Об образовании».
3. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 №483 «Об утверждении примерных программ для образовательных учреждений Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
4. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 20.07.2018 № 701-ОД «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) общего, среднего, профессионального и дополнительного образования Луганской Народной Республики».
5. Государственный образовательный стандарт основного (среднего) общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21.05.2018 №495-ОД. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 13.06.2018 за № 203/1847)
6. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 16.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных учреждения Луганской Народной Республики».
7. Приказ МОН ЛНР №772-од от 17.08.2018 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов в 2018-2019 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
8. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики № 139-ОД от 14.02.2018 «Об утверждении Методических рекомендаций по оцениванию учащихся образовательных организаций (учреждений) в системе общего образования Луганской Народной Республики»
9. Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Министерства образования и науки Луганской Народной № 774-ОД от 17.08.2018 года «Об утверждении Методических рекомендаций по организации образовательного процесса в 2018-2019 учебном году»
10. Учебный план ГОУ «Свердловский лицей №1» для основного общего / среднего общего образования на 2018-2019 учебный год.
Программа элективного курса составлена на основе примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по биологии для X – XI классов (профильный уровень), утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ №483 от 27.12.2016).
Экологическое образование в настоящее время приобретает особую актуальность, связанную с негативными изменениями окружающей среды, вызванными деятельностью человека. Это приводит к необходимости повышения экологической культуры; осознанию значимости решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, необходимого каждому человеку; рационального использования, сохранения восстановления природных богатств; повышения уровня принятия экологических проблем и сознания их каждым человеком. Приобретение системных экологических знаний способствует формированию у обучающихся ответственного, экологически грамотного отношения к природе как социально и личностно значимого компонента образованности человека.
Актуальность данного курса определена: глобальным экологическим кризисом планеты, необходимостью воспитания экологически грамотной личности, способной рационально использовать, охранять и преумножать природные ресурсы, ведущей активную эколого-просветительскую деятельность.
Программа разработана для классов с профильным уровнем обучения средних общеобразовательных заведений и рассчитана на обучающихся 10 класса. Всего 34 часа по (1 час в неделю).
Цель курса:
1. определение характера и направленности процессов, возникающих в результате воздействия окружающей среды на человека и оценка их последствий для жизнедеятельности;
2. формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни в условиях неблагоприятной экологической среды.
Задачи курса:
1. продолжить формирование у обучающихся теоретических знаний и практических умений в области анатомии, физиологии и экологии человека;
2. развивать научные, интеллектуальные, творческие способности в ходе проведения экологических исследований;
3. научить использовать экологические знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья и окружающей среды;
4. формировать у учащихся умения самостоятельно приобретать знания в области экологии;
5. способствовать самоопределению школьников при выборе будущей профессии.
Планируемые результаты обучения
Планируемые личностные результаты:
1. ориентация учащихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
2. принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
3. неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
4. мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
5. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
6. принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
7. развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8. мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10. экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред окружающей среде; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
11. участие в решении местных эко проблем;
12. осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
13. потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
1. самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
2. ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
3. сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
1. искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
2. критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
3. находить и приводить критические аргументы в отношении действийсуждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
4. выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
5. выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
1. осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
2. при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
3. развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
4. распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
Выпускник научится:
1. раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
2. объяснять причины и следствия образа жизни человека, свойства экологически комфортной среды, законы Барри Коммонера;
3. использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
4. формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
5. анализировать экологическую информацию; результаты опасности загрязнения и деградации биосферы, обеднения ресурсов, уменьшения генофонда планеты;
6. обосновывать этические подходы к решению экологической проблемы,
7. выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов; основные загрязнители окружающей среды;
8. приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды; доказательства, подтверждающие реальность экологических катастроф;
9. оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
10. представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
11. объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
12. объяснять последствия влияния мутагенов; негативное влияние употребления веществ, вызывающих зависимость;
13. объяснять возможные причины наследственных заболеваний; необходимость профилактики различных заболеваний, вызванных внешними внутренними факторами.
Выпускник получит возможность научиться:
1. давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям;
2. характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
3. оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование темы |
Всего часов |
1. |
Общая экология |
4 |
2. |
Окружающая среда и здоровье человека |
12 |
3. |
Я и моё здоровье |
18 |
Всего часов: |
34 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ (4 часа)
Окружающая среда. Определение экологии. Понятие об экологических факторах, их роли в жизни человека. Биотические и абиотические факторы. Биологический оптимум. Экосистемы различного уровня. Биосфера и ноосфера.
