1. Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Основы финансовой математики»
Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система личностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении курса являются:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
2) готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
5) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;
6) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
7) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное, формирование ответственного и заботливого отношения к членам своей семьи, нравственного сознания и поведения в семье;
8) формирование способности делать осознанный выбор из различных возможностей реализации собственных жизненных планов при постановке финансовых целей и готовности к самостоятельной, творческой, ответственной деятельности в процессе финансового планирования жизни.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении математики в основной школе, являются:
1) способность организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов их достижения, определённых руководителем;
2) умение анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
3) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
4) способность использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
5) умение работать в команде, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
6) способность определять назначение и функции финансовых институтов, использовать различные финансовые инструменты для повышения благосостояния семьи; 7) способность оценивать влияние образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации на последующую карьеру и личные доходы;
8) умение определять приоритетные расходы, составлять бюджет семьи, осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений;
9) умение соотносить доходность и риск при размещении сбережений в банках, оценивать необходимость использования кредитов для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;
10) способность учитывать финансовые риски в процессе принятия решений, связанных с расходами и сбережениями, на основе информации об инфляции, изменении валютного курса, экономических кризисах;
11) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
12) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
13) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные:
В результате освоения курса обучающийся научится: |
В результате освоения курса обучающийся получит возможность научиться: |
1) читать диаграммы, таблицы и графики; 2) рассчитывать доходы своей семьи, полученные из разных источников и остающиеся после уплаты налогов; 3) контролировать свои расходы и использовать разные способы экономии денег; 4) достигать поставленных финансовых целей через управление семейным бюджетом. |
1) рассчитывать ожидаемую стоимость сберегательного вклада при различных условиях договора; 2) выбирать из банковских сберегательных вкладов тот, который в наибольшей степени отвечает поставленной цели; рассчитывать процентный доход по вкладу; 3) оценивать стоимость и риск ипотечного кредита; 4) находить информацию об изменениях курсов валют; 5)рассчитывать размер ежемесячной выплаты по кредиту, определять, может ли семья позволить себе кредит; 6) воспользоваться досрочным погашением кредита или рефинансированием кредита. |
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.
Модуль 1. «Проценты». – 17 ч
10 класс – 11 часов
Основные понятия и определения: проценты, скидка или дисконт, прямая и обратная пропорциональность. Увеличение величины Х на а% - Х*(1+а/100). Уменьшение величины Х на а% - Х*(1-а/100). Нахождение процента от числа. Нахождение числа по известному проценту. 11 класс – 6 часов
Чтение и анализ данных, представленных в виде графиков, диаграмм и таблиц. Текстовые арифметические задачи на товарно-денежные отношения. Текстовые арифметические задачи на проценты.
Модуль 2. «Банк и банковские продукты». – 9 ч
10 класс – 5 часов
Что такое банк. Простейшая модель банковской системы. Банковские продукты. Банковские услуги. Страхование жизни. Решение задач на нахождение стоимости страхового полиса 11 класс – 4 часа
Вклады. Кредиты. Услуги коммерческих банков. Государственный или коммерческий банк?
Модуль 3. «Вклады». – 9 часов
10 класс – 6 часов Вклады. Простые проценты. Арифметическая прогрессия.
11 класс – 12 часов
Вклады. Вклад, вкладчик. Период начисления процентов. Сложные проценты.
Геометрическая прогрессия. Вклады и способы начисления процентов.
Модуль 4. «Кредиты» - 15 часов
10 класс – 7 часов
Основные понятия и определения: банк, заемщик, кредит, кредитор. Взаимоотношения банк-заемщик. Дата погашения кредита, дата начисления процентов. Период начисления процентов, процентные деньги. Сумма кредита: основная сумма долга, оставшаяся сумма основного долга, проценты. Период кредитования, процентная ставка, начисляемые проценты. Выгода банка. Каникулы по кредиту.
11 класс – 8 часов
Платежи и их виды. Равномерные платежи суммы основного долга (дифференцированные платежи); Равные платежи по кредиту (аннуитетные платежи). Формирование графика платежей по кредиту, включающие расчеты. Методы решения задач: метод двух карманов, описательный метод. Анализ графика реальных платежей по кредиту.
Модуль 5. «Бюджет семьи».
10 класс – 6 часов
Затраты на услуги (вода, газ, тепло, канализация и др.) Затраты на питание, одежу, отдых. Экономическая культура.
11 класс – 4 часа
Правила ведения домашнего хозяйства, семейного бюджета. Ипотечное кредитование. Потребительские кредиты.
