Рабочая программа элективного курса
«Функции помогают уравнениям»
для учащихся 10 – 11 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый элективный курс «Функции помогают уравнениям» составлен на основе авторской программы заслуженного учителя РФ Ю.В. Лепехина, является предметно-ориентированным и предназначен для расширения теоретических и практических знаний учащихся в 10-11 классах общеобразовательных учреждений. Курс рассчитан на два года обучения.
Функциональная линия просматривается в курсе алгебры, начиная с 7 класса. Возникает потребность обобщить, дополнить и систематизировать вопросы, связанные с областью определения функции, множеством значений, четностью и нечетностью функций. Многие задания ЕГЭ требуют аккуратного применения вопросов, связанных с периодичностью функций, их монотонностью, нахождением промежутков убывания и возрастания, точек экстремума и экстремумов функций. К 11 классу у обучающихся накапливается существенный арсенал различных математических функций, в курсе информатики они получают представление еще о целом ряде математических функций.
Программа данного элективного курса ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач, связанных со знанием свойств функций. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как алгебра, алгебра и начала анализа. Данный курс представляется особенно актуальным и своевременным, так как расширяет и систематизирует знания учащихся, готовит их к более осмысленному пониманию теоретических сведений и применению их на практике.
Цель данного элективного курса – систематизация приемов использования свойств функций при решении уравнений и неравенств. Представить единым целым все вопросы, связанные с применением свойств математических функций при решении самых разнообразных математических задач. Курс имеет общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, повышению математической культуры при решении уравнений и неравенств с использованием свойств функций, приобщению школьников к творческому поиску, умению формулировать и исследовать проблему, формированию у выпускников установки на эффективный труд и успешную карьеру.
Данный курс может иметь существенное образовательное значение для изучения алгебры и начал анализа.
Задачи курса:
- овладение системой знаний о свойствах функций;
- формирование логического мышления учащихся;
- вооружение учащихся специальными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать знания по данному разделу;
- формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой.
Данный курс рассчитан на 68 часов (по 34 часа в 10 и 11 классах) и содержит следующие основные разделы:
Формы контроля
Смысл профильного курса заключается в предоставлении каждому ученику «индивидуальной зоны потенциального развития», поэтому – нельзя требовать от каждого ученика твердого усвоения каждого «нестандартного приема». Специальный зачет или экзамен по курсу не предусмотрен, но предлагаются некоторые варианты выполнения учениками зачетных заданий:
1. Решение учеником в качестве индивидуального домашнего задания предложенных учителем задач из того списка, что завершает каждый модуль и называется «Упражнения для самостоятельной работы», т.к. осознание и присвоение учащимися достигаемых результатов происходит с помощью рефлексивных заданий. Подбор индивидуальных заданий осуществляется с учетом уровневой дифференциации, причем выбор делают сами ученики, оценивая свои возможности и планируя перспективу развития.
2. Решение группой учащихся в качестве домашнего задания предложенных учителем задач из того же раздела. Работа в группе способствует проявлению интереса к учению как деятельности.
Учащимся, ориентированным на выполнение заданий более высокого уровня сложности, предлагается:
- Самостоятельное изучение некоторых вопросов курса с последующей презентацией (программные продукты Microsoft Power Point).
- Самостоятельное решение предложенных задач с последующим разбором вариантов решений.
- Самостоятельное построение метода, позволяющего решить предложенную задачу.
- Самостоятельный подбор задач на изучаемую тему курса из дополнительной математической литературы.
В ходе решения этих заданий учащиеся должны показать понимание теоретических основ способов решения уравнений и уметь решать задания из «Упражнений для самостоятельной работы» (подбор индивидуальных заданий осуществляется с учетом уровневой дифференциации).
Итоговое занятие предлагается провести в форме конференции с защитой проектов по выбранным темам изучаемого курса.
Планируемые результаты
В результате изучения данных тем учащиеся должны
знать:
- прочно усвоить понятие функции;
- способы задания функции;
- методы решения более сложных задач, применяя характерные свойства функций (область определения и множества значений функции; четность и нечетность, периодичность функции; свойство монотонности функций)
- способы построения графиков функций, чтение графиков.
уметь:
- решать задачи, связанные с областью определения функции, множеством значений, четностью и нечетностью функций, уравнения и неравенства с использованием свойств функций;
- решать задачи на наименьшее и наибольшее значение функции;
- строить графики функций с использованием свойств функций;
- исследовать функцию по заданному графику.
Учащийся должен владеть:
- анализом и самоконтролем;
- исследованием ситуаций, в которых результат принимает те или иные количественные или качественные формы.
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
- освоить основные приемы решения задач;
- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов;
- усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств, систем уравнений с параметрами;
- применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр;
- проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;
- овладеть исследовательской деятельностью.
Формы работы: групповая, парная и индивидуальная.
Методы работы: исследовательский и частично-поисковый.
Виды деятельности на занятиях: лекция, беседа, практикум, консультация, самостоятельная работа, работа с компьютером и др.