Взаимоотношения «человек - природа». Сообщества и популяции. Типы взаимодействия организмов. Законы и следствия пищевых отношений. Законы конкурентных отношений в природе. Популяции. Демографическая структура популяций. Рост численности и плотность популяций.
Численность популяций и ее регуляция в природе. Биоценоз и его устойчивость.
Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности.
Агроценозы и агроэкосистемы. Саморазвитие экосистем. Городские экосистемы. Биологическое разнообразие – основа устойчивости экосистем.
Природоохранные территории и их значение. Природоохранные территории Донбасса. Охраняемые виды растений и животных.
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (12 часов)
Глобальные проблемы человечества. Истощение природных ресурсов. Конкретные примеры глобальных проблем: парниковый эффект, выпадение кислотных осадков, возникновение «озоновых дыр», сокращение площади лесов. Причины возникновения этих проблем, связь со здоровьем и пути решения.
Химические вещества в окружающей среде и здоровье человека. Химические загрязнения окружающей среды. Источники загрязнения: промышленность, транспорт, сельское и коммунальное хозяйство. Понятие о ПДК. Кумулятивный эффект. Примеры влияния химических веществ на здоровье человека (ртуть, кадмий, свинец, мышьяк, фенол, асбест, соединения серы, азота и др.). Содержание этих веществ в естественной среде и изменение их концентрации в результате деятельности человека. Изменение естественного круговорота веществ человеком.
Загрязнение атмосферы и здоровье. Источники загрязнения атмосферы. Примеры критических для здоровья населения ситуаций, вызванных загрязнением атмосферы. Образование смога. Учёт розы ветров при строительстве предприятий, городов, размещении дачных участков. Влияние различных отраслей хозяйства на характер заболеваемости населения.
Загрязнение гидросферы и здоровье. Загрязнение вод Мирового океана. Химическое и радиоактивное загрязнение воды. Питьевые источники и здоровье.
Город и здоровье. Процессы урбанизации в мире. Особенности городской среды: состав атмосферы, изменение интенсивности солнечной радиации, загрязнение подземных горизонтов и водных ресурсов, изменение состава грунтов. Архитектура и экология. Влияние шума. Источники загрязнения среды в городе. Заболеваемость городского и сельского населения в сравнительном плане. Стрессы городского человека. Болезни цивилизации.
Загрязнения пищевых продуктов. Источники загрязнения почвы, атмосферы, воды. Нормы содержания химических веществ в продуктах и контроль над соблюдением нормативов. Наиболее опасные пестициды и их влияние на здоровье человека. Правила применения ядохимикатов. Альтернативные методы защиты растений. Опасность избыточного накопления нитратов в живых организмах. Способы уменьшения содержания нитратов во время выращивания растений и кулинарной обработки.
Экология в быту. Источники экологической опасности в быту. Микроклимат в квартире. Материалы, используемые для обустройства квартиры, с точки зрения влияния на здоровье. Обращение с бытовыми химическими веществами. Средства улучшения микроклимата помещений.
Инфекционные и паразитарные заболевания. Животные — переносчики заболеваний. Условия, благоприятные для развития массовых инфекционных болезней. Профилактика этих заболеваний. Пути борьбы человека с переносчиками заболеваний и последствия этой борьбы для окружающей среды (например, борьба с малярией при помощи ДДТ - разрушение взаимосвязей организмов в природе). Вирусные заболевания. СПИД - болезнь века.
Растения и здоровье человека. Оздоровляющая роль леса. Влияние различных видов растений на состав воздуха, микроклимат и здоровье человека. Рекреационные ресурсы. Охраняемые природные территории. Роль зелёных насаждений в городе. Растения - фильтры и накопители вредных веществ. Растения-индикаторы состояния среды. Лекарственные растения: правила сбора, экологически безопасные места сбора, применение. Лекарственные растения Донбасса.
Я И МОЁ ЗДОРОВЬЕ (18 часов)
Здоровье и укрепляющие его факторы. Здоровый образ жизни - основа устойчивости организма к негативным влияниям среды. Движение - основа жизни. Спорт и здоровье. Активный отдых. Режим дня. Закаливание и его роль в укреплении здоровья.