3. Содержание реализации воспитательного потенциала урока с учетом рабочей программы воспитания
Реализация воспитательного потенциала урока включает в себя приведенный ниже перечень видов и форм деятельности. В реализации этих видов и форм деятельности учитель ориентируется на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
4. Тематическое планирование, 10 класс
№ урока |
Тема урока |
Кол- во часов |
Содержание реализации воспитательного потенциала урока с учётом рабочей программы воспитания. |
Модуль 1 «Проценты» |
11 |
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; |
|
1 |
Введение в курс |
1 |
|
2 |
Проценты. Основные понятия |
1 |
|
3 |
Проценты. Решение несложных задач. |
1 |
|
4 |
Решение задач на проценты |
1 |
|
5 |
Скидки. Решение задач |
1 |
|
6 |
Скидки или дисконт? Решение задач. Выбор оптимального варианта. |
1 |
|
7 |
Решение задач на пропорциональность (прямая и обратная) |
1 |
|
8 |
Увеличение величины Х на а% - Х*(1+а/100). Решение задач |
1 |
|
9 |
Уменьшение величины Х на а% - Х*(1-а/100). Решение задач |
1 |
|
10 |
Нахождение процента от числа. Решение задач |
1 |
|
11 |
Нахождение числа по известному проценту. Решение задач |
1 |
|
Модуль 2 «Банк и банковские продукты» |
5 |
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт |
|
12 |
Что такое банк. |
1 |
|
13 |
Простейшая модель банковской системы |
1 |
|
14 |
Банковские продукты. |
1 |
|
15 |
Банковские услуги |
1 |
|
16 |
Страхование жизни. Решение задач на нахождение стоимости страхового полиса |
|
|
|
|
ведения конструктивного диалога;групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; |
Модуль 3 «Вклады» |
6 ч |
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. |
|
17 |
Вклад. |
1 |
|
18 |
Простые проценты |
1 |
|
19 |
Взаимоотношения банквкладчик |
1 |
|
20 |
Дата начисления процентов, период начисления процентов. Решение задач |
1 |
|
21 |
Проценты, процентные деньги. Решение задач |
1 |
|
22 |
Арифметическая прогрессия. |
1 |
|
Модуль 4 «Кредиты» |
7 |
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; |
|
23 |
Основные понятия и определения: банк, заемщик, кредит, кредитор. |
1 |
|
24 |
Взаимоотношения банкзаемщик. |
1 |
|
25 |
Дата погашения кредита, дата начисления процентов. |
1 |
|
26 |
Период начисления процентов, процентные деньги. |
1 |
|
27 |
Сумма кредита: основная сумма долга, оставшаяся сумма основного долга, проценты. |
1 |
|
28 |
Период кредитования, процентная ставка, начисляемые проценты. Выгода банка. |
1 |
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; |
29 |
Каникулы по кредиту. |
1 |
|
Модуль 5. «Бюджет семьи». |
6 |
•использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; •применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; |
|
30 |
Затраты на услуги (вода, газ, тепло, канализация и др.) |
|
|
31 |
Решение задач по затратам на услуги |
|
|
32 |
Затраты на питание, одежду, отдых. |
|
|
33 |
Решение задач по затратам на питание, одежду, отдых. |
|
|
34 |
Экономическая культура. |
|
|
35 |
Итоговое занятие: польза изучения курса. |
|
4. Тематическое планирование, 11 класс
№ урока |
Тема урока |
Кол- во часов |
Содержание реализации воспитательного потенциала урока с учётом рабочей программы воспитания. |
Модуль 1 «Проценты» |
6 |
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; |
|
1 |
Чтение и анализ данных, представленных в виде графиков, диаграмм и таблиц. |
1 |
|
2 |
Чтение и анализ данных, представленных в виде графиков, диаграмм и таблиц. Практическая работа. |
1 |
|
3 |
Текстовые арифметические задачи на товарно-денежные отношения. |
1 |
|
4 |
Текстовые арифметические задачи на несложные проценты. |
1 |
|
5 |
Текстовые арифметические задачи на сложные проценты. |
1 |
|
6 |
Практическая работа «Текстовые задачи на проценты» |
1 |
|
Модуль 2 «Банк и банковские продукты» |
4 |
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;групповой работы или работы в парах, которые учат |
|
7 |
Вклады. |
1 |
|
8 |
Кредиты. |
1 |
|
9 |
Услуги коммерческих банков. |
1 |
|
10 |
Государственный или коммерческий банк? |
1 |
|
|
|
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; |
Модуль 3 «Вклады» |
12 |
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; |
|
11 |
Вклады. |
1 |
|
12 |
Сумма вклада. Основная сумма вклада. |
1 |
|
13 |
Процентная ставка по вкладу. Решение задач., , простые проценты, сложные проценты, выручка |
1 |
|
14 |
Начисляемые проценты по вкладу. Решение задач |
1 |
|
15 |
Доход по вкладу. Решение задач |
1 |
|
16 |
Простые проценты |
1 |
|
17 |
Сложные проценты. |
1 |
|
18 |
Решение задач по вкладам. |
1 |
|
19 |
Геометрическая прогрессия. |
1 |
|
20 |
Вклады и способы начисления процентов. |
1 |
|
21 |
Вклад «Выгодный»: условия. |
1 |
|
22 |
Выбор вклада из действующих в СББ России. |
1 |
|
Модуль 4 «Кредиты» |
8 |
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;групповой работы или работы в парах, которые учат |
|
23 |
Платежи и их виды. |
1 |
|
24 |
Дифференцированные платежи. |
1
|
|
25 |
Равномерные платежи суммы основного долга (дифференцированные платежи); |
1 |
|
26 |
«Аннуитетные платежи» |
1 |
|
27 |
Равные платежи по кредиту (аннуитетные платежи) |
1 |
|
28 |
Формирование графика платежей по кредиту, включающие расчеты. |
1 |
|
29 |
Методы решения задач: метод двух карманов, описательный метод. |
1 |
|
30 |
Анализ графика реальных платежей по кредиту. |
1 |
|
|
|
|
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; |
Модуль 5. «Бюджет семьи». |
4 |
•использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; •применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; |
|
31 |
Правила ведения домашнего хозяйства, семейного бюджета. |
1 |
|
32 |
Ипотечное кредитование. |
1 |
|
33 |
Потребительские кредиты. |
1 |
|
34 |
Итоговое занятие: польза изучения курса. |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.