При решении задач данного курса одновременно активно реализуются основные методические принципы:
- принцип параллельности – следует постоянно держать в поле зрения несколько тем, постепенно продвигаясь по ним вперед и вглубь;
- принцип вариативности – рассматриваются различные приемы и методы решения с различных точек зрения: стандартность и оригинальность, объем вычислительной и исследовательской работы;
- принцип самоконтроля – невозможность подстроиться под ответ вынуждает делать регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач;
- принцип регулярности – увлеченные математикой учащиеся индивидуально исследуют задачи, т. е. занятия математикой становятся регулярными;
- принцип последовательного нарастания сложности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Форма занятия |
Форма контроля |
Дата |
1 |
Способы задания функции. |
2 |
Лекция Практикум |
Фронтальный опрос. Индивидуальные задания. |
|
2 |
Область определения и множество значений функций. |
4 |
Лекция Практикум Работа в группах |
Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. |
|
3 |
Задачи на нахождение области определения и множества значений функций. |
6 |
Практикум Работа в группах |
Самостоятельная работа. Работа на ПК с ЦОР. Тест. |
|
4 |
Наибольшее и наименьшее значения функции. |
6 |
Лекция Практикум Работа в группах |
Фронтальный опрос. Самостоятельная. работа. Тест |
|
5 |
Четные и нечетные функции. |
4 |
Лекция Практикум |
Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. |
|
6 |
Периодические функции. |
4 |
Лекция Практикум |
Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. |
|
7 |
Свойство монотонности функций. |
4 |
Лекция Практикум |
Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. |
|
8 |
Использование области определения функций при решении уравнений. |
6 |
Практикум Работа в группах |
Работа на ПК с ЦОР. Самостоятельная работа. Тест |
|
9 |
Использование множества значений функций при решении уравнений. |
4 |
Практикум Работа в группах |
Работа на ПК с ЦОР. Самостоятельная работа. |
|
10 |
Применение различных свойств функции к решению уравнений. |
4 |
Практикум Работа в группах |
Работа на ПК с ЦОР. Тест. Контрольная работа 1. |
|
11 |
Метод оценок при решении уравнений. |
6 |
Лекция Практикум Работа в группах |
Фронтальный опрос. Индивидуальные задания. Контрольная работа 2. |
|
12 |
Применение стандартных неравенств при решении уравнений. |
4 |
Практикум Работа в группах |
Самостоятельная работа. |
|
13 |
Применение свойств функций к решению неравенств. |
4 |
Практикум Работа в группах |
Индивидуальные задания. Самостоятельная работа. |
|
14 |
Тестовые задания по теме «Функции и их свойства». |
2 |
Работа с тестами |
Работа на ПК с ЦОР. Тест. |
|
15 |
Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям». |
2 |
Конференция |
Презентация проектов. |
|
|
Резерв времени |
6 |
|
|
|
|
Всего |
68 |
|
|
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Способы задания функции. Область ее определения и область значения функции (12 часов)
Определение функции, графика функции. Способы задания функций: графический, аналитический, табличный, параметрический, словесный. Область определения функции. Область значения функции. Историческая справка.
Основная цель – систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Функция», полученные ими в 7-10 классах; рассмотреть способы задания функций; дать историческую справку о введении термина «функция» и «график функции»; рассмотреть примеры на нахождение области определения и множества значений функции.
Тема 2. Основные свойства функций (18 часов)
Наибольшее и наименьшее значение функции. Четные и нечетные функции. Периодические функции. Свойство монотонности функций.
Основная цель – повторить основные свойства функции; научить обучающихся применять известные им свойства при исследовании более сложных функций и при решении задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции.
Тема 3. Использование области определения и множества значений функций при решении уравнений (10 часов)
Использование области определения функций при решении иррациональных, логарифмических, дробно рациональных уравнений. Графический способ решения уравнений.
Использование множества значений функций при решении уравнений. «Метод мажорант» (метод крайних). Равносильность уравнений. Решение задач с параметрами с учетом области значений функции.
Основная цель – научить применять равносильность уравнений при решении уравнений; свойства функций при решении уравнений, содержащих параметры.
Тема 4. Применение различных свойств функции к решению уравнений (10 часов)
Метод оценок при решении уравнений. Графический метод. Метод крайних значений Применение стандартных неравенств при решении уравнений.
Основная цель – выработать умение решать уравнения различного уровня сложности наиболее рациональным способом.
Тема5. Применение свойств функций к решению неравенств (4 часа)
Использование области определения функций при решении иррациональных, логарифмических, дробно рациональных неравенств. Метод оценки при решении неравенств. Нахождение целого количества решений неравенства.
Основная цель – повторить известные способы решения неравенств. Показать на примерах решение сложных неравенств различными способами, связанных с необходимостью использования области определения и множества значений функции
Тема 6. Нестандартные задания по теме «Функции помогают уравнениям» (4 часа)
Решение нестандартных уравнений и неравенств.
Основная цель – расширить и систематизировать знания учащихся по теме «Функция», создать условия для более осмысленного понимания теоретических сведений и применению их на практике.
Резерв – 3 часа в 10 классе, 3 часа в 11 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.