Влияние абиотических факторов на здоровье человека. Атмосферный воздух как внешняя середа. Терморегуляция организма. Метеотропные реакции. Экологические и гигиенические проблемы загрязнения атмосферного воздуха. Солнечная радиация и её экологическое и гигиеническое значение. Биологическое действие солнечного спектра. Ультрафиолетовая недостаточность и её профилактика. «Озоновые дыры» и опасность заболевания раком кожи. Вода как фактор внешней среды, её гигиеническое и эпидемиологическое значение. Питьевая вода. Нормирование качественного состава питьевой воды. Почва как фактор внешней среды. Роль почвы в передаче эндемических, инфекционных и паразитарных заболеваний. Загрязнение объектов окружающей среды радиоактивными веществами, причины и неблагоприятное влияние на организм человека.
Предупреждение стоматологических заболеваний. Причины стоматологических заболеваний. Влияние заболеваний полости рта на различные органы. Профилактика стоматологических заболеваний.
Пищевые аллергии. Аллергия - повышенная чувствительность к различным веществам. Пищевая аллергия и методы её предотвращения. Поллинозы. Лекарственная аллергия.
Наркотики и здоровье. Применение наркотических веществ в медицине. Наркотические и токсические вещества, их влияние на психическое и физическое здоровье человека. Первая помощь при передозировке наркотическими веществами.
Алкоголь - наркотическое вещество. Алкоголь как наркотик. Стадии алкоголизма. Влияние алкоголя на работу различных систем органов. Первая помощь при отравлении алкоголем. Алкоголь и потомство. Алкоголь как мутаген. Изменения, происходящие в генах под влиянием алкоголя. Влияние алкоголя на психическое и физическое здоровье детей.
Курение и здоровье. Влияние курения на работу различных систем органов. Последствия курения для женщин. Профилактика курения среди молодежи.
Компьютеризация и здоровье. Влияние работы за компьютером на здоровье. Соблюдение гигиенических правил при работе с компьютерами. Профилактика компьютерной зависимости.
Режим и культура питания. Значение питания в жизни человека. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья. Режим питания, его физиологические основы. Питательные вещества как источник энергии и строительный материал организма. Значение белков в питании человека, их нормы и источники поступления в организм. Значение жиров и углеводов в питании человека. Нормы этих компонентов пищи и источники их поступления в организм человека. Минеральные вещества, их значение в питании человека, нормы и источники поступления в организм. Значение витаминов в питании человека. Пищевые продукты – источники витаминов. Чужеродные химические вещества в продуктах питания. Пищевые отравления человека и их классификация. Пищевые токсикоинфекции и их профилактика. Бактериальные интоксикации и микотоксикозы. Основные направления и их профилактика. Пищевые отравления немикробной природы основные направления их профилактики.
Практические работы:
1. «Изучение функционального состояния дыхательной и сердечнососудистой систем».
2. «Составление суточного пищевого рациона».
3. «Подсчет расхода энергии на различные виды деятельности».
4. «Правила обращения с лекарственными препаратами».
Список литературы:
1. Анастасова Л.П. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. Библиотека учителя. – М.: Вентана-Граф, 2004 г.
2. Анастасова А.П. и другие. Человек и окружающая среда. - М.: Просвещение, 1997 г.
3. Запороженко В.Г. Образ жизни и вредные привычки. – Москва: Медицина, 1994 г.
4. Бобров Р. Всё о национальных парках. - М.: Молодая гвардия, 1987 г.
5. Дёжкин В. Беседы об экологии. – М.: Молодая гвардия, 1975 г.
6. Иоганзен Б. Г. Сельская школа и охрана природы: Пособие для учителей - М.: Просвещение, 1976 г.
7. Манке Г.Г., Маш Р.Д., Михеева М.Я. Методика проведения факультативных занятий по биологии. - М.: Просвещение, 1987 г.
8. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002 г.
9. Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни. – Москва: Педагогическое общество России, 2004 г.
10. Ресурсы Интернет.
РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей естественнонаучного цикла Протокол от «____»_____________2018г. №___ Руководитель ШМО Королёва Л.Н. ________________________
|
СОГЛАСОВАНО: зам.директора по УВР Горбунова Н.К. ________________________ «____»_____________2018г. